1.Объект политологии — политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Методы: общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук; методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах; На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию.
2. Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.
Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.
3. Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее. Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны.
4. Современная мировая политика стала ареной обостряющейся борьбы глобального и внутриполитических начал.
Под влиянием интеграционных факторов в мире активно формируются предпосылки для дальнейшего сплочения национальных государств, создания гуманистического мирового порядка, постепенного складывания глобального гражданского общества, утверждения норм и принципов культуры мира в отношениях между народами.
5. Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия: но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. В понятии “право” можно выделить ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в историческом и культурном развитии народа, но кроме этого оно содержит ориентиры и регулятивы для политики.
6. Социальные функции: обеспечение социальной устойчивости общества; обеспечить политическую устойчивость власти; обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел; налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения.
7. В широком смысле экономическая политика охватывает политические отношения, политическую организацию и политическую идеологию как определенное единство. В узком смысле экономическая «политика является практической деятельностью государства Последняя осуществляет свою деятельность в социально-культурной, политико-административной и экономической, хозяйственной деятельности.
9. Карл Ясперс (1883-1969), один из самых интересных мыслителей XX века, в своей работе „Смысл и назначение истории“ выделяет два „осевых времени“, две „осевые эпохи“ в развитии идей и учений. Первая „осевая эпоха“ — это период примерно между 800 и 200 гг. до н. э. Именно тогда почти одновременно и независимо друг от друга и на Востоке — в Китае, Индии, Персии, Палестине, и на Западе — в Греции — образовалось несколько, внутренне родственных друг другу, духовных центров; Вторая „осевая эпоха“ — 1500-1800 гг. — имела место только в Европе: зародился и получил развитие капитализм, произошли промышленная, научная, политические, религиозные революции. Все это вызвало новый могучий взлет человеческой мысли.
10. Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
11. Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Легальность — юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву.
14. Гражданское общество — это сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы. По своей сути и происхождению гражданское общество — буржуазное общество. Его возникновение связано с появлением капиталистических производственных отношений, разрушивших жесткие рамки сословно-феодального строя и увеличивших значимость отдельного человека в обществе.
Гражданин — физическое лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Правоспособный гражданин по отношению к остальным граждам имеет права, свободы и обязанности.
15. Гражд общ России: В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.; Складывание многопартийности в России; Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим; Отсутствие демократического опыта.
16. Полит система — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Функции: Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения; Мобилизация средств и ресурсов; Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений; Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений; Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры; Легитимация политической власти.
17. Политические организации и движения — организации, целью которых является объединение граждан для выражения и защиты каких-либо специальных, конкретных интересов. Их основное отличие от партий лежит не только в организационной области. Оно также заключается в способах взаимодействия с государственной властью: группы интересов не ставят перед собой задачу прийти к власти и бороться за ее завоевание. Они пытаются лишь оказывать воздействие на механизм принятия политических решений с целью реализации групповых интересов.
18. Политическая па́ртия — общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА — институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется отношениями между политическими партиями и государством, между партиями и другими элементами политической системы.
19. Политический (государственный) режим — способ функционирования государственной власти.Демократический, авторитарный, тоталитарный. Различают следующие основания для классификации политических режимов: наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе; соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе; место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества; степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; степень и характер вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами; уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения; наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства; способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров.
20. Недемократические режимы: авторитарный и тоталитарный. Авторитарный:
характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Тоталитарный: политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества.
21. Демократический режим: вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается его народ. При этом управление государством осуществляется народом либо напрямую (прямая демократия), либо опосредованно, через избираемых представителей (представительная демократия). В современной политической науке термин „демократия“ употребляется как для обозначения теоретической идеальной модели (нормативный подход), так и для описания реально существующих государственных систем в странах, где политический процесс относительно полно отвечает требованиям, предъявляемым к демократии как идеалу (эмпирический подход).
22. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.
23. Политическое поведение — это:
мотивированные действия субъектов, направленные на защиту и реализацию политических интересов и ценностей; форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие. Политическое действие есть форма активности политического субъекта, направленная на политические отношения, политическую систему общества и ее институты и другие объекты. Политическое бездействие — это способ выключенности из политической жизни, который может проявляться в различных формах: от активного неприятия политики до пассивного безразличия.
24. Государство как политический институт обладает рядом существенных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например партий, движений и т.д.). В современном международном праве выделяют три минимальных признака государства: территория, население (народ) и суверенная власть.
1. Территория – это физическая, материальная основа государства. Данный признак отличает построение государства от родоплеменных, религиозных и др. объединений. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна и неотчуждаема.
2. Население есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти.
3. Суверенная власть является определяющим признаком государства, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, власть, во-первых, является универсальной и распространяется на все население страны; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые решения всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия (армия, полиция, тюрьма).
25. Правовое государство — политическое оформление гражданского общества, сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций.
26. 27. Политическое лидерство — личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе.
29. Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов: «Искусство жить вместе». С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Методы разрешения: предупредить возникновение конфликта; вывести скрытые, неявные, латентные конфликты в открытую форму с целью уменьшения опасности внезапного развития неконтролируемых процессов; честь многочисленные внутренние и внешние факторы; локализовать социально-психологическое возбуждение, вызываемое политическим конфликтом, не допустить его распространения на другие сферы общества.
30. Политическое прогнозирование — вероятностное по своей природе суждение о динамике важнейших характеристик политического рынка, о перспективах будущего состояния того или иного политического явления и их альтернативных вариантах при условии выполнения заранее сформулированных гипотез и предпосылок. Целью политического прогнозирования является начертание картины вероятного будущего: определение возможных состояний политических событий, явлений и процессов, своевременное предвидение желательных и нежелательных событий.
Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.
Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами[26].
Принцип системности прогнозирования означает, что, с одной стороны, политика рассматривается как единый объект, а с другой – как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования.
Принцип непрерывности прогнозирования. Основное требование принципа вытекает из самого названия. В задачу субъекта, разрабатывающего прогноз, входит непрерывное корректирование прогнозных разработок по мере поступления новой информации.
31.Мировой политический процесс – это совокупная деятельность институциональных и многообразных неинституциональных субъектов международных отношений, взятых в развитии в пространстве и во времени, по осуществлению своих функций; совокупность разнообразных политических процессов в системном мире. Его субъектами выступают народы, этносы, цивилизации, государства, международные организации, негосударственные объединения, общественные движения, транснациональные корпорации, религиозные организации, политические и общественные лидеры; структурными элементами: политически значимая деятельность ООН; политическая деятельность международных органов, организаций, учреждений; политические акции региональных институтов, объединений, союзов, внешнеполитическая деятельность суверенных государств.
32.
33.
34.
35. Парла́ментская (парламента́рная) респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по па.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.ртийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
36.Состояние приобщения человека к политике, выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти. Условиями включения человека в политические отношения служат обстоятельства как объективного, так и субъективного ряда: во-первых, наличие реальной социальной проблемы, требующей для своего решения активного вмешательства со стороны человека; во-вторых, понимание, что можно что-то сделать для ее решения, и, в-третьих, желанием что-нибудь сделать для решения данной проблемы. Факторами дальнейшего включения в политику служат различные жизненные обстоятельства, среди которых особое значение для человека имеют: а) отождествление себя с определенной политической силой в обществе — партией или движением; б) приверженность лидеру, стоящему во главе государства или политического движения; в) уровень образования: с его повышением уровень, степень участия в политической жизни устойчиво повышается; г) социальный статус.
37.Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий — государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Охранительная.
Экономическая.
Социальная.
Культурно-воспитательная.
Природоохранительная.
Внешние функции:
Защита государства от вооруженных нападений других государств.
Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
Борьба с международной преступностью.
Участие в международной охране окружающей Среды.
38. Знания в сфере политической жизни позволяют развивать у молодежи черты высокой гражданственности, активной жизненной позиции, коммуникативные качества, дает возможность целостно видеть современный мир, анализировать сложные проблемы социально-политических отношений в обществе.
39.Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце XIX — начале XX в. Поэтому привязывать ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно. О начале собственно политической науки в Германии можно говорить уже с момента возникновения в первой половине XIX в. правовой школы Staatslehre, поставившей своей целью изучение государства в различных его аспектах и проявлениях.остепенно наметилось разделение между государствоведением и собственно политической наукой, которая достигла заметного прогресса во второй половине XIX — начале XX в. Заметный вклад в разработку важнейших категорий и концепций мира политического внесли такие представители германской политической науки и политической философии, как В.Хасбах, М.Вебер, К.Шмитт и др.
Формирование политической науки во Франции заняло примерно полвека между двумя символическими датами: 1871 г., когда Э.Бутли основал „Свободную школу политических наук“, и 1913 г., когда была опубликована книга А.Зигфрида „Политическая карта западной Франции при Третьей республике“. Вели
Великобритания — Сша.
40.Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределения материальных благ, интересуют политолога с точки зрения того, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп. Экономические науки дают материал об экономических корнях любых политических явлений, о конкретной экономической политике. Не случайно большая область экономической науки получила название политической экономии. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.
41.
42. Каждое общество передает свои традиции мышления, социальные нормы, культуру и идеалы из поколения в поколение. Существует прямая связь между образованием и демократическими ценностями: в демократическом обществе содержание и практика образования поддерживают обычаи демократического управления.
Этот процесс передачи образования является жизненно важным в условиях демократии, ибо эффективные демократии представляют собой динамичные, эволюционизирующие формы правления, требующие независимого мышления граждан. Возможность позитивных социальных и политических перемен находится в руках граждан. Правительства не должны рассматривать систему образования как средство контроля над информацией и индоктринации учащихся.
43. Демокрит(разумно устроенный полис является результатом общего дела свободных граждан и служит для них основной опорой), Софисты(Человек — есть мера всех вещей», а потому справедливость), Платон( Аристотель(, Марк Тулий Цицерон, Августин Аврелий (354-430 гг.) и Фома Аквинский.
51. Условия могут стимулировать политическую деятельность, могут подавлять ее и могут придавать ей определенную направленность. Часто это связано с развитостью демократических институтов. Система выборов в органы политической власти может быть организована по-разному, но именно через выборы избиратели влияют на власть.Одним из важнейших условий политической субъективности личности является ее взаимодействие с другими людьми. Трудно представить человека в качестве субъекта политических отношений, если он действует в одиночку, исключая, конечно, террористическую деятельность или другие подобные акты. Человек, не обладающий властными правами и функциями, сам по себе субъектом быть не может, хотя определенные политические действия с его стороны возможны, но они малоэффективны.
Как объект политики человек ведет себя в соответствии с характером управленческого воздействия. При демократическом типе взаимоотношения гражданина и власти управление человеком осуществляется через воздействие на его интересы. Изменяя условия жизнедеятельности индивида, политический субъект изменяет человеческие интересы и тем самым добивается изменения его политического поведения в желаемом направлении. При тоталитарном типе взаимоотношений управленческий импульс направлен на сознание человека и преследует цель изменить его поведение прежде всего через чувство страха наказания. Такой механизм политического регулирования поведения граждан внешне выглядит эффективным, но в долгосрочной перспективе, как показывает практика, он малоэффективен
52. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — условное общее понятие, представление о человеке как о рационально мыслящем субъекте, строящем свои планы и действия, исходя из принципа получения максима.
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ жизни общества человек играет различные социальные роли. Так, во-первых, в системе политических отношений он предстает, с одной стороны, как субъект, а с другой, – как объект политического воздействия (руководства, господства, управления и т.п.). В последнем случае говорят об участии обычных (рядовых) граждан в политике, об их политическом поведении.льной выгоды.
55. Ресурсы государственной власти — это потенциальные возможности, средства, которые она может использовать для осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти разнообразны. В зависимости от этапа общественно-политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой.
59. Общественное мнение — совокупность индивидуальных отношений и верований, которая характеризует совершеннолетних граждан. Теоретические подходы к изучению общественного мнения можно разделить на 4 категории.
Первый подход опирается на количественное измерение параметров общественного мнения.
Второй заключается в исследовании различных способов взаимодействия мнений индивидов, в результате чего появляется общественное мнение по какому-либо вопросу.
Третий подход заключается в анализе роли общественного мнения в процессах общества и политики.
И четвертая группа теорий строится на изучении средств массовой информации, механизмов пропаганды и технологий влияния на общественное мнение.
60.Гражданский контроль — одна из функций гражданского общества, выраженная в публичной проверке деятельности органов государственной и муниципальной власти со стороны граждан и их объединений на соответствие провозглашаемых властью целей и направленная на корректировку этой деятельности и самих целей. Механизм контроля гражданского общества за деятельностью органов государственной власти представляет собой одну из форм осуществления народовластия, инструмент защиты и обеспечения прав и свобод личности, проявляющий себя в деятельности отдельных индивидов, их коллективных образований в рамках политико-правовой системы, с использованием механизма государственного устройства.[источник не указан 210 дней.
62. Гражда́нское о́бщество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Гражданское общество — это сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации[1]
66. чет всего этого породил вторую волну теории черт, или ее факторно-аналитическую концепцию. Она различает индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных политических целей.
Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий развивает и обосновывает его ситуационная концепция. Она исходит из относительности, флюидности и множественности феномена лидерства. Лидер, по этой теории — функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют политического лидера.
70. Экономические функции государства определяются потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частичного предпринимательства. Государство как сознательный субъект должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. Оно должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий. Следовательно, государственная деятельность не должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму. Государство интегрируется в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией, направляемой государством.
Функции государства развивались в двух направлениях: поддержание и облегчение функционирования рыночного механизма, а также усиление и модификация рыночной системы в соответствии с изменением условий развития.
Приведем в виде таблицы конкретные функции указанных направлений:
Функции государства по поддержанию рыночного механизма
Обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.);
Защита от конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителя).
Функции государства по усилению рыночного механизма.
В перераспределительной политике (корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ: строительству школ, больниц и т.п.);
В макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации (с помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост);
В проведении эффективной внешнеэкономической политики.
77. Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.Политическая культура — совокупность неформальных методов формирования и выявления политических мнений, реакций на опасности, возможности, конфликтные ситуации.
78. Поли́тика (греч. Πολιτική — «искусство управления государством») — деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти[1]
Политика — этимология от Politicos (греч.): poli (поли) — много, ticos (тикос) — интересов, “множество интересов”.
Политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;
Политика — это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает (Вебер М. Политика как признание и профессия. Антология мировой политической мысли. Т.2. – М., 1997.);
Политика — это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства (В.И. Ленин Полн. собр. соч., т.33);
Политика это деятельность организации (её поведенческая модель) по реализации своих целей (интересов), например: — техническая политика;
Политика — совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;
В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться.
В зависимости от вида организации различают: государственную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.
В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.
80. Как часть политической науки политология международных отношений имеют свою специфику. В качестве субъектов в сфере международных отношений выступают государства, взаимоотношения между которыми строятся на основе либо суверенитета, либо зависимости, подчинения и т.д. Важным составляющим предмета политологии международных отношений выступает международная политика, ее социальная природа, закономерности функционирования и развития. Хотя в конечном счете и внутренняя и внешняя политика решают одну задачу — обеспечение и упрочение существующей в данной стране системы общественных отношений, но в ее решении каждое из направлений политики получает определенную специфику. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в данном обществе, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.
Под международными отношениями может пониматься совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств. Политология международных отношений исследует не только сущность международных политических отношений, но и исторические этапы их развития, а также их социальные типы и динамику в различных условиях. В том числе и перспективы развития международных политических отношений на рубеже II-III тысячелетий.
В политологию международных отношений входит и исследование влияния наднациональных институтов на элементы политической системы отдельных стран, а также роль государственных институтов в организации международной жизни.