Реферат по предмету "Политология"


Особенности политических и правовых взглядов Томаса Джефферсона

--PAGE_BREAK--1.1.Концепция демократического правления Томаса Джефферсона


Здесь мы естественным образом подходим к собственно политическим воззрениям Джефферсона и в особенности — к его пониманию демократии. Ключевой в политической концепции Джефферсона выступает, на наш взгляд, его трактовка такого понятия, как «суверенитет народа». В понима­нии мыслителя это не просто юридическая формула или политико-философский принцип, а вполне реализуемый способ построения государства.Он естественным образом вытекает для Джефферсона из его отношения к людям, доверия к их разуму, опыту, моральному чувству. «Я уверен, — заме­чал мыслитель в одном из писем периода революции, — что людям можно доверить управлять самими собой и не иметь хозяина»[4]. В то же время очень важно, что самоопределение и самоуправление народа он впервые выражает на языке прав, относя «право на самоправление»к фундаментальным, естественным правам. «Каждый человек и каждая общность людей, живущих на земле, — писал он в работе «Особое мнение по вопросу о том, должно ли местопребывание правительства быть перене­сено на Потомак», — обладают правом на самоправление. Они получают его вместе с жизнью из рук природы. Личность осуществляет это право через свою индивидуальную волю, общность людей — через волю большин­ства, так как закон большинства есть естественный закон для каждого человеческого общества»[5]. Отметим, что здесь выражено сразу несколько важных идей: право на самоправление — естественное право, заключенное в самой природе вещей; люди и общности равны между собой в обладании этим правом; поэтому для управления общностями непрелож­ным является «закон большинства», т.е. принятие решений по большин­ству голосов.

Таким образом, суверенитет народа, по его мнению, должен находить выражение и осуществление в политическом управлении. В реальном же управлении на уровне государства ведущую роль играют определенные органы власти. По убеждению Джефферсона, любая власть имеет тенден­цию к узурпации, к произвольному расширению своих полномочий, к кон­центрации, к подавлению подвластных, к коррупции и в конечном счете — к тирании. Для противодействия этой тенденции мыслитель предусматри­вает целый ряд мер. Во-первых, это разделение властей на общегосудар­ственном уровне, которое должно эффективно препятствовать концентра­ции власти.

Во-вторых, для предотвращения «порчи» в правительственных кругах за ними, по мнению Джефферсона, нужен постоянный и неусыпный кон­троль со стороны народа. Мыслитель полагал, что там, где граждане не имеют права контролировать правительство, общество превращается в «стадо овец, управляемое волками». «Ни одно правительство, — писал автор «Декларации независимости», обращаясь к Дж.Адамсу, — не может оставаться хорошим иначе, чем находясь под контролем народа»[6]. При этом особое значение Джефферсон придавал контролю зарасходованием бюджетных средств. «Народ должен постоянно держать я свою руку на общественном кошельке, — писал он, — это то полезное ограничение, от которого честное правительство не может и желать освободиться, а правительству нечестному не может быть позволено избавиться»[7].

В-третьих, в случае неэффективности иных мер, за народом всегда остается, по убеждению Джефферсона, право на восстаниепротив тираниче­ской власти. Особенностью взгляда Джефферсона на этот вопрос в ранний период его творчества по сравнению со взглядом, например, Дж.Локка было убеждение не только в правомерности, но и в благотворности таких периодически повторяющихся «небольших» восстаний. По мнению Джефферсона, никакая страна не может сохранить свои свободы, если ее правители не получают время от времени предупреждения о том, что ее народ хранит свой дух сопротивления.

В-четвертых, средством против «порчи» во властных структурах должны были стать, по мнению Джефферсона, регулярные выборы. Уже в послед­ние годы жизни, характеризуя свои главные настроения и мысли времен американской революции, он писал, что сторонники демократической организации американского государства были убеждены: там, где кончаются ежегодные выборы, начинается тирания. Регулярно проводимым и чест­ным выборам Джефферсон придавал особое значение, выдвигая их даже в качестве одного из главных критериев республиканского характера совре­менного политического строя.

При этом Джефферсон последовательно выступал за отмену различных избирательных цензов с тем, чтобы в выборах могли участвовать все взро­слые свободные мужчины. Кроме других аргументов в защиту расширения избирательного права он выдвигал и тот, что при столь значительном числе голосующих подкупить их всех будет очень трудно. С особой силой Джеф­ферсон выступал против имущественного ценза. «Я… еще не наблюдал, чтобы человеческая честность увеличивалась по мере роста богатства чело­века», — писал он Дж.Муру[8].

Однако главное средство против возможных злоупотреблений властью Джефферсон, без сомнения, видел в непосредственном участии народа в политическом управлении. «Лучше всего, — писал он, — это чтобы народ принимал участие в деятельности всех трех видов власти во всех отношениях, в каких это возможно»[9]. Вся власть в республике, по мнению Джефферсона, должна исходить от народа, формироваться из его представителей и осуществляться в его интересах. Однако эта мыслительная установка, конечно, еще не дает ответа на вопрос о том, какэто может быть сделано. Одним из важнейших «камней преткновения» на пути к фактическому осуществлению подобной системы власти является, без сомнения, проблема разумного соотношения прямой и представительной демократии. Слабость прямой демократии — в фактической невозможности ее  последовательного осуществления в современном большом государстве Слабость же пред­ставительной демократии — в том, что представители всегда имеют, кроме общих, свои собственные интересы и нередко следуют прежде всего им, а не тем, которые они призваны представлять.

    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Идеал местного самоуправления Т. Джефферсона


Разумеется, Джефферсон отдавал себе отчет в том, что полноценная прямая демократия может осуществляться лишь в небольших сообществах. В то же время именно такую демократию он считал основой, на которой должна базироваться жизнь общества и государства. Поэтому он выступал за всемерное развитие местного самоуправления. Соответственно этому и сердцевину его концепции государственного строительства составило то, что в американской литературе принято называть «окружной демократией», «районной демократией» и что по существу образует развитую концепцию местного самоуправления.

Для формирования самоуправления Джефферсон предлагал в структурегосударства выделить такую единицу, как относительно самостоятельные местные округа. В ведении такого округа (который он характеризовал как «малую республику») могли бы находиться организация начального образования, забота о бедных, о дорогах, о выборах, назначение присяжных и т. п. В пределах округов Джефферсон считал возможным и полезным «правление основной массы граждан, действующих лично и непосредственно, по правилам, установленным большинством»[10]. Такое участие в политическом управлении, хотя бы в масштабах своего округа, должно было, по мысли Джефферсона, дать гражданам бесценный политический опыт, а также усилить их привязанность к независимости своей страны и ее республиканской конституции.

На общегосударственном же уровне, как он полагал, естественным про­должением «окружной» должна служить представительная демократия. В концепции Джефферсона не только разделение властей на федеральном уровне, но и «окружные республики», «республики графств и штатов» дол­жны были составить систему сдержек и противовесов, которая не позволяла бы центральной власти выродиться в тиранию. В целом система управления государством в единстве ее различных уровней виделась Джефферсону сле­дующим образом: «1) Общая федеральная республика для всех вопросов, относящихся к внешней и федеральной политике; 2) республика штата, относящаяся исключительно к нашим гражданам; 3) окружные республики, занятые делами и интересами округа; и 4) районные республики для мелких, но в то же время важных местных вопросов.… И все это, вместе взятое, -  полагал он, — прочно объединяется благодаря тому, что каждому граждани­ну лично поручается часть управления народными делами»[11]. Таким образом, в концепции Джефферсона прямая демократия на местном уровне дополнялась на уровне федеральном предста­вительной демократией, построенной в соответствии с такими революцион­ными для того времени правилами, как регулярные выборы законодатель­ных органов и должностных лиц на основе всеобщего избирательного права, равное представительство граждан в законодательных учреждениях, избра­ние представителей исполнительной власти, судей, присяжных и шерифов, гласность и контроль народа над властью всех уровней, включая вопросы расходования государственных средств. Смысл комплекса мер по формиро­ванию такой системы государственного управления Джефферсон характери­зовал как «придание нашей конституции республиканского характера». Он подчеркивал, что цель таких мер — не только улучшить управление государством, но также и «питать и поддерживать дух народа»[12].

2. Роль граждан  в «Добродетельной республике»


Для политического управления на государственном уровне, по Джеф­ферсону, требуются специально подготовленные люди, которые избирать­ся на ответственные посты. Для исполнения этой роли годятся лишь те, кого Джефферсон называет «естественной аристократией»,отличая оттрадиционной аристократии происхождения. Характерными чертами «естественных аристократов» он считает талант, добропорядочность,   мудрость и в целом — добродетельность. Отбору и подготовке таких людей   для управления государством мыслитель придает огромное значение.    «Естественную аристократию, — пишет он Дж.Адамсу,  — я считаю самым к    ценным даром природы для обучения ее тому, как занимать ответственное  положение и управлять обществом». [13]

Что же касается республиканизма как практической задачи построения «добродетельной республики», то здесь для Джефферсона основные ориентиры были вполне ясными: стро­ить государственную жизнь, систему образования и воспитания в государ­стве таким образом, чтобы граждане могли, с одной стороны, принимать самое непосредственное участие в делах местного сообщества, а с другой — сознательно и разумно выбирать политических лидеров и представителей — и осуществлять над ними эффективный контроль.

Необходимо иметь в виду, что в то время фактически шел процесс фор­мирования государства на не виданных еще в современной истории осно­вах, и потому конкретные политические установления для Джефферсона отнюдь не имели значения догмы. В этом контексте чрезвычайно важным для поддержания подлинно республиканского строя в государстве мысли­телю представлялся вопрос о возможности периодического пересмотра и обновлениясамих основ политического порядка.

Воспитанный в духе идеалов Просвещения, Джефферсон искренне верил в возможности прогресса во всех областях жизни, в том числе и в вопросах организации государства. Поэтому он и считал важным построить государство таким образом, чтобы сохранялась реальная возможность мир­ного пересмотра в случае необходимости всех основных «правил игры». «Законы и учреждения должны идти рука об руку с прогрессом человеческо­го ума. По мере того как он развивается, становится более просвещенным с новыми открытиями, установлением новых истин и изменением нравов и взглядов ввиду изменившихся условий, установленные законы должны также улучшаться и идти в ногу со временем»[14]. Кроме того, для Джефферсона здесь существовала еще одна, истинно республиканская, проблема. Республика в его представлении — общество, построенное на сво­бодном договоре. Суть такой организации общества — в том, что все его важ­нейшие установления принимаются гражданами — непосредственно или через уполномоченных ими представителей. Но когда в жизнь общества входит новое поколение граждан, оно вынуждено подчиняться законам и правилам, установленным раньше, без его согласия, — и тем самым молодые граждане оказываются как бы вне договора и вне республики. Поэтому, по убеждению Джефферсона, им должна быть предоставлена законная воз­можность принять или отвергнуть установленный ранее политическийпорядок. «Каждое поколение, — писал Джефферсон, — имеет право само  выбирать ту форму правления, которая, по его мнению, больше всего содействует его счастью, и, следовательно, приспособиться к тем условиям, доставшимся от своих предшественников, в которых оно очутилось. Именно ради мира и блага человечества конституцией должна быть предусмотрена на формальная возможность производить это каждые девятнадцать или Я двадцать лет, с тем чтобы она могла передаваться дальше, из поколения в поколение»[15]. Таким образом, республика не была для Джефферсона чем-то раз навсегда установленным, а скорее представлялась ему как процесс непрерывного исторического творчества, направляемый разумом, чаяниями и волей народа.

В республике, как представлял ее себе Джефферсон, должны были полу­чить реализацию все основные права и свободы граждан. Важнейшие из них, относимые к «естественным» правам, были перечислены мыслителем еще в «Декларации независимости». Об особенностях понимания мысли­телем других прав и свобод необходимо сказать специально. Так, Джеф­ферсон придавал очень большое значение свободе мысли, слова, в целом —  свободе духовной жизни человека. Поскольку он свято верил в силу чело­веческого разума,

Непреложной нормой выступала для Джефферсона также свобода слова, дополняемая в век возникновения массовых газет свободой печати. В то же время, на наш взгляд, представляют интерес некоторые особенно­сти в его трактовке принципа свободы печати. «Нашей первой целью, — писал Джефферсон,  — должно быть предоставление… открытого и полного доступа к правде. Здесь самым эффективным из до сих пор найденных средств служит свобода печати»[16]. Таким образом, акцент Джефферсон делал не на самой свободе печати, а на том, что в современном словоупотреблении принято называть «гласностью»,т.е. гарантированной возможности для народа получать правдивую информа­цию по затрагивающим его вопросам. При этом мыслитель подчеркивал прямую связь гласности с характером политического управления: он утвер­ждал, что «держать двери для правды открытыми» и укреплять обычай все подвергать испытанию разумом — значит поставить надежный заслон на  пути движения к тирании.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.