Министерство общего и профессиональногообразования Российской Федерации
Российский Государственный ГуманитарныйУниверситет
Реферат по курсу
«Политология»
Сравнительный анализ избирательных систем
России, Германии, США.
Факультет информатики
Курс: II
Группа: 1
Студент: Высоцкая Мария
Преподаватель: Зимина В.Д.
Москва, 2001.
Введение.
Избирательная система – важный фактор в политическойжизни любой страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собойширокие последствия – от раскола партии до распада страны. Таких случаев вистории немало. Например, в 1970 году в Чили установилась кровавая диктатураименно из-за недостатков избирательной системы.
Изучение избирательных систем отличается от многихдругих аспектов политической науки тем, что оно допускает количественноемоделирование, так как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Поэтомуданная тема представляет большой теоретический интерес.
В данной работе я хочу рассказать о том, чтопредставляют собой избирательные системы трех государств. Во-первых, это США,страна, где уже много лет процветает институт демократии, и чья Конституция неменялась на протяжении нескольких столетий. Во-вторых, это Германия, страна,которая со времени 2 Мировой Войны сделала необычайный рывок в своемэкономическом и политическом развитии. И, наконец, это Россия, вставшая на путьдемократического развития сравнительно недавно. Я хотела бы выявить недостаткии достоинства избирательной системы каждой из стран и найти в них сходства иразличия.
Избирательныесистемы: теория вопроса.
Чтобы говорить о сравнении избирательных системРоссии, Германии и США, нужно сначала иметь четкое представление о том, чтотакое избирательная система.
Демократия неотделима от выборов, так как власть народав современном государстве не может осуществляться никак иначе как черезвыборных представителей, а потому и называется представительной.
Выборы – это поистине необходимое условие демократии.
Избирательная система – порядок организации ипроведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящегопредставителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах,а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественныхорганизаций.
Избирательная система – составная часть политической системы,но и она сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты,из которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право –теоретико-юридический компонент и избирательная процедура (или избирательныйпроцесс) – компонент практически-организационный.
Рассмотрим каждый из этих компонентов по отдельности.
Избирательное право – это совокупность юридическихнорм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение,взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностнымилицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранныхпредставителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узкомзначении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качествеизбирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого(пассивное избирательное право).
В соответствии с принципами трактуемого в широкомсмысле избирательного права и некоторыми другими критериями, например, такимикак объект выборов, их масштаб, срок и т.д. можно дать определеннуюклассификацию выборов, выделить их виды. Так, бывают выборы президентские,парламентские, в местные органы самоуправления – региональные, муниципальные,выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными,внеочередными, дополнительными.
Наибольший интерес заслуживает классификация выборов согласнопринципам избирательного права, отражающим правовое, демократическое развитиетой или иной страны, ее избирательной системы. Таким образом, мы получимнесколько пар противоположностей: всеобщие – ограниченные (цензовые), равные –неравные, прямые – косвенные (многостепенные), с тайным – с открытым голосованием.Во всех этих парах слово, написанное слева, характеризует высокую степеньдемократизма. Так, большинство стран современного мира провозгласили в своихконституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие иравные выборы при тайном голосовании.
Всеобщность выборов заключается в том, что вседееспособные лица, достигшие установленного законом возраста, имеют правоучаствовать в выборах, причем как активно, так и пассивно. Правда цензы (цензоседлости, возрастной и образовательный ценз и т.д.) пассивного избирательногоправа значительно жестче, чем активного.
Выборы считаются равными, если обеспечена единая нормапредставительства – количество избирателей, представляемых одним кандидатом наданное место.
Разница между прямыми и косвенными выборами состоит втом, что в первом случае избиратели непосредственно голосуют за кандидатов назамещаемую должность, а во втором – за лиц, которым отводится роль выборщиков.Что касается выборов коллегиальных органов власти, то здесь видна следующаязакономерность: повсюду местные органы, однопалатные парламенты и нижние палатыдвухпалатных парламентов, а в США и верхняя палата избираются прямыми выборами.
Тайная форма голосования характерна для всехцивилизованных стран мира.
Специфической формой избирательной активности представляетсобой референдум. Это особый тип всенародного голосования, объектом которогоявляется не некоторый кандидат, а некий важный государственный вопрос, покоторому необходимо выяснить мнение всей страны. Первый референдум был проведенв 1439 году в Швейцарии. Референдум называется конституционным, если с его помощьюпроводится утверждение конституции или поправок к ней, или законодательным,если предмет референдума – проект акта текущего законодательства.
Избирательная процедура составляетпрактически-организационную часть избирательной системы. Она включает в себямероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно:назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за ихпроведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрациюкандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охранупорядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.
Термин «избирательная система» часто рассматриваетсяв более узком смысле, а именно в качестве системы подсчета голосов. В такомслучае можно говорить о пропорциональной и мажоритарной системе. Перейдем ккраткому описанию этих систем.
Пропорциональная система подразумевает голосование попартийным спискам и распределение мандатов (от лат mandatum – поручение– документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, напримердепутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. Приэтом определяется так называемый «избирательный метр» — наименьшее количествоголосов, необходимое для избрания единого депутата.
Пропорциональная система – наиболее распространенная избирательнаясистема в мире. Она имеет две разновидности
· Пропорциональная избирательнаясистема на общегосударственном уровне, когда избиратели голосуют за политическиепартии в масштабе всей страны, и избирательные округа не выделяются.
· Пропорциональная избирательнаясистема, основывающаяся на многомандатных округах, когда депутатские мандатыраспределяются на основе влияния партий в избирательных округах.
Что касается мажоритарной системы, то онахарактеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов),набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бываетразным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50%плюс один голос и более). Мажоритарная система относительного большинстваозначает, что побеждает на выборах тот, кто первый «придет к финишу». Вообщепри мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура.
Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинстваи недостатки.
К числу достоинств мажоритарной системы следуетотнести то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающегои стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованнымпартиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.
В качестве основных недостатков мажоритарной системыследует рассмотреть следующее:
· Значительная часть избирателейстраны остается не представленной в органах власти;
· Партия, получившая на выборахменьшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной впарламенте большинством депутатских мест;
· Две партии, набравшие равное илиблизкое к равному число голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов.
К достоинствам пропорциональной системы следуетотнести то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представленареальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Этасистема способствует развитию многопартийности и политического плюрализма.
· Основными недостатками пропорциональной избирательной системыможно считать следующее:
· Возникают сложности в формировании правительства по причинамотсутствия доминирующей партии, создания многопартийных коалиций, включающихразные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильностьсформированного правительства;
· Непосредственная связь между депутатами и избирателями весьмаслабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а запартии;
· Независимость депутатов от своих партий.
Трудно сказать, какая избирательная система болеедемократична, то есть, точнее отражает мнение избирателей, то самый vox populi. На первый взгляд, кажется, что пропорциональнаясистема улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляетизбирателей более основательно подумать перед выбором.
Избирательные системы в своем развитии прошлидостаточно большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешаннойизбирательной системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя всеположительные черты как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В рамкахсмешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарномупринципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт свидетельствует отом, что данный вариант наиболее демократичен и эффективен для достиженияполитической стабильности.
Сама избирательная система может влиять наэлекторальное пространство, или избирателей. По характеру воздействия ее эффектыусловно делятся на краткосрочные и долгосрочные.
В краткосрочном плане результаты отдельныхголосований позволяют судить о том, насколько электоральные правила обеспечиваютпринцип пропорционального представительства в выборном органе. Сочетаниеразличных компонентов, таких как величина округа (количество мест,распределяемых в каждом из них), электоральная формула, порог представительстваи тип бюллетеня, влияют на степень пропорциональности при распределении местмежду политическими акторами на основе полученных ими на выборах голосах. Вданной связи избирательная система может рассматриваться как один изпроцедурных факторов (избирательные технологии, роль публичных дебатов и т.д.),воздействующих на исход каких-нибудь выборов.
В долгосрочной перспективе избирательная система во многомопределяет уровень фрагментации партийной системы, структурируя, таким образом,электоральное пространство. Выбор стратегий электорального соревнованияакторов, а также стратегий голосования избирателей оказывается зависимойпеременной от типа избирательных правил.
Теоретическая модель, релевантная для анализакраткосрочных и долгосрочных эффектов избирательной системы – это схема М.Дюверже. Он разделил эффекты электоральной системы на «механический» и«психологический». Действие первого из них можно оценить, анализируя результатыединичных выборов. Любая избирательная система усиливает представительствосильных политических участников за счет слабых. Степень, в которой сильные участникиполучают преимущество, зависит от факторов, которые я приводила выше.Установлено, что системы пропорционального представительства с высокойвеличиной округа в большей степени способствуют пропорциональному распределениюмест на основе полученных голосов, и, следовательно, являются предпочтительнымидля слабых акторов. В то же время системы большинства, не важно, относительногоили абсолютного, с низкой величиной округа производят большуюдиспропорциональность, тем самым меньшее число акторов добиваетсяпредставительства в парламенте.
Для того, чтобы начал действовать психологическийэффект избирательной системы, необходимо проведение как минимум вторых выборов.Он возникает в качестве реакции политических акторов и избирателей на действиемеханического эффекта. Таким образом, политические акторы прибегают кпостроениям коалиций, а избиратели предпочитают отдавать голоса крупным партиямили важным кандидатам. Так происходит структурирование электоральногопространства в направлении снижения фрагментации.
Избирательнаясистема в России.
Нынешняя российская избирательная система сложиласьв результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 годов. Этареформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 годановой Конституции РФ и нашла свое дальнейшее отражение в ряде Федеральныхзаконов.
В 32 статье п.2 Конституцииговориться о том, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать ибыть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления, а также участвовать в референдуме». В той же статье, но уже в 3пункте определяется круг лиц, лишенных избирательного голоса: «Не имеют праваизбирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а такжесодержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Это единственноеограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в РоссийскойФедерации. Всеобщее, равное избирательное право при тайном голосованиизакрепляется в 81 статье Конституции.
Активное избирательное право граждане РФ получаютс18 лет, а пассивное, или право быть избранными в Государственную думу с 21года, а на пост президента с 35 лет, при условии десятилетнего постоянногопроживания на территории нашей страны. При этом участие в выборах являетсядобровольным.
Выборы президента Российской Федерации поводятся поединому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территориюстраны.
В Госдуму избираются 450 депутатов, из них 225 – поодномандатным округам (1 округ – один депутат) и 225 по федеральномуизбирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральныесписки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями иблоками. В первом случае избирается скорее личность, во втором партия, блокпартий или иное общественное объединение.
Таким образом, в Российской Федерации действуетсмешанная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляютсяна основе мажоритарной системы относительного большинства.
В федеральном округе отбор ведется попропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только техпартий, которые перешли 5%-й барьер, то есть получили не менее 5% голосов изчисла участвовавших в выборах. Те, кто не добрал до этого порога, теряют всесвои голоса, а также право на представительство в Государственной Думе.
Следовательно, в российской избирательной системепредставлены два противоположных по воздействию на партийную систему типаизбирательных правил. Списочная система с максимальной величиной округа должнаобеспечивать высокую степень пропорциональности при распределении мест наоснове полученных голосов, и тем самым усиливать фрагментацию. В свою очередь,система простого большинства с минимальным размером округа ограничивает уровеньпропорциональности и уменьшает число партий. Следует отметить, что важнымэлементом принятой в России избирательно системы является 5%-ыйбарьер. Введение заградительного барьера в рамках пропорциональной системыаналогично по своему эффекту уменьшению величины округа. Иными словами,пропорциональная система с высоким «заградительным» барьером склонна ограничитьэффективное число партий.
Классические концепции воздействия избирательныхсистем на партийные позволяет предположить, что «смешанная несвязанная»избирательная система теоретически могла бы обеспечить оптимальный форматпартийной системы. Как показывают исследования, пропорциональноепредставительство способно обеспечить участие в политическом процессе всегоспектра партий, а система относительного большинства облегчает становлениедвухпартийного соревнования, преграждая доступ в парламент малым партиям.
Поскольку, взятые по отдельности обе части«смешанной несвязанной» системы не благоприятствуют успеху малых партий, оптимальнаяэлекторальная стратегия таких партий, казалось бы, должна была заключаться вприсоединении к более крупным политическим объединениям. Тем не менее,результаты выборов 1993 и 1995 года свидетельствуют о том, что в российскомслучае данная логика не сработала. Вместо того, чтобы вступать в коалиции с болеекрупными объединениями, малые партии предпочитали направлять усилия на победу водномандатных округах, не отказываясь от соревнования и по пропорциональнойсистеме. На выборах 1995 года фрагментация партийной системы не только несократилась, но даже усилилась.
Установленная в нашей стране «смешанная несвязанная»избирательная система с двойным голосом создает естественные стимулы дляраздельного голосования. Во-первых, высокий заградительный барьер способствуеттак называемому стратегическому голосованию, когда избиратель голосует не засамого предпочтительного кандидата, а за наиболее приемлемого из тех, кто имеетшансы на победу. Во-вторых, разные избирательные формулы создают разные основыдля выбора избирателя. Теоретически пропорциональные системы поддерживаютпартийное голосование, тогда как системы большинства – персональное.
Выше я писала о том, как избирательная система можетвлиять на электоральное пространство. Посмотрим, что же произошло в России.Зимой 1999 года в России прошли уже третьи парламентские выборы, проведенные посмешанной избирательной системе. Для анализа долгосрочных эффектовизбирательной системы выборы 1993 года имеют скорее символический характер,связанный с функцией стабилизатора политической обстановки в России. Механическийэффект незначительно ограничил представительство малых партий в парламенте,сократив число конкурирующих партий с 13 до 8, прошедших в Думу.
Наиболее непредсказуемыми – в плане эффектовизбирательной системы – оказались парламентские выборы 1995 года. Вопрекипредложениям о снижении уровня фрагментации российской партийной системыполитические акторы игнорировали стратегию коалиционного правительства.Незначительное сокращение числа партий в Думе по сравнению с соревнующимися заее пределами, а также экстренные условия проведения выборов 1993 года создали«иллюзию больших возможностей» для малых партий и политических акторов.Введенный 5%-ый порог представительства урезал число партий на парламентскомуровне с 43, участвовавших в выборах, до 4, получивших парламентскоепредставительство.
Механическим эффектом выборов 1995 года стала высокаядиспропорциональность списочной части избирательной системы, что привело вдействие ее психологический эффект, как на уровне электората, так и на уровнеполитической элиты в 1999 году. Во-первых, число партий по сравнению с 1995годом сократилось. Неудача малых партий стимулировала коалиционныевзаимодействия, снизив цену потерь от альянсов. На уровне электората психологическийэффект привел к значительному сокращению поддержки партийных списков малыхпартий. Если в 1995 году около 50% голосов по спискам получили малые партии, непреодолевшие 5%-ый барьер, то в 1999 году этот показатель составил чуть более13%.
Вопреки ожиданиям разработчиков электоральногозакона, две части избирательной системы оказались связанными.
В перспективе связанность двух частей избирательнойсистемы может способствовать появлению двух разнонаправленных тенденций вразвитии партийной системы.
В ходе неизбежного структурирования полеймежпартийной конкуренции одна из частей избирательной системы постепенноокажется приоритетной. Если структурирование парламента будет происходитьпреимущественно на партийной основе, а доля независимых депутатов сойдет кминимуму, то пропорциональная часть системы станет более значимой. Это повлечетза собой уменьшение фрагментации партийной системы.
Вторая тенденция связана с организационной слабостьюпартийной системы вообще и отдельных партий в частности. Это порождаетдополнительные стимулы к укреплению партий, ориентирующихся на регионы, впротивовес партиям идеологическим. В случае развития данной тенденции малыепартии будут продолжать побеждать в одномандатных округах, а высокий уровеньполитической фрагментации сохранится.
Избирательнаясистема Германии.
Избирательную систему Германии можноохарактеризовать как смешанную связанную.
Выборы во все избираемые народом органы властиявляются всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными. Правом голосаобладает любой гражданин Германии, которому уже исполнилось 18 лет. Пассивнымизбирательным правом обладает человек, который как минимум один год являетсягражданином Германии и уже достиг 18-летнего возраста.
Кандидаты на выборах определяются партиями.
Население Германии каждые 4 года выбирает депутатовнижней палаты парламента – Бундестага. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Первымголосом он выбирает кандидата от своего избирательного округа по принципуотносительного большинства. Второй голос он может отдать за земельный списокпартий.
В ФРГ используется заградительный 5%-ый порог. Такимобразом, малые партии оказываются в весьма невыгодном положении, т.к. дляполучения мест в парламенте необходимо либо набрать более 5% в рамках страны,либо победить по меньшей мере в трех одномандатных округах.
Все-таки решающими являются вторые голоса. Еслипартия одержит победу в большем числе избирательных округов, чем этопредусмотрено 5%-ым барьером «вторых голосов», то она получает дополнительные«переходные» мандаты. В таких случаях в Бундестаге оказывается большедепутатов, чем установленные законом 656 членов.
Пропорциональная система с земельными спискамипреследует цель, чтобы все партии были распределены пропорционально поданным заних голосам. Опыт показывает, что наименьшее несоответствие между волеизлияниемэлектората и распределением мандатов в парламенте проявляется в государствах,использующих модифицированную пропорциональную систему с «национальным округом»,к которым относится Германия. С другой стороны, прямой выбор кандидата отизбирательного округа дает гражданину шанс, выбрать определенного политика.
Как правило, население показывает большой интерес квыборам. Так, в 1994 году на выборах в Бундестаг на избирательные участкипришло 79,1 % населения. На местных выборах участие населения колеблется науровне 70%.
Смешанная связанная система работает следующимобразом. Половина мест в немецком бундестаге заполняется по системе простогобольшинства в одномандатных округах, другая же половина – по списочнойпропорциональной системе. Но при этом количество получаемых партиейпропорциональных мандатов уменьшается в зависимости от того, насколько успешнымбыло ее выступление в одномандатных округах. В целом смешанная связаннаясистема работает точно так же, как и любая пропорциональная.
Избирательнаясистема США.
Выборы и подготовка к ним – стержневое событие ипостоянное событие политической жизни американского общества. Выборнымиявляются свыше 18 тысяч должностей, начиная с президента США и кончая шерифомнебольшой сельской общины. Выборы в федеральные органы власти проводятся повсей стране одновременно в ноябре каждого четного года.
Конгресс США состоит из двух палат: палатыпредставителей, избираемой на основе прямого голосования, и сената, в составкоторого прямым голосованием избираются по 2 представителя от каждого штата. Впалате представителей 435 мест, которые распределяются по штатам в зависимостиот численности их населения. Члены палаты представителей избираются на двагода.
Сенат состоит из 100 членов, по два от каждогоштата, избираемых на срок в 6 лет. Первоначально сенаторов избирали членызаконодательных собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17-йпоправки к Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Они проводятсяодновременно с выборами в палату представителей, при этом каждые два годапереизбирается 1/3 состава сената. Избирательный округ по выборам в сенат –весь штат.
Конституция (вместе с поправками) гарантируетизбирательные права всем гражданам США, достигшим 18 лет. Наибольший интерес состороны избирателей вызывают президентские выборы. Если выборы в конгресс,губернаторов штатов происходят не одновременно с президентскими, то интерес кним и, соответственно, участие избирателей падает в среднем на 14 процентов.
В США действует мажоритарная система выборов,когда кандидат, получивший в одномандатном округе относительное большинствоголосов, считается победившим. Это дает предпосылки для развитиядвухпартийности.
На президентских выборах избиратели голосуют засписок кандидатов от партий в коллегию выборщиков от штата. Здесь действуеттакже мажоритарный принцип: выигравшая партия получает все места выборщиков отданного штата (а не пропорционально числу набранных голосов). Из этого следует,что мелким партиям бессмысленно тягаться с китами большой политики.
Заключение.Выводы.
Таким образом, мы увидели все своеобразиеизбирательных систем трех различных государств. Попробую попарно сравнить их.
Российская и немецкая избирательная системы имеютсходство в том, что каждый избиратель обладает двумя голосами, а также, чтоголосование идет как по партийным спискам, так и по кандидатам. Голосование поодномандатным округам проходит в России и в Германии по мажоритарной системепростого большинства. Только в Германии, в отличие от России, результатыголосования по одномандатным округам и по земельным спискам партий связаны. Изотличий следует отметить еще и то, что в России используются общефедеральныепартийные списки, а в ФРГ – земельные. Что касается сходства, то стоитупомянуть и 5%-й барьер, который установлен в обоих государствах для того,чтобы партия получила представительство в парламенте.
В Германии народом избирается только парламент иместные органы власти, а бундесканцлер не избирается напрямую населением.Поэтому сравнивать его избрание с выборами президента в России бессмысленно.
Теперь я хотела бы перейти к сравнению избирательнойсистемы США и Германии. Здесь следует подчеркнуть, что выборы в США проходят помажоритарной системе, то есть никаких партийных списков здесь нет. В отличие отсената США в немецкий бундесрат (верхняя палата парламента) нет прямых выборовпредставителей от штата. В бундесрате заседают представители правительствфедеративных земель, а в сенат США избирается один представитель от каждогоштата. В США, как и в Германии, на выборах в нижнюю палату парламента водномандатных округах действует мажоритарная система относительногобольшинства. Количество одномандатных округов пропорционально населению, в нихпроживающему.
Что касается США и России, то здесь можно написатьпримерно то же, что я написала выше, сравнивая избирательные системы США иГермании. Опять же, в США отсутствуют партийные списки и, следовательно,пропорциональная система. По одномандатным округам при выборах в нижнюю палатупарламента в обеих странах действует мажоритарная система относительного большинства.В США представители сената избираются напрямую населением, а в России в СоветФедерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Количествоодномандатных округов при выборах в нижнюю палату парламента рассчитываетсяисходя из численности проживающего в них населения.
Что касается президентских выборов, то здесь естьбольшая разница. В России Президент избирается населением напрямую, а в США –косвенно, путем избрания коллегии выборщиков. Несмотря на это, американскийпрезидент считается всенародно избранным. Эта система выборщиков показала навыборах 2000 года свою несостоятельность.
Несмотря на различия в избирательных системах врассмотренных мною государствах, это дает право на существование и нормальноефункционирование каждой из них.
Списокиспользованной литературы.
1. Grundgesetz fuer die Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 1996.
2. McClure C.H., Yahrbrough W.D. The United Statesof America. 1943.
3. Tatsachen ueber Deuetschland. Frankfurt/Main, 1996.
4. ГельманВ.Я. Создавая правила игры: Российское избирательное законодательствопереходного периода. // Полис, 1997, №4.
5. ГолосовГ.В. Пределы электоральной инженерии: «Смешанные несвязанные» избирательныесистемы в новых демократиях. // Полис, 1997, №3.
6. КонституцияРоссийской Федерации. М., 1996.
7. СелезневЛ.И. Политические системы современности: Сравнительный анализ. СПб, 1995.
8. Структураи динамика российского электорального пространства (Круглый стол) // Полис,2000, №2.
9. ТаагпераР., Шугарт М.С. Описание избирательных систем. // Полис, 1997, №3.
10. Ягромская Н.Б. Избирательная система и уровень партийной фрагментации вРоссии.// Университетская политология России. М., Полис, 1999.