--PAGE_BREAK--1.2Три этапа борьбы за власть
1.2.1 I этап Март—июнь 1953 г
Изначально никто из боровшихся за власть не призывал к безоговорочному продолжению прежней «жесткой» политики, наоборот, все новые вожди говорили о реформах, о смягчении режима, о его гуманизации.
Поначалу роль реформатора попытался взять на себя Л. П. Берия, для многих олицетворявший прежний репрессивный курс. 27 марта 1953 г. Верховный Совет СССР объявил амнистию для всех заключенных, чей срок был меньше 5 лет. Главным результатом амнистии (практически не коснувшейся политических заключенных — сроки по политическим делам чаще всего начинались от 10 лет). В апреле последовали реабилитации людей, проходящих по делу «врачей-убийц» и «мингрельскому» делу. Расчет был направлен на обретение симпатии части советского общества. Одновременно проходившие в этот период волнения политических заключенных были безжалостно подавлены. Именно Берия, многолетний руководитель карательного аппарата, первым заговорил о нарушениях законности органами в прежние годы; он также заявил, что партия должна заниматься кадрами и пропагандой, а всем остальным — Совет министров; кроме того, он высказался за расширение прав союзных республик. В экономической сфере Берия критиковал экстенсивное развитие экономики, говорил о неэффективности колхозов и необходимости материального стимулирования в них. Во внешней политике он предложил нормализовать отношения с Югославией, заявил, что «нам нужна мирная Германия, а будет там социализм или нет — нам все равно».
Слишком активная позиция Берии и его явное стремление заполучить популярность в стране вызывали отторжение. Сложился заговор, к которому были привлечены военные. Руководство операцией по устранению Берии взял на себя Г. К. Жуков (имевший с ним, помимо прочего, и личные счеты). 26 июня 1953 г. Берия был арестован на заседании Президиума ЦК КПСС.
На июльском пленуме ЦК (1953) Берия был исключен из партии и снят со всех постов как «враг Коммунистической партии и советского народа».
От Берии избавились теми же методами, которые он сам применял к «врагам народа». Такая же участь ожидала и ближайших сотрудников Берии: В. Н. Меркулова, В. Г. Деканозова, Б. З. Кобулова, С. А. Гоглидзе, П. Я. Мешика и В. Л. Влодзимерского. При этом на Берию «списали» все репрессии сталинского времени. Получил поддержку курс на продолжение процесса реабилитации, официально была одобрена «критика культа личности Сталина».[1][1]
Судом установлено, что, изменив Родине и действуя в интересах иностранного капитала, подсудимый Берия сколотил враждебную Советскому государству изменническую группу заговорщиков… Заговорщики ставили своей преступной целью использовать органы Министерства внутренних дел против коммунистической партии и Правительства СССР, поставить Министерство внутренних дел над Партией и Правительством для захвата власти, ликвидации советского рабоче-крестьянского строя, реставрации капитализма и восстановления господства буржуазии. После кончины И. В. Сталина, делая ставку на общую активизацию реакционных империалистических сил против Советского государства, Берия перешел к форсированным действиям для осуществления своих антисоветских изменнических замыслов, что и позволило в короткий срок разоблачить Берию Л. П. и его соучастников и пресечь их преступную деятельность… Став в марте 1953 года министром внутренних дел СССР, подсудимый Л. П. Берия, подготовляя захват власти, начал усиленно продвигать участников заговорщической группы на руководящие должности как в центральном аппарате МВД, так и в его местных органах. Берия и его помощники расправлялись с честными работниками МВД, отказавшимися выполнять преступные
распоряжения заговорщиков[2][2]
Сего числа в 19 часов 50 минут на основании предписания председателя Специального судебного присутствия Верховного суда СССР от 23 декабря 1953 года № 003 мною, комендантом Специального судебного присутствия генерал-полковником Батицким П. Ф., в присутствии Генерального прокурора СССР, действительного государственного советника юстиции Руденко Р.А. и генерала армии Москаленко К. С., приведен в исполнение приговор Специального судебного присутствия по отношению к осужденному к высшей мере наказания — расстрелу Берия Лаврентию Павловичу. Подписано: П. Ф. Батицкий, Р. А. Руденко, К. С. Москаленко.[3][2]
1.2.2 II этап Июнь 1953 г. — январь 1955 г.
Теперь соперником Н. С. Хрущева в борьбе за высший пост в государстве стал Г. М. Маленков, один из «выдвиженцев» и ближайших помощников Сталина в военные и послевоенные годы.
Однако, как и в случае с Берией, остальные члены Президиума ЦК стали опасаться роста влияния еще относительно молодого и амбициозного лидера. В сентябре 1953 г. Н. С. Хрущев был избран первым секретарем ЦК. Опираясь на подконтрольный ему партаппарат, он ринулся в наступление. Итогом было разгромное выступление Хрущева на январском (1955) пленуме ЦК, где он обвинил Маленкова в смещении акцентов с тяжелой промышленности на легкую, в недостаточной зрелости как большевистского руководителя, в стремлении к дешевой популярности.
Поняв, что на стороне Хрущева большинство членов ЦК, Маленков подал в отставку с поста председателя правительства (он был перемещен на должность министра энергетики). Новым председателем Совета министров стал Н. А. Булганин. Министром обороны был назначен близкий в то время Хрущеву маршал Г. К. Жуков.
Хрущев решил осудить «культ личности Сталина» на предстоящем XX съезде КПСС. Массовым процесс реабилитации репрессированных стал после XX съезда КПСС, состоявшегося 14—25 февраля 1956 г. В последний день этого съезда на закрытом заседании Н. С. Хрущев выступил с «секретным» докладом, в котором обвинил Сталина в многочисленных преступлениях и нарушениях законов, в отходе от «ленинских принципов руководства». При этом не затрагивалась суть коммунистической системы, а многие жестокие действия Сталина (как коллективизация или беспощадная борьба с внутрипартийной оппозицией) одобрялись и оправдывались. Стремление свести проблему к особенностям характера Сталина, представить массовые репрессии исторической случайностью было еще заметней в постановлении ЦК «О преодолении культа личности и его последствий» от 30 июня 1956 г., где преступления сталинского режима критиковались куда менее жестко, чем в эмоциональном докладе Хрущева.
«Секретный» доклад был отпечатан тиражом в 1 млн экземпляров и зачитан вслух на партийных собраниях во всех парторганизациях страны. Таким образом, о преступлениях Сталина были оповещены все коммунисты Советского Союза, а в пересказе — практически все население страны.
Претензии к Хрущеву из-за «секретного» доклада предъявили и главы некоторых социалистических государств. Безусловно отрицательной в отношении XX съезда оказалась позиция китайских коммунистов. Среди последних стали даже распространяться представления о том, что советское руководство отказывается от коммунистического пути и начинает пересматривать («ревизовать») марксистское учение. (Позже, во время усиления советско-китайского противостояния, в китайской пропаганде термин «ревизионисты» станет обычным названием для лидеров СССР.)
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3.3. III этап Январь 1955 г. — июнь 1957 г.
Часть партийных руководителей считали, что критика советского строя, все же завуалированно звучавшая в докладе Хрущева на XX съезде, способна постепенно подорвать и разрушить социализм в СССР. Осуждение «культа личности» Сталина вызвало возмущение у Г. М. Маленкова, В. М. Молотова и Л. М. Кагановича, в значительной мере ответственных за массовые репрессии 1930—1940-х гг.
Им нужен был предлог, чтобы сместить Хрущева. И такой предлог был найден. 22 мая 1957 г., выступая в Ленинграде, Н. С. Хрущев выдвинул лозунг, ставший своего рода символом и ловушкой для всей его последующей деятельности: «За три года догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!» Этот лозунг был немедленно поддержан партийной пропагандой. Это выступление использовалось членами Президиума ЦК на заседании 18—21 июня 1957 г. как одна из причин требовать отставки Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Маленков и Каганович приводили статистику, из которой следовало, что лозунг совершенно нереалистичен. Их поддержал Молотов. Большинство членов Президиума ЦК выступили против Хрущева. Однако никаких дальнейших действий со стороны противников первого секретаря не последовало. Хрущев смог сместить баланс сил в свою сторону, использовав для этого голосование всего состава ЦК, много большего по численности, чем Президиум ЦК. При помощи министра обороны Г. К. Жукова члены ЦК были доставлены в Москву, и Президиум ЦК 22—29 июня предстал перед полным составом самого ЦК, соответственно проинструктированным Хрущевым.
Большинство членов ЦК встали на сторону Хрущева, и это немудрено, ведь в то время около 60% из них были партийными секретарями республиканского и областного уровня. Н. С. Хрущев являлся первым секретарем и, таким образом, был их естественным покровителем. К тому же большинство из них он сам и назначил. Партийные секретари не вполне доверяли Маленкову, Молотову, Кагановичу, подозревая, что те могут вернуть систему контроля над элитой со стороны госбезопасности. Местные партийные руководители больше не хотели переживать ужас, подобный сталинскому. Решением пленума ЦК КПСС от 29 июня 1957 г. «мятежники» были выведены из руководящих органов партии и заменены верными Хрущеву людьми (среди вошедших в Президиум ЦК оказались Г. К. Жуков и Л. И. Брежнев).
Молотов, Маленков и Каганович были сняты со своих постов и отправлены в «почетную ссылку» — В. М. Молотов стал послом в Монголии, Г. М. Маленков — директором электростанции в Усть-Каменогорске, Л. M. Каганович — управляющим трестом «Союзасбест» в Свердловской области. Важные должности в государстве получили люди, не обладавшие значительными властными амбициями или лично преданные Хрущеву, — Л. И. Брежнев, Ф. Р. Козлов, Е. А. Фурцева и др.
Чуть позже Хрущев избавился и от слишком могущественного союзника — Г. К. Жукова. В октябре 1957 г., в то время как Жуков находился с визитом в Югославии, Хрущев собрал заседание Президиума ЦК для обсуждения «опасности бонапартизма» со стороны Г. К. Жукова. На резонно высказанное сомнение, не следует ли подождать возвращения маршала в Москву, Н. С. Хрущев ответил: «Семеро одного не ждут». Решение о смене министра обороны было принято. Его предстояло утвердить пленуму ЦК КПСС.
На пленуме ЦК 29 октября 1957 г. на трибуну один за другим поднимались ораторы, и все четче стали вырисовываться контуры главного обвинения и главного страха — создание школы диверсантов, о которой знали всего три человека: министр обороны Жуков, заместитель начальника Генерального штаба Штеменко и начальник школы Мамсуров. Военные, помогавшие Хрущеву прийти к власти, теперь воспринимались им как опасность, которой должно противостоять.
Все остальные обвинения в адрес Жукова (в создании культа своей личности, в грубости и заносчивости) были лишь довеском и прикрытием. Объяснения Жукова никто слушать не собирался. 3 ноября 1957 г. в «Правде» было опубликовано постановление пленума ЦК, в котором сообщалось, что маршал Жуков оказался политически несостоятельным деятелем, склонным к авантюризму, за что и был выведен из состава ЦК. Новым министром обороны стал маршал Р. Я. Малиновский.
Так, не проводя широкомасштабных репрессий и не истребляя политических противников, Хрущев сумел стать единоличным правителем Советского Союза. Эта власть была закреплена за ним и формально — с марта 1958 г. в придачу к должности первого секретаря ЦК КПСС он получил пост главы правительства. Началась «эпоха Хрущева».
Успеху Хрущева во внутрипартийных схватках способствовало то, что он аккумулировал чаяния большинства партийного аппарата, опасавшегося репрессий и ненавидевшего сталинскую систему власти, где контроль над КПСС осуществляли и органы госбезопасности. Отстранив от власти Молотова и его сподвижников, а также ликвидировав угрозу силы со стороны маршала Жукова, Хрущев установил своего рода ограниченную демократию. Несмотря на то что руководящая роль партии осталась неизменной, фактически в самой партии появилась возможность для создания блоков и группировок, лоббистских объединений, боровшихся за власть как в центре, так и на местах. Эта система оказалась куда более гибкой, чем прямое диктаторское правление Сталина, однако куда менее управляемой с самого «верха». В итоге именно постепенное внедрение основ внутрипартийной демократии и стоило Хрущеву должности первого секретаря и руководителя СССР.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Попытки перехода советского государства на принципы обще народного государства 50- 60 годы
В конце 50-х — начале 60-х годов был принят ряд постановлений и законов с целью перестройки и активизации деятельности местных органов власти. Конкретизировались функции Советов, сроки созывов сессий, статус депутатов, порядок их отзыва.
С начала 60-х годов стремительно возрастала роль профсоюзов, прежде всего в социальной сфере.
Было принято новое положение о прокурорском надзоре в СССР. Здесь подчеркивалась необходимость соблюдения принципа единообразия в применении законов и иерархической подчиненности органов прокуратуры только Генеральному прокурору.
Положение сохраняло неизменной систему органов прокуратуры, прежний порядок назначения прокуроров, но значительно повышало требования к работникам прокуратуры, их образовательному уровню, профессиональному мастерству.
Новое положение о Верховном суде СССР 1957 г. расширяло надзорные права республиканских судов. Они становились последней судебной инстанцией. Здесь образуются Президиумы Верховных судов, которым предоставлялось право пересмотра в порядке надзора приговоров, решений и кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов. Таким образом, судебная союзная централизация заметно ослабевала. Верховный суд СССР сосредоточился на работе по обобщению судебной практики.
Упразднялась участковая система судов. Вместо них создавался районный или городской суд. Срок полномочий судей увеличился с 3 до 5 лет.
С середины 50-х годов начинается новый, второй этап кардинального реформирования действующей системы советского права. Коренной ломке подвергались без какого-либо исключения все отрасли права. Изменения вносились не в отдельные нормы или правовые институты, а в основополагающие нормы и принципы отраслей права путем подготовки и принятия новых кодексов на уровне союзных республик и Союза ССР. Новые кодексы готовились медленно, с учетом достижений советской юридической науки, общественных отношений. Вновь принимаемые законы существенно улучшили правовой статус граждан. Последовательно проводилась политика закрепления в нормативно-правовых актах основополагающих принципов социалистического строя (распределение средств потребления по труду, участие трудящихся масс в управлении делами государства, повышение жизненного уровня всех трудящихся, сочетание методов убеждения с принуждением и т.д.).
Гражданский кодекс 1922 г. не соответствовал существующим общественным отношениям. В 1964 г. принимается новый ГК РСФСР. Он состоял из 8 разделов, 42 глав, 569 статей.
Ряд статей ГК прямо фиксировал основное его назначение — всемерное развитие социалистической собственности на орудия и средства производства. Имущество, находящееся в личной собственности граждан, не могло использоваться для извлечения доходов. Но появлялись и принципиально новые явления — закрепление собственности профсоюзных и иных общественных организаций, существование межколхозных организаций и объединений (т.е. долевая собственность); кодекс осуществлял нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с результатами духовного творчества, расширялась свобода завещания; ограничивалось право администрации на выселение граждан из занимаемого ими жилища.
Значительные изменения происходили в сфере трудового законодательства. Здесь советская система добилась значительных успехов. Еще в 1945 г. все местные органы власти обязывались в месячный срок трудоустроить всех демобилизованных. В 1956 г. была отменена уголовная ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия. Она заменялась дисциплинарной ответственностью.
Сокращалась продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, а для подростков — в течение всей рабочей недели. Увеличивался отпуск по беременности и родам. В 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях. Устанавливались единые критерии для назначения пенсий, которые действуют и по сегодняшний день (возрастные — 55-60 лет, и трудового стажа — 20— 25 лет).
Определялись минимальные и максимальные размеры пенсий. В 1964 г. впервые вводятся пенсии для колхозников.
Новый УК РСФСР 1960 г. закрепил основную идею — охрану государственного социалистического строя, социалистической собственности и социалистического правопорядка. Отменялся действовавший ранее принцип аналогии. Наказание являлось строго индивидуальным. Отменялся принцип объективного вменения (наказание в зависимости от социальной принадлежности, родственников обвиняемого). Наказание могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Возрастной предел уголовной ответственности увеличивался с 14 до 16 лет. Исключались некоторые виды наказаний — объявление «врагом народов», удаление из СССР, поражение в политических правах по суду. Максимальный срок лишения свободы сокращался с 25 до 15 лет. Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных.
Но одновременно в уголовном праве усиливалась ответственность за хищение государственного и общественного имущества. В результате отказа от дифференциации хищений произошла унификация состава данного преступления. В 1961 году вводится смертная казнь за «экономические преступления».
Таким образом, жесткая советская государственная система значительно уменьшает свой пресс и давление на отдельно взятого человека. Особенно это было заметно в области трудового права, социальной сфере в целом. Социализм стал приобретать определенные черты гуманизма и демократии.
3. Государство и право в период стагнации и разрушения советской модели социализма 3.1 Государство и право в период развитого социализма
В 1964 г. происходит смешение высшего партийного, следовательно, и государственного должностного лица, мена Н.С.Хрущева была предопределена обшей менты юстью общества, а не только закулисной борьбой.
Коммунистическая идеология была настолько сильна, что советский народ пс мыслил себя вне рамок советской модели социализма.
Вместе с тем консервативный курс в государстве установился не сразу. Пришедшая к власти новая группировка первоначально пыталась проводить экономические реформы. Они были связаны с именем Председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина.
Мартовский(1965г.) и сентябрьский(1965 г.)ПленумыЦККПСС, посвященные, соответственно, сельскому хозяйству и промышленности, наметили качественно новые направления в управлении всем народным хозяйством.Кминимуму сводилось число обязательных показателей. Вводились новые показатели — стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы. Критерием эффективности работы предприятия становиласьприбыль.Часть доходов оставалась в распоряжении предприятия. Были упразднены СНХ и ВС! IX СССР, полностью восстановлены отраслевые министерства, а вместе с ними Госкомцен, Госснаб, другие государственные комитеты.
В этот период на всю страну гремел так называемый «щекинский» метод
суть заключалась в том, что фонд заработной платы,а количество рабочих определялось самим коллективом. Данноерс- к повышению производительности труда, и дисциплины.
Однако серьезным препятствиемнапутиреформбыл ведомственные принципв сфере управления и планирования. Вертикальная подчиненностьпредприятийнепозволяла им устанавливать самостоятельно хозяйственныесвязи. Договоры, заключенные предприятиями друг с другом, обязательно должны былиутверждаться вышестоящими органами, так как все материальные ресурсыраспределял Госснаб. К концу 70-х годов предприятия вновь стали отчитыватьсяпочти по 200 показателям работы.
Но главная причина свертывания реформ заключаласьвпартийной идеологической доктрины середине 70-х годов либеральные тенденции были прерваны. Па XXV съезде КПСС (1976 г.) это было закреплено.
Фактически КПСС сама превратилась в элемент государственной структуры. КПСС была везде. Не было ни одного предприятия, стройки, колхоза, учебного заведения, где бы ни было первичных партийных организаций. Представительные органы в 70-е годы фактически имели декоративное значение.
Исполнительный аппарат продолжал законодательствовать, плодить бесчисленные инструкции и приказы. К концу 70-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тысяч различных приказов, инструкций, других подзаконных актов.
Но, стремясь придать советскому обществу правовой лоск, под влиянием критики со стороны буржуазных государств, в СССР принимались многочисленные законы и положения по поднятию роли и авторитета советских органов власти. По своему содержанию это была политика «просвещенного абсолютизма». Так, в конце 70-х гг. принимается ряд законов о повышении статуса и роли Верховного Совета СССР, местных советов. Был принят закон о порядке отзыва депутатов СССР, его статусе. Возрастало число постоянных комиссий Совета Союза. Было принято положение о постоянных комиссиях. Их рекомендации подлежали обязательному рассмотрению государственными органами и учреждениями.
Важным направлением в деятельности Советов являлось расширение прав городских, районных, сельских и поселковых советов. Формально все принимаемые акты исходили из представлений о советах как органах, обладающих всем комплексом полномочий в пределах своей территории.
Так, местные советы наделялись правом координировать и контролировать работу всех расположенных на их территории предприятий, учреждений и организаций по жилищному, коммунальному строительству, производству товаров народного потребления, а также предприятий и учреждений торговли, общепита, народного образования и здравоохранения. Местные советы наделялись правом приостанавливать исполнение решений по ряду проблем (нарушение действующего законодательства, прав граждан ). Проявлялась четкая тенденция: расширение прав местных советов сопровождалось увеличением круга вопросов, отнесенных исключительно к компетенции советов, т.е. вопросов, которые не могли передаватьсяна рассмотрение исполкомов. Тем самым подчеркивался авторитет народных депутатов, интересы и потребности местного населения.
Однако сессии местных советов созывались достаточно редко, и исполкомы по-прежнему решали большинство вопросов. Местные советы постоянно находились под контролем партийных органов, поэтому об их полновластии говорить весьма проблематично. Подобранный состав депутатов советов по формально- анкетным признакам не всегда профессионально и добросовестно мог выполнять свои обязанности.
Принимались новые законы о Верховном суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже СССР, об адвокатуре в СССР.
Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. В его задачи входило: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства.
Закон о прокуратуре расширял сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных советов. На Прокуратуру возлагалась задача координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Так, Прокуратура из органа надзора превращалась в орган управления.
МВД также претерпевало значительные реорганизации — от упразднения МВД СССР с передачей функций союзным республикам, до восстановления вновь МВД СССР. Важнейшим подспорьем в работе милиции являлась ДНД — добровольная народная дружина.
Контролирующие органы после ряда реорганизаций разделились на органы партийного и народного контроля. Была создана гигантская разветвленная сеть органов народного контроля, которые осуществляли свою деятельность во всех структурах исполнительной власти, во всех государственных органах управления, учреждениях и организациях. Отличительная их особенность — массовость и широкий охват вопросов и проблем. Комитет народного контроля СССР работал под руководством Верховного Совета и Правительства, а на местах — под руководством местных советов и вышестоящих комитетов народного контроля.
Система народного контроля СССР существовала как бы параллельно прокурорской системе органов.
Однако действенного контроля со стороны населения, общественных организаций, прессы за деятельностью аппарата не было. Аппарат «варился в собственном соку», находился в «тепличных условиях». В стране отсутствовал конкурсный порядок замещения вакантных должностей. Повышение по службе целиком зависело от усмотрения вышестоящего начальства (прежде всего — партийного).
Правотворческая деятельность в условиях «развитого социализма» в основном реализовывалась в форме указов ПВС СССР и нормативно-правовых актов СМ СССР. В 70-е годы в среднем на долю законов приходилось не свыше 10 % от общего числа законодательных актов. Страна жила на основе указов и распоряжений. Их громадное преобладание показывает, какие органы в стране обладали реальной властью.
Вместе с тем в этот период происходили и позитивные явления. Завершаются работы по кодификации основных отраслей права; общественные отношения стабилизируются в правовом регулировании; законопроекты стали чаще обсуждаться всенародно. С конца 50-х годов по 1977 г. (принятие новой Конституции СССР) было принято 15 новых кодексов, в том числе: уголовный и уголовно-процессуальный, гражданский и гражданско-процессуальный, земельный, трудовой, семейный и т.д.
Появляются и новые явления в правотворческой деятельности — систематизация законодательства, планомерность законотворческой деятельности. Так, издается многотомное Собрание действующего законодательства СССР, в которое было включено свыше 900 нормативно-правовых актов (хотя и с грифом «ДСП»). Для всеобщего обозрения был подготовлен Свод законов СССР. Внедрение принципа планомерности в правотворчество позволяло избегать поспешности, учитывать мнение науки и практики и т.п., а в конечном итоге — качественной подготовки законопроекта.
В гражданском праве основное внимание уделялось совершенствованию хозяйственного механизма. Так, положение о предприятиях 1965 г. расширяло их права во всех основных сферах хозяйственной деятельности: планировании, капитальном строительстве, реализации продукции, заработной плате, распоряжении финансами. Вышестоящие организации утверждали только строго определенные плановые показатели (объем и номенклатура продукции, общий объем зарплаты, уровень рентабельности, платежи в бюджет — всего 10 показателей).
Предприятию разрешалось вести строительство за счет своего фонда, реали- зовывать излишние материалы, создавать фонд материального поощрения и т.п.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.2. КЗоТ РСФСР 1971
КЗоТ РСФСР 1971 г. не только закреплял демократические права, но и содержал реальные гарантии их реализации. Так, КЗоТ разрешал заключать трудовой договор, как в устной, так и в письменной форме. Установил обязанность администрации предприятия объявлять работнику под расписку приказ о его принятии на работу. Фактическое приступление работника к работе рассматривалось как заключение трудового договора, независимо от того, был ли оформлен прием надлежащим образом или нет. Закрепил перечень лиц, которым, не устанавливался испытательный срок и т.д.
КЗоТ установил право работников обжаловать в народном суде решение администрации по трудовым спорам, определил четкий порядок расторжения трудового договора по инициативе работника (ст.31).
Трудовые права работников, установленные КЗоТ, охранялись профсоюзами.
Определенные изменения происходили в земельном и колхозном праве. Так, земельный Кодекс РСФСР 1970 года поделил единый государственный земельный фонд на 6 категорий:
земли сельскохозяйственного назначения;
— земли населенных пунктов;
— земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения;
— земли государственного лесного фонда;
— земли государственного водного фонда;
— земли государственного запаса.
Кодекс устанавливал для каждой категории земель особый порядок их предоставления в пользование, правовую охрану земли. В качестве обязательных условий землепользования Кодекс называл пользование земельным участком в тех целях, для которых он предоставлен. Допускалась возможность изъятия земли у недобросовестных землепользователей.
Большое внимание Кодекс уделял землепользованию граждан. Граждане могли пользоваться земельным участком только в двух целях: получении сельскохозяйственной продукции и индивидуального жилищного строительства. Огороды, сады должны были служить подсобным хозяйством. Они не могли служить основным источником дохода.
Вместе с тем Кодекс допускал возможность выхода колхозника из колхоза и предоставление ему 0,20 га приусадебного участка и 1 га полевого надела. Наем рабочих категорически запрещался.
Таким образом, Кодекс последовательно проводил принципы социального землепользования.
Однако положения закона проводились в жизнь крайне непоследовательно. Министерства грубо нарушали права предприятий. Многие положения закона отменялись инструкциями. Поэтому в 1983 г. было принято новое положение о предприятиях, основные положения которого стали реализовываться уже под руководством М.С.Горбачева.
Новый жилищный кодекс РСФСР 1983 г. закреплял демократический порядок получения гражданами РСФСР бесплатного жилища, за счет общественных фондов потребления. Как правило, жилище предоставлялось в виде отдельной квартиры на семью.
КЗоТ РСФСР 1971 г. не только закреплял демократические права, но и содержал реальные гарантии их реализации. Так, КЗоТ разрешал заключать трудовой договор, как в устной, так и в письменной форме. Установил обязанность администрации предприятия объявлять работнику под расписку приказ о его принятии на работу. Фактическое приступление работника к работе рассматривалось как заключение трудового договора, независимо от того, был ли оформлен прием надлежащим образом или нет. Закрепил перечень лиц, которым, не устанавливался испытательный срок и т.д.
КЗоТ установил право работников обжаловать в народном суде решение администрации по трудовым спорам, определил четкий порядок расторжения трудового договора по инициативе работника (ст.31).
Трудовые права работников, установленные КЗоТ, охранялись профсоюзами.
Определенные изменения происходили в земельном и колхозном праве. Так, земельный Кодекс РСФСР 1970 года поделил единый государственный земельный фонд на 6 категорий:
— земли сельскохозяйственного назначения;
— земли населенных пунктов;
— земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения;
— земли государственного лесного фонда;
— земли государственного водного фонда;
— земли государственного запаса.
Кодекс устанавливал для каждой категории земель особый порядок их предоставления в пользование, правовую охрану земли. В качестве обязательных условий землепользования Кодекс называл пользование земельным участком в тех целях, для которых он предоставлен. Допускалась возможность изъятия земли у недобросовестных землепользователей.
Большое внимание Кодекс уделял землепользованию граждан. Граждане могли пользоваться земельным участком только в двух целях: получении сельскохозяйственной продукции и индивидуального жилищного строительства. Огороды, сады должны были служить подсобным хозяйством. Они не могли служить основным источником дохода.
Вместе с тем Кодекс допускал возможность выхода колхозника из колхоза и предоставление ему 0,20 га приусадебного участка и 1 га полевого надела. Наем рабочих категорически запрещался.
Таким образом, Кодекс последовательно проводил принципы социального землепользования.
продолжение
--PAGE_BREAK--