Реферат по предмету "Политология"


Политическая власть, сущность и социальное назначение

Реферат
«Политическая власть, сущность и социальное назначение»
Власть, ее социальный смысл
Центральным пунктом теории политики является проблема власти.Она дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений, самойполитики.
Власть — слово, которое на устах у всех. Натуралисты говорято власти над природой, социологи — о власти социальной, юристы — о властигосударственной, психологи — о власти над самим собой, родители — о семейнойвласти. Мы часто пользуемся этим термином, не особенно задумываясь о его смысле.Но при внимательном рассмотрении смысл этого понятия становится достаточно проблематичным.
Проблема власти притягивала к себе внимание мыслителей сантичных времен. Томас Гоббс рассматривал власть как способ достигнуть благо вбудущем, а саму жизнь — как вечное и неустанное стремление к власти, котороеостанавливается только со смертью. Через два столетия Александр Гамильтон задалриторический вопрос: «Что такое власть, как не способность или дарчто-нибудь осуществить?». В начале нынешнего века Макс Вебер определилвласть как возможность индивидуума осуществить свою волю вопреки противодействиюдругих. В то же время X. Андерсон думает, что властьсовсем не*принадлежит одному отдельному человеку, а только группе людей,которые действуют вместе. «Власть, — писала она, — означает способностьчеловека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другимилюдьми. Власть не является собственностью одного индивидуума — она принадлежитгруппе до того времени, пока эта группа действует согласованно». Рядученых (П. Морриес, А. Гидденс) указывали на то, что власть — не просто способповлиять на кого-нибудь (некоторый А тем или другим способом влияет на В) илина что-нибудь, а действие как процесс, направленный на изменение кого-нибудьили чего-нибудь.
Если суммировать всё разнообразие подходов к анализупроблемы, то можно выделить в научной литературе несколько основных концепцийвласти. Вот они:
Бихевиористскаяконцепция, всоответствии с которой власть является особенным типом поведения, основанным навозможности изменения поведения других людей (английское слово behavior означает «поведение»).
Телеологическая, в соответствии скоторой власть — это достижение определенных целей, получение определенныхрезультатов.
Инструменталистская, которая трактуетвласть как возможность использования определенных способов, в том числе насилия.
Структуралистскийподход рассматриваетвласть как особенного рода отношения между теми, кто управляет, и теми, кемуправляют. Американский политолог Г. Саймон использует понятия «власть»и «влияние» как синонимы.
Реляционцстскаяконцепция власти. Латинскоеслово relatio означает «донесение». Властьопределяет/>ся как отношения междулицами, которые дают возможность одному индивиду или группе изменять поведениедругого индивида или группы. Тут основное внимание фокусируется на ролевыхотношениях, подчеркивается асимметричность властных отношений между субъектамии объектами власти.
Структурно-функциональнаяконцепциявласти. В рамках структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) власть рассматриваетсякак отношения неравноправных субъектов, играющих в обществе разные социальныероли. Общество рассматривается сторонниками этого подхода как система, вкоторой каждый элемент выполняет определенные функции. Власть обеспечиваетжизнедеятельность системы: предписывает субъектам выполнять обязанности,налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достиженияобщих целей.
Помимо названных, существуют и другие подходы кпроникновению в сущность власти. Однако до конца описать, объяснить это явлениесоциальной жизни не удалось ни одной научной школе.
В общем понимании слова, власть — это способность ивозможность осуществить свою волю (классом, группой, личностью, государством,партией и т.д.), оказывать определенное влияние на деятельность, поведениелюдей с помощью авторитета, права, насилия и других способов.
Ясно, что власть возникает при наличии определенных условий.Польский социолог Е. Вятр полагает: "… Общее определение власти должновключать следующие элементы:
не менее двух партнеров отношений власти, причем этимипартнерами могут быть как отдельные лица, так и группы лиц;
приказ осуществляющего власть, то есть выражение им воли поотношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозойприменения санкций в случае неповиновения выраженной таким образом воле;
подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ееосуществляет, то есть подчинение выраженной в приказе воле осуществляющеговласть;
общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказыимеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчинитьсяприказам осуществляющего власть".
Власть исторически возникла как одна из жизненно важныхфункций человеческого социума. Она имела цели:
1) обеспечить выживание человеческому сообществу передвозможной внешней угрозой;
2) создать гарантии существования индивидов внутри этогосообщества. Возникнув как служебная функция, она постепенно становитсядоминирующей, чему благоприятствовали постоянные войны и завоевания. Властьимеет универсальный характер с того времени, как возникло государство. Онаявляется универсальной категорией в истории человечества, но в разные временавзаимосвязь между субъектами и объектами власти имела свои особенности.
 Власть и ее проявления
Общество как сложная система с самоуправлением требуетуправления, которое даже в таком социально однородном виде, как первобытноеобщество, невозможно без властвования. На всех этапах своего развития обществоскладывалось из множества элементов, подсистем с разной мерой соподчинения. Властьи порожденная ею субординация обеспечивали согласованность элементов,составлявших единое целое, интегрировала их, обеспечивала целостность общества.
Власть в социальных структурах создается через передачучасти собственной воли каждого из массы в центр, где собирается определенная,недоступная каждому, информация, которая позволяет осуществить властныеполномочия.
В обществе власть имеет множество проявлений — экономическая,политическая, семейная и т.д.
Политическая власть как один из ее видов характеризуетсяспособностью определенного класса, группы, социального слоя проводить свою волюпосредством политики и правовых норм.
Для реализации политической власти необходимы:
общественное разделение между группой (или группами),которая осуществляет власть (правящие партии и классы) и группой (или группами),в отношении которой власть осуществляется (все остальное население даннойстраны);
организованное принуждение как основа реализации власти.
В обществе власть обеспечивает порядок, то есть приведениеповедения субъектов в соответствие с нормами и ценностями системы.
Структурно власть включает в себя три элемента:
господствующий интерес (объективно обусловленный мотивдеятельности субъекта, направленный на достижения определенной цели);
механизм, который выражает его волю;
способы обеспечения данного интереса.
Политическая власть имеет разные формы, среди них — государственнаявласть, партийная власть, информационная власть и т.д.
В обществе, несмотря на множество видов и форм власти,которые действуют в разных его сферах, только одна власть может доминировать,придавать ему целостность в условиях действия разных социальных сил и групп. Это- государственная власть, так как только государство объединяет все населениестраны и представляет его интересы и волю.
Наиважнейшими чертами государственной власти являются:
публичный характер;
монополия на наличие специального аппарата принуждения,способов организованного и законодательно — институированного насилия;
наличие определенного территориального пространства, накоторое распространяется государственный суверенитет, что определяет границыгосударственной власти;
монополия на правовое, юридическое закрепление власти;
обязательность властных распоряжений для всего населения.
Государственная власть выполняет в обществе разные функции,а именно: устанавливает законы, осуществляет правосудие, руководит всемиаспектами жизнедеятельности, мобилизует население и т.д. Поставленных целей онадостигает разными средствами — экономическим стимулированием и принуждением,политическим и идеологическим влиянием, правовыми, юридическими нормами исанкциями.
К основным функциям власти относятся, во-первых, функциигосподства, во-вторых, функции руководства, в-третьих, управления иорганизации, в-четвертых, контроля.
Господство— это подчинение (полное иличастичное, абсолютное или относительное) одних классов, групп, лиц другим.
Руководство— это способность (всоответствии с правом на власть) осуществлять господствующую волю, политикугосударства, партии, класса путем влияния разными методами на управляемыесферы, объекты, коллективы, организации, на отдельных людей.
Управлениеосуществляетсяпрофессиональными политиками, служащими государственного, хозяйственного,партийного и других аппаратов, которые действуют в рамках установленных норм иправил. В нем воплощается техническая сторона реализации управляющей роли.
В наше непростое время часто можно услышать призывы ктвердой, сильной власти. Что такое — сильная власть? Власть, которая основанана принуждении, на страхе подданных? Или на согласии с властью, на готовностиидти за руководящей властью?
Скорее всего, это власть, которая имеет возможностьдействовать эффективно. В свою очередь, эффективность власти можноопределить четырьмя факторами:
адекватное отражение в своей деятельности интересов техсоциальных групп, на которые власть опирается, существенно не ущемляя при этомнасущных интересов других общественных групп;
оптимальная институциональная структура системы власти;
оптимизация процесса принятия и проведения в жизньполитических решений;
уровень политической и правовой культуры населения.
Отсутствие этих условий приводит к кризису власти, еевакууму, а значит, к массовому недовольству, стихийным его проявлениям, анередко и к краху системы власти и замены ее другой.
Итак, политическая власть — сердцевина политики, способреализации политических целей. Содержание политических властных отношений вобществе, структура, механизм и эффективность власти определяются уровнемразвития общества.
Эффективность политической власти, а, значит, и стабильностьобщества зависят от многих факторов, в том числе и от отношений народа ивласти, личности и государства. Совершенствование всей пирамиды власти — от еевысших эшелонов до уровня местного самоуправления — важное условие продвиженияобщества путем прогресса.
 Проблемы легитимности власти
Какими способами осуществляется власть? Долгое время вполитическом лексиконе понятие «власть» отождествлялось с терминами«воля», «принуждение», «насилие». Именно насилиекак способ осуществления власти путем принуждения рассматривалось как главныйинструмент политики.
Но насилие и физическая сила — это лишь частичные основыполитической власти. «Штыки, государь, — говорил Наполеону его министрТалейран, — годятся для всего, но сидеть на них невозможно». Разумеется,было бы целиком нереально исключать насилие из арсенала политических средств.
Однако в той же мере нереалистично принимать насилие и голоепринуждение за единственно эффективный способ политической жизни. Не следуетзабывать, что сила — достаточно грубый способ и примитивный инструментполитики, особенно в современном обществе, где наряду с принуждением, широкораспространенным методом властвования, выступают убеждение и стимулирование(то есть создание стимулов).
«Три основных метода в распоряжении властвующих групп: убеждение,материальная выгода и насилие. Насилие, по всей видимости, есть самыйэффективный в краткосрочной перспективе метод, однако он малоэффективен вкачестве основного метода сохранения власти в течение длительного периода,поскольку принуждает (особенно в современных условиях) к ужесточению приемоввластвования и к их все более широкому распространению.
Самым эффективным (иными словами, самым дешевым) методом,конечно, остается убеждение. Однако все три метода — убеждение, выгода инасилие — всегда присутствуют при всех формах управления» (Ф. Нойман).
Иной точки зрения о ресурсах власти придерживаетсяамериканский социолог О. Тоффлер. В истории человечества власть, по его мнению,опиралась на три ресурса — силу, богатство и знания.
Все три фактора взаимосвязаны и направлены на поддержаниепорядка на любом уровне социальной жизни. Власть силы, по О. Тоффлеру, изжиласебя, несмотря на ее использование как в прошлом, так и в настоящем. Решающимфактором в наши дни становится знание.
Важное значение в политической теории имеет проблема легитимностивласти.
В политическом лексиконе легитимность означает, преждевсего, правомерность, законность политического господства.
Термин «легитимность» (legitime)возник во Франции и первоначально отождествлялся с термином «legalite» — законность. Его использовали для обозначениязаконно установленной власти, в отличие от насильственно узурпированной.
В настоящее время легитимность означает добровольноепризнание населением правомочности власти. М. Вебер включил в принциплегитимности два положения:
1) признание власти правителей;
2) обязанность управляемых подчиниться ей.
Легитимность власти означает убежденность людей в том, чтовласть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения, ихготовность следовать этим решениям. Власти при этом не приходится прибегать кпринуждению. Более того, население допускает применение силы, если другиесредства для осуществления принятых решений не дают эффекта.
На чем, однако, держится убежденность людей в правомочностивласти? В истории немало случаев, когда подданные безоговорочно доверяликровавым, безрассудно жестоким диктатурам и отказывали в доверии разумным ирациональным политикам. Что является внутренним основанием для оправданиягосподства?
Обратимся к одному из известнейших социологов XX столетия — Максу Веберу. В принципе, отмечал М. Вебер,существует три вида внутренних оправданий, то есть основ легитимности. Во-первых,авторитет обычаев, освященных многовековыми традициями, и привычка подчинятьсявласти.
Это традиционное господство — патриарха, племенного вождя,феодала над своими подданными. Во-вторых, отмечает М. Вебер, «авторитетнеобычного личностного дара (харизма), полная преданность и особенное доверие,которое вызывается наличием качеств вождя у какого-то человека (щедрости,героизма и т.д.).
»Харизма" в переводе с греческого означает «дарБожий, благодать». Харизматический тип власти основывается на веренаселения в исключительные качества политического лидера.
У Вебера харизматический тип легитимности распространялся навласть религиозных деятелей (Моисей, Давид, Магомет, Будда), однако в историинередки случаи, когда и исторические деятели обожествлялись.
Жрецы Амона в Ливии провозгласили Александра Македонскоговоплощением Бога Амона. И в наши дни и официальная пропаганда, и народная молвасклонны приписывать политическим лидерам качества на основе желаний ипредставлений, преобладающих у большей части народа.
Харизматический тип власти характеризуется абсолютнойлегитимностью, он преобладает в переходное время, в периоды революций, реформ,когда необходимость глубоких преобразований вызывает на авансцену политикирешительных и мужественных лидеров.
В современных условиях харизматическая легитимность властисохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованногополитического поклонения, то есть своеобразной политической религией. Однако ив других странах легкая вуаль харизмы придает дополнительный вес политическимлидерам.
Наконец, третий тип господства — господство на основе «легальности»,на основе веры участников политической жизни в справедливость существующихправил формирования власти, то есть господство в том виде, делает вывод Вебер,которое осуществляется в рамках современного правового государства.
На практике в чистом виде идеальные типы легитимности несуществуют. Они перемешаны, взаимодополняют друг друга. В посттоталитарныхстранах лидеры, обладающие харизмой (Вацлав Гавел — Чехия, Лех Валенса — Польша,в отдельные периоды — Борис Ельцин), могли смело прибегать к непопулярным, нонеобходимым мерам по преобразованию экономики.
И наоборот, попытки прибегнуть к таким же мерам в странах,где население не доверяет власти, не принесли желаемого результата,натолкнувшись на явное или скрытое противодействие правительственной политике (например,массовое уклонение от уплаты налогов).
Легитимность политики непременна. Она распространяется навсе ее аспекты и факторы — власть, цели, средства, методы и т.д. Пренебрегатьлегитимностью может лишь до известных пределов лишь чрезмерно уверенная в себе(авторитарная, тоталитарная) или обреченная временная власть.
Власть демократического общества постоянно заботится о своейлегитимности, исходя из необходимости править с согласия народа. Однако и вдемократических странах способность власти «создавать и поддерживать улюдей убеждение в том, что существующие политические институты являютсянаилучшими» (С. Липсет) не безгранична, в социально дифференцированномобществе есть социальные группы, не разделяющие политический курсправительства, не принимающие его ни в деталях, ни в целом.
Хотя ни в одном режиме легитимность власти не бываетабсолютной, она тем полнее, чём меньше социальная дистанция между различнымигруппами населения.
Легитимация власти сочетается с противоположным ей процессомделегитимации — утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита.
Разочарование в идеалах, в целях, в методах их достижения, влюдях, которые представляют власть и политику, — неотъемлемая частьполитического процесса.
Власть утрачивает легитимность, если оказывается не всостоянии выполнить свои программные обещания, если населению приходитсяплатить слишком высокую цену за намеченный идеал, если цель как горизонтоказывается недостижимой.
Легитимность власти поэтому нуждается в постоянномподтверждении.
Двойной механизм легитимации — делегитимации обеспечиваетдинамичный политический процесс.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формы и методы государственного управления Задачи и
Реферат Інформаційне забезпечення управлінської діяльності керівника закладу освіти
Реферат Реклама в современном мире: факты и перспективы развития
Реферат Инфляция и кривая Филлипса, инфляция в Казахстане
Реферат Планета Сатурн
Реферат Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей 2 История и
Реферат Изучение кето-енольной таутомерии на примере АУЭ
Реферат Формы реализии уголовной ответственности
Реферат Система показателей планов торгового предприятия
Реферат Форми забезпечення кредитів
Реферат Флаг Американского Самоа
Реферат Форимрование и реализация института президенства
Реферат Формирование кадрового резерва 3
Реферат Формы реализации исполнительной власти Правовые акты управления
Реферат ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 5