ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ПедагогическийИнститут
КУРСОВАЯ РАБОТА
Формированиеимиджа России
Выполнила:
Студентка 2 курса PR
Гуляева Виктория
Руководитель:
доцент кафедры СКИТ
Котов С. В.
г.Ростов-на-Дону 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Формированиеимиджа государства с помощью PRметодов
1.1 Значение «имиджстраны» на внешних рынках
1.2 Способы продвижения имиджагосударстваГлава 2. PR продвижение Российскогогосударства2.1 Позиционирование России намеждународном уровне2.2 Создание имиджа России внутригосударства
Заключение
Список литературы
Введение
Несмотря на то, что государства во все времена стремились какможно лучше представить себя миру, за последние десятилетия имидж государстваприобрел еще большее значение. Для этого наибольшее влияние имели экономическиеи культурные аспекты глобализации: в настоящее время государствам приходитсяконкурировать в отношении таких серьезных, выражаемых количественно вопросов,как привлечение иностранных инвестиций, рынки экспорта, туризм, в то время каквозвышение глобальной культуры определяет желание сохранить культурноеразнообразие и подчеркнуть своеобразие.
Актуальность выбранной темы — очевидна. Ввиду высокойактивности России на мировой арене важно знать, как выглядит образ странывнутри, и изнутри государства полагаясь на результатах СМИ, поскольку именноСМИ в наибольшей степени определяют то, как воспринимает внешнюю политику РФграждане России и международная общественность. Это особенно интересно с точкизрения противоречивой позиции, занимаемой в настоящее время нашим государствомпо ряду вопросов.
Цель работы – выявить сущность позиционированиявнешнего и внутреннего имиджа Российской Федерации при помощи PR методов на современном этаперазвития международных отношений.
Задачи:
1) Выяснить значение имиджа страны навнешних рынках.
2) Обозначить способы продвижения имиджагосударства.
3) Выявить особенности позиционировании Россиив мире.
4) Пронаблюдать за созданием имиджаРоссии внутри государства.
Объектисследования– Имидж России и отношение к немузарубежных и российских граждан.
Предметисследования– PR технологии по формированию имиджа.
Методы:анализ, синтез, описание, сравнение.
Глава 1.Формирование имиджа государства с помощью PRметодов
1.1 Значение «имидж страны» на внешних рынках
Имиджстраны – стратегический капитал, позволяющий продвигать товары за рубежом ипривлекать инвестиции. Традиционно имиджем страны занимается государство.
Проблемасоздания имиджа стран актуальна давно, и в последнее время самые разные странывсерьез задумались об укреплении своей репутации. Так, например, Израильнамерен изменить свой имидж одного из самых проблемных мест на планете ипланирует запустить крупномасштабную рекламную и PR-кампанию, чтобы привлечьтуристов. Вот только в России пока больше говорят о продвижении страны, чемделают что-либо для этого.
ВРоссии сейчас нет специального органа, который занимался бы имиджем страны.Пока этим занимаются чиновники разного уровня, а бизнесмены скорее выступают вроли пассивных потребителей.
Насамом деле компании могут также участвовать в этом процессе с выгодой для себя.В США, например, действует специальная группа, которая предлагает идеи дляулучшения имиджа Америки за рубежом. В нее входят руководители крупнейшихрекламных фирм, печатных изданий, а также имиджмейкеры American Airlines,McDonald’s и др. В России тоже есть объединения компаний, заинтересованные вулучшении имиджа страны. Но главное – многие фирмы могут заработать напроектах, связанных с продвижением имиджа страны или региона.
Впрочем,отдельные попытки предпринимались. В свое время Минпечати во главе с Михаилом Лесинымрешило заняться созданием положительного образа России в западных странах, нопринесло ли это какие-то результаты, непонятно. Пиарщики, например,рассказывают, будто бы в США крутили рекламные ролики о том, что Америка – несамая лучшая страна.
В условияхглобализации имидж страны на внешних рынках приобретает стратегическоезначение. «Без позитивной репутации ни одно государство не сможет постояннобороться за потребителей, а также добиваться уважения и внимания другихстран»,– сказал Саймон Энхолт, известный британский консультант в областистранового брендинга. «Все знают, какое влияние оказывает факторстраны-производителя на решение приобрести ту или иную вещь. Чтобы понять,насколько может быть значим имидж страны, вспомните хотя бы, как люди хотятпокупать немецкие автомобили, японскую электронику, итальянские модные изделияи французскую еду». Россия по праву могла бы быть на порядок успешнее, если быне мешал её негативный имидж. Кто захочет инвестировать в страну, если еевысокопоставленный чиновник публично заявляет: «Две подводные лодки – и нетАмерики. Одна подводная лодка – и нет Европы».
Созданиеполноценного национального образа, как правило, приносит пользу всему бизнесу.«Для инвестора имидж и репутация страны – основная вещь, – говорит директор поисследованиям и специальным проектам агентства Imageland Public RelationsЕвгений Кузнецов.– И даже более важная, чем многие риски. Как можно вкладыватьв страну, которой не доверяешь?» Не говоря уже о том, что, например, российскиетовары в мире вообще мало кто знает. «Что сегодня значит made in Russia?Ничего. Даже наша нефть воспринимается как далеко не самая качественная»,–считает Евгений Кузнецов.
1.2Способы продвижения имиджа государства
Существуетнесколько PR способов, которые позволят улучшитьимидж России за рубежом и повысить образ России в глазах иностранцев.
Бренддля путешественников
Продвигатьстрану как бренд начал рекламный гуру Дэвид Огилви. В середине 1950-х годов кнему обратилось правительство Пуэрто-Рико, маленького латиноамериканскогогосударства, крайне заинтересованного в привлечении туристов. И поставило напервый взгляд невыполнимую задачу: изменить отношение американцев к этойстране. «Мы должны заменить убогий образ Пуэрто-Рико, который сейчас существуетв умах большинства жителей материка, на образ прекрасного острова. Это важнодля промышленного развития, строительства, туризма и политической эволюции»,–сказал тогда Огилви. Так он предугадал концепцию строительства имиджа страны,позднее подробно разработанную в многочисленных исследованиях: невозможнопродвигать страну только с одной точи зрения, необходимо формировать общийпозитивный образ всеми доступными средствами. Далее срабатывает цепная реакция:в страну приезжают туристы, за ними подтягиваются инвесторы и т.д.
АгентствоOgilvy & Mather занималось работой над имиджем Пуэрто-Рико более пяти лет.Рекламы было много, ее в основном размещали в популярных СМИ (Огилви верилименно в текстовую рекламу). Результаты были впечатляющими: поток туристов рос,а регулярные опросы показывали, что образ Пуэрто-Рико в сознании американцевпретерпел кардинальные изменения.
Послетакого успеха Дэвиду Огилви предложили осуществить аналогичный проект дляВеликобритании. А кампания «Посетите США» стала дня него своего рода жизненнымтриумфом. Для начала провели исследования и выяснили, что европейцы считают СШАочень дорогой страной. Узнав это, Огилви построил свою рекламу на утверждении,что путешественник в США может ни в чем себе не отказывать на 35 фунтов внеделю. Через восемь месяцев поток туристов из Германии вырос на 18%, изФранции – на 27%, а из Великобритании – на 24%.
Страналицом
ПрофессорРоссийской академии госслужбы при президенте РФ Александр Панкрухин – один изнемногих российских специалистов, занимающихся маркетингом территорий. Онвыделяет несколько стратегических направлений для продвижения территорий.Первое направление – маркетинг имиджа. С его помощью создают положительныйобраз территории, и основной инструмент здесь – коммуникационные мероприятия.«Создание национального бренда состоит на 80% из координации, на 15% изкоммуникации и на 5% из вдохновения»,– говорит Саймон Анхольт. Разумеется, тутесть свои особенности. Например, «неудачное» название вряд ли удастся поменять.«В Тульской области есть местечко Мокрый Корь. Как вы будете создавать бренд вэтом случае? – спрашивает Александр Панкрухин. Хотя есть и прецеденты.Ханты-Мансийский округ в 2003 году добился права использовать еще одно название– Югра».
Длястраны, как и для любого образа, важна визуальная коммуникация, причемосуществляемая через официальные символы. Например, Испания выбрала удачный иузнаваемый логотип – стилизованное солнце с надписью «Espana», котороенарисовал сюрреалист Хоан Миро. А Италия обдумывает любопытную акцию – заменитьна своих товарах маркировку made in Italy на профиль Пиноккио.
Ноглавная задача – определить базовую ценность имиджа. «Достучаться можно долюбой аудитории. Вот только что ей рассказывать?» – говорит Илья Кузьменков. Поего словам, сущность имиджа желательно выразить одним словом: «Должно бытьчто-то ключевое и обязательно уникальное. Например, Германия – качество». Носущность невозможно выдумать искусственно, так как в противном случае ее могутне принять. В свое время провалилась программа Cool Britannia, котораяподразумевала отказ от образа старой доброй Англии, а страна представлялась какмодная и предприимчивая. «Проект не получился, потому что исторический капиталАнглии слишком велик, чтобы его изменить одним сообщением»,– говорит ЕвгенийКузнецов.
Чтобыпродвигать территории по всем правилам маркетинга, чиновники обычно привлекаютлюдей со стороны.
СПОСОБ1 — Оказание платных консалтинговых услуг.
Бюджеты,которые выделяются на продвижение, обычно достаются армии рекламных агентов иконсультантов по PR. Например, Сингапур тратит $60 млн в год, Малайзия – $150млн, а Лондон в 2003–2004 году выделил $40 млн. В России пока нет столь дорогихпрограмм, однако регионы сейчас делают ставку на привлечение инвестиций, иконсультанты им активно помогают. Так, в 2002 году Краснодарский крайорганизовал международный экономический форум. «Мы придумали подходящий слоган:Кубань – территория экономического роста»,– рассказывает управляющий директоркоммуникационной группы «Кузьменков и партнеры» Олег Корионов. Кроме того,консультанты провели тренинг для руководителей края, разместили рекламныеролики на телевидение. Отдача от мероприятия оказалась очень высокой. На форумезаключили инвестиционные соглашения на сумму свыше $40 млн, а также былподписан договор на строительство объектов в Красной Поляне. Более 60публикаций в СМИ способствовали тому, чтобы край перестали восприниматьисключительно как часть «красного пояса» России.
Работа по укреплениюмеждународного авторитета Москвы охватывает все сферы: туризм, инвестиции,отношения со СМИ. Для России это первый по-настоящему комплексный идолгосрочный проект.
Деньги в дело
Рекламаи PR – далеко не единственные инструменты, с помощью которых имидж страныприобретает вес в глазах внешнего мира. Не менее важно использовать маркетингпривлекательности, то есть памятники архитектуры, исторические места и т. д.Так, Елабуга лежит вне популярных маршрутов, но к могиле Марины Цветаевойпостоянно возят туристов. Кроме того, стране не обойтись без маркетингаинфраструктуры – это эффективное функционирование и развитие территории вцелом, то есть гостиницы, аэропорты, банки, налоговый климат и т. п. Правда,многие исследования показывают, что бизнесу важнее даже не качество жизни, а еепредсказуемость.
Соответственно,исходя из потребностей территории, бизнесмены могут выбрать
СПОСОБ2 — Инвестиции в коммерческие проекты, которые влияют на укрепление имиджатерритории.
Например,можно реставрировать исторические объекты или «изобрести» новыедостопримечательности. Так, в городе Мышкин придумали и открыли Музей мыши,Музей русской водки, и теперь даже московские фирмы нередко проводят в этомгороде корпоративные мероприятия. Кроме того, стоит вкладывать деньги вразвитие инфраструктуры – строительство гостиниц, ресторанов, интернет-кафе,выпуск путеводителей. Этот бизнес, по сути, и сам по себе приносит определеннуюотдачу, но еще выполняет и социальную роль – работает на имидж страны.
Крометого, при определенных условиях бизнес может использовать СПОСОБ 3 — Получениеот территории определенных преференций.
Речьидет о взаимовыгодных отношениях – помочь региону деньгами на формированиеимиджа и взамен получить какие-то блага. Скажем, Нью-Йорк заключил с компаниейSnapple Beverage Group пятилетний спонсорский контракт на $166 млн. По егоусловиям фирма имеет эксклюзивные права на продажу воды и соков в городскихшколах, становится официальным городским продавцом айс-ти, воды, напиткаYoo-hoo!
Пожалуй,главная проблема бизнеса состоит в том, что создавать имидж страны в одиночкуневозможно. Но если объединить усилия, можно использовать
СПОСОБ4- Совместное решение отдельных проблем.
Активныйинтерес к обновлению имиджа России проявляют отраслевые объединения иассоциации. Ассоциация менеджеров, например, в начале этого года создалакомитет по продвижению интересов российского бизнеса за рубежом. Егоруководитель Вячеслав Евсеев объясняет, что ассоциация пошла навстречупожеланиям своих членов: «Компании уже начали осознавать, что негативный имиджстраны накладывает определенные ограничения на российский бизнес, влияет на егоуспешность». Компании уже ищут механизмы, каким образом они могли бы работатьнад продвижением бизнеса и страны в целом. Возможно, будет создан дажеспециальный фонд.[1]
Такчто даже в такой глобальной задаче, как создание имиджа страны или региона,можно найти вполне конкретные коммерческие интересы. Успех экономики зависит оттого, насколько успешно сформирован и продвигается на мировом рынке имиджстраны. Потому что на уровне макроэкономики действуют те же законы конкуренции,что и на микроуровне. Формирование и продвижение такого имиджа – очень крупнаязадача для всех институтов государственной власти. А последовательность работыс имиджем страны ровно такая же, как при маркетинге в компании: прежде чемначинать продвигать имидж, нужно определиться с целевым рынком (к кому мыобращаемся и что хотим получить), с ожиданиями потенциальных потребителейпродукта и с тем, какие из этих ожиданий наш продукт оправдывает, чтобысконцентрироваться на них при продвижении имиджа.Внашей стране активизировалась работа над увеличением инновационной активности встране и проектом создания технопарков. Если Россия достигнет здесь успехов, тоони, бесспорно, сформируют основу для будущих экономических достижений ипривлечения зарубежных инвесторов, а так же позволит повысить имидж России вмире.
Глава 2. PR продвижение Российскогогосударства2.1 Позиционирование России намеждународном уровне
Можнос уверенностью говорить о том, что проблема формирования благоприятного имиджаРоссии на международной арене является одной из наиболее актуальных и важных насегодняшний день в сфере российской внешней политики.
Впоследнее десятилетие формированием имиджа России за рубежом целенаправленноникто не занимался. Не было целостной, единой кампании, подчиненнойопределённой стратегии. Локальные PR-акции, как, например, компания в поддержкусаммита G8 в Санкт-Петербурге, решали лишь задачи местного значения. Запущенныйв 2005 году на государственные деньги англоязычный телеканал Russia Today(бюджет 30 миллионов долларов в год), по оценке экспертов, не смогзарекомендовать себя заслуживающим доверия источником информации, посколькудеятельность российских имиджмейкеров сильно напоминает советскую пропаганду.[2]
Пословам бывшего госсекретаря США Збигнева Бжезинского, «средства коммуникациипредставляют собой третье поколение средств мирового господства».
Геополитическийпотенциал страны, то есть ее политические возможности в масштабах планеты,определяется сегодня не размерами и количеством населения, не величиной армии,а способностью разрешать экономические проблемы и проблемы массовой коммуникации.
Всовременном обществе многократно возрастает роль PR на всех этапах формирования и осуществления политики страны.Развитые государства доминируют на международной арене, в том числе винформационном плане.[3]
Еслиже говорить о репутации России, то на сегодня эффект от внешнегогосударственного PR на Западе практически отсутствует. Зарубежное общественноемнение о России в основном формируют западные СМИ. При выборе отрицательной илиположительной новости из России они, как правило, выбирают отрицательную.Причины здесь две: наличие реальных проблем в российском обществе и отсутствиеорганизованных усилий со стороны государственных и бизнес структурпереадресовать или отразить поток неблагоприятного освещения российскихсобытий. На сегодня за рубежом сложилось два образа России. Положительнойчастью образа страны являются достижения культуры, инженерной мысли и спорта.
Негативныйобраз России формируют такие факторы, как отсутствие прозрачности экономики,стабильности законодательства, нарушения прав человека (приводится в примерконфликт в Чечне, ограничение свободы прессы), преступное и коррумпированноеобщество, имперские амбиции России, агрессивный настрой внешней политики.
Есть три пути, с помощью которыхможно поправить внешнеполитический имидж России. Первый: поручить этуработу настоящим профессионалам, знакомым с практикой лоббирования не посоветским энциклопедическим словарям. Второй: собрать под общий зонтик30 миллионов наших соотечественников за рубежом. Есть еще третий: самимсделаться лучше, наладить экономику, поддержать культуру и перестать хамить,чтобы планета Земля ахнула без всякого дополнительного пиара.
Разработанные на сегодняшний деньгосударственные проекты по формированию благоприятного имиджа России в миреможно классифицировать следующим образом:
1. Экономические проекты (одна из традиционных форм:экономические форумы. Наряду с государством активная роль принадлежитроссийскому бизнес-сообществу. Цели проекта: формирование благоприятногоинвестиционного климата, интенсификация экономического сотрудничества,формирование представления о России как о надежном и стабильном партнере)
2. Культурные, научные, образовательные проекты (в этой сфере Россия традиционнозанимает уверенные позиции. В мире еще жива память об успехах советскойкосмонавтики, советского балета и советского спорта, да и современная Россияактивно подпитывает эти сформировавшиеся представления новыми достижениямикультуры и науки и активным международным сотрудничеством в данных сферах.Характерной чертой проводимых сегодня культурных мероприятий является попыткарешить с их помощью наиболее острые социально-политические проблемы)
3. Социальные проекты (Россия ориентирована на широкоеучастие в различных социальных международных проектах, начиная от активногоучастия в программах по борьбе со СПИДом и наркоманией, заканчивая гуманитарнойпомощью населению стран, пострадавшим от стихийных бедствий. Один из наиболеетрадиционных, но в то же время действенных способов улучшения образа страны вмире)
4. Спортивные проекты (связаны, прежде всего, с попыткамиРоссии стать центром проведения спортивных мероприятий планетарного масштаба.Это и участие Москвы в тендере на право проведения летней Олимпиады, неувенчавшееся, правда, успехом, и теперь участие Сочи в аналогичном конкурсе,только для Олимпиады зимней. Безусловно, положение «хозяйки»спортивных соревнований мирового масштаба прибавляет популярности стране иповышает ее международный престиж)
5. Проект «Празднества» (придание торжествам, приуроченным кпразднованию особо важных исторических дат, официального статусаобщественно-политического мероприятия высокого уровня и организация в рамкахторжественных мероприятий неформальных встреч с лидерами мировой политики. Кнаиболее значимым проектам в данной сфере стоит отнести празднование 300-летияСанкт-Петербурга и 60-летия Победы)
6. Медийные проекты. С 2004 года активно разрабатываютсяи выходят в свет крупномасштабные медиа-проекты. Среди них и «Валдайскийклуб», и «Russia Profile», и «Russia Today». Пионеромв этой сфере можно считать совместный проект МИДа и РИА «Новости»«Открытая Россия» (2003 год), в рамках которого организуютсяпресс-конференции и обсуждения текущих событий в стране и внешней политики России;причем, приглашаются не только МИДовские чиновники, но и ведущие ньюс-мейкеры.
Имиджстраны напрямую связан со сложившейся системой власти и ее непосредственнымипредставителями. Причем, в зависимости от типа общественно-экономической формации,а также от вида политического устройства государства, связь между личностью иимиджем страны может быть различной.
Изучениевосприятия образа государства невозможно без разностороннего изучениявосприятия власти гражданами. По данным социологического опроса Независимогоисследовательского центра РОМИР, 75,9% (!) россиян в большей или меньшейстепени уверены в коррумпированности власти на всех уровнях. Налицо пиаровскийпробел: власть и коррупция отождествлены в массовом сознании. Кроме того,именно эта имиджевая составляющая имеет первостепенное значение для иностранцев- зарубежных инвесторов, предпринимателей, просто граждан других государств.Так что, данное направление — чрезвычайно важный аспект изменения существующегоимиджа власти, неотъемлемая часть механизма формирования позитивного образастраны. Утверждение образа РФ в глазах россиян и зарубежных граждан имеет своиособенности. Одна из них заключается в однозначном отождествлении имиджа Россиии имиджа её власти.[4]
Какизвестно, для того, чтобы построить правильную PR-стратегию государства,требуется знать запросы общества, уметь отладить взаимодействие между органамигосударственного управления и обществом, установить прямой контакт междувластью и гражданами.
Толькопреодолевая отчуждение между властью и народом, можно построить демократическоеправовое государство, народ которого будет представлять собой гражданскоеобщество.
Исследованияобщественного мнения свидетельствуют, в частности, что имидж страны эффективноформируется только при соблюдении нескольких условий:
1.Борьбу с искажением образа страны следует вести максимально аргументированно;реагировать необходимо на каждый случай лжи как национальных, так и зарубежныхполитиков или СМИ; аргументы должны быть реальными и убедительными, а такжедостаточными для обращения с исками на перфоманцию в зарубежные суды. Такаястратегия положительного позиционирования России может оказаться гораздоэффективнее, чем организация разовых рекламных кампаний.
2.Усилия имиджмейкеров по формированию положительного образа страны важнорассматривать лишь как дополнение к исправлению реального положения дел.
3. Образ политика –особенно из первых эшелонов власти – должен соответствовать выстраиваемомуобразу страны.[5]
ВРоссии имидж власти в дополнение к имиджу страны в целом, обладает рядомспецифических особенностей. Вызвано это, прежде всего, тем, что гражданскогообщества европейского образца в России никогда не было, и государство всегдагосподствовало над обществом. Представители государственной власти поэтомуобладали преимуществом по сравнению с другими сословиями – даже самымипривилегированными. Экономические преобразования в значительной степениосуществлялись сверху – путем государственного принуждения. Превыше всегоставились интересы государства и обороны, не всегда совпадавшие с интересамисословий. Формы социальной жизни и организации, не санкционированные государственнымиорганами, решительно уничтожались.
Итак,чтобы возник в общественном сознании положительный образ государства, преждевсего, необходимо в действительности, а не на словах, изменить его сущность,начать позитивные преобразования, на основе которых потом выстраиватьпродуманную PR-политику для утвержденияблагоприятного имиджа России в мировом сообществе. Однако действия сегодняшнейвласти вызывают противоречивую реакцию западных государств, провоцируя критику.
2.2Создание имиджа России внутри государства
ОбразРоссии в глазах россиян определяется не столько национальными интересами,сколько их соответствием национальной идее и насущным потребностям граждан.
Длярусских переживание своих этнических истоков никогда не являлось значимойсоставляющей самоидентификации. Идея национальной идентичности прочноувязывалась с государственностью. Поэтому «российское» и«русское» как не нагруженные этническими смыслами понятия продолжаютвосприниматься за рубежом как синонимы. Этническое переживалось в рамкахповседневного опыта как народная традиция. Нередко фольклорные традициисознательно подменяли символы и образы национальной идентичности, и в советскийпериод русское народное искусство не случайно было объектом внимания культурнойполитики государства. Наиболее стойкие фольклорные образы и символы народной(или псевдонародной) традиции, такие, как пресловутая матрешка, стали символамистраны. [6]
Стандартныйнабор представлений о России бытует в мире и сегодня. В него входят и мифы обытовых привычках (баня, водка и тому подобное), и объективные характеристики«неизвестной и далекой» России (просторы, холод, Сибирь), иуверенность в неисчерпаемости ее природных ресурсов. Язык и русское литературноенаследие как воплощение достижений языковой культуры остаются важнымиориентирами национальной идентичности самих россиян. Важнейшей культурной«скрепой» была и остается православная самоидентификация большинстванаселения.
Наиболеезначимыми элементами позитивной российской самоидентификации сегодня являются:
— территория («русская земля»);
— природные богатства («кладовая мира»);
— язык;
— религиозные традиции и обычаи;
— духовное и культурное наследие и высшие достижения культуры;
— исторические вехи, в первую очередь победа в Великой Отечественной войне;
— общие представления о национальном характере (открытость, гостеприимство,бескорыстие и другие).
Содержательноенаполнение этих «элементов» формирует «внутренний» образстраны. Отсутствие в этом ряду общезначимых политических и культурныхориентиров указывает на незавершенность периода трансформации общественныхинститутов. Тем более важным представляется анализ динамики как представленийроссиян о своей стране, так и отношения к России в мире. Он позволяет выявитьте составляющие, которые могут задавать позитивный вектор восприятия, ключевойс точки зрения «социального самочувствия» нации.
Всеперчисленные инициативы повышают уровень социального самочувствия в обществе,от которого, в конечном итоге, и зависит положительное мироощущение граждан ипозитивный образ страны в мире. Современная российская действительность даетдля этого широкие возможности.
Заключение
Итак,имидж страны аккумулирует в себе различные культурно-исторические смыслы. Изучениеи систематизация информации, представленной в различных аналитическихматериалах российских и зарубежных авторов, позволяют в свете основныхположений теории массовой коммуникации сформировать направления, вразрезе которых должен создаваться позитивный образ России в глобальномпространстве:
1.Стабильность Российской Федерации во всех сферах общественной жизни,устойчивость внутригосударственной системы власти и управления, предсказуемостьРоссии и ее идеологическая открытость, способствующая формированию о Россиитолько тех представлений, которые соответствуют действительности.
2.Привлекательность российской экономической системы для внешних инвесторов,связанная не только с совершенствованием государственных механизмов обеспеченияих прав и гарантий на территории России, но и с правильным преподнесениемпотенциальным инвесторам информации и акцентированием их внимания наобъективных преимуществах работы с Россией.
3.Высокая образованность, нравственность российского общества, несопоставимые сего характеристикой как отсталого, «вечно догоняющего».
4.Влиятельность информационно-политического потенциала России, обеспечивающаянадежность и устойчивость коммуникативных связей России со странами мира иявляющаяся надежным проводником идеологии демократизации общества.
Принципиальнаяпозиция состоит в том, что нейтрализация негативных репутационных характеристикРоссии в глобальном информационном пространстве и задача формирования новогообраза Федерации является стратегически важным направлением государственногостроительства и лежит в плоскости адаптации приемов и технологий PR. Здесь нельзя суетиться, но и неследует медлить далее.
Внастоящее время накоплен богатый практический опыт использования приемов итехнологий PR в деятельности органов государственнойвласти по позиционированию страны. Исходя из оценки субъектов коммуникативныхсвязей, имидж государства следует строить на следующих трех основаниях:
Во-первых, он должен подаваться как некийсубъект, выполняющий определенный набор функций, главная из которых – власть.Поэтому необходимо как можно лучше показывать людям, чем в действительностизанимаются президент и правительство. В этой связи важнейшим направлениемформирования имиджа страны становится информированность граждан.
Во-вторых, стране необходимо иметь свою«репутацию», т. е. постоянно позиционировать положительные черты своего имиджа.
В-третьих, требуется утвердить в общественноммнении характер, сущность страны — т. е. то, чем на самом деле она является,т.е. чёткого формулирования национальной идеи, консолидирующей нацию.
Списоклитературы
1. Гринберг Т. Э. Политическаяреклама: портрет лидера. М., 2005
2. Журнал «Секрет фирмы» — Как подать родину
3. Заславская Т. И.Постсоциалистический трансформационный процесс в России. Вестник ЗГНФ, №3,2008;
4. Семененко И. — Культура, обществои образ России
5. Цуладзе А. Политическиеманипуляции, или покорение толпы. М., 1999.
6. Шерковин Ю. А. Психологическиепроблемы массовых информационных процессов. М.,1986