--PAGE_BREAK--федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль над их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.
Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993г.)
глава государства
Президент РФ
Исполнительная власть Законодательная власть Правительство РФ Федеральное Собрание – парламент РФ
Совет федерации Государственная Дума Судебная власть
Конституционный суд Верховный суд Высший арбитражный суд
Приватизация. Полным ходом шел грабеж не только бывших граждан первого в мире социалистического государства, но и бывшей социалистической собственности. Назвали этот процесс – приватизацией.
Становление рыночных механизмов в экономике не возможно без разгосударствления большей части народного хозяйства, акционирования предприятий. У нас же приватизация государственной собственности приняла уродливые, зачастую откровенно бандитские формы что только усугубило падение промышленного производства: за редчайшим исключением предприятия так и не получили эффективного управления, основные фонды беспощадно разворовывались, иностранные компании целенаправленно банкротили российских производителей для устранения конкурентов. Сейчас можно сказать, что именно те методы и способы приватизации которые использовались правительством вызвали невиданный до этого разгул преступности и коррупции.
3а годы реформ Россия избавилась от ежегодных субсидии и других льгот бывшим советским республикам порядка 50 млрд. долл., от содержания наших клиентов в СЭВ и в «третьем мире» — еще порядка 25 млрд. долл. в год, расходы на оборону за это время сократились в 3—4 раза, средняя заработная плата работающим снизилась минимум в 2 раза, а пенсии — в 3 раза, налоговое бремя на предприятия, на экономику в целом возросло примерно в 2 раза — и куда все это ушло? А вместе взятое это куда как больше, чем весь нынешний годовой бюджет страны
Ответ-то на самом деле все мы знаем — ушло на беспардонное обогащение «новых русских» и коррумпированных чиновников, на бегство капиталов за границу (как минимум 150 млрд. долл.), на льготы и привилегии различным воровским и полуворовским организациям и пр., и пр. К примеру, одни только освобождения от таможенных сборов на импорт спиртного и сигарет для этих организации в течение нескольких лет составляли 5—6 млрд. долл. в год.
Теневая экономика. По оценкам экспертов уже 40-45% всей нашей экономики ушло в «тень», т.е. в полностью неналоговую сферу, от которой бюджет не имеет ничего. К этому еще можно добавить упорную, длительную, ничем разумным не объяснимую вражду правительства реформаторов к основному источнику налогов во всем мире, а так же основе для формирования среднего класса – мелкому и среднему бизнесу, во многом обеспечившему в последние два десятка лет такой феноменальный экономический рост такому гиганту как Китай.
Либерализация цен. Либерализация цен вызвала безудержный рост цен, при фактическом замерзании зарплат, хлынувший из-за рубежа, зачастую второсортный товар, душил отечественного производителя.
В повседневные разговоры россиян вошли такие экономические термины как инфляция, курс валют, дивиденд, дефолт.
Полным ходом шло и идет имущественное расслоение населения Российской Федерации на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне практически полного отсутствия среднего класса. В среднем разница между доходами самых бедных и самых богатых доходит до 26 раз (в Москве до 48). Для кого-то жизнь нормальная, когда есть тарелка супа в день, а для кого-то – когда можно позволить купить третью машину на семью.
Снижение общего жизненного уровня. В Центре уровня жизни Академии труда считают, что для нормальной жизни нужно получать, по крайней мере, 500 долл. Именно столько составляет минимальная зарплата в Греции, Португалии и т.д. (в развитых странах она примерно в 2 раза выше).
В Комитете Госдумы по труду и социальной политике считают, что нормальный заработок – если на питание уходит меньше 60%.
Народ же в большинстве своем ни о чем подобном и не помышляет. По Санкт-Петербургу статистика утверждает, что душевой доход петербуржца позволяет ему купить 1,6 набора прожиточного минимума. То есть на еду уже хватает на остальное – нет. Приблизительно так живут в 72 регионах из 89. Еще хуже в 12.
Стремясь хоть как-то сохранить свои сбережения от инфляции, и не доверяя государственным кредитным учреждениям типа Сбербанка уже обманувшего своих вкладчиков в 1992 г. люди стали обращаться во вновь создаваемые коммерческие учреждения, ориентированные на сбор денег и выплату солидных процентов по ним.
Пользуясь пробелами в российском законодательстве, а иногда и явным попустительством властей, используя агрессивную рекламу в СМИ хозяева, новоиспеченных фондов, финансовых компаний, банков аккумулировали огромные средства миллионов российских граждан и благополучно исчезли с ними, не забыв перед этим оформить на себя недвижимость за рубежом и новое гражданство.
Чеченская война. Чеченская война была, пожалуй, одной из самых страшных страниц в жизни России в последнем десятилетии двадцатого века. Проблемы на Кавказе — границе православия и ислама — существовали всегда, и не в первый раз Россия была втянута в столь кровопролитную, жестокую и ненужную войну. Поддавшись влиянию своего ближайшего окружения и поверив военному командованию, которое убедило президента в быстрой и малоболезненной победе, Ельцин издает указ о вводе войск в Чечню, совершив, наверное, самую грубую из всех своих ошибок, которая обернулась огромным количеством тяжелейших последствий.
Во-первых, погибло много людей, среди которых не только российские военнослужащие, но и гражданское население, в том числе дети, женщины и старики. До сих пор не установлено точное число погибших и есть семьи, которые все еще продолжают искать своих родственников.
Во-вторых, Россия понесла большие материальные потери. Война, требующая постоянных вливаний, отнимала весьма существенную часть бюджета страны.
В-третьих, в этой войне не оказалось ни победителей, ни побежденных. До сих пор не существует стабильности в этом регионе, ни военной, ни политической, ни социальной.
Проблемы, возникшие вокруг Чечни можно было вполне решить мирным способом. Как удачное решение экономико-национальных проблем, можно привести пример республики Татарстан, которой были предоставлены более широкие экономические и политические права, за счет чего она осталась в составе Российской Федерации, как республика с более расширенным автономным управлением. В то же время Россия сохранила значительные запасы нефти, находящиеся на территории этой республики.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ.
Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.
Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.
Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.
Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.
Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешен-ностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.
Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.
Заключение.
Если оценивать «Эпоху Ельцина», то эти оценки будут достаточно критичными — у Ельцина были ошибки и это надо признать. Да, ошибок было много, но с другой стороны Борис Николаевич великий человек, который смог перевернуть всё государство- целую Россию.
А конец этой эпохе настал 31 декабря 1999 года, во время трансляции новогоднего поздравления.