Реферат по предмету "Политология"


Современные проблемы европейской интеграции

--PAGE_BREAK--Этапный доклад о прогрессе в реализациидатирован декабрем 2009 г. и обнародован на сайте вфеврале 2010 г. Прежде всего, в нем ЕК констатирует сохраняющуюся неопределенность состояния европейской экономики. С одной стороны, она указывает на явное улучшение состояния финансового рынка и внешней торговли. В частности, отмечается, что в сентябре 2009 г. экспорт вырос на 17%. С другой стороны, ЕК приводит свидетельства продолжающегося спада: сокращение  совокупного ВВП государств-членов в 2009 г. составило 4%1 (а положительный тренд второй половины 2009 г. был очень слабым); сохраняется низкий спрос на внутреннем рынке; уровень безработицы поднялся в 2009 г. до отметки 9,1% и к концу 2010 г., как прогнозируется в докладе, достигнет 10,3%.

Существенно пострадали от кризиса государственные финансы.Средний дефицит бюджета в ЕС (2,3% от ВВП в 2008 г.), как ожидается, возрастет до 7% ВВП в 2009 г. и до 7,5% в 2010 г. Обострение дефицита объясняется во многом снижением налоговых поступлений, но главным образоммерами по стимулированию экономики.Объемыстимулирующих мер, принятых или запланированных в бюджетах г осударств-членов на 2009 и 2010 гг., достигли 2,7% ВВП. Совокупный госдолг государств-членов вырос почти на 20 процентных пунктов по сравнению с 2008 г. и к 2010 г. составил около 80% ВВП.

Для повышения покупательной способности населения в Австрии, Бельгии, Болгарии, Греции и Италии были увеличены пособия по безработице, в Швеции и Финляндии были смягчены условия для получения доступа к пособиям по безработице; Болгария, Испания, Латвия увеличили минимальный размер заработной платы; в качестве антикризисных мер в Австрии, Бельгии, Кипре, Германии, Франции, Люксембурге, Мальте и Польше введены налоговые льготы и пособия для малоимущих групп населения; поддержки пенсионеров с низкими доходами учреждены в Бельгии, Болгарии, Греции, Франции, Румынии, Швеции; помощь для покрытия части расходов на отопление/электро-энергию оказывалась в Бельгии, Греции, Венгрии, Италии. Наконец, Испания, Франция, Италия, Польша и Португалия приняли меры поддержки лиц с низким доходом, взявших ипотечные кредиты.

С целью улучшения ситуации на рынке труда государственные службы занятости Австрии, Франции и Нидерландов in установили более тесные контакты с соответствующими частными; Австрия, Германия, Литва, Нидерланды, Словакия усилили программы содействия трудовой мобильности; Мальта и Нидерланды предприняли меры, призванные содействовать поддержанию уровня занятости женщин; Финляндия, Франция, Великобритания внедрили новые программы, нацеленные на повышение доли учащихся среди молодежи, а Австрия и Германия – на повышениеуровня образования и профессиональной подготовки. Меры с целью поддержания занятости в конкретных секторах экономики были предприняты в Бельгии, Испании, Швеции; Чехия поддержала низкоквалифицированных и низкооплачиваемы работников.

Национальные меры поддержки бизнеса были адресованы секторам, наиболее пострадавшим от кризиса (например, автомобильная промышленность, туризм, строительство). С начала кризиса все государства-члены своими дополнительными гарантиями улучшили доступ компаний, особенно малых и средних, к финансам; большинство государств-членов поддержало экспортное кредитование (среди них Бельгия, Болгария, Чехия, Германия, Дания, Эстония, Греция, Финляндия, Латвия, Португалия, Словакия); некоторые страны снизили ставки налогообложения юридических лиц (Чехия, Швеция, Словения, Португалия). Временные схемы стимулирования спроса в пострадавших от кризиса отраслях были увязаны с требованиями экологической политики в Чехии, Франции, Португалии, Люксембурге, Испании, Италии. Германия и Австрия учредили льготы при покупке автомобилей, отвечающих высоким экологическим стандартам. Инициативы в поддержку сферы туризма приняты в Австрии, Кипре, Мальте, Греции, строительной отрасли – в Финляндии, Греции, Румынии.

Еще один документ, заслуживающий внимания экспертов в области европейской интеграции, –«Европа 2020. Стратегия умного устойчивого и инклюзивного роста» Эта стратегия приходит на смену уходящей в историю Лиссабонской стратегии ЕС, рассчитанной на период с 2000 по 2010 гг.

В предисловии, подписанномЖ.М.Баррозу, обрисована основная цель в сфере экономического развития на период до 2020 г.: с опорой на сильные стороны, такие как талантливая рабочая сила, технологии, промышленная мощь, единый рынок, единая валюта, социально ориентированная рыночная экономика, демократические институты, традиция экономической солидарности, внимательное отношение к окружающей среде и культурному многообразию, уважение равенства между мужчинами и женщинами, наконец, опыт коллективных действий. Евросоюз должен показать свою способность генерировать устойчивый рост. Далее в основной части документа очерчен набор задач в пяти сферах, а именно: занятость, научные исследования и инновации, изменение климата и энергетика, образование, борьба с бедностью. Часть задач перенесена в новую Стратегию из Лиссабонской стратегии, поскольку кризис и другие факторы не дали ЕС возможности решить их к 2010 г. Например, уже знакомы такие задачи и лозунги, как: 75% трудоспособного населения в возрасте от 20 до 64 лет должны быть заняты; 3% совокупного ВВП ЕС должны инвестироваться в сферу НИОКР; на 30% должны быть сокращены вредные хозяйственные выбросы в окружающую среду, доля возобновляемых источников в конечном потреблении энергии должна быть доведена до 20%; молодым людям должна быть предоставлена возможность получать высшее образование; число европейцев, живущих ниже национального уровня бедности (а это, напомним, 60% от среднего дохода в каждом государстве-члене), должно быть уменьшено на 25%. Перечисленные в Стратегии задачи, актуальные как длястарых, так и для новых государств-членов, предполагается решать с опорой на имеющиеся в распоряжении ЕС инструменты – общий бюджет, механизмы управления единым рынком и валютным союзом, действия на национальном и международном уровнях.

Многие важные констатации содержатся также в основной части Стратегии. Например, отмечается, что уровень занятости в ЕС – в среднем 69% экономически активного населения – по-прежнему ниже, чем в других частях мира. Прежде всего хромают показатели занятости женщин (в странах ЕС занято только 63% трудоспособных женщин, мужчин же 76%), затем – показатели занятости в предпенсионном возрасте (в ЕС лишь 46% ЭАН в возрастной категории от 55 до64 лет имеют работу против 62% в США и Японии). Ускоряется процесс старения населения. Государства ЕС тратят на НИОКР менее 2% ВВП, тогда как США – 2,6%, а Япония – 3,4% ВВП. Только каждый третий житель ЕС в возрастной категории от 25 до 34 лет имеет высшее образование, в то время как в США этот показатель равен 40%, в Японии – 50%. 8% занятых имеют доходы ниже черты бедности.

Ответом на эти проблемы, как определено в Стратегии, должна стать программа строительства Европейского исследовательского пространства, ориентированного на решение следующих задач: укрепление энергетической безопасности, улучшение работы транспортной системы, повышение эффективности использования ресурсов, охрана здоровья и окружающей среды, улучшение рамочных условий для инноваций и патентной активности. Государства-члены должны стремиться укреплять сотрудничество между университетами, исследовательскими и бизнес-структурами, нацеливать учебные программы на творчество, инновации и предпринимательство, оказывать содействие мобильности студентов (в том числе с опорой на действующие уровне ЕС программы в сфере мобильности Эрасмус, Эрасмус Мундус, Темпус и Мари Кюри), поощрять стремление молодежи продолжать обучение, оказывать справочные услуги в целях облегчения поиска работы.

Как прогнозируется, повышение доли возобновляемых источников в энергопотреблении до 20% обернется экономией в 60 млрд.евро и укреплением энергетической безопасности ЕС, а дальнейшее продвижение по пути интеграции энергетических рынков государств-членов позволит повысить совокупный ВВП на 0,6-0,8% и создать дополнительно более 600 тыс. новых рабочих мест. Если же в дополнение к этому будет реализована задача повышения энергоэффективности и создания экологически чистых производств, то можно рассчитывать на прибавку в 1 млн. новых рабочих мест. Соответственно, охрана окружающей среды и энергоэффективность становятся приоритетами Структурных фондов и других финансовых инструментов ЕС.

Особая роль в Стратегии отводится новой промышленной политике ЕС, в рамках которой будет осуществляться дальнейшая модернизация систем государственных закупок, господдержки и других правил конкуренции, упрощение и интернационализация деятельности МСП, обеспечение эффективного доступа к единому рынку, развитие европейской стандартизации, становление инструментов для решения глобальных задач и проектов, таких как «Галилео» и ГМЕС (Глобальная система мониторинга окружающей среды).

Разработка всего комплекса действий в рамках данной Стратегии возлагается на Комиссию, которая будет опираться на консультативную помощь Европарламента. В марте 2010 г. Совет должен утвердить общие подходы, основные цели и задачи Стратегии, а в июне – подробные положения о действиях, которые будут осуществляться, в том числе, на национальном уровне.
2.2.3.     Региональная политика и деятельность Структурных фондов

Экспертной группы под руководством Фабрицио Барка, главы министерства экономики и финансов Италии подготовила доклад по заказу ЕК с целью выработки генеральной линии очередной реформы региональной политики, которая произойдет в 2013 г. с окончанием нынешнего программного периода в деятельности Структурных фондов. Проделанная экспертной группой под руководством Барка работа оказалась весьма полезной. Впервые отчетный документ в сфере региональной политики ЕС отошел от привычного анализа динамики конвергенции/дивергенции региональных и страновых показателей социально-экономичес-кого развития, а сосредоточился на ориентирах сегодняшнего дня: были проанализированы инновационная активность в регионах, возможности применения принципа обусловленности в работе Структурных фондов, демографическая и экологическая повестка дня, глобальные вызовы развитию регионов ЕС. ЕК и министры регионального развития государств-членов оценили новаторство подхода и практически сразу же в апреле 2009 г. предложили следующую формулировку в качестве основной цели будущей региональной политики ЕС: противодействие угрозам, вызванным глобализацией, дефицитом собственных энергоресурсов, неблагоприятной демографической ситуацией и климатическими изменениями. Результаты последующих дискуссий на самых разных уровнях  во многом перекликались с выводами и предложениями группы Барка. Таким образом, процесс пересмотра приоритетов региональной политики ЕС можно считать завершенным; предложенный акцент на демографии, экологии, инновациях и энергетике в региональной политике на период 2014-2020 гг. прошел проверку временем и сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений.

Период с 2000 по 2006 не был простым. Вступление в 2004 г. десяти новых стран существенно обострило проблему социально-экономических диспропорций в ЕС. Региональную политику пришлось реформировать в соответствии с этим вызовом, причем так, чтобы не задеть интересы основных получателей помощи в странах-старожилах. В 2000-2006 гг. на проведение региональной политики была мобилизована треть общего бюджета ЕС (почти по 50 млрд.евро в год), что позволило в целом сохранить в силе прежние критерии и объемы помощи старожилам и обеспечить сопоставимые нормы финансирования для новичков. Из 8,5 тыс. км автодорог, которые были построены в этот период в ЕС, 24% были профинансированы (на долевой основе) Европейским фондом регионального развития. С участием этого Фонда в Италии и Испании, к примеру, построен каждый четвертый километр железнодорожного полотна, предназначенного для движения высокоскоростных поездов; в целом же по ЕС 13% высокоскоростных железных дорог получили поддержку ЕФРР. Средства Фонда участвовали в модернизации 31 аэропорта и 45 морпортов, 83% денег Фонда были адресованы малым и средним предприятиям и помогли созданию 638 тыс. новых рабочих мест. В целом же каждое пятое новое рабочее место в ЕС создавалось при участии трех фондов: ЕФРР, Социального фонда и Фонда сплочения; 25 млрд. евро было израсходовано на охрану окружающей среды.

В 2000-2006 гг. во многих странах-новичках наблюдались высокие темпы экономического роста, достаточные, для того чтобы за 25-30 лет преодолеть их отсталость. Однако кризис внес коррективы в этот расчет. Более того, как было отмечено в нескольких интервью, кризис подтвердил необходимость радикальной переоценки целей региональной политики, наделения ее горизонтальными целями (такими как, охрана окружающей среды, обеспечение высокого уровня занятости и равенства возможностей, развитие инноваций, содействие малым и средним предприятиям и др.), обозначенным в новой Стратегии ЕС, рассчитанной на период до 2020 г. (см. подробнее о данной Стратегии в разделе «Актуальный комментарий»). Достижение же этих целей должно обеспечить регионам ЕС устойчивый рост на ближайшее десятилетие.[11]

2.2.4      Конвергенция и усилия по преодолению кризиса

Начало работы руководящих органов ЕС в 2010 г. было отмечено деловитостью и концентрацией внимания на проблемах преодоления глобального экономического кризиса. Последним политическим отзвуком отмеченной в 2009 г. череды восточноевропейских юбилейных событий стало награждение польского премьер-министра Дональда Туска премией Карла Великого (Charlemagne2010 award), за содействие делу европейского прогресса. Жозе Мануэль Баррозу в своем обращении от 16 января 2010 г. особо подчеркнул главную роль, которую польский премьер сыграл в интеграции Польши в ЕС.

Кроме того, в канун второй годовщины признания суверенитета Косово, Румыния и Словакия, отказавшиеся, в числе пяти стран ЕС, следовать всеобщему европейскому порыву, получили просьбу от представителей австрийских парламентариев последовать примеру большинства и не препятствовать процессу.

Гораздо большее внимание привлек анализ экономической ситуации в странах «новой Европы». Согласно данным европейской статистики, в минувшем году Литва, Латвия и Эстония стали лидерами в падении объема розничных продаж (-30,2%, -27,8% и -21,2%). В то же время Польша по этому показателю продемонстрировала самый высокий рост в ЕС (+4,6%). Вообще, Польша оказалась в 2009 г. единственной страной в Евросоюзе, в которой был зафиксирован рост ВВП – на 1,7%. Прибалтийская тройка опередила всех и по уровню безработицы. В Латвии он достиг 22,8 % (поднявшись за год на 11,5 %), в Эстонии 15,2% (повышение почти на 9%), в Литве – 14,6% (с 6,5%). В то же время в осенью 2009 г. в Литве наметился рост ВВП, составивший 6,1%. Тот же показатель в благополучной по большинству показателей Словакии составил 1,6%. В ноябре был зафиксирован рост промышленного производства в Латвии (+8.7) и Эстонии (+2,9), что в целом позволяет говорить о начале выхода прибалтийского региона из глубокой рецессии. Если говорить о годовых показателях, то здесь лидирует Польша, завершившая 2009 г. с ростом промышленного производства в 7,3%, Румыния в 4,4%. В то же время в Эстонии спад за год составил 13,7%, а в Болгарии – 12,1%. Однако в Польше и Румынии одновременно наблюдался достаточно высокий рост инфляции, соответственно, на 3,8% и 4,7%. Самый высокий показатель в Венгрии – 5,4%. На этом фоне, инфляция в Эстонии составила всего 1,9%, а в Латвии – 1,4%.

В конце января Еврокомиссия опубликовала доклад, в котором с удовлетворением отметила позитивный результат мер, предпринятых правительствами Венгрии, Литвы и Латвии с целью сокращения дефицита бюджета. В феврале похвального слова удостоилась Польша. Однако, как и Румынии, ей были предложены дополнительные меры, чтобы снизить дефицит бюджета в 2012 г. до 3% ВВП. Румынии, где за прошлый год была отмечена рецессия в 7% ВВП, а бюджетный дефицит достиг 7,8%, Комиссия рекомендовала снизить этот показатель до 5,9% в 2010 г. Венгрия, где бюджетный дефицит удалось снизить до 3,9%, решила отказаться от использования последнего миллиарда евро из предложенного ей осенью 2008 г. пакета помощи в 20 млрд.

В конце февраля Европейский инвестиционный банк предложил беспрецедентный по объему пакет антикризисной кредитной помощи странам ЕС в 29 млрд.евро. Польша удостоилась второй (после Испании) по размерам суммы в 4,6 млрд.евро. Эстония стала лидером в ЕС по размеру помощи на душу населения. Литва и Словения стали третьей и четвертой странами по душевой помощи со стороны ЕС.

В марте ЕК проанализировала программы стабилизации или конвергенции 14 государств-членов. Было отмечено, что Эстония и Болгария имеют перспективы удержать бюджетный дефицит на пороге 3% ВВП. Отмечалось также, что наиболее пострадавшие новые члены ЕС будут вынуждены замедлить процесс конвергенции, что растянет его на долгие годы. Положительно были оценены перспективы конвергенции Словении и Польши. Вместе с тем, отмечая успехи Польши, ЕК делает акцент на необходимости решения проблемы дефицита бюджета и снижения внутреннего долга. Внимание Словении также заостряется на проблеме внутреннего долга. В докладе отмечено, что, несмотря на признаки оздоровления, Чехии предстоит усовершенствовать структурный баланс до 2012 г. Это позволит снизить дефицит бюджета до 3% к 2013 г. Венгрии предстоят корректировки планов снижения бюджетного дефицита; государственный долг, который в 2010 г. вырастет до 80% ВВП, в 2012 г. предстоит снизить до 73%. Кроме того, Венгрии еще предстоит серьезная административная реформа и структурные реформы для пострадавших компаний. Латвии предписано совершенствование структуры управления и достижение прозрачности бюджета; кроме того, Комиссия настаивает на реформе системы социальных выплат и принятии мер, стимулирующих экономический рост. В случае Литвы Комиссия выражает откровенное беспокойство практически по всем экономическим показателям. Румынии среди прочих мер предложено реформировать пенсионную систему. Одновременно ЕК высказала претензии к Румынии и Болгарии по поводу недостаточных усилий в борьбе с коррупцией.

В анализе инновационного потенциала ни одна из новых стран-членов не вошла в группу лидеров. Тем не менее, Эстония и Словения вследствие постоянного стремления к инновациям попали в одну группу с такими странами, как Австрия, Франции, Бельгия и Нидерланды, которые «успешно вписываются в темпы инновации». Чехия, Словакия, Венгрия и Польша были признаны «умеренными инноваторами», наряду с Испанией и Италией. Литва, Румыния, Латвия и Болгария вошли в группу «отстающих, но успевающих за темпами инновации».

В конце марта Всемирный банк, проанализировав ситуацию в области обеспечения энергоресурсами, выразил опасение, что в ближайшие пять лет в странах Восточной Европы и постсоветского пространства может возникнуть энергетический кризис. По мнению экспертов банка, кризис станет неизбежным, если в ближайшие 20 лет в этот сектор не будет произведено инвестирование в объеме не менее 3 млрд.долларов. Причем половина из этих средств должна пойти на добычу нефти, угля и газа, а вторая – на обеспечение выработки электроэнергии. По прогнозам, потребности региона в энергоресурсах к 2030 г. возрастут на 30%, а в электричестве – на 90%.

В начале февраля девять стран-новичков призвали ЕС соблюдать принцип солидарности в области сельскохозяйственной политики, особенно в том, что касается ее финансового обеспечения. В обращении предлагается отказаться от принципа «историзма» в распределении субсидий в пользу принципа «солидарности», что, по их мнению, послужит целям интеграции внутреннего рынка ЕС.

В начале года ЕК продолжала работать и над мерами по оказанию помощи банковскому сектору стран Восточной Европы. Болгария оказалась единственной восточноевропейской страной, получившей поддержку на развитие молочной отрасли (1,6 млн.евро). Была также одобрена помощь сельскохозяйственному сектору Венгрии в размере 15 тыс.евро на фермерское хозяйство. Общий объем помощи составил 18,2 млн.евро. По той же схеме оказана помощь литовским фермерам. Кроме того, Комиссия одобрила выделение компенсаций литовским рабочим, занятым в легкой и мебельной отраслях промышленности.

Что касается непосредственно программ конвергенции, то ЕК в начале года высказала озабоченность тем обстоятельством, что в Болгарии, Польше, Латвии, Словении и Словакии до сих пор не вступили в действие директивы по обслуживанию внутреннего рынка. В ряде стран (Чехия, Эстония, Венгрия, Румыния) эти меры не согласованы в законодательном порядке. Однако следует отметить, что схожая ситуация имеет место в Дании, Великобритании, Швеции, Нидерландах и еще ряде стран ЕС.

На повестку дня Европейского суда был вынесен вопрос о препятствиях функционированию польских компаний в Германии. Жалобу Польши поддержала ЕК, признав это актом дискриминации. Кроме того, Польша обратила внимание на неисчерпанные возможности по квотам на занятие мест служащих в Еврокомиссии.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.