План:
Введение………………………………………………………………………………………………………………ст. 3
1. Генезиссовременной политологии……………………………………… ст.4
2. Основныеидеи и направления американской политической социологии…………………………………………………………… ст. 7
3. Французскаяполитическая наука……………………………………… ст.11
4. Немецкаяполитическая мысль………………………………………………ст. 15Заключение………………………………………………………………………………………………………………………… ст.20Библиография…………………………………………………………………………………………………………………ст. 21
Введение
Политологиякак самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболееинтенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировойвойны.
Формированиеполитической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из нихбыло вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни иобретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественныхсил, направленной на достижение, удержание и использование государственнойвласти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений,связанных с управлением государством. Это обусловило настоятельную потребностьв углублении познания политики, что стало необходимой предпосылкойрациональной организации и эффективности политической жизни. В свою очередьтакая потребность диктовалась постоянным возрастанием роли политики вобществе, расширением масштаба деятельности государства, его влияния на судьбылюдей.
Другой посылкой развития политологии стало то, что вначале XX века политические системы столкнулись с новыми трудностями. Вусловиях быстрых изменений парламентские формы правления оказались не всостоянии эффективно реагировать на новые реальности: появление новых группинтересов, возникавшие конфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемыдостижения социального равновесия, обеспечения баланса интересов различныхгрупп. В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесие уполитологов запада не было единогласия, каждый пытался найти собственные методырешения этой проблемы. О том какие теории появились в указанный период и какоевлияние они оказали на последующие развитие политологической науки ирассказывает моя работа.
1. Генезиссовременной политологии
Политологиякак самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболееинтенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировойвойны.
Формированиеполитической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из нихбыло вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни иобретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественныхсил, направленной на достижение, удержание и использование государственнойвласти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений,связанных с управлением государством. Это обусловило настоятельную потребностьв углублении познания политики, что стало необходимой предпосылкойрациональной организации и эффективности политической жизни. В свою очередьтакая потребность диктовалась постоянным возрастанием роли политики в обществе,расширением масштаба деятельности государства, его влияния на судьбы людей.
Другимфактором формирования политической науки стало развитие самого политическогознания, процесс дифференциации наук. К концу XIX и в первой четверти XX в. вразличных странах, прежде всего в англо-американских и в России, был накоплентакой научный багаж знаний, который уже позволял исследовать как общиемассовые политические явления и процессы, происходящие в этих странах, так иконкретные типы политических процессов, совершающихся в той или иной стране.Сформировались теоретический и эмпирический уровни политического знания.
Становлениеполитической науки было самым тесным образом связано с развитием социологии.Например, в США, где наиболее интенсивно формировалась новая областьполитического знания, этот процесс происходил в русле социологического позитивизма.Основополагающий принцип последнего — требование разграничения фактов иценностей, научной истины и идеологических определений — послужило несомненнымстимулом познания сложной, многогранной политической реальности. Выдающиесясоциологи европейских стран начала XX в. одновременно выступали в качествеосновоположников современной политологии. Одним из них был М. Вебер. Создатель«понимающей социологии», он внес вклад в разработку коренных проблемполитической науки, прежде всего проблем власти и ее легитимации, а такжеполитического лидерства.
Неменее известен в социологической и политической науке итальянский ученыйВ.Паретто, создатель теории циркуляции элит, основные идеи которой непотеряли до сих пор своего значения. В политологической науке прочно занимаютсвое место такие социологи, как Михельс — исследователь политических партий,который разработал концепцию «господствующего класса» и стремился, впротивоположность марксизму, подчеркивающему определяющее значение экономики,делать акцент на важности политики в общественной жизни; Ч. Мерриам — старейшинаамериканской политической науки, основоположник бихевиорализма как одного из еенаправлений. И многие другие ученые.
Международнаяинституционализация политологии как науки относится к 1949 г., когда была основанаМеждународная Ассоциация политических наук (МАПН), созданная по инициативеЮНЕСКО. 0днако формирование политологии продолжается и по сей день.
В нашейстране политическая мысль длительное время не развивалась, одна из решающих причиндлительного застоя политологической мысли в нашей стране — ееневостребованность политической практикой. Чем же объяснялась такая ситуация?Ведь руководящие круги общества и партии постоянно декларировали научнуюобоснованность своей деятельности, не забывая при каждом случае ссылаться наленинский тезис о политике как науке и искусстве. В действительности жеполитика чаще всего делалась по методу проб и ошибок, прикрываласьобщетеоретическими рассуждениями, не входящими в ее ткань.
Невостребованностьнауки о политике объяснялась как социально-политическими, так и теоретико-гносеологическимифакторами. Прежде всего — распространением упрощенных, стереотипизированныхрассуждений в объяснении политических явлений.
Политикурассматривали не как самостоятельную сферу общественной жизни, а лишь как формупроявления экономических, социальных и других общественных отношений.Государство полностью отождествлялось с обществом, правящая партия — снародом, политическое сознание — с общественным сознанием общества.Догматическое истолкование ленинского тезиса о политике как концентрированномвыражении экономики лежало в основе осознанного или неосознанногонигилистического отношения к изучению закономерностей политического процесса.
Безусловнымпрепятствием для познания был идеологизированный подход к политическойпрактике как исключительно детерминированной классовыми интересами и классовойидеологией, которые якобы гарантируют во всех случаях безошибочность политическойдеятельности. В реальной жизни политический курс партий и государства, формы иметоды политической деятельности формируются (по крайней мере, должныформироваться) под влиянием прежде всего реальных потребностей и интересовобщества, народа.
Потребность вучении о политике возникает тогда, когда политические субъекты приходят к убеждению,что волевые политические решения более не могут обеспечить управление сложнымипротиворечивыми политическими процессами. Она ощущалась в стране и ранее, ноособенно обострилась в кризисной ситуации 80-х гг.
2. Основные идеи и направления американской
политическойсоциологии
Становлениеполитической науки было самым тесным образом связано с развитием социологии.Например, в США, где наиболее интенсивно формировалась новая областьполитического знания, этот процесс происходил в русле социологического позитивизма.Основополагающий принцип последнего — требование разграничения фактов иценностей, научной истины и идеологических определений — послужилонесомненным стимулом познания сложной. многогранной политической реальности.
В условияхперестройки политической, социальной и экономической структуры американскогообщества, связанной с великой депрессией и Новым курсом, движимые стремлениемсвязать научность политологии с ее способностью служить демократическимценностям, американские политологи обратили внимание на эмпирический подход канализу деятельности государственных, правительственных и иных политическихинститутов. В русле этой тенденции зарождается бихевиоральное направлениеполитических исследований. Суть его — изучение поведения заинтересованных группв политическом процессе. Наиболее видными представителями были Г. Мерриам и Г.Лассуэл.
Бихевиорализмвозник на волне резкой критики отвлеченных политических доктрин и стремлениярасширить и обогатить поле научных исследований исторической реальности.Бихевиористская методология противостояла марксистской, отдающей предпочтениеглобальному и классовому подходам.
В поле зренияисследователей-бихевиоралистов в первую очередь оказались неформальные, скрытыеструктуры власти: группы давления на правительство, пропагандистские центры,мафиозные группировки.
Методологическим стал принципэмпирического редукционизма, заимствованного из философии неопозитивизма,которая строится на признании предметной областью научного анализаэмпирических достоверных фактов политического поведения индивидов. Согласноданному принципу научный смысл имеют только те положения, которые эмпирическиверифицируются (подтверждаются). Все остальное: абстрактные теории, понятия осущности политики, власти и т. д. — не имеют научной ценности и выходят запределы научного исследования. Главными инструментами исследования признаютсяинтервью и статистические методы.
Бихевиорализмвызвал интерес тем, что отвергая отвлеченные рассуждения о политике и власти,ориентировался на получение конкретного знания о политическом поведениилюдей. Причем знания, по словам его последователей, нейтрального, посколькуполитическая сторона поведения человека рассматривалась как естественноесвойство людей, независимое от социально-классовых интересов. Например,политическая власть трактовалась в духе Ницше: в виде присущего человеческойприроде признака, даже его инстинкта.
Бихевиористскаяметодология ложилась на благодатную почву критики авторитарных и тоталитарныхрежимов, основывающихся на концепциях надличностного государственного илипартийного интереса, на догме полного подчинения личности государству,системе.
Золотой векбихевиорализма приходился на 50-е гг., но постепенно его распространение ивлияние снижалось. Тем не менее, по словам К.Бейме, в США и сейчас околополовины политологов — сторонники бихевиорализма. И все же голый эмпиризмперестал удовлетворять многих политологов. Претендуя на создание нейтральнойнауки, совершенствуя софистические инструменты анализа, бихевиорализм замкнулсяна описании фактов. В действительности он скрывал суровую политическуюреальность и маскировал «идеологию социального консерватизма».
Критикабихевиорализма и позитивизма привела к формированию новых течений:постбихевиорализма и постпозитивизма. В их содержании — разработкаполитических теорий и моделей, поиск срочных решений неотложных проблемсовременности.
В рамкахпостбихевиоралистского периода формируются и получают развитие такие типыполитического исследования, как функционализм и системный анализ. Т. Парсонс,как основоположник структурного функционализма, выступил инициатором разработкиконцептуального и теоретического аппарата социологии и политологии. Своеглавное внимание американский социолог уделяет анализу функционированияполитических систем, стремясь соединить функциональный подход с системным.
При этом Т.Парсонс рассматривает политику как параллельно существующую с экономикойподсистему общества, считает ее инструментальным аспектом социальнойорганизации.
Функциональныйанализ — одна из современных методологий в политической науке. Он включаетизучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единстваинститутов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностямполитических субъектов; выявление того, как реализуется потребность вприспособлении системы к изменяющейся среде и т.д. Исследователи отмечают иограниченность методологии функционализма, которая слишком абстрактна и малопомогает в объяснении конкретных явлений. Функциональная модель политическойсистемы консервативна, поскольку отдает предпочтения равновесию стабильностисистемы.
Эта методологияне является основой выявления и объяснения противоречий, напряженностей, конфликтовв деятельности системы, без чего нет и развития.
Функциональныйанализ в политической науке развивали американские ученые Алмонд и Пауэлл,разработав три уровня анализа: система и среда, внутреннее функционированиесистемы, ее сохранение и адаптация.
Теоретическаяполитология представлена также системным анализом, общую концепцию которогоприменительно к политической науке разработал Д. Истон. С точки зрениясистемного анализа, политическая сфера жизни общества представляетсовокупность определенным образом упорядоченных политических взаимодействий вданном обществе, посредством которых происходит волевое распределениеценностей. Данная совокупность образует политическую систему, действующую всоциальной среде, включающей другие сферы жизни общества (экономическую,биологическую, психологическую) и внешние системы.
Несомненно, чтоинтерпретация политической сферы как динамичной системы открывает возможностьобъяснить политические явления через связывающие их взаимозависимости,позволяет рассматривать эту сферу как целостность, где действуют не отдельныелица, а организации и группы.
Системный анализв сочетании с функциональным порывает с эмпиризмом и вносит в политологию концептуальнуюоснову объяснения политических явлений и процессов, в тесном взаимодействии совсеми другими сферами общества. Тем самым создается теоретическая предпосылкадля демистификации политики, реалистического видения феноменов власти игосударства.
Вместе с темметодология системного анализа, как и функционализма, оставляет в стороневопрос об объективной социально-экономической основе политической системы, одействии объективных закономерностей в обществе. Она также является чрезмерноабстрактной теоретической моделью. Кроме того, ей присуща ориентация главнымобразом на стойкость системы, на ее равновесие, что определяет консервативнуюустановку в исследовании, ведет к недооценке свойственных ей динамизма,конфликтности, а также кризисов или упадка.
3.Французская политическая наука
Политическая мысль Франции начала векафокусировалась на двух основных направлениях, связанных с истолкованием традиционныхконсервативных и либеральных учений и на истолкованиях привлекавшего всебольшее внимание социализма— социализма безгосударственного, социализмаэтатистского (марксизм и советский опыт) и социализма реформистского,ревизионистского и социализма «по ту сторонумарксизма».
ТворчествоЛеона Дюги (1859—1928), теоретика права, конституционалиста, деканаюридического факультета в Бордо, приходится на тот период, когда в европейскихстранах происходило возрождение идей естественного права (юснатурализма). Егосамый главный труд назывался «Трактат о конституционном праве» (1911).
Дюгипровозглашает тезис о том, что «публичная власть есть просто факт». Государствов его прежних формах коллективности— римская, королевская, якобинская,наполеоновская, форма третьей республики во Франции— исчезает, и место этихформ начинает занимать новый государственный строй— «более гибкий, болеегуманный, более защищающий индивида». Этот строй покоится на двух элементах.Первый элемент— это концепция социальной нормы (входит в корпус объективногоправа), которая основывается «на факте взаимной зависимости», соединяющей всечеловечество вообще и членов любой социальной группы (в частности, социальнаянорма для слабых и сильных, для больших и малых, для правящих и управляемых).Вторым элементом является децентрализация (другое название этой новоявленнойсоциальной и общеустроительной тенденции— синдикальный федерализм).Комментируя это положение, Дюги решительно отмежевывается от революционногосиндикализма и высказывает уверенность в том, что современное общество движется«к известному роду федерализма классов, сорганизованных в синдикаты» и чтоэтот федерализм со временем будет «скомбинирован с центральной властью, котораяне упразднится, сохранит свою живость, но примет совершенно другой характер- исведется к функциям контроля и надзора».
Центральной и объединяющей идеей для Дюги становитсяне идея из арсенала юснатурализма или юридического догматизма, а идея,заимствованная из области позитивистской социальной философии. Таковой сталаконцепция солидаризма, у истоков которой находится О. Конт. Именно привнесениеэтой идеи в проблематику обсуждения природы публичной власти, публичного ичастного права привело Дюги к переформулированию предмета публичного права и правчеловека, а также к новым перетолкованиям понятий «социальный класс»,«индивидуальное право», «разделение властей» и др.
О солидарности Дюги высказался в таких словах: «Всолидарности я вижу только факт взаимной зависимости, соединяющий между собой,в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, вчастности членов одной социальной группы.
Классысовременного общества предстают в изображении Дюги собранием индивидов, междукоторыми существует «особенно тесная взаимная зависимость» (т. е. особо теснаясолидарность), так как они совершают одинаковую работу в общественномразделении труда. При этом взаимная зависимость, которая людей соединяет в силуих принадлежности к одной и той же социальной группе, является, как это былопоказано Э. Дюркгеймом в его «Общественном разделении труда», следствиемвзаимосвязей тех различных частей работы, которые выпадают на долю каждого приудовлетворении общих потребностей.
Помимосоциальной солидарности людей объединяют и интегрируют в новые общности теправила поведения, которые заданы не правами индивидов или коллективов (их Дюгиполагает иллюзорными и просто несуществующими), а социальной нормой.Происходит подобное дисциплинирование и объединение по той простой причине,что все люди существа социальные, что всякий социальный акт, нарушающийсоциальную норму, обязательно вызовет «социальную реакцию» и т. д. «Всякоеобщество есть дисциплина, а так как человек не может жить без общества, то онможет жить, только подчиняясь какой-нибудь дисциплине».
Еслипрочитать весь труд Дюги от начала до конца и проследить, в какой мере на егоотдельных идеях отразилась идея солидаризма, то трудно не согласиться с тем,писал П.И.Новгородцев в предисловии к переводу «Конституционного права», что«отражение этой идеи в доктрине Дюги является недостаточным и поверхностным».
Однако на этой почве «возможна дальнейшаяплодотворная работа, возможна переоценка старых понятий и еще более решительноепреобразование традиционных воззрений», чем то, которое мы находим у Дюги.
Институционализм вырос на базе признания исвоеобразного истолкования того факта, что существующие в каждом обществеколлективы (социальные общности, учреждения), такие как семья, члены однойпрофессии, добровольные ассоциации, а также коллективы, организованные во имяудовлетворения умственных и иных запросов, следует воспринимать учреждениямиинтегративными, т. е. обеспечивающими сплочение общества в нацию-государство.При этом интегративная роль подобных коллективов выполняется ими вместе свыполнением более частных ролей, связанных с таким служением, которое выгодноим самим.
Даже коллективная общность, именуемая бюрократией,занятая обычно заботами о постоянном своем преобладании над массамиуправляемых лиц и групп, может восприниматься в качестве учреждения спосредническими функциями, нацеленными на реализацию общих функцийгосударства. Государство, в свою очередь, не только не препятствует появлению иразвитию бюрократической общности, но даже содействует ее институционализации.
Теориюинституционализма наиболее успешно разрабатывал Морис Ориу (1859—1929), которыйизвечную проблему противоположения интересов индивида и государства истолковалв духе христианского коллективизма первых его веков, однако сделал это снекоторыми новациями, обусловленными современной социально-историческойситуацией. Теория институции, понимаемой как учреждение, установление или женекая коллективность, отказалась от использования договорной теории и откомандно-административной законности социалистов и выдвинула ряд принципиальноновых положений, которые получили затем весьма широкое популистскоеупотребление.
Представителитеории институционализма уже не признают предустановленного порядка вструктуре общества. «Мы верим только, что существует здесь определенноенаправление, являющееся для обществ линией их прогресса,— писал в этой связи М.Ориу в работе «Принципы публичного права» (1910). — Существует социальный идеали существует порядок вещей, но он не предустановлен, он рождается».
Предметом публичного права, согласно М. Ориу, являетсягосударственный режим правления, который олицетворяет собой государство, т. е.режим одновременно политический, экономический и юридический, но также режим,который «овладевает нацией, видоизменяет ее, налагает на нее определеннуюформу и становится средой, в которой существуют индивиды».
Гражданская жизнь составляет объект воздействиягосударственного режима и характеризуется, согласно концепции Ориу,разделением между политической властью и частной собственностью, которые впервичных, догосударственных формах организации нации «всегда бывают слитывместе». Это разделение является на стадии функционирования государственногорежима основой одновременно и политической власти, и свободы. Такое разделениепроисходит путем двух параллельных процессов — централизации права ицентрализации политической власти.
Централизациянационального (общегосударственного) права сводится к тому, что установлениеправовых норм и санкций становится делом центральной политической власти иосуществляется отделенной от частной собственности правительственной властью,т. е. судебной и административной.
Правовойпорядок может осуществлять справедливость в политических учреждениях не иначе,как вводя в них правовые состояния. При этом необходимо, чтобы правовыесостояния устанавливались сами собой. Так, например, публичному праву присущиизвестный публично-правовой порядок вещей и известное положение институтов,которые в совокупном взаимодействии «упорядочивают область публичных отношенийв целях свободы и справедливости».
О своей теории Ориу Говорил, что «она дает благиерезультаты, которые состоят во внесении гуманности в социальные институты,существующие ради человека».
4. Немецкаяполитическая мысль
В начале 20-х гг. XX столетия вГермании, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, обремененной множествомэкономических и социальных трудностей, политических и идеологическихконфликтов, возникло национал-социалистическое движение. Оно явилосьсвоеобразным выражением того глубокого общественного кризиса, который охватилв ту пору одну из крупнейших стран Европы. Национал-социалистическое движениевыступило с собственной программой преодоления трудного кризиса и развернулоборьбу за переустройство Германии на. принципах национал-социализма.
Неодинаковымивиделись экономическая стабильность, авторитетное и твердое политическоеруководство, гарантии от общественных потрясений в разных группах германскогообщества. Однако у многих стремление к спокойствию, устойчивости и порядкутрансформировалось в требование создать «сильное государство», избавленное оттаких «пороков», как «демократизм», «парламентаризм», «плюрализм» и т. п.
Его они сумели обрести, в частности, путемнастойчивого внедрения в общественное сознание духовных ценностей, которыестрашно понижали политико-правовую культуру, нравственный и интеллектуальныйуровень немецкого народа. У этих ценностей были свои соответствующие истоки.Остановимся на трех из них. Первый— немецкий национализм. Он включал в себя какпризнание этнического (охотнее и чаще даже расового, т. е. прежде всегобиологического) начала решающим фактором общественно-исторического процесса,так и идею (а равно чувство) превосходства немецкой нации над остальныминациями, народами. Этот национализм был насквозь пропитан антисемитизмом.Концепцию исконного неравенства рас, их деления на «полноценные» и«неполноценные», идею борьбы «благородных» рас против «неполноценных» каксодержания всемирной истории первым соединил с «германством» Хьюстон С. Чемберлен(1855—1927).
Второй идеологический источник немецкогонационал-социализма— вся доморощенная доктрина национального социализма. В1919 г. вышла в свет книга Освальда Шпенглера (1880—1936) «Пруссачество исоциализм». Шпенглер утверждал: «Старопрусский дух и социалистический образмыслей, ненавидящие сегодня друг друга братской ненавистью, есть фактическиодно и то же».
Отличительная черта немецкого, «прусскогосоциализма»— торжество принципа чиновничества, согласно которому буквальнокаждый член немецкой народной общности независимо от рода его занятий обретаети реализует статус чиновника, находящегося на службе у государства;частнособственнический уклад жизни остается неколебимым, но производство иобращение организуются посредством государства. В нем царит порядок,базирующийся на казарменной дисциплине и строгой иерархической субординации.
Цель немецкого социализма— ликвидация классовойборьбы, воцарение согласия между Капиталом и Трудом. Чтобы его достичь, надовсего лишь устранить отдельные дефекты в наличной экономической системе иискоренить в умах рабочих классовое мировоззрение, марксизм.
Третий идеологический источникнационал-социалистических воззрений— традиция антилиберализма, издавна бытовавшаяв Германии. Либеральное направление в политике и идейной жизни подвергалось тамбеспрерывным нападкам на протяжении всего XIX в. Сначала они шли со стороныфеодальных критиков капитализма, затем их продолжили представителиправоконсервативных кругов германской буржуазии. Им было неугодно превращениеверноподданного обывателя в самостоятельную личность, которая обладает всеминеобходимыми правами и свободами и потому уже более не является послушноймарионеткой в руках всевластного государства. Для них свободная личность, ктому же имеющая надежные законные гарантии своей свободы, являлась подлиннымбедствием Германии.
Идейное ядро этих национал-социалистическихпредставлений— проект тоталитарной политической власти. Основное его содержаниесоставляют следующие утверждения. Тоталитарная политическая власть есть тоединственное организационное устройство, которое одно интегрирует всю нацию всплоченную целостность, наводит в ней порядок и полно представляет все ееинтересы. Данная власть есть институциональная система, которая берет под свойабсолютной и непререкаемый идеологический, политический (а по возможности иэкономический) контроль как все общество в целом, так и важнейшие сферы егожизнедеятельности.
В структуре германской политической общностибезоговорочно приоритетной ее частью идеологами фашизма признавалась их партия— Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (немецкая аббревиатура—НСДАП). Они считали ее объединением, собравшим под свои знамена элиту, лучшихлюдей нации, которые в силу свойственных им качеств одни имеют исключительноеправо руководить страной. Подобными качествами не обязательно являютсяродовитость или знатность, богатство или образованность. К избраннымпринадлежат те, кто обладает энергией, способностью лучше других понять ивоплотить требования «национального духа», кто готов идти на все радидостижения такой цели.
Какие политико-идеологические установки определяликонкретные особенности положения национал-социалистической немецкой партиивнутри германской политической общности? Во-первых, ориентация на устранение ссоциальной арены всех политических партий и общественных группировок, кроме самойфашистской партии и подчиненных ей организаций, т. е. установка на утверждениев Германии фашистской однопартийной политической системы. Во-вторых, курс напревращение фашистской партии в монопольного обладателя публично-властныхпрерогатив и в институт, осуществляющий монопольное идеологическое господство.В-третьих, линия на установление безраздельного контроля фашистской партии надгосударством и лишение последнего роли самостоятельного политического фактора.
Диктат нацистской партии над государствомпредлагалось обеспечить с помощью ряда средств. В особенности упор делался на«унификацию» партии и государства. Точнее говоря, на срастание нацистской партиис государством и на осуществление этой партией полновластного руководства им.Конкретно под «унификацией» понималось проведение комплекса определенныхпрактических мер. Укажем некоторые из них. Назначение на все мало-мальскизаметные государственные посты исключительно членов нацистской партии.Принадлежность к ней— первая и важнейшая привилегия при занятии государственнойдолжности. Сосредоточение на самом верху политической пирамиды государственнойи центральной партийной власти в одних и тех же руках. Узаконение самимгосударством повсеместного партийного контроля над всеми государственнымиорганами, их кадрами и деятельностью. Передача государственных функций органамнацистской партии. Слияние родственных, «однопрофильных» государственных ипартийных формирований. Установление государственной платы (подобно жалованьючиновникам) партийным функционерам, которые занимаются собственнопартийно-организованной и агитационно-разъяснительной работой.
Фашистско-партийному государству, по мысли егоконструкторов, подлежало стать (и оно стало!) полной противоположностьюдемократически-правового государства, которое они отвергали как противноеприроде германской нации установление.
Руководство таким государством должно былоосуществляться (либо уже осуществлялось) исключительно вождем (фюрером)—Гитлером. Постулат о необходимости именно такого политического руководствагосударством, движением, народом, или «фюрер-принцип», также входит в ядрофашистской идеологии.
Ее приверженцы видят в вождизме (Гитлер —олицетворение верховного вождя) естественное следствие и завершениеиерархического построения всякой расовой социально-политической общности. Фюрер персонифицирует волю народа, точно выражает егорасовый дух. Поэтому авторитет его непререкаем, власть безгранична.
Субстратомгосударственности выступает «народ»,« народная общность». Нацисты уверяли,будто «народ» для них—основополагающая ценность. В государстве он, будучипервичным, изначальным образованием, обретает официальную организационную формусвоего бытия. Категория «народ» (и различными производными от этой категориисловосочетаниями) перенасыщены тексты нацистских идеологов. В повышенномвнимании к такому феномену, как народ, нет ничего предосудительного, порочного.Но сугубо ущербна, демагогически лжива его национал-социалистическаятрактовка.
Согласнонацистскому канону истинный немец, «народный товарищ», повязан непреходящейответственностью перед германской нацией. Ответственность эта выражается всамых разных формах, и от нее он никак не может уклониться, ибо по природесвоей— вечный должник «народной общности», государства. Зато государствоничего не должно ему; перед ним и ему подобными оно никакой ответственности ненесет.
Провозглашенная нацистами максима: право естьпродукт расы, и потому им могут обладать, быть его носителями только субъекты,по крови принадлежащие к этой расе, нации, «народной общности» — логическиобосновывала тезис, весьма близкий ей по сути. Этот тезис гласил: полноценнымисубъектами расово-народного права (а иного «третий рейх» не признавал)выступают лишь члены «народной общности», «народные товарищи». Отбрасывалось ипредавалось забвению универсальное, всеобщее правовое равенство. Взамен негонасаждалось особенное, «расовое» («народное») равенство, из-за которого за пределамиправового общения оказывались значительные группы граждан государства.
Фашистские идеологи выдвигали тезис, согласнокоторому преступное поведение, даже не подпадающее под признаки указанных взаконе преступлений, должно наказываться, коль скоро будет сочтено оно«наказуемым в соответствии со здравым смыслом народа». Судьям предписывалосьпри принятии решений «в меньшей степени исходить из закона и в большей изпринципиальной идеи, что правонарушитель должен быть удален из общества».Сокрушение нацистами правосудия явилось закономерным итогом порочности ихидеологии и политики.
Национал-социализм в Германии (немецкий фашизм) были, пожалуй, остается наиболее агрессивной формой национал-социалистическойидеологии. Но она, как показывает исторический опыт, может существовать иутверждаться также в других ипостасях, может мимикрировать, завлекать людейиными лозунгами и обещаниями. Однако во всех случаях ее распространение иупрочение смертельно опасно для цивилизации.Заключение
Изучив теорииХХ века я поняла, что XX век —век коренных перемен в мире. На первый взгляд, по словам Р. Ж. Шварценберга,политическая наука ХХ века похожа на Пенелопу из греческого мифа: сегоднякаждый разрушает все, что было создано вчера, каждый политолог все изобретаетзаново, начинает как бы с нуля. В действительности же в этом есть своя логикапостепенного, противоречивого процесса накопления объективных знаний, формирования,развития и преобразования подходов, понятий, моделей. Доказательством семуслужит анализ ведущих направлений и господствующих парадигм в современнойполитологии.
Отсутствие общей методологии — одна из главных особенностей политическоймысли ХХ века. Добавить к сказанному: и отрицание единой системы понятий иконцепций. Разнообразие направлений и проблематики, теорий, парадигм и подходовк изучению политики — такова общая картина политологического знания ХХ века.
Осевой линией идвижущей силой развития политической науки многие десятилетия было идеологическоесоперничество между марксизмом и западной политологической мыслью. Этивнутренние противоречия в политическом знании, а главное — условия ипотребности политического процесса, определяли возникновение и динамикуразличных направлений и концепций в науке.
ХХ век — век революций в науке иполитике, процессы политических преобразований вызвали к жизни новые теории ополитике и демократии, которые сформировались на научной базе, созданнойпредшественниками и основателями современной политической науки в прошлом векеи в первые десятилетия нынешнего столетия, но были и иные концепции которыечуть не привели человечество к гибели.
Библиография:
1. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995.
2. Зарубежная политическая наука: история и современность. Вып.3.-М., 1990.
3. Зеркин Д.П. Основы политологии: курс лекций.Ростов Н/Д. Издательство «Феникс», 1997.
4. История политических и правовых учений: учебникдля вузов. Издание 2-е. Под ред. В.С. Нерсесянца М. Издательство «Норма-Инфра»,1999.
5. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов – М.: Издательство Приор», 1999.