Эволюция политического строя странсеверной Европы в первой половине XX столетия
Североевропейскийрегион, в состав которого входят Скандинавские страны (Швеция, Дания, Норвегияи Исландия) и формально нескандинавская Финляндия, представляет собой в нашидни одну из наиболее развитых во многих отношениях частей нашей планеты. Вовсех государствах здесь удалось добиться очень высокого уровня и качестважизни, высоких показателей валового национального продукта на душу населения.Здесь существует развитая рыночная социально-ориентированная экономика. Неслучайно, «шведская», или «скандинавская» модель часто используется вдискуссии, когда обсуждается проблема создания условий для ускоренногоразвития. Это вполне понятно, так как еще в XIX веке североевропейский регион,сравнительно с другими странами континента, считался многими довольно бедной иотсталой окраиной Европы. Однако уже в последние десятилетия
XIXв. многие внимательные наблюдателиотмечали несомненный экономический и социальный прогресс стран Северной Европы:регион уже стал бесповоротно на путь модернизации. Здесь уже прошлапромышленная и аграрная революции, с соответствующими изменениями в социальнойстратификации (возникновение вместо прежних сословий новых социальных классов).Прежнее традиционное общество с его преимущественно аграрным населениемсменилось новым обществом. В странах Северной Европы вовсю шла урбанизация.Железные дороги, пароходы, телеграф, а к концу века и телефон произвелиподлинную революцию в средствах сообщения и связи. Североевропейская наука, ужес XVII-XVIII вв. занимавшая важное место в мировой науке, к началу
XXстолетия стала непосредственнойпроизводительной силой. Многие достижения шведской, датской и норвежской наукишироко использовались в хозяйстве.
Однойиз причин достижений североевропейских стран была постепенная ипоследовательная демократизация политического строя, начавшаяся еще в XIX в.,когда в странах региона утвердились начатки демократической системы, ипроводившаяся на протяжении всей первой половины XX в. Главным было то, что вшироких слоях народа уже в средние века утвердились идеи правосознания,святости и незыблемости закона.
Политическаякарта североевропейского региона конца XIX — начала XX в. несколько отличаласьот современной, хотя и не столь существенно, как, к примеру, в XVII-XVIII столетиях,когда здесь существовали только два многонациональных государства, двемини-империи, традиционно именуемые Швеция и Дания. Именно в XIX в. на СевереЕвропы на заключительной стадии наполеоновских войн началась перестройкаполитической карты региона, которая в конечном счете и создала нынешний егооблик. В результате последней в истории русско-шведской войны 1808-1809 гг.Швеция потеряла принадлежавшую ей с XII в. Финляндию, которая была присоединенак Российской империи как автономное Великое княжество. В 1814-1815 гг. Швецииудалось взамен отнять у Дании давнее владение датских королей из династииОльденбургов — Норвегию. Наследственные же заморские владения норвежской короны(Исландия, Фарерские о-ва и Гренландия) остались за Данией.
Так,на Севере Европы, с 1814 г. существовало довольно большое в территориальномотношении двуединое государственное образование «Соединенные королевства Швецияи Норвегия», где каждое из входивших в него государств — Швеция и Норвегия —имели свою территорию, столицу (Стокгольм и Кристиания), конституцию (в Швеции— 1809 г., а в Норвегии — 1814 г.) парламент (в Швеции — риксдаг, в Норвегии —стортинг), правительство, армию, полицию, государственную символику (флаг игерб) и т.п. Объединяющими оба государства была прежде всего личная уния, общийкороль, принятый еще в 1814/1815 гг. особый документ, Риксакт, определявшийусловия этой унии, и общая внешняя политика. В этом и была неравноправностьпартнеров по унии, так как общий король был королем шведской династии, а общееминистерство иностранных дел, где министрами всегда были шведы, находилось вСтокгольме.
КоролевствоДанию, после утраты Норвегии, через полстолетия ждал еще один удар. Врезультате войны 1864 г. с германскими государствами датские короли потерялисвое давнее владение на Севере Германии — герцогства Шлезвиг и Голынтейн,населенные преимущественно немцами. При этом под властью вскоре образовавшейсяГерманской империи оставалось около 200 тыс. датчан, населявший СеверныйШлезвиг, или Южную Ютландию, как предпочитали называть этот район в Дании. В 1874 г. ограниченная автономия была предоставлена Исландии.
Кначалу XX столетия Финляндия, которая на протяжении столетий была составнойчастью Шведского королевства, но в 1808-1809 гг. перешла под скипетр российскихимператоров, в качестве автономного Великого княжества Финляндского,сохранившего прежние, шведские, закон. Именно тогда Финляндия обрела своюгосударственность, став своеобразным конституционным анклавом в составе самодержавнойРоссийской империи.
Политическийстрой североевропейских стран к началу XX в. можно определить какконституционная ограниченная монархия, даже в Великом княжестве Финляндском. ВШвеции действовала принятая в 1809 г. конституция, вводившая разделениевластей, и дававшая ряд гражданских свобод. В 1865/1866 г. архаичныйче-тырехсословный шведский риксдаг был заменен двух палатным парламентом,сохранившим то же название. Все же модернизация была не полной, так каксохранялись существенные, прежде всего имущественные ограничения визбирательном праве, активном и пассивном, так что значительная часть населениястраны оставалась лишенной права выбора в законодательный орган и местныеорганы самоуправления. В Норвегии действовала, и продолжает действоватьЭйдсволлская конституция 17 мая 1814 г. с внесенными 4 ноября 1814.дополнениями, которая по тогдашним меркам была самой демократической в Европе.С 1884 г. в Норвегии вошел в действие принцип парламентской ответственностиправительства, когда кабинет формировался, как правило, представителямипобедившей на выборах партии или блоком партий, имевших большинство впарламенте.
Даниявплоть до 1848-1849 гг. сохраняла своеобразный конституционно-абсолютистскийстрой, где самодержавие было установлено конституционными законами еще в XVIIв. В качестве конституции действовал так называемый «Королевский закон» (Kongelove),подписанный королем Фредериком III в 1665 г., но фактически вступившим в силу в 1670 г., при восхождении на трон Кристиана V. Абсолютизм сохранялся в Даниивплоть до потрясений 1848-1849 гг., когда в ходе революции здесь была принятадовольно демократическая по тем временам конституция, правда, несколькореформированная в консервативном духе в 1860-х годах. «Фолькетинг», нижняяпалата парламента — «Ригсдага» — обладала большими полномочиями в областизаконодательства и налогообложения, но не влияла на формирование кабинета.
Важнейшейчертой складывания гражданского общества и демократической политической системыв странах Северной Европы была самоорганизация общества, что проявлялось к 1900 г. в создании огромного множества различного рода союзов, ассоциаций и объединений, такназываемых «организаций по интересам» (по-норвежски — interesseorganisasjoner) —политических, религиозных, женских, профессиональных, просветительских,любительских, спортивных и т.п. Составной частью этого многогранного процессабыло формирование многопартийности — образование политических партий,отражавших социальные и групповые интересы различных слоев и групп общества. Вцентре политической борьбы все больше оказывались выборы в представительныеучреждения, как общегосударственные, парламенты, так и в региональные иместные.
Ужек началу XX в. во всех странах Северной Европы сложилась разветвленная системасредств массовой коммуникации и информации в виде журналов и прежде всегогазет, причем не только общенациональных, но и региональных и местных. Причемуже в XIX в. многие газеты и журналы имели отчетливо выраженную политическуюокраску, что было связано с тем, что здесь активно шел процесс формированиямногопартийной политической системы.
Политическиепартии в странах Северной Европы складывались во второй половине XIX в. двумяпутями — сверху, когда в парламентах группировались депутаты, и снизу, когдаполитически активные граждане объединялись на местах и затем уже принималиучастие в предвыборной борьбе. Так в Норвегии в 1884 г. конституировались как общегосударственные консервативная партия «Хёйре» («правые») илиберально-демократическая партия «Венстре» (левые). Аналогичные процессыпроходили в Дании, где на политической арене действовали партии под такими же,как в Норвегии названиями.
ВШвеции же политическая борьба в последние десятилетия в иной плоскости: вокругтаможенной политики, и лишь в начале XX века здесь сформировалиськонсервативная и либеральная партии.
Кначалу XX столетия все более серьезным фактором становилось организованноеполитически рабочее движение. К 1900 г. во всех странах Северной Европы ужесформировались социал-демократические партии — Социал-демократическая рабочаяпартия Швеции (1889), Социал-демократическая партия Дании (1876), Норвежскаярабочая партия (1887). Эти социал-демократические партии в начале XX века ужебыли довольно массовыми организациями. Так, Социал-демократическая партия Даниив 1901 г. имела 210 объединений с 30 тыс. членов.
Особоеместо в Северной Европе занимала Финляндия, входившая с 1808-1809 гг. в составРоссийской империи как авто номное Великое княжество. Российский император былвеликим князем финляндским. При присоединении Финляндии Александр I нераспространил на нее российские порядки. Здесь вплоть до начала XX в. формальновсе еще действовали шведские конституционные законы 1772 и 1789 гг. Финляндияобладала многими атрибутами государственности — собственное правительство,Сенат, собственное законодательство, денежная система, почтовая марка, и дажефлаг. С 1863 г. по решению Александра II в центре страны Гельсингфорсе сталрегулярно созываться четырехсословный сейм (дворянство, духовенство,бюргерство, крестьянство) в котором формировались политические группировки —партии.
Процессформирования многопартийности шел в Великом княжестве Финляндском с 1860-хгодов, где на него на свой отпечаток накладывал как двуязычный состав населения(примерно 11% процентов населения страны имели родным шведский язык), так иподчиненность Российскому императору. К началу XX века основными политическимипартиями здесь была Финская (или Старофинская партия), Младофинская партия,Шведская партия.В 1899 была образована Рабочая партия Финляндии,которая была организована лучше буржуазных партий и фактически была первойсовременной национальной партией. В 1903 г. РПФ была переименована в Социал-демократическую партию Финляндии (СДПФ).
Послетого, как в 1899 г. царизм начал наступление на автономные права Великогокняжества Финляндского, с целью распространить на него порядки Российскойимперии, в партийно-политическую структуре произошли важные изменения.Старо-финны в основном выступили за политику соглашения с царизмом, надеясьтаким образом отстоять автономию и национальное существование страны.Младофинны и шведскоязычные либералы, которых поддержала небольшая группировка,выделившаяся из Финской партии, выступили за проведение пассивногосопротивления царизму (срыв различных мероприятий властей, противоречившихосновным законам Финляндии, подачу массовых петиций и др.) Их лидерысформировали так называемый Конституционный блок, именуемый иногда партиейпассивного сопротивления. Для координации и руководства практическимимероприятиями был создан руководящий подпольный центр сопротивления, принявшийназвание «Кагал».
В1904 наиболее радикальными деятелями финляндского сопротивления, неудовлетвореннымипассивным характером борьбы, была образована действовавшая в подполье «Партияактивного сопротивления Финляндии» (ПАСФ), выступавшая за вооруженные методыборьбы, вплоть до террора, вдохновляясь примером российских эсеров.
В1905, когда в России началась революция, революционные события захватили иФинляндию. После всеобщей забастовки в октябре-ноябре 1905, Николай II былвынужден своим манифестом отменить все нарушавшие основные законы Финляндииуказы, принятые с 1899, и согласиться на демократические преобразованияполитического строя. Сословия сейма добровольно и единодушно отказались отсвоих прав, приняв в 1906 г. решение о создании однопалатного парламента ипредоставив всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании всемдостигшим 24-летнего возраста гражданам обоего пола. Именно в Финляндии женщиныполучили избирательные права. Численность избирателей увеличилась со ста тысячдо миллиона.
1906-1907годы стали периодом подготовки выборов парламента по системе пропорциональногопредставительства и быстрого переоформления старых и оформления новыхполитических партий, превратившихся в общенациональные организации, имевшиеопубликованные программы, оформленное партийное руководство и фиксированное членство.В этот период была окончательно заложена основа современной многопартийнойсистемы. Значительно выросли ряды СДПФ, достигнув пика в 100 тыс. членов воктябре 1906. В октябре-декабре 1906 г. была создана партия зажиточногосельского населения, в основном провинций Эс-терботтена и восточной Финляндии,называвшаяся сначала Союз сельского населения Финляндии, а с 1908 — Аграрныйсоюз АС).
Финскаяпартия (старофинны) уже весной 1905 г. создала комитет по разработке партийнойпрограммы, которая была принята на конференции в октябре 1906 г. Старофинны первыми среди буржуазных партий занялись организацией руководства партией,возглавляемого постоянным партийным секретарем. Младофинны приняли своюпрограмму в декабре 1906 г. Имевшая большинство в двух палатах сословного сеймаШведская партия с введением однопалатного парламента утратила господствующиепозиции, и окончательно превратилась в политическую группировку, выражающуюинтересы шведскоязычного меньшинства (в то время 11% населения). Она обратиласьк сельскому шведскоязычному крестьянству юга и юго-запада страны и утратилахарактер преимущественно консервативной элитарной партии бюрократии, буржуазиии интеллигенции. Партия в мае 1906 г. приняла новое название — Шведскаянародная партия (ШНП) и партийную программу.
Вмарте 1907 состоялись первые в истории Финляндии выборы в бессословныйоднопалатный парламент на многопартийной основе (Приняло участие 69% имевшихправо голоса в сельской местности, и 72,7% — в городах). Затем выборы проходилив 1908, 1909, 1910, 1911, 1913, 1916 и 1917. С мая 1907 г. этот парламент начал свою работу, но в условиях поражения революции и реакции власть его былазначительно сужена, так как царизм начал новое наступление на права финнов, взначительной степени ликвидировав автономию Великого княжества.
Однойиз основ утверждения демократических порядков в странах Северной Европы, преждевсего у шведов, стал отказ уже в XIX в. от великодержавных амбиций.
Важнейшимшагом на пути утверждения демократических порядков стал разрывшведско-норвежской унии в 1905 г., когда скандинавы, прежде всего шведы, сумелипреодолеть великодержавный синдром и согласиться на мирное урегулированиеконфликта. Решение стортинга о разрыве унии было подтверждено всенароднымплебисцитом, когда только 184 человека проголосовало за сохранение унии соШвецией. Так же демократическим путем, всеобщем референдумом в ноябре 1905 г. было принято решение о сохранении монархической формы правления. За монархию проголосовало260 тыс., против — 70 тыс.
Первыедесятилетия XX века стали для стран Северной Европы периодом демократическихреформ, которые постепенно изменяли существующий политический строй. Главнымздесь было расширение избирательного корпуса, достигавшееся прежде всего путемснижения различных цензов. В Швеции новая реформа избирательного права была вначале века самым актуальным политическим вопросом. Конечно, рост доходовнаселения расширял число избирателей, но все же в начале века право избирать вовторую палату имела только примерно 25% всех взрослых мужчин. Ведущими силами,выступавшими за дальнейшую демократизацию были созданная в 1900 г. парламентская Объединенная либеральная партия, которую поддерживали многочисленные народныедвижения, различные оппозиционные официальной церкви религиозные группы, весьмавлиятельное в стране трезвенническое движение, и набиравшие силусоциал-демократы. Массовой опорой Объединенной либеральной партии сталовнепарламентское так называемое «Объединение свободомыслящих», образованное в 1902 г., которое представляло средние слои города, интеллигенцию, служащих, часть крестьян и даженаиболее квалифицированных рабочих. Фактическим лидером либерального движениястал известный стокгольмский адвокат и депутат второй палаты Карл Стааф. В программуего входило введение всеобщего избирательного права во вторую палату для мужчини с цензовыми ограничениями, которые отстраняли от выборов самую бедную частьнаселения, и также смягчение неравенства на коммунальных выборах. Либералыблокировались с социал-демократами, которые в своих программных требованиях шлигораздо дальше. Именно СДРПШ сделала основным лозунгом требование введениявсеобщего избирательного права. В мае 1902 г. социал-демократы организовали даже всеобщую политическую забастовку в поддержку этого требования, в которойприняло участие около 120 тыс. промышленных рабочих.
Навыборах во вторую палату в сентябре 1902 г. либеральная партия получила впервые большинство (107 вместо 92), опередив консервативную партию. Успехсоциал-демократов, добившихся 4 мандатов вместо прежнего одного, был скромнее.В шведском обществе все более отчетливо происходило осознание необходимостиполитических реформ, что понимали и наиболее дальновидные консерваторы. Неудачана выборах заставила их изменить тактику и начать всерьез бороться за голосаизбирателей. В 1904 г., следуя примеру либералов, они создали внепарламентскуюмассовую организацию «Всеобщий союз избирателей», и в том же 1904 г. находившийся у власти консервативный кабинет внес в риксдаг свой законопроект избирательнойреформы. Консерваторы соглашались ввести всеобщее избирательное право,естественно с некоторыми ограничениями и изменить систему с мажоритарной напропорциональную. Последнее было вызвано опасениями вообще лишитьсяпредставительства во второй палате при сохранении мажоритарной системы, засохранение которой выступали теперь либералы и социал-демократы.
Новыевыборы в сентябре 1905 г., проходившие на фоне разрыва унии с Норвегией иразгоравшейся в России революции, дали сторонника радикальных политическихпреобразований серьезную победу. Либералы получили 103 мандата, асоциал-демократы — 13. Регент страны, наследный принц Густав (король Оскар IIбыл тяжело болен) в ноябре 1905 г. дал лидеру Либеральной партии Карлу Стаафупоручение сформировать правительство.
Началсяновый виток в политических баталиях за избирательную реформу. В февралелиберальное правительство предложило свой законопроект, фактически лишьненамного демократичнее предложений консерваторов. Однако после того как перваяпалата провалила проект реформы, Карл Стааф ушел в отставку. Усилились иразногласия между либералами и социал-демократами, критиковавшимиправительственный законопроект слева. Вновь в
Швециик власти пришел весьма консервативный кабинет во главе с крупнымпредпринимателем и адмиралом запаса А. Лидманом. С одной стороны Лидман открытопровозгласил необходимость возрождения сильной королевской власти и борьбы ссоциал-демократией. С другой, будучи реалистом, он поспешил представить свойпроект парламентской реформы, предложив реформировать верхнюю, первую палату.Суть проблемы была в том, что либералы и социал-демократы в качестве конечнойцели видели вообще ее упразднение, а Лидман и другие трезвомыслящиеконсерваторы, наоборот, стремились сохранить эту палату в качестве оплотавлияния верхушки общества. В 1907 г. риксдаг наконец то пришел к компромиссу —правительственный проект был одобрен, хотя верхняя палата и не очень скрывала,что идет на его принятие как на меньшее зло. Для того, что проект стал законом,по конституции требовалось его одобрение следующим составом риксдага, что ипроизошло в 1909 г. Парадокс был в том, что против этой реформы голосовали содной социал-демократы и некоторые левые либералы, считавшие ее недостаточной,а с другой наиболее твердолобые консерваторы, выступавшие вообще против всякихновинок.
Реформавошла в силу с 1909 г. Теперь активное избирательное право было предоставленовсем мужчинам, но с некоторыми ограничениями. Был несколько повышен возрастнойценз (с 21 года до 24). Кроме того, вводились несколько условий для участия ввыборах: уплата налогов в течение трех лет, сохранялся ценз оседлости. Этим отвыборов были отстранены самые бедные слои общества. На выборах в обе палаты, атакже в местные представительные органы — ландстинги и собрания городскихуполномоченных в крупных городах — вводился пропорциональный принцип вместопрежнего, мажоритарного. Было сокращено неравенство при выборах коммунальныхорганов. Несколько был понижен имущественный ценз для избрания в первую палату.Этим численность избирателей выросла в Швеции почти вдвое.
Важнымшагом на пути демократизации стали политические реформы в Дании 1908 г., которые ликвидировали сохранявшееся до сих пор неравенство на местных выборах ипредоставившее право голоса женщинам и батракам. В 1913 г. умеренные «Венс-тре» уступили правительство радикалам, после того как те вместе ссоциал-демократами завоевали большинство в фолькетинге. Летом 1915 г. консерваторы «Хёйре» потеряли большинство в верхней палате, ландстинге. Это создало основудля конституционного закрепления демократии — 5 июня 1915 г. была принята 101 голосом против семи новая, пересмотренная в демократическом духе конституцияДании, острые дискуссии о чем велись с 1908 г. Окончательно упразднялись привилегии дворянства, было устранено всякое неравенство на выборах в верхнюю палату —ландстинг, право голоса на выборах в обе палаты получили женщины и прислуга,возрастной ценз на выборах в нижнюю палату — фолькетинг — был снижен с 30 до 25лет, но в верхнюю повышен — с 30 до 35 лет. При этом непрямой порядок выборов вверхнюю палату был сохранен. У короля было отнято право назначать 12 членов всостав ландстинга. Было увеличено число депутатов — фолькетинга с 114 до 140, аландстинга — с 66 до 72. Был введен следующий порядок измененияпредставительных органов. Выборы в фолькетинг должны были проводиться раз вчетыре года, а верхняя палата обновлялась постепенно в течение восьми лет.
Важнейшиеизменения произошли в Финляндии, которая вплоть до 1917 г. входила в состав Российской империи. В конце концов, в ходе новой российской революции, ужепосле большевистского переворота, 6 декабря 1917 г. парламент Финляндии провозгласил полную независимость страны. На рубеже 1917-1918 года.Совнарком признал независимость Финляндии.
Предполагалосьввести республиканскую форму правления. Однако положение в Финляндииосложнилось в конце января 1918 г., когда здесь началась рабочая революция.Власть в столице и южной части страны перешла в руки левых социал-демократов иконтролируемой ими Красной гвардии. С Финляндии началась гражданская война.После того как революция была подавлена финскими белогвардейцами и немецкимиинтервентами, чаша весов склонилась в пользу монархии. Парламент Финляндии,откуда были исключены составлявшие почти половину депутаты от СДПФ, выступил зато, чтобы на основе еще Формы правления 1772 г. избрать короля. Сначала выбор пал на младшего сына германского императора Вильгельма II, но после переговоров снемцами кандидатом на вновь создаваемы финляндский трон стал женатый на сестрекайзера принц Гессенский Фридрих Карл, которого парламент в начале октября 1918 г. даже успел избрать королем. Однако поражение Германии осенью 1918 г. побудило Фридриха Карла отказаться от предложенной ему короны, и летом 1918 г. избранный вновь парламент одобрил республиканскую форму правления с сильным президентом исильным парламентом. После обретения Финляндией независимости в конце 1917 иподавления рабочей революции в феврале-апреле 1918, произошла перестройкафинляндской партийной структуры. Внутри Шведской народной партии, оформилосьлевое крыло. Финская партия (старофинны), консервативное крыло Младофинскойпартии образовали консервативную Национальную коалиционную партию. Основная жечасть Младофинской партии, к которой примкнула Народная партия, сформировалаНациональную прогрессивную партию. Аграрный союз, партия крестьянства и отчастисредних слоев всей Финляндии, не только сохранился, но значительно усилился.
Однакодемократический строй в Финляндии оказался несколько урезанным. Дело в том, чтолеворадикальные силы, левое крыло Социал-демократической партии, возглавлявшиереволюцию, создали в Москве в августе 1918 г. Коммунистическую партию Финляндии, провозгласившую своей целью свержение демократического строя и установление«диктатуры пролетариата». Партия, проводившая свою деятельность с территорииСоветского Союза, пользовалась некоторым влиянием, особенно среди рабочеймолодежи, создав разветвленную подпольную сеть внутри страны. Это потребовалоограничение демократических порядков, что существенно влияло на всювнутриполитическую жизнь в стране, и это положение просуществовало вплоть доконца второй мировой войны.
Важнейшейступенью в модернизации политического строя стран Северной Европы сталидемократические преобразования 1917-1920-х годов, происходившие не без влиянияреволюционных событий в Восточной и Центральной Европе — крушения Российской, азатем Германской и Австро-Венгерской империй. Если в Дании новая конституциябыла принята как бы в превентивном порядке, в 1915 г., то для Норвегии и в значительно большей степени для Швеции эти бурные годы оказалисьвременем важных политических перемен.
Вдекабре 1918 г. по инициативе социал-демократов чрезвычайная сессия шведскогориксдага приняла правительственный законопроект о демократизации избирательногоправа. С 1921 г. в Швеции наконец вводилось всеобщее и равное избирательноеправо, причем женщины, у который уже было право участвовать в коммунальныхвыборах, теперь получили возможность избирать и быть избранными в парламент.Вводилось равенство избирателей на выборах в коммунальные органы власти внезависимости от размеров имущества. Уступкой консерваторам стало повышениевозрастного ценза на коммунальных выборах (с 21 до 23), а на выборах вландстинги — до 27 лет. Лишались избирательных прав лица, получавшие пособия победности, находившиеся под опекой, банкроты и т.п. Был также сохранен высокийимущественный ценз для кандидатов в депутаты первой палаты риксдага, что былоотменено только в 1933 г. Исландия, которая пользовалась с 1874 г. автономией под властью Дании, с 1918 г. была объявлена суверенным королевством, находящимся вличной унии с Данией.
Вдвадцатых — тридцатых годах в странах Северной Европы были довольно активны каклеворадикальные, так праворадикальные течения (коммунисты, анархисты, фашисты,национал-социалисты), однако нигде, даже в Финляндии, их влияние не былозначительным.
Важнуюроль здесь сыграла социал-демократия, представители которой пришли к власти вШвеции, Дании и Норвегии в середине 1930-х гг. Первый социал-демократическийкабинет под руководством А.М.Т. Стаунинга функционировал в Дании в 1924-1926гг. В 1929 г. Стаунинг вновь вернулся к власти, сохраняя пост премьер-министравплоть до своей кончины в 1942 г. С мая 1945 г., после освобождения Дании от немецкой оккупации, в стране было социал-демократическое правительство (премьерВ.Буль), но уже в ноябре СДПШ утратила правительственную власть. Вернуться квласти датским социал-демократам удалось лишь в 1947 г., да и то только до 1950 г. Кабинет возглавил социал-демократический лидер Х.Хедтофт.
ВШвеции социал-демократы вошли в правительство страны еще в 1917-1920 г., затем в том же 1920 г. лидер СДРГГШ Ялмар Брантинг возглавил кабинет. Позже в 20-х гг.дважды, в 1921-1923 гг. и в 1924-1925 гг. он снова становилсяпремьер-министром. В 1925 г. после кончины Брантинга, его сменил на этом постуРиккард Сандлер, сохранявший власть вплоть до 1926 г. Вернулись социал-демократы к власти лишь в кризисном 1932 г., когда премьером стал Пер Альбин Ханссон. Он был руководителем шведского правительства, с кратким перерывом в 1936 г., вплоть до своей кончины в 1945 г. В 1936-1939 г. социал-демократы руководили правительствомв коалиции с Крестьянским союзом, а с началом второй мировой войны в Швециибыло создано коалиционное правительство, куда вошли все серьезные политическиепартии, кроме коммунистов. После войны социал-демократы единолично входили вправительство, возглавлявшееся теперь Таге Эрландером.
ВНорвегии, где Норвежская рабочая партия была гораздо более радикальной, чемсоциал-демократы Швеции и Дании, первый их кабинет был сформировано только в 1927 г., да и то на несколько недель. Окончательно НРП пришла к власти в 1935 г., когда был сформирован кабинет Юхана Нюгорсволла. В апреле 1940 г., когда страна подвергалась нападению Германии, в Норвегии был сформирован коалиционныйкабинет (премьер Ю.Нюгорсволл), который после оккупации страны эмигрировал вЛондон, где действовал как законное правительство Норвегии вплоть до окончаниявойны и оккупации. В июне 1945 г. в освобожденной Норвегии было сформированоновое коалиционное правительство, куда вошли даже представители норвежскойкомпартии и которое возглавил новый руководитель НРП Эйнар Герхардсен,остававшимся премьером вплоть до 1951 г. Уже в конце 1945 г. коммунисты оставили правительство, которое теперь было однопартийным.
В1920-х во всех странах Северной Европы, как и в других европейских странах,появляются и активно действуют праворадикальные движения, которые часто можноохарактеризовать как фашистские, нацистские. Эти движения выступают, как правило,с патриотической и националистической, иногда расистской демагогическойриторикой, с антидемократических, антипарламентских позиций. Моделями длясевероевропейских фашистских и нацистских движений и партий служат какитальянский фашизм, так позже германский национал-социализм. Эти движения ипартии часто перенимают и внешнюю фашистско-нацистскую атрибутику: военнуюуниформу, знак свастики или близкие символы, как у норвежских нацистов, древнийвикинговский знак солнца. Несмотря на то, что в иногда, прежде всего в Норвегиии Финляндии первой половины 1930-х годов, эти партии и движения добивалисьнекоторого влияния, в целом же их политических вес оставался незначительным.Везде они были раздробленными, и часто враждовали друг с другом. Ни в однойстране, за исключением Норвегии периода второй мировой войны (см. ниже), этифашистские и нацистские движения и партии не получили сколько-нибудь серьезнойподдержки граждан страны. Правда, временами спекуляция на действительныхпроблемах, вызванных кризисом, и популистские предложения их решения приносилиэтим партиям и движению некоторые голоса на выборах, как это было в Финляндии в 1936 г. Демократические традиции уже настолько укрепились в странах СевернойЕвропы, что нигде праворадикальным и фашистским движениям не удавалосьсколько-нибудь прочно закрепиться в политических структурах, В частности, всевыборы демонстрировали незначительную электоральную поддержку правым радикалам.Приход Гитлера к власти, развязанный в Германии нацистский террор нанеслисильный удар по репутации нацистских единомышленников в странах СевернойЕвропы, где к середине 1930-х гг. они фактически оказались вытесненными изполитической жизни.
Стольже маловлиятельными были здесь и леворадикальные силы — коммунисты, левыесоциалисты, анархисты. Определенными исключениями здесь были Финляндия иНорвегия. В Финляндии даже после разгрома в 1918 г. революционного движения, созданная в 1918 гг. Коммунистическая партия продолжала пользоватьсяопределенным авторитетом среди части рабочего класса, но постепенно ее влияниеуменьшилось. Партией рабочего класса страны во все большей степени становиласьвоссозданная в том же 1918 г. умеренными социал-демократами во главе с ВяйноТаннером Социал-демократическая партия Финляндии. Норвежская рабочая партиябыла наиболее левой среди скандинавских социал-демократов. В 1918 г. к руководству НРП пришли радикальные силы. На следующий, 1919 год партия даже вступила вКоммунистический Интернационал, членом которого оставалась до декабря 1923 г., когда большинство партии, недовольное диктатом из Москвы и строгой дисциплиной, на съездеприняло решение выйти из Коминтерна, а меньшинство провозгласило созданиеКоммунистической партии. В Швеции еще в 1917 г. из рядов СДРПШ выделилась Социал-демократическая левая партия Швеции. В 1918 г. она вступила в Коминтерн,переименовавшись в 1921 в компартию. В Дании, где были сильны синдикалисты,леворадикальные силы делали попытки консолидироваться в 1918 г. В апреле была образована небольшая Социалистическая рабочая партия, очень скоро распавшаяся.В ноябре — Социалистическая партия Дании, которая в 1920 г. вступила в Коминтерн. Скандинавские компартии, кроме Норвегии, да и то лишь в середине 1920-хг., были небольшими по численности, маловлиятельными, подверженными постояннымрасколам, сменой руководства и внутренней борьбой. Социальной базой компартий Дании,Швеции и Норвегии были как маргинальные и малоквалифицированные слои рабочегокласса, так и леворадикальные представители интеллектуальной элитыскандинавских стран, оппозиционно настроенные к существующим капиталистическимпорядкам. Определенным мотивом прокоммунистических настроений у частиинтеллигенции были сначала экономический кризис начала 1930-х годов, а затемприход к власти в Германии нацистов. Молодые интеллектуалы видели альтернативув Советском Союзе. Сильный удар по этим просоветским настроениям наносилисначала коллективизация с ее страшными последствиями, затем «великий террор»1936-1938 гг., сближение Сталина с Гитлером в августе 1939 г. и, наконец, советско-финская зимняя война 1939-1940 гг. Компартия Финляндии, действовавшая взначительной степени в эмиграции, в Советском Союзе, оказалась жертвойсталинского террора 1936-1938 гг., когда почти все ее руководящие деятели,кроме нескольких человек, были репрессированы. К началу второй мировой войныэти партии превратились в малозначительные секты. Лишь участие коммунистов вдвижении сопротивления, когда в их ряды влились молодые силы, превратило их вопределенный политический фактор на несколько послевоенных лет, до началахолодной войны \
Скандинавскаядемократия выдержала испытания во второй мировой войне, когда Дания и Норвегиябыли оккупированы немцами, а Швеции удалось сохранить нейтралитет. Как ужеговорилось, социал-демократы смогли в целом сохранить правительственную власть.В нейтральной Швеции удалось создать и сохранить общенациональныйдемократический консенсус.
Лишьв Норвегии во время немецкой оккупации произошло возрождение норвежскогонацизма, когда Гитлер после некоторых колебаний поставил у власти в странеВидкуна Квислинга и его партию «Нашунал Самлинг» (НС). Немцы напалина Норвегию 9 апреля 1940 г., и к началу июня вся территория страны былаоккупирована. Законное правительство Норвегии во главе с премьеромНюгорсволлом, и король Хокон VII эвакуировались в Англию, где действовали напротяжении всей войны, до мая 1945 г. Видкун Квислинг провозгласил свою властьв Норвегии сразу же после захвата немецкими войсками Осло. После того каквыявилась его полная непопулярность, гитлеровцы пошли на создание из умеренныколлаборационистов Административный совет для управления оккупированнымитерриториями. В конце апреля 1940 г. в Осло прибыли в качестве рейхскомиссаравидный функционер НСДАП, бывший гауляйтер Рейнской области в Германии, И.Тербовен. Первое время гитлеровцы не спешили распространять на Норвегию«новый порядок» и поддерживали довольно мягкий режим. В странелегально продолжали действовать политические партии. В течение лета оккупантывели переговоры с президиумом стортинга о формировании коллаборационистскогоправительства и низложении короля Хокона VII. Однако после ставшего очевиднымпровала переговоров немцы начали демонтировать сохранявшиеся остаткидемократического строя. Они начали с запрета 16 августа Коммунистической партииНорвегии, руководство которой стремилось вписаться в политическую реальностьоккупации, надеясь на советско-германский пакт, и даже выдвинуло идею созданиярабоче-крестьянского правительства Норвегии. 25 сентября Тербовен объявил онизложении Хокона VII, о роспуске Административного совета, о прекращениипереговоров с представителями стортинга, о запрете всех политических партий, заисключением НС. Для управления страной создавался Совет Комиссаров в составе 13человек, из которых 9 были членами НС. Квислинг в это «правительство»формально не вошел, но был провозглашен «вождем нации». Фактически вНорвегии создавалось тоталитарное нацистское государство. Через год комиссарыбыли переименованы в «министров», а в начале февраля 1942 г. Квислинг был провозглашен «министром-президентом», т.е. главой правительства.Державшаяся на немецких штыках партия Квислинга, оставшаяся после 25 августа 1940 г. единственной легальной партией страны, сумела приобрести некоторую базу — уже к концу 1940 г. в ней уже состояло около 24 тыс. человек, а за всю войну в рядах НС было около 60 тыс.Правительство Квислинга лишь внешне обладало суверенитетом, признанным толькоГерманией и ее союзниками, а фактически это правительство и его органы властибыли лишь составной частью немецкой оккупационной машины. Настоящимправительством Норвегии оставалось в течение всей войны правительствоНюгорсволла, руководившее борьбой норвежского народа против оккупантов ипредставлявшее Норвегии в мире.
Наиболеекрупным шагом по дальнейшему усовершенствованию демократического строя былопринятие в Дании новой конституции в 1952-1953 г., которая вводила однопалатный парламент и устраняла сохранявшиеся еще пережитки прежнихпорядков. Возрастной ценз был снижен до 23 лет. Новая конституция была принятана общенародном референдуме 28 мая 1953 г. За проект конституции проголосовали 46,76% избирателей, тогда как для принятия требовалось 45%.
Однойиз важных особенностей политического развития в странах Скандинавии (кромеФинляндии и Исландии) было сохранение старинного института монархии. Если еще вначале и в первые десятилетия века и в Швеции, и в Дании, и в Норвегии былиполитические силы, выступавшие за смену монархической формы правления нареспубликанскую, то к середине столетия они практически исчезли. Скандинавывидели в монархии стабилизирующий фактор. Впервые это проявилось в Норвегии в 1905 г., когда одобренного всенародным голосованием разрыва унии со Швецией на решение референдумабыл поставлен вопрос о форме правления — монархия или республика. За республикувыступали радикальные либералы «венстре» и быстро набиравшая силу Норвежскаярабочая партия. Тем не менее, на проведенном в ноябре 1905 г. плебисците за монархию было отдано 259 536 голосов, а за республику только 69 264. Тревожныемгновения пережили скандинавские монархи в революционные, 1917-1920, годы,когда рухнули империи в России и Германии, когда распалась Австро-Венгрия, ивозникающих новых государствах, как в Центральной Европе, так и в Прибалтикесоздавались, как правило, республики.
Вконце концов, республиканский строй победил и в Финляндии, о чем уже говорилосьвыше.
В20-30 годах республиканские настроения оставались довольно сильными на левомфланге политической арены скандинавских стран, но они медленно слабели. Овыдвижения республиканских лозунгов постепенно отказывались социал-демократы,все более и более интегрировавшиеся в государственную власть во всехскандинавских странах, завоевывавших все больший и больший электорат и ксередине 1930-х гг. возглавивших правительства во всех трех скандинавскихстранах. Окончательно черту под спорами о той или иной форме правленияпоставила вторая мировая война. И в нейтральной Швеции, и в оккупированныхгитлеровцами Дании и Норвегии институт монархии, лично короли, играли рольобъединяющего нацию символа перед лицом нацистской Германии. Правда,происходило это по-разному.
ВШвеции король Густав V поддерживал деятельность правительства, сформированногоиз представителей всех крупных политических партий и возглавляемого лидеромсоциал-демократов Пером-Альбином Ханссоном, которого поставило себе главнойцелью сохранение любой ценой шведского нейтралитета.
ВНорвегии, подвергшейся немецкой агрессии 9 апреля 1940 г., король Хокон VII в качестве формального главнокомандующего возглавил военное сопротивления,продолжавшегося почти два месяцы, а затем, в начале июня 1940 г., вместе с правительством отправился в эмиграцию в Великобританию, где и оставался до концавойны. Имя короля стало символом сопротивления норвежцев оккупантам и ихмарионеткам, норвежским нацистам Видкуна Квислинга. Регулярные выступленияХокона VII по «Би-Би-Си» для норвежцев становились своего рода руководствомборовшимся норвежским патриотам. Семидесятилетний юбилей короля в 1942 г. отмечала тайком и оккупированная Норвегия. Не случайно, в первые дни после нападениягитлеровцы несколько раз пытались захватить короля, и в первые месяцыоккупации, особенно летом 1940 г., вынашивали планы с помощью умеренныхколлаборационистов формально низложить Хокона VII. Авторитет монархии в годывойны очень вырос, чему способствовало и то, что летом 1944 г. семидесятидвухлетнего Хокона VII на посту главнокомандующего всеми вооруженными силамиНорвегии сменил его сын, деятельный наследный принц Улаф, будущий король УлафV. Триумфальное возвращение королевской семьи в освобожденную Норвегию 7 июня 1945 г. окончательно сняло с повестки дня вопрос о судьбе монархии в Норвегии. Приветствуявозвратившегося короля лидер Норвежской рабочей партии, в тот момент мэр Осло,а вскоре многолетний премьер-министр страны Эйнар Герхардсен заявил: «В годынужды и борьбы король нашей страны был самой мощной сплачивающей силой. Он шелво главе своего сражающегося народа, он представлял правовое государство, унего никогда не было места сомнениям. Он всегда был тверд в своих взглядах,мудр и мужественен… Сегодня весь народ приветствует своего короля, республиканеци революционер вместе с монархистом и консервативным бюргером».
СудьбаДании сложилась несколько иначе. Если Норвегия оказала вооруженноесопротивление вторгшимся нацистам, то датская армия капитулировала, и страна заодин день была оккупирована. Немцы проводили здесь поначалу весьма осторожнуюполитику, не трогая национальные институты страны и формально не меняя дажедемократический политический строй. Внешне все оставалось как бы по-прежнему:главой государства оставался король Кристиан X, заседал парламент — фолькетинг,страной управляло сформированное им правительство. Открыто продолжалидействовать политические партии, даже коммунистическая (правда, до 22 июня 1941 г.) Хотя остававшийся в Дании король, в отличие от своего брата, короля Норвегии, вел себядовольно осторожно, допуская уступки оккупантам, его имя стало символом датскойгосударственности и даже Сопротивления, чему способствовали его антинемецкиедемонстрации, например, прогулки верхом по Копенгагену, собиравшие восторженныетолпы настроенный патриотически людей. 26 сентября 1940 г. вся Дания в пику оккупантам отметила день семидесятилетия короля, как общенациональныйпраздник, чего не было раньше. Особенно известным стал так называемый«телеграфный кризис» в сентябре 1942 г. Кристиан X получил ко дню своегорождения поздравление от Гитлера. Вместо полагавшейся по протоколу многословнойответной телеграммы он ограничился сухой благодарностью, чем вызвал настоящийгнев фюрера. В 1943 г. король все больше стал оказываться идти навстречуоккупантам, из-за чего оказался фактически под домашним арестом. Так в октябре 1943 г. Кристиан X протестовал против депортации гитлеровцами датских евреев. В послевоенные годыличная популярность и Кристиана X, и его сына Фредерика IX, сменившего отца натроне в 1947 г. короля была очень высока при том, что реальная власть монарха былаограничена. Это ограничение было закреплено и в новой конституции 1952 г., где в отношении института монархии было введено одно, очень символичное для XX векаизменение, принятое, кстати, вопреки воле короля. Был изменен порядокпрестолонаследия, которое теперь могло передаваться не только по мужской, но ипо женской линии.
Такимобразом, первая половина XX столетия стала для стран Северной Европы периодомсовершенствования демократического строя, укрепления демократических традиций,развития и расширения народовластия, когда все большие слои населения принималиучастие в формировании управления своими странами. Это был период укрепленияполитической культуры основной массы населения.