Национализация
Национализация это — отчуждениеимущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основанииспециального акта компетентного государственного органа. Затрагиваетпреимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочныхвложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшиенерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. Кширокой практике национализация отдельных производств или отраслейпромышленности прибегли многие европейские государства после второй мировойвойны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательствоопределяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах мерыс выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.
ДАЕШЬ НАЦИОНАЛИЗАЦИЮ!
Приняв закон «Онационализации», государство получит возможность участвовать в переделесобственности и даже зарабатывать на этом
Наталья Меликова
22.10.02
Приняв закон «Онационализации», государство получит возможность участвовать в переделесобственности и даже зарабатывать на этом, пишет «Независимаягазета». Вчера в Госдуме прошли слушания по разработке законодательства онационализации. Как сообщил депутатам первый заместитель министра имущественныхотношений Александр Браверман, проект закона «О национализации» будетвнесен в Думу до конца 2002 года.
Идея законопроекта проста. Вопределенных случаях государство имеет право отнимать собственность увладельца. Отличие от революционных времен — государство должно возмещатьстоимость национализированного имущества.
Браверман подчеркнул, чтопредусматриваются только два повода для проведения национализации — обеспечениеобороноспособности и национальной безопасности страны. Правительство ежегоднобудет определять потребность страны в стратегической продукции. Если окажется,что эту продукцию невозможно приобрести на рынке или разместить госзаказ на госпредприятиях,правительство вправе принять решение о национализации мощностей или всегопредприятия, на котором эта продукция может быть произведена.
«Ни о какой деприватизацииречь не идет», — заявил замминистра, пояснив, что законопроект онационализации развивает статьи Конституции и Гражданского кодекса. Он отметил,что принятие законопроекта ни в коем случае не повлечет широкой национализациичастного имущества. «На основании этого закона будут проводиться единичныепроекты в течение длительных промежутков времени и только на возмезднойоснове», — подчеркнул Браверман.
За и против:
Пункт 3 статьи 35 российскойКонституции гласит, что «никто не может быть лишен своего имущества иначекак по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственныхнужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценноговозмещения». Гражданский кодекс устанавливает, что «обращение вгосударственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан июридических лиц (национализация), производится на основании закона свозмещением стоимости этого имущества и других убытков».
Необходимость принятия закона онационализации власти мотивируют прежде всего необходимостью конкретизироватьсуществующие нормы Гражданского кодекса и Конституции.
Как заявил «Независимойгазете» руководитель экономического управления президента АнтонДанилов-Данильян, федеральный закон о национализации призван обеспечитьреализацию пункта 3 статьи 35 Конституции в полном объеме.
«Без ясности в этом вопросекак отечественные, так и зарубежные инвесторы не чувствуют себя защищенными вдолжной степени, — считает наш собеседник, — поскольку не знают, какими будутправила национализации, в каких случаях она будет проводиться, кто будетпринимать соответствующие решения. Об этом свидетельствуют многочисленныевстречи с деловыми людьми, которые мы проводили в администрациипрезидента».
Между тем далеко не все в миребизнеса, особенно крупного, разделяют уверенность властей в том, что такойзакон сегодня необходим. Генеральный директор холдинга «Объединенныемашиностроительные заводы» Каха Бендукидзе заявил «Независимой газете»о своем негативном отношении к принятию подобного закона. «Понятно, чтозакон может быть цивилизованным, — говорит бизнесмен, — но в памяти людей оченьсильны воспоминания о всеобщей колхозной собственности, и закон уже по названиюполитически намекает на возможность возврата к этим временам». Как считаетБендукидзе, принятие этого закона не будет способствовать привлечению ни российских,ни иностранных инвестиций.
Данилов-Данильян убежден, чтооснований для подобных опасений у предпринимателей быть не должно.«Руководство страны прекрасно понимает, насколько губительными дляинвестиционного климата России могут быть поспешные шаги в этой сфере, — говорит руководитель экономического управления. — А для защиты от не в меруретивых чиновников среднего звена, как мы надеемся, в законе будет заложенмеханизм принятия решения о национализации на максимально высоком уровне, тоесть том уровне, огромная ответственность которого не позволит приниматьодносторонние, непродуманные, определяемые лишь текущей конъюнктуройрешения».
Таким высоким уровнем принятиярешений, по замыслу разработчиков проекта, является правительство. «Самапроцедура принятия решения о национализации должна быть закрытой», — заявил «Независимой газете» источник в правительстве. Чиновникиопасаются, что если бизнесу дать хоть какое-то время на размышления, активыпредприятия будут немедленно выведены.
Механизм принятия решения онационализации — одно из самых спорных мест проекта. Бендукидзе уверен, чтотакое решение может принимать только суд.
Пока же по проекту в суде можетбыть оспорен лишь размер оценки, определяемый независимым оценщиком. Последнийвыбирается на основании тендера, который проводится государством. Но здесьснова возникают вопросы: единой методики, учитывающей все аспекты, включаяупущенную выгоду, положение компании на отечественном и мировом рынке, нет ни уодной оценочной компании.
Но даже для той части бизнеса,которая поддерживает идею принятия закона о национализации, вопрос, сколькозаплатит государство собственнику, является принципиальным. «Если авторызакона хотят блага своей Родине, — заявил „Независимой газете“президент группы компаний „Каскол“ Сергей Недорослев, — они должнычетко прописать механизм оценки».
Кому и для чего нужен закон?
Власть стремится успокоитьбизнес. «Прежде чем думать о национализации того или иного объекта, — говорит Данилов-Данильян, — государство должно сто раз проработать возможностиполучения требуемой продукции через достойно оплачиваемый госзаказ илиразмещения оборонного или требуемого для безопасности страны инфраструктурногообъекта на нечастных землях». А прежде чем преступить к национализации,государство должно договориться с собственником о выкупе его имущества черезцивилизованную процедуру переговоров.
Однако если у государства естьвсе эти возможности, зачем принимается закон и какая собственность может бытьпринудительно отнята у ее владельца?
Последнее время идут жаркиедискуссии относительно будущего механизма недропользования. Подтекст многихпредложений таков: нефтяные компании получают сверхприбыли, часть которых моглабы поступать в казну государства. Возникает вопрос: может ли в этом случаевласть, руководствуясь какими-то высшими интересами, попытатьсянационализировать, например, нефтяные вышки или сам добываемый продукт?«Вся политика президента сегодня направлена на упорядочивание сложившейсясистемы, а не на ее слом, — заявил „Независимой газете“ руководительЦентра политической конъюнктуры Валерий Федоров. — Национализация же сырьевыхотраслей, на которых сегодня фактически основана экономика страны, фактически ибудет означать разрушение существующей системы». Кроме того, государствосейчас пытается избавиться от принадлежащих ему активов, в частности,реформирует систему государственных унитарных предприятий, а политиканационализации, по мнению политолога, просто противоречила бы общему курсу.
Эксперты сходятся и в том, чтотакже отсутствует острая необходимость в национализации предприятийвоенно-промышленного комплекса. «Назовите мне хотя бы одно частноепредприятие ВПК, которое не выполнило государственный заказ», — задаетриторический вопрос Сергей Недорослев. По его мнению, компании настолькозаинтересованы в госзаказе, что делают все возможное, чтобы исполнить его насамом высоком уровне.
Если не ВПК и не нефтянка, чтоже еще может стать объектом национализации? Острые конфликты в борьбе залакомые куски собственности часто приводят к тому, что деятельность предприятияостанавливается на месяцы. Чтобы разрубить узел конфликта, государство можетпойти на национализацию предприятия, чтобы затем его снова потом продать. Крометого, объектом для национализации может стать предприятие-банкрот, котороезанимает монопольное положение в регионе. Для обеспечения его бесперебойногофункционирования, считает Валерий Федоров, государство может принять решение онационализации.
Выстраивать гипотетическиевозможности можно до бесконечности. Тем более что под понятие стратегического(а именно им чаще всего оперируют представители власти, говоря о вероятныхобъектах национализации) подпадает и вертолетный завод, и федеральныйтелеканал, и кондитерская фабрика, которой вполне по силам производить сухой паекдля армии. И именно поэтому важно не только то, каким выйдет документ из стенпарламента. Намного важнее определить те случаи, в которых власть можетвоспользоваться своим правом лишить собственника имущества.
Национализация:разведка боем
20.02.2003
Ольга Киселева
(публикуется повторно; впервые21.10.2002)
Закон о национализации давно уже и настойчиво стучится в дверьроссийский юстиции, требуя признать за ним право на существование ифункционирование в российском правовом пространстве.
В сущности, национализация — это обратная сторона медали, украшавшей грудь «великих и ужасных» реформаторовначала 90-х годов, и хорошо известной всем гражданам нашей страны другой своейстороной, именуемой приватизацией.
Правда, говорить онационализации долгое время было не принято, потому как с точки зрения права втот период она совершенно не вписывалась в идеологию президентских реформ, да ине до нее было: все, кто мог, что-то приватизировали.
Время от времени негласноетабу нарушалось левыми группами и партиями, стращавшими оголтелыхприватизаторов напоминанием о возможности иного хода в развитии событий. Однаковсерьез вопрос о национализации на государственном уровне не ставился вплоть до2001 года, что, впрочем, и не удивительно: слишком масштабные и волнующиезадачи решались на протяжении предыдущего десятилетия
Когдаприватизационный бум кончился и получил более или менее завершенноезаконодательное оформление (последний закон о приватизации вступил в силу вэтом году), проблема правовой неурегулированности вопроса о национализациистала заметнее и требовала, пусть не совсем уж немедленного, но все жеразрешения. К весенней сессии Госдумы 2002 года в наличии имелось 7законопроектов: шесть — общего характера, рамочных, и один специальный — по авиации.Все законопроекты были предложены депутатами Госдумы; ни правительство, ниМинимущества, ни какое-либо другое ведомство своих законопроектов непредложило. До пленарного заседания в январе 2002 года три законопроекта былиотозваны авторами, оставшиеся четыре — депутатов Грачева, Пузановского,Шандыбина и Жириновского — рассмотрены и отклонены. На все законопроектыправительство прислало отрицательные отзывы, много замечаний последовало и отправового управления Госдумы. По словам представителей профильного комитета,основная причина отклонения предложенных законопроектов заключалась в ихнесоответствии нормам Конституции и Гражданского кодекса.
О том, что закон онационализации необходим и его подготовке следует уделить самое серьезноевнимание, никто давно уже не спорит. Недавно в коротком интервью БПИ об этомпрямо заявил и председатель Высшего арбитражного суда РФ Вениамин Яковлев,подчеркнув, что законодатель должен приложить все усилия, чтобы не позволитьсвести его обсуждение в плоскость политических дискуссий. Беспокойствапредседателя ВАС РФ вполне понятны. Проблема национализации, а под нейподразумевается обращение имущества, находящегося в собственности граждан июридических лиц, в государственную собственность, имеет два очень серьезных аспекта,обсуждение которых неизбежно будет провоцировать острые дискуссиипринципиального характера. Первый: отсутствие достаточной законодательной базы,второй — тесное переплетение экономической и политической составляющихпроблемы. Единственный способ избежать излишних дебатов, подготовить рамочныйзаконопроект, который будет носить общий характер и опираться на имеющуюсяправовую базу из двух статей Конституции РФ (часть 3 ст.35 и часть 3 ст.55), идвух статей Гражданского кодекса (абзац 10 п.2 ст.235 и ст.306). Из этихкоротких правовых норм следует, что имущество может быть национализированотолько для нужд государства, только на основании федерального закона и только вгосударственную собственность.
На сегодняшних парламентскихчтениях были заявлены три концепции будущего законопроекта о национализации:концепция правительства, тезисно изложенная в докладе первого заместителяминистра Министерства имущественных отношений Александра Бравермана, концепцияпредставителя фракции «Народный депутат» депутата Евгения Ищенко, ужеоформленная в законопроект, и концепция левых сил, представленная депутатомНиколаем Арефьевым, членом КПРФ, заместителем председателя комитета пособственности.
Согласноправительственной концепции, целью национализации является «обеспечениепотребности РФ в стратегической продукции для целей обороны и безопасностигосударства». Исходя из этого, национализация предусматривается только вфедеральную собственность. В качестве объекта национализации выступает«комплекс технологически взаимосвязанных вещей или отдельные вещи». Процедуранационализации предусматривает участие всех ветвей власти и состоит изследующих этапов: в случае невозможности обеспечить потребности государстваиным путем правительство разрабатывает обоснование, включая в бюджет следующегогода соответствующую строку с указанием вида требуемой стратегической продукциии объемов компенсационных выплат собственнику.
По мнению Бравермана, этастрока бюджета должна быть секретной. Рыночную стоимость национализируемогоимущества и убытки собственника определяет независимый оценщик, а размер выплатфиксируется в соглашении.
В случае несогласиясобственника с размером выплат вопрос решает суд. Концепции депутатов Ищенко иАрефьева, довольно близки, содержат много сходных позиций, начиная с пониманияцелей и объектов национализации (оба депутата не согласны с тем, чтобыограничиться здесь только потребностями обороны и безопасности) и кончаявопросами оценки стоимости национализируемого имущества. Законопроект Ищенкопредусматривает долевое распределение прав собственности на национализируемыеобъекты между центром и регионами, содержит ряд мер «дисциплинарного»характера, в частности, возможность национализации тех предприятий,собственники которых неэффективно ими управляют. (Таким образом, по мнениюавтора, закон создает альтернативу процедуре банкротства). Арефьев предлагаетособый порядок возвращения в госсобственность ранее приватизированныхпредприятий, а именно: с учетом тех условий, на которых они некогдаприватизировались. Размеры выплат за национализируемые объекты Ищенкорекомендует определять ценой, декларируемой собственником в налоговойотчетности, что заставит последнего под угрозой национализации приблизитьдекларируемую стоимость своего имущества к рыночной. Арефьев предлагаетисходить из цены, уплаченной собственником за имущество в ходе приватизации,что позволит избежать «второй приватизации по Чубайсу». Оба депутата подвергликритике предложенный правительством законопроект, сославшись на егопротиворечие Конституции, согласно которой лишение права собственности возможнолишь по решению суда, и Гражданскому кодексу, предусматривающему возможностьнационализации только на основании федерального закона
Итоги первогообсуждения выявили два полярных подхода к вопросу о национализации. Точказрения депутатов, руководствующихся в первую очередь принципом социальнойсправедливости, была в общих чертах известна и ранее, она была озвучена еще ввесеннюю сессию. Важным событием сегодняшнего дня стало официальное объявлениепозиции правительства. Позиция довольно жесткая, изначально отметающая как всеразговоры о «второй приватизации по Чубайсу», так и мечты о восстановлении«попранной» в 90-х годах справедливости. Во взглядах правительства превалируетэкономическая целесообразность, в смысле национализации понимаемая какобеспечение интересов обороны и безопасности. Возможно, власть немного лукавит,и ее интересы — в том же самом смысле — простираются несколько дальше, но«соблазны» национализации таковы, что лучше ограничиться бесспорными вещами(кто осмелится или кому придет в голову поставить под сомнение приоритетынациональной безопасности, даже если они потребуют национализации?). Надонастроить законодателей на исключительно деловой, профессиональный лад, убрав сдороги всевозможные социальные вопросы отнюдь не по циничным соображениям, а попринципу субординации поставленных задач. До конца 2002 года правительстводолжно подготовить и внести законопроект в Госдуму. Никаких сомнений в том, чтотак оно и произойдет нет, равно как и в том, что к следующему обсуждениюколичество законопроектов о национализации будет заметно больше. Все тольконачинается.
Национализацияпозволит чиновникам заработать
Текст: Евгений Калюков
21.02.03
Правительство одобрило правила,по которым будут национализировать имущество россиян. Прямой конфискации небудет. А вот коррупция очень даже может быть.
Правительство на своемзаседании 20 февраля одобрило проект закона «Об обращении имущества,находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственностьРоссийской Федерации (национализации)», подготовленный Минимуществом.
Как сообщил первый замминистраАлександр Браверман, в начале марта он будет внесен в Госдуму. /> «Цель национализации всоответствии с этим законом одна-единственная, – заявил Браверман, – обеспечениеобороноспособности и безопасности государства».
Национализация, как сообщил«Газете.Ru» пресс-секретарь Минимущества Александр Паршуков, будет проводитьсятолько в случае, если у государства нет возможности обеспечить своюобороноспособность и безопасность иным способом.
/>/>
Пословам Александра Бравермана, перечень предприятий, которые могут попасть подзакон о национализации, уже «на выходе». На самом деле, как выяснила«Газета.Ru», перечня предприятий еще нет, да и вообще сначала будет подготовленперечень стратегически важных товаров, которые государство не может приобрестина рынке, например, потому, что их производство убыточно. Он будет утверждатьсяправительством. Предприятия-производители могут быть национализированы.
/>
По предварительным оценкам, речь пойдет прежде всего опроизводителях комплектующих для вооружений, товаров, подпадающих под режимэкспортного контроля, продукции для мобилизационных планов.
/>
/>По словамБравермана, никакой конфискации и экспроприации законопроект не предполагает. Вэто легко поверить – в случае необходимости государство, как показываетпрактика, может легко не посчитаться с правами собственника и без всякихзаконов. Как, например, был использован для переброски войск в Чечню частныйВолгоградский аэропорт, понесший в результате крупный ущерб без компенсации.
/>
Законопроект разработан из других соображений, в частности,возможность национализации предусмотрена Гражданским кодексом, и левые политикине устают об этом напоминать. Но если сейчас по каждому факту национализациитребуется принимать отдельный закон, то в случае принятия Думойправительственного законопроекта роль парламента будет урезана. Повлиять на ходнационализации думцы смогут только при принятии бюджета на очередной год, вкоторый и будут закладываться отдельной статьей ассигнования на национализацию.Это означает, кстати, что первые национализированные предприятия появятся нераньше 2004 года.
Законопроект,предполагающий расходование бюджетных средств, естественно, может бытьиспользован в личных интересах чиновников. Вовсе не обязательно, что онизаймутся вымогательством взяток у собственников предприятий ВПК, угрожая имнационализацией. Ситуация скорее будет обратная, поскольку прибыльныепредприятия национализировать пока никто не собирается. Более вероятно, чтовзятки будут давать как раз за то, чтобы государство включило в переченьнационализируемых те предприятия, с которых собственникам уже никакой прибылиизвлечь не удается. />
Возможныразные варианты.
Нанационализации может настаивать как руководство убыточных заводов под лозунгомсохранения рабочих мест, так и их собственники, осознавшие, что продать такиезаводы им, кроме государства, больше некому.
Ценавыкупаемого имущества, согласно проекту, должна устанавливаться независимымоценщиком, однако понятно, что и с независимым оценщиком можно договориться.
Еслиже договориться не удастся, можно попытаться взять крупный кредит и, направивего на свои нужды, «повесить» тем не менее на национализируемый завод, послечего сумма, за которую его выкупит государство, будет уже не так важна
Впрочем,пресс-секретарь Минимущества Паршуков утверждает, что опасность коррупциинадуманна: «Решение о национализации будет принимать не один чиновник, аправительство в целом. Не знаю, сколько нужно денег для того, чтобы купить всеправительство сразу. Купить можно одного чиновника, ну двух, но не весь жекабинет министров да еще и Думу, которой предстоит учесть расходы нанационализацию при принятии бюджета».
Правительстворассмотрит законопроект о национализации
20.02.2003
Правительство рассмотрит насегодняшнем заседании законопроект о национализации, подготовленныйМинистерством имущественных отношений.
По словам начальника отделаобщественных связей Минимущества Александра Паршукова, закон регулирует отношения,возникающие при национализации имущества, находящегося в собственности граждани юридических лиц. Глава пресс-службы пояснил, что под национализациейимущества понимается принудительное обращение такого имущества в собственностьРоссийской Федерации в соответствии с принципами, основаниями и условиями,обозначенными в подготовленном законопроекте. Объектом национализации, согласнозакону, может быть «комплекс технологически взаимосвязанных вещей илиотдельная вещь, которые находятся на территории РФ и могут удовлетворитьпотребности Российской Федерации в стратегической продукции, которые не могутбыть удовлетворены без проведения национализации». В составнационализируемого технологического комплекса входят также, по словамПаршукова, земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь,сырье, продукция, необходимые для достижения целей национализации.
В пресс-службе пояснили, чтонационализация в соответствии с законопроектом производится на возмезднойоснове. Размер возмещения собственнику национализируемого имуществаустанавливается равноценным его рыночной стоимости, а также стоимости другихубытков, причиняемых собственнику в результате национализации, включаяупущенную выгоду.
Как сообщало БПИ ранее, осенью2002 года в Госдуме состоялись парламентские слушания, посвященные проблемамнацонализации. Первый заместитель главы Минимущества, статс-секретарьминистерства Александр Браверман представил участникам слушания концепциюзаконопроекта, которая легла в основу подготовленного ныне законопроекта. Крометого, депутатам был представлен законопроект депутата Ищенко. По информацииБПИ, фракция КПРФ также готовит свой законопроект по национализации
Правительствоодобрило проект закона о национализации имущества
20.02.03
Правительство в целом одобрилосегодня проект федерального закона «Об обращении имущества, находящегося всобственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации(национализации)», он будет передан на рассмотрение в Госдуму в ближайшиедва-три недели.
Как заявил журналистам первыйзаместитель министра имущественных отношений Александр Браверман, согласнодокументу, единственными основаниями для принудительного возвращения имуществав государственную собственность является обеспечение оборонной и национальнойбезопасности России. Национализация будет проводится на возмездной основе, приэтом компенсация, которая будет выплачена собственнику, будет основываться нарыночной цене и включать ущерб. Затраты на национализацию, сказал Браверман,будут заложены в федеральный бюджет.
По словам Бравермана, в законопроекте предусмотрена единая политика всех ветвейвласти в процедуре национализации: Федеральное Собрание принимает решение онационализации и вносит в бюджет сумму компенсации, правительство проводит этупроцедуру, а судебная власть в случае необходимости подтверждает еецелесообразность. «Принятие закона о национализации будет содействоватьулучшению инвестиционного климата в России и устранит нынешний правовой вакуумв этом процессе», — резюмировал первый замминистра. Законопроект онационализации планируется передать на рассмотрение в Госдуму в ближайшиедва-три недели, заявил Браверман.
Замминистра также сообщил, что в 2003 году государство планируетвыставить на продажу около 2 тысяч пакетов принадлежащих ему акций российскихкомпаний и предприятий. В настоящее время обсуждает несколько вариантов продажиакций АО «Связьинвест». Окончательно решение может быть выработано втечение 3-4 месяцев, при этом, по его словам, проект по продаже пакета из 25%минус две акции компании перестал в настоящее время быть единственным. Решениебудет приниматься, исходя из интересов получения максимальных доходов вфедеральный бюджет и эффективной реструктуризации компании.
Кроме того, правительство намерено продать 26 процентов минус однаакция компании «Росгосстрах». По словам Бравермана, эта компанияполностью готова к приватизации, которая может пройти уже в первом полугодииили в третьем квартале текущего года. Помимо этого, Минимущества рассчитывает приватизироватьв 2003 году 17,6 процентов акций Магнитогорского металлургического комбината.
Правительствовнесло в Думу проект закона «О национализации имущества». По мнению авторовпроекта, бояться национализации не надо – она, мол, будет способствовать улучшениюинвестиционного климата в России.
Текст: Марина Соколовская
27.03.03
Законопроект онационализации, сроки внесения которого в Думу постоянно переносились, теперьбудет рассмотрен в спешном порядке, в течение ближайших трех недель. Известно,что коррективы в документ вносились до последнего момента. Так, первоначальнодопускалось, что если в бюджете не будет хватать средств на выплаты бывшимсобственникам национализированного имущества, государство может и повременить свыплатами.
Однако в окончательном вариантезаконопроекта никакой рассрочки в выплате компенсаций собственникам, у которыхотобрали имущество, уже не предусмотрено.
Основные принципызакона остались без изменения. Так, осуществляться национализация будетисключительно в интересах обороноспособности и безопасности страны. Проводитьсяна возмездной основе, финансироваться из закрытых статей бюджета. Причемсобственнику будут возмещаться и убытки, которые он несет в процессенационализации.
В силу всегосказанного правительство считает, что закон не следует рассматривать какнаказание. У некоторых депутатов, впрочем, противоположное мнение.
Сейчас в Думенаходятся по меньшей мере пять законопроектов на аналогичную тему, из которыхсамым ортодоксальным является проект коммуниста Николая Арефьева. Он считает,что государство вправе национализировать любое приглянувшееся ему имущество.Предприятия эти приобретались за бесценок, так что подобные действия будутактом настоящей социальной справедливости, утверждает депутат
Более лояльным к интересамбизнеса выглядит проект закона Евгения Ищенко Он во многом схож справительственным и предполагает оценку имущества независимым оценщиком. Но вотличие от правительства, которое планирует полученные средства направлять вфедеральный бюджет, депутат Ищенко считает, что их нужно оставлять в регионах.
Впрочем, составитьсерьезную конкуренцию правительственному законопроекту эти документы не могут.
Однако разговоры онационализации вовсе не отменяют приватизации.
В этом годуМинимущество планирует выставить на продажу около 2 тысяч пакетов принадлежащихему акций российских компаний и предприятий. Ведутся переговоры о несколькихвариантах продажи акций АО «Связьинвест». Окончательно решение может бытьвыработано в течение трех-четырех месяцев.
Кроме того,правительство намерено продать пакет в 26% минус одна акция компании«Росгосстрах». По словам первого замминистра имущественных отношений АлександраБравермана, эта компания полностью готова к приватизации, которая может пройтиуже в первом полугодии или в третьем квартале текущего года. />
Планы же понационализации, если они и есть, пока не разглашаются.
ИСТОЧНИКИ
Ресурсы ИНТЕРНЕТ; Сетевые СМИ:
1. «Независимая газета» — www.ng.ru/;
2. «Газета.Ru»- www.gazeta.ru/
3. «Известия.Ру»- www.izvestia.ru/
4. «Правда.Ru»- pravda.ru/