Реферат
Формы и методы реализации политики экспортаисламской революции Ирана в конце ХХ века
Политикаэкспорта исламской революции, активно осуществлявшаяся правящей теократией впервое десятилетие после прихода к власти в Иране, представляет собойкомплексную программу. Подчиненная решению главной задачи – на основеиспользования исламского фактора превратить страну в третью силу мировойполитики, – она стала одним из ключевых направлений внешней политики ИсламскойРеспублики Иран и важным инструментом достижения политических и военных целейна международном уровне. Во внутренней политике отчетливо проглядывалосьстремление шиитской диктатуры любыми средствами удержать и консолидировать своювласть за счет всеобъемлющей исламизации всех сторон жизни и деятельностииранского общества и государства. Этому в немалой степени способствовал тотфакт, что шиитское духовенство Ирана исторически сложилось как уникальноесоциальное сословие, в котором тесно переплетаются корпоративные, имущественныеи политические интересы видных деятелей шиитских общин и в самой стране, и заее пределами.
В70–егоды в Иране насчитывалось более 200 тыс. мусульманских духовных лиц, изкоторых одних аятолл было около тысячи 1. Шиитское духовенство,осуществлявшее и при шахе контроль над мечетями и их прихожанами, максимальноиспользовало свое влияние для формирования мощного и разветвленногорелигиозно–общественного альянса с ярко выраженными политическими интересами.Добившись власти, оно, умело манипулируя панисламистскими и паниранскимилозунгами, стремилось, и надо признать успешно, превратить государство вплацдарм для осуществления шиитской экспансии на Ближнем и Среднем Востоке.Глобальные притязания иранской теократии были сосредоточены на объединенииисламского мира под эгидой Хомейни, подчинении национально–освободительныхдвижений самых различных ориентаций, дестабилизации военно–политическойобстановки, осложнении советско–американских отношений в период конфронтациисверхдержав.
Нарегиональном уровне усилия были нацелены на завоевание Ираном господствующегоположения на Ближнем и Среднем Востоке, особенно в зоне Персидского залива засчет вмешательства в вооруженные конфликты, установления связей и координациидействий с антиправительственными группировками, а также заблаговременногоформирования в соседних странах подпольных экстремистских структур проиранскойориентации типа «Хезболлах» и «Исламский джихад».
Поставивамбициозную задачу по объединению мусульман всего мира под эгидой Ирана,шиитское руководство сразу же после свержения шаха развернуло широкую практическуюдеятельность по реализации политики экспорта революции на региональном имеждународном уровнях.
Вцелях практического осуществления намеченных планов в Иране постепенно сложилсяи стал эффективно действовать мощный разветвленный аппарат, в состав котороговошли обычные и специализированные государственные структуры, а также различныеобщественно–политические организации. Среди правительственных структурнаибольшую значимость в этом отношении приобрели целевые подразделения корпусастражей исламской революции (КСИР), министерства обороны, разведки, иностранныхдел и исламской ориентации.
Безусловно,ведущая роль принадлежала корпусу стражей. Сочетая одновременно функциивооруженного формирования, подчиненного правящей теократии, а также охранывнутреннего порядка, органов безопасности и разведки, он являлся главныминструментом реализации программы экспорта исламской революции. В соответствиис конституцией Ирана и уставом КСИР, эта военно –политическаяорганизация предназначалась для «защиты исламской революции и ее завоеваний вИране, распространения идей ислама во всем мире, ведения священной войны во имяАллаха и обеспечения совместно с другими вооруженными формированиямибезопасности страны» (см. Прилож. 1).
Всфере внешней политики на корпус стражей возлагались три основные задачи:разведка сопредельных стран; установление связей с зарубежными исламскимиосвободительными движениями, а также внедрение экстремистских структур в ихсостав; прямое участие в реализации иранской модели в Ливане, Афганистане,Ираке, арабских странах Персидского залива. Основными органами КСИР,непосредственно задействованными для этой цели, были два управленияцентрального штаба (управление разведки и контрразведки,политико–идеологическое управление), специальное командование «Рамазан», отделыштабов территориальных зон (отдел «Исламских освободительных движений», отделинформации и безопасности)2.На управление разведки иконтрразведки корпуса стражей возлагались задачи по реализации программыэкспорта революции в сопредельные мусульманские страны, в которыхподдерживалась устойчивая связь с местными оппозиционными, как правило,мусульманскими партиями и группировками. Ему же вменялось в обязанностьруководить системой центров подготовки исламских экстремистов, прибывающих из–зарубежа. В состав данного управления входили также специально созданные отделыпо Ираку и Афганистану, напрямую работавшие с мусульманскими экстремистами изэтих стран.
Политико–идеологическоеуправление решало задачи по организации особого рода операций –психологических, предназначенных распространять идеи исламской революции запределами Ирана, вести специальную пропаганду и контрпропаганду через средствамассовой информации. В штабах территориальных зон корпуса, ориентированных насопредельные страны, действовали штатные отделы «Исламских освободительныхдвижений».
Командование«Рамазан» являлось специальным формированием корпуса по осуществлениюпартизанско – диверсионныхдействий. В период ирано –иракскойвойны оно сыграло определенную роль в активизации курдского и шиитскогоантиправительственных движений на территории Ирака. Анализ деятельностикомандования «Рамазан» в ходе той войны показывает, что его главной задачейбыло инспирировать вооруженное восстание в тылу войск противника или в приграничныхрайонах. В случае успешных действий иранских войск на каком–то участке фронтаотряды специального назначения командования «Рамазан» во взаимодействии скурдскими повстанцами начали действовать в иракском тылу на глубине донескольких сот километров. Специальные формирования корпуса стражей накопилидостаточный опыт по использованию антиправительственных сил в сопредельныхстранах 3.
Другойважный орган, который принимал самое непосредственное участие в политикеэкспорта революции, – это министерство информации и безопасности (разведки). С1983 г. оно действовало по специальному плану «Самарра» (по названию священногошиитского города в Ираке). Этот план непосредственно осуществляли региональныеразведцентры на Ближнем Востоке, в Африке и Западной Европе, особые группыдействия, комитеты исламской революции и восьмое управление ВЕВАК.
Группыдействия или «горухе амель» состояли из специально подобранных и подготовленныхсотрудников и агентов ВЕВАК, предназначенных для действий в самом Иране и заего пределами. Их курировал лично заместитель министра по внутреннейинформации. Военная и специальная подготовка членов «горухе амель» проводиласьв лагерях корпуса стражей, а дипломатическое и иное прикрытие за рубежомобеспечивал заместитель министра иностранных дел Ирана, занимавшийсяодновременно и проблемой иностранных заложников в Ливане. Восьмое УправлениеВЕВАК руководило деятельностью экстремистского движения «Партия Аллаха»,главным образом его террористической группировки «Исламский джихад». Базовые организации«Хезболлах» в Иране и Ливане оказывали помощь целой сети одноименных филиалов иотделений, оперировавших во многих странах Ближнего и Среднего Востока, Азии,Африки и даже Европы (см. Прилож. 3). Судя по иностранным источникам, ксередине 80–х годов зарубежная агентура ВЕВАК насчитывала более 8 тыс. человек,а на ее содержание ежемесячно расходовалось около 15–17 млн. долларов 4.
Министерствоисламской ориентации официально отвечало за идеологическое обеспечениепрограммы экспорта революции. Его задача – формирование идей, которые привлеклибы население сопредельных стран и способствовали практике исламской революцииза рубежом. Оно организовывало выезды иранских шиитов с пропагандистскимицелями за границу, в частности во время паломничества, а также оценивалоинформационно–пропагандистское воздействие Ирана на мусульман в других странах.Деятельностью данного министерства руководили непосредственно из канцеляриивеликого аятоллы Хомейни.
Средиорганов по реализации экспорта революции особое место занимал Высший советисламской революции, много лет возглавляемый духовным преемником Хомейниаятоллой Монтазери. Совет располагал собственными учебными центрами, гдеготовили боевиков из зарубежных экстремистских группировок проиранскойориентации. Фактически, после установления своей власти в Иране правящий режимстал тут же планировать создание «исламского интернационала» по аналогии с«коммунистическим интернационалом». По мнению иранских руководителей, этопозволило бы действовать активнее с позиций экспорта исламской революции в техстранах, где исламский фактор еще не обладал необходимым потенциалом. Чтобыустановить прямую связь с лидерами экстремистских мусульманских организаций игруппировок из десятков исламских государств, по инициативе Монтазери в Иранеежегодно проводились конференции и семинары.
Шиитскоеруководство с самого начала рассматривало систему исламской власти как империю,в состав которой войдут все мусульманские страны, в частности и арабские.«Исламскому джихаду» отводилась особая роль 5. Создавая этуорганизацию, военно–политическое руководство Ирана рассчитывало, что еедеятельность распространится не только на арабские страны, но и на такиегосударства, как Индия и Пакистан. Ядром «Исламского джихада» сталистуденческие батальоны, эффективно действовавшие еще в ходе исламской революциив Иране. Руководящий центр «Исламского джихада» был размещен в Куме, исламскоедвижение в котором еще при шахе добивалось заметных политических успехов.
Высшийсовет исламской революции отвечал за разработку генеральной линии для всехотделений «Исламского джихада». Ему подчинялись три региональных икоординационный советы. Это прежде всего Высший совет исламской революции вИраке, в состав которого входили: Мухаммед Бакр Аль–Хаким – председатель, МахдиБакр Аль–Алюм – член, шейх Хади Аль–Хаме Зава – член, Абдуррасул Аль–Ясин –член. Ему непосредственно подчинялась партия «Ад–Даава» («Призыв»), а такжедругие организации и группировки: «Организация смертников Аль–Хусейн»,«Защитники исламской революции», «Организация исламский джихад» со всеми ееотделениями, «Организация исламских революционеров», «Движение исламскихреволюционеров», движение «Партия Аллаха», «Исламское движение за освобождениеИерусалима».
Высшийсовет исламских организаций Азии возглавляли Ходжат ольисламМоджмади (руководитель), Аль–Кады Насреддин (член), Мухаммад Расул Эрикан(член). Он направлял деятельность партий и организаций в Турции, Малайзии иПакистане.
ВысшийСовет координации осуществлял связь между руководством Ирана и исламскимиреволюционными движениями во всем мире. В состав его президиума входили лидерыи представители различных зарубежных проиранских группировок. Задач у этогосовета было немало. Это: организация взаимодействия между различными исламскимидвижениями по всему миру и исламским руководством в Иране;материально–техническое снабжение, помощь деньгами и оружием; разработка плановбоевых операций за рубежом и боевая подготовка; организация боевых операций вовзаимодействии с иранской армией в зоне Персидского залива.
Высшийсовет исламской революции организовывал и проводил периодические курсы боевой испециальной подготовки для членов отделений «Исламского джихада» из различныхстран. Для этих целей иранская армия предоставила совету несколько своихучебных лагерей. Сама же организация «Исламский джихад» располагала 10 крупнымиотделениями в таких странах, как Ливан, Саудовская Аравия, Тунис, Марокко,Египет, Кувейт, Бахрейн, Палестина, Алжир и Судан. Под личным контролем аятоллыХомейни был создан исламский блок в Тунисе, который после 1982 г. сталназываться «Исламский джихад», он вошел в тройку наиболее мощных отделенийорганизации. Однако все попытки его наладить взаимодействие с исламскимифундаменталистскими движениями в Тунисе, направленное на свержение режима Х.Бургибы,потерпели провал. С тех пор «Исламскому джихаду» в Тунисе приходитсядействовать самостоятельно, без опоры на местные исламские группы, иметьсобственные центры подготовки и тайники с оружием, которое доставляетсяконтрабандой из Европы и соседней Ливии.
Суданскоеотделение «Исламского джихада» одно из самых влиятельных за пределами Ирана.Этому способствовало то обстоятельство, что Тегеран умело использовалгражданскую войну в Судане, бедность и голод среди его населения для глубокого внедренияв общество. Два фактора объявление войны немусульманскому Югу Судана и созданиеисламских комитетов по оказанию финансовой и материальной помощи суданцам,позволили Ирану завоевать серьезные позиции в этой стране. Суданскиеисламистские группировки (типа «Братьев–мусульман») в полном согласиивзаимодействуют с «Исламским джихадом».
Аналогичноеотделение в Саудовской Аравии отличается тем, что в его состав входят толькоиранцы и приезжие арабы. Оно действует в условиях строжайшей конспирации и напрямуюсвязано со штаб–квартирой в Куме.
ВКувейте отделение «Исламского джихада» состояло преимущественно из иранцев.Это, в основном, группы смертников, которые ожидали приказ из штаб–квартиры вКуме, другие члены сумели проникнуть на высокие посты в правительственныхорганах и нефтяных компаниях. Оружие они получали по различным каналам, в томчисле и через иракскую границу.
ВЕгипте основными центрами активности отделения «Исламского джихада» являлисьрайоны Верхнего Нила. Напомним, что именно египетское отделение причастно кпокушению на президента А.Садата. Средируководителей «Иcламского джихада» известны такие имена, как Маджди ГарибАхмед, Мухаммед Таза Аль–Бухейри и Фарук Ас–Сеид. Аналогичные отделения имелисьв Ливане и на оккупированных Израилем арабских территориях.
Деятельностьправящего шиитского духовенства Ирана по экспорту революции, подчиненнаядолгосрочной программе, включала комплекс специальных мероприятийпропагандистско–информационного и диверсионно–террористического воздействия.
Вконце 80–х и начале 90–х годов в качестве приоритетных направленийрассматривались ведение интенсивной пропаганды идей исламской революции иинспирация религиозно–националистических конфликтов среди мусульман в другихстранах. В этот период многие иранские зарубежные дипломатическиепредставительства стали, по сути, центрами пропаганды. Им в помощь были приданыгруппы специально подготовленных людей по ведению психологической войны средимусульман. Обычно такие группы возглавляли кадровые сотрудники корпуса стражей,располагавшие финансовыми и материальными возможностями. На иранские деньгиоткрывались исламские культурные центры, университеты и институты 6.С целью распространения идей Хомейни и внедрения их в сознание мусульманактивно использовались различные международные форумы и конференции, совещанияи семинары, куда съезжалось мусульманское духовенство со всего мира. Веласьинтенсивная обработка тех, кто приезжал в Иран получить образование. Чтобыпривлечь молодежь из других стран, иранское руководство предоставляло несколькодесятков тысяч стипендий.
Впропаганде исламской революции средствам массовой информации уделялось самоепристальное внимание. Иранское иновещание вело передачи почти на 20 иностранныхязыках, причем их интенсивность и содержание варьировались в зависимости отконкретных условий. Действуя в рамках программы по экспорту революции, средстваинформации придерживались общепринятых приоритетов: Ирак, Ливан, Афганистан,арабские страны Персидского залива, Закавказье, Средняя Азия и Турция 7.В интересах пропаганды умело использовались и религиозные паломники, действиякоторых направляло специальное управление. Каждый год оно заблаговременнокомплектовало группы паломников, обязательно включая в их состав специалистовпо организации политико–массовых акций из числа сотрудников корпуса стражей.Только в святые места Мекки ежегодно отправляются около 2 млн. мусульман почтииз 70 исламских стран. В годы ирано–иракской войны для большего эмоциональноговоздействия на окружающих, а по сути для ведения интииракской пропаганды, вряды паломников включали инвалидов войны, а также около 10 тыс. человек изсемей, чьи близкие погибли на фронте. Обращаясь в одной из своих речей киранским паломникам, Хомейни призвал их превратить Мекку в «центр совместныхдействий для устрашения врагов мусульман», подразумевая, естественно, что темидействиями будет руководить Тегеран. Иранский режим активно использовал своихпаломников, число которых ежегодно доходило до 150 тыс., для веденияантисаудовской пропаганды и организации выступлений против властей страны 8.
РуководствоИРИ всегда считало хадж к святым местам не только важным религиозным долгоммусульман, но и прекрасной возможностью для обучения тысяч паломников,прибывающих со всего мира, тактике антиправительственной борьбы. Так, в 1986 г.органы безопасности Саудовской Аравии арестовали 113 иранских пасдаров. Поутверждению саудовских властей, они были схвачены при попытке доставить встрану контрабандным путем взрывчатку и оружие для последующей передачи иракскимпаломникам с целью проведения диверсий на нефтепромыслах Ирака. По даннымминистерства внутренних дел Саудовской Аравии, иранские паломники регулярноввозят оружие и литературу для распространения среди паломников из другихстран, подстрекая их к выступлениям против своих правительств.
Кровавыесобытия 31 июля и в первые дни августа 1987 г. в Мекке, когда иранскиепаломники спровоцировали беспорядки, приведшие к большим человеческим жертвам,свидетельствовали об активизации подрывной работы иранского руководства противсаудитов. По официальным данным, во время инцидентов погибли 402 человека, втом числе 275 иранцев, а 649 были ранены. Впоследствии стало известно, чтоиранцы скрытно финансировали выезды в Мекку нужных людей из числа иностранцевдля установления связей с представителями различных зарубежных исламскихэкстремистских группировок 9.
Исключительноважная роль отводилась Движению за национальное освобождение мусульманскихстран со штаб–квартирой в Куме. За рубежом оно располагало собственной агентурнойсетью, действовавшей под прикрытием различных иранских культурных миссий ипредставительств. Наиболее сильными позициями это движение располагало вТурции, Ливии, Алжире, Пакистане, Ливане и некоторых других странах. Зарубежныеего сторонники проходили специальную подготовку в иранских учебных центрах.Причем в программы обучения включалась не только религиозно–политическаяподготовка, но и целый набор таких диверсионно–террористических дисциплин, каквладение различными видами стрелкового оружия и приемами рукопашного боя,обращение с современными типами взрывчатых веществ, радиодело, вождениеавтомашин, правила конспирации, методы обращения с заложниками, изучениеустройства кабин и салонов распространенных типов гражданских авиалайнеров,отработка методики их захвата. На Движение за национальное освобождениевозлагались весьма ответственные задачи, это вербовка в зарубежных странахагентуры, создание оргядер для местных экстремистских структур, внедрение в ужедействующие исламские организации, проведение террористических актов с цельюполитического давления на местные власти или их зарубежных союзников, а принеобходимости организация антиправительственных выступлений провокационногохарактера.
Вэтом же смысле интерес представляет деятельность иранской ВЕВАК. Обычнозавербованные ею иностранцы (чаще всего это студенты в период летних каникул)нелегально выезжали в Иран или Ливан для прохождения ускоренного курсаподготовки. Затем их с фальшивыми документами направляли в заранее намеченныестраны или на родину, где они терпеливо ожидали специального сигнала. Какправило, эти лица выполняли обеспечивающие задачи в интересах оперативных группкадровых сотрудников ВЕВАК при проведении крупных террористических операций.Следует отметить, что агенты иранской спецслужбы ВЕВАК вели неприметный образжизни на людях, не демонстрируя своих исламистских настроений, втайне занимаясьформированием экстремистских структур типа «Партии Аллаха» или «Исламскогоджихада»10.
Иранскоеруководство оказывало большую финансовую и материальную помощь различнымисламским просветительским и благотворительным обществам, внешне вполнелояльным и даже аполитичным, а в действительности представлявшим долгосрочныебазы для реализации политики экспорта революции. Например, только в 1988 г. вСаудовской Аравии таким обществом было выделено более 30 млн. фунтовстерлингов, а ежегодные расходы на аналогичные цели в Ливане достигали 100 млн.долларов 11. О целенаправленности этих мероприятийсвидетельствует тот факт, что в 80–е годы, когда в связи с вооруженнымконфликтом в Ливане деньги из этой страны интенсивно переводились за рубеж,Иран, наоборот, увеличивал вклад своих капиталов в растерзанную десятилетнимивойнами ливанскую инфраструктуру. А в конце 80–х годов расходы иранцев толькона юге Ливана составляли в среднем около 10 млн. долларов ежемесячно. За всемэтим стояло одно – подготовить базу для своего политического влияния. Понекоторым оценкам, в южных районах Ливана и долине Бекаа иранцам удалосьсоздать около 3 тыс. ячеек «Партии Аллаха», официально представленных какобщественно–политические организации, которые, однако, при необходимости моглилегко трансформироваться в инфраструктуру обеспечения деятельности военногокрыла «Хезболлах»12.
Сегодняуже ни у кого не вызывает сомнений, что шиитское движение «Хезболлах» – этосвоеобразный зонтик, под прикрытием которого оперировали различныетеррористические группы, в том числе и «Исламский джихад». Нередко в составтаких групп входили сотрудники из контингента КСИР, размещенного в Ливане еще в1982 г. под предлогом отражения израильской агрессии. По различным оценкам, ихчисленность колебалось от 1,5 тыс. до 2 тыс. человек 13.
Какпоказал опыт, все мероприятия Ирана по осуществлению политики экспортаисламской революции, были сопряжены, особенно в годы правления Хомейни, свмешательством во внутренние дела суверенных государств, что подпадает подкатегорию международного терроризма. В этой связи особая роль, безусловно,принадлежит аятолле Хомейни. В период его правления одним из главныхнаправлений в деятельности иранского руководства по экспорту исламскойреволюции было использование крупных шиитских общин за пределами страны путемсоздания на их основе мощных нелегальных экстремистских группировок в интересахсвоей внешней политики. Наибольшую активность иранские эмиссары проявляли вЛиване, Ираке, Афганистане, Турции, Пакистане и арабских государствахПерсидского залива. По замыслам правящего режима, со временем вокруг Иранадолжен быть создан своего рода пояс исламской безопасности – шиитский халифатпод эгидой Ирана. Несмотря на явную амбициозность таких внешнеполитическихустановок и практическую трудность их претворения в жизнь, следует учитывать,однако, тот факт, что основные нефтеносные районы на Ближнем, а частично и СреднемВостоке издавна компактно заселены крупными шиитскими общинами, которыедействительно образуют что–то подобие пояса. Именно его–то и рассматриваютполитики из Тегерана как законную сферу своего влияния.
Извлекаяуроки из почти десятилетнего опыта, сегодня иранское руководство стремитсядействовать более гибко и адекватно реальным условиям политической обстановки.Однако это вовсе не означает его отказ от первоначальных замыслов, скорее эторасчет на более отдаленную перспективу. В пользу такого вывода свидетельствовалапозиция Ирана в отношении курдской и шиитской оппозиции в Ираке во время войныв зоне Персидского залива в 1990–1991 гг.
Вначале 80–х годов иранское духовенство во главе с Р.Хомейниискренне надеялось разжечь пламя исламской революции в мусульманских странахБлижнего и Среднего Востока. Со второй половины 80–х и вплоть до начала 90–хгодов политика экспорта исламской революции постепенно превратилась вспецифический инструмент обеспечения внешнеполитических интересов Ирана намежгосударственном уровне. При этом под прикрытием исламских лозунгов неизменноделалась ставка на подрывные методы и терроризм, что вело к дестабилизациисложившихся региональных структур и военно–политической обстановки. Вбольшинстве случаев это способствовало лишь большему ожесточению вооруженныхконфликтов, провоцировало воз/>никновение новых очаговвоенно–политической напряженности. После смерти аятоллы Хомейни обострилисьпротиворечия между прагматическим и ультра–радикальными крыльями правящегошиитского духовенства. Причем острое внутриполитическое соперничествосопровождалось активным использованием зарубежных исламских экстремистскихорганизаций, рычаги воздействия на которые далеко не всегда сосредоточены водних руках. А это, как показали дальнейшие события, создает серьезную угрозурегиональной и международной стабильности, сильно затрудняет разблокированиевооруженных конфликтов.
политика исламский иранскийтеократия
Литература
1. Ушаков В.А. Ислам и внешняя политикаИрана. В кн.: Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып. З. Часть11. – М.: Наука, 1985. С. IЗ9. cм.: Устав КСИР. – 1982. – Тегеран.
2. Веrnstеin A. H. Irаn's Lоw–IntеnsitуWar аgаinst thе Unitеd Stаtеs. Оrвis – Sрring 1986. – Сс. 149–154.
3. Ниязматов Ш.А. Ирано–иракскийконфликт. Исторический очерк. – М.: Наука, I989г. – С. 86–88.
Тhе АРS diрlоmаt. Fаtе оf the аrаbiаnреninsulа. Iraq Survеу,Pаrt5В.ТhеКurdishОрроsitiоn.– 23 November, 1987. – Vol. 14.
4. Panorama – 26 Арrile. 1987.
5.Там же; «Исламский джихад»,13.04.1990, сс.10–17 (арабский язык).
6. Dunn, М.Until thеImam Comes. Iran Exports its Revolution. Defense and Foreign Affairs,July–August 1987 Сс.45–47.
7.The APS diplomat. Redrowing TheIslamic map. 30 June 1986 – Vol. – 1l. Iran Survey. Part 7 Islamic Guidance.SP. 51–56.
8. ТhеАРSdiрlоmаt.Rеdrоwingthеislаmicmар.– 22 Januаrу1990. – Vol. 19. –. Irаn.–. ТhеIslаmiсGuidаnсеSесtоrаndRevоlutiоn‘s Externаl Оriеntаtiоns.SР1 – SР8; МekkаСаlling.–Vol. – 32, Julу1986. – Сс.10–12
9. U.S. News and World Report.–May2. 1988. С. 38.
10. Ваnks,Тоnу.IslаmаndthеExраnsiоnistРоliсуоfIran. Jane’s DеfеnsеWееklу.– 14 Nоvеmbеr.– 1987. – С. 1136.
11. Bernstein A.H. Iran’s LowIntensity War against the United States. Orbis. – Spring 1986. – Сс.150–153.
12. The Military Balance1987–1988,IISS. London. Сс.105, 287, 331.
13.Dornoch A. Iran ‘s violentdiplomacy. Survival. – May – June 1988. – Сс.255–258.