--PAGE_BREAK--
4. Список использованной литературы…………………………………...17
Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима
Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле — специфический и экономический строй — феномен именно XX века. Но это не означает, что он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности, по крайней мере, одновременно с гуманистическими и демократическими идеалами. Теория тоталитаризма складывалась в 40 – 50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия.
Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Характеризуется тоталитаризм на всеобщей идеологии общественной жизни, чрезмерным разрастанием власти и поглощением ее гражданского общества. Это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. Эту новую форму организации политической власти, сложившуюся в нашей стране в 30-е годы, часто называют тоталитаризмом. Употребляя его, имеют в виду, что граждане государства целиком и полностью подчинены центру, сосредоточившему в своих руках политическую, экономическую, социальную и духовно – информационную власть. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.
Тоталитаризм не возникает случайно. Он имеет свои социальные предпосылки и причины возникновения.
Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации. Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значительном. Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей возможностью дать выход своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть комплекс собственной неполноценности и возвыситься над окружающими с помощью принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или партии. Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально — экономических кризисов.
Итак, общие предпосылки тоталитаризма достаточно разнообразны. Это — индустриальная стадия развития; нарастание рациональности и организованности в жизни общества; появление монополий и их срастание с государством (с этой точки зрения тоталитаризм — всеобщая государственная монополия); этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн; массовое коллективистско — механистическое мировоззрение; эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитность и одиночество; острый социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения; появление многочисленных маргинальных слоев.
Но самой главной предпосылкой возникновения тоталитарного политического режима считают стадию современного общества. В принципе с этим можно согласиться, но данное положение нуждается в уточнении. Два события XXв. породили полное господство государственной власти над отдельной личностью. Во-первых, усиление социального контроля благодаря развитым средствами транспорта и связи (железные дороги, телефон и телеграф). Во-вторых, шаги в сторону создания новой, виртуальной реальности средствами телевидения и радиовещания сделали возможным манипулировать общественным созданием путем прямого и непосредственного обращения Вождя Отца к массам. Иначе говоря, отдельный индивид остался один на один с могучей, безжалостной и беспощадной государственной машиной.
Тоталитаризм имеет как свои идеологические предпосылки, так и психологические корни. К первым относятся утопические мечты трудящихся масс о справедливом общественном строе, где не будет имущественного и социального неравенства, эксплуатации человека человеком. Превращение тоталитарной утопии в единственно истинную идеологию – закономерный этап в развитии человечества. К психологическим корням тоталитаризма следует отнести открытый З. Фрейдом механизм инфантилизма. Суть его заключается в том, что вполне взрослый человек в стрессовой ситуации способен подобно ребенку делегировать свои права всемогущей сакральной Власти, отождествляемой им с Вождем – Отцом. Происходит слияние отдельного индивида с властью в форме искренней любви к диктатору.
Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую. Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами: итальянским фашизмом и германским национал — социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования. Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует.
В целом тоталитарному политическому режиму присущи следующие отличительные черты:
· оптимистическая вера в возможность человеческого разума и, как следствие, – отождествление общества, этой сложной, саморегулирующейся на основе обратной связи социальной системы с относительно. Отсюда – ошибочный вывод, обществом в целом можно управлять как большим заводом чисто административными методами, игнорируя обратные связи и связи внутри социума. Развитие горизонтальных структур, характерных для гражданского общества, не стимулировалось;
· практически полное огосударствление экономики, проявившееся в замене рыночных отношений и конкуренции командно – административными методами управления в форме планирования в общегосударственном масштабе. В советском варианте – непримиримое отношение к частной собственности, тунеядству и нетрудовым доходам;
· принудительная идеологизация всех сторон общественной жизни, в первую очередь – духовной сферы, нетерпимость к инакомыслию;
· всемогущество власти на основе сращивания правящей партии с государством;
· репрессивный характер режима: карательные органы находятся под контролем правящей партии;
· реальным субъектом власти выступает правящая партия.
Безусловным признаком тоталитаризма является то, что власть сосредоточивается в одних руках не для решения актуальных задач общенационального значения, а для защиты узкогрупповых интересов и лишения политических оппонентов права на ее использование. С другой стороны, концентрация власти имеет всепроникающий характер. Тоталитарная власть имеет все основания интересоваться мелочами, поскольку может контролировать общество только в том случае, если все его элементы, безусловно, и безоговорочно подчиняются системе. Тоталитарную власть интересует все. Она стремится к достижению полной и повсеместной лояльности к себе всех элементов и членов общества.
Любое проявление даже слабого политического несогласия безжалостно уничтожается и искореняется. Это первое и безусловное правило функционирования тоталитаризма. Тоталитарная система управления не выносит любой критики. Сделать невозможной, нецелесообразной и невыгодной любую критику по отношению к власти — основа тоталитарного управления.
Тоталитаризм — монополен по определению. Он может обеспечивать собственную жизнедеятельность только в том случае, если безраздельно господствует во всех сферах общественных отношений. С первого взгляда может показаться, что в тоталитарных обществах присутствует некоторое подобие конкуренции. Хотя бы между кланами — за власть или право распределения ресурсов. Однако это не так, поскольку война между отдельными финансово – политическими группами в тоталитарных системах ведется за монопольное влияние, и в любом случае речь идет не об ослаблении или ограничении полномочий противника, а о его полном устранении, не исключая физического.
Тоталитарная система стремится к глобальному манипулированию сознанием людей. Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей.
Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.
И все же тоталитаризм — исторически обреченный строй. Его общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения.
Тоталитаризм — закрытое общество, не приспособленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.
Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа, телом которой является командно — административная система, это явление не экономического, социального или политического плана, а культурно- идеологическое по своей сущности.
Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации
Переход от тоталитаризма к демократии, пожалуй, наиболее щекотливая тема с политической точки зрения. Во время, когда общество фактически отказалось от прошлого и начало заново строить будущее, во время, когда великое множество реформ, как политических, так и экономических запутали сознание самого общества. То есть фактически мы живем сейчас на грани, на грани целых эпох.
Для начала необходимо отметить, что наиболее впечатляющим нынешней картины является то, что социализм в форме коммунизма выступил против демократии. Социализм и демократия в нашей стране враждебно встали друг против друга, и практически социализм оказался на стороне тоталитаризма.
Руководящие круги коммунистической партии исторически оказались поразительно слепыми. Стране, начавшей только — только в XX веке выходить из крепостничества, где рабочий класс еще не имел опыта самостоятельной борьбы за свои интересы, навязывать социализм, а тем более коммунизм — значило подвергать социалистическое движение, его доктрину самым тяжелым испытаниям, а фактически ликвидировать его.
По сути, демократизм – это такое отражение интересов масс и народов, наций, которое учитывает как условия развития страны, так и основные вехи мирового исторического пути. Если говорить о проблемах современной демократии, то острейшая из них сводится к поиску ответов на новые вызовы жизни. Любая современная демократическая партия должна помнить, что действует в стране, в которой народ еще не освоил азов демократического, цивилизованного развития. Осваивать их, ориентируясь на современную перспективу, пожалуй, самое трудное, но и самое нужное. Это проявляется уже в отношении рынка, где конкурируют точки зрения рынка начала XIX-конца XX века.
Сегодня мало скорректировать старые воззрения с поправкой и пользу реализма и демократии. Сегодня перед нами стоит проблема выработки концепции новой современной демократии. Конечно, у общества слишком много неотложных задач: бушуют национальные страсти, не обеспечены элементарные потребности людей, разрушены экономические связи, как в эпоху гражданской войны. Но, решив эти задачи, мы вновь очутимся перед вопросом: что делать дальше, куда и как двигаться? Индустриальное развитие настолько усложнило экологические условия нашего бытия, что неотложной мерой должно быть изменение технологии производства. Оно в настоящем своем виде губит нас как общество, грозит вырождением народам и нациям. Демократия не может серьезно не считаться с этой опасностью. Демократия – лишь тогда демократия, когда она освещена светом мысли, знаний.
Это все проблемы нормального существования любого общества. Трудность заключается в том, что мы живем в преддверии третьего тысячелетия и поэтому не можем решать стоящие перед нами проблемы способами, какими пользовались в течение, скажем, XVII-XIX веков, В этом смысле современной демократии в России нужно вобрать в себя европейский и мировой опыт.
Пожалуй, главной составляющей наших сегодняшних трудностей является соотношение современности и наших российских условий. В истории русской политической мысли проблема использования мирового, прежде всего западноевропейского опыта стояла всегда остро. Нам нужна демократия, которая полностью основывается на почве российской действительности. Но чтобы не быть слепой, ограниченной, провинциальной, она должна иметь идеалы и разрабатывать теорию демократии, учитывающей опыт всемирной истории. Надо видеть наши проблемы во всемирно-исторической перспективе. Иначе мы будем и решать их чисто по-российски, отсталыми способами.
Необходимо выделить с одной стороны объективные задачи, которые стояли перед демократией, а с другой как эти задачи были решены и что, собственно, из этого вытекает для сегодняшнего дня. Несомненной задачей являлась и ликвидация унитарного государства. Слово «Демократия» в нашей стране, по крайней мере до сего дня, не имеет никакого смысла, в том числе никакого западного смысла, кроме как символическое обозначение антитоталитарного консенсуса. Демократии в европейском значении у нас не было и нет. Второй вопрос, наиболее важный: может ли в противостоянии демократии формироваться гражданское общество? Иными словами, придем ли мы к реальной политической демократии одновременно с формированием гражданского общества, или осуществим скачок к политической демократии.
История показывает, что современная демократия не может быть демократией одного класса. Считалось, что нет демократии вообще, а есть демократия определенного класса: рабовладельцев, буржуазии, пролетариата. Высшая форма демократии — «демократия для трудящихся». Вот почему встала так остро проблема перехода от недемократии к демократии, от тоталитаризма к демократии. Трудность состоит в том, что тоталитарные и демократические силы, тоталитарное мышление и демократическое — несовместимы. Они не могут бесконфликтно сосуществовать в рамках одной общественно-политической формации. Их отношение друг к другу — это всегда конфронтация. Но проблема и состоит в том, как демократам преодолеть тоталитаризм, не переставая быть демократами.
Демократия стремится устранить тоталитаризм, но поскольку в условиях тоталитарной системы ненасильственные, демократические способы борьбы кажутся невозможными, возникает непростая альтернатива: либо откладывать победу над тоталитаризмом на далекие времена, либо не ограничиваться только демократическими методами борьбы. Были поставлены конкретные цели: в переходе от тоталитаризма к демократии. В области экономики – плюрализм собственности, рынок: не монополистический, не мафиозный, не коррупционный. В политике — демонополизация политической жизни. Однако скоро стало очевидным, что невозможно разбить тоталитаризм, тоталитарную систему, возможно осуществить ее демонтаж только чисто демократическими способами и методами.
Победа над тоталитаризмом является лишь шагом на пути к полной победе демократических сил. Главная борьба с тоталитаризмом, за демократию еще впереди. На нынешнем этапе было бы правильнее говорить о тенденциях к новому монополизму. Прямого перехода от тоталитаризма к демократии быть не может, для этого требуется достаточно длительное время. Из этого следует, что создание современной демократии у нас в ближайшей исторической перспективе нереально. Но это отнюдь не означает, что нет места демократическим силам, ориентирующимся именно на такую демократию. Они непременно должны быть как ориентир на будущее.
Грань, на которой оказалась сегодня Россия является перекрестком различных форм правления. Нынешнюю ситуацию можно оценить как поражение сил старого тоталитаризма при отсутствии победы демократии, так как у нас нет ни цивилизованного конкурентного рынка, ни политических демократических механизмов, ни реально действующих политических партий. Нет у нас и соответствующей идеологической, теоретической атмосферы в обществе, нет активно действующего суверенного народа.
Дискуссию о тоталитаризме и демократии ведет сегодня вся страна на языке митингов и вооруженных столкновений, решений парламентов и требований бастующих.
Возникновение концепций политической модернизации относится к 50-м годам, когда встала проблема разработки политики Запада по отношению к развивающимся странам. Ее основой послужила теория модернизации, которая определила:
· направление развития: от традиционного общества к рациональному;
· пути реализации этого направления: научно-технический прогресс, социально-структурные изменения, преобразования нормативных и ценностных систем. Была создана общая модель глобального процесса цивилизации.
Теория модернизации учитывает специфику проявления в различных социально-политических условиях. Эта дифференциация нашла отражение в обосновании двух типов модернизации: оригинальная модернизация – она присуща странам, которые совершают переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов; вторичная (отраженная) – она свойственна странам, которые отстали в своем развитии.
Следует учитывать, что не существует единой теории модернизации, но при всем разнообразии подходов характерно то, что мера отсталости страны, региона определяются отклонением от «нормы развития».
Учитывая многообразие уровней социально – экономического развития, специфику внутриполитических факторов, в конце 60-х годов, а затем и в последующие годы исследователи, во-первых, расширили географию изучения объектов модернизации, во-вторых, сместили акцент на изучение проблем объективной обусловленности кризисов политических изменений, путей и форм их преодоления, в-третьих, политические процессы стали исследоваться с учетом их национального, культурного контекста. Опыт некоторых стран показал, что модернизация возможна не при ослаблении, а даже при усилении традиционной модели культуры.
В наши дни теория модернизации служит обоснованием характера и направлений политических изменений в посттоталитарном мире. Центральной проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Обращение к теории политической модернизации в нашей стране вызвано потребностью осмыслить всю совокупность факторов, определяющих специфику переходного состояния современной России. Теорию модернизации следует рассматривать в контексте социально-экономического, политического развития мирового сообщества.
Этапы политической модернизации
Этапы переходного периода от авторитаризма к демократии
Содержание этапов
Кризис авторитарного режима и его либерализация
Расширение индивидуальных и коллективных политических прав при сохранении в политической системе авторитарных структур
Установление демократии
Качественное изменение в политической системе, состоящее в формировании демократических политических институтов и структур, взаимодействующих на основе демократических процедур.
Консолидация демократии
Период адаптации общества к новому политическому механизму, новой модели регулирования конфликтов.
Опыт показал, что своеобразие процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Политическая модернизация проходит в условиях конфликта между национальными политическими культурами и общецивилизационными ценностями. Необходимо учитывать, что в период модернизации приходят в движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений.
Наличие противоречий, проявляющихся в развитии современного российского общества, широкая сфера распространения социальных конфликтов являются основой для проявления типичных для модернизации кризисов. Особую актуальность приобретает в наши дни изучение факторов, способствующих или нейтрализующих возможность социального взрыва. Теория политической модернизации, разработка конфликтологии переходного периода должна стать теоретической базой для формирующейся политической элиты России в проведении конструктивной политики.
продолжение
--PAGE_BREAK--