Реферат по предмету "Политология"


Шпаргалка по Политологии 8

--PAGE_BREAK--
21 функции государства

Внутренние:

функции по защите существующего политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и законности, защите прав человека;

общественно-экономическая, хозяйственно-организаторская (регулирование экономики, поддержание стабильности);

социальная(выполнение социальных программ);

культурно-воспитательная.

Внешние:

оборона страны;

защита национальных интересов на международной арене

23 парламент и парламентаризм

Парламент — общее название высшего представительного и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей. В этом смысле термин парламент употребляется в конституциях Украины, России.

Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования — путём всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Парламентари́зм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним[1].
Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. В этом смысле основная особенность парламентаризма — наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной основе. Парламентаризм как систему правления отличают специфические формы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др. В современных условиях парламентаризм возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы.[

24 президентская форма гос управления

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты президентской республики

внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Беларусь, либо коллегией выборщиков — США),

внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,

в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

26 гражданское общество

Гражданское общество— это совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и отражающих их частные об­щественные интересы. Специфика гражданского общества состо­ит в том, что оно основано на самостоятельной инициативе граждан.

Признаки гражданского общества

Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

Развитая демократия;

Правовая защищённость граждан;

Определённый уровень гражданской культуры.

27 проблемы формирования гражданского общества в современной России

28 социальное государство

политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Многие утверждают что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.

Коммунисты считают что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов — социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся

32 политические организации и движения

33 политический плюрализм

34 Элиты

.Политическая элита— это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества. В состав политических элит входят высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи, представители различных отраслей других сло­ев общества, духовенство, суждения и мнения которых пользуются ог­ромным авторитетом. По существу политика — это продукт элиты, ее функции выражают интересы всего общества. функции элиты: 1. Элита играет важную роль в определении политической воли соци­альной группы или класса, в разработке механизмов реализации этой воли. 2. Элита должна формировать политические цели своей группы, класса, их программные документы,  3. Элита является основным резервом руководящих кадров, цен­тром набора и расстановки руководителей по различным участкам политического и государственного управления.
36 Лидерство

Политическое лидерство — процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на общество, организацию или группу авторитета одного или нескольких лиц.

Политическое лидерство основано на способности политического лидера:

— понимать мотивы деятельности различных социальных групп;

— учитывать их интересы при осуществлении политического курса;

— воздействовать на основных политических акторов;

— убеждать людей
.
37 теории лидерства

1. Теория черт закономерно вырастает из анализа идеальных лидеров  героев. Важную роль в ее создании сыграл английский ученый XIX в. Ф. Гальтон, психолог и антрополог, который попытался перенести биологические законы на человеческое общество. Суть теории сводится к попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Был собран большой фактический материал. Однако выяснилось, что чисто эмпирическое обобщение личностных черт лидеров не дает ожидаемого эффекта: чем детальнее и подробнее становились перечни черт, тем точнее они совпадали с полным набором психологических и социальных черт личности вообще. В самих исследованиях обнаружились противоречия. Американский политолог Р. Стогдилл, обобщив результаты 124 исследований лидерства, столкнулся с большим разбросом мнений: не было ни одной черты лидера, с которой были бы согласны все авторы. Оспаривались даже такие необходимые лидеру черты как ум, сила воли, принципиальность. Некоторые авторы писали, что волевые и принципиальные люди, способные противостоять массовым настроениям, превращаются в изгоев общества, а лидером становятся те, кто идет на поводу у групповых ожиданий, уступает желанию большинства.

2. Но это уже приверженцы второй волны теории черт. Они стали различать чисто личностные свойства лидеров и черты их поведения, связанные с выполнением определенных политических задач. В этом сказалось влияние бихевиоризма. Фокус понимания переносится на поведение лидера, вводится понятие ситуации и стиля лидера. Сторонники ситуационного подхода исходят из того, что различные черты лидера варьируются в зависимости от ситуации. Американский политолог Ю. Дженнингс отмечал: Нет сомненияния что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великий лидер чувствует ситуацию,… когда он ее может использовать..., обратить в свой актив. (Ашин Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М., 1978. С. 51).

3. Весьма близка ситуационному подходу теория определяющей роли последователей. На первый план выдвигается анализ не самих лидеров, а их последователей, их интересов и запросов. Природа лидерства в данном случае исследуется через призму анализа взаимоотношений лидера и ведомых. Группа сама выбирает себе лидера, который удовлетворяет ее. Поэтому тайна лидера не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей. Сторонники этой теории считают, что определяющая роль ведомых оказывает на лидера негативное влияние. В этом они видят главную причину ослабления лидерства в настоящее время.
39 политическая культура

30Политическая культура — неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.

Функции политической культуры:

Познавательная — формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.

Интегративная — достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.

Коммуникативная позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали”.

Нормативно-регулятивная — заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.

Воспитательная — дает возможность сформировать личность, гражданина.

Структура политической культуры включает 3 составляющие:

 Познавательную – политические знания, образованность и элементы политического мышления.

 Нравственную – касается политических чувств, традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую – установки, типы, формы, стили, образцы политического поведения .

Уровни политической культуры:

Мировоззренческий — где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.

Гражданский — где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.

Политический – складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.

Три идеальных типа политической культуры:

Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.

Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата.

Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

40 современная культура

42 Политическая культура в России

России веками ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма, воплощавшие приоритет семьи, общины, сословия, госу­дарства перед целями и ценностями отдельной личности. Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо раз­витая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие. Важно понять, что за идеологизированность мыш­ления большинства граждан России, определяющая непримиримость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись препятствием освоении опыта демок­ратического развития других стран. В идеологизированном обществе по­литики выражали лишь один интерес — интерес государства. Участие в:политике, возможно, было только на стороне государства, только в борь­бе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению в политике прин­ципа «кто не с нами — тот против нас». Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (от лат. etat— государство) — вера в государство, доминирование государ­ства, при котором общество занимает подчиненное положение по отно­шению к государству. В современный период важным условием демократического развития российского общества является освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Вместе с тем процесс этот длительный, проходя­щий через этап фрагментарной модели политической культуры. Политичес­кая культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности создает крайнюю неус­тойчивость общественных отношений, обусловливает падкость на обеща­ния, повышенную восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупность институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.
43 Политическое сознание, его сущность, структура


Политическое сознание — это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политиче­ская реальность (политические отношения, институты, деятель­ность), а также осуществляются ее истолкование и оценка.

Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чув­ства, представления, ценности, ожидания, настроения и т.д., складывающиеся у различных социальных групп и индивидов на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти.

Структура политического сознания достаточно сложна. Она имеет множество самых разнообразных измерений.В качестве таких субъектов политического сознания могут выступать классы, сословия, нации, возрастные группы (молодежное политическое сознание, например), территори­альные и т.д. Тот же критерий (носитель сознания) лежит и в основе различения массового политического сознания и эли­тарного.

Другим ведущим основанием выделения структурных эле­ментов политического сознания являются глубина и адекват­ность постижения им политической реальности. По этому кри­терию выделяют уровни политического сознания — теоретиче­ский и обыденный, идеологический и психологический.

Обыденное политическое сознание — это стихийно форми­рующиеся представления социальных групп о политике, дея­тельности ее институтов и их представителей.

Два других уровня политического сознания — политическая идеология и политическая психология — частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику.

Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию — глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыден­ного сознания.

44 политическая идеология


Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или измене­ние существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интере­сов и целей какой-либо социальной группы (класса, нациии др.).

Центральное положение идеологий в структуре политического сознания из­начально

К числу ведущих функций идеологии относятся следующие: целеобразующая — формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям соци­альных групп на власть;

программно-практическая — перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования; интегративная — сплочение, формирование единства со­циальной группы; мотивирующая — побуждение людей к политической ак­тивности; коммуникативная — формирование особого языка поли­тического общения — знаков, символов, ритуалов, по которому
приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и
отделяют «чужаков».

К числу основных функций идеологии можно также отне­сти познавательную, аксиологическую (ценностную), пропаган­дистскую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующейэлиты) и т.д. Таково в целом назначение идеоло­гии в современном мире.К наиболее влиятельным идеологиям современности приня­то относить либерализм, консерватизм и социализм.

45 консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм, как таковой, представляет собой комплекс идей, концепций, социально-философских и идеологических ориентаций, установок, ценностей относительно общества, государственно-политической системы, место в них отдельного индивида. В процессе своего формирования и дальнейшей эволюции консерватизм вобрал в себя различные идеи, концепции, доктрины.

Можно проследить две тенденции в развитии консерватизма: первая восходит к французским мыслителям Ж. де Местру и Л. Бональду, а вторая к английскому мыслителю Э. Берку (в англосаксонских странах). В целом как тип общественно-политической мысли и идейно-политическое течение консерватизм отражает идеи, идейные установки, ориентации, ценности тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных слоев, которые испытывают все возрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения. Но не редко консерватизм был своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, которые испытывают страх перед будущим. Консерваторы умело используют глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Консерватизм апеллирует не только к буржуазии, но и к отдельным группировкам из других классов (фермерам, лавочникам и т.д.). Большое значение имеет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной социальной философии, как правило претендующей на внеклассовость.
НЕОКОНСРЕВАТИЗМ.

Во второй половине ХХ в. социально-экономические и политические изменения в мире заставили консерваторов перейти к требованиям укрепления порядка и законности, сделать упор на противостояние любым начинаниям, способным подорвать стабильность политической системы и уменьшить власть представителей крупного капитала. Так, в 1940-1960-е годы оформилось течение неоконсерватизма. Формировалось оно философами, политологами, историками, подпитывалось лозунгами и программами политиков.

Неоконсерваторы выступают  сами инициаторами перемен. В этом плане неоконсерваторы проявили изрядную степень  гибкости и прагматизма, умение приспосабливаться к создавшимся условиям. Они четко уловили настроение широких масс населения, требующих принять меры против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни.

Особенность неоконсерватизма 1970-1980-х годов состоит  в том, что из противников научно-технического прогресса они превратились в убежденных его сторонников, тесно связывая с ним изменения в различных сферах общества.

Для неоконсерваторов характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму. Поскольку лишь физический, чувственный мир стал считаться единственно реальным, начался упадок религии и восхождение рационализма и материализма. Исходя из подобных установок современные неоконсерваторы делают особый упор на исчезновение уверенности людей в себе, упадки таких традиционных ценностей, как закон, порядок, дисциплина, патриотизм, сдержанность. Они настойчиво приводят доводы и аргументы в пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов с их ударением на семью, общину, церковь и другие промежуточные институты.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.