Реферат по предмету "Политология"


Сущность политической социализации личности

Содержание
 
Введение
1. Особенности индивида каксубъекта политики
2. Понятие и сущность политическойсоциализации
3. Типы политическойсоциализации
4. Этапы политическойсоциализации
5. Агенты политическойсоциализации
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Темой контрольной работы выступает Сущностьполитической социализации личности.
Актуальностьтемы определяетсяпроцессом приобщения человека к общностям. Этот процесс сопровождает человекана всем его пути, оказывает на него большое влияние, зависит от культурычеловека, сопровождается как взаимным притяжением, так и отторжением личности иобщности. В политической социализации человек имеет дело по существу собществом в целом. В ней происходит процесс усвоения индивидом или группойценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу ипозволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самымобеспечивать сохранение самого общества и политической системы.
Первичнаяполитическая социализация начинается в достаточно раннем возрасте, когдаребенок начинает понимать, что существует власть более высокая, чем властьродителей, которой подчиняется семья. Этот первый этап можно назватьполитизацией.
На второмэтапе политическая власть в сознании ребенка приобретает конкретные черты,например в виде полицейского (которого родители беспрепятственно впускают в доми демонстрируют свое уважение к нему) и власть президента (чьи выступления потелевидению родители всегда внимательно слушают). Это – этап персонализации иодновременно идеализации, поскольку ключевым политическим фигурам приписываютсяисключительно положительные черты. Третий период – институциализация, когдаребенок переходит от персонифицированного представления о власти к восприятиювласти через ее институты.
Политическаясоциализация [греч. politika — искусство управлять и лат. socialis —общественный] — процесс включения индивида в политическую систему[1].По аналогии с процессом социализации Политическая социализация понимается какоснащение индивида опытом предыдущих поколений, закрепленным в политическойкультуре. В ходе взаимодействия личности с политической системой происходит дваряда процессов. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя иобучая новых своих членов. Политическая социализация играет в этом процессероль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, даетвозможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны,требования системы переводятся в структуру личности, интериоризуются последней.В результате политическая социализация формируются политическое сознаниеи политическое поведение личности, происходит становление личности как гражданина.При этом понятие «Политическая социализация» шире, чем«политическое воспитание» или «просвещение», так как оновключает в себя не только целенаправленное воздействие наличности доминирующийидеологии и политических институтов, но и стихийные влияния, и собственнуюактивность индивида.
Личностьобладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позицийте, что отвечают ее внутренним предпочтениям и убеждениям. МеханизмыПолитической социализации функционируют на нескольких уровнях взаимодействия человекас политической системой.
Основнойцелью контрольной работы является изучение механизма и раскрытие сущностиполитической социализации личности. Исходя из поставленной цели, сформулированыследующие основные задачи:
— изучениеособенностей личности как субъекта политики;
— определитьпонятие и сущность политической социализации;
— проанализировать основные типы политической социализации;
— охарактеризовать основные этапы политической социализации;
— изучитьфункционирование агентов политической социализации.
 

1.Особенности индивида как субъекта политики
В своемреальном, повседневном выражении политика всегда представляет собойсовокупность различного рода действий (акций) и взаимодействий(интеракций) конкретных субъектов (акторов) в сфере их конкурентнойборьбы за государственную власть. Чаще всего в качестве критериев выделенияполитических субъектов называются либо их конкретные действия в данной сфере,либо степень их реального влияния на принятие политических решений и их реализациюи государственную политику в целом, либо степень их организационнойоформленности. Если же руководствоваться наиболее широким и прагматичнымподходом, то под субъектами (акторами) политики можно понимать всех тех, ктопринимает реальное участие во властном взаимодействии с государством,независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализациигосударственной политики[2]. Каждый издействующих субъектов способен применять специфические способы и методывоздействия на центры принятия политических решений, а следовательно, обладаети собственными возможностями влияния на власть и относительно самостоятельнойролью в формировании и развитии самых разных политических процессов. Какизвестно, в политике действует множество всевозможных субъектов. Однако косновным можно отнести лишь субъекты трех типов: индивидуального (микроактора),группового (макроактора) и институционального (организационного актора).
Рольиндивида в политике крайне специфична. По сути дела, олицетворяя статус человека какотносительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возможноститак или иначе противостоят обществу и государству, индивид (личность)символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности. В этом планеотношения государства и индивида выражают отношения власти и человека — этихдвух противоположных начал социальной жизни и двух самостоятельных источниковобщественной власти[3].
Организуясовместную жизнь людей, государство тем не менее всегда выступает как началоподавления и принуждения людей к поддержанию определенных политических порядкови форм поведения. Государство — это символ повиновения и принуждения человека кобязательному для него поведению и в этом смысле является агентом неизбежногоограничения его свободы и прав. Со своей стороны, индивид выступает как началосвободного и естественного волеизъявления. Имея определенные притязания кгосударству, связывая с ним возможности реализации своих интересов иперспективы, человек все же остается тем существом, которое обладаетсобственной программой жизнеутверждения и самовыражения. И если государствоспособно избрать любой путь своей эволюции, то человек всегда будет стремитьсяк защите собственного достоинства и свободы, счастья и жизни.
Государствои индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и одновременно визвестной степени взаимооппозиционных начала социальной жизни. Каждый из них нетолько обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет дваразличных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человеки власть меняются, меняются и их интересы, а главное — возможности впреобразовании социума[4]. И все жесложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между нимисохраняются. Государство остается внешней для индивидуальной жизни силой,обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами,правами и полномочиями. Однако и человек в ряде демократических странстановится высшей социальной ценностью политических отношении, направляягосударственною политику
 
2. Понятиеи сущность политической социализации
Стабильноефункционирование политической системы общества, сохранение целостностисоциального организма предполагает постоянное воспроизводство и развитиеполитической культуры общества, которое осуществляется через усвоение ипринятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения[5].Данный процесс получил название политической социализации.
В современнойполитической науке не существует общепринятого представления о содержании,длительности и стадиальности процесса политической социализации. Чаще всего подполитической социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанныхобществом политических ориентаций, установок и моделей политического поведения,обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.
Важнейшей функциейполитической социализации является достижение личностью уменияориентироваться в политической системе, выполнять там определенные функции. Впротивном случае человек не может эффективно отстаивать свои социальные иполитические интересы.
Политическаясоциализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивидаи политической системы. С одной стороны, политическая социализация включаетцеленаправленное воздействие политической системы на индивида и представляетпроцесс передачи индивиду существующих в обществе политических ориентаций,ценностей и моделей политического поведения[6].
С другойстороны, политическая социализация включает и собственную активность индивида,то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в своисобственные ценности и установки. В этом отношении влияние политической системына политическое формирование личности в некоторой степени зависит от внутреннихубеждений индивида.
Обычновыделяют три основных уровня политической социализации.
На социальномуровне (всего общества в целом) на политическое формирование личностиопределяющее значение оказывают социально-экономические и политическиеотношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровнеполитические ценности передаются индивиду большими и малыми социальнымигруппами, к которым он принадлежит. На внутриличностном уровне в качествемеханизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта- мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведениемличности в политике.
Основныефакторы политической социализации
/>Политическая социализация – это процесс усвоения человеком опыта, норм итрадиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ееприобщения к социальному опыту, становления членом общества. В процессеполитической социализации формируется политическое сознание личности, ееустановки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни[7].
Наполитическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные факторы. Вкачестве основных среди них, можно выделить следующие:
— усилияполитической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан вполитическую жизнь; это – социализирующее воздействие образовательныхучреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий идвижений, влияние средств массовой информации;
— стихийноевлияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политическойпрактики на макроуровне – международных и внутриполитических реальностей,глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации,отдельных политических событий;
— влияниемикросреды – семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельныхличностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы имолодежная субкультура в целом;
— личноеучастие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальныйопыт. В процессе практической политической активности происходит переходполученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом[8].
Институтыполитической социализации принято подразделять на политические инеполитические. К первым относят государственные и специализированныеполитические институты, партии, организации и движения. Ко вторым – семью,систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средствамассовой информации.
Политическаясоциализация личности начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Всамом общем виде в ней можно выделить два этапа. Первый этап – это становлениеличности, ее формирование в качестве гражданина и получение права участия ввыборах. На этом этапе происходит накопление политических знаний, усвоениеосновных политических ценностей и ориентаций. На втором этапе политическаясоциализация продолжается уже с подключением опыта собственной политическойпрактики, освоением новых социальных и политических ролей. В дальнейшем дляразных индивидов этапное значение могут иметь переломные моменты в динамикеобщественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы ит.п.
Срезультатами политической социализации тесно связано политическое участиеграждан. Под этим понятием подразумевается участие в политике автономных,частных граждан, не являющихся политическими лидерами или функционерамивластных или партийных структур. Политическое участие предполагает преодолениеотчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политическийпроцесс. Развитие добровольных, демократических, законных форм политическогоучастия считается важным показателем демократичности политической системы.
Вместе с темпроблема оптимальной меры участия рядовых граждан в политической жизни(особенно в сфере политико-властных решений) по-разному решается в современныхконцепциях демократии. Сторонники элитарной демократии исходят из того, чтоуправление современным обществом требует высокого профессионализма икомпетентности, поэтому необходимо свести к минимуму давление рядовых граждан иих организаций при принятии решений органами власти. Сторонники расширениядемократического политического участия рассматривают его как одну из основныхценностей демократического общества, как способ самовыражения и самореализацииличности, как средство легитимации политической власти, защиты от бюрократизмаи чрезмерного централизма[9].
Политическаяактивностьграждан в демократическом обществе проявляется в основном в участии вголосовании на выборах представительных органов государственной власти ивыборных должностных лиц на местном и общенациональном уровнях, в референдумах,в участии в местном самоуправлении. В ходе предвыборных кампаний большое числограждан вовлекается в различные формы практической активности – сбор подписей,встречи с кандидатами, митинги и т.д. Демократические конституциипредусматривают и различные формы прямого давления граждан на органы власти припринятии решений, в частности, законные формы демонстраций, митингов, сбораподписей под петициями, непосредственные контакты с официальными лицами.
Политическаяактивность граждан различна. В стабильном демократическом обществе она внаибольшей степени проявляется в деятельности политических лидеров,функционеров и активистов политических партий. Основная масса населенияпроявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборахи эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Определенная частьграждан по различным причинам проявляет политическую апатию и, как правило, неучаствует в политической жизни.
Резкоеповышение политической активности происходит в периоды политическойнестабильности. Однако такая активность носит нередко деструктивный характер иможет быть признаком общественного кризиса.
3. Типыполитической социализации
В зависимостиот характера взаимодействия политической системы и индивида выделяютсяразличные типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типаполитической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный,гегемонистский.
Гармоническийтипсоциализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида ивластных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношениемличности и политической системы. Такой тип предполагает наличиекультурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданскогообщества.
Плюралистическийтипполитической социализации отличается опосредованным характером взаимодействияличности с политической системой. Значительное количество разнородныхполитических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализациюиндивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразиене препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всемиучастниками политического процесса либерально-демократических ценностей.
Конфликтныйтипполитической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы ипротивостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняетдостижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, какправило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителямиразных политических субкультур.
Гегемонистскийтипхарактеризуется негативным отношением индивида к любым социальным иполитическим системам за исключением собственной. Такой тип формируетполитическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальнойгруппы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский типобычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которыеантагонистичны в отношении иных ценностей[10].
4. Этапыполитической социализации
Политическаясоциализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости ототношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие)обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.
«Допартиципаторный»- индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Данный этапохватывает период ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации ичастично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно«первичная» политическая социализация. Именно в это времязакладываются основы, усваиваемой индивидом политической культуры[11].В свою очередь, этот этап подразделяется на ряд последовательно сменяющих другдруга стадий.
Американскиеполитологи Д.Истон и Дж.Деннис выделяют четыре таких стадии:«политизации», «персонализации», «идеализации» и«институализации». Первая из них, охватывающая примерно первые пятьлет жизни ребенка, характеризуется тем, что у индивида формируется осознаниеполитической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрастеинформацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второйстадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры каккрупных политических лидеров общенационального масштаба (президент,премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), так и лиц,олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадияхарактеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже болееустойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертойстадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти кинституциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты(государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении егополитических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики[12].
Особенностьпервичной социализации заключается в том, что человеку приходитсяадаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще непонимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры врамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне.
 
5. Агентыполитической социализации
Передачаполитических ценностей, установок и моделей политического поведенияосуществляется посредством воздействия на индивида конкретных людей иформальных институтов, получивших название агентов политической социализации.
Агентыполитической социализации подразделяются на политические и неполитические.В реальной жизни действие политических и неполитических агентов политическойсоциализации тесно переплетается.
На первомэтапе политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует уребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделейполитического поведения. Именно семья на долгое время остается основнымисточником социализирующей информации. В странах с довольно стабильнойполитической системой (США, Великобритания) существует сильная корреляцияполитических ориентаций детей и их родителей. Воспитываясь в семье, ребенокрано входит в контакт и с другими агентами политической социализации. Сначалаэто детские дошкольные учреждения, а затем и школа, которая играет не менееважную роль, чем семья в процессе политического становления личности[13].
Школа нетолько дополняет, но и в чем-то может перестраивать политическую информацию,полученную ребенком в семье. В школе политическая социализация осуществляетсяпо двум направлениям. Во-первых, прямая политическая социализация черезпреподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципахполитического устройства страны, объясняются права и обязанности граждан.Во-вторых, латентная, опосредованная. Место школы в процессе политическойсоциализации личности в значительной степени определяется характеромполитической системы общества. Американская школа, например, воспитываетмолодых американцев в духе «американской» исключительности имессианизма. В то же время учащиеся американских школ с детства ориентируютсяна достижение согласия в сфере внутриполитических отношений. В Китае с раннихлет детей в школе воспитывают в духе безоговорочного уважения к политическимлидерам, официальной идеологии. Формирование подобных политических установоккрайне важно для воспроизводства господствующей в обществе политическойкультуры и обеспечения стабильности функционирования политической системы.
Важнейшимагентом политической социализации является внесемейное ближайшее окружение,персонифицированное в друзьях, группе сверстников. В определенных ситуацияхвоздействие этого агента может быть сильнее, чем семьи и школы.
Подобноевлияние является одним из источников девиантного политического поведения. Всовременном мире уже на первом этапе политической социализации важнейшимагентом политической социализации являются средства массовой коммуникации(СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети.Средства массовой коммуникации выполняют задачу внедрения норм господствующейполитической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние наполитическое становление личности оказывают телевидение и радио. Вместе с темСМК могут быть использованы и для политического манипулирования — скрытогоуправления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения ихдействовать вопреки собственным интересам. CМИ воздействуют на процессформирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическимпроблемам.
Второйэтап политической социализации – партиципаторный — начинается еще на дотрудовойстадии общей социализации и по существу охватывает несколько цикловчеловеческой жизни — овладение профессией, служба в армии, трудоваядеятельность, создание семьи. В целом ряде стран учащиеся старших классов истуденты принимают участие в политической жизни общества. Это довольно сложныйпериод становления личности. В этом возрасте происходит осознание собственного«Я» как осмысления своего места в жизни, сопровождающеесяподчеркнутым стремлением к независимости и самостоятельности, непослушаниемвзрослым, в том числе и родителям. В результате выстраивается параллельнаясистема ценностей, не пересекающаяся с взглядами родителей, а частично и свзглядами сверстников.
Для этогоэтапа характерна так называемая «вторичная» политическаясоциализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемыпереработки информации и модели политического поведения и способенпротивостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть такназываемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек самможет выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. Такимобразом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. Всилу этого вторичная политическая социализация выражает непрерывную самокоррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способовполитического поведения. На партиципаторной стадии число агентов политическойсоциализации расширяется. В формировании политических взглядов индивида важнуюроль начинают играть политические партии и движения, общественные организации,церковь, деловые круги, армия.
Третийэтап политической социализации — постпартиципаторный — начинается у разныхиндивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионномвозрасте. Он характеризуется значительным ослаблением политическойсоциализации. В этом возрасте люди, если не происходит каких-либоэкстраординарных событий в личной жизни или в жизни общества, обычно не меняютсложившихся и устоявшихся политических взглядов.

Заключение
 
Политическаясоциализация, как отмечалось, представляет собой процесс взаимодействия властии индивида, отражающий уровень политической самостоятельности участниковполитической жизни. С одной стороны, политическая социализация отражает меруперехода требований и предписаний политической системы во внутреннюю структуруличности в форме усвоенных ею политических ролей и функций, принятых ценностейи стандартов политической жизни. С другой стороны, она характеризует сформированностьполитических позиций индивида, позволяющих избирательно усваиватьпредлагаемые властью политические цели и ценности. Взаимодействия власти ииндивида могут быть основаны на диалоге, консенсусе или конфликте, чтообусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ееоднородностью или существованием разнородных субкультур внутри нее. Степенькультурной однородности наряду с историческими, национальными традициями,конфессиональной средой, при известном влиянии экономических и социальныхотношений, позволяет выявить наиболее устойчивые черты политическойсоциализации конкретных обществ. В западной политологии на основе характераполитических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцыполитического поведения, выделяются несколько типов политической социализации.
Разумеется,человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, темболее, гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство илиобщество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина этозаконопослушность и лояльность к государству, его политической системе игосподствующей политической культуре. Для личности это соответствие темтребованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальнымокружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальныероли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за ихотклонение.
В пониманииполитической социализации принято отталкиваться от общего понятия «социализация»личности, используемого в социологии и социальной психологии. Социализация,в широком смысле, означает включение индивида в общество через оснащение егоопытом предыдущих поколений, закрепленных в культуре, его превращение вличность через усвоение принятой системы социальных ролей. В конечном счете, неслучайно принятое в русском языке слово «личность» имеет корни впонятии «личина», а аналогичное понятие в романских культурах(например, personality в английском языке) — от греческого слова«персона», означавшего маску в древнегреческом театре. Умеет человекменять маски и играть социальные роли — признается личностью. Не умеет — значит,еще не дорос. Значит, процесс социализации личности еще не закончен,
Хотим мы тогоили не хотим, но «личность» — оценочное понятие.«Личностью» признает человека то или иное окружение, группа, общество- как бы награждая этим титулом за верность себе и своим интересам. ценностям,нормам.
Понятие«политическая социализация» шире, чем понятия политическоговоспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не толькоцеленаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политическихпроцессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но истихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активностьчеловека, направленную на освоение окружающего его политического мира. Человекобладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позицийте, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причем нетолько осознанным, но и неосознанным. Более того, человек обладает возможностьювстречного воздействия на социализирующую его систему и ее агентов, чтопревращает этот процесс из механического «воздействия» системы напассивного индивида, во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.

Список используемой литературы
 
1. Борцов Ю.С., КоротецИ.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах для студентов ВУЗов. / Ю.С.Борцов. — Ростов-на-Дону, 2008.- 278 с.
2. Вятр Е. Социологияполитических отношений. – М., 2008.
3. Гаджиев К.С.Политическая наука: Учебное пособие для студентов, преподавателей иабитуриентов / К.С. Гаджиев. — М.: ИНФРА-М, 2005.- 388с
4. Демидов А.И., ФедосеевА.А… Основы политологии: Учебное пособие. / А.И. Демидов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. — 511 с.
5. Политическая наука вРоссии: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. — М., 2006. — 419 с.
6. Политология в вопросахи ответах для экзаменов и зачетов. Учебное пособие для Вузов / Научн. редакторА.А. Радугин.- М., Центр, 2005. — 515 с.
7. Политология: Учебноепособие. / Под редакцией Д.С. Клементьева. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. — 535 с.
8. Политология:Хрестоматия / Составитель профессор М.А. Василик, доцент М.С. Вершинин. — М.:Гардарики, 2005. — 843 с.
9. Пугачев В.П., СоловьевА.И. Введение в политологию. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.:АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. — 380 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат I. Сведения о количестве и тематике обращений к уполномоченному
Реферат Honest Iago Essay Research Paper 2
Реферат Populism Essay Research Paper The Populist platform
Реферат Алтайский государственный университет Кафедра истории Пакт Молотова Риббентропа (реферат)
Реферат Разработка обучающей программы: Выявление аномалии статистическими окнами разных иерархических уровней
Реферат Литература - Хирургия (КИШЕЧНАЯ НЕПРОХОДИМОСТЬ)
Реферат Субъектный состав, характерные принципы и особенности наследования по завещанию в соответствии с
Реферат Банковский маркетинг в региональной системе коммерческих банков
Реферат Использование главных инструментов управления качеством и методики КуФД на промышленном предприятии "Нокия"
Реферат Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и её использование в организациях оптовой торговли (на примере ООО "Компания "Квантум")
Реферат Дугогасительные устройства элегазовых выключателей
Реферат A Rose For Emily Theme Analysis Essay
Реферат Экзаменационные вопросы по естествознанию физика
Реферат Люминесцентные лампы - путь экономии энергоресурсов
Реферат Песни русских рабочих (XVIII–начало XX века)