Федеративнаяреспублика Германия и Германская Демократическая Республика
После пораженияГермании во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территориястраны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии иФранции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа1945г.) Германия была разделена на 4 оккупационных зоны. Общее управлениесосредоточилось в Союзном контрольном совете.
В конце 1946г. былосоздано сепаратное управление тремя западными зонами. Логическим следствиемэтого стало разделение Германии и образование двух самостоятельных государств.Решение об этом было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести западныйдержав: США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга. На основаниирешений конференции военные губернаторы США, Великобритании и Франции воккупированных зонах уполномочили премьер-министров правительств германскихземель преступить к разработке проекта конституции будущего государства — ФРГ.Проект был подготовлен и обсужден в Парламентском Совете. Этот совет состоял из65 депутатов, избранных ландтагами земель, и 5 представителей с совещательнымголосом от Западного Берлина.
8 мая 1949 г.Парламентский совет заседавший в Бонне принял проект основного закона и передалего на ратификацию в ландтаги земель. В период с 18 по 21 мая 1949г. парламентывсех земель, кроме Баварии, одобрили проект конституции.
Боннская конституция 1949г.
Новая конституциявступила в силу 23 мая 1949 г. Она восстановила демократические институтывласти и управления и в ряде отношений походила на Веймарскую конституцию 1919г.
• Новое германскоегосударство построено на началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель (внастоящее время — 14), самостоятельных в своем бюджете и независимых друг отдруга. Каждая из земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающеезначительной автономией.
• Законодательнаявласть принадлежит двухпалатному парламенту: Верхняя палата — Бундесрат(Союзный совет), нижняя — Бундестаг.
• Бундесрат — это узкаяколлегия состоящая из 41 члена, которая выражает интересы субъектов федерации.Правительство каждой из «земель» назначает в Бундесрат своихуполномоченных. Число голосов, которые имеет в палате данная «земля»определяется численностью ее населения. Земли с населением до 2 млн. человекобладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. — 4 голосами, а свыше 6 млн. — пятью.
• Бундестаг избиралсявсем народом Германии и состоит из 496 членов. Половина депутатов избирается вокругах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямогоголосования. Другая половина — по партийным спискам, выставляемым в каждойземле по пропорциональной системе. Каждому избирателю ФРГ предоставляется дваголоса. Первый — для выборов депутата по избирательному округу, второй — длявыборов по земельным спискам. Партия, собравшая менее 5% вторых голосов, делилапредставительства в парламенте.
Если организациюБундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты — он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены вофракции — то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характеренпринцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земельподаются как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельныеправительства указывают своим представителям, как они должны голосовать пообсуждаемым вопросам.
• Система центральныхорганов государственной власти основывается на принципе разделения властей.
• Согласно конституцииглавой ФРГ является президент, который избирается на 5 лет — специальнособираемым Федеральным собранием. Президент может участвовать в заседанияхправительства, промульгирует законы, может в некоторых случаях распуститьБундестаг. Однако для большинства актов президента требуется обязательнаяконтрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра.
• Реальнаяисполнительная власть сосредоточена в правительстве и особенно в руках егопредседателя — канцлера. Кандидатура канцлера предлагается президентом. Затемон избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняетминистров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он — единственный министр с конституционной точки зрения несущий ответственностьперед Бундестагом.
• Федеральноеправительство имеет право издания постановлений в целях исполнения федеральныхзаконов, а также издания общих административных предписаний. Правительствоактивно участвует в законодательном процессе. С этой точки зрения особенноважно его право предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявитьсостояние законодательной необходимости. Бундестаг тем самым устраняется отпринятия законов (ст. 81).
• Конституцияустановила сложный порядок вынесения недоверия правительству. Канцлер можетбыть смещен только путем избрания нового канцлера (ст. 67). Здесь применяетсят.н. «конструктивный вотум» недоверия, который резко отличается отдеструктивного, применяемого в других парламентарных странах.
• В системе центральныхгосударственных органов ФРГ особое место занимает Федеральный конституционныйсуд, состоящий из двух сенатов по 8 судей в каждом. Члены суда избираются вравном количестве Бундестагом и Бундесратом. Конституционный суд обладает широкойкомпетенцией — толкование Конституции, проверка соответствия федерального праваи права земель основному закону, разрешение споров между федерацией и землями идр. Суд может также отменять парламентские законы, если они не соответствуют«духу и букве» конституции (ст. 93).
Политические партии
К началу 60-х годов вФРГ сложилась трехчленная партийно-политическая система. Ее главная особенностьв том, что в качестве партий, образующих правительство, выступают две основныеполитические организации: Социально-демократическая партия Германии (СДПГ) иблок двух клерикально-христианских партий — Христианско-демократический союз(ХДС существует во всех землях ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальныйсоюз (ХСС, действует в рамках одной земли Баварии). Третья жебуржуазно-либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) входит вправительство на правах «младшего партнера»; баланса сил.
Такая системаотличается от двухпартийной тем, что каждая из двух основных партий вопределенной степени делит власть, когда к ней приходит с третьим партнером. Нои трехпартийная западно-германская парламентская модель может быть названа лишьусловно, так как три ее звена не равнозначны друг к другу.
СвДП по своим масштабами влиянию не в состоянии претендовать на роль правящей партии и не полноценна вкачестве оппозиции.
Послевоенный период вистории ФРГ связан с правлением Христианско-демократической партии. В это времяЗападная Германия преодолела послевоенную разруху и вышла на одно из первыхмест в мире как по общему объему производства, так и производительности труда.Однако на выборах в Бундестаг 1969г. ХДС потерпела поражение. Новаяправительственная коалиция сложилась из депутатов самой массовой на тот моментпартии ФРГ — социал-демократической (750 тыс. членов) и малочисленной СвДП(80-100 тыс. членов). Права социал-демократов В. Брандт был избран на постканцлера ФРГ.
Правительство В.Брандта провозгласило новый курс во внешней политике на достижение разрядки вмеждународных отношениях. Оно пошло на заключение важных договоров с СССР(август 1970 г.) и Польской Народной Республикой. Державы признали нерушимымивсе государственные границы Европы, включая существующие границы ГДР и ФРГ изападные границы Польши. Стороны заявили, что они будут разрешать все спорыисключительно мирными средствами. В ноябре 1972 г. на парламентских выборах ХДСпотерпела новое поражение. Вилли Брандт был вторично избран канцлером ФРГ.
Ситуация вправительстве изменилась осенью 1982 г., когда свободные демократы перешли насторону христианских демократов, создав таким образом правительственный кризис.В результате были проведены досрочные парламентские выборы и сформированправительственный блок ХДС/ХСС — СвДП.
В целом боннскаяпартийно-парламентская система действовала в условиях экономических исоциально-политических затруднений 70-80 годов четче, чем подобный механизм вдругих капиталистических странах. ФРГ не знала ни глубокой конфронтации сил среальной перспективой участия левых в правительстве, как в рядезападно-европейских стран с многопартийными системами; ни острых конфликтовмежду исполнительной и законодательной властью, как в США в периодуотергейского дела. На этом основании многие политологи делали вывод об особойпрочности западногерманской политической системы.
Германская ДемократическаяРеспублика
В соответствии сПотсдамским соглашением СССР оккупировал восточную часть Германии: землиБранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию-Ангальт. Был созданспециальный орган советской военной администрации в Германии — СВАГ. Вскоре кправительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партияГермании (СЕПГ). Она образовалась в апреле 1946г. в результате слияниякоммунистической и социал-демократической партийных организаций. Всентябре-октябре 1946г. по всей Восточной Германии были проведены выборы ворганы местного самоуправления и земельные парламенты-ландтаги. СЕПГ получилаболее 50 % голосов на общинных выборах и 47 % — на выборах в ландтаги.
Вместе с темпоследовали реформы социалистического характера. Было конфисковано имуществомонополий, проведена аграрная реформа. Была взята ориентация на коллективизациюсельского хозяйства.
В сентябре 1947 г.состоялся 2-ой съезд СКПГ. Он предложил созвать Немецкий народный конгресс дляопределения дальнейших судеб государства. Народный конгресс Восточной Германии(март 1948 г.) избрал так называемый Немецкий народный совет и поручил емуразработать конституцию будущей ГДР.
7.10.1949 г. Народныйсовет объявил о введении в действие новой конституции о создании ГерманскойДемократической Республики как самостоятельного государства. Вместе с темНародный совет преобразовал себя во Временную народную палату ГДР. Временнаянародная палата приняла закон об образовании временного правительства ГДР ипоручила его формирование Отто Гротенволю, выдвинутому на пост премьер-министрафракцией СЕПГ.
Конституция ГДР 1949 г.
• Высший орган власти — Народная палата (400 депутатов), избираемая на 4 года путем всеобщих, прямых иравных выборов. При тайном голосовании, народная палата избирает свойПрезидиум, в котором представлена каждая фракция, насчитывающая не менее 40депутатов. Представительство земель осуществляет Палата земель, котораяизбирается местными ландтагами. Палата земель получила ограниченные права: онаможет в течение 14 дней заявить протест против закона, принятого Народнойпалатой, но окончательное решение принадлежит последней.
К компетенции обеихпалат относятся выборы президента. Он избирается на 4 года, представляетреспублику в международных отношениях, принимает дипломатическихпредставителей, осуществляет право — помилование и т.п. Первым президентом ГДРбыл избран представитель СЕПГ Вильгельм Пик.
• Правительствоформируется представителем фракции, которая является сильнейшей в Народнойпалате. Народная палата утверждает состав правительства и его программу.Правительство ответственно перед палатой.
Первые выборы взаконодательную палату ГДР состоялись уже в 1949 г. Они проводились на основеобщей избирательной программы с общими списками кандидатов Национального фронтадемократической Германии. Квота, приходившаяся на каждую партию, былаопределена заранее, СЕПГ получила 25 % мест, христианско-демократический союз илиберально-демократическая партия — по 15 %, демократическая крестьянскаяпартия — 7,5 %, Союз свободной немецкой молодежи – 5 %.
В 1952 г. былоликвидировано историческое деление страны на земли и установлено новоеадминистративно-территориальное деление ГДР на 14 округов и 217 районов. Былаупразднена Палата земель и ландтаги. Власть на местах стали осуществлятьокружные и районные собрания, которые избирали свои советы (органыисполнительной власти).
В 1952 г. конференцияСЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР. Через 16 лет после этогоновая конституция ГДР 1968 г. декларировала победу социалистическихпроизводственных отношений.
Между тем, ЗападнаяГермания все более обгоняла Восточную по уровню жизни, степени промышленного идемократического развития. Социализм дискредитировал себя. В конце 80-х годовобстановка в мире изменилась. Закончилась «холодная война»,противостояние капиталистической и социалистической систем. В этих условияхстало возможным объединение ФРГ и ГДР, и оно свершилось в 1989 г.
Вывод: Таким образом,после 1-ой мировой войны Германия стала жертвой противостояния между мировыхсистем и вновь потеряла свою целостность. Однако на этот раз объединениегосударства свершилось не насильственным путем, не «жезлом и кровью»,как во времена Бисмарка, а посредством мирного соглашения.
Американскиеоккупационные власти с 1947 оказывали давление на западногерманскихполитических лидеров, добиваясь создания объединенных государственных структурдля западных оккупационных зон. Немцы, опасаясь, что подобные действия закрепятразделение страны, не спешили с конкретными шагами. Тем не менее Лондонскаяконференция (трех западных стран-победительниц) весной 1948 дала официальнуюсанкцию на созыв учредительного собрания (Парламентского совета) для разработкиконституции Западной Германии. Блокада Берлина 1948-1949 позволила преодолетьсопротивление немцев. Бургомистр Берлина Эрнст Ройтер убеждал западногерманскихполитиков пойти навстречу пожеланиям союзников, утверждая, что действиясоветской администрации уже привели к разделению Германии.
1 сентября 1948Парламентский совет, в который вошли представители парламентов (ландтагов)земель западных зон и Западного Берлина, собрались в Бонне для выработкиОсновного закона. Наиболее крупными были фракции двух партий — ХДС и СДПГ (по27 делегатов). Свободная демократическая партия (СвДП) получила 5 мест,коммунисты, консервативная Немецкая партия (НП) и партия «Центр» — по2 места.
Принятие Основногозакона оказалось нелегкой задачей. Парламентский совет подвергался давлению сдвух сторон. Западные союзники настаивали на сохранении своего контроля надстраной даже после вступления в силу конституции, немцы добивались максимальновозможного суверенитета. Сама немецкая сторона была расколота в вопросе огосударственном устройстве. Большинство делегатов поддерживали идею федерализмав той или иной форме, но СДПГ, СвДП и левое крыло ХДС выступали за сильноецентральное правительство, а правое крыло ХДС, включая его баварского партнера- Христианско-социальный союз (ХСС), настаивало на более свободной федеральнойструктуре.
Парламентский советработал быстро и эффективно под руководством своего президента КонрадаАденауэра (ХДС) и председателя редакционной комиссии Карло Шмида (СДПГ). В мае1949 был одобрен компромиссный документ. Он предусматривал введение постовфедерального канцлера (премьер-министра) с широкими полномочиями и федеральногопрезидента с ограниченными полномочиями. Создавалась двухпалатная система изизбранного на всеобщих выборах бундестага и имеющего широкие права бундесрата(федерального совета) для представления интересов федеральных земель. Документбыл назван «Основным законом», чтобы подчеркнуть, что его создателисознают его временный характер, поскольку конституция должна быть написана длявсей послевоенной Германии.
Первые выборы вбундестаг были проведены в августе 1949. Большинство мест в парламенте получилакоалиция ХДС/ХСС (139 мест), за ней следовала СДПГ (131 место). СвДП получила52 места, коммунисты — 15, оставшиеся 65 мест поделили более мелкие партии. Врядах ХДС и СДПГ было много политиков, выступавших за создание правительства«большой коалиции» ХДС и СДПГ, но лидеры христианских демократов иСДПГ Аденауэр и Курт Шумахер отвергли этот план. Вместо этого Аденауэрорганизовал правоцентристскую коалицию в составе ХДС/ХСС, СвДП Немецкой партии.В 1953 к ней примкнула партия, созданная немецкими переселенцами из ВосточнойЕвропы (до 1955). Коалиция продержалась у власти до 1950, когда ее покинулаСвДП. Ей на смену пришел кабинет ХДС/ХСС и Немецкой партии.
Аденауэр, который вошелв политику уже в начале столетия и был активным противником нацистского режима(за что попал в тюрьму), оставался на посту канцлера до 1963. Хотя«Старик», как называли его немцы, сосредоточил свои усилия навнешнеполитических делах, своим успехом он обязан в первую очередьзападногерманскому «экономическому чуду». В 1949 пострадавшее отвойны народное хозяйство страны производило всего 89% от продукции 1936, ноумелая экономическая политика позволила вывести Западную Германию набеспрецедентно высокий уровень благосостояния. В 1957 западногерманская промышленностьпри министре экономики Людвиге Эрхарде удвоила производство по сравнению с1936, и ФРГ встала в ряд ведущих промышленных держав мира. Экономический ростпозволял справляться с непрекращавшимся потоком беженцев из Восточной Германии,причем число безработных постоянно сокращалось. К началу 1960-х годов ЗападнаяГермания вынуждена была пойти на массовое привлечение иностранных рабочих(гастарбайтеров) из Южной Европы, Турции и Северной Африки.
В области внешнейполитики Аденауэр твердо стремился к достижению двух взаимосвязанных целей — восстановлению полного суверенитета Западной Германии и интеграции страны всообщество западных стран. Для этого Западной Германии необходимо былозавоевать доверие американцев и французов. Аденауэр с самого начала былсторонником европейской интеграции. Важным шагом в этом направлении быловступление Западной Германии в созданное в 1951 Европейское объединение угля истали (ЕОУС), членами которого стали Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды иЛюксембург (договор о ЕОУС был ратифицирован бундестагом в январе 1952). Наотношение к Аденауэру повлияло и согласие Западной Германии выплачиватькомпенсации Израилю и частным лицам — жертвам нацистских преступлений противевреев. Важной вехой в политике примирения с Францией, проводимой Аденауэром,оказалось заключение франко-германского договора о сотрудничестве (1963),ставшее результатом переговоров с президентом Франции Шарлем де Голлем.
Благотворные результатыполитики, направленной на союз с западными странами, вскоре дали о себе знать.В 1951 западные союзники согласились изменить оккупационный статус, а 26 мая1952 представители США, Великобритании и Франции вместе с западногерманскимканцлером подписали Боннское соглашение, согласно которому прекращалась военнаяоккупация и восстанавливался суверенитет страны. Практически все государства,не входившие в советский блок, признали Западную Германию как независимоегосударство. В 1957 был сделан молниеносный шаг в сторону объединения Германии:Саарская область, которая с 1945 управлялась французской администрацией, вошлав состав Западной Германии.
Некоторые шаги,предпринятые Аденауэром в области внешней политики, носили весьмапротиворечивый характер. Несмотря на наличие в стране значительных сил,выступавших против ремилитаризации Западной Германии, правительство Аденауэраодобрило американские планы по превращению Западной Германии в своего военногопартнера и политического протеже. Находясь под впечатлением от разразившейся в1950 Корейской войны, американские военачальники утверждали, что только в союзес западногерманской армией Европу можно будет защитить от возможной советскойагрессии. После того как в 1954 французский парламент отверг план созданияобъединенной европейской армии (Европейского оборонительного сообщества),Западная Германия создала собственные вооруженные силы, бундесвер. В 1954Западная Германия стала 15-м членом Организации североатлантического договора(НАТО).
Поскольку при АденауэреЗападная Германия стала полноправным членом сообщества западных держав,правительству не удалось достичь провозглашенной цели объединения с ВосточнойГерманией.
Аденауэр,поддерживаемый госсекретарем США Джоном Фостером Даллесом, был уверен в том,что только жесткая политика может убедить Советский Союз выпустить ГДР из своихжелезных объятий. Западная Германия делала попытки изолировать ГДР вмеждународных делах и не признавала Восточную Германию как независимоегосударство. (Восточного соседа стало принято называть «так называемойГДР» и «советской зоной»). В соответствии с «доктринойХальштейна» (по имени Вальтера Хальштейна, советника Аденауэра по внешнейполитике), Западная Германия шла на разрыв дипломатических отношений с любойстраной, признавшей ГДР.
Период с 1949 досередины 1960-х годов можно назвать эрой Аденауэра. Рост престижа ФРГ на Западеи благосостояния внутри страны, а также страх перед коммунистической угрозой — все это способствовало триумфу ХДС на выборах. Блок ХДС/ХСС стал ведущейполитической силой на всех выборах в бундестаг с 1949 по 1969. На руку ХДС/ХССсыграли подавление советскими войсками выступления рабочих в Берлине в 1953 исоветское вторжение в Венгрию для усмирения восстания в 1956. В то же времяпрогрессивные социальные реформы не дали возможность социал-демократамувеличить число своих сторонников. Новая пенсионная программа вывела ФРГ налидирующие позиции в этом вопросе. В производственной сфере профсоюзы добилисьпринятия в 1951-1952 законов об участии рабочих в управлении предприятиями (всталелитейной и угольной промышленности). В дальнейшем законодательство былораспространено на предприятия, на которых работало более 2000 работников.
Теодор Хейс(1884-1963), первый президент Западной Германии (1949-1959), содействовалАденауэру в деле создания стабильного государства, пользующегося уважением вмировом сообществе. Хейс, лидер СвДП, был известным либеральным политиком иписателем в 1920-е годы. В 1959-1969 его преемником на посту президента сталГенрих Любке (1894-1972), представитель ХДС.
Чтобы преодолетьзависимость от свободных демократов, блок ХДС/ХСС решил теперь войти в«большую коалицию» с социал-демократами. Лидеры СДПГ не раздумываяприсоединились к своим соперникам, претендуя на 9 министерских портфелей против11 у ХДС/ХСС; Вилли Брандт стал министром иностранных дел и вице-канцлером.Многим социал-демократам была не по душе перспектива работы в правительстве, вкоторое вошел Франц Йозеф Штраус (на чем настаивал ХСС), вызывала сомнение икандидатура Курта Георга Кизингера, выдвинутого ХДС на пост бундесканцлера.Кизингер возглавлял отделение ХДС в Баден-Вюртемберге, считался уважаемымдепутатом бундестага, но в свое время состоял в нацистской партии.
Большая коалиция, хотяи не принесла радикальных перемен в политике, изменила западногерманскуюполитику в ряде важных аспектов. СДПГ получила возможность продемонстрироватьзападным немцам свои способности в качестве правящей партии. Но при этомнекоторые избиратели восприняли факт объединения самых крупных партий инеспособность СвДП сыграть роль эффективной оппозиционной партии как показательтого, что господствующая политическая верхушка объединилась против простогонарода. В результате избиратели поддержали новые политические группировки, неимевшие ранее депутатов в бундестаге. К праворадикальному крылу относилась Национал-демократическаяпартия Германии (НДПГ), образовавшая в 1964. Ее программа имела некотороесходство с программой нацистской партии, нацистами в прошлом были и многие еелидеры.
НДПГ объединилаэлекторат протеста, умело используя чувства национальной ущемленности и обидына обе сверхдержавы, недовольство продолжающимся преследованием нацистскихпреступников, враждебное отношение к мнимой моральной вседозволенности изамешанные на расистских предрассудках опасения в связи с притоком иностранныхрабочих. Партия пользовалась поддержкой среди жителей небольших городов ипредставителей экономически слабых мелких предпринимателей. Ей удалось провестисвоих депутатов в некоторые земельные парламенты (ландтаги). Но опасения всвязи с возрождением нацизма оказались беспочвенными. Против партии сыгралоотсутствие у нее сильного лидера, а также улучшение экономического положения встране. В итоге она проиграла выборы в бундестаг 1969, набрав только 4,3%голосов.
Левая оппозицияопиралась в основном на студенческое движение под руководствомСоциалистического союза немецких студентов (СДС), который был исключен из СДПГза отказ принять Бад-Годесбергскую программу. В программе Союза студентовсочетались требования реформы образования и протест против международной политикиСША. В конце 1960-х годов страну потрясали массовые студенческие протесты идвижение «внепарламентской оппозиции».
Отсутствие популярныхальтернатив политике христианских демократов оказалось на руку СДПГ. Партия воглаве с Куртом Шумахером продолжала настаивать на национализации основныхотраслей промышленности, выступала против оодносторонней ориентации на Запад ииграла на немецких национальных струнах. Некоторые влиятельные региональныелидеры партии (например, Вилли Брандт в Берлине, Вильгельм Кайзен в Бремене,Карло Шмид в Баден-Вюртемберге и Макс Брауэр в Гамбурге) критиковали отсутствиегибкости в программе СДПГ. До самой смерти (1952) Шумахеру удавалосьпереигрывать своих соперников, претендующих на лидерство в партии.
Преемником Шумахерастал Эрих Олленхауэр, партийный функционер, который, однако, пошел на изменениепартийной политики. С молчаливого одобрения Олленхауэра реформаторы во главе сКарло Шмидом и Гербертом Венером, жестким политиком из бывших коммунистов,самым активным представителем партии в бундестаге, побудили партию расстаться смарксистскими догмами. Им удалось добиться успеха в 1959, когда СДПГ на съездев Бад-Годесберге приняла программу, обозначившую отказ от марксизма. СДПГпровозгласила поддержку частной инициативы и ориентацию на скандинавскую модельгосударства всеобщего благосостояния. Партия выступила также за выработку тремяглавными партиями общего подхода к национальной оборонительной политике.
По удачному совпадениюСДПГ изменила свою программу как раз в тот момент, когда ХДС стал терятьподдержку общества. На выборы 1961 СДПГ шла под руководством Вилли Брандта,энергичного и популярного в обществе политика, правящего бургомистра ЗападногоБерлина. Часть избирателей разочаровалась в неповоротливости ХДС и желала отставкиАденауэра. Блок ХДС/ХСС терял голоса избирателей, СДПГ их набирала, но сместитьАденауэра ей не удалось. Свободная демократическая партия (СвДП), которая такжекритиковала Аденауэра, выиграла больше всех. Несмотря на свою критическуюпозицию, СвДП вошла в коалиционное правительство вместе с ХДС/ХСС. Аденауэробещал через два года уйти в отставку. Но до этого настоящую бурю вызвало т.н.дело журнала «Шпигель».
Влиятельныйеженедельник «Шпигель» уже давно выступал с критикой главы ХСС ФранцаЙозефа Штрауса, исповедовавшего крайне правые взгляды и с 1956 занимавшего постминистра обороны. В 1962 журнал опубликовал статью, освещавшую неблагополучноеположение в вооруженных силах Западной Германии. Обвинив журнал в раскрытиисведений, составлявших предмет военной тайны, Штраус распорядился провестиобыски в редакционных помещениях и арестовать сотрудников по обвинению вгосударственной измене. Пять министров — членов СвДП в знак протеста подали вотставку, а Штраус был смещен со своего поста.
В 1963 Аденауэр ушел споста федерального канцлера, сохранив за собой председательское кресло впартии. Канцлером коалиции ХДС/ХСС и СвДП стал Людвиг Эрхард, получившийизвестность как «отец немецкого экономического чуда» за свою рольстратега в экономической политике после 1949. Его пребывание на этому посту,которого он добивался долгие годы, нельзя назвать удачным: Эрхард отличалсянерешительностью, за что и получил прозвище «резинового льва».Впервые с начала 1950-х годов в германской экономике появились тревожные симптомы.Производство сокращалось, темпы роста снижались, появился дефицит платежногобаланса. Крестьяне были недовольны политикой правительства, в горнодобывающей,кораблестроительной и текстильной отраслях промышленности сокращались рабочиеместа. В 1965-1966 в Западной Германии начался общий экономический спад. В1966-1969 страну потрясли забастовки, особенно в металлургическойпромышленности; мирный период развития подходил к концу. Аденауэр резкокритиковал своего преемника, утверждая, что тот не справляется с обязанностямиканцлера.
Несмотря наэкономический спад, Эрхард избежал поражения на выборах в бундестаг в 1965.Блок ХДС/ХСС даже увеличил свое представительство в парламенте, но победа нерешала стоявших перед Эрхардом проблем. Ему с трудом удалось возобновитькоалицию со свободными демократами. Враждебность к нему демонстрировалипредставители правого крыла собственного блока во главе с Штраусом и земельныелидеры ХДС. Влияние последних возросло в результате разделения обязанностеймежду Эрхардом (федеральный канцлер) и Аденауэром (председатель ХДС).Региональные лидеры критиковали Эрхарда, связывая неудачи ХДС в ходе рядаземельных выборов с вялой политикой канцлера. В декабре 1966 СвДП, неудобныйпартнер по коалиции, отказалась поддержать законопроект об увеличении налогов,и Эрхард был вынужден уйти в отставку.
Чтобы преодолетьзависимость от свободных демократов, блок ХДС/ХСС решил теперь войти в«большую коалицию» с социал-демократами. Лидеры СДПГ не раздумываяприсоединились к своим соперникам, претендуя на 9 министерских портфелей против11 у ХДС/ХСС; Вилли Брандт стал министром иностранных дел и вице-канцлером.Многим социал-демократам была не по душе перспектива работы в правительстве, вкоторое вошел Франц Йозеф Штраус (на чем настаивал ХСС), вызывала сомнение икандидатура Курта Георга Кизингера, выдвинутого ХДС на пост бундесканцлера.Кизингер возглавлял отделение ХДС в Баден-Вюртемберге, считался уважаемымдепутатом бундестага, но в свое время состоял в нацистской партии.
Большая коалиция, хотяи не принесла радикальных перемен в политике, изменила западногерманскуюполитику в ряде важных аспектов. СДПГ получила возможность продемонстрироватьзападным немцам свои способности в качестве правящей партии. Но при этомнекоторые избиратели восприняли факт объединения самых крупных партий инеспособность СвДП сыграть роль эффективной оппозиционной партии как показательтого, что господствующая политическая верхушка объединилась против простогонарода. В результате избиратели поддержали новые политические группировки, неимевшие ранее депутатов в бундестаге. К праворадикальному крылу относиласьНационал-демократическая партия Германии (НДПГ), образовавшая в 1964. Еепрограмма имела некоторое сходство с программой нацистской партии, нацистами впрошлом были и многие ее лидеры.
НДПГ объединилаэлекторат протеста, умело используя чувства национальной ущемленности и обидына обе сверхдержавы, недовольство продолжающимся преследованием нацистскихпреступников, враждебное отношение к мнимой моральной вседозволенности изамешанные на расистских предрассудках опасения в связи с притоком иностранныхрабочих. Партия пользовалась поддержкой среди жителей небольших городов ипредставителей экономически слабых мелких предпринимателей. Ей удалось провестисвоих депутатов в некоторые земельные парламенты (ландтаги). Но опасения всвязи с возрождением нацизма оказались беспочвенными. Против партии сыгралоотсутствие у нее сильного лидера, а также улучшение экономического положения встране. В итоге она проиграла выборы в бундестаг 1969, набрав только 4,3%голосов.
Левая оппозицияопиралась в основном на студенческое движение под руководствомСоциалистического союза немецких студентов (СДС), который был исключен из СДПГза отказ принять Бад-Годесбергскую программу. В программе Союза студентовсочетались требования реформы образования и протест против международнойполитики США. В конце 1960-х годов страну потрясали массовые студенческиепротесты и движение «внепарламентской оппозиции».
В 1969 радикалыпереживали спад популярности. Многие студенты приветствовали начало реформуниверситетского образования, другие выступали за то, чтобы дать возможностьсоциал-демократам проявить себя в управлении страной. К 1969 командасоциал-демократических политиков была хорошо известна. СДПГ выступала за«современную Германию», олицетворением которой был Вилли Брандт,обвиняя ХДС в отсталости. Кроме того, социал-демократы извлекли выгоду изальянса с СвДП. Депутаты от свободных демократов помогли избрать Густава Хайнемана,кандидата от СДПГ, на пост президента ФРГ. В 1949-1950 Хайнеман был министромвнутренних дел в правительстве Аденауэра, но подал в отставку, не согласившисьс планами Аденауэра по ремилитаризации страны. В 1952 он вышел из ХДС, а в 1957вступил в СДПГ. На выборах в бундестаг 1969 блок ХДС/ХСС как и прежде образовалв бундестаге самую многочисленную фракцию (242 депутата), однако коалиционноеправительство сформировали СДПГ (224 депутата) и СвДП (30 депутатов). Канцлеромстал Вилли Брандт.
Хотя коалиция СДПГ — СвДПприступила к осуществлению программы далеко идущих реформ внутри страны,особенно в сфере образования, она запомнилась прежде всего благодаря своимвнешнеполитическим инициативам. Главной задачей, которую ставил перед собойВилли Брандт, можно сформулировать двумя словами — «восточнаяполитика». Отказавшись от доктрины Хальштейна, следуя которой ЗападнаяГермания пыталась изолировать ГДР и отказывалась признать границу с Польшей поОдеру — Нейсе, а также недействительность Мюнхенского соглашения (1938) вотношении Чехословакии, правительство Брандта стремилось нормализоватьотношения Западной Германии с ее восточноевропейскими соседями, в том числе сГДР.
Отношения со странамиВосточной Европы сдвинулись с мертвой точки еще во время Большой коалиции, но после1969 процесс нормализации значительно ускорился. Причин тому было несколько:беженцы из Восточной Германии постепенно интегрировались в западногерманскоеобщество; США в этот период были заинтересованы скорее в разрядке, чем вконфронтации с Советским Союзом; крупный западногерманский бизнес стремился кликвидации препятствий в торговле с Востоком; кроме того последствия возведенияБерлинской стены продемонстрировали, что ГДР далека от крушения.
Брандт, работавший втесном сотрудничестве с министром иностранных дел Вальтером Шеелем (СвДП) исвоим ближайшим советником Эгоном Баром (СДПГ), заключил договоры, всоответствии с которыми ФРГ признала существующие границы: — с Советским Союзоми Польшей в 1971, с Чехословакией в 1973. В 1971 было подписано четырехстороннеесоглашение по Берлину: Советский Союз признавал принадлежность ЗападногоБерлина к Западу, гарантировал свободный доступ из Западной Германии в ЗападныйБерлин и признавал право жителей Западного Берлина посещать Восточный Берлин. 8ноября 1972 Восточная и Западная Германия официально признали суверенитет другдруга и согласились обменяться дипломатическими представительствами.
Подобно тому какусилиями Аденауэра были улучшены отношения между Западной Германией и западнымисоюзниками, «Восточные договоры» помогли улучшить отношения состранами советского блока. Однако по одному ключевому вопросу Западная Германияи Советский Союз так и не смогли достичь согласия. Если СССР настаивал на том,что новые договоры закрепили разделение Германии и Европы на Восточную иЗападную, то правительство Брандта утверждало, что «Восточныедоговоры» не отменяют возможности мирного объединения Германии.
Инициативы Брандта былиодобрены большинством западных немцев, что укрепило положение СДПГ.Христианские демократы с трудом осваивались в роли оппозиционной партии. Шок,вызванный отстранением от власти, уступил место недовольству, стали проявлятьсяскрытые конфликты, особенно между правым крылом ХСС (Штраус) и центристскойфракцией ХДС (Райнер Барцель). Когда «Восточные договоры» поступилина ратификацию в бундестаг, многие члены блока ХДС/ХСС воздержались приголосовании по договорам с Польшей и Советским Союзом.
В апреле 1972 оппозицияпредприняла попытку сместить правительство. Коалиция СДПГ — СвДП обладала вбундестаге незначительным большинством, и оппозиция надеялась, что некоторыечлены фракции СвДП более правой ориентации поддержат вотум недоверия кабинетуминистров. Голосование по вопросу о недоверии правительству и назначенииРайнера Барцеля на пост канцлера закончилось поражением оппозиции, не добравшейдвух голосов. Брандт, уверенный в поддержке избирателей, воспользовалсявозможностью, предоставляемой конституцией, распустил бундестаг и назначилновые выборы.
На выборах 19 ноября1972 СДПГ впервые стала крупнейшей политической силой в бундестаге (230 мест).Впервые СДПГ удалось победить ХДС в католическом Сааре. Блок ХДС/ХСС получилпримерно столько же мест в парламенте (225), но его представительствоуменьшилось по сравнению с 1969 на 17 мест. СвДП была вознаграждена за своеучастие в коалиции приростом своей фракции в бундестаге (41 место). Решающимфактором на этих выборах оказался международный престиж Вилли Брандта.
Однако левое крыло СДПГтребовало более энергичного проведения реформ внутри страны (некоторые депутатыбыли в недавнем прошлом студенческими лидерами). Зимой 1974 Германия ощутила насебе последствия мирового нефтяного кризиса. В стране усилилась инфляция, рослочисло безработных. Социал-демократы проигрывали коммунальные и земельныевыборы. В этой тяжелой ситуации положение Брандта сделалось критическим послеразоблачения Гюнтера Гильома, личного референта канцлера, оказавшегосявосточногерманским шпионом. В мае 1974 Брандт подал в отставку.
Новым федеральнымканцлером стал Гельмут Шмидт, министр экономики в правительстве Брандта.Социал-демократ из Гамбурга, Шмидт успешно преодолевал экономические трудности,возникшие в стране. Сократив государственные расходы и увеличив процентныеставки, он сдержал темпы инфляции. К 1975 Западная Германия преодолела кризис,добившись солидного активного сальдо платежного баланса и относительно низкихтемпов инфляции.
Тем не менее послевыборов 1976 блоку ХДС/ХСС вновь удалось сформировать самую крупную фракцию впарламенте, поскольку правительство не могло эффективно справиться с двумядругими проблемами: вспышкой терроризма и отношениями между Западом и Востоком.В середине 1970-х годов группировка «Фракция Красной Армии»(«Rote Armee Fraktion», RAF), известная также под названием«группы Баадер — Майнхоф», совершила ряд террористических актов. Воктябре 1977 RAF похитила, а затем и убила Ханса Мартина Шлейера, президентазападногерманского союза предпринимателей. Правые во главе со Ф.Й.Штраусомпостарались извлечь пользу из этого события, обвинив правительство внеспособности пресечь терроризм, а левую и социал-демократическую интеллигенцию- в поощрении террористов своей критикой капитализма и западногерманскогообщества.
В конце 1970-х и начале1980-х годов на первый план вышли вопросы оборонной политики. Под давлением СШАНАТО в 1979 взяло курс на одновременную модернизацию вооружения (включаянаходящиеся под американским контролем ракеты с ядерными боеголовками,размещенные в ФРГ) и обсуждение инициатив по разоружению с Советским Союзом. ВЗападной Германии развернулось активное движение за мир и защиту окружающейсреды.
Вскоре после выборов вбундестаг 1980, когда коалиции СДПГ — СвДП удалось слегка увеличить своебольшинство в парламенте, ее способность управлять страной была подорванасерьезными внутренними раздорами. Брандт, сохранивший пост председателя СДПГ,под влиянием своей жены стал исповедовать более левые взгляды и вместе с рядомдепутатов образовал внутри партии анти-шмидтовскую группировку. СДПГразрывалась разногласиями по вопросам оборонной и социальной политики, в СвДПпреобладали сторонники увеличения расходов на оборону и снижения затрат насоциальные нужды.
На земельных выборах1981-1982 ХДС/ХСС и «Зеленые», новая партия, выступавшая за усилениезащиты окружающей среды, прекращение роста промышленного производства и отказот использования атомной энергии и ядерного оружия, увеличили своепредставительство в ландтагах, тогда как СДПГ и СвДП потеряли частьизбирателей. Свободные демократы даже опасались, что не смогут преодолеть 5-процентногобарьера на следующих выборах в бундестаг. Отчасти по этой причине, отчастииз-за разногласий с социал-демократами по вопросу о государственных расходахСвДП вышла из коалиции с СДПГ и присоединилась к блоку ХДС/ХСС.
Христианские демократыи свободные демократы договорились о смещении канцлера Шмидта, поставив наголосование в бундестаге «конструктивный вотум недоверия» (в ходетакого голосования одновременно выбирается новый канцлер). В качестве кандидатана пост канцлера был выдвинут лидер ХДС Гельмут Коль. 1 октября 1982 ГельмутКоль стал новым федеральным канцлером.
Политик из землиРейнланд-Пфальц, Коль в мае 1973 сменил ушедшего в отставку Р.Барцеля на поступредседателя ХДС. Вскоре после своего избрания Коль назначил выборы в бундестагна 6 марта 1983. На этих выборах блок ХДС/ХСС, выступавший за снижение расходовна социальные нужды и уменьшение вмешательства государства в экономику, завозврат к традиционным немецким ценностям (прилежания и самопожертвования), заразмещение в случае необходимости новых американских ракет средней дальности,способных нести ядерное оружие, для противостояния аналогичным советскимракетам SS-20 (название по натовской классификации), существенно улучшил своипозиции в бундестаге. Вместе со своими партнерами по коалиции (СвДП получила6,9 % голосов) блок ХДС/ХСС завоевал солидное большинство в парламенте.«Зеленые», набрав 5,6% голосов, впервые вошли в бундестаг.Социал-демократы во главе со своим кандидатом на пост федерального канцлераХансом Йохеном Фогелем, понесли большие потери.
На первых порахказалось, что политическая удача отвернулась от нового канцлера. В 1985совместное посещение канцлером Колем и президентом США Р.Рейганом военногокладбища в Битбурге вылилось в публичный скандал, поскольку выяснилось, что наэтом кладбище похоронены также солдаты и офицеры эсэсовских военных частей«Ваффен-СС».
Предсказания скоройполитической смерти Коля оказались преждевременными. В 1989, когда паловосточногерманское руководство, Коль быстро перехватил инициативу и возглавилдвижение за объединение Германии, обеспечив себе ближайшее политическоебудущее.
Более 40 лет, протекшихпосле Второй мировой войны, Берлин служил барометром, чутко реагировавшим наизменения отношений между США и СССР. Оккупация города в 1945 войсками Большойчетверки символизировала единство военного союза, направленного противнацистской Германии. Но вскоре Берлин превратился в средоточие всехпротиворечий «холодной войны». Отношения между Востоком и Западомкрайне обострились после того, как в 1948-1949 Советский Союз организовалблокаду западных секторов города.
В самом Берлине блокадаускорила процесс разделения города, являвшегося самостоятельной территориальнойединицей, не входящей ни в одну из четырех оккупационных зон Германии. Городразделился на западную и восточную части. Западные сектора стали неотъемлемойчастью западногерманской экономики. Благодаря немецкой марке изападногерманским субсидиям Западный Берлин достиг уровня благосостояния,который резко контрастировал с положением в ГДР. В политическом отношенииБерлин не считался официально частью ФРГ, поскольку сохранялась оккупациягорода войсками четырех держав-победительниц.
Западный Берлин какмагнит притягивал восточногерманских граждан. В период 1948-1961 сотни тысяч беженцевпопадали в ФРГ через Западный Берлин. В конце 1950-х годов советскоеправительство и восточногерманское руководство проявляли растущую озабоченностьоттоком населения из ГДР. После строительства Берлинской стены, разделившейгород и изолировавшей его западную часть, въезд в Западный Берлин и выезд изнего стал невозможен без разрешения восточногерманских властей. ВосточнаяГермания настаивала на том, что советский сектор является неотъемлемой частьюГДР.
Западные союзникидобивались сохранения своих прав в Западном Берлине и подержания егоэкономических и культурных связей с Западной Германией. Ситуацию в Берлине впоследующее десятилетие можно охарактеризовать как мучительный тупик. Контактымежду Восточным и Западным Берлином были сведены к минимуму. В 1963 ВиллиБрандт убедил правительство ГДР разрешить западноберлинским гражданам посещатьродственников в Восточном Берлине по праздникам (на Рождество, Пасху и т.п.).Но жителям Восточного Берлина не разрешалось совершать поездки в Западный Берлин.Важные изменения произошли после того, как советско-американская разрядка иосуществление западногерманской восточной политики проложили путь к новомусоглашению по Берлину (сентябрь 1971). Советская сторона не допустиласущественного увеличения движения через пограничные пункты в Берлинской стене,но согласилась уважать права западных держав в Западном Берлине, как изападноберлинские связи с Западной Германией. Западные союзники пошли наофициальное признание ГДР. Ситуация продолжала сохраняться на этом уровневплоть до драматических событий 1989, когда крах восточногерманского режимапривел к быстрому и неожиданному объединению города. 9 ноября 1989 Берлинскаястена была открыта, и впервые после 1961 жители обеих частей города получиливозможность беспрепятственно перемещаться по всему Берлину. Стена была снесенаи в декабре 1990, вскоре после официального объединения Германии, от этогоненавистного символа разделенного города не осталось и следа. Жители обеихчастей Берлина избрали правящего бургомистра всего города, им стал ЭберхардДипген (ХДС), бывший правящий бургомистр Западного Берлина. В середине 1991бундестаг постановил перенести столицу Германии из Бонна в Берлин.