Реферат по предмету "Политология"


Политический пиар

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПИАР
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1 Механизмы политического ПР
2 Деятельность ПР-служб
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
ПолитическийПР имеет чрезвычайное значение, как в период проведения предвыборных кампанийтак и между выборами: до выборов не бывает много времени. ПР политическийизбирательной кампании, представляет «подводную часть» айсберга изначительно превосходит открытую политрекламу и по объёму работ, и по значению.
Политический ПРвключает в себя следующие этапы:
·  организация и проработкавстреч с избирателями и на предприятиях;
·  привлечение илинейтрализация административного ресурса;
·  создание репутациисоциально ответственного человека;
·  анализсоциально-политической обстановки в регионе;
·  ведение предвыборныхкомпаний и др.;
Политический ПРсегодня прочно занял свои позиции в политическом консалтинге. Политический ПР –это сфера деятельности, в которой требуются исключительные профессиональныенавыки, организаторские способности, опыт, интеллект и, несомненно, творческийподход.
ПР –формирование устойчивых, сочетающих институциональные и неформальные каналывзаимодействия, информационно-коммуникативных связей, отвечающих как требованиюнадежности взаимодействия, полноты, объективности, непротиворечивостиинформации, так и учету фактора неизбежной стохастичности социальных процессов[1].
ПР всовременной России – это совершенно новая сфера деятельности. Однако уже сейчасможно говорить о некоторых особенностях развития ПР в России. В России в полномсоответствии с требованиями рынка ПР-технологии получили наибольшеераспространение там, где больше всего платят, а именно, в политической сфере, идаже более конкретно — в избирательных кампаниях.
Дляполитических партий и общественно-политических движений взаимодействие собщественностью так же важно, как и для органов государственной власти имуниципального управления. В большинстве политических партий иобщественно-политических движений создаются и функционируют специальные службыПР, а там, где их нет (однако даже в России, такое случается крайне редко),функции ПР выполняются лидерами этих политических движений и их аппаратом.Общие моменты деятельности служб ПР, как в органах государственной власти, таки в политических институтах гражданского общества, можно охарактеризоватьследующим образом:
— ониустанавливают, поддерживают и расширяют связи и контакты с общественностью, сдругими субъектами политического процесса, а также их службами ПР;
— информируютобщественность о политической позиции государства, той или иной политическойпартии или объединения, разъясняют детали и мотивы принятия тех или иныхрешений;
— осуществляют социально-политический мониторинг, иными словами, изучаютобщественное мнение, расстановку политических сил, социально-политическиепроцессы и политическую конъюнктуру;
— отслеживаютобщественную реакцию на принимаемые действия или политические заявления;
— прогнозируют развитие общественно-политических процессов, возможные последствияпринимаемых решений и проводимых акций;
— обеспечивают субъект политики аналитической информацией, в том числе, ирекомендациями по поводу предпочтительности тех или иных форм коммуникации, атакже собственно содержания передаваемой информации;
— формируютблагоприятный имидж субъекта политики, его структур и лидеров, защищают имидж иосуществляют контрпропагандистские акции.
1 Механизмыполитического ПР
Существуетогромное количество компаний, которые занимаются проведением ПР кампаний вовремя предвыборной гонки. Компании применяют различные механизмы для успешногопроведения ПР кампаний. Используются следующие механизмы политического ПР[2]:
· конструируетили разрешает противоречие;
· маскируетсовершаемые действия – противник, не сопротивляясь, идёт в худшую -ситуациюиз-за непонимания общей картины происходящего;
· реализуетплан, в котором от конкурента ничего не зависит, – происходит его «выключение»из управления событиями;
· создаётситуацию, при которой конкурент, выбирающий более предпочтительный путь,попадает в ловушку;
· позволяетиспользовать чужие (конкурентов, знаменитостей, населения, государства) – ресурсы(времени, имиджа, денег, власти, информации);
· выявляетскрытые, незамеченные ресурсы или «оживляет» потерянные.
ПР имиджявляется важным аспектом общего восприятия и оценки политика. ПР имидж –объективный фактор, играющий большую роль в оценке любого политическогокандидата. Имидж целенаправленно формируется в массовом сознании с помощью ПР,рекламы либо пропаганды. Имидж можно направленно формировать, уточнять илипеределывать с помощью модификации деятельности, поступков и заявленийсоциального субъекта. С помощью ПР формируется как позитивный, так и негативныйимидж. ПР-агентства при создании имиджа политическому кандидату опираются наего темперамент, внешность, характер, семью, прошлое. Формированиеполитического имиджа может быть полностью контролируемым и выстраиваемым посхеме. Приемы могут меняться в зависимости от обстоятельств. Целенаправленноеформирование политического имиджа – трудоемкий процесс, который под силу уже неодиночкам, а специализированным ПР-агентствам.
ПР-приемы вполитике – это комплекс мер при помощи которых pr-специалисты достигают своихкоммуникативных целей и выполнения задач, реализуя разработанную ПР –стратегию. Специалисты по проведению ПР кампаний имеют в своем распоряженииочень большое количество всевозможных средств и приемов, с помощью которыхпроводится кампания.
Для успешногопроведения ПР кампании в политике, ПР-специалисты применяют особые ПР-приемы. ПР-приемыдолжны быть четко спланированы и организованы. Специалисты по ПР применяют длякаждого отдельного политика разные pr-приемы.
ТрадиционнымиПР-приемами в политике являютя:
1. имиджпобедителя и аутсайдера;
2. ложнаяпопулярность;
3. долгиепереговоры;
4. ложнаяподдержка;
5. столкновение(искусственноестолкновение двух партий с помощью подставных лиц, событий и так далее);
6. выборбез выбора (в прессе искусственно создается образ безвыходности ситуации);
7. чрезмерныйпозитив (в адрес политика высказывается слишком много позитивного переходящегов похвальбу).
ПР-технологиив политике – это технологии, которые позволяют потребителю формировать общеемнение о том или ином политическом деятеле. С помощью ПР-технологий можноразобрать любую конкретную ситуацию и получить необходимые рекомендации поданному вопросу. Одной из ПР-технологий является спичрайтинг[3].
Спичрайтинг –написание ПР-текста, предназначенного для устного исполнения, а такжеконсалтинг первого (должностного) лица по организации публичного выступления иего исполнению. В узком смысле – исполнение текста устного публичноговыступления для руководителя (должностного лица) базисного субъекта ПР. Такжеразличают коммуникативную ПР-технологию, рассчитанную на массовое воздействие.
Крайне редкоприменяются персональные ПР-технологии, которые используются длясамостоятельного управления собственной судьбой на работе или семьей.2Деятельность ПР-служб
ДеятельностьПР-служб в политических партиях и общественно-политических организациях имеет исвою специфику[4]:
Во-первых,ПР-службы политических партий по сравнению с государственными ПР-службами имеютменьший масштаб деятельности. Меньшие масштабы деятельности вызваны тем, что уполитических партий более ограниченны финансовые, материальные иорганизационные ресурсы. В деятельности политических партий не являетсяредкостью отсутствие специальных ПР-служб и отделов.
Во-вторых,ввиду того, что деятельность политических партий нацелена на “завоевание”своего электората, их деятельность в сфере ПР направлена на определенные слоинаселения и поэтому имеет нередко характер пропаганды. Политические партиистремятся удержать в орбите своего влияния свою социальную группу. Государственныеорганы в этом отношении должны быть менее политизированы, избегать агитации ипропаганды в пользу той или иной политической группировки.
В-третьих,политические партии, как правило, действуют в условиях сильной конкуренции состороны других партий. Поэтому они вынуждены быть динамичными и быстрореагировать на изменения в обществе. Сила и преимущества политических партийзаключаются в том, что они призваны отмечать недостатки и ошибкигосударственных органов, оперативно выдвигать новые предложения и идеи наполитический рынок.
В современнойРоссии использование технологий ПР политическими партиями получило широкоераспространение особенно в периоды проведения избирательных кампаний.
Рынокполитических ПР-услуг в современной России нельзя назвать очень большим. Избирательнуюкампанию можно считать одним из видов ПР-кампании. Эффективная избирательнаякампания – это результат эффективной ПР-кампании.
В принципе,избирательная кампания состоит из таких же, аналогичных проведению любойПР-кампании, элементов. Задачи избирательной кампании по существу совпадают сзадачами любой ПР-кампании[5]:
— установитьпервоначальные отношения с целевой аудиторией;
— создатьзапоминающийся имидж;
— укрепитьдоверие к нему;
— изменитьповедение целевой аудитории.
С нашей точкизрения, основными проблемами для политических партий в условиях современнойРоссии являются задачи определения целевой аудитории и разработкасоответствующего имиджа. Поскольку проблемы с определением своей социальнойбазы и соответственно целевой аудитории, очевидно, существуют у большинствапартий, кроме КПРФ, постольку возрастает роль имиджа и политической рекламы,которые строятся не на рациональных доводах, основанных на экономическихпрограммах или политических платформах, а на эмоциональном впечатлении.
Основнойаксиомой работы в области ПР для политиков является то, что население не имеетнепосредственного выхода на политика, оно реагирует на его образ, имидж,телевизионную картинку. Происходит как резкое сужение канала (теперь мыполучаем информацию только по двум из них – слуховому и зрительному), так ирезкое сокращение времени на оценку (мы видим кандидата, к примеру, полторыминуты в день). Это резкое сокращение информационного разнообразия сказываетсяв том, что избиратель скорее реагирует на определенные идеализации. Он как бысравнивает кандидата со своим идеальным представлением о том, каким должен бытьпрезидент, каким должен быть депутат. Поэтому операции по продвижению политикасостоят из трех элементов[6]: отбор теххарактеристик, которые аудитория считает важными для кандидата на данныймомент; внедрение этих характеристик в образ кандидата; “продажа” этого образаизбирателю.
Успехи такихполитических партий, которые основываются на качественной политической рекламеили шоу-менских качествах лидеров. Наиболее яркий пример – ЛДПР.
Выбираемаямодель избирательной кампании и имеющиеся финансовые ресурсы имеют большоезначение, однако не менее важным является их творческое применение людьми,которые используют избирательные технологии. Выборы всегда непредсказуемы.Даже, используя одну и ту же модель избирательной технологии и исповедуяпримерно одну и ту же идеологию, можно получить совершенно разные результаты.
Из опытапоследних избирательных кампаний можно сделать также вывод о том, чтополитические партии и политические лидеры, участвующие в избирательной гонке,стремятся комбинировать различные модели избирательных технологий с тем, чтобыизбежать недостатков, сопутствующих каждой из них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политическиепартии в современной России еще очень слабы и неструктурированны. Онифункционируют в виде протопартий, неукорененных в обществе. Фактический переходсферы организации избирательных кампаний из области политики в область бизнесавызвал несколько важных последствий.
Во-первых,возросла эффективность действий “новых профессионалов” (политическихконсультантов) по сравнению со “старыми профессионалами” – командой поддержкикандидата, рекрутированной из числа его партийных соратников. Партийныеполитики могут руководствоваться в своей деятельности соображениями карьерногороста, идеологическими убеждениями, надеждой на материальное вознаграждение ит. п. Горизонт их целеполагания не связан с ближайшими выборами и успехом этогоконкретного кандидата. В отличие от них, политические консультанты имеют передсобой однозначно очерченную задачу – клиент должен занять выборный пост. Этазадача вполне калькулируема, поскольку может быть преобразована в проблемумаксимизации голосов избирателей, полученных кандидатом-клиентом. Максимизацияголосов избирателей не является тривиальной электоральной задачей, посколькуэта цель может противоречить долгосрочной партийной стратегии.
Во-вторых,сократилось общее пространство политики, как сферы материально-рациональнойдеятельности. В данном контексте возрастание роли политического консалтингаможет быть поставлено в один ряд с такими тенденциями эволюции современныхполитических систем, как “конец идеологий” и “упадок партий” (при всейспорности утверждений о наличии этих тенденций в действительности).Принципиальность или идеологичность партийного соревнования за поддержкуизбирателей и достижение власти в результате получения такой поддержки с самогоначала процесса формирования новоевропейских демократических режимов считаласьодним из факторов, оправдывающих существование партий, часто воспринимаемых как“неизбежное зло”. Деидеологизация политики является симптомом элиминированияфункции целеполагания и свидетельством кризиса попыток рациональногопроектирования хода человеческой истории в целом.
Лишь теперь вполитическую практику стали активно внедряться методы политического маркетинга,радикально отличающиеся от старомодной политической пропаганды[7].Если методы пропаганды мало отличались от концепции расширения сбыта готовогопродукта (партийной идеологии), то маркетинговый подход предполагаетобязательное первоначальное изучение потребностей потребителей (избирателей) илишь затем переход к производству конкурентоспособного товара (имиджаполитических лидеров и, по преимуществу, деидеологизированных партий). Связи собщественностью становятся основным содержанием политической деятельностипрофессиональных политиков. И эта деятельность уже немыслима без участияполитических консультантов.
ПР в деятельностиполитических партий – это совершенно новое, бурно развивающееся направлениедеятельности, поскольку именно при помощи ПР-технологий так называемымполитическим партиям удается собирать голоса избирателей в свою поддержку.
Исходя извышесказанного, особенно важной задачей служб ПР в политических партиях иобщественно-политических движениях современной России является поиск иопределение своей социальной базы, поддержание постоянных связей с ней,отслеживание изменений в ее настроении и взглядах на текущую политическую ситуацию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АгиУ., Кэмерон Г., Олт Ф. и др. Самое главное в PR. – СПб.: Питер, 2004.
2. БлэкС. Введение в паблик рилейшнз. – Ростов – н – Д., 1998.
3. ГозманЛ.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, Издательство«Феникс»,1996.
4. ГончаровВ. Политический консалтинг в России: конец эпохи всемогущества. // Полития. –1999. – №2.
5. ГоулдФ. Стратегическое планирование избирательной кампании. // Политическиеисследования. – 2003. – №4.
6. ЗотоваЗ. Избирательная кампания: технологии организации и проведения. – М., 2005.
7. ИльясовФ.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. – М.:Издательство ИМА-пресс, 2000.
8. КовлерА. Избирательная кампания: организация и методы работы. – М., 1995.
9. КошелюкМ.Е. Технологии политических выборов. – СПб.: Питер, 2004.
10.  Почепцов Г. Пабликрилейшнз для профессионалов. – Киев, 2004.
11.  Цулазде А.М. Имиджлидера. Психологическое пособие для политиков. – М.: 2003.
12.  Цулазде А.М. Формированиеимиджа политика в России. – М.: 2002.
13.  Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.