Реферат по предмету "Политология"


Современная российская власть: слабые и сильные стороны, понятие системы

Алексей Неживой
Российскаявластная система в реалии представляет из себя несколько столпов (реально двух), которые удерживают её в равновесии и выполнят каждый свои специфическиефункции в обеспечении стабильности российского общества. Основным столпомявляется партия «Единая Россия» — эта партия правящей в стране корпоративнойгруппы – чиновничества находящегося на государственной службе. Верней если бытьточнее партия чиновничества, которое заставило государство служить себе. Воснове построения этой структуры лежат основные свойства чиновника, каксоциального субъекта – «У чиновника нет, и не может быть чётких политических иобщественных взглядов». У чиновника как субъекта общественных отношений нетдаже чёткого мнения по поводу общественных проблем. Всё это ему ни к чему, таккак чиновник всегда поддерживает мнение начальства. Следствием этого являетсядругое свойство чиновника, несмотря на то, что чиновник наделён властнымиполномочиями, он не в состоянии взять на себя хотя бы какую-нибудь социальнуюответственность, а только в состоянии механистически выполнять указанияначальства. Если экстраполировать все эти свойства отдельного чиновника накорпорацию, составленную из чиновников, то получает безликаясоциально-политическая структура в которой право на самостоятельную политику имнение имеет только очень узкая часть, составляющая вершину властной пирамиды.Что же всё-таки есть у чиновника, составляющего основу пирамиды, что-то же всётаки должно двигать чиновника по жизни. Социальный интерес чиновниканаходящегося внутри корпорации – это удовлетворение своих потребностей черезкарьерный рост внутри корпорации. Ради этого индивидуум выбравший этот путьотбрасывает все свои политические и не соответствующие законам корпорациисоциальные устремления и становится внешне безликой частью корпоративногомеханизма. Важным свойством данной структуры является также скрытый внутреннийконфликт между отдельными субъектами входящими в корпорацию и конкурирующими напоприще карьерного роста, верней важным свойством является сам характер этойконкуренции. В условиях отсутствия фактического права на самостоятельное мнение,отсутствия возможности взять на себя социальную ответственность, отсутствиявозможности оспаривать мнение начальства конкуренция за возможность поднятьсяпо карьерной лестнице вырождается в соревнование по лести в сторону начальства,в интриги по отношению к соседям по карьерному уровню, во внешнее изображениебурной деятельности, которое однако или не несёт никакой позитивнойобщественной нагрузки или является изображением напускного рвения по выполнениюуказаний начальства. О чём говорит это свойство – об отсутствие социальногопозитива внутри чиновничьей корпорации – о её антисоциальной сущности. О чёмещё говорит это свойство – о социальных свойствах вершины пирамиды сумевшейподняться наверх в таких условиях. Об огромном антисоциальном потенциале тех, ктосоставляет прослойку имеющую право голоса. Отсюда легко следует, чтоединственная идеально подходящая политическая окраска для вершины чиновничьейпирамиды – это имитация государственного патриотизма. На самом деле этопатриотизм корпорационный – любовь к собственной корпорации, составляющаяоснову очень важного механизма устойчивости корпорации и основу для еёсоциальной экспансии, направленной на подчинение себе всех институтов общества,как потенциально опасных для существования и целостности корпорации. Всё этонапоминает огромный муравейник, который разрастается и поглощает всё живоевокруг. Отдельный муравей – это фактически механизм по построению муравейника, авместе муравейник это коллективный разум, направленный на агрессию ко всемуживому вокруг и на увеличение собственного размера. К антисоциальномупотенциалу в российском случае следует добавить также практически стопроцентнуюкоррупцию, следовательно к стремлению вырасти карьерно у членов такойкорпорации добавляется стремление использовать свои растущие властныеполномочия в целях корыстной наживы за счёт тех, кто находится во власти этихполномочий – населения и коммерсантов. Низы пирамиды знают, что начальствонечестно наживается и делают вид, что этого не замечают. Начальство закрываетглаза на то, что этим же занимаются подчиненные, а зачастую заставляютподчиненных делиться, или как крайняя стадия принуждают подчиненныхиспользовать свое положение для извлечения незаконного дохода и покрывают их с
последующимизъятием части в свою пользу. Возникает структура подходящая под определениеОПГ – сращивание чиновничества с криминалом. Отсюда как следствие внутри общейчиновничьей структуры появляется клановая подструктура, основания на круговойпоруке и имеющая своей основой основой способ или место извлечения незаконногодохода. Отношение корпорации чиновников к народу можно описать следующеймоделью, гражданское общество не вписывается в понятие корпоративных законов, авластные полномочия чиновников в свою очередь ставят их корпорацию положениевыше остальных, отсюда возникает понятное желание чиновничьей корпорациивписать население в свою корпорацию на нижние этажи, то есть фактическичиновники относятся к остальному населению как начальник относится кподчинённому. Население пытаются обезличить социально и политически, а реальныесоциальные институты заменить выхолощенными имитирующими внешнюю атрибутикуподконтрольными аналогами. Коррупционные отношения также привносятся в жизньостального социума: хочешь что-то сделать плати; хочешь заниматься бизнесом, нужноне только платить, а ещё и быть вхожим, то есть налицо клановые отношения.Внутри корпорации начальника мало интересуют жизненные потребности подчинённых,даже когда они оба участвуют в общем коррупционном бизнесе, начальник забираетсебе львиную долю дохода, иногда подчинённых вообще не пускают к разделукоррупционного ресурса, а заставляют просто обслуживать процесс — абсолютнотакой же подход возникает в отношениях с населением.
НукА теперь сравним результаты теоретических рассуждений с российской реальностью– совпадение полное! – Первый столп российской политической системы можносчитать описанным. Если его можно назвать столпом. Анализ его сущностипоказывает, что коррупция и социальная устойчивость вещи не совместимые.Отобрав у населения политические и социальные свободы чиновничий муравейник нев состоянии дать ему ничего взамен и прежде всего экономическое процветание ичувство стабильной безопасности, так как растущие коррупционные аппетитызаставляют постоянно отбирать желаемое у населения и бизнеса. В этом случаеперестает работать даже идеология государственного патриотизма, так какотношения всё больше становятся на отношения захватчика и победителя.Происходит разрушение экономической базы общества с деградацией которойнаступает и коллапс самого чиновничьего муравейника, так как нечего большеесть. Данный процесс известными атрибутами: быстрая потеря легитимности властиу населения, уничтожение реальных институтов саморегуляции политической, экономическойи социальной общества, принятие репрессивного законодательства и ужесточениекарательных мер к инакомыслящим, уничтожение всех политических идеологий, кромегос. патриотизма, и соответственно разочарование населения в государстве ивозникновение скрытого антипатриотизма. После смены власти в корпорациичиновников на смену первому относительно самостоятельному в принятии решенийпоколению государственных руководителей приходят «дети системы», кругозоркоторых всё меньше и меньше с каждым новым руководителей выходит за рамкасистемного чиновничьего. Такие руководители не в состоянии реально восприниматьдействительность и адекватно реагировать на вызовы времени.
Современнаявласть в России зажата в тиски необходимости эмулировать перед своиминостранными партнёрами видимость демократического процесса и поэтому делатьускоренные шаги по внешне демократической смене власти. Этот процесс мынаблюдаем сейчас — в момент разгара операции приемник, смена президента Путинана его ближайшего друга президента Медведева. А для описанной выше системыболее выгодной в смысле стабильности является схема с одним постояннымруководителем. Каждый новый руководитель будет всё более и более слабым всмысле влияния на окружающую его верхушку системы, чьи карьерно-корыстныепротиворечия он всё менее и менее сможет контролировать, к тому, как мы описаливыше, он будет всё менее и менее адекватно отвечать на вызовы времени. А отсюдаглавное свойство российской политической системы: Если деградациябюрократических государственных машин измеряется поколениями и наступает, какпоказывает историческая практика в пределах от трёх до пяти поколенийруководителей государства, то деградация российской политической системы дажепри сохранении высоких цен на энергоносители и сырьё, верней её основнойопорной части будет измеряться президентскими сроками. Естественный конецнаступит, скорее всего, в результате неконтролируемой руководством странымеждоусобицы в высшем эшелоне власти. Поэтому естественны желания частиотносительно недавно вновь сформировавшейся российской чиновничьей корпорации, ещёспособной адекватно воспринимать действительность, уговорить действующегопрезидента стать им пожизненно, максимально продлить срок президентства илиотработать процедуру возвращения президента через срок. Однако процедуравозвращения через срок очень мало согласуется с коррупционными интересамиверхнего эшелона, который заинтересован в ослаблении власти первого лица.
Причинамизаставляющими изображать демократию в стране определяется существование ивторого столп российской государственности – системной оппозиции. Такаяоппозиция должна отвечать требованиям чиновничьей корпорации, то есть бытьвнутри безликой политически и социально, а внешне изображать атрибутикуоппозиции власти, но при этом согласовать полностью каждый шаг сценария свластью. Фактически такая оппозиция является институтом государственной властив стране и частью бюрократической системы. Однако тут есть одно НО! Законы существованиябюрократических систем совмещенных с властью не позволяют описать стабильноесостояние в системе одна большая корпорация и несколько малых. Большая всегдабудет стремиться поглотить малые. Стабильность будет только в системе, двебольшие и несколько малых, впрочем, малых и может не быть вовсе. Такие системымы наблюдаем в развитых капиталистических странах. Следовательно системасоздавшаяся в России опять же далека от длительной стабильности. В страненеоднократно были попытки создания второй альтернативной гос. корпорациичиновников, но они провалились. Основная же корпорация пошла путём прирученияруководства оппозиционных сил доставшихся системе в наследство от периодараспада предыдущей бюрократической системы. О чём это говорит? Это говорит отом, что сохранившиеся оппозиционные силы в России, несмотря на полноевстраивание их руководства в систему бюрократической власти (хотя опять же какможно говорить о каком-то встраивании в случае нахождения сбоку от основнойвластной корпорации) своей опорой имеют реальные политические заказы, существующиевнутри российского общества. Прежде всего заказ – коммунистический – КПРФ изаказ от так называемых социальных люмпенов и мелкой буржуазии, националистический– ЛДПР. Ранее в обществе существовал ещё и либеральный заказ, обусловленный восновном не стремлением российского населения к экономическим свободам, что несоответствовало историческому менталитету народа, а описанной вышеразочарованностью в идеологии гос. патриотизма и поиску идеологической альтернативы.Российский народ попробовал либерализм в действии и в исполнении доморощенныхлибералов типа Чубайса, Гайдара, Кириенко, Немцова и т.п. – и ему непонравилось. Властная гос. корпорация в силу необходимости, навязываемого ей еёруководством, эмулирования демократического процесса не топит до концаоппозиционные партии и с другой стороны не сильно им помогает. Процесслегимитизации их во властной системе, таким образом, определяется их реальнымэлекторальным весом, который, несмотря на разочарование электората в ихруководстве и вообще в институте выборов, всё-таки достаточно силен для того, чтобыобеспечить попадание в институт властной легитимности – Государственную Думу.Это уникальное свойство российской политической системы, так как системные оппозиционныепартии представляют из себя социально-политические ниши, в которые волей неволей скатывается или группируется рядом вся активная протестная частьобщества. Она группируется вокруг самого действия изображения оппозиционныхдействий, однако мотивация участия в этих действия иная нежели у руководствасистемных партий. Именно участия реального протестного актива наполняет протестреальным содержанием, активу нужны политические результаты, а не места дляруководства в различного рода парламентах. Верней до не давнего временируководству удавалось подменять реальные политические задачи, задачей получениямаксимального количества мест в парламентах. Однако даже несмотря наотносительно неплохие результаты последней выборной кампании игра на поле официальнойвласти по её законам не приносит качественных элементов в смысле влиянияоппозиции на политику властей, наоборот наблюдается открытая и всё болееагрессивная экспансия корумпированной бюрократии на общество. Всё это вызываетвсё большее недовольство и неудовлетворенность у актива руководствомофициальной оппозиции. К этому следует добавить всё нарастающий в странестихийный протест связанный с нарушением социально-экономических прав населения,отсутствием возможности выбора, маргинализацией активной политической элиты навписывающейся в рамки бюрократической системы. В этих условиях официальнаяоппозиция всё больше и больше перестает соответствовать растущемусоциально-протестному запросу общества. А запрос этот становится всё более иболее четким и заключается в изменении политической системы общества — вуничтожении монополии бюрократии на политическую власть.
Такимобразом можно констатировать, что современная российская политическая власть иеё составляющая часть — системная оппозиция всё меньше и меньше отвечаетсоциально-политическим запросам общества и в всё большей и большей степенипротивопоставляется этим запросам, причём это противостояние с каждым днём всёбольше и больше растёт и радикализируется. Момент качественного переломанаступит тогда, когда у большинства населения негативное восприятие властипревысит декларируемые ей и в какой-то мере достигнутые государственныедостижения, на которых пока ещё как-то держится авторитет российскогоофициального государственного патриотизма.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта polit-labs.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сущность и формирование мирового хозяйства
Реферат Международный туризм. История, состояние и перспективы развития
Реферат Российская экономика переходного периода
Реферат Международное сотрудничество по охране окружающей среды
Реферат Оценка инвестиционного проекта (на примере ООО "Пилот")
Реферат The Great Napster Essay Research Paper THE
Реферат Процессуальная деятельность органа дознания на стадии возбуждения
Реферат Чины звания и титулы в Российской империи XVIII-XIX вв
Реферат Роль рекламы в условиях монополистической конкуренции
Реферат Особенности венчурного инвестирования в период международного финансового кризиса
Реферат Центральна база даних Держмитслужби України
Реферат Куча тем по английскому языку для школы /english/
Реферат Юридические аспекты работы врача
Реферат Античная философия. Демокрит
Реферат Учет затрат, бюджетирование и контроль в отраслях производственной сферы