Белгородскийюридический институт МВД России
Современнаяполитическая партия в избирательном процессе.
Автор
ИвановаЮлия
Белгород 2009/2010 учебный год
План
ВведениеГлава 1. Правовой статус политических партий
1.1 Понятиеи классификация политических партии
1.2 Цели,задачи и функции деятельности политических партий
Глава 2.Правовое регулирование деятельностиполитических партий2.1Нормативное регулирование создания и ликвидации политических партий
2.3 Права и обязанности политических партий всоответствии Российского законодательства
Глава 3. Роль политических партий в формировании идеятельности органов государственной власти
3.1 Участие политических партий в избирательномпроцессе
3.2 Парламентская деятельность политических партийЗаключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темыисследования обусловлена тем, что важной частьюполитической системы Российской Федерации являются политические партии.Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативныхправовых актов. Научное исследование правового статуса политических партийимеет большое значение для разрешения практических и законодательных проблемразвития данного явления в нашем обществе.
Теоретические и практические проблемыправового регулирования политических партий относятся к числу приоритетных ипривлекают внимание как зарубежной, так и отечественной юридической иполитической науки. На современном этапе развития Российской Федерации данныепроблемы приобретают особую актуальность в силу того, что под влияниемпроводимых в стране преобразований, сопровождающихся углублением экономическогокризиса, уровень эффективности осуществления связи между государством иобществом политическими партиями остается низким. Во время экономическогокризиса политические партии должны максимально точно представлять передгосударством интересы той группы общества, выразителями стремлений которой ониявляются, а также доводить до своих сторонников смысл проводимых экономическихреформ.
Степень научнойразработанности. Общие вопросы, связанные с институтомполитических партий в своих трудах рассматривали такие ученые, как: Б.Н.Чичерин, С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, В.И. Ерыгину, Т.Б. Бекназар-Юзбашева,Н.В. Витрука, Ю.А. Веденеева, В.Н. Даниленко, С.Е. Заславского, О.К.Застрожную, А.В. Иванченко, С.Д. Князева, О.Е. Кутафина, В.В. Лапаеву, М.Н.Марченко, Г.В. Мальцева, В.Е. Чиркина, Т.Я. Хабриева и др.».
Объект исследования.Объектом исследования в данной работе является институт политическихпартий в Российской Федерации.
Предмет исследования. Предметомисследования являются основные понятия и элементы, характеризующие правовойстатус политических партий в Российской Федерации, а также нормыконституционного права и иные нормативные правовые акты регулирующие вопросысоздания и деятельности политических партий, их взаимодействия с государством игражданским обществом, участия в избирательном процессе, парламентскойдеятельности.
Структура работы.Работа состоит из трех глав, введения, заключения и спискаиспользованной литературы.
Глава 1. Юридическая природаполитических партий
1.1 Понятие иклассификация политических партии
Неотъемлемой частью политической системы современного демократическогообщества являются политические партии. Не являясь непосредственными носителямигосударственной власти, они являются важными элементами гражданского общества,выполняют функции посредников между государством и обществом, реализуютинтересы граждан в сфере государственной жизни. Занимая центральное место всистеме негосударственных организаций, политическая партия представляет собойсамостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, имеющее определеннуюструктуру и цели деятельности. В сложившихся демократических политическихсистемах партии выступают в качестве выразителей различных политических курсовв рамках существующего конституционного строя и обще признанных правилобщественного поведения.
Политическая структура современного общества довольно сложна, ее составляетогромное количество взаимодействующих с государством общественных объединений.При этом политические партии — это лишь один из их видов. Для того, чтобыотграничить партии как особый субъект права от всех иных видов общественныхобъединений, необходимо дать такое юридическое определение самого понятияполитической партии, которое имело бы основополагающее значение для ихправового регулирования.
В соответствии с федеральнымзаконом Российской Федерации «О политических партиях» п. 1 ст. 3, политическаяпартия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РоссийскойФедерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения ихполитической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах,а также в целях представления интересов граждан в органах государственной властии органах местного самоуправления.[1]
Существует множество определений политической партии, многие из которыхсодержат весьма различные представления об ее предназначении, роли вобщественной жизни, но при этом юридические определения отличаются отопределений социологов и политологов, так как последние изучают партии какэлемент социальных и политических систем общества, а не как правовой категории.Например, определяя политическую партию как социологическую категорию,необходимо указать, что она выражает интересы социальной группы, а включениеэтого признака в юридическое определение партии нужно исключить.
Слово «партия» — латинского происхождения и переводится как «часть», то есть частьболее крупной общности. Задолго до формирования современных политических партийэтим термином обозначались группы, соперничающие между собой в сфере власти,либо во влиянии на власть.
Политическая партия — институт сдовольно длительной историей. Они не всегда играли ту роль, которую они внастоящее время играют в политической системе индустриально развитых стран. Онипрошли длинный путь формирования и эволюции, являются продуктомсоциально-экономического и общественно-исторического развития каждой конкретнойстраны. Серьезный отпечаток на их характер накладывают исторические традиции,демографические и этнокультурные процессы, особенности религии и др.
Партия — этополитическая общественная организация, которая борется за власть или за участиев осуществлении власти, это самое распространенное определение, но кроме негосуществует множество подходов к определению сущности политических партий: сточки зрения права (государственно-правовая теория) партия означаетнеобходимость выполнения конкретных государственных и общественных задач;
с точки зрения идеологической доктрины: партии — группы людей,придерживающихся однойидеологической доктрины, или разделяющие сходныеполитические взгляды (Б. Констан);
трактовка политической партии как выразителя интересов определенныхклассов (марксизм);
институциональное понимание политической партии как организации,действующей в системе государства (М.Дюверже);
теория плюрализма, раскрывающая сущность политических партий при помощиисследования действий и взаимодействий партий и общественных объединений впроцессе формирования представительной власти, а также в принятии политическихрешений.
Кроме указанных подходов существует и ряд других: партия — носительидеологии; партия — длительное объединение людей; цель партии — завоевание иосуществление власти; партия стремится заручиться поддержкой народа.
По-мнению Ю.А. Юдина, партия характеризуется тремяосновными квалифицирующими признаками: «завоевание политической власти, какглавная цель участия в избирательном процессе, объединение на основе общностиполитических взглядов, наличие формализованной постоянной партийной структуры».Он сформулировал следующее определение: «Политическая партия –общественное объединение, которое создано для участия в политическом процессе сцелью завоевания и осуществления государственной власти конституционнымисредствами, действует на постоянной основе и имеет политическую программу».[2]
Т.К.Байкова рассматривает партию, как «добровольное, самоуправляемое,некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан и объединившеесяна основе общих политических интересов и для реализации таких политическихцелей, закреплённых в уставе, как участие в общественных и политических акциях,в выборах и референдумах, представление интересов граждан в органах власти, иотвечающее признакам наличия региональной структуры, определённой численностичленов и внутригосударственного расположения органов и подразделений данногоформирования».[3]
С.Е. Заславский дает следующее определение политической партии – это «устойчиваяво временном отношении организация, выражающая интересы части общества иставящая целью борьбу за обладание властью и характеризуемая уставнойдисциплиной, фиксированным членством, общностью ценностных и корпоративныхинтересов».[4]
Наиболее точным с юридической точки зрения являетсяпонятие политической партии, содержащееся в Федеральном законе от 11 июля 2001года № 95-ФЗ «О политических партиях».
Важное обстоятельство, на которое следует обратитьвнимание — это то, что политические партии определяются в Законе как особый видобщественных объединений.[5] Такой подход являетсяобщепризнанным как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе иправовой практике.
Показательно, что такой авторитетный специалист вобласти партийного права, как Ю.А. Юдин, анализируя понятие политическойпартии, не останавливается на характеристике партии как общественногообъединения, считая это обстоятельство само собой разумеющимся. [6]
Политическая партия как один извидов общественного объединения должна обладать следующими признаками:
— это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование;
— создается по инициативе граждан;
— граждане объединяются на основе общности интересовдля реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
От других видов общественных объединенийполитическую партию отличают цели ее создания:
— участие граждан Российской Федерации вполитической жизни общества посредством формирования и выражения ихполитической воли;
— участие в общественных и политических акциях, ввыборах и референдумах;
— представление интересов гражданв органах государственной власти и органах местного самоуправления. [7]
Подводя итог, можно сказать, чтоесли обобщить эти признаки, то можно сказать, что политическая партия — этодобровольная, устойчивая, самоуправляющаяся организация граждан, принадлежащихк определенной группировке общества, созданная на основе общности политическихубеждений и целей ее членов, действующая на основе принципов демократии игласности, имеющая своей главной задачей не извлечение прибыли илиудовлетворение профессиональных, мировоззренческих, культурных и иных запросовсвоих членов, а участие в формировании и выражении политической воли народа и вборьбе за государственную власть, давлении на нее мирными, конституционнымисредствами.
Существует множество критериев классификации политических партий, чтопридает определенную значимость тем или иным элементам правового статусаполитической партии. Значение классификации заключается в том, что она помогаетзаконодателю более точно сформулировать требования, предъявляемые к условиям ипорядку создания и прекращения политической партии, к их организационнойструктуре и деятельности в различных условиях.
В основе определения политическойпартии лежат следующие четыре критерия:
1.Долговременность организации,т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;
2.Существование устойчивых местныхорганизаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
3. Нацеленность руководителейцентральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только оказаниекакого-либо влияния на нее;
4. поиск поддержки со сторонынарода с помощью выборов или других способов.
Первый критерий (долговременностьорганизации) позволяет отличать партии от клиентелистских групп, фракций, клики камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.
Второй критерий (полномасштабностьорганизации, включающей местный уровень) отличает партиюот простойпарламентской группы. которая существует только на национальном уровне, не имеясовершенной и постоянной системы связей с организациями.
Третий критерий (стремление косуществлению власти) позволяет установить разницу между политическими партиямии различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодежнымии иными организациями). Непосредственная цель партий — овладение властью илиучастие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальныеконцепции развития или переустройства общества.
Четвертый критерий (поиск народнойподдержки, особенно путем выборов) отличает партии от групп давления, которыеобычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытоевоздействие на партии, правительство, общественное мнение. В юридическойлитературе на основе анализа современного законодательства авторы пытаютсявыделить юридические признаки политических партий, их признаки как правовыхинститутов. Очевидно, что такие критерии как стремление к осуществлению власти,поиск народной поддержки перед выборами и являются такими признаками. Поэтомуправомерен тезис одного из специалистов юриспруденции Ю.А. Юдина о том, что безпризнака правового института общественное объединение теряет юридическоекачество партии.
В соответствии с этими критериямипартии могут быть:
— классовыми, т.е. представлятьинтересы социальных групп, различающихся по своему месту в структурепроизводственных отношений;
— национальными, религиозными,выражающими на государственном уровне специфические интересы той или инойэтнической группы, ставящая, как правило, задачу обеспечения их приоритета вгосударстве (партии исламского возрождения. Союз русского народа и т.д.);
— проблемными, вызванными иподчиняющими свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболееактуальной, острой, важной, гребущей безотлагательного ответа, определяющегохарактер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия,партия разоружения и т.д.);
-государственно-патриотическими,ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп наобеспечения целостности и стабильности государства. Такие партии обычнопоявляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманнаяугроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние впределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируютсяв сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповыхинтересов;
-формирующиеся вокруг популярнойполитической фигуры и действующими как группы его поддержки;.[8]
Существующие сейчас политическиепартии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам:организационно оформленным и организационно неоформленным.
Организационно оформленные: впартиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят взносы.
Организационно неоформленные: впартиях этого типа нет официального членства (состояния в партии), а для тогочто бы считаться членом такой партии достаточно что бы за тебя проголосовалкомитет этой партии. Общее, что присуще всем современным партиям, наличиепартийного аппарата. То есть организованной группы людей, для которых партийнаяполитическая деятельность является профессией.
По характеру доктринпартии делятся на: революционные, реформаторские, консервативные, реакционные.
По месту и роли партий в политическойсистемеони делятся на:
государственные(партийная идеология становится государственной, партия формируетгосударственную систему управления);
авторитарные(не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима ипользующиеся его поддержкой);
парламентские(действующие в конкурентных политических системах).
Существует классификация партий покритерию организационной структуры: централизованные; децентрализованные;кадровые; массовые; партии с формально определенными принципами членства;партии со свободным членством.
Существует еще одна классификацияполитических партий по следующим критериям:[9]
1) по социальнойнаправленности программы и деятельности: социал-демократические,либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические,расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные ит.п.
2)поидейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные, преждевсего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся напрактическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиесявокруг конкретного политического лидера);
3)пометодам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальномукачественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся кулучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);
4)похарактеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные,экстремистские;
5)попредставительству в высших органах государственной власти и отношению кофициальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическомустатусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);
6) по месту вполитическом спектре: левые, центристские и правые;
7)постилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические иантидемократические;
8)похарактеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободнымчленством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в своиряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);
9)поорганизационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образованийвыступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собойразновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в томчисле и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократическогоцентрализма и территориально-производственного объединения своих членов) и т.п.
Даннаяклассификация, как, впрочем, и любая иная, далеко не завершена и довольноусловна. Можно перечислить еще немало критериев, в зависимости от которыхпартии подразделяются на те или иные виды. К тому же одна и та же партия можетбыть рассмотрена с различных позиции, классифицирована по разным основаниям.
1.2Цели, задачи и функции деятельности политических партий
Цель политическихпартий – претворение в жизнь уставных, программных задач впроцессе осуществления государственной власти путём выработки политическихдоктрин, участия в выборах, формулирования политической воли через своихпредставителей, избранных в органы государственной власти, через парламентскиефракции, влияние на общественное мнение.
В идеале цель партии состоит вреализации представительства в политической системе тех слоёв населения,интересы которых она выражает. Осуществляя представительство различныхсоциальных групп, слоев, сословий, интересов, партии соединяют общество игосударство в неразрывное единое целое. Важное значение имеет тообстоятельство, что в современном сложном и высокоразвитом индустриальномобществе со своими особыми интересами, устремлениями, ориентациями, установкамимогут участвовать в политической жизни различные союзы, объединения, партии.[10]
В соответствии с Законом «Ополитических партиях» основными целями политической партии являются:
-формирование общественного мнения;
-политическое образование ивоспитание граждан;
-выражение мнений граждан по любымвопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкойобщественности и органов государственной власти;
— в ранее действующей редакции (довнесения изменений Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ) еще одна цельзаключалась в выдвижении кандидатов на выборах в законодательные(представительные) органы государственной власти и представительные органыместного самоуправления, участии в выборах в указанные органы и в их работе, в действующейредакции политические партии могут выдвигать кандидатов (списки кандидатов) навыборах: Президента Российской Федерации; депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации; в законодательные(представительные) органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации; выборных должностных лиц местного самоуправления и впредставительные органы муниципальных образований; а также участвовать вуказанных выборах и в работе избранных органов. Также закон говорит о том, что целии задачи деятельности политических партий содержатся в уставе и программеполитической партии. Приведём примеры целей и задач политических партий наоснове документов некоторых партий: «Единая Россия», «ЛДПР».
Устав политической партии «ЕдинаяРоссия» содержит следующие цели деятельности данной партии. «Основными целямипартии являются:
1.1. Обеспечение соответствиягосударственной политики, решений, принимаемых органами государственной властиРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления,
интересам большинства населенияРоссийской Федерации.
1.2. Формирование общественногомнения в Российской Федерации в соответствии с основными положениями ПрограммыПартии, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений гражданпо любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкойобщественности, органов государственной власти и органов местногосамоуправления, и влияние на формирование их политической воли, выражаемой имив голосовании на выборах и референдумах.
1.3. Выдвижение кандидатов (списковкандидатов). Партии на выборах Президента Российской Федерации, депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, взаконодательные (представительные) органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и впредставительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах,а также в работе избранных органов.
Для достижения своих целей партиярешает следующие задачи:
2.1. Изучает, анализирует иобобщает интересы, потребности и настроения граждан Российской Федерации,находит и предлагает формы осуществления интересов большинства населения в видепредложений по проектам новых законов и решений органов государственной власти.
2.2. Ведет агитационно-массовую ипропагандистскую работу с населением, информирует население о целях и задачахПартии, ее Программе, ее текущей деятельности, организует предвыборную агитациюза кандидатов Партии, участвующих в выборах, организует пропаганду своей точкизрения по вопросам, вынесенным на референдумы в Российской Федерации и всубъектах Российской Федерации, в порядке,
установленном законодательствомРоссийской Федерации.
2.3. Участвует в выборах вРоссийской Федерации и в субъектах Российской Федерации, выдвигает кандидата надолжность Президента Российской Федерации, кандидатов (список кандидатов) вдепутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, атакже кандидатов (списки кандидатов) в другие органы государственной властиРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации.
2.4. Участвует в подготовке ипроведении референдумов в Российской Федерации, в субъектах РоссийскойФедерации и местных референдумов в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации.
2.5. Реализует основные программныеположения Партии путем участия избранных от Партии лиц в выработке решений и вработе органов государственной власти всех уровней и органов местногосамоуправления, внесения предложений по законотворческой деятельности впорядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.6. Создает и готовит партийныйкадровый резерв для выдвижения на должности в руководящих органах Партии, еёрегиональных, местных и первичных отделений, участия в выборах в органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, ведет учебу кадров,актива и членов Партии.
2.7. Содействует членам Партии,избранным депутатами законодательных (представительных) органов государственнойвласти и представительных органов муниципальных образований, и избранным наиные выборные должности в системе органов государственной власти и органовместного самоуправления.
2.8. Ведет работу с молодежью,привлекает ее к участию в осуществлении молодежной политики Партии, способствуетформированию молодой смены политически активных граждан, разделяющих идеологиюПартии».[11]
Устав ЛДПР в качестве целейдеятельности приводит следующие: «Основными целями ЛДПР являются:
1. Формирование общественногомнения;
2. Политическое образование ивоспитание граждан;
3. Выражение мнений граждан по любымвопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкойобщественности и органов государственной власти;
4. Выдвижение кандидатов на выборахв законодательные (представительные) органы государственной власти ипредставительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанныеорганы и в их работе;
5. Выдвижение кандидата надолжность Президента Российской Федерации и кандидатов на должности главорганов местного самоуправления, участие в выборах указанных выборныхдолжностных лиц.
Для достижения уставных целей ЛДПР,в соответствии с действующим законодательством, решает следующие задачи:
1.Участвует в работезаконодательных (представительных) органов государственной власти ипредставительных органов местного самоуправления;
2.Участвует в избирательныхкампаниях и выдвигает кандидатов на должность Президента Российской Федерации,в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пофедеральному избирательному округу, а также кандидатов в депутаты и на иныевыборные должности субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления в соответствии с действующим законодательством;
3.Представляет кандидатуруна должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации всоответствии с Федеральным законом «О политических партиях»;
4. Участвует в подготовке ипроведении референдумов в Российской Федерации и в субъектах РоссийскойФедерации в порядке, определенном действующим законодательством;
5.Организует и проводитнезависимые общественные социологические исследования;
6.Осуществляетсотрудничество во всех законных формах с общественными, государственнымиструктурами в деле реализации целей ЛДПР.
Главной задачей ЛДПР являетсяпостроение конституционными методами правового, социально ориентированногогосударства с многоукладной экономикой и гарантированной реализациейгражданских прав и свобод.[12]
На основании вышеизложенного, мыможем сделать вывод о том, что цели и задачи деятельности политических партий,указанные в Уставе и Программе, дублируют те, что указаны в законе «Ополитических партиях», а также дополняют и конкретизируют их применительно ксвоей идеологии и направлениям деятельности.
Функция в теории государства и права означает направление, предметдеятельности того или иного политико-правового института, содержание этойдеятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции политическойпартии.
Политические партии, являясь организациями, которые выражают интересыполитически активной части населения, должны выполнять определенные функции всовременных обществах в соответствии с политической, экономической и духовнойситуацией в государстве. Наиболее конкретно и полно предназначение партиипроявляется в функциях, под которыми понимаются основные направления еёдеятельности.Можно назвать такие главные функции этого института, как:
— выявление, обоснование и формирование интересов определённых групп ислоёв населения, главным образом тех, которые составляют социальную базупартии;
— социально-политическое просвещение, сплочение и активизация граждан наоснове общности коренных интересов, отражение этих интересов в политическойидеологии и программе развития общества;
— разъяснение массам сложившейся ситуации и платформы действий,организация широкой поддержки программных требований со стороны населения;постоянная забота о расширении социальной базы партийной политики. В этих целяхпартия налаживает взаимодействие с профессиональными, экологическими,культурно-просветительскими и другими общественными организациями и движениями,инициативно участвует в формировании общественного мнения, политическомвоспитании граждан;
— участие в подборе, и выдвижении кадров для самой партии, для формированияполитической элиты, подготовки её различных звеньев к политическойдеятельности, для обогащения политического опыта;
— организация борьбы за власть или в её защиту, определение средств, форми методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные инелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооружённые и безиспользования вооружённого насилия и т.д.); в условиях реальной демократиитакая функция осуществляется конституционными способами, через системудемократических выборов органов центральной и местной власти;
— подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших иместных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организацияконтроля за их парламентской деятельностью. Реализуя эту функцию, партии встранах с демократическими режимами выступают главными организаторамисохранения существующей государственной власти или её замены. Именно онисоздают условия для мирной смены правительства;
— формирование в парламенте партийной фракции, служащей связующим звеноммежду партией и органами власти, мощным рычагом партийного воздействия нагосударственную политику в центре и на местах. Фракция широко используетзаконодательные инициативы, депутатские запросы.
— разработка принципов и форм отношений с другими политическими партиямис учётом их политической ориентации. Эти отношения могут быть отношениямисотрудничества, партнёрства, что во многом зависит от гибкости, смелостируководства партии, его способности к компромиссам.
— для партии, проигравшей борьбу за власть, важной функцией являетсяорганизация парламентской оппозиции, давление на государственные органыгражданского сопротивления политике властей, противоречащей интересамсоциальных слоёв, чьи чаяния отстаивает партия.
Глава 2. Правовое регулированиедеятельности политических партий
2.1Нормативное регулирование создания и ликвидации политических партий
Свобода образования и деятельностиполитических партий в России конституционно признанна. Возникает, однако,важный в теоретическом и практическом плане вопрос, является ли эта свободаабсолютной или она может быть в той или иной мере ограничена. В современнойконституционной доктрине по вопросу о свободе образования политических партийсуществуют две противоположные точки зрения. Сторонники радикальноголиберализма считают, что эта свобода должна быть абсолютной, ибо любое ограничениеозначает отрицание демократии. Другие, рассматривая многопартийность, свободуобразования политических партий как неотъемлемый признак демократическогоправового государства, вместе с тем отстаивают право этого государства защищатьдемократический конституционный строй. «Следовательно, перед демократическимгосударством стоит задача правильно определить эти границы, то есть соблюстиразумный баланс между свободой.
Безусловно, в Российской Федерации с принятиемФедерального Закона «О политических партиях» в процедуре создания политическихпартий произошли существенные изменения. Поскольку данный Федеральный закон былпринят, когда в России уже сформировались политические партии, законодателюпришлось выделить два способа учреждения партии (п. 1 ст. 11 ФЗ « Ополитических партиях»):
— образование её на учредительномсъезде, когда инициатива создания партии исходит непосредственно от граждан;
— создание партии путём преобразования общероссийской общественной организацииили общероссийского общественного движения на их съезде, когда инициативаисходит от руководящих органов этого общественного объединения, управомоченныхна то их уставом.
При первом способе образования политической партииинициатива создания партии исходит непосредственно от граждан — учредителейпартии, объединившихся для достижения указанной цели в оргкомитет, в составе неменее 10 человек сроком на один год, причем в законе порядок формирования ироспуска его персонального состава не уточняется.
Далее,в соответствии со ст. 12 Закона «О политических партиях» организационныйкомитет вместе с пакетом документов направляет уведомление о своём намерениисоздать партию «в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный впорядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральнымконституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», на принятиерешений об осуществлении государственной регистрации политических партий»[13],который в свою очередь выдаёт документ, подтверждающий представление, причёмединственным основанием для отказа в выдаче подтверждения является отсутствиелибо ненадлежащее оформление необходимых документов. После чего руководителиоргкомитета создаваемой партии в течение месяца публикуют в одном илинескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерениисоздать политическую партию.[14]
Главнойобязанностью оргкомитета является проведение в течение срока своих полномочийучредительного съезда политической партии, после проведения которого онпрекращает свою деятельность, а денежные средства и иное имущество оргкомитета,финансовый отчёт об их использовании, с указанием источников поступления денежныхсредств и иного имущества, передаются созданной политической партии. Если жеоргкомитет в течение одного года не проведёт учредительный съезд, то полученноеим имущество возвращается жертвователям либо обращается в доход государства.[15]
Необходимоотметить, что Закон не регулирует в деталях процедуру проведения учредительногосъезда, однако он даёт исчерпывающий перечень решений, после принятия которыхпартия считается созданной. Это следующие решения, принятые на съезде: 1) осоздании политической партии; 2) об образовании её региональных отделений болеечем в половине субъектов РФ; 3) о принятии устава партии; 4) о принятиипрограммы партии; 5) о формировании руководящих и контрольно-ревизионныхорганов партии, которые принимаются простым большинством голосов делегатов.
При этом,вполне закономерно, что моментом образования политической партии путёмучредительного съезда является не момент его окончания, а момент принятия имнеобходимых для создания партии решений, ведь ни одна партия не застрахована отпрецедента, произошедшего на учредительном съезде Демократической партии Россиив 1990 году, когда вследствие значительных разногласий съезд покинула значительнаягруппа депутатов, и он не был завершён.
Стоит отметить, широкое применение подобного способаобразования новой политической партии, о чём свидетельствует тот факт, что смомента вступления ФЗ «О политических партиях» Минюстом России былозарегистрировано около 80 оргкомитетов по созданию политических партий, изкоторых более 40 провели учредительные съезды.
Но, несмотря на это, можно предположить, что созданиеполитической партии путём преобразования её из общероссийской общественнойорганизации или общественного движения представляется гораздо более приемлемым,так как позволяет опереться на уже созданные и эффективно функционирующиеоргструктуры.
Действительно, при этом способе создания партииинициатива исходит от руководящих органов уже созданного общественногообъединения, причём не обязательно политического характера. Однако, при такомпреобразовании необходима поддержка этой идеи внутри общественного объединения,а она имеется далеко не всегда.
В случае же, если идея преобразования поддержана,организация не позднее, чем за месяц до созыва съезда, должна опубликовать вобщероссийском периодическом печатном издании сведения о месте и времени егопроведения.
После проведения учредительного съезда партии либосъезда общероссийской общественной организации или движения, принявшего решениео преобразовании соответствующего общественного объединения в политическуюпартию, созданная партия в течение месяца представляет основные положения своейпрограммы в «Российскую газету» для опубликования, которая в течение месяцаразмещает их в объёме не менее двухсот газетных строк. При этом моментомсоздания политической партии путём её преобразования из общественногообъединения является её внесение в единый государственный реестр юридическихлиц.
Чтокасается проблемных моментов в процессе преобразования общественногообъединения в политическую партию, то на практике остается неразрешенным вопросо процедурной форме подтверждения членами общественной организации своегочленства в создаваемой партии и форме такого подтверждения. В связи с этимМинюст определил, что в ходе преобразования и последующей перерегистрацииобщественных объединений в партии их члены обязаны подтвердить своюпринадлежность к созданной партии путём подачи заявлений, форма и содержаниекоторых регламентируются внутренним законодательством партии. При регистрациирегиональных отделений ими должны быть представлены личные заявления вписьменной форме в количестве не менее 100 экземпляров.
Необходимо подробнее остановиться на толкованиитермина «создание партии». С одной стороны, Федеральный закон «О политическихпартиях» применяет термин «создание» только к процедуре утверждения партий научредительном съезде, а процедура обязательной государственной регистрациирегулируется отдельной главой закона и этапом создания партии, соответственно,не является. Более того, данный Федеральный закон прямо указывает, что партиясчитается созданной со дня принятия съездом соответствующих решений. С другойстороны, п.4 ст. 11 Закона гласит, что при создании политической партии путёмпреобразования в политическую партию общероссийского политического объединенияпартия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единыйгосударственный реестр, и, кроме того, политическая и её региональные отделенияосуществляют свою деятельность в полном объёме лишь с момента государственнойрегистрации (п.2 ст. 36). Ещё одним аргументом в пользу того, что процедурасоздания включает в себя и государственную регистрацию, является то, что партияприобретает право участвовать в выборах и референдумах только с моментапредставления в регистрирующие органы документов о государственной регистрацииеё региональных отделений.
Подробное рассмотрение норм закона позволяет сделатьвывод о том, что термин «создание», применяемый законодательством только кпроцедуре учреждения партии на съезде имеет гораздо более широкое содержание ивключает в себя не только её учреждение, но и прохождение государственнойрегистрации, поэтому, возможно, применение термина «учреждение» вместо нынешнего«создание» было бы более правильным. В связи с этим, вполне уместно внесениеизменения названия Главы II с «Создания политической партии» на «Учреждениеполитической партии» в Законе РФ «О политических партиях».
Какследует из вышеизложенного, определённой правосубъектностью незарегистрированная партия уже обладает со дня своего создания (например, имеетправо на осуществление информационно-пропагандистской деятельности), однакоюридическим лицом и полноценным субъектом избирательного процесса партия становитсятолько после государственной регистрации, приобретая статус юридическоголица. Регистрация политических партий является основной стадиейинституционализации политических партий, в ходе которой её правовой статусполучает официальное подтверждение, при этом в отдельных странах она имеет своиособенности материального и процедурного характера.
АнализируяФЗ « О политических партиях», следует отметить, что в нашей стране кполитической партии предъявляются следующие требования: необходимым условиемсоздания политической партии является соответствие идеологическойнаправленности политической партии нормам, установленным законодательством:запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действиякоторой направлены на осуществление экстремистской деятельности; общаячисленность политической партии не должна быть менее 50000 членов (при этомчисленность региональных отделений партии более чем в половине субъектов РФдолжна быть не менее 500, а в остальных — не менее 250); руководящие и иныеорганы политической партии, её региональные отделения и иные органыполитической партии, её региональные отделения иные структурные подразделениядолжны находиться на территории Российской Федерации; создание и деятельностьрегиональных и межрегиональных партий Законом не предусмотрены; партии являются«единственной» формой общественных объединений, имеющей право самостоятельновыдвигать кандидатов на выборы т.д.
Стремление российского законодателя к формированиюорганизационно сильных партий с фиксированным членством (ст. З ФЗ « Ополитических партиях») при выдвижении материальных требований при регистрацииполитических партий понятно, но здесь есть свои дискуссионные моменты,требующие дальнейшего осмысления и доработки. Так, Федеральный закон «Ополитических партиях» однозначно закрепил, что создание партий в Россиивозможно только на федеральном уровне (ст. З). Целью данной новеллы, по всейвидимости, было укрепление федеральных тенденций в нашей стране ипредотвращение появления сепаратистки настроенных лидеров у власти в субъектахРоссийской Федерации. Однако запрет на региональные и межрегиональные партиивыглядит весьма спорным, так как субъекты Федерации, согласно Конституции РФ,являются государственно-властными образованиями, что предполагает наличие врамках этих субъектов политических отношений и соответственно форм политическойорганизации населения, включая политические партии.[16]
Длягосударственной регистрации политическая партия предоставляет в орган юстициипакет документов, определённый в статьях 16 и 17 ФЗ « О политических партиях». [17]Если же партия создаётся путём преобразования из общественной организации илидвижения, то в этом случае к вышеуказанному перечню документов прибавляется ещёпередаточный акт общественной организации или движения, составленный всоответствии с Гражданским Кодексом РФ, и, кроме того, все необходимые документыпринимаются от имени преобразуемого общественного объединения и передаются врегистрирующий орган его представителями.
После установления соответствия документов необходимымтребованиям Минюст России или его территориальное подразделение принимаетрешение о государственной регистрации политической партии или ее региональногоотделения и направляет соответствующие документы в регистрирующий орган,который, в пятидневный срок со дня их получения вносит в Государственный реестрюридических лиц запись о политической партии; после чего не позднее чем черезтри дня после получения от регистрирующего органа информации о внесении вгосударственный реестр Минюст России выдаёт уполномоченному лицу политической партиисвидетельство, подтверждающее факт внесения соответствующей записи.[18]
Если же уполномоченным органомпринято решение об отказе в регистрации политической партии, то заявителюсообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дняпредоставления документов на регистрацию, причём в письме должно быть указаныоснования для отказа в регистрации. Отказ либо уклонение от государственнойрегистрации политической партии могут быть обжалованы в суде: заявление обобжаловании отказа в её государственной регистрации рассматривается судом втечение месяца со дня подачи. Отказ от государственной регистрации не являетсяпрепятствием для повторных представлений документов в уполномоченныефедеральные органы при условии устранения оснований, вызвавших отказ.[19]
Важным нововведением ФЗ «О политических партиях» сталотребование обязательной государственной регистрации региональных отделений,которая осуществляется на местах не позднее чем через шесть месяцев послегосударственной регистрации самой партии. Следует заметить, что в ходерегистрации региональных отделений партий в законе «О политических партиях»были выявлены слабые места. Для отказа в регистрации ФЗ «О политическихпартиях» предусмотрено всего два основания: отсутствие необходимых длярегистрации документов и обнаружившееся несоответствие содержащихся в нихтребований данному Закону.
Практически невозможно отказать врегистрации тем региональным отделения, численность которых меньше, чем велитзакон, так как при необходимости партия успевает принять необходимое числоновых членов. В этой связи, целесообразно привести выдержку из выступления наколлегии Министерства юстиции замминистра юстиции Евгения Сидоренко: «Часто всеэти новые члены живут по одному адресу — в студенческом общежитии или в домепрестарелых, что явно указывает на возмездный характер приема в партию».
Широкое распространение получилапрактика отказа в регистрации на основании того, что количество членов всписках, представленных на регистрацию, не совпадает с количеством членовпартии, указанных в протоколе общего собрания, хотя данный отказ может бытьобоснованным только в том случае, если численность членов партии в любом изуказанных документов менее 500 человек.
Закон четко регламентирует процесс ликвидации политической партии, а также предусматривает случаи, когда деятельность партии может быть приостановлена.
«В случае нарушения политической партией Конституции РоссийскойФедерации, федеральных конституционных законов, настоящего федерального законаи иных федеральных законов федеральный регистрирующий орган выноситполитической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушенийи устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. Вслучае если эти нарушения не были устранены и предупреждение федеральногорегистрирующего органа не было обжаловано в суд, деятельность политическойпартии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением ВерховногоСуда Российской Федерации на основании заявления федерального регистрирующегооргана»
Важным положением является то, что со дня официального опубликованиярешения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, либо Президента,не допускается приостановление деятельности политической партии вплоть до дняопубликования результатов соответствующих выборов.
Подобные положения распространяются и на региональные отделения политическойпартии.
Временное приостановлениедеятельностиполитических партий представляет собой меру, применяемую к партии в качествесанкции за нарушение определенных правовых предписаний. Приостановлениедеятельности политической партии влечет за собой ряд правовых последствий:запрещается любая публичная деятельность (проведение собраний, митингов,демонстраций, пользование средствами массовой информации и т. п.),ограничивается ее право распоряжаться собственными финансовыми средствами (вчастности, банковскими счетами), но главное — она лишается права участвовать ввыборах.
Согласно российскому законодательству существуютследующие основания приостановления деятельности политических партий:
— деятельность политической партии может быть приостановлена
вследствиенарушения ею Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов и федеральных законов;
— деятельность партии приостанавливается, если она не соответствует положениямустава;
— деятельность политических партий может быть приостановлена в связи с введениемчрезвычайного и военного положения.
Вполнеестественно, что в случае приостановления деятельности политической партии илиее регионального отделения они утрачивают ряд своих субъективных прав.Приостанавливаются их права как учредителей средств массовой информации,пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации,им запрещается проводить собрания, митинги, уличные шествия, пикетирования ииные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах.Операции по банковским вкладам могут вестись ограниченно, лишь дляосуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью партии, еерегионального отделения и иного структурного подразделения, возмещением причиненногоих действиями убытков (ущерба), уплатой налогов и штрафов и расчетами потрудовым договорам (контрактам). В то же время партии сохраняют вещные иобязательные права, право защищать свои права и представлять законные интересысвоих членов, устанавливать и поддерживать международные связи и т.д.Внутренняя жизнь партии в этот период также не прекращается (проводятся съездыполитических партий и конференции ее региональных отделений, действуютруководящие органы партии).
Если в течение срока приостановления деятельности,установленного решением суда, партия устраняет нарушения, послужившиеоснованием для приостановления, то после истечения указанного срока онавозобновляет свою деятельность. Если же нарушения так и не были устранены, то всоответствующий суд вносится заявление о ликвидации партии. При этом впартийном законодательстве предусматриваются юридические, политические иимущественные последствия приостановления деятельности партии.
ВРоссийской Федерации партия может окончательно утратить свой статус только врезультате ликвидации, которая может быть проведена как в добровольном,так и в принудительном порядке. Решение о добровольной ликвидациипартиипринимается в соответствии с ее уставом на съезде партии, в работе которогопринимают участие представители региональных отделений, образованных более чемв половине субъектов Российской Федерации. На региональном же уровнедобровольная ликвидация возможна в двух случаях: если такое решение приметруководящий орган партии, управомоченный на то ее уставом, а также в случаеликвидации самой политической партии.
Принятое решение о ликвидации политической партиинаправляется в Минюст России, который принимает решение о государственнойрегистрации факта ликвидации партии и направляет в регистрирующий органнеобходимые сведения и документы, а регистрирующий орган в пятидневный срок содня их получения вносит в Единый государственный реестр юридических лицсоответствующую запись и сообщает об этом в Минюст России.
Вотношении партий, деятельность которых осуществляется с нарушением«федерального » законодательства или перестала отвечать требованиям,предъявляемым Федеральным законом «О политических партиях» применяется правоваясанкция в форме ликвидации в судебном порядке.
Решениео ликвидации политической партии может быть принято в следующих случаях: приневыполнении требований пунктов 4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Ополитических партиях», не устранении в установленный срок решением суданарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политическойпартии, неучастии политической партии в выборах в течение пяти лет и т. д.
Всоответствии со статьями 26 и 27 Гражданского процессуального кодексаРоссийской Федерации рассмотрение по первой инстанции дел о приостановлениидеятельности или ликвидации политических партий относится к ведению ВерховногоСуда Российской Федерации, а дел о ликвидации регионального отделения и иногоструктурного подразделения политической партии — к ведению верховного судареспублики, краевого, областного суда, суда города федерального значения,автономной области и автономного округа.
Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда РоссийскойФедерации в следующих случаях:
1) если она не соответствует ограничениям на создание и деятельностьпредусмотренными статьёй 9 Федерального закона «О политических партиях»;
2) при не устранении в установленный срок нарушений, послужившим дляприостановлении деятельности политической партии;
3) неучастие политической партии в выборах в течении пяти лет подряд;
4) отсутствие региональныхотделений политической партии численностью не менее 500 человек более чем вполовине субъектов Российской Федерации, а так же отсутствие числа членовравного пятидесяти тысячам.
Решение может быть обжаловано. Кроме этого политическая партия может бытьликвидирована по решению её высшего руководящего органа-съезда, в работекоторого принимают участие делегаты от региональных отделений политическойпартии, решение по данному вопросу принимается в соответствии с её уставом.
В случае ликвидации политической партии её имущество после завершениярасчетов по её обязательствам передается: на цели, предусмотренные уставом ипрограммой политической партии, если ликвидация политической партииосуществляется по решению съезда политической партии; в доход государства, еслипо решению суда. А так же ликвидация влечет за собой аннулированиесвидетельства о государственной регистрации и исключение соответствующей записииз единого государственного реестра юридических лиц.
Рассмотренная правовая регламентация порядка создания, и ликвидации политическихпартий в современном Российском государстве свидетельствует о довольно широкомправовом регулировании этого вопроса. Эта регламентация преследует две основныецели: гарантировать свободу образования деятельности политических партий, соблюденияпринципа политического плюрализма и вместе с тем предотвратить возможностьзлоупотребления ими. Используемые для достижения этих целей правовые средствадолжны соответствовать принципам демократического правового государства.[20]
Но в целом, по моему мнению, можно утверждать, что для современногороссийского законодательства о политических партиях характерна тенденция кустановлению данного соответствия.2.2 Права иобязанности политических партий в соответствии Российского законодательства
Важная роль деятельности политических партий обуславливает объем и характерзакрепляемых законодательно их прав и обязанностей.
Предоставляемые политическим партиям права, должны, с одной стороны,обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных закономобщественных задач, а с другой стороны – «гарантировать существование инормальное функционирование многопартийной системы».[21]
Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» содержитглаву, которая посвящена данному вопросу. В порядке, предусмотренномзаконодательством России политическая партия вправе:
а)свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать своивзгляды, цели и задачи;
б)участвовать в выработке решений органов государственной власти и органовместного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральнымзаконом и иными законами;
в)участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации;
г)создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правамиюридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;
д)организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия,пикетирования и иные публичные мероприятия;
е)учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия,средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительногообразования взрослых;
ж)пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствамимассовой информации;
з)создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и инымиобщественными объединениями без образования юридического лица;
и)защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
к)устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями ииными общественными объединениями иностранных государств, вступать вмеждународные союзы и ассоциации;
л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и уставом политической партии.
На этом закон не ограничивает деятельность политической партии, онаправомочна осуществлять и иного рода действия, установленные российскимзаконодательством. Уставы политических партий могут содержать и другиеположения.
Предоставляя политическим партиям широкие права и свободы, законодательствов то же время возлагает на них и обязанности. Чаше всего в законодательствезарубежных стран они формулируются в самом общем виде, в ФЗ РоссийскойФедерации «О политических партиях» они носят более конкретный характер. Всоответствии с 27 статьёй политическая партия обязана:
а)соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральныеконституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые актыРоссийской Федерации, а также устав политической партии;
б)ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членовполитической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своейдеятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящегооргана, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридическоголица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правомпринимать участие в выборах и (или) референдумах, а также копию представляемогов Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводного финансовогоотчета политической партии о поступлении и расходовании средств в отчетномгоду;
в)допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в томчисле на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политическойпартией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;
г) извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующегоуровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов(списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органахгосударственной власти и органах местного самоуправления, и допускатьпредставителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанныемероприятия.
Указанные обязанности носят далеко не декларативный характер, за ихнесоблюдение предусматривается юридическая ответственность в виде приостановлениядеятельности политической партии, которая может привести к ликвидации. Всеправа политических партий являются коллективными, хотя многие из них совпадаютс индивидуальными конституционными правами граждан, данные права принадлежат неотдельным индивидам, а их объединениям – политическим партиям – какспецифическим субъектам права и могут быть реализованы только ими.
Глава3. Роль политических партий в формировании и деятельности органовгосударственной власти
3.1Участие политических партий в избирательном процессе
Становление института политических партий неразрывносвязано с совершенствованием избирательной системы. По словам М. Дюверже,«система партий и избирательная система — две реальности, неразрывно связанныедруг с другом, подчас их трудно разделить даже с целью анализа: большая илименьшая адекватность политического представительства, например, зависит отизбирательной системы и системы партий, рассматриваемых в качестве элементоводного и того же комплекса, и нередко эти элементы невозможно изолировать другот друга».[22]
В Российской Федерации законодательство о выборахдостаточно обширно: его составляют Федеральные законы (Федеральный закон «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРФ» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ 199[23], Федеральный закон «Овыборах Президента РФ» от 10 января 2003 года № 19-ФЗ200[24],«Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы ФедеральногоСобрания РФ» от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ 201[25]и другие), а также законы о выборах в субъектах федерации. Специалист в областиизбирательного законодательства В. Шейнис считает, что российское законодательствоо выборах «принадлежит к числу наиболее разработанных в мире, открывает широкиевозможности для гражданской инициативы и общественного контроля».[26]
ВРоссии политическая партия является единственным видом общественногообъединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов в депутаты и иныевыборные должности в органах государственной власти (п.1 ст. 36 ФЗ «Ополитических партиях»). Это положение является правовой новеллой нашегозаконодательства, так как ранее, согласно ФЗ «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации», этим правом обладали и другие политические общественные объединения(политические организации и движения).
В России основными материально-правовыми предпосылкамиучастия партии в выборах является наличие у нее права избирательногообъединения, ее участие в выборах соответствующего уровня, выдвижениекандидатов именно в период избирательной кампании и опубликование партиейпредвыборной программы. Для того чтобы партия была признана участвующей ввыборах, необходимо выдвижение кандидатов от нее либо от избирательного блока,в состав которого она входит, а также ее участие на всех основных стадияхизбирательного процесса.
Несмотряна то, что выдвижение кандидатов политической партией -сфера внутрипартийныхорганизационных отношений, современное законодательство вторгается в нее,устанавливая ряд требований общего характера, а именно кандидаты должнывыдвигаться представительными органами партии и путем тайного голосования.
Стоит заметить, что в отличие от выдвижениякандидатов, процедура которого достаточно подробно урегулирована избирательнымзаконодательством, вопрос об основаниях отзыва кандидатов фактически передан введение самих партий. Сравнительный анализ данных показывает, что основаниемдля отзыва кандидата, как правило, служат нарушения норм действующегозаконодательства, устава партии, а также норм корпоративной этики. Вместе с темв некоторых партиях нормы устава не определяют предметные основания отзыва: дляего осуществления необходимо лишь соответствующее решение уполномоченногопартийного органа, без указания его мотивов. Это, несомненно, являетсяпроблемным моментом в регулировании избирательной деятельности партий.
Период, в течение которого политические партии иорганизации, а также государственные органы, ответственные за проведениевыборов, осуществляют их организационную, пропагандистскую иидеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами называетсяизбирательной кампанией.
Для проведения избирательной кампании партиейсоздается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель,финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составительежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо нихнанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественногомнения, генеральный консультант, консультанты по средствам массовой информации,специалисты по сбору средств по почте.
Политическиепартии активно участвуют в контроле за проведением выборов через своихуполномоченных, называемых наблюдателями. Они имеют право присутствовать наизбирательных участках во время голосования и подсчета голосов; получатьинформацию обо всех действиях избирательной администрации; знакомиться со всейизбирательной документацией и т. п.
Ввыборный период Центральная комиссия и соответствующие региональные комиссииорганизуют Информационные центры, где уполномоченные представители имеютвозможность осуществлять наблюдение за ходом выборов. Для того, чтобыполитические партии были активными участниками электорального процесса,избирательные комиссии привлекают представителей партии к разработкезаконодательства о выборах. Но, несмотря на это, взаимодействие политическихпартий и избирательных комиссий представляется недостаточным, в связи с чемвозможно обсуждение внесения в Федеральный закон «О политических партиях» (илив избирательные законы) дополнений, касающихся расширения участияпредставителей политических партий в формировании избирательных комиссий всехуровней, в том числе более широкого представительства политических партий вэтих комиссиях, предоставления дополнительных полномочий наблюдателям навыборах и референдумах, при одновременном предоставлении политическим партиямправа на более масштабное участие в формировании корпуса наблюдателей, включаяполномочия по контролю за сверкой копий заверенных протоколов и сводных данных,наблюдению за процессом ввода данных об итогах голосования в систему ГАС«Выборы», а также включения политических партий в специальные группы контролядеятельности системы ГАС «Выборы», в связи с чем необходимо внестисоответствующие поправки в ФЗ «О государственной автоматизированной системе РоссийскойФедерации «Выборы».[27]
Порядокопределения результатов выборов по общефедеральному округу представляет собойкульминационный момент избирательного процесса, своего рода таинствопревращения голосов, полученных на выборах, в депутатские мандаты. Ключевоезначение здесь имеет электоральная формула выборов, в соответствии с которойкандидат признается избранным.
Стоит заметить, что результаты выборов, определяющиепобедителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной системы.Существуют два основных типа: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарнойсистеме от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителемна выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов, причём, еслипо одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победуможет одержать и тот, кто набрал менее 50% голосов.
ВРоссии, учитывая, что длительное время российская партийная система пребывала враздробленном состоянии, а деятельность общероссийских партий и движений имеладовольно слабую проекцию на региональный политический процесс, введениемеханизмов пропорциональных выборов носило достаточно ограниченный характер.Именно поэтому необходимой мерой, направленной на упорядочение политическихотношений, стало внесения соответствующих поправок в избирательноезаконодательство и Федеральный закон «О политических партиях» и распространениипропорциональной модели избирательной системы на субъекты Российской Федерации.
Однакотеперь некоторые политики и исследователи делают вывод о преждевременностииспользования механизмов пропорционального представительства применительно кроссийским условиям. Аргументируется он, как правило, низкимполитико-организационным потенциалом партий, а также непомерно высокой рольюпартийной элиты в формировании списков избирательных объединений инепрозрачности механизма выдвижения кандидатов по федеральному списку,приводящей к тому, что зачастую в список попадают практически неизвестныеизбирателю кандидаты, фактически приобретающие место в обмен на спонсированиеизбирательной кампании объединения либо блока. Кроме того, сторонники возвратак мажоритарной системе выборов нередко апеллируют к тому, что эта системаголосования «за кандидата» более понятна избирателю, так как дает возможностьперсонального выбора. Переход к пропорциональной избирательной системе поддержалии участники Парламентских слушаний «Практика проведения федеральных выборов,выборов в органы государственной власти субъектов Российской
Федерациив 2002-2004 годах и перспективы развития избирательного законодательства»,посчитавшие, что введенные меры направлены на обеспечение единства страны иукрепление государственных структур.
Новместе с тем, в целях обеспечения установления тесной связи избранных депутатовс избирателями в регионах и зависимости получения депутатского мандата отрезультатов работы кандидата из федерального списка в конкретном субъектеРоссийской Федерации, они порекомендовали Федеральному Собранию РоссийскойФедерации закрепить в Федеральном законе «О выборах депутатов ГосударственнойДумы» следующие требования: уменьшение до трех кандидатов общефедеральной частифедерального списка кандидатов; обязательность разделения федерального спискакандидатов на региональные группы, общее число которых не может составлятьменее четырех пятых от числа субъектов Российской Федерации; при распределениидепутатских мандатов внутри федеральных списков кандидатов — первоочередноеполучение мандатов кандидатами из тех региональных групп кандидатов, которыенабрали на соответствующих территориях наибольшие доли голосов избирателей вобщем числе голосов избирателей, принявших участие в голосовании на этихтерриториях; сохранение предусмотренного в настоящее время федеральным закономдля следующих выборов депутатов Государственной Думы семипроцентногозаградительного пункта при условии распределения депутатских мандатов вГосударственной Думе не менее чем между четырьмя федеральными спискамикандидатов.
Присовершенствовании избирательной системы одним из наиболее болезненных вопросовявляется проблема наличия и величины заградительного пункта, согласно которомупартии и движения, набравшие меньше определенного процента голосов избирателей,исключаются из распределения депутатских мандатов.
В России в ходе подготовки законопроекта «Ополитических париях» ко второму чтению в сентябре—октябре 2002 года рядомдепутатов Государственной Думы были выдвинуты инициативы по пересмотру порогазаградительного барьера в сторону его увеличения. Так, депутатом О.В.Морозовымбыло инициировано повышение уровня заградительного барьера в 2,5 раза с 5 % до12,5 %. Однако в результате возобладала точка зрения о необходимости повышениязаградительного барьера до 7 %.
Кроме того, Федеральный закон «О политических партиях»предусматривает обязательность участия политических партий в выборах: партии,не принимавшие участия в выборах в течение 5 лет, подлежат ликвидации всудебном порядке. Выбор именно пятилетнего периода не случаен: он совпадает повремени с электоральным циклом, в течение которого происходит смена составоввсех без исключения органов государственной власти и органов местногосамоуправления. В этот период партия имеет потенциальную возможность принятьучастие в проведении практически всех избирательных кампаниях на территорииРоссийской Федерации. Таким образом, в России изменения, внесенные визбирательное законодательство, предоставляют значительные преимущества крупнымполитическим партиям.
Завершая рассмотрение вопроса о деятельности партий визбирательном процессе, необходимо указать на такие проблемные моменты, какотсутствие исчерпывающего перечня оснований для отзыва кандидатов, выдвинутыхпартией, что является уязвимым звеном действующей системы правовогорегулирования деятельности партий и необходимость усиления правовых гарантийобщественного контроля за проведением выборов, подсчетом голосов избирателей,установлением итогов голосования.
Кроме того, необходимо предпринять дополнительные мерыпо ограничению использования участниками избирательных кампаний преимуществдолжностного положения, причем не только лицами, замещающими государственныедолжности, но и иными руководителями, в том числе коммерческих организаций.Должно быть обращено внимание на реализацию гарантий справедливого исбалансированного освещения в средствах массовой информации деятельностиразличных политических партий.
3.2Парламентская деятельность политических партий
Наряду с участием в избирательном процессе важнейшим видом деятельностиполитической партии является их парламентская деятельность. «Современныйроссийский парламент партиен по своему составу и, следовательно, его функционированиево многом зависит от деятельности в нем политических партий». Это обусловилонеобходимость ее правового регулирования, которое осуществляется регламентомпалат, в котором определяется порядок образования парламентских фракций, ихправа и обязанности, связанные с формированием парламентских органов,парламентской процедурой и тому подобное.
Участиеполитических партий в работе законодательных (представительных) органовгосударственной власти является одним из ведущих направлений их деятельности. Вмногопартийных государствах парламент всегда является партийным по своемусоставу. Известное положение: «без политических партий нетпарламентаризма» верно как в отношении способа формирования парламента —путем выборов на многопартийной основе, так и его организации и деятельности,решающая роль в которых принадлежит парламентским организациям партий — депутатским объединениям.
ВРоссийской Федерации отсутствует специальный закон, регулирующий деятельностьдепутатских объединений, а также законодательно закрепленное понятиедепутатского объединения и его разновидностей — фракций и депутатских групп.Вместе с тем депутатские объединения как субъекты права упоминаются в рядефедеральных законов в связи с вопросами осуществления депутатской деятельности,организацией и проведением выборов, а также с финансированием деятельностидепутатских объединений (например, Федеральный закон «О статусе члена СоветаФедерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации», Так, статья 7 Федерального закона относит к числуосновных форм депутатской деятельности участие в работе депутатских объединений— фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Кроме того, Законпредоставляет депутатам Государственной Думы, избранным по общефедеральномуизбирательному округу, возможность поддерживать связь с избирателями в субъектеРоссийской Федерации, определенном соответствующей фракцией в ГосударственнойДуме, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран.Расходы, связанные с осуществлением этой деятельности, оплачиваютсяисполнительным органом субъекта Российской Федерации с последующим возмещениемэтих средств Государственной Думой путем их перечисления на счетисполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Примногопартийной системе практически все депутаты парламента являютсяпредставителями политических партий. При таком составе парламента наиболеецелесообразным критерием образования парламентских фракций является партийнаяпринадлежность депутатов.
Подобнаянорма вполне объяснима, так как создание парламентскихфракцийна региональной, профессиональной или иной подобной основе способствуетпревращению парламента в арену борьбы различных лоббирующих группировок,отстаивающих, прежде всего, узко групповые интересы. Немало примеров тому даетдеятельность Государственной Думы Российской Федерации до 1997 года. Об этом, вчастности, говорится в Послании Президента Российской Федерации Федеральномусобранию 1997 г.: «Несмотря на то, что Федеральное собрание принимаетнемало законов, многие из них не относятся к числу остро необходимых,зачастуюотражают отраслевые или корпоративные интересы».
Итак,партийная фракция — важнейшая организационная форма парламентской деятельностиполитической партии, нацеленная на реализацию той программы, с которой она шлана выборы. В связи с этим возникает закономерный вопрос, возможно лиобразование в действующем парламенте новых партийных фракций (например, врезультате раскола партии или слияния нескольких партий). Политическое значениеэтого вопроса состоит в том, что в указанных случаях в парламенте могутпоявиться партийные фракции, за программы которых избиратели не голосовали.
Регламент Государственной Думы пробелен в этомотношении, что на практике приводит к изменениям политической структуры палаты,сложившейся в результате выборов. Примером может служить формирование новойдепутатской группы „Российский промышленный союз“ и проекты созданиядругих групп из депутатов, выходящих из уже существующих фракций. По существу,речь идет о создании не легитимных политических образований, программыдеятельности которых не получили одобрения избирателей.
Поправкой, внесенной в Регламент в 2000 году, былозакреплено, что фракция, образуемая на основе избирательного объединения,прошедшего по общефедеральному округу, подлежит регистрации независимо от числаее членов.
С принятием в 2000 году поправок к статьям 16—18Регламента Государственной Думы порядок регистрации и образования фракций идепутатских групп был в значительной мере унифицирован и ужесточен. Вчастности, для образования депутатской фракции необходимо не только сообщениеЦИК России о результатах выборов депутатов Государственной Думы по федеральномуизбирательному округу от соответствующего избирательного объединения, но ипредварительное проведение организационного собрания фракции.
Общим главным основанием прекращения деятельностипарламентской фракции является сокращение ее численности ниже установленногоминимума. Некоторые регламенты предусматривают также право фракций насамороспуск. Кроме того, фракция ликвидируется в случае запрета политическойпартии.
Всоответствии с пунктом 6 статьи 16 Регламента Государственной Думы внутреннююдеятельность депутатские объединения организуется самостоятельно, то естьвправе сами определять структуру и порядок избрания руководящих органов, объеми сроки их полномочий, периодичность проведения своих заседаний, порядокобсуждения и принятия решений. В связи с этим ряд фракций и депутатских групп принялисвои регламенты, в рамках которых обеспечили решение указанных вопросов.
Вместес тем важно особо отметить, что процедура, в соответствии с которой формируетсяруководство фракции ни в законодательстве, ни в Регламенте явно не обозначена.На практике, как правило, деятельностью парламентской фракции руководит еелидер, представляющий депутатское
объединение вСовете Государственной Думы с правом решающего голоса, выступающий от ее именина пленарных заседаниях и обеспечивающий координацию работы объединения.[28]ГосударственнойДуме четвертого созыва во всех парламентских фракциях, существуют должностизаместителей председателя депутатского объединения, в ряде фракций существуютдолжности, функциональное назначение которых аналогично функциям, выполняемымисполнительным органом партии (организация собраний депутатского объединения,подготовка документов к заседанию Совета фракции, выпуск документов всоответствии с принятыми решениями). Во фракции Коммунистической партииРоссийской Федерации это должность координатора партии, во фракции «Яблоко» —секретаря, во фракции «Союз Правых Сил» — ответственного секретаря (с января2002 года должность ответственного секретаря объединена с должностьюзаместителя руководителя фракции).
Подводяитог этому вопросу, необходимо заметить, что общей тенденцией в парламентскомпроцессе современной России, стало увеличение числа руководящих должностей впарламентских фракциях наряду с увеличение численности комитетов и комиссий.
Практика российского парламентаризма выработалоразличные формы работы в депутатских объединениях. Основной и базовой формойколлегиального обсуждения и принятия решений являются собрания фракции, накоторых определяется политическая позиция фракции, принимаются политическиезаявления, решаются вопросы о приеме новых членов, определяется позициядепутатского объединения при голосовании.
Ещеодной важной формой парламентской работы является работа с избирателями вокругах, проводимая членами депутатских объединений. Любопытно заметить, чтопоскольку Федеральный закон «О статусе депутата Государственной Думы и членаСовета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» не содержиткаких-либо ограничений, связанных с количеством депутатов, закрепляемых закаждым субъектом Федерации, а также не запрещает закрепление одного депутатасразу за несколькими субъектами, это позволяет самим фракциям с разной степеньюинтенсивности проводить работу в регионах, при необходимости используядепутатский корпус как своего рода «политический десант», призванный оживитьработу партии в том или ином регионе.
Современноепарламентское право, признавая фракции важнейшим структурным элементомпарламента, предоставляет им ряд прав и привилегий, для реализации которых импредоставляется материальная база (помещения, технический, административныйперсонал, оказывается финансовая поддержка за счет бюджета парламента).
В отечественной юридической литературе выдвигаютсяпредложения по совершенствованию правовой регламентации парламентскойдеятельности российских политических партий, уточнению правового статусапарламентских фракций.
Другойразновидностью депутатских объединений являются депутатские группы, образуемыеиз депутатов, не вошедших во фракции, и наделяемые теми же правами, что ифракции, образуемые на базе избирательных объединений и блоков. В частности,депутатские группы имели по одному голосу в Совете Государственной Думы,признавались в качестве участников так называемого пакетного соглашения идопускались к распределению руководящих постов в парламентских комитетах, атакже получали право обязательного выступления на пленарных заседаниях приобсуждении каких-либо вопросов и т.д.
Следует отметить, что в практике российскогопарламентаризма инициатив по созданию депутатских объединений было значительнобольше, чем зарегистрированных депутатских групп.
Заключение
В заключении следует отметить, чтополитические партии на протяжении многих десятилетий занимают важное место вразвитии государств всего мира. С развитием институтов демократии политическиепартии стали главными движущими силами и необходимыми пружинами государственнойжизни и необходимым элементом правового общества, в связи с чем самоцельюлюбого государства должно стать обеспечение их эффективного функционирования.
Длятого чтобы роль политических партий действительно стала главной в формированиироссийского гражданского общества, необходимо не только законодательнозакрепить положение политических партий в российской правовой системе но ипостоянно совершенствовать его путем внесения изменений и дополнений,основанных на анализе правоприменительной практики.
Такимобразом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод:
Во-первых,партийная система Российской Федерации находится в стадии формирования. Об этомсвидетельствует, в том числе, и то, что некоторые положения Закона о партияхносят переходный характер. Созданная в России правовая база требует рядадоработок, а также некоторой дополнительной кодификации и комментариев дляправоприменителей и правоохранительных органов.Во-вторых,для большинства современных государств, в том числе и для России характернатенденция к расширению правового регулирования отношений, связанных с образованиемполитических партий и это регулирование имеет свою специфику по сравнению срегламентацией порядка образования иных общественных объединений. При этом нестоит забывать о том, что, хотя регулирование процесса образования политическихпартий имеет своей целью обеспечить соблюдение в нем принципов демократии игласности, чрезмерная регламентация, усложненность процедуры легализацииполитических партий может привести к недопустимому ограничению свободы объединения.Следовательно, необходим разумный баланс между свободой объединения и конкретнообусловленной необходимостью ее ограничения.В-третьих, невполне корректно применение одной и той же процедуры прекращения деятельности кроссийским партиям, ликвидируемым в связи с обнаружившимся несоответствием статуса их реальному состоянию, и кэкстремистской партии. Вероятно, в первом случае целесообразнее ввести такуюсанкцию, как утрата общественным объединением статуса партии с исключением ееиз списка политических партий. Вотношении же экстремистских партий имеет смысл установить особую, непредусмотренную действующим законодательством, санкцию — роспуск партии,последствием которого наряду с ликвидацией была бы также утрата ее представителями, избранными по спискампартии, депутатских мандатов или как менее радикальное средство — принудительный роспуск депутатских объединений с сохранением депутатскихполномочий ее представителей.В-четвертых, спринятием Федерального закона «О политических партиях» внутренняя структураполитических партий претерпела определенные изменения в сторону унификации рядавопросов организационного устройства, и, прежде всего, в части установлениятерриториальной организации партий, распределения полномочий между съездом ииными руководящими партийными органами. В вопросах же построения системы высшихруководящих органов партии и руководящих органов региональных и местныхотделений по-прежнему сохраняется значительное разнообразие организационныхмоделей.В-пятых,особенность правового регулирования программно-идеологической деятельностизаключается в том, что с одной стороны при решении этого вопроса существуетограниченность сферы действия государственно-властных предписаний, котораяобусловлена высокой степенью автономии духовно-идеологической сферы отгосударства, а с другой стороны необходимы эффективные и действенные механизмы,препятствующие необоснованному вторжению государства в вопросы идеологическойдеятельности партий.
Списокиспользованной литературы
Нормативно – правовые акты
1) Конституция Российской Федерации:Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрист, 2002. – 56 с.
2) О политических партиях:Федеральный закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ // Справочная правовая система«Консультант Плюс».
3) О государственной регистрацииюридически лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон РФ от 9августа 2001 года № 129-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
4) Об общественных объединениях:Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ // Справочная правовая система«Консультант Плюс».
5) О собраниях, митингах,демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004года №54-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
6) Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральныйзакон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ199 // Справочная правовая система«Консультант Плюс».
7) О выборах Президента РФ:Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ200 // Справочная правоваясистема «Консультант Плюс».
8) О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания РФ: Федеральный закон от 20 декабря2002 года № 175-ФЗ 201 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
9) Гражданскийкодекс РФ. Части первая, вторая, третья и четвертая – М.: Издательская группаИНФРА–М-НОРМА, 2009 год.
10) Гражданский процессуальныйкодекс РФ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Список научноймонографической, учебной литературы
11) Алиев А.А. Конституционноеправо на объединение в Российской Федерации. — М.: ЮНИТИ, 2000.
12) Гаджиев К.С. Политология: Учебникдля высших учебных заведений. — М., 2004. – 488 с.
13) Дюверже М. Политические партии:Пер. с фр. Л.А. Зиминой. М.: Академ.проект, 2000. – 557 с.
14) Заславский С.Е. Политическиепартии России: проблемы правовой институционализации. – М.: Ин–т права ипубличной политики, 2003. – 300 с.
15) Зеленко Б.И. Политическиепартии и развитие гражданского общества в России. – М.: ПЕРСЭ, 2001. – 95 с.
16) Зотова З.М. Политические партиии избирательный процесс. – М.: РЦОНИТ, 2002. – 176 с.
17) Комментарий к Федеральному законуот 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» / Под ред. С.Н.Братановского, А.А. Рождествиной // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Комментарии.
18) Лапаева В.В. Комментарий кФедеральному Закону «О политических партиях». — М., 2002. – 249 с.
19) Политология: Учебник / Под ред.М.А. Василика. — М., 2005. – 588 с.
20) Теория государства и права. Курс лекций / Подред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2005. – 672 с.
21) Юдин Ю.А. Политические партии иправо в современном государстве, — М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998, — 288 с.
Список статейпериодических изданий
22) Ерыгина В.И. Партийные нормыкак разновидность социальных норм // Проблемы правоведения. – 2003. — № 1. – С.37-46.
23) Зеленко Б.И. Политическиепартии и гражданское общество // Право и политика. – 2003. — № 3. – С. 41-58.
24) Керимов А.Д. Некоторые проблемыучастия партий в выборах // Право и политика. – 2003. — № 1. – С. 16-25.
25) Лапаева В.В. Политическаяпартия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях // Журнал российскогоправа. — 2002. — №1. — С. 22.
26) Любимов А.П. СоветГосударственной Думы как орган палаты Федерального Собрания // Представительнаявласть: мониторинг, анализ, информация. — 1997. — №7. — С. 6-7.
27) Семыкина Т.В. Тенденцииразвития партийной системы в России // Власть. – 2003. — № 12. – С. 25-27.
28) Чуев А.В. Что такое партия? // Выборы.Законодательство и технологии. – 2000. — № 12. – С.15-19.
29) Шейнис В. Избирательный закон:новый раунд измерений // Известия. — 2001. — 31 октября.
Материалы диссертаций иавторефератов
30) Байкова Т.К.Конституционно-правовой статус политических партий в Российской федерации:Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.02.М., 2002.
31) Заславский СЕ.Институционализация многопартийности в со- временной России: генезис, механизмыформирования, перспективы: Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата политических наук: 23.00.02. М., 1995. — 23 с.
Электронные ресурсы
32) Белов С.А.Правовое регулирование политических партий в РФ: проблемы и пути её решения.Информационный Интернет-портал, http// strategy-spb.ru
33) Устав Всероссийской партии«Единая Россия»: www. edinros.ru
34) Устав Либерально-демократическойпартии России (ЛДПР): www.ldpr.ru