Реферат по предмету "Политология"


Современная политическая система российского общества

Курсовая работа
«Современная политическаясистема российского общества»

Введение
В последниедесятилетия многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло вдвижение – экономический уклад, идеология, политические отношения, государство,право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новойРоссии предстоит найти в нем свое место.
В последниегоды российское общество претерпело значительные изменения, которые следуетрассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в совершенноновой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.
Россия ищетсебя: свой новый экономический уклад, новые социальные отношения, полнотусвоего духовного мира и государственности. Центральное место в переменах,происходящих сегодня в России, принадлежит отечественной политической системе.
Бурная ломкаполитических структур, радикальные социальные сдвиги, формирование новогополитического сознания и политической культуры народов России, становлениеновых политических отношений – всё это наиболее впечатляющие особенностисовременного политического процесса, не имеющего в сущности прецедентов вистории.
Современнаяполитическая система России – сложнейший комплекс элементов, структур, норм,традиций, образов. В широком значении – это целый мир, имеющий свою жизненнуюорганизацию, источники, архетипы и будущее.
Глубокие исложные процессы в современном российском обществе – социальный кризис,трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения,социальные конфликты и т.д. – происходят в обществе переходного состояния. Ниодна из конкретных проблем, пусть даже очень крупная и значимая, не может самапо себе объяснить содержание и своеобразие этого перехода. Только в светеобщего системного подхода к рассмотрению проблемы такого перехода с точкизрения выяснения структурно-функциональных особенностей становления новой политическойсистемы можно правильно понять с позиции социологии сущность и значимостьконкретных процессов, происходящих в современном российском обществе.

Определениеполитической системы
Всякоеклассовое общество политически обозначено, имеет механизм власти,обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социальногоорганизма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы позволяет выделить политическую жизнь изостальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или«окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей междуними.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы,она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической,идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяютсяграницами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реальноисполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона наопределенной территории, в случае муниципалитета – его акты ограничены еготерриторией, в случае политической партии – учитываются пределы действияустава, программы, партийных решений.
Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическаясистема» получило лишь в середине XX в., чтопорождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимостиописания политической жизни с системных позиций. Политологи разработалинесколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционированиеполитических систем. Рассмотрим две из них, составляющие основу теорииполитических систем – американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.
Д. Истон в своих работахизложил основу анализа любой политической системыкакой-либо страны, а также составляющих эту систему подсистем: парламента,правительства, местного самоуправления, политической партии, общественнойассоциации. По Д. Истону политическая система – этосаморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извнеимпульсы.
Политическая система является открытой: она подвержена многочисленнымвоздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, тогдаполитическая система не имеет достаточной информации для принятиястабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, ноодносторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-либо одногослоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие можетбыть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это можетпривести к ошибочным решениям.
/>В отличие от Истона, Г. Алмондрассматривает политическую систему как множество взаимодействий, поведений, какгосударственных, так и негосударственных, которые необходимо исследовать Онотмечает, что любая политическая система имеет свою собственную структуру,многофункциональна; все политические системы осуществляют одни и те же функциии смешаны в культурном смысле. Важной особенностью является многофункциональностьсистемы. В частности, несмотря на провозглашенный принцип разделения властей,многие функции, хотя и по-разному в разных системах неразделимы. Например,вмешательство парламента в текущую политику, законотворческая деятельностьправительства и президента происходит во многих странах мира. Смешанностьполитических систем в культурном смысле означает, что нет, например, «чистого»президентского или «чистого» парламентского правления.
Модель Г. Алмонда преодолевает некоторые недостатки модели Д. Истона.Она учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий,импульсы поступающие не только извне, от народа, но и поступающие от правящейэлиты. Правительство, к примеру, решает множество вопросов, имеющих мало общегос интересами и желаниями граждан (применение насилия в отношении отдельныхсоциальных групп, начало войны).
Современные интерпретации политических систем отличаются разнообразиемконцепций. Существует до двух десятков определения данного понятия, в основекоторых различные критерии. В целом, можно утверждать, что политическая система– это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаныполитическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношениямежду социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенныйсоциальный порядок на основе использования государственной власти.
 
Структура и функции политической системы
 
В структуре политической системы учеными обычновыделяются 5 подсистем. Вот они:
s Институциональная –организации,учреждения;
s Нормативная – нормы правовые иморальные, политические традиции;
s Функциональная – формы инаправления политической деятельности, различные политические процессы, способ и методы осуществления власти;
s Коммуникативная – объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями игосударством, между политической и экономической подсистемами;
s  Идеологичес/>кая – взгляды.
В научной литературе, отечественной изарубежной, нередко вычленяются четыре главныегруппы элементов политической системы:
1. политическая организация;/>
2. политические отношения;/>
3. политические и правовые нормы;
4. политическое сознание и политическаякультура.
Главные элементы политической системы общества и механизмих функционирования отражаются в конституции государствазаконодательстве, которые регулируют принципы формировалидеятельность органов государственной власти, права и обязанностигосударственных, партийных, хозяйственных иобщественных организаций.
Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является его политическаяорганизация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах – черезсовместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиесяопределенными правилами, нормами, принятыми данной общности.
В тех случаях, когда народ той или иной странывступает в политическиеотношения, не имея хоть в какой-то степени развитой политическойорганизации, ее функции берут на себя другие силы: я, племенные структуры,религиозные сообщества.
Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципысуществования политической организации называется институциализацией.В ходе нее происходит формирование политикой организации общества. Отношениеразрыва, антагонизма идеи организации порождает обратный процесс –деинституциализацию, разрушение политическойорганизации, нарастание разрыва между поведениемлюдей и регулирующей его нормой. Очевидна органическая связь политики и институциализации, все многообразиеполитической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распаднегативно влияет на политику.
Политическая организация общества – это совокупность конкретныхорганизаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате ихвзаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе.
Политическая организация включает: государство, партии, массовыеобщественные организации и движения, средства массовой информации и церковь.
Государство и партии являются собственно политическими организациями, т.е.они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объемеили стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть – это главное вих деятельности.
Косвенные политические организации связаны с осуществлением политическойвласти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы, молодежныеполитические организации).
Организации неполитические почти не участвуют в осуществленииполитической власти (добровольные спортивные общества, различные движения иассоциации). Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизнистраны (выдвижение депутатов в Государственную Думу от общественныхорганизаций).
Функционирование политических организаций предполагает их систематическуюдеятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активноеучастие в политической жизни общества, регистрация всех политическихорганизаций и возможности государственных органов осуществлять необходимыйконтроль над их деятельностью.
Функцииполитической системы многообразны, что вызвано сложностью политической жизни.Выделим следующие из них:
§  определениецелей и задач общества;
§  выработкапрограмм его жизнедеятельности, в соответствии с интересами правящих слоевобщества;
§  мобилизацияресурсов общества в соответствии с данными интересами;
§  контрольза распределением ценностей. Именно в этой сфере сталкиваются интересы, каксоциальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом,определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;
§  интеграцияобщества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.
Реализация этойфункции предполагает наличие развитой способности политической системы различнымипутями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолеватьконфликты, снимать социальную напряженность. Эффективно и на постоянной основе этоможно делать, только осуществляя контроль за сферой распределения социальныхценностей, в которые включаются и материальные ресурсы, и политическиепривилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность различных формобразования и досуга.
Типология политических систем
Классификация политических систем основана назначительном числе различных критериев. Рассмотрим основные чертыобщепризнанных политических систем.
Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих всовременном мире. Это англо-американская, континентально-европейская,доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Даннаятипология опирается на различные политические культуры.
Англо-американская система характеризуется гомогенной политическойкультурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства ихдостижения разделяют практически все.
Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений(партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций. Власть и влияниевнутри политической системы разделены, структура глубоко дифференцирована,четко выражена, организована и бюрократизирована.
Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностьюполитической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для ниххарактерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такоготипа существуют, прежде всего, во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавиии Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской иангло-американской системами.
Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеютсмешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиесяполитические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньевсистемы порождают необходимость в применении насилия.
Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическаякультура создает принудительный тип политической активности, В ней отсутствуютдобровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитнойпартией.
Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократическиеи демократические. Критерием их разграничения служит политический режим, каксовокупность средств и методов осуществления политической власти на основехарактера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности(граждан).
Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь, полный, целый) и означает стремление властиконтролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Характерныечерты тоталитаризма:
1. Всеобщая политизация и идеологизация общества.Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одногоцентра – политического и идеологического института – партии.
2. Политические свободы и права граждан зафиксированыформально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства.Действует принцип «запрещено все, что не приказано».
3. Легальная политическая оппозиция отсутствует.Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.
4. В стране признается право на существование только однойправящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативныхполитических и общественных объединений.
5. Существует строгая цензура над всеми средствамимассовой информации, запрещено критиковать представителей власти.
6. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциямиобеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства ивыступают в качестве инструмента массовых репрессий.
7. В обществе функционирует только официальная идеология,жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения.
8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе стем правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственнойидеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинстванаселения. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятсяпод его жестким контролем.
9. Экономика находится под жестким контролемгосударственных органов.
10. Несмотря на жесткий контроль государством всех сферобщественной жизни в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут понормам двойной морали: «говорим одно, думаем по-другому».
11. Свойственны унитарные формы государства с жесткойцентрализацией власти.
12. Формально права национальных меньшинств провозглашены,на деле существенно ограничены.
Авторитаризм по своим характерным чертам занимает промежуточное положениемежду тоталитаризмом и демократией.
Характерные черты авторитаризма:
1. Наиболее влиятельная политическая сила общества – правящаягруппировка (доминирующая), в ее руках прежде всего исполнительная власть, чьиполномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочияпарламента ограничены.
2. Политические права и свободы граждан в значительнойстепени ограничены. Законы преимущественно на стороне государства, а неличности. Действует принцип: «все, что не разрешено – запрещено».
3. Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерностарается сузить возможность для ее действия. Зачастую оппозиция ставится втакие условия, что ее деятельность становится невозможной.
4. В стране может быть несколько партий, но они, скореевсего, карликовые и играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшемслучае, все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. Внекоторых странах политические партии отсутствуют вовсе.
5. Существует цензура над всеми средствами массовойинформации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственнойполитики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.
6. Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не толькообеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они настраже правящего режима и часто используются наподавлении общественных сил, выступающих против властей. Но эти силы непроводят массовых репрессий.
7. В обществе доминирует официальная идеология, нодопускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся кправящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций.Церковь формально отделена от государства, но фактически находится подконтролем государства и в целом поддерживает правящие классы.
8. Устойчивая поддержка власти в обществе, котораяоснована не только на насилии, ион на разделяемой многими официальнойидеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целомподдерживает правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и боретсяза переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но сильнозависит от государства.
9. Обширный государственный сектор достаточно жесткорегулируется государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются сосвободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этомэкономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.
10. При полной регламентации всех сфер общественной жизни вобществе может процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделеофициальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативныйхарактер.
11. Свойственны унитарные формы государства с жесткойцентрализацией власти.
12. Права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.
Демократическая:
1. Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную изаконодательную и судебные власти. Верховный законодательный орган – парламент.Исполнительная высшая власть действует в пределах своих прерогатив. Судебная властьимеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительнойвласти.
2. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридическизакреплены за ними. Закон закрепляет, прежде всего, права личности. Главныйпринцип: «все, что не запрещено – разрешено».
3. Легальная оппозиция пользуется всеми политическимиправами и свободами, как и находящееся у власти большинство. В демократическомобществе оппозиция является неотъемлемым элементомполитического процесса.
4. Функционирует многопартийная система, при которой однапартия может сменить у власти другую на законных основаниях в результатевыборов.
5. Средства массовой информации полностью свободны отцензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но исуществующую форму государственного правления, не призы-при этом к егонасильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.
6. Армия и спецслужбы – важные опоры государства,выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнююбезопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограниченызаконом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии испецслужбам, а полиции и судам.
7. В обществе отсутствует какая-то одна официальнаяидеология. В условиях плюрализма многие идейные течения противостоят другдругу; сохраняются общенациональные мировоззренческиеценности. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в делацеркви. Государственная власть носит светский характер.
8. Граждане открыто и свободно выражают мысли и позиции.при всей критике действий властей большинствообщества сознательно и убежденно поддерживаетдемократические ценности.
Возможен время от времени раскол общества наостро противостоящие друг другу политические силыГражданское общество является совокупностьюобщественных отношений, при которых общественныесилы ведут общественную деятельность независимо от государства,и в тоже время тесно сотрудничают с ним.
9. Наряду с государственной существуют и другие формы собственности, но частныйсектор является ведущей силой экономики. Частноепредпринимательство ограничено государственным регулированием,носящим не прямой, а опосредованный характер. Экономикаможет быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.
10. В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основываетсяпреимущественно на личном интересе, а не на принуждении состороны властей. В демократической обществе терпимо относятся к различным нормам морали. Демократии часто может сопутствовать высокий уровеньпреступности
11. Унитарные и федеративные (конфедеративные) формывласти. Однако при унитарной форме государственного устройства в условияхдемократии власть на местах имеет большие полномочия.
12. Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило,в полном объеме.
Кроме того, современные политические системы на основе характеристикидеятельности их политических структур делятся на западные и незападные. Впервой существуют несколько дифференцированных структур со специализированнымифункциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные,исполнительные, судебные и иные структуры.
Политическая система, в которой структурами, формирующими господствующиеинтересы, являются политические партии, более дифференцирована, чем таполитическая система, где эти интересы не расчленяются никакой единойсоциализированной структурой. Иными словами западные политические системынаиболее современны. Обычно в их число включаются парламентская и президентскаяформа демократии, а также смешанная швейцарская политическая система. Всеавторитарные или диктаторские формы государственного управления с однойполитической партией и наличием всех прочих традиционных форм власти могут бытьотнесены к незападным политическим системам.
В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политическиесистемы подразделяются на:
а) консервативные; главная цель – сохранять и поддерживать традиционныеструктуры, положение, сложившееся в политической, экономической и культурнойсферах, и особенно форму политической власти;
б) трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Однакосреди последних следует различать два типа систем: реакционные режимы, целькоторых вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнему типуполитической и экономической системы; и прогрессивные системы, стремящиесясформировать общество нового типа или изменить культуру, образ жизни,социальную структуру и т.д.
Существуют и другие, менее распространенные классификации. Многообразиевсех этих типологий свидетельствует о многомерности политического мира.
Сложность политических систем такова, ни один взятый в отдельности подходили метод недостаточен, чтобы дать нам более или менее полную картину. Дляанализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.
 
Политическая система современного российского общества
Политическаясистема современного российского общества представляет собой совокупностьвзаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них государственныхорганов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий иобщественных объединений, участвующих в политической жизни страны. Сформально-юридической точки зрения политическая система современной России малочем отличается от политических систем других стран. А именно: имеет сходнуюструктуру в виде совокупности государственных, партийных и общественныхорганизаций; выполняет сходные с другими политическими системами функции;выделяет в виде особого звена политической системы государство и др.
Однако впрактическом плане, с точки зрения проявления ее реальной сущности, содержанияи назначения, а также в других отношениях политическая система современногороссийского общества значительно отличается, как от политических систем другихстран, так и от политической системы России «доперестроечного» периода.
Особенностиданной политической системы, равно как и особенности других политическихсистем, обусловливаются теми конкретными экономическими, политическими,социальными и иными объективными и субъективными жизненными обстоятельствами,при которых эта система возникает, укрепляется и развивается.
Сравниваяполитическую систему современного российского общества с политической системой «доперестроечной»России, можно выделить следующие ее особенности.
Во-первых,переходный характер политической системы и самого общества от одного типа,социалистического, к другому – капиталистическому. В отечественной и зарубежнойлитературе не прекращаются споры относительно того, от какого типа или видаобщества, государства и политической системы к какому их типу или видуразвивается Россия. В теоретическом и практическом плане весьма труднопереоценить их необходимость и значимость. Однако для нас сейчас вполнедостаточно констатировать сам факт состояния переходности от централизованногоуправления государством и обществом к децентрализованному, от плановой,тотально регулируемой государством экономики – к рыночной.
Во-вторых,выделение, по крайней мере – официально, формально-юридически, в качествевысшей ценности существующего в России общества, государства и политическойсистемы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия.
КонституцияРоссийской Федерации провозглашает, что «человек, его права и свободы являютсявысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина – обязанность государства». В реальной жизни данное конституционноеположение, как показывает опыт выживания значительной части российскогообщества, борющейся с повседневной нуждой, безработицей и другими невзгодами,далеко не всегда реализуется. Однако оно, тем не менее, имеет определенноеморально-политическое значение как свидетельство благого намерения государства,общества, политической системы.
В-третьих,отказ от доминирования в политической системе современного российского обществаодной официальной, партийно-государственной идеологии и установление принципамножества идеологий.
В ст. 13Конституции России в связи с этим говорится, что в Российской Федерации «признаетсяидеологическое многообразие», что «никакая идеология не может устанавливаться вкачестве государственной или обязательной» идеологии
В-четвертых,опора политической системы современного российского общества на многоукладнуюэкономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности.Согласно Конституции Российской Федерации «в стране признаются и защищаютсяравным образом частная, государственная, муниципальная и иные формысобственности». Конституция закрепляет также, что «земля и другие природныересурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иныхформах собственности».
В-пятых,наличие в структуре политической системы общества, наряду с официальнымигосударственными институтами и лояльными правящему слою или классуорганизациями, также и противостоящей проводимому ими курсу политическойоппозиции. В отличие, например, от Великобритании, где существование оппозициизакреплено в законодательном порядке, конституционно, в России нетконституционных актов, в которых бы в прямой форме говорилось об оппозиции.Однако наличие в действующей Конституции России положений о многопартийности,об «идеологическом многообразии» и т.п. недвусмысленно свидетельствует о том,что Конституция не только допускает, но и предполагает существование в странеполитических институтов и идей, не укладывающихся в рамки официальной политикии идеологии.
Наряду сназванными особенностями политической системы современного российского обществасуществуют и другие ее особенности. Конкретное свое проявление они находят всущности политической системы, в ее содержании, месте и роли политическойсистемы общества в социально-политической жизни страны, в ее назначении.
Относительносегодняшней ситуации в обществе существуют разногласия. Одни считают, чтополитическая ситуация улучшается и способствует развитию России. Другиесчитают, что Россия находится в кризисной ситуации.
Современныйэтап социальных преобразований в России чаще всего обозначают понятиямитрансформация или переход. Нередко они рассматриваются как синонимы, хотя вдействительности их содержание различно. Понятие переход предполагает наличиесубъекта, знающего конечную цель движения и пользующегося доверием тех, кого онведет в избранном направлении. Применительно к политическому режиму переходпредполагает существование, во-первых, сильной власти, руководствующейсяконкретной идеей, а во-вторых, авторитетной команды, преследующей ясную иреалистичную цель, опирающейся на обоснованную программу действий ипользующейся широкой поддержкой граждан. Причем цели этой команды должнысоответствовать интересам общества, а программа – имеющимся у неговозможностям. Кроме того, для любого преобразования в сфере государственногоуправления необходимо определить два теоретических основания: какие целигосударственного управления должны быть достигнуты этим процессом и каковыконкретные методы, при помощи которых можно достичь этих результатов.Следовательно, в процессе трансформации государственных режимов огромную рольиграет выбранное теоретическое основание и определенный путь этогопреобразования.
 

Вывод
В настоящеевремя наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свойистории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова ипечати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности,как в обыденной жизни, так и политической сфере. Однако наряду с открывшимисявозможностями перед россиянами возникло ряд трудно разрешимых проблем. Так,люди старшего поколения до сих пор не могут привыкнуть к либерализированнойэкономике, считают коммерсантов перекупщиками-спекулянтами, не понимая, что этотяжёлый труд.
Гораздо легчеи проще было раньше и политическое устройство нашего государства. Одна партия,один лидер, единственная идеологическая схема. Но не только взрослым людямнелегко сориентироваться в этом разнообразии партий, движений, сект. Нашамолодёжь находится в ещё более противоречивом положении. Старые ценности изжилисебя, а новые еще окончательно не сформировались.
Россия всегдашла своим необычным путем, как в культурном развитии, так и в политическом. Внастоящий момент ситуация может непредсказуемо измениться. Поэтому каждыйгражданин должен для себя сделать чёткий вывод, понять, что бы он желализменить в нашей жизни, какую позицию по отношению к устройству государства,политической власти, внутренней и внешней политики правительства он занимает.

Список использованной литературы
 
1.  Конституция РФ
2.   АлмондГ. Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политическиеисследования. 1992. №4.
3.   Андреев С.С. Политическаясистема и политическая организация общества // Социально-политическиенауки. 1992. №2.
4.   Белов Г.А. Функцииполитической системы // Кентавр. 1995. №3
5.   Белов Г. «Эволюциянормативной политической системы современного российского общества».
6.   Белов. Г.А. Политология.М., Наука 1994
7.  Елисеев С.М. Политическая социология: учебноепособие. СПб.: Изд.» Нестор-История», 2007
8.  Заславская Т.И. Современноероссийское общество: Социальный механизм трансформации: учебное пособие / Т.И. Заславская.– М., 2004
9.   Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политическиесистемы современности Учебное пособие., 1994.
10.     Социология:Общая теория/ под ред. Ерофеева Н.И.М., 1997
11.     http://www.polit.ru/research/2005/01/27/polit_system.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.