Реферат по предмету "Политология"


Понятие и основные черты тоталитаризма

Содержание
Стр.Определение, сущность и предпосылки тоталитаризма. 2 Структура тоталитарной власти 5 Основы тоталитарного общества и психология равенства. 8 Определение культа личности и  его «единственно верная идеология». 10 Культ личности в фашистской Германии. 11 Культ личности в СССР. 14 Сталинский террор 1935 – 1939 г.г. 16 Состояние «спада напряжения» внутри тоталитарной системы. 20 Литература 22

Определение, сущностьи предпосылки тоталитаризма.
 
Тоталитаризм –тип политической системы и общества. Характеризуется тоталитаризм на всеобщейидеологии общественной жизни, чрезмерным разрастанием власти и поглощением еегражданского общества.
Эту новую форму организации политическойвласти, сложившуюся в нашей стране в 30-е годы, в литературе часто называюттоталитаризмом. Если же мы попытаемся вычленить смысловое ядро данного понятия,то обнаружим, что слово «тоталитаризм» используется для обозначенияпревосходной степени других известных понятий — диктатура, авторитаризм, насилие,деспотизм. Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или«целостность». Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная власть становитсявсепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее самых частных,мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост количественных изменений вкакой-то момент приводит к появлению нового качества, а новое качество не естьудвоенное или утроенное старое: сохраняя со старым в том или ином отношениисходство, оно, тем не менее, принципиально от него отличается.
Для того чтобы раскрыть содержание понятия«тоталитаризм», нужно перейти от оценочного употребления термина к научному,существенно ограничив область его применения. Во-первых, хронологически,отказавшись от истолкования в качестве тоталитарных тех или иных политическихрежимов прошлого — древневосточных деспотий, исламских теократий, Русскогогосударства времен Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем найти лишь слабыепрообразы тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не по существу.Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. И, во-вторых, что неменее важно, надо сузить область применения термина в структурном аспекте:многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, не связано напрямую стоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики авторитарного режима.Следовательно, и сам тоталитаризм — явление, не сводимое к экономическим,социальным или политическим условиям того времени. Его нельзя представить какследствие причины под именем «авторитаризм 20-х годов».
Тоталитаризм находится в ином измерении,нежели экономика и политика, ему присуща иная логика, нежели логикаобъективного процесса. Выражаясь с известной долей условности, можно сказать,что тоталитаризм есть душа, телом которой является командно-административнаясистема, это явление не экономического, социального или политического плана, акультурно-идеологическое по своей сущности. С точки зрения человека,придерживающегося «нормальной» причинности, Сталин выглядит сумасшедшим:сверхиндустриализация затормозила экономическое развитие страны,коллективизация поставила ее на грань голода, репрессии в партии грозилиразрушением политического костяка общества, разгром офицерского корпусанакануне неизбежной войны с Германией существенно понизил обороноспособностьстраны. Тем не менее, во всем этом была логика, но совсем иная,свидетельствующая о том, что Сталин не был авторитарным вождем,«социалистическим монархом-самодержцем». Кем же он был?
Сталин отличался от своих предшественников:для Ленина и его соратников власть, сколь угодно жесткая и насильственная, былавсе-таки средством для достижения определенной цели — построения социализма впланетарном масштабе. Утопический характер цели обусловил нарастание насилия,но корректировка ее в 1921—22 годах привела к либерализации политики (нэп,линия на мирное сосуществование с капитализмом и т.д.). Не то — Сталин. Длянего целью была именно власть, а социализм, марксизм-ленинизм — толькосредствами ее достижения, поэтому он так легко менял не только тактику, но истратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но дело не только в личнойволе и качествах Сталина — за его индивидуальностью проступали черты новогоисторического типа личности, и это были черты не только психологические, но иисторические.
Ленин в «Письме к съезду», говоря о личныхкачествах Сталина, подчеркнул, что это не мелочь, поскольку в наших условияхона может иметь самые серьезные последствия.
Вторая часть нашего определения: тоталитаризм— это переживание власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческогосуществования, транслированное по всем этажам социальной иерархии и признанноев таком качестве большинством индивидов. Для того чтобы возник и существовалтоталитаризм, нужен был не только Сталин, но и масса индивидов, отравленныхядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями, временем,пространством («Мы покоряем пространство и время, мы — молодые хозяева земли»),над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала материальных благ,напротив, она требовала величайшей самоотдачи, самопожертвования, и еслисначала, как Павка Корчагин, не щадили себя, позже, как Павлик Морозов, нещадили родного отца, то в застенках Ежова — Берии уже не щадили никого.
Появление такого, тоталитарного, индивида —первая предпосылка формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнутьдаже в том случае, если бы были налицо остальные. Вторая предпосылка —тенденция кидеократии, проявившаяся с самого начала революционногодвижения и получившая зрелую форму в условиях советского авторитаризма, на базеобщественной собственности и централизованного управления обществом, плановоговедения хозяйства. План здесь выступал как директива, как закон: речь шла овполне гегелевском по духу господстве идеи над действительностью. Практическиидеократия реализовалась черезпартократию — монополию компартии навласть, не ограниченную, по существу, никаким законом и даже уставом самойпартии. Третья предпосылка тоталитаризма — культ народа в революционномсознании до- и послеоктябрьской эпохи. Этот культ освобождал народные массы отвсякой моральной самооценки и самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла.Тем самым в структуре массового революционного действия высвобождалась энергияразрушения, направляемая этикой революционной целесообразности на уничтожениевсяких ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти революционногосубъекта над действительностью. Все, что творилось, оправдывалось благом народаи именовалось борьбой с врагами народа.
Структура тоталитарной власти
Режим тоталитарной власти в отличие отавторитаризма оказывается внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризмаполитические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают илистановятся формально-декоративными. Организация тоталитарной власти имеетиерархический характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной,ничем не ограниченной властью; внизу — массы, столь же абсолютно емуподвластные. Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом. Вдействительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровнесоциальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютнойвластью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте приложениявласти, но не в ее характере. Например, любой начальник районного масштабаобладал всеми атрибутами власти — партийной, хозяйственной, судебной,карательной и т.п. Поэтому для функционирования тоталитарной власти не нужнобыло принуждения, идущего сверху вниз: тоталитарный индивид добровольно подчинялсявышестоящему, получая в обмен на покорность возможность абсолютной власти «насвоем месте». Можно сказать, что ограничения в структуре тоталитарной властивытекали из пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное ипостоянное напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшейсуществование этой системы.
С тоталитарной властью неразрывно связанатайна власти. Властный поступок тоталитарного индивида всегда непредсказуем,спонтанен, вызывается не столько внешней необходимостью, какими-то реальнымиобстоятельствами, сколько тайными движениями его души. Теми движениями, которыеимеют свою индивидуальную логику, непредсказуемую с точки зрения нормальнойлогики. В силу этой тайны система тоталитарной власти пронизана страхом. Страхесть необходимое дополнение абсолютной власти, он столь же абсолютен, и этострах не только перед «другими», но и перед самим собой. Абсолютный страх вдуше тоталитарного индивида перевоплощается и снимается в виде стремления кабсолютной власти. Карательные органы в этой системе — материализацияповсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении индивидуальныхвластей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостьюискоренять инакомыслящих — тех, кто не принял условия тоталитаризма, правилаего игры, и имя им — миллионы. Они и составляли основной контингент ГУЛАГа.
Верхний и нижний уровни в структуретоталитарной власти взаимосвязаны и взаимно необходимы друг для друга. На еевершине находился Сталин, он был символом абсолютной власти, поклонение ему какбы освящало и узаконивало для каждого собственное приобщение к субстанциивласти. В этой структуре харизматический образ Ленина тускнел и отодвигался напериферию общественного сознания, ибо системе нужен был живой символ, человек —знак абсолютной власти. Образ Ленина слился с мавзолеем — материальнымвоплощением «начала» этой власти. И ритуальное действо вокруг мавзолея,совершаемое дважды в году, заново подтверждало законность системы. Нижнийуровень носителей тоталитарной власти, был также необходим Сталину — иначе нехватило бы никаких усилий карательных органов, чтобы держать в повиновенииогромные массы людей. Причем отношение массы тоталитарных индивидов к Сталинубыло интимно-психологическим и личностным: он был не просто символическимзнаком судьбы, но еще и индивидуальностью. Его индивидуальные качества срослисьс символическими, и в этой системе он занимал место Бога. Славословия в егоадрес заменили молитву и были ритуальным элементом существования иосуществления тоталитарной власти каждым на своем месте. Поэтому смерть Сталинаозначала конец тоталитаризма. Естественно, не мгновенный, а протяженный висторическом времени. Исчезновение личностного символа системы изменилодуховную атмосферу внутри ее. Новые поколения как бы вышли из-под влияния тойидеологической и психологической силы, которая формировала в каждом качестветоталитарного индивида.
Попытки заменить Сталина не удались — ужочень тесно срослись его личные и символически-знаковые черты. В полетоталитарного сознания его преемник Хрущев получил значение комическогогероя — шута, напялившего на голову корону.
Маршальские погоны, звезды Героя и орденПобеды не превратили Брежнева в того мифологического героя, каким воспринималсяСталин. Исчезла тайна личности вождя, а вместе с ней и вождь. Вождь долженбыть, по крайней мере, равен системе, а не быть частицей, рожденной этойсистемой.
После смерти Сталина тоталитаризм в течениедолгих тридцати лет переживал обратное перерождение в авторитаризм, и именномеханика этого обратного перерождения диктовала необходимость обращения кЛенину, его наследию, но не к тому, где он отказывался от социалистическойутопии в пользу реально достижимых целей, а к Ленину «до 21-го года», автору итворцу авторитарного режима. Обращение к Ленину 21-го года ставило человека вположение если и не диссидента, то оппозиционера по отношению к существовавшемурежиму. С этого обращения началась перестройка.Основытоталитарного общества и психология равенства.
 
В основу тоталитарного коммунистическогогосударства положен принудительный принцип равенства. Человек должен навсегдаоставить «надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своимизнаниями кого-либо из своих сограждан» (Г.Бабеф).
Тоталитаризм – это полный контроль надвсеми сферами жизни общества. Всего этих сфер – пять: экономика, общественныеотношения, политика, национальные отношения, личность. Основой системы вэкономике был строго регламентированный центром распределительный механизм.Например в СССР в 1928 – 1935 годы введение карточек трактовалось не каквынужденная мера, а как ступенька на пути к социализму. Были закрыты банковскиеучреждения. Народные комитеты контролировали каждую тонну металла, каждый ящикгвоздей и т. д. Основой общественных отношений была командно — административнаясистема, которая чувствовала себя уверенно, опираясь на крестьян и рабочих. Она
формировала массовую психологиюравенства: «Пусть бедные, но все равны». В Сталинской концепции социализма быломесто только такому работнику. Что касается третьей системы, то в правовомгосударстве не может быть единой власти, а должны существовать три независимыедруг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная, в СССР же былосоединение законодательной и исполнительной государственной власти. Судебнаявласть в годы гражданской войны была сосредоточена  в руках ВЧК, другихчрезвычайных и внесудебных органов, местных исполкомов, подчиняющихсяСовнаркому. Велись альбомные дела, составляемые для высшего руководства страны.Происходило систематическое вмешательство госаппарата в сферу правосудия.Характер административно-командной системы сказывался на отношениях наций инародностей. Под  видом Федерации в 30-е годы утверждалось жестокоецентрализованное государство. Искоренялась и сама национальная структурастраны. Например в докладе о проекте Конституции СССР в 1936 году Сталинговорил, будто в СССР существует лишь 60 национальных общностей, в то время,как их было в два раза больше. Созданный в 1936 году Совет Национальностей малозанимался конкретными национальными проблемами. В этом же году былиликвидированы такие формы национально-административного деления, какнациональные районы и национальные сельские советы, которые занималисьсозданием условий для осуществления школьного образования икультурно-просветительной деятельности на родных языках. Основой пятой системы- была личность. Человек, отчужденный от собственности, власти, управления немог быть личностью в правовом отношении. Права личности подменялись классовыми,групповыми, партийно-бюрократическими интересами. Человек не имел гарантийправовой защиты. Школа воспитывала личность в духе непримиримости к «врагамнарода». И ими не редко оказывались мать, отец, родственники и близкие.
Определение культа личностии  его «единственно верная идеология».
Тоталитаризму присуще коллективно –механическое мировоззрение, рассматривающее государство, как отлаженныйработающий механизм. Сталин впрямую использовал эту аналогию, говоря: «Все мы — винтики одной машины». Из чего, в свою очередь, сделал логический вывод: «У наснезаменимых нет»,- который и подвел черту под представлениями о значениииндивида в тоталитарном государстве.
Для достижения всеобщего и фактическогоравенства предполагалось использование насилия и принуждения над личностью. Сначалом ХХ века тоталитарные идеи воплотились в конкретные массовые социальныедвижения -    коммунистическое (социалистическое) и фашистское(национал-социалистическое). Именно на «почвах» таких идей и систем «расцветал»культ личности.
Культ личности — крайнеевозвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающего, как правило,высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимальнозавышенная оценка функции и роли лидера. Наиболее часто культ личности
встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.
Культ политических руководителей — неотъемлемый элемент обожествления власти. Он ведет свое начало от языческогоидолопоклонства, воскрешая такие его атрибуты, как памятники, мавзолеи,мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п.
В тоталитарных государствах идейныеистоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладаниеистиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы» такой, «единственно вернойидеологии» наделяются качествами пророков и ясновидцев. Культ личностирождается на базе естественных для человеческого общества потребностей впреемственности поколений, почитании старших, уважении выдающихся личностей(героев), принесших благо своему народу. Важной непосредственной причинойкульта личности является огромная концентрация политической, духовной,экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальнаяличная зависимость людей не столько от результатов своей деятельности, сколькоот благосклонности руководства. Разносторонняя личная зависимость, отражаясь вмассовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической отработкой,порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним,рабскую покорность и угодничество.
Тяжелое наследие такого отношения кполитическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира,особенно в странах Востока.
Культ личности в фашистскойГермании.
 
В фашистской Германии проявлением культаличности был культ Гитлера.
Вот небольшое описание, как встречал ирукоплескал народ Германии человеку, который «…и в самом деле вполне серьезноверил в свою гениальную расовую теорию!..».
«Огромная зала полна сверх меры. Вседесять тысяч билетов распроданы задолго до митинга. Перед входом на улице стоитгустая толпа людей, которым не удалось попасть в залу. Они жадно ждут: можетбыть, кто-нибудь выйдет, упадет в обморок от жары, продаст или уступит место.
Ровно в восемь часов вечера раздаютсятрубные звуки. В залу торжественно входит оркестр, играя военный марш. За нимследует «взвод знаменосцев», далее «ударный отряд» из людей в коричневыхрубашках, с засученными рукавами, и, наконец, конвой «телохранителей вождя». Утелохранителей на головах каски c
изображением черепа. Раздается команда:«Глаза направо!..» Весь зал встает, следуя, кто как умеет, военной команде. Напороге между
двумя взводами конвоя появляется Гитлер.Громовые рукоплескания длятся несколько минут. Невысокий, мертвенно-бледныйчеловек, со злыми сверкающими глазами, в полувоенной форме, украшеннойиндусским значком, занимает место на трибуне.
«Для того чтобы понять гитлеровщину, — говорит беспристрастный и осведомленный французский журналист, описывающий этусцену, — надо знать, что как оратор Гитлер не имеет себе равных в современнойГермании. Он зачаровывает толпу, которая с наслаждением слушает все расточаемыеим грубости, его декламацию против предателей, мошенников, продажных людей.Никто таким языком не говорил в Германии».
«Каждая фраза его речи, — пишеточевидец, — прерывается бешеными рукоплесканиями. Толпа встает, как одинчеловек, и начинает петь. Ей вторит орган большой Бреславльской залы. Гитлеррычал более часа. Раздавленный неслыханным усилием, он падает в кресло и лежитнеподвижно несколько мгновений. Затем, овладев собой, бросается в другую залу,где его ждало еще десять тысяч человек. В полночь он в третий раз произнесет туже речь перед 6 –7 –тысячной толпой, ждущей его на улице, жаждущей увидетьспасителя, которого зовут в Германии Христом!..»
Что он говорит, всем достаточноизвестно. Во всяком большом движении, каково бы оно ни было, есть беспрестанноповторяющийся лейтмотив. Разные это бывают лейтмотивы, — многие из них намособенно памятны: «без аннексий и контрибуций», «вся власть советам», «братаниетрудящихся», «грабь награбленное». Лейтмотив гитлеровщины более сложный;«Германская армия побеждала на всех фронтах, но германская революция вонзила ейкинжал в спину!» Отсюда делаются выводы, тоже всем известные.
Лозунги Ленина в 1917 году были ещелучше, но и этот придуман не дурно. Гитлер обращается преимущественно кмолодежи, которая в войне не участвовала и знает о ней мало. У молодых немцевосталось о событиях 1914 — 1918 гг.  общее впечатление, которое почти совпадаетс тем, что говорит Гитлер: «Германские войска в самом деле побеждали на всехфронтах. Потом вспыхнула революция – и все погибло. Значит, Германию погубилилюди, ныне стоящие у власти. Хронологией молодежь не занимается, а безхронологии как доказать, что в утверждении Гитлера нет ни слова правды ?»
История предоставила расизму выбор междуанекдотом – и кровью. В Германии хитрые люди говорили с глубокомысленным видом:
«надо дать Гитлеру побывать у власти.Тогда немецкий народ, наконец, увидит…» и т.д. Хитрые люди говорили и у нас, в1917 году, то же самое о большевиках: « Пусть, наконец, русский народ увидит…».Конечно это говорили  много лет тому назад и левые итальянцы о фашистах. Двараза можно было сделать одну и ту же глупость, — в третий раз она рискует стать скучноватой. От 35 процентов до 51 процента расстояние не так далеко, — особенно если выборами будут руководить мастера выборного дела.
Гете сравнивал историю человечества сфугой, в которой разным народам последовательно принадлежит «ведущий голос».Ведущий голос может и фальшивить: на целых периодах в жизни того или другогонарода человечество, бывает, учится: вот как не надо делать историю!
Культ личности в СССР.
В СССР культ личности “процветал” вовремена правления И.В.Сталина. Низкий уровень образования, правовая незащищенность,низкий профессионализм и низкая политическая культура, забитость и привычка кбарскому понуканию людей – вот «главные козыри» Сталина, чтобы подчинить себенародные массы. К концу 30-ых  годов около 29 % населения СССР все еще не умеличитать и писать. Среди секретарей горкомов и райкомов партии в то время более70% имели неспециальное образование, а среди секретарей окружкомов, крайкомов иЦК компартий союзных республик – более 40 %. Права людей никто не отстаивал.Если урожай был низкий из-за погодных условий, то спрашивали с невиновных «навсю катушку» и осуждали  по 58 статье. Людей держали в тюрьмах, ссылали влагеря и отдаленные районы. Многих невиновных людей заставляли сознаться в том,чего они никогда не делали. К ним применяли различные пытки и, не в силахбольше терпеть и сопротивляться, они готовы были на любые признания. А так какбольшое количество людей с высоким интеллектуальным уровнем и образованием“бродили” по ссылкам и лагерям, то и политическая культура была низкая, т.к.политикой занимались малообразованные люди. Народные массы очень быстрозаставили бояться различных органов власти. Люди выполняли приказания и немогли ослушаться или  сказать против. Человек в СССР был лишен своего слова.
Статья, покрывшая собой всечеловеческое существование.
58 статья покрыла собой все человеческоесуществование и люди ничего не могли с этим поделать.
В 58 статье было 14 пунктов.
      Всякое ниже перечисленное действие признавалоськонтрреволюционным:
·    Ослабление власти;
·    Вооруженное восстание или захват власти в центре и наместах;
·    Взаимодействие любым способом с иностраннымгосударством, находящимся с СССР в состоянии войны;
·    Помощь, оказываемая международной буржуазии;
·    Шпионаж;
·    Подрыв промышленности, транспорта, торговли,денежного обращения и кооперации;
·    Терроризм;
·    Диверсия;
·    Пропаганда или агитация, содержащая призыв ксвержению, подрыву советской власти;
·    Недонесение о любом из перечисленных деяний;
·    Бывшая служба в царской охране;
·    Сознательное неисполнение обязанностей или умышленноенебрежное исполнение их (саботаж или экономическая контрреволюция).
Такова была 58 статья, покрывшая собойвсе человеческое существование.

Сталинский террор 1935 – 1939 г.г.
Сталин активно контролировал процесстеррора: руководил подготовкой трех больших московских процессов; по своейинициативе отдавал приказы об арестах; занимался изучением текущих допросов;уточнял: какие, именно, пытки необходимо применять к тем или иным арестованным;делал выговоры работникам НКВД, если они не могли  «вырвать» необходимоепризнание вины; устраивал очные ставки в своем кабинете между виднымируководителями и теми, кого удалось с помощью пыток заставить давать против нихпоказания. Сталин вмешивался во все дела: устаивал бойни в вооруженных силах,например,  в группе Тухачевского. Но даже с учетом всего этого Сталин один несмог бы провести чудовищные массовые репрессии 1937- 1938 г.г. без целой армии активных помощников, начиная с членов Политбюро и высших чиновников и,кончая, тысячами следователей НКВД в тюрьмах по всей стране, надзирателей иконвоиров, охранявших, стремительно растущее население лагерей, личного составасекретных отделов НКВД в советских учреждениях, осведомителей во всех слояхобщества, журналистов, которые обрушивались на так называемых
«врагов народа»,  рядовых членов партиии «непартийных большевиков», которые писали доносы, лишь бы угодить своемушефу.
      Сталинский террор 1935-1939 г.г. нанес катастрофический урон обществу, экономике, культуре, военному потенциалу страны иобщему благосостоянию населения. Были загублены жизни таких выдающихсяполитических деятелей, как: Бухарский, Рыков, Зиновьев; военных: Тухачевский,Блюхер; деятелей культуры: Мандельштам и многих, многих других. Но длянеграмотного народа Сталин стал непогрешимым объектом культа, а все осужденные– «врагами народа». Несколько тысяч арестованных в ходе террора были
впоследствии освобождены из заключения.Очевидно, Сталин хотел заставить народ поверить, что, уже поверженный Ежов, былглавным организатором террора. Организованный в стране террор сделал свое дело.Этой, казалось бы, успешной попыткой создать общество верных, Сталин создал –общество конформистов. Люди могли носить маски его сторонников, но некоторыеотносились к нему критически и в глубине души  ненавидели его. Не все изпреданных ему людей говорили то, о чем думали на самом деле. Многие былидвуличны, но выяснить кто же точно было не легко и поэтому в глазах Сталиначуть ли не каждый советский человек и, уж конечно, каждый крупный чин являлсявозможным двуличником.
По халатности Сталина было допущеномного непоправимых ошибок в истории СССР. Заключив 23 августа 1939 года сГерманией пакт о ненападении, И.В.Сталин и его окружение восприняли пакт каквеличайший успех своей внешней политики и слишком уверовали в его незыблемость.Эта иллюзия укреплялась «успешным» определением новой границы в соответствии с«Договором о дружбе и границах». Они тщательно оберегали достигнутоесоглашение, а ценнейшие сведения разведки, предупреждения антифашистов инекоторых государственных деятелей Запада не только не принимались во внимание,но и оценивались, как провокационные. Сталин не раз выражал уверенность, чтогитлеровская Германия в 1941 году на нашу страну нападать не станет. На границепроисходили для многих непонятные вещи. В пограничной полосе свободноразъезжали на машинах переодетые в штатскую одежду немецкие офицеры, якобыполучивших разрешения от Советского правительства на розыск могил захороненныхздесь немецких военнослужащих времен первой мировой войны. Самолеты нарушаливоздушные границы, но стрелять по ним было категорически запрещено. В самолете,совершившему вынужденную посадку на нашей территории, обнаружили новейшуюфотоаппаратуру. На пленках были засняты мосты и железнодорожные узлы в Киевскомнаправлении. Обо всем было сообщено в Москву. Однако там распорядилисьнемедленно отпустить экипаж с самолетом в сопровождении двух нашихистребителей. Нужно принять во внимание обстановку в стране, когда любоесомнение  относительно истинности решений, принимаемых Сталиным, приводили крепрессиям. За неделю до начала войны Сталину было предложено нашими офицерамипривести в боевую готовность и вывести их из мест расквартирования всоответствии с планом прикрытия границы. Сталин ответил, что еще одно подобноепослание и это будет оценено, как паникерство. Все зависело от воли и указанийодного человека и его тоталитарного по духу окружения. Неправильно оценивситуацию, Сталин был в плену ошибки, которая дорого стоила Красной армии инароду. Основное содержание выступлений Сталина излагало директиву руководствав адрес партийных и советских органов прифронтовых областей. Но было ввыступлениях и что-то новое. Сталин, на котором лежала вина за миллионызагубленных жизней за годы коллективизации, за расстрелы и заключения в ГУЛАГ,обратился к людям с призывом, начинающимся со слов: «Братья и сестры…».Выступление Сталина привело к тому, что десятки миллионов граждан страныосознали остроту ситуации. Их патриотический порыв стал тем фактором, которыйсмог компенсировать недостатки в организации Верховной  власти. Cталинскиевремена можно расценивать с разных точек зрения. Культ личности Сталина оставилтяжкое наследие во всех сферах жизни социалистического общества. Предельноцентрализованное государство с многочисленным и разветвленным, нацеленным наисполнение любых, идущих сверху директив бюрократическим аппаратом, подавлялообщественную инициативу во всех служебных и производственных звеньях. Сталинвоплотил в себе «мясника». При нем все лучшие умы страны (профессоры, доктора,офицеры, литераторы и т.д.), которые не расценивали точку зрения Сталина, былиобъявлены изменниками Родины и были либо расстреляны, либо сосланы в лагеря.Народ массово подвергался угнетению (сплошная «уравниловка» и репрессивныеметоды). Литература и любая информация подвергалась жесткой цензуре.
    «Оттепель»в стране произошла после смерти Сталина, когда на ХХ съезде КПСС  Хрущев Н.С. произнес речь о разоблачении культа личности Сталина И.В. Делегаты былипотрясены фактами о необоснованных репрессиях партийных, государственных,военных кадров и других советских граждан, приведенными в докладе Хрущева «Окульте личности и его последствиях». Народ был не в состоянии сразу поверить вковарство Сталина. Хрущев вспоминал, что в течение трех лет он не решалсяпорвать с прошлым, набраться мужества и все-таки приподнять покров тайны,скрывавший правду о Сталинских репрессиях. Мешала вера в то, что сталинскиеметоды борьбы с  «врагами народа» в конечном счете обуславливались точкойклассовой борьбы и способствовали укреплению завоеваний революции. Хрущевговорил, что собственными действиями под руководством Сталина они были скованы,как цепями, и не могли полностью освободиться от его  посмертного влияния. Поего признанию, даже мертвый,  Сталин пользовался в первые годы «оттепели»неоспоримым авторитетом. Но со временем все слышнее нарастал  гром первой волныгласности о преступлениях Сталина против социализма и человечности. Впрокуратуру СССР, в ЦК КПСС и другие высшие инстанции шли тысячами письма от,незаконно осужденных по политическим статьям, граждан.
     

Состояние «спада напряжения»внутри тоталитарной системы.
 
Состояние «спада напряжения» внутритоталитарной системы и перехода к стадии посттоталитаризма стало к началу1980-х годов общим явлением не только в СССР, но и в Китае, а больше всего встранах Восточной Европы. Попытки реформировать ее путем либерализации идемократизации, то есть заимствования элементов рыночной экономики и«плюрализма мнений», очевидным образом ставили под сомнение сам фактсуществования основных слагаемых тоталитарного режима. Основное внутреннеепротиворечие тоталитарной политической системы заключаются в том, что онаотрицает такие явления, как конкуренция, соревнование, свобода личности исвобода выбора. Происходит разрушение мотивационных основ деятельности индивидав общественном и социально-экономическом процессе: предприимчивость,инициатива, личный  интерес. На смену им воспроизводятся конформизм,приспособленчество, социальное иждивенчество. Более поздние попытки создатьэмпирическую, построенную на базе реальных фактов
теорию тоталитаризма не имели большогоуспеха, т.к. отражая наиболее одиозные политические системы ХХ века, они помере смягчения, либерализации стран социализма, все больше расходились сдействительностью и все меньше показывали принципиальные различия систем,рассматривавшихся как тоталитарные. В целом же концепции тоталитаризмаоказались слишком упрощенными теоретическими моделями, присуще главным образомлишь эпохи сталинского и нацистского ( в Германии ) террора. Несмотря на весьмаограниченную применимость к реальным политическим системам, теориятоталитаризма  до сих пор сохраняет определенную научную значимость иполитическую актуальность, позволяя отслеживать противоречащие свободе личноститоталитарные тенденции, проявляющиеся в различных частях мира, в том числе изападных демократиях. Реальное выражение таких тенденций – стремление квсеобщей заорганизованности и рационализации общества, установления всеобщего,в том числе с помощью компьютерных систем, контроля за личностью со стороныгосударства, различного рода ограничения индивидуальной автономии и свободы.
      Конец ХХ века дал впечатляющиепримеры краха тоталитаризма политических систем и перехода обществ кдемократии или, по крайней мере, авторитаризму.
Литература
 
1   ВолобуевО.В., Суслов Н.Б. Тоталитаризм и личность // Отечественная история, 1995, №2
2   АлдановМ.А.  Исторические портреты и очерки.
3   ДжиласМ. Лицо тоталитаризма. Пер. с сербо-хорватск.-М.Новости, 1992
4   ЖелевЖелю. Фашизм. Тоталитарное государство. Пер. с болг. М., Новости, 1992
5   МазуровИ. Фашизм как форма тоталитаризма // Общественные науки и современность, 1993,№4
6   ЦыганковП.А. Современные политические режимы: структура, типология, динамика.Учеб.пос.- М., 1995
-18-
 
-1-


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.