Реферат по предмету "Политология"


Современные проблемы европейской интеграции

--PAGE_BREAK--Этапный доклад о прогрессе в реализациидатирован декабрем 2009 г. и обнародован на сайте вфеврале 2010 г. Прежде всего, в нем ЕК констатирует сохраняющуюся неопределенность состояния европейской экономики. С одной стороны, она указывает на явное улучшение состояния финансового рынка и внешней торговли. В частности, отмечается, что в сентябре 2009 г. экспорт вырос на 17%. С другой стороны, ЕК приводит свидетельства продолжающегося спада: сокращение  совокупного ВВП государств-членов в 2009 г. составило 4%1 (а положительный тренд второй половины 2009 г. был очень слабым); сохраняется низкий спрос на внутреннем рынке; уровень безработицы поднялся в 2009 г. до отметки 9,1% и к концу 2010 г., как прогнозируется в докладе, достигнет 10,3%.

Существенно пострадали от кризиса государственные финансы.Средний дефицит бюджета в ЕС (2,3% от ВВП в 2008 г.), как ожидается, возрастет до 7% ВВП в 2009 г. и до 7,5% в 2010 г. Обострение дефицита объясняется во многом снижением налоговых поступлений, но главным образоммерами по стимулированию экономики.Объемыстимулирующих мер, принятых или запланированных в бюджетах г осударств-членов на 2009 и 2010 гг., достигли 2,7% ВВП. Совокупный госдолг государств-членов вырос почти на 20 процентных пунктов по сравнению с 2008 г. и к 2010 г. составил около 80% ВВП.

Для повышения покупательной способности населения в Австрии, Бельгии, Болгарии, Греции и Италии были увеличены пособия по безработице, в Швеции и Финляндии были смягчены условия для получения доступа к пособиям по безработице; Болгария, Испания, Латвия увеличили минимальный размер заработной платы; в качестве антикризисных мер в Австрии, Бельгии, Кипре, Германии, Франции, Люксембурге, Мальте и Польше введены налоговые льготы и пособия для малоимущих групп населения; поддержки пенсионеров с низкими доходами учреждены в Бельгии, Болгарии, Греции, Франции, Румынии, Швеции; помощь для покрытия части расходов на отопление/электро-энергию оказывалась в Бельгии, Греции, Венгрии, Италии. Наконец, Испания, Франция, Италия, Польша и Португалия приняли меры поддержки лиц с низким доходом, взявших ипотечные кредиты.

С целью улучшения ситуации на рынке труда государственные службы занятости Австрии, Франции и Нидерландов in установили более тесные контакты с соответствующими частными; Австрия, Германия, Литва, Нидерланды, Словакия усилили программы содействия трудовой мобильности; Мальта и Нидерланды предприняли меры, призванные содействовать поддержанию уровня занятости женщин; Финляндия, Франция, Великобритания внедрили новые программы, нацеленные на повышение доли учащихся среди молодежи, а Австрия и Германия – на повышениеуровня образования и профессиональной подготовки. Меры с целью поддержания занятости в конкретных секторах экономики были предприняты в Бельгии, Испании, Швеции; Чехия поддержала низкоквалифицированных и низкооплачиваемы работников.

Национальные меры поддержки бизнеса были адресованы секторам, наиболее пострадавшим от кризиса (например, автомобильная промышленность, туризм, строительство). С начала кризиса все государства-члены своими дополнительными гарантиями улучшили доступ компаний, особенно малых и средних, к финансам; большинство государств-членов поддержало экспортное кредитование (среди них Бельгия, Болгария, Чехия, Германия, Дания, Эстония, Греция, Финляндия, Латвия, Португалия, Словакия); некоторые страны снизили ставки налогообложения юридических лиц (Чехия, Швеция, Словения, Португалия). Временные схемы стимулирования спроса в пострадавших от кризиса отраслях были увязаны с требованиями экологической политики в Чехии, Франции, Португалии, Люксембурге, Испании, Италии. Германия и Австрия учредили льготы при покупке автомобилей, отвечающих высоким экологическим стандартам. Инициативы в поддержку сферы туризма приняты в Австрии, Кипре, Мальте, Греции, строительной отрасли – в Финляндии, Греции, Румынии.

Еще один документ, заслуживающий внимания экспертов в области европейской интеграции, –«Европа 2020. Стратегия умного устойчивого и инклюзивного роста» Эта стратегия приходит на смену уходящей в историю Лиссабонской стратегии ЕС, рассчитанной на период с 2000 по 2010 гг.

В предисловии, подписанномЖ.М.Баррозу, обрисована основная цель в сфере экономического развития на период до 2020 г.: с опорой на сильные стороны, такие как талантливая рабочая сила, технологии, промышленная мощь, единый рынок, единая валюта, социально ориентированная рыночная экономика, демократические институты, традиция экономической солидарности, внимательное отношение к окружающей среде и культурному многообразию, уважение равенства между мужчинами и женщинами, наконец, опыт коллективных действий. Евросоюз должен показать свою способность генерировать устойчивый рост. Далее в основной части документа очерчен набор задач в пяти сферах, а именно: занятость, научные исследования и инновации, изменение климата и энергетика, образование, борьба с бедностью. Часть задач перенесена в новую Стратегию из Лиссабонской стратегии, поскольку кризис и другие факторы не дали ЕС возможности решить их к 2010 г. Например, уже знакомы такие задачи и лозунги, как: 75% трудоспособного населения в возрасте от 20 до 64 лет должны быть заняты; 3% совокупного ВВП ЕС должны инвестироваться в сферу НИОКР; на 30% должны быть сокращены вредные хозяйственные выбросы в окружающую среду, доля возобновляемых источников в конечном потреблении энергии должна быть доведена до 20%; молодым людям должна быть предоставлена возможность получать высшее образование; число европейцев, живущих ниже национального уровня бедности (а это, напомним, 60% от среднего дохода в каждом государстве-члене), должно быть уменьшено на 25%. Перечисленные в Стратегии задачи, актуальные как длястарых, так и для новых государств-членов, предполагается решать с опорой на имеющиеся в распоряжении ЕС инструменты – общий бюджет, механизмы управления единым рынком и валютным союзом, действия на национальном и международном уровнях.

Многие важные констатации содержатся также в основной части Стратегии. Например, отмечается, что уровень занятости в ЕС – в среднем 69% экономически активного населения – по-прежнему ниже, чем в других частях мира. Прежде всего хромают показатели занятости женщин (в странах ЕС занято только 63% трудоспособных женщин, мужчин же 76%), затем – показатели занятости в предпенсионном возрасте (в ЕС лишь 46% ЭАН в возрастной категории от 55 до64 лет имеют работу против 62% в США и Японии). Ускоряется процесс старения населения. Государства ЕС тратят на НИОКР менее 2% ВВП, тогда как США – 2,6%, а Япония – 3,4% ВВП. Только каждый третий житель ЕС в возрастной категории от 25 до 34 лет имеет высшее образование, в то время как в США этот показатель равен 40%, в Японии – 50%. 8% занятых имеют доходы ниже черты бедности.

Ответом на эти проблемы, как определено в Стратегии, должна стать программа строительства Европейского исследовательского пространства, ориентированного на решение следующих задач: укрепление энергетической безопасности, улучшение работы транспортной системы, повышение эффективности использования ресурсов, охрана здоровья и окружающей среды, улучшение рамочных условий для инноваций и патентной активности. Государства-члены должны стремиться укреплять сотрудничество между университетами, исследовательскими и бизнес-структурами, нацеливать учебные программы на творчество, инновации и предпринимательство, оказывать содействие мобильности студентов (в том числе с опорой на действующие уровне ЕС программы в сфере мобильности Эрасмус, Эрасмус Мундус, Темпус и Мари Кюри), поощрять стремление молодежи продолжать обучение, оказывать справочные услуги в целях облегчения поиска работы.

Как прогнозируется, повышение доли возобновляемых источников в энергопотреблении до 20% обернется экономией в 60 млрд.евро и укреплением энергетической безопасности ЕС, а дальнейшее продвижение по пути интеграции энергетических рынков государств-членов позволит повысить совокупный ВВП на 0,6-0,8% и создать дополнительно более 600 тыс. новых рабочих мест. Если же в дополнение к этому будет реализована задача повышения энергоэффективности и создания экологически чистых производств, то можно рассчитывать на прибавку в 1 млн. новых рабочих мест. Соответственно, охрана окружающей среды и энергоэффективность становятся приоритетами Структурных фондов и других финансовых инструментов ЕС.

Особая роль в Стратегии отводится новой промышленной политике ЕС, в рамках которой будет осуществляться дальнейшая модернизация систем государственных закупок, господдержки и других правил конкуренции, упрощение и интернационализация деятельности МСП, обеспечение эффективного доступа к единому рынку, развитие европейской стандартизации, становление инструментов для решения глобальных задач и проектов, таких как «Галилео» и ГМЕС (Глобальная система мониторинга окружающей среды).

Разработка всего комплекса действий в рамках данной Стратегии возлагается на Комиссию, которая будет опираться на консультативную помощь Европарламента. В марте 2010 г. Совет должен утвердить общие подходы, основные цели и задачи Стратегии, а в июне – подробные положения о действиях, которые будут осуществляться, в том числе, на национальном уровне.
2.2.3.     Региональная политика и деятельность Структурных фондов

Экспертной группы под руководством Фабрицио Барка, главы министерства экономики и финансов Италии подготовила доклад по заказу ЕК с целью выработки генеральной линии очередной реформы региональной политики, которая произойдет в 2013 г. с окончанием нынешнего программного периода в деятельности Структурных фондов. Проделанная экспертной группой под руководством Барка работа оказалась весьма полезной. Впервые отчетный документ в сфере региональной политики ЕС отошел от привычного анализа динамики конвергенции/дивергенции региональных и страновых показателей социально-экономичес-кого развития, а сосредоточился на ориентирах сегодняшнего дня: были проанализированы инновационная активность в регионах, возможности применения принципа обусловленности в работе Структурных фондов, демографическая и экологическая повестка дня, глобальные вызовы развитию регионов ЕС. ЕК и министры регионального развития государств-членов оценили новаторство подхода и практически сразу же в апреле 2009 г. предложили следующую формулировку в качестве основной цели будущей региональной политики ЕС: противодействие угрозам, вызванным глобализацией, дефицитом собственных энергоресурсов, неблагоприятной демографической ситуацией и климатическими изменениями. Результаты последующих дискуссий на самых разных уровнях  во многом перекликались с выводами и предложениями группы Барка. Таким образом, процесс пересмотра приоритетов региональной политики ЕС можно считать завершенным; предложенный акцент на демографии, экологии, инновациях и энергетике в региональной политике на период 2014-2020 гг. прошел проверку временем и сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений.

Период с 2000 по 2006 не был простым. Вступление в 2004 г. десяти новых стран существенно обострило проблему социально-экономических диспропорций в ЕС. Региональную политику пришлось реформировать в соответствии с этим вызовом, причем так, чтобы не задеть интересы основных получателей помощи в странах-старожилах. В 2000-2006 гг. на проведение региональной политики была мобилизована треть общего бюджета ЕС (почти по 50 млрд.евро в год), что позволило в целом сохранить в силе прежние критерии и объемы помощи старожилам и обеспечить сопоставимые нормы финансирования для новичков. Из 8,5 тыс. км автодорог, которые были построены в этот период в ЕС, 24% были профинансированы (на долевой основе) Европейским фондом регионального развития. С участием этого Фонда в Италии и Испании, к примеру, построен каждый четвертый километр железнодорожного полотна, предназначенного для движения высокоскоростных поездов; в целом же по ЕС 13% высокоскоростных железных дорог получили поддержку ЕФРР. Средства Фонда участвовали в модернизации 31 аэропорта и 45 морпортов, 83% денег Фонда были адресованы малым и средним предприятиям и помогли созданию 638 тыс. новых рабочих мест. В целом же каждое пятое новое рабочее место в ЕС создавалось при участии трех фондов: ЕФРР, Социального фонда и Фонда сплочения; 25 млрд. евро было израсходовано на охрану окружающей среды.

В 2000-2006 гг. во многих странах-новичках наблюдались высокие темпы экономического роста, достаточные, для того чтобы за 25-30 лет преодолеть их отсталость. Однако кризис внес коррективы в этот расчет. Более того, как было отмечено в нескольких интервью, кризис подтвердил необходимость радикальной переоценки целей региональной политики, наделения ее горизонтальными целями (такими как, охрана окружающей среды, обеспечение высокого уровня занятости и равенства возможностей, развитие инноваций, содействие малым и средним предприятиям и др.), обозначенным в новой Стратегии ЕС, рассчитанной на период до 2020 г. (см. подробнее о данной Стратегии в разделе «Актуальный комментарий»). Достижение же этих целей должно обеспечить регионам ЕС устойчивый рост на ближайшее десятилетие.[11]

2.2.4      Конвергенция и усилия по преодолению кризиса

Начало работы руководящих органов ЕС в 2010 г. было отмечено деловитостью и концентрацией внимания на проблемах преодоления глобального экономического кризиса. Последним политическим отзвуком отмеченной в 2009 г. череды восточноевропейских юбилейных событий стало награждение польского премьер-министра Дональда Туска премией Карла Великого (Charlemagne2010 award), за содействие делу европейского прогресса. Жозе Мануэль Баррозу в своем обращении от 16 января 2010 г. особо подчеркнул главную роль, которую польский премьер сыграл в интеграции Польши в ЕС.

Кроме того, в канун второй годовщины признания суверенитета Косово, Румыния и Словакия, отказавшиеся, в числе пяти стран ЕС, следовать всеобщему европейскому порыву, получили просьбу от представителей австрийских парламентариев последовать примеру большинства и не препятствовать процессу.

Гораздо большее внимание привлек анализ экономической ситуации в странах «новой Европы». Согласно данным европейской статистики, в минувшем году Литва, Латвия и Эстония стали лидерами в падении объема розничных продаж (-30,2%, -27,8% и -21,2%). В то же время Польша по этому показателю продемонстрировала самый высокий рост в ЕС (+4,6%). Вообще, Польша оказалась в 2009 г. единственной страной в Евросоюзе, в которой был зафиксирован рост ВВП – на 1,7%. Прибалтийская тройка опередила всех и по уровню безработицы. В Латвии он достиг 22,8 % (поднявшись за год на 11,5 %), в Эстонии 15,2% (повышение почти на 9%), в Литве – 14,6% (с 6,5%). В то же время в осенью 2009 г. в Литве наметился рост ВВП, составивший 6,1%. Тот же показатель в благополучной по большинству показателей Словакии составил 1,6%. В ноябре был зафиксирован рост промышленного производства в Латвии (+8.7) и Эстонии (+2,9), что в целом позволяет говорить о начале выхода прибалтийского региона из глубокой рецессии. Если говорить о годовых показателях, то здесь лидирует Польша, завершившая 2009 г. с ростом промышленного производства в 7,3%, Румыния в 4,4%. В то же время в Эстонии спад за год составил 13,7%, а в Болгарии – 12,1%. Однако в Польше и Румынии одновременно наблюдался достаточно высокий рост инфляции, соответственно, на 3,8% и 4,7%. Самый высокий показатель в Венгрии – 5,4%. На этом фоне, инфляция в Эстонии составила всего 1,9%, а в Латвии – 1,4%.

В конце января Еврокомиссия опубликовала доклад, в котором с удовлетворением отметила позитивный результат мер, предпринятых правительствами Венгрии, Литвы и Латвии с целью сокращения дефицита бюджета. В феврале похвального слова удостоилась Польша. Однако, как и Румынии, ей были предложены дополнительные меры, чтобы снизить дефицит бюджета в 2012 г. до 3% ВВП. Румынии, где за прошлый год была отмечена рецессия в 7% ВВП, а бюджетный дефицит достиг 7,8%, Комиссия рекомендовала снизить этот показатель до 5,9% в 2010 г. Венгрия, где бюджетный дефицит удалось снизить до 3,9%, решила отказаться от использования последнего миллиарда евро из предложенного ей осенью 2008 г. пакета помощи в 20 млрд.

В конце февраля Европейский инвестиционный банк предложил беспрецедентный по объему пакет антикризисной кредитной помощи странам ЕС в 29 млрд.евро. Польша удостоилась второй (после Испании) по размерам суммы в 4,6 млрд.евро. Эстония стала лидером в ЕС по размеру помощи на душу населения. Литва и Словения стали третьей и четвертой странами по душевой помощи со стороны ЕС.

В марте ЕК проанализировала программы стабилизации или конвергенции 14 государств-членов. Было отмечено, что Эстония и Болгария имеют перспективы удержать бюджетный дефицит на пороге 3% ВВП. Отмечалось также, что наиболее пострадавшие новые члены ЕС будут вынуждены замедлить процесс конвергенции, что растянет его на долгие годы. Положительно были оценены перспективы конвергенции Словении и Польши. Вместе с тем, отмечая успехи Польши, ЕК делает акцент на необходимости решения проблемы дефицита бюджета и снижения внутреннего долга. Внимание Словении также заостряется на проблеме внутреннего долга. В докладе отмечено, что, несмотря на признаки оздоровления, Чехии предстоит усовершенствовать структурный баланс до 2012 г. Это позволит снизить дефицит бюджета до 3% к 2013 г. Венгрии предстоят корректировки планов снижения бюджетного дефицита; государственный долг, который в 2010 г. вырастет до 80% ВВП, в 2012 г. предстоит снизить до 73%. Кроме того, Венгрии еще предстоит серьезная административная реформа и структурные реформы для пострадавших компаний. Латвии предписано совершенствование структуры управления и достижение прозрачности бюджета; кроме того, Комиссия настаивает на реформе системы социальных выплат и принятии мер, стимулирующих экономический рост. В случае Литвы Комиссия выражает откровенное беспокойство практически по всем экономическим показателям. Румынии среди прочих мер предложено реформировать пенсионную систему. Одновременно ЕК высказала претензии к Румынии и Болгарии по поводу недостаточных усилий в борьбе с коррупцией.

В анализе инновационного потенциала ни одна из новых стран-членов не вошла в группу лидеров. Тем не менее, Эстония и Словения вследствие постоянного стремления к инновациям попали в одну группу с такими странами, как Австрия, Франции, Бельгия и Нидерланды, которые «успешно вписываются в темпы инновации». Чехия, Словакия, Венгрия и Польша были признаны «умеренными инноваторами», наряду с Испанией и Италией. Литва, Румыния, Латвия и Болгария вошли в группу «отстающих, но успевающих за темпами инновации».

В конце марта Всемирный банк, проанализировав ситуацию в области обеспечения энергоресурсами, выразил опасение, что в ближайшие пять лет в странах Восточной Европы и постсоветского пространства может возникнуть энергетический кризис. По мнению экспертов банка, кризис станет неизбежным, если в ближайшие 20 лет в этот сектор не будет произведено инвестирование в объеме не менее 3 млрд.долларов. Причем половина из этих средств должна пойти на добычу нефти, угля и газа, а вторая – на обеспечение выработки электроэнергии. По прогнозам, потребности региона в энергоресурсах к 2030 г. возрастут на 30%, а в электричестве – на 90%.

В начале февраля девять стран-новичков призвали ЕС соблюдать принцип солидарности в области сельскохозяйственной политики, особенно в том, что касается ее финансового обеспечения. В обращении предлагается отказаться от принципа «историзма» в распределении субсидий в пользу принципа «солидарности», что, по их мнению, послужит целям интеграции внутреннего рынка ЕС.

В начале года ЕК продолжала работать и над мерами по оказанию помощи банковскому сектору стран Восточной Европы. Болгария оказалась единственной восточноевропейской страной, получившей поддержку на развитие молочной отрасли (1,6 млн.евро). Была также одобрена помощь сельскохозяйственному сектору Венгрии в размере 15 тыс.евро на фермерское хозяйство. Общий объем помощи составил 18,2 млн.евро. По той же схеме оказана помощь литовским фермерам. Кроме того, Комиссия одобрила выделение компенсаций литовским рабочим, занятым в легкой и мебельной отраслях промышленности.

Что касается непосредственно программ конвергенции, то ЕК в начале года высказала озабоченность тем обстоятельством, что в Болгарии, Польше, Латвии, Словении и Словакии до сих пор не вступили в действие директивы по обслуживанию внутреннего рынка. В ряде стран (Чехия, Эстония, Венгрия, Румыния) эти меры не согласованы в законодательном порядке. Однако следует отметить, что схожая ситуация имеет место в Дании, Великобритании, Швеции, Нидерландах и еще ряде стран ЕС.

На повестку дня Европейского суда был вынесен вопрос о препятствиях функционированию польских компаний в Германии. Жалобу Польши поддержала ЕК, признав это актом дискриминации. Кроме того, Польша обратила внимание на неисчерпанные возможности по квотам на занятие мест служащих в Еврокомиссии.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Their Eyes Were Watching God Janie Crawford
Реферат Lincoln Essay Research Paper Over the past
Реферат Жан герцог Беррийский
Реферат Организация и осуществление внутреннего контроля деятельности филиала ОАО Собинбанк
Реферат Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей. Предпосылки теории строения. Теория химического строения. Изомерия
Реферат Иностранные инвестиции и их роль в экономике России
Реферат Оборонно-промышленный комплекс. Конверсия ОПК
Реферат 1. Какое или какие из нижеприведенных определений риторики кажутся Вам наиболее удачными? Мотивируйте свой ответ
Реферат Speeding Tickets Essay Research Paper The popular
Реферат Alternate Energy Sources Essay Research Paper WINDMILLSThe
Реферат Комическое и трагическое в комедии Недоросль мини-рецензия
Реферат Выполнение гидрографического исследования на штокмановском газоконденсатном месторождении
Реферат Отчет о движении денежных средств
Реферат Pablo Picasso Changed The Way We Look
Реферат Измерение влияния факторов в детерминированном факторном анализе