Реферат по предмету "Политология"


Учение Н. Макиавелли о государстве и праве

Учение  Н.Макиавелли о государстве
и праве

Всемирнаяистория политических и правовых  учений – одна из важных составных частейдуховной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадныйполитико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи иитоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлогооказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения иориентации, на теорию и практику наших дней. В этом отношении непреходящеезначение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогрессаполитической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования иутверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей. История политическойи правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различныхвоззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природыгосударства и права, углубления представлений о свободе, справедливости иправе, законе и законности, о надлежащем общественном и государственномустройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношенийличности и власти и т.д.
XVI – век великих духовных, культурных, политических,религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде стран (Франция,Испания, Австро-Германия, Англия, Россия) складывались большие и сильныедворянские монархии. В процессе преодаления феодальной раздробленности лишалисьрежней власти и привилегий крупные феодалы.Централизованные абсолютистскиегосударства способствовали образованию и консолидации наций, притязали наобъединение и представительство наций, народа, страны. Одновременно падалполитический авторитет католической церкви, до того бывшей единственнойобъединяющей силой Западной и Центральной Европы. Еще больший урон был причиненее духовной монополии, религиозному и теологическому авторитету. Религиозныедвижения требующие восстановления апостольской церкви в 16 веке принялимассовый характер, охватили почти всю Западную Европу, переросли в ряде стран врелигиозные войны. Рядом с борьбой религиозных течений усиливалась иразвивалась рационалистическая критика религиозного мировоззрения. Бурныепроцессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологиизападноевропейского общества. В 16 веке естествознание, философия,реалистическое искусство достигли успехов; однако своеобразие этой эпохизаключалось в том, что общественные силы, боровшиеся против феодализма иосвящавшей его церкви, еще не порвали с религиозным мировоззрением.Общимлозунгом массовых антифеодальных движений был призыв к церковной реформе, к возрождениюистинного, первоначального христианства, искаженного духовенством. В том жевеке общей для всех западноевропейских стран стала культура Возрождения.Предпосылкой и основой Возрождения был  гуманизм – стремление ряда ученых, философов,политиков, деятелей искусства заменить традиционное для средневековойсхоластики исследование текстов Библии, постановлений Соборов и сочинений отцовцеркви изучением человека, его психологии и морали. Гуманизм естественнообусловил резкое повышение интереса к античному наследию.
Гуманизм XV-XVI вв. не стал движением,охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достояниемотносительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы,связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихсяпри  помощи общеевропейского языка того времени – латыни. Большинствогуманистов отрицательно относилось к религиозным движениям, в том числереформационным, участники которых в свою очередь признавали только религиознуюформу идеологии и были враждебны деизму и атеизму.
Одним изпервых теоретиков новой эпохи был итальянец НикколоМакиавелии (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностнымлицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн.Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии,до XVI в. Бывшей самой передовой страной ЗападнойЕвропы. В северной и средней Италии еще в XII-XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция,Генуя и др.) с развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная иторговая верхушка этих городов сумела, опираясь на народ, подчинить себефеодалов своегоокруга, создать свою коммунальную государственность. Однакоперемещение главных торговых путей в сязи с открытием Америки, развитиепроизводства в других странах Европы вели к упадку итальянской промышленности иторговли, подрывали силы буржуазии итальянских городов. В Италии не сложилосьединое государство – на ее территории существовали городские республики,папское государство, а также владения Испании. Раздробленная Италияподвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силамифеодальной реакции учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска. Послеустановления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности.Последний период жизни он занимался литературной деятельностью. Кроме сочиненийна темы политические («Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Государь», «Овоенном искусстве» и др.) и исторические («История Флоренции») его перупринадлежит ряд художественных произведения.
СочинениямиМакиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Егополитическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучениидеятельности современных ему правительств, опыа государств Античного мира, напредставлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политическойжихни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидетьбудущее или по примеру древних определить средства и способы действий, полезныхв настоящем. «Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, чтобыло… Это происходит от того, — пояснял Макиавелли, — что все человеческиедела делаются людьми, которые имелии всегда будут иметь одни и теже страсти ипоэтому они неизбежно долны давать одинаковые результаты». Природа человекаодинакова во всех государствах и увсех народов; интерес является наиболее общейпричиной человеческих действий, из которых складываются их отношения,учреждения, история. Для того чтобы управлять людьми, надо знать причины ихпоступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельностьдолжны основываться на изучении природв человека, его психологии и влечений. «Природасоздала людей таким образом, — писал Макиавелли, — что люди могут желать всего,но не могут всего достигнуть». Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы,подозрительны и никогда не довольствуются своей долей. Поэтому в политикевсегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.
Государство(независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение междуправительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних.Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам ивозмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – впрезрение. В центре внимания Макиавелли – реальная способность правительстваповелевать подданными. В книге «Государь» и других сочинениях содержится рядправил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях истремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной емупрактики итальянских и других государств. Целью государства и основой егопрочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности.Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать наимущество подданных – это неизбежно порождает ненависть. Незыблемость частнойсобственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы,По его учению, блага свободы наилучшим образом в республике. В свободных земляхи странах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются. Макиавелливоспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте формпрвления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии,аристократии и демократии) форме. Особенность учения Макиавелли в том, чтосмешанную республику он считал результатом и средством согласования стремленийи интересов борющихся социальных групп. «В каждой республике всегда бываютдва противоположных направления: одно – народное, другое – высших классов; изэтого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы».Предпосланные всему учению о государстве рассуждения о природе человека(индивида) Макиавелли существенно дополняет исследованием общественнойпсихологии социальных групп, борющихся за влияние в государстве. Макиавелиистремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народныемассы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличныйправитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, тонарод лучше сохраняет учрежденный строй. Народ нередко ошибается в общихвопросах, но очень редко – в частных. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен,чем необузданный тиран: мятежный народ можно уговорить словом – от тирана можноизбавиться только железом; бунт народа страшен тем, что может породить тирана,- тиран уже наличное зло; жестокость народа направлена против тех, кто можетпосягнуть на общее благо, «жестокость государя напрвлена против тех, кто,как он опасается, может посягнуть на его собственное, личное благо». Отнарода отличается знать.«Нет города, где не обособились бы два этих начала:знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желант находиться вподчинении и угнетении». Макиавелли считал знать неизбежной и нужной частьюгосударства. Из среды аристократов выдвигаются государственные деятели,должностные лица, военачальники.
Свободноегосударство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть«смешанной республики» в том и состоит, что система государственных органоввключает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых,выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживаетпосягательства на эти интересы другой его части. Вместе с тем Макиавелли сненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению.Засилье дворян, которыми переполнены Неаполитанское королевство, Римскаяобласть, Романья, Ломбардия, мешает возрождению Италии. Из-за дворян там не былони республики, ни политической жизни. На пути к созданию будущей свободнойИтальянской республики много препятствий. Освобождение страны от иноземныхвойск и наемников, от мелких тиранов и многочисленных дворян, от папскогогосударства и интриг католической церкви, поддерживающей раздробленностьстраны, требует крайних мер, проводимых абсолютной и чрезвычайной властьюединоличного правителя, уничтожающего укоренившиеся пороки, учреждающего мудрыезаконы и порядки. Этой проблеме посвящено наиболее известное произведениеМакиавелли «Государь», (в иных переводах – «Князь»; дословно – «Опринцепсе»).
Законодательствуи праву Макиавелли придавал большое значение – благодаря законам Ликурга Спартапросуществовала 800 лет. Ненарушимость законов он связывал с обеспечениемобщественной безопасности, а тем самым спокойствия народа. Но для Макиавеллиправо – орудие власти «служат хорошие законы и хорошее войско. Но хорошихзаконов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошеевойско, там хороши и законы». Поэтому главным помыслом, заботой и деломправителя должны стать война, военная организация и военная наука – «ибо войнаесть единственная обязанность, которую правитель не может возложить надругого». Макиавелли против наемных войск; создание армии, состоящей только изитальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий созданияобщенационального государства.
Важнымсредством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Там, где есть хорошаярелигия, легко создать армию. Государство должно использовать религию дляруководства подданными. Макиавелли, однако, не одобряет современное емухристианство, проповедующее смирение, самоуничижение, презрение к делам человеческим.Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство. Католическая церковьдержала и держит страну раздробленной. Рассматривая религию как одно из средствуправления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобыоно служило прославлению и защите отечества. Не политика на службе религии, арелигия на службе политики – такой взгляд резко расходился со средневековымипредставлениями о соотношении церкви и государства.
 Макиавеллиотделял политику от морали. Политика(учреждение, организация и деятельностьгосударства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности,имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а невыведены из св. Писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучениюгосударства был громадным шагом вперед в развитии политико-правовой теории.
Прогрессивноепо методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себеотпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методыосуществления государственной власти, способы и рпиемы политическойдеятельности. В произведениях Макиавелли политика не только отделялась отморали, но и противопоставлялась общераспространенным представлениям о должноми недолжном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном ипочетном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявленияинтересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, вкоторой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующейотношения между частными лицами. Поступки основателей государств, завоевателей,узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще должныоцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению кблагу государства. Макиавелли стремился обосновать несовместимость политическихправил и элементарных норм морали и их принципиальную противоположность. Государства,писал Макиавелли, создаются и сохраняются не только при помощи военной силы;методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман.
Идеаломгосударственного деятеля, которым он восхищался, был герцог Романьи ЧезареБорджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными и жестокимиспособами, типичными для феодалов эпохи позднего средневековья. При всем том,учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы неподрывался авторитет верховной власти. Отсюда вытекает одно из излюбленныхМакиавелли правил политики: «Людей следует либо ласкать, либо изничтожать,ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может» Лучшеубить, чем грозить; лучше жестокость, чем милосердие; лучше быть скупым, чемщедрым; лучше внушать страх, чем любовь.
Макиавелли вто же время советовал государям притворяться носителями нравственных ирелигиозных добродетелей.
В периодпозднего средневековья феодальные отношения во всех странах образовывализапутанный клубок прав и обязанностей, порождающий непрекращающиеся конфликтыфеодалов, непрерывную борьбу между королевской властью и вассалами, вереницуизмен, предательских убийств, отравлений, коварных интриг, прикрываемыхпоэтическим именем рыцарства, рассуждающего о дворянской чести и дворянскойверности. Именно эту практику Макиавелли поднял на теоретический уровень«высокой политики» и плпытался дать ей своеобразные оправдания. Многиерекомендации Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципныхполитиков; поэтому «макиавеллизм» стал символом политического коварства.
Гуманистическийдух эпохи Возрождения, каким его наследовал европейский XVIвек, «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует не превознесениевысокого достоинства человеческой личности.Нет в нем апологии свободной воли;нет рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности напоприще политики.Прообразом же правителя выступает Цезарь Борджиа – поистинесатанинский злодей в котором автор хотел видеть великого государственного мужа.
ЗаслугаМакиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил объективносуществующее соотношение политики и морали.
ПроизведенияМакиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовойидеологии. В них сформулированы и обоснованы главные програмные требованиябуржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности иимущества, республика как наилучшее средство обеспечения «благ свободы»,осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других.Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологиюМакиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическоеобъяснение государства и права, стремление определить их связь с интересамилюдей. Названные положения Макиавелли были восприняты и развиты последующимитеоретиками (Спиноза, Руссо). Камнем преткновения для этих теоретиков явились,однако, «макиавеллизм» и его оценка. Делались попытки противопоставить наиболееизвестную книгу «Государь» другим произведениям, усмотреть противоречие междуними. Попытки были неудачными. Неудачны и попытки истолковать книгу «Государь»как обличительный памфлет против тиранов, разоблачающий их повадки, либопредставить «макиавеллизм» как искажение подлинных идей Макиавелли. Суть дела втом, что рассуждения Макиавелли о способах и приемах политической деятельностипредопределялись не только спецификой исторических условий того времени, но исущностью методов власти меньшинства, опирающуюся на насилие. Политикагосподствующих классов всегда стремилась найти идейную опору в общественнойморали и теоретическое обоснование в философии. Макиавелли поменял местамиопору и обоснование: его поиск теоретических основ эффективности политикиправящего меньшинства неизбежно привел к противопоставлению принципов такойполитики общепризнанным элементарным нормам морали, к обоснованию конкретныхрекомендаций, приноровленных к практике противостоящих народу правительств.Именно поэтому труды Макиавелли оказали влияние не только на развитиеполитико-правовой теории, но и на реальную политику ряда государственныхдеятелей, одни из которых (Ришелье, Наполеон, Муссолини) открыто признавали этовлияние, другие же, следуя практическим рекомендациям Макиавелли, его желицемерно порицали («Анти-Макиавелли» Фридриха IIПрусского). В одном из своих строго секретных писем для членов Политбюро ЦКРКП(б) Ленин называл Макиавелли умным писателем по государственным вопросам,справедливо говорившим о способах достижения известной политической цели.
Список используемой литературы
 
Историяполитических и правовых учений: учебник для ВУЗов / ред. Нерсеянца, В.С. –Москва, 1996
Историяполитических и правовых учений: учебник / под ред. Лейста, О.Э. – Москва, 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.