Реферат по предмету "Политология"


Политическая система общества 6

--PAGE_BREAK--Другой (более развитой) формой монархического правления была римская монархия. Она пришла на смену Римской республике. Ее основной чертой (по крайней мере, на первых этапах) было сосуществование монархических и республиканских государственных институтов. Однако впоследствии римская монархия приобрела более выраженный централизованный характер, отчасти сопоставимый с восточными деспотиями. Поддержка римской монархии осуществлялась армией.
Феодальная монархия – это форма государственного правления, которая существовала в условиях феодального общества. Сам принцип устройства этого общества накладывал отпечаток на данную форму государственного правления, а потому феодальная монархия была выделена в отдельную разновидность.
Конечно, на разных этапах развития феодального общества формы правления отличались друг от друга. Иначе выражаясь, феодальная монархия на протяжении своей истории претерпевала достаточно заметные изменения. Однако это не означает, что она может быть выделена как самостоятельная форма правления, поскольку для феодальной монархии характерен ряд признаков, которые являются общими для всех ее разновидностей.
Рассмотрим разновидности феодальной монархии.
Для раннефеодальной монархии была характерна достаточно слабая королевская власть. Это означает, что в руках монарха была сосредоточена не вся власть; фактически раннефеодальные государства состояли из множества относительно самостоятельных княжеств и герцогств, а крупные феодалы в незначительной степени зависели от власти короля. В истории европейских государств можно найти много примеров, когда крупные феодалы отказывались признавать власть короля и всячески стремились ограничить ее.
Кроме того, в раннефеодальной монархии основным принципом организации и управления общественной жизнью был институт вассалитета. Его специфической чертой является строгая иерархичность. Так, например, рыцари в европейских странах, находившиеся на низшей ступени иерархии, были в непосредственном подчинении у знати, принадлежавшей к среднему слою, то есть были ее вассалами; знать среднего слоя – в непосредственном подчинении у короля. При этом важно, что вассал подчинялся только своему сеньору – при совершенной независимости от сеньора своего сеньора.
Сословно-представительная монархия, которая пришла на смену раннефеодальной монархии и существовала в европейских странах в XIII – XIV веках, отличалась гораздо более сильной концентрацией власти в руках монарха. Если на ранних этапах развития феодализма власть в непосредственном подчинении у монарха находилась только высшая знать, с опорой на которую во многом и осуществлялось правление, то в период существования сословно-представительной монархии компетенция верховного правителя заметно увеличилась, и правление осуществлялось уже с учетом интересов дворянства всех уровней, а также зажиточного городского населения и духовенства.
Характерной чертой сословно-представительной монархии является наличие представительного органа (например, русских земских соборов, английского парламента, польского вольного сейма и т.д.), который обладал значительными полномочиями и даже в значительной степени ограничивал власть короля (царя). Такой представительный орган формировался из дворянства, духовенства и городского населения.
Абсолютная монархия – форма правления, которая установилась в феодальных государствах в период их упадка и пришла на смену сословно-представительной монархии. При абсолютной монархии вся власть сосредоточена в руках одного лица – монарха; ранее влиятельные представительные органы практически лишаются возможности воздействия на политическую жизнь государства и превращаются в формальные организации. Для абсолютной монархии не характерно разделение властей: и законодательная, и исполнительная, и судебная власть оказываются у монарха, который имеет право единолично решать все связанные с ними вопросы и таким образом оказывается обладающим абсолютной властью в рамках данного государства (на основании чего данную разновидность монархии и называют абсолютной).
В период зарождения и расцвета капитализма монархия также претерпевает определенные изменения и приобретает формы, которых она не имела ранее. Разновидность монархии, возникающей в период формирования капиталистических отношений, получила название конституционной монархии. Конституционная монархия возникает в результате постепенного приспособления абсолютной монархии к зарождающимся капиталистическим отношениям и интересам буржуазии. В то же время при данной форме правления буржуазия не приобретает абсолютного господства, а сама капиталистическая монархия, в конечном счете, представляет собой результат компромисса между дворянством, которое не желает отказываться от своих преимуществ, и буржуазии, которая стремится защитить свои интересы.
Выделяют две основные разновидности конституционной монархии: парламентскую и смешанную (дуалистическую). При парламентской монархии власть монарха существенно ограничивается, особенно в сфере законодательной и исполнительной власти. Основным органом, который осуществляет функции в указанных сферах, является парламент и глава государства, назначаемый выборным путем.
Выборная система в этом случае выглядит следующим образом. В процессе выборов избирается парламент, партия, получившая большинство голосов (или несколько таких партий), формируют правительство, а лидер партии, обладающий большинством мест в парламенте, автоматически становится главой государства. Важно, что монарх в парламентской монархии практически не способен оказывать влияния на политическую и прочую деятельность парламента и правительства, поскольку парламент является конечной властной инстанцией, а правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Законодательная деятельность при этом осуществляется парламентом, который создает и принимает законы; роль монарха сводится в основном к их утверждению. Фактически монарх не принимает сколько-нибудь заметного участия в процессе принятия законов, так как его утверждение закона – во многом формальная процедура, и монарх редко не утверждает принятые парламентом законы.
Таким образом, при парламентской монархии достигается независимость исполнительной и законодательной власти от монарха.
Парламентская монархия существует в таких развитых странах, как Великобритания, Швеция, Голландия, Дания и др.
При смешанной (дуалистической) монархии правительство, наоборот, формируется не парламентом, а монархом, и фактически не зависит от парламента.
Данная форма правления получила название дуалистической в силу того, что в государстве существует два независимых органа. Первый из них – правительство – защищает интересы монарха и крупных феодалов, тогда как второй – парламент – стоит на стороне буржуазии. Другими словами, данная форма правления позволяет уравновесить государственную систему и сохранять баланс между указанными двумя классами.
В настоящее время дуалистическая монархия имеет очень слабое распространение. Однако в качестве примера можно привести форму правления кайзеровской Германии, которая просуществовала с 1871 по 1918 гг.
Республиканская форма правления характеризуется тем, что носителем политической власти являются государственные выборные органы, а, в конечном счете – народ, который эти органы «назначает» в процессе выборов.
Точно так же, как и монархическая форма правления, республика существовала на всех этапах развития человечества. На этом основании обычно и принято строить классификацию ее разновидностей.
Рабовладельческая республика имеет две основные разновидности: аристократическую и демократическую. Демократическая рабовладельческая республика сформировалась в Афинском государстве. Для нее было характерно участие в выборах государственных органов всех свободных граждан; такого права не имели только рабы. Другими словами, в выборах мог участвовать любой гражданин государства независимо от того, был ли он рабовладельцем или нет. Конечно, демократичность Афинского государства была в большей степени юридической, чем фактической, поскольку помимо рабов в общественной жизни не могли принимать участия бывшие рабы (например, вольноотпущенники), лица моложе 20 лет, а также женщины.
Основным органом Афинского государства, который обладал наибольшей властью, было Народное собрание. Сферой его деятельности были в основном вопросы, связанные с принятием законодательства, хотя ему было также дано право заключать международные договоры, решать вопросы, связанные с государственными преступлениями и т.д. Исполнительная власть находилась в руках Совета пятисот, который избирался каждый год и занимался распределением государственных денег, контролем за исполнением принятых Народным собранием законов и за деятельностью должностных лиц. Кроме того, Совет пятисот осуществлял подготовку законов, которые затем принимались или отклонялись Народным собранием.
Аристократическая рабовладельческая республика существовала в Риме с VI по I в. до н. э. Фактически в Римской республике законодательной властью обладали магистраты – должностные лица, которые решали вопросы, связанные с управлением государством и судопроизводством. Именно эти лица, избиравшиеся из числа рабовладельцев, создавали законы.
Однако данные законы должны были приниматься другими представительными органами – народными собраниями. И лишь после того, как закон был утвержден народным собранием, он обретал юридическую силу.
После этого закон должен был утверждаться Сенатом – еще одним органом, который формировался из представителей крупной аристократии. Демократичность Римской республики была в значительной степени ограниченной, поскольку Сенат обладал правом отклонять законы или приостанавливать их действие; к тому же Сенат обладал большей частью исполнительной власти, то есть отвечал за распределение государственных финансов, мог вводить новые налоги и т.д. В случае если социальная напряженность в государстве обострялась, Сенат имел право вводить диктатуру, то есть передавать всю власть одному назначавшемуся лицу – диктатору.
Феодальная республика в основных своих чертах напоминает аристократическую рабовладельческую республику, поскольку высший государственный орган формировался при ней выборным путем за счет представителей знати, духовенства и купечества. Такой совет сосредотачивал в своих руках практически всю полноту государственной власти.
Республиканская форма правления, возникшая в результате формирования капиталистических отношений, получила название конституционной республики. Конституционная республика является наиболее демократичной формой государственного правления, которая может существовать в рамках капитализма.
Конституционная республика имеет две разновидности: парламентскую и президентскую. В парламентской республике, примером которой могут служить такие государства, как Германия, Австрия, Италия, властью в наибольшей степени наделяется парламент, который формируется выборным путем; именно перед парламентом несет ответственность правительство. Правительство формируется за счет представителей партий, которые набрали большинство голосов в процессе парламентских выборов; аналогично, то есть также парламентом, избирается и президент; выборы президента могут также осуществляться и специальной комиссией, которая назначается парламентом. Роль президента в политической жизни в рамках парламентской республики минимальна или, по крайней мере, заметно меньше роли прочих государственных органов.
Президентская республика, которая существует, например, во Франции и США, отличается тем, что всенародно избираемый президент одновременно выполняет две функции – функцию главы государства и функцию главы правительства. При этом ответственность за свои действия правительство несет не перед парламентом, а перед президентом. Если президент и правительство практически полностью обладают исполнительной властью, то парламент исполняет роль законодательного органа.
Например, в России Президент обладает правом подписывать и обнародовать федеральные законы, что фактически означает, что он имеет право последнего слова в процессе принятия законов. Кроме того, Президент в России имеет право назначить выборы в парламент (Государственную Думу), а также распустить ее в случае, если она нарушит положения, записанные в Конституции. Именно от Президента в России зависит то, какую внутреннюю и внешнюю политику будет проводить государство.
Формы государственного устройства
Второй элемент, в котором реализуются способы и средства политической власти, — это государственное устройство. Под государственным устройством понимают внутреннее строение государства, то есть его деление на территориальные образования, которые одновременно являются составными частями государства и обладают определенной степенью самостоятельности.
Выделяют три основные формы государственного устройства:
1.Унитарное государство – это единое, целостное образование, которое обладает единой системой законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единой финансовой системой и, что наиболее важно, одной Конституцией.
2. Федерация – это объединение государств или государственных образований (например, республик, кантонов, штатов). Федеративное государство обладает единой законодательной, исполнительной и судебной властью, имеет законы, которые действуют на его территории и т.д. Однако в каждом из членов федеративного государства действуют также и свои властные органы, а также существуют свои Конституции и другие законы.
3. Конфедерация – это объединение государств, при котором государства сохраняют свою самостоятельность, то есть существуют в соответствии с собственным законодательством и обладают независимой от другого члена конфедерации законодательной, исполнительной и судебной властью. Создаются такие объединения в связи с тем, что перед разными государствами стоят одинаковые экономические, политические, военные или какие-то иные цели; при достижении данных целей конфедерация обычно прекращает свое существование. Координация между государствами осуществляется посредством объединенных органов, которые в целом обладают небольшой компетенцией, ограниченной вопросами, послужившими основанием для создания конфедерации.
Политический режим
Под политическим режимом обычно понимают способ функционирования политической сферы общества. Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, то есть государства, политических партий и движений, политических институтов и т.д. Он (наряду с государственным устройством и формой государственного правления) представляет собой третий элемент, в котором реализуется средства и способы осуществления политической власти.
Существует множество классификаций политических режимов. Однако в основе большинства из них лежат одни и те же критерии, а именно: степень политической свободы, наличие или отсутствие возможности политического выбора, принципы, по которым строятся взаимоотношения между государством и гражданским обществом, наличие или отсутствие оппозиции, а также возможность ее открытого существования, тип политической культуры.
Выделяют три типа политических режимов:
1. Демократический режим характеризуется большой степенью политических свобод, плюрализмом в политической, идеологической и экономической сферах, а также высокой степенью обратной связи между гражданами и властью. Демократия предполагает, что основным источником власти является народ. Этот признак называют также суверенитетом народа.
Кроме того, любой демократический режим предполагает равенство граждан в их правах.
Современные демократические государства живут в соответствии с принципами либерализма.
Наконец, для демократических режимов характеренпринцип большинства. При помощи этого принципа в современном демократическом обществе обосновывается принятие тех или иных решений. Принцип большинства, конечно, имеет свои недостатки, поскольку часто исключает возможность учета мнения меньшинства. Однако принцип большинства позволяет в наибольшей степени следовать принципу суверенитета народа, и благодаря нему власть получает мощную обратную связь.
2. Авторитарный режим характеризуется низкой степенью свободы в политической и идеологической сферах.
В авторитарных государствах деятельность средств массовой информации весьма ограничена, а потому открытое выражение мнения народа через них оказывается частично заблокированным или даже вообще невозможным.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовый результат организации
Реферат Вексельные операции в коммерческом банке
Реферат Административная ответственность за нарушение налогового законодательства
Реферат Анализ уроков учителя истории Полуяновой Светланы Валерьевны
Реферат Экологические последствие землетрясений
Реферат Бухгалтерский учет в России: основные направления развития
Реферат Источники привлечения и набора персонала
Реферат «За Кремлёвской стеной» (Заочная экскурсия по Московскому Кремлю) Цель
Реферат Основы организации работы по ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях
Реферат Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века
Реферат Drugs In Football Making An Appropriate Decision
Реферат Развитие школ в США
Реферат Україна під владою Польщі
Реферат Нелегальные рубки и торговля древесиной
Реферат Педагогические идеи Абу Райхона Беруни