Реферат по предмету "Административное право"


Понятие административного правонарушения и состав административного проступка

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Кафедра: Административное право КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 1 по дисциплине: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО тема: ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА . - 3 - ТЕМА:ПОНЯТИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА П Л А Н 1.ВВЕДЕНИЕ 2.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 0СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА . - 4 - 1. В В Е Д Е Н И Е В отличие от других социальных идей и политических ориентаций де- мократическое

правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связа- но не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной сис- темы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юс- тиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных

пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формиро- вание высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека. Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет,источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инс- трументальное значение

и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соот- ветствующие свободы". К этой цели общество придет только через повыше- ние ответственности, возложенной " на институты государственной влас- ти", решительные действия по экономическому, политическому и социаль- ному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий". Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточ- ной правовой грамотности

государственных служащих и других лиц, заня- тых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период революционных преоб- разований, социальной конструкции общества, его новых экономических и политических ориентаций. Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориенти- роваться в различных отраслях права. Административное право занимает ведущее место среди остальных отраслей права,так как в повседневной

жизни между гражданами возникают постоянно административно-правовые отношения и любой юрист обязан знать и четко ориентироваться в адми- нистративно-правовых нормах. Предложенная ниже тема - ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА наиболее интересна в связи с пе- реходам нашего общества от социалистических к капиталистическим отно- шениям и как следствие этого интересна глубокая

правовая реформа вок- руг государственного управления и административного права. - 5 - 2. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА И ЕГО СОСТАВ Единственным основанием административной ответственности,является наличие состава административного правонарушения как в нормативном,так и в фактических аспектах. Понятие административного правонарушения по- явилось в 80-х г.

В первые в Кодексе об административных правонарушени- ях в 84 г. было сформулировано правонарушение. Административным правонарушением(проступком) признается противоп- равное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездейс- твие,которое посягает на государственный или гражданский порядок,соци- алистическую собственность,права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена адми- нистративная ответственность(1).

Или иными словами,под административным правонарушением,как осно- вание административной ответственности понимается виновное,противоп- равное и общественно-опасное деяние,которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила по- ведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. Деяния,классифицированные как административные правонарушения содержатся в следующих кодексах: КоАП,КЗоТ,воздушный кодекс,кодекс торгового мореплавания и др.

Текущие законы также устанавливают какие деяния являются правонарушениями ( например: закон " О коррупции" 1995г закон " Об исключительной морской экономической зоне"). Следу- ет отметить, что в вышеуказанном понятие " административное правонару- шение" и " административный проступок" отождествляются, то есть адми- нистративный проступок не является особой разновидностью администра- тивных правонарушений, а признается синонимичным термином, также как

и деликт. В указе Президента Украины 1992 года " О приватизации" ч.2 ст.9 речь идет о критериях разграничения административных проступков и уго- ловных преступлений. Существует два вида административных правонаруше- ний: 1. Большая часть проступков не граничат с уголовными преступле- ниями и ни при каких условиях в преступлении не перерастут. 2. Граничат с уголовными преступлениями ( например ст.51, ст.173

КоАП). Ярко выраженных и четко обозначенных критериев, разграничиваю- КоАП Украины ст.9 - 6 - щих уголовное преступление и две группы административных проступков у нас нет. Такое разграничение следует проводить по определенным призна- кам, указанным в законодательстве. Например, мелкое хищение ( ст.51 КоАП) и уголовное хищение ( ст. 84 УК Украины) различаем по стоимости похищенного или по способу похищения.

С точки зрения законодателя та- кое разграничение должно осуществляться правоприменяющим лицом ( с учетом характера и личностных особенностей правонарушителя). И нако- нец, административным считается действие или бездействие ( деяние) с достижением определенного результата. Таким образом, можно определить признаки административного прос- тупка: 1. Противоправное действие ( не может признаваться противоправным действие или бездействие, если таковое

не предусмотрено нормой). 2. Является виновным действием или бездействием ( где вина прохо- дит юридическую оценку). 3. Является деянием общественно опасным, то есть таким совершение которого причиняет ущерб. В юридической литературе высказывалось мне- ние о том, что общественно опасны лишь некоторые административные проступки, граничащие с преступлениями. Есть точка зрения, сводящаяся к тому, что все проступки общественно опасны, но в меньшей степени чем преступление. Встречаются утверждения, категорически отрицающие об-

щественную опасность административных правонарушений, но признающие их вредность. В законе отсутствует упоминание об общественной опасности проступков как их универсальном свойстве. Однако административные пра- вонарушения посягают на определенные отношения, наносят ущерб правопо- рядку, а к виновным в их совершении применяются меры государственного воздействия. напрашивается вывод о том, что административным проступ- ком присуще общественная опасность, но степень ее меньше, чем у

прес- туплений, и в связи с этим на нарушителей налагаются административные взыскания. Если установлена малозначительность административного пра- вонарушения, орган ( должностное лицо), уполномоченный решать дело, вправе освободить нарушителя от административной ответственности, ог- раничившись устным замечанием. Для признания административного правонарушения не нужно исследо- вать стадии приготовления и покушения ( только в определенных случаях административным проступком будет считаться деяние на стадии

приготов- ления или покушения, например, ст. 188 КоАП Украины), то есть в неко- торых случаях законодатель устанавливает наличие административного на более ранней стадии чем оконченное деяние, но если на это четко указы- вает норма ( аналогии нет). Квалификация того или иного проступка происходит посредством оп- ределения его состава ( это эталон, с помощью которого происходит - 7 - " кристаллизация" проступка).

Состав проступка - совокупность, предус- мотренных законодателем признаков, которые характеризуют данное деяние как административный проступок и ограничивают его от иных правонаруше- ний. Или иными словами, состав правонарушения - установленное правом совокупность признаков при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. Существуют юридически значимые признаки состава правонарушения и юридически недиферентные признаки.

Так вот, правовое значение имеет только первая группа признаков. Соответствующие статьи материальной части административного права применяются на основе установленных пра- вом признаков отдельных составов правонарушений имеющих юридическое значение. Определение состава правонарушения необходимо для выполнения трех функций состава: 1. Фундаментальная функция, означающая, что состав преступления выступает как единственное фактическое

основание административной ответственности. 2. Разграничительная функция, означающая, что признаки состава отграничивают один состав от другого, а также от деяний не являющихся административными правонарушениями, или от деяний, ответственность за которые наступает в других отраслях права. 3. Гарантийная функция, которая означает, что путем описания точ- ных составов административных правонарушений и их объективных призна- ков, законодатель гарантирует гражданина от необоснованного привлече- ния к

административной ответственности. 3.СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ Практическое значение состава административного правонарушения состоит в том, что он представляет собой законодательную модель квали- фикации конкретных административных правонарушений, то есть админист- ративное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответс- твии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требований недопустимы,

т.е. квалификация административного проступка по аналогии не допускается и является грубым нарушением закона. По особенностям конструкции состава административного правонару- шения различаются материальные и формальные составы. Материальными на- зываются составы в которых содержится такой признак, как наступление вредных материальных последствий - деяние, или описывается действие само по себе обязательно влекущее вредное последствие. - 8 - Формальными составами называются те в которых нет обязательного признака

наступления вредных материальных последствий ( нарушение пас- портного режима). Признаки состава правонарушения охватывают его прав- ление как в объективной, так и в субъективной сферах и подразделяются на 4 элемента: 1. Объект; 2. Объективная сторона; 3. Субъект; 4. Субъективная сторона. Объект правонарушения - общественное отношение или совокупность общественных отношений, охраняемых

законом на которые посягает право- нарушение, причем для материальных составов необходимо для признания объекта фактическим наличие ущерба, причиненного объекта. Общий объект - та группа общественных отношений, на которые пося- гают все административные проступки. Родовой ( видовой) специальный объект - группа общественных отношений, на которые посягает однородная группа проступков ( например,главы в КоАП), этот критерий выдержан не до конца, то есть законодатель

в отличие от уголовного права. Непос- редственный объект - те общественные отношения, на которые посягает конкретный административный проступок на конкретные общественные отно- шения. Предмет правонарушения - вещи или вещества материального мира ра- ди которых или с помощью которых, или путем повреждения, или устране- ния которых совершается правонарушение. Предметы с помощью которых со- вершаются правонарушения называется орудие правонарушения.

Признаки субъективной стороны - внутреннее психическое отношение лица к содеяному. Вина - особое психическое состояние лица,совершивше- го противоправное действие. Субъективная сторона включает в себя поми- мо вины как главного признака еще и факультативные признаки: цель,на- мерение,желание и др. Если факультативный признак указан в норме,то он обязателен. Субъект проступка - совокупность признаков,характеризующих право- нарушение.

Субъектом выступают физические и коллективные лица. Чтобы быть субъектом проступка физическое лицо должно обладать администра- тивной деликтоспособностью ( возраст 16 лет,наличие вменяемости у ли- ца). Лица с 16 до 18 лет (ст.13 КоАП) рассматриваются в качестве субъ- ектов с ограниченной деятельностью. Различают общий и специальный субъект административной ответс- твенности.

Общий субъект - все лица достигшие 16 лет (включая лиц без гражданства и иностранцев) Специальный субъект - лица, которые облада- ют особыми правами, осуществляют особый вид деятельности ( должностные - 9 - лица и т. п.). Особый субъект - лица несущие ответственность в особом порядке (военнослужащие и т.д.). Объективная сторона - совокупность признаков, характеризующих внешний акт поведения правонарушения. В объективную сторону входили следующие признаки: 1.

Противоправное деяние (действия или бездействия). 2. Время и место его совершения. 3. Способ совершения правонарушения . 4. Результат правонарушения. 5. Причинная связь между деянием и результатом. 6. Общественная опасность, которая определяется исходя из всех признаков объективной стороны путем их синтеза. 5. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Конечно,в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить

такую глубокую и обширную тему как ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНА- РУШЕНИЯ И СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА, однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе приведены. Несмотря на то,что административно-правовые нормы и отношения по российскому и по украинскому законодательству несколько отличаются друг от друга,но эти отличия не столь существенные и к тому же по ряду объективных и субъ- ективных причин российская правотворческая мысль немного опережает

ук- раинскую,что дает нашим законодателям использовать положительный опыт накопленный российскими юристами после принятия тех или иных норматив- ных актов, и избегать ошибок,обязательно встречающихся на таком тер- нистом пути как правотворчество. Используя положительный опыт не только России ,но и других разви- тых государств,учитывая национальные и исторические особенности нашего народа Украина станет демократическим и правовым государством. . -

10 - 6. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Гражданское право.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого,А.П. Сергеева М.:Издательство ТЕИС,1996 292-300с. 2.Гражданский кодекс Украинской ССР: Нучн практ.коммент. Пер. с укр. /И.Г.Агапов,М.И.Бару,И.А.Беленчук и др. -К: Политиздат

Украи- ны,1981 639 с. 3.Кодекс Украины об административных правонарушениях/Утвержден Законом УССР от 18.12.1984 г. 4.Советское административное право: Учебник С56 М.: Юрид.лит 1985г. 5.Политологический словарь К.: ИнноЦентр 1991. 6.Юридический энциклопедический словарь М.: СЭ 1984.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.