Мурманский гуманитарный институт Заочное отделение Юридический факультет Контрольная работа по дисциплине «Административное право» Тема: «Сущность административного процесса» Студентки 5 курса заочного отделения факультета «Юриспруденция» Костюк Светланы Викторовны Адрес: г. Мурманск ул. Ленина д. 48 кв. 22 Тел. 47-37-62. Научный руководитель: Преподаватель
Фофанова Н. П. Проверил: Мурманск 2001 Содержание: Введение 3 - 4 Глава 1. Место административного права в правовой системе Российской Федерации … 5 - 8 Глава 2. Административный процесс: понятие и сущность 9 - 17 Глава 3. Административно-юрисдикционный процесс .18 - 20 Глава 4. Основные принципы административного процесса и его структура 21 -
25 Заключение .26 Список использованной литературы .27. Введение Целью данной контрольной работы является выяснение понятия и сущности административного процесса, а также выявление его основных принципов. Тема эта актуальна сегодня тем, что в Российской Федерации только формируется административная юстиция. Объект исследования – теория административного права, предметом же исследования является административный
процесс. Задачами нашей работы являются:  определение места административного права в правовой системе РФ;  понятие и сущность административного процесса;  особенности административно-юрисдикционного процесса;  выявление основных принципов административного процесса и его структу-ры. Прежде чем перейти к рассмотрению названных во¬просов, необходимо сделать некоторые терминологические пояснения. Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного
результата; порядок осуществления какой-либо деятельности . В та¬ком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т. п. Поскольку исполнительная власть реализуется в раз¬личного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, по-стольку имеются необходимые основания для того, чтобы ее также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятель-
ности имеет процес¬суальную форму. С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права . Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реали¬зации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного про¬цесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере го-сударственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых
диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения . Осуществление государственно-управленческой деятельности исполнительными органами есть административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного характера. Наша работа состоит из четырех глав: в первой – мы рассматриваем место административного права в правовой системе РФ, во второй – исследуем понятие и сущность административного процесса, в третьей – рассматриваем
сущность административно-юрисдикционного процесса, в четвертой – определяем основные принципы административного процесса и попытались определить его структуру. Глава 1. Место административного права в правовой системе Российской Федерации В начале необходимо остановиться на предмете адми¬нистративного права, а также на его месте в правовой сис¬теме Российской Федерации. Административное право представляет собой отрасль правовой
системы Российской Федерации, которая при¬звана регулировать особую группу общественных отноше¬ний. Главная их особенность состоит в том, что они воз¬никают, развиваются и прекращаются в сфере государст¬венного управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Другая особенность определяется тем, что они опосредуют в регулируемой сфере государственную
политику признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Следующей особенность таких отношений являются реальное и многообразное содержание особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей государственной власти. Эти отношения выражают приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и государственно-правовые
средства воздействия на общественные связи. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру принято называть управленческими, и они составляют предмет административного права. Таким образом, административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой со¬вокупность правовых норм, предназначенных для регули¬рования общественных отношений, возникающихся, изменяющихся и прекращающихся в процессе практической реализации исполнительной вла¬сти (в более широком понимании
- в процессе осуществле¬ния государственно-управленческой деятельности) . Предмет административного права достаточно разно¬образен, но в принципе охватывает однотипные общест¬венные отношения, управленческие по своей природе, а именно: а) управленческие отношения, в рамках которых не¬посредственно реализуют-ся задачи, функции и полномочия исполнительной власти; б) управленческие отношения внутриорганизацион¬ного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной
(представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры; в) управленческие отношения, возникающие с уча¬стием субъектов местного самоуправления; г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возни-кающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий . Административное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права.
Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что админист¬ративное право охватывает своим регулятивным воздейст¬вием широкие области государственной и общественной жизни, что определяется многообразием практического проявления действующего в Российской Федерации меха¬низма исполнительной власти. Служебная роль административного права в совре¬менных условиях определяется многими существенными обстоятельствами, вытекающими непосредственно из его природы.
Так, в связи с актуальностью проблемы правоох¬раны, как непременного элемента правового государства, административное право в отличие от многих других пра¬вовых отраслей имеет и укрепляет свои собственные юри¬дические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере функционирования механизма исполни¬тельной власти. Невыполнение или недобросовестное вы¬полнение требований административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредитель¬ных, пресекательных и карательных средств администра¬тивно-
принудительного характера. Среди них особая роль отводится институтам административной ответственности и административного процесса. Следует отметить, что в «чистом» виде практически не существует ни одна отрасль права. В каждой из них правовую базу составляют, как правило, нормы различного отраслевого профиля с преобладанием «собственных» норм, то есть полностью соответствующих предмету данной отрасли. На подобной основе фактически строится российское законодательство.
Наиболее самостоятельны такие правовые отрасли, как гражданское, уголовное, международное, конституци¬онное право. В иных случаях всегда легко обнаружить взаимодействие норм различных отраслей права и законо¬дательства. Например, в земельном или финансовом праве ярко проявляется тесное взаимодействие гражданско-пра¬вовых, административно-правовых и уголовно-правовых норм. Следствием данной особенности действующей право¬вой системы является «проникновение» административ¬ного
права в сферу регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного явления - факти¬ческое наличие управ-ленческих по своей природе отноше¬ний в сферах, относящихся в соответствии с пред-метом той или иной отрасли права к ее регулятивному воздейст¬вию. Поэтому даже в гражданском законодательстве име¬ется пусть небольшое, но определенное число администра¬тивно-правовых по своей сути норм. Административное право с учетом специфических особенностей государст-венно-
управленческой деятельно¬сти как правовой формы реализации власти охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа. Тем самым отчетливо проявляется многообразие администра¬тивно-правового регулирования. Например, финансовое право регулирует строго ограниченные рамками его пред¬мета общественные отношения. Административное право таких строгих границ не имеет.
Следовательно, трудно найти какой-либо специальный вопрос, который можно было бы назвать чисто административно-правовым. Сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права, которыми регу¬лируются возникающие в ней общественные отношения, не охватываемые предметом административного права. Так возникает взаимодействие различных правовых отраслей. Наиболее тесно административное право взаимодей¬ствует с конституционным (государственным) правом.
Конституционное право является ведущей отраслью рос¬сийского права и закрепляет основные принципы органи¬зации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые ос¬новы их формирования, их взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти (ст. 10, 11, 71-72, 77, 83-88, 102-103, 110-117, 125 Конституции Рос¬сийской Федерации); права и свободы человека и гражда¬нина, значительная часть которых практически
реализу¬ется в сфере государственного управления (ст. 85, 103, 111, 117 Конституции РФ) и т. п. Многие стороны организации и деятель¬ности механизма исполнительной власти определяются федеральными и иными законодательными нормами. Ад¬министративное право берет исходное начало в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев
системы исполнительной власти; административно-право¬вой статус конкретных участников управ-ленческих обще¬ственных отношений и административно-правовые сред¬ства его защиты; формы и методы государственно-управ¬ленческой деятельности, основы ее отраслевой и межот¬раслевой, региональной и местной организации и т. п. Гражданское и административное право регулируют нередко с внешней стороны исходные общественные от¬ношения имущественного характера, ориентиру-ясь на пре¬обладающее значение тех или иных элементов
метода правового регулирования. Аналогично решается вопрос о со¬отношении трудового и административного права. Наибо¬лее сложно проведение граней между, например, админи¬стративным правом и такими отраслями, как финансовое, земельное право. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету названных отраслей, регулируется нормами ад¬министративного права и свойственными ему правовыми средствами. Границы действия норм уголовного и административ¬ного права определяются характером
и направленностью соответствующих запретов. Определенные связи обнаруживаются между гражданско-процессуальной, уголовно-процессуальной и административно-процессуальной отраслями российского права. Ведь именно ГПК предусматривает рассмотрение дел, возникающих из административно-правовых отношений (например, рассмотрение жалобы на действия административных органов или должностных лиц). Юридическое «наполнение» коммерческого, предпринимательского, экологического права представляет собой
конгломерат норм традиционных отраслей российского права, в составе которых административно-правовым нормам принадлежит приоритетные позиции. Глава 2. Административный процесс: понятие и сущ-ность С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права . Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса.
В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере го-сударственного управления в целях достижения юридических результатов, предполагаемых диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения. Данная функция составляет прерогативу субъектов исполнительной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме. Именно в такой форме происходит юридически-властная реализация задач и функций исполнительной
власти. Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъектов исполнительной власти приходится реализация санкций материальных административно-правовых норм. Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.
При характеристике административного процесса прежде всего необходимо учитывать общие качества, присущие этим двум направлениям его практического воплощения в повседневной государственно-управленческой деятельности. Эти качества находятся в прямой зависимости от основного признака процесса в его юридическом понимании, а также органически связаны с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти. Последние находят свое выражение в юридической властности и односторонности волеизъявлений соответствующих
субъектов исполнительной власти. Административно-процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, методами ее осуществления и т. п.). Есть еще одно важное обстоятельство, без учета которого нельзя понять сущность административного процесса и, соответственно, административно-процессуаль-ной деятельности.
Его суть заключается в том, что реально административно-право-вые отношения всегда воспринимаются только как про-цессуальные. Это означает, что особенности данного вида правовых отношений получают свое выражение, прежде всего и главным образом в процессуальной форме . Следует заметить, что в целом проблема административного процесса до сих пор у нас полностью не решена как в теоретическом, так в законодательном или ином юридическом варианте.
При характеристике сущности и особенностей адми¬ни¬стративного процесса, необходимо предварительно оп¬реде¬лить отношение к терминам «процесс» и «производство». Это следует сделать в связи с тем, что в литературе по ад¬министративному праву высказаны раз¬личные суждения на этот счет. Так, по мнению Салищевой Н. Г производство - это понятие более широкое, нежели процесс.
Она предлагает различать администра¬тивное производство, как процесс применения администра¬тивно-правовых норм, как процесс деятельности исполнительно-распорядитель¬ных органов и административный процесс, как деятель¬ность по разрешению споров и приме¬нению мер принуж¬дения . Другая точка зрения состоит в придании названным терминам прямо противо-положных значений. Эта позиция представляется более правильной, ибо она опирается на существующую законодательную практику,
касающуюся процессов гражданского и уголовного права. Напомним в связи с этим, что, например, граж¬данско-процессуальный кодекс РФ, регулирующий граждан¬ский процесс, различает в нем несколько производств. Аналогичная кар¬тина и с уголов¬ным процессом, который в соответствии с уголовно - про¬цессуальным кодексом РФ включает ряд производств: производство в суде первой инстанции; производство в надзорной
инстанции; производство по делам несовер¬шен¬нолетних и т. д. Для административного процесса нет нужды менять со¬держание понятий «процесс» и «производство». Соот¬ноше¬ние названных понятий в принципе сохраня-ется как общее и особенное: производство - часть процесса, про¬цесс - есть совокупность производств. Таким образом, если производ¬ство - это уже деятельность, связанная с разрешением определенной, сравнительно
узкой группы однородных дел, скажем дел об административных на¬рушениях. Исследование сущности административного процесса у нас началось сравнительно давно, выходом в свет мо¬нографии Салищевой Н. Г. «Административный процесс в СССР». Это была первая крупная работа, в которой автор изложил исходные положения своей концепции о понимании сущности, а также масштабах административ¬ного процесса.
В вопросе о понятии и особенностях административ¬ного процесса существуют две позиции. Первая - пред¬ставлена в работах Салищевой Н. Г Иванова О. В Пискотина М. И Самойленко Л. В. и др она получила наименование «юрисдикционной концепции» административного про¬цесса. Она базируется на традиционно сложившихся взглядах на процессуальную деятельность в юридическом смысле как на чисто юрисдикционную. В данном случае за основу берется осуществление правоохранительной
функции. Процесс при этом отождествляется с осуществлением правосудия по гражданским и уголовным делам, а в последнее время и по административным делам. Именно в таком аспекте определяется функционально-компетенционное содержание судебной власти (ст. 118 Конституции Российской Федерации). Вторая - проводимая в работах Сорокина В. Д Манохина В. М Лунева А. Е Корнеева А.
П. и др имеет своей целью доказать, что административный процесс не может замыкаться в юрисдикционных рамках, а представляет со¬бой явление более широкого плана. Рассмотрим кратко сущность этих двух точек зрения. Представители «юрисдикционной концепции» рассматри¬вают административный процесс как «регламентированную законом деятельность по разреше¬нию споров, возникающих между сторонами администра¬тивного правоотношения,
не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по примене¬нию мер административного принуждения». Основной методологический изъян заключается в стремлении по¬строить административный процесс как копию граждан¬ского и уголовного процессов. Сторонники этой точки зрения именно так и заявляют. «Административный процесс пишет Л. В. Самойленко дол¬жен конструироваться по подобию давно и прочно усто¬явшихся процессуальных систем - уголовного и гражданского процессов.
Рамки административного процесса должны логически замыкаться порядком применения мер административных взысканий и иных мер административ¬ного прину-ждения» . Однако юрисдикционную функцию, причем в значительном объеме, повсе-дневно и на различных уровнях системы государственного управления осуществляют исполнительные органы, то есть во внесудебном порядке. Такого рода их действия выражают реализацию одного из составных элементов их административной право-
и дееспособности. Это значит, что они осуществляют тем самым административную юрисдикцию. Такого рода юрисдикция, однако, не является главным и определяющим содержание государственно-управленческой деятельности признаком, что характерно для судебных органов. В основе юрисдикционной деятельности лежит рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц, применение при необходимости предусмотренных
действующим законодательством мер юридического (государственного) принуждения. Так, в частности поступают судебные органы при рассмотрении правовых споров, давая тем самым основу для понимания реального юридического содержания юрисдикции и юрисдикционной деятельности. Эти позиции в целом применимы и для характеристики юрисдикционной деятельности исполнительных органов. В рамках своей управленческой деятельности они в праве, а иногда и обязаны, рассматривать и разрешать
административно-правовые споры, самостоятельно оценивать правомерность поведения участников правленческих общественных отношений, применять в необходимых случаях меры административной ответственности. Они совершают при этом действия, совпадающие по своему назначению и характеру с теми, которые осуществляются в рамках судебного процесса или судебной юрисдикции. С таким пониманием полностью согласиться нельзя, ибо при этом игнорируется факт первостепенной важности
- органиче¬ская теснейшая связь административного процесса с госу¬дарственным управлением, юридическим выражением ко¬торого он является. Поэтому понятие административного процесса необходимо выводить не из уголовного и граж¬данского процессов, а из особенностей государственного управления. Другие авторы дают более широкое толкование поня¬тия административного процесса. Приведем несколько вы¬сказываний на этот счет. По мнению
Манохина В. М административный процесс - это не только деятельность государ¬ственных органов по разрешению индивидуальных дел в сфере государственного управления, но, прежде всего, по¬рядок реализации административно-правовых норм. Как считает Д. Н. Бахрах, осо¬бенностью административного процесса является то, что он регулирует не только юрис¬дикционную деятельность по рассмотрению споров и при¬менению прину-дительных мер, но и реализацию регуля¬тивных норм. С чисто юридической стороны дело обстоит иначе.
Действующее российское законодательство и подзаконные административно-правовые нормы не содержат доброкачественной юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием административного процесса. Нормативно-правовой материал, существующий в настоящее время, который позволяет объединить любые управленческие действия под эгидой ад-министративного процесса; единые правила совершения таких действий в большинстве случаев отсутствуют, хотя значимость их бесспорна.
Действительно, должны существовать общие правила, например, разработка административно-правовых актов, как нормативных, так и индивидуальных; единые правила совершения различного рода распорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений и прямых предписаний, контрольно-надзорных, разрешительных, регистрационных, координационных и прочих полномочий, реализуемых субъектами исполнительной власти. Конечно, такого рода правила существуют, но они формулируются применительно к конкретным управленческим
действиям конкретных исполнительных органов, причем далеко не во всех случаях. Содержаться они в разрозненных, нескоординированных правовых актах различного назначения и различной юридической силы. Господствующим является ведомственный подход к формированию такого рода правил. Все это свидетельство того, что административно-правовое законодательство в совершенном и универсальном варианте пока еще отсут-ствует. Практически речь идет о различного рода административных процедурах
и соответствующих им административно-процедурных правилах. Введенный недавно новый административный кодекс прямо связан с укреплением пра-вовой базы государственно-управленческой деятельности, механизмом реализации задач и функций исполнительной власти. Таким образом, данный вариант административно-процессуальной деятельности можно охарактеризовать как организационно-процедурный. Он важен для правоустановительной и правоприменительной функций, осуществляемых
в ходе реализации исполнительной власти. Иначе говоря, он служит целям организации повседневной работы исполнительного аппарата. В силу этого очевиден его широкий диапазон, не позволяющий получить конкретизированное представление о его подлинном содержании, тем более - его типизированное правовое оформление. При наличии столь заметно расходящихся суждений об административном процессе, становится необходимым краткий анализ наиболее существенных свойств процесса, как сложного правового явления, объединяющего
три со¬ставные части, три разновидности - гражданский админи¬стративный и уголовный процессы. То обстоятельство, что упомянутые разновидности объединяются единым терми¬ном «процесс», свидетельствует о наличии у них каких-то общих свойств, в равной мере распространяющихся на ка¬ждый из видов процесса. Однако, как известно, диалектика общего с необходимостью, предполагает одновременное существование его в форме особенного, как считает В. Д. Сорокин.
Следовательно, общее для процесса как правового явления проявляется в особенном, свойственном уже для каждого вида процесса и порождающем его специфические качества. Рассмотрим: какими же общими свойствами обладает процесс как юридиче-ская категория? Во-первых, взятый в целом, процесс есть определен¬ное выражение государственно-властной деятельности. Иначе говоря, процесс - это специфический способ осуще¬ствления государственной власти.
Неразрывная связь с го¬сударством - таково одно из важнейших свойств процесса. Разумеется, процесс предполагает участие в его осуществ¬лении и общественных организаций, однако основу его со¬ставляет деятельность компетентных государственных ор¬ганов. Если перейти от общего к особенному, то есть к отдельным видам процесса, то здесь на первый план вы¬ступит тесная связь всех трех видов процесса с такими формами деятельности государства, как правосудие и го¬сударственное
управление. Связь эта выражается в том, что правосудие как форма деятельности государства реа¬лизуется посредством уголовного и гражданского процес¬сов, государственное управление - посредством админист¬ративного процесса. Форма деятельности государства в данном случае выступает, как явления первичные по от¬ношению к соответствующим разновидностям процесса и, следовательно, особенности этих форм определяют и осо¬бенности тех или иных видов процесса. Во-вторых, процесс - это динамическое понятие, во всех случаях означающее
деятельность соответственных государственных органов. Каждый вид процесса - граж¬данский, уголовный, административный - представляет со¬бой деятельность определенных государственно-властных органов, посредством которой решаются задачи правосудия и государственного управления. Поскольку задачи на¬званных форм различны, то и способы их осуществления посредст¬вом тех или иных видов процесса отличаются определен¬ной спецификой.
В-третьих, основное свойство процесса заключается в том, что это не любая деятельность, а исключительно юридическая. Следовательно, имеются основания рассмат¬ривать конкретный вид процесса как правовое выражение данной формы деятельности государства. Правовая природа процесса (гражданского, уголов¬ного и административного) выражается прежде всего в его социальном назначении, в том чтобы обеспечить реализа¬цию материальных норм различных отраслей права. Каж¬дый вид процесса представляет собой порядок последова¬тельно осуществляемых
действий, имеющих своей целью практическое претворение в жизнь норм материального права. Однако одной юридической цели еще не достаточно для полной характеристики правовой природы процесса. Поскольку любой вид процесса предназначен для реализа¬ции социальных правил, установленных государством материальных правовых норм, постольку он может быть только юридическим по-рядком, ибо иначе реализовать правовую норму не возможно. Не трудно заметить, что сам процессуальный порядок деятельности устанавливается
и регулируется при помощи специальных юридических пра¬вил - процессуальных норм права - гражданско-процессу¬альных, уголовно-процессуальных и административно-процессуальных. В-четвертых, принципиальное значение имеет и то, что все разновидности процесса представляют собой юри¬дически результативную деятельность, посредством кото¬рой только и может быть достигнут, требуемый в ходе раз¬решения индивидуально-конкретных дел, юридический ре¬зультат.
Таким образом, административный процесс следует рассматривать как порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управ-ления ис¬полнительно-распорядительными органами (а в преду¬смотренных законом случаях и другими субъектами), как деятельность, в ходе осуществления которой возникают общественные отношения, регулируемые нормами админи¬стративно-процессуального права. Характерные черты административного процесса со¬стоят в следующем: административный процесс связан
с государственным управлением в узком смысле. Однако в содержание ад¬министративного процесса включается не вся управлен¬ческая деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти, а лишь ее чисто юри¬дические виды, реализуемые в правовых формах; админист-ративный процесс связан с материальным ад¬министративным правом. Эта связь выражается в том, что в ходе реализации задач административного про¬цесса, происходит разрешение индивидуально конкрет¬ных дел, возникающих в сфере государственного
управ¬ления. Основанием административно-процессуальной деятельности являются именно индивидуальные дела. Решить индивидуально конкретное дело – значит, применить соответствующую норму материального права к данному случаю, возможность возникновения которого предусматривается этой нормой (например, по факту совершения административного правонарушения или дисциплинарного проступка, по факту выдачи разрешения на совершение определенного вида деятельности, по факту обжалования неправомерных действий должностных
лиц и т. п.). Разрешение подобных индивидуальных дел и составляет основу административного процесса. Применение норм административного права - очень многообразная и обшир¬ная деятельность исполнительно-распоряди-тельных ор¬ганов государственной власти и некоторых иных полно¬мочных органов. Она охватывает все категории индиви¬дуально конкретных дел, которые входят в компетенцию названных органов, независимо от их отраслевой при¬надлежности.
Иными словами, административный про¬цесс осуществляется там, где у компетентного органа го¬сударственного управления возникает необходимость решить индивидуальное дело, урегулировать конкретное отношение управленческого характера, получить юридический результат. Следовательно, административный процесс одновременно является выражением управленческой деятельности органов государственной власти и формой реализации норм административного права. Границы административно-процессуальной деятельности определяются рамками административного процесса
и разрешают не все индивидуальные дело, а только определенные, на которые распространяется установленный административно-процессуальными нормами процессуальный порядок. Поэтому различного рода дейст-вия материально-технического и организационного характера, не облеченные в право-вую форму, нет оснований относить к административному процессу. Административный процесс не относится к числу административно-правовых форм государственного управления,
так как поглощается по своему юридическому содержанию такой формой, как издание индивидуальных правовых актов. Применение норм административного права осуществ¬ляется в порядке, урегулированном нормами админист¬ративного права. В соответствии с этими нормами ор¬ганы государственного управления разрешают подведом¬ственные им дела. Например, административно-процес¬суальные нормы регулируют порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, порядок раз¬решения организационных дел в аппарате управления, порядок применения
мер административных взысканий и др. Административный процесс - это не только определен¬ная процедура применения соответствующих норм права в сфере государственного управления, но и деятельность, в ходе которой возникают отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права. Под воздействием этих норм названные отношения приобре¬тают характер административно-процессуальных право¬отношений. Таким образом, административный процесс, подобно процессам гражданскому и уголовному,
состоит из двух элементов, в равной степени регулируемых нормами адми¬нистративно-процессуального права - деятельности орга¬нов государственного управления по разрешению подве¬домственных дел и отношений между участниками этой деятельности. Для более полной характеристики административного процесса необходимо произвести сравнение его с граждан¬ским и уголовным процессами. Общность между тремя видами процесса состоит в их юридической природе, а также в их сущности.
То есть ка¬ждый вид процесса урегулирован соответствующими про¬цессуальными нормами и является порядком реализации материальных норм раз-личных отраслей права. Различия же состоят в следующем:  административный процесс представляет собой юриди¬ческую часть управленческой деятельности, а, следова¬тельно, он обладает специфическим содер-жанием;  административный процесс отличается своими зада¬чами, среди которых правоохранительные функции за¬нимают
подчиненное положение, тогда как именно эти функции составляют главную задачу гражданского и уголовного процессов;  административный процесс в значительной мере связан с правотворческой деятельностью компетентных орга¬нов государственного управления, в отличии от него уголовный и гражданский процессы реализуют исклю¬чительно правоприменительные функции;  для административного процесса характерно параллель¬ное расположение составляющих его производств, что далеко не всегда требует второй инстанции,
существо¬вание которой обязательно для уголовного и граждан¬ского процессов;  и, наконец, административный процесс осуществляется исполнительно-распорядительными органами власти, тогда как гражданский и уголовный процессы осуществ¬ляются судебными органами. Отграничение административного процесса от граж¬данского и уголовного про-цессов может быть проведено и по другим признакам, например, по способам и прие-мам, используемым в ходе рассмотрения подведомственных
дел и т. д. На основе изложенного административный процесс может быть представлен в качестве урегулированной административно-процессуальными нормами деятельности исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти. В зависимости от характера индивидуальных дел формируется понятие административного производства.
Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административ-ных дел, объединенных общностью предмета. Для примера можно назвать порядок разбора жалоб граждан, порядок лицен-зирования, порядок применения мер административного принуждения – это и есть ви-ды административных производств. Сам административный процесс представляет со-бой совокупность различающихся конкретными
предметами административных произ-водств. Административное производство делится на две обобщенные группы: А) юрисдикционное производство; Б) процедурное производство. Они имеют общие и различающиеся черты. Из общих можно упомянуть о:  Преимущественно внесудебном порядке разрешения индивидуальных дел;  Юридически властное начало, по-разному проявляющееся; 
Урегулированность административными процессуальными нормами;  Административно-процессуальные отношения и принципы и т. д. Глава 3. Административно-юрисдикционный процесс Дав понятие и сущность административного процесса, остановимся поподробнее на административно-юрисдик¬ционном процессе. Сложившаяся к настоящему времени основа административной юрисдикции включает в себя совокупность материально-
правовых норм, регулирующих общественные отношения не только в связи с непосредственным применением мер административного взыскания, но некоторых иных мер административного принуждения. Известно, что даже абсолютно совершенные законы сами по себе не могут достигать тех целей, которые имел в виду законодатель, если отсутствует достаточно обеспеченный и четко отлаженный механизм их реализации. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению значительного числа материально-правовых и процессуально-
правовых норм, регулирующих отношения в области административной юрисдикции. С учетом их возрастающей роли в админист-ративной деликтологии, на наш взгляд, складываются предпосылки для формирования в перспективе новой отрасли права - административно-юрисдикционного права. Для такого вывода, как мы полагаем, имеются достаточно убедительные и теоретические, и правовые основания. Предметом правового регулирования в сфере административной юрисдикции являются общественные отношения,
складывающиеся в связи с нарушением материальных административно-правовых норм, которое влечет применение установленных законом мер административного принуждения или мер общественного воздействия и воспитания. Таким образом, могут возникнуть процессуальные связи (отношения) между:  субъектом административного деликта и государством;  субъектом административного правонарушения и органом государственного управления либо иным органом, представителем общественной организации, правомочным совершать предусмотренные
законом процессуальные действия и при-менять меры административного принуждения;  субъектом административного деликта и потерпевшим, а также органом, исполняющим постановление (решение), вынесенное компетентным органом;  органом административной юрисдикции и трудовым коллективом либо общественной организацией, товарищеским судом или комиссией по борьбе с пьянством, образуемой на предприятии, в учреждении, организации или их структурных подразделениях, которым передаются дела для рассмотрения по существу
и т. п . Иными словами, складываются правоотношения, не связанные с управленче-ским служебным подчинением. Они являются предметом процессуального регулирования. Специфичен здесь и метод правового регулирования - государственно-властно-го подчинения, носящий императивный характер. В административно-юрисдикционном процессе обязательно участие государственного управления, иного органа, правомочного осуществлять административную юрисдикцию (или должностного лица этого органа),
а также формирование смешанного типа - административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и т. п. Значительность нормативного материала в сфере ад¬министративной юрисдикции сомнений не вызывает. Сте¬пень внутренней организации административ-но-юрисдик¬ционных норм достигла достаточно высокого уровня - многие из них систематизированы и даже кодифициро¬ваны. В этой связи нельзя не отметить, что в определенном плане преодолен психологический барьер - проведена
(по главам) кодификация материально-правовых и процессу¬ально-правовых норм в законодательстве об администра¬тивных правонарушениях. Говоря о структуре административно-юрисдикцион¬ного процесса, нельзя не заметить, что он, как и традиционные виды процессов (гражданского и уголов¬ного, а теперь - и административного в широком смысле), представляет собой совокупность производств, каждое из которых имеет функциональное значение, определенную обо-собленность и завершенность.
В административно-юрисдикционном процессе наблюдаются основания на действующем законодательстве определенная система процессуальных действий и правонарушений, характеризующих логической последовательностью и функциональ-ной завершенностью. Структура административно-юрисдикционного процесса и административно-юрисдикционных правонарушений сложна ввиду множественности правовых оснований возникновения таких правоотношений и их субъектов, в том числе и субъектов правоприменения.
В силу этого можно сказать, что административно-юрисдикционный процесс представляет собой правовое явление более широкое, чем собственно производство, так как каждое из названных нами производств специфично и представляет собой комплексное явление, несмотря на относительную простоту процедуры совершения некоторых процессуальных действий. Содержание административно-юрисдикционного процесса в значительной мере определяется задачами по реализации законодательства об административных правонарушениях, которое, на наш взгляд,
является основой для конструирования определения понятия административно-юрисдикционного процесса. Административно-юрисдикционный процесс можно охарактеризовать как регламентированную административно-процессуальными нормами деятельность органов государственного управления, иных государственных и общественных органов и их должностных лиц по выявлению и пресечению административных правонарушений, рассмотрению дел по существу и применению к виновным гражданам и должностным лицам предусмотренных законом мер административного
пресечения, взыскания, административно-восстановительных мер либо мер общественного воздействия и воспитания, а также мер по исполнению принятых постановлений (решений) в целях предупреждения правонарушений. Предметом административно-юрисдикционного процессуального регулирования являются общественные отношения, регулируемые административно-юрисдикци-онными нормами, складывающиеся в связи с нарушением административ-но-правовых предписаний при разрешении индивидуально-конкретных дел, возникающих из правоотношений не
связанных с управленческим (служебным) подчинением. Глава 4. Основные принципы административного процесса и его структура Являясь ограниченной частью управленческой деятельности, административный процесс базируется на общих принципах государственного управления. Применительно к административному процессу эти общие принципы конкретизируются и приобретают специфические оттенки.
Попробуем разобраться в основных принципах административного процесса. Принцип законности. Важнейший из принципов любого процесса (уголовного, административного и гражданского), он состоит не только в строгом и надлежащем исполнении законов, но и в надлежащем применении этих актов. Последнее обстоятельство имеет первостепенное значение для административного процесса, в ходе которого как раз и происходит применение норм материального права.
Принцип гласности процесса. Этот принцип предполагает ознакомление ши-роких слоев граждан с решением тех или иных вопросов, входящих в компетенцию соответствующих органов государственного управления и обеспечивает сторонам в административном процессе возможность беспрепятственно знакомиться со всеми материалами по делу, документами и т. д что является одним из существенных условий правильного рассмотрения и разрешения административных дел. Он предполагает открытое рассмотрение административных дел, проведение
процесса в нерабочее время, нередко по месту работы, жительства или учебы правонарушителя. Принцип процессуального равенства сторон. Данный принцип осуществляется во всех видах юридического процесса. Он вытекает из более общего принципа, согласно которому все граждане равны перед законом. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо, независимо от его служебного положения, нормы закона распространяются в равной степени. Содержание данного принципа находит свое отражение в закреплении
определенного правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей как участников определенного вида правовых отношений. Данный принцип исходит из необходимости оказания соответствующей правовой помощи стороне, которая в ней нуждается, и в то же время предполагает обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны должным образом использовали принадлежащие им права и исполняли возложенные на них обязанности.
Принцип компетентности. Он означает то, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены полномочиями административно-юрисдикционного характера. Частично полномочия такого рода есть у всех исполнительных органов (должностных лиц), но это касается только реализации дисциплинарной власти и раз-решения жалоб. Полномочия же по более широкому кругу административно-юрисдикционной деятельности закрепляются не за всеми такими субъектами. Новый кодекс прямо закрепляет круг органов (должностных лиц), уполномоченных
рассматривать такого рода дела. В других случаях соответствующие полномочия закрепляются за определенными органами (должностными лицами) Действующим межотраслевым и отраслевым законодательством (например, антимонопольным, природоохранительным и т. п.). Строгое соблюдение принципа компетентности обеспечивает надлежащее применение юридических средств воздействия, способствует усилению ответственности полномочных органов (должностных лиц) за совершение ими процессуальных действий. Принцип охраны интересов государства и личности означает
необходимость надлежащего использования сторонами административно-юрисдикционного про-цессса своих прав, интересов государства, гарантий прав и законных интересов личности. Принцип достижения материальной истины предполагает тщательное изу-чение всех условий и обстоятельств, связанных с данным индивидуальным, административным делом, а также состязательность в ходе процессуального рассмотрения дел. Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать
во всех стадиях рассмотрения индивидуального дела. Принцип экономичности выражается в установлении достаточно сжатых сроков для осуществления всего комплекса административно-юрисдикционных действий, включая исполнение принятого решения. Принцип ответственности должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса, за проявление бюрократизма при разборе жалоб и т. п. Итак, основные принципы административного процесса разобраны.
Во времена существования СССР приведенный выше список дополнялся несколькими пунктами основанными на идее построения социалистического государства. Приводить эти принципы советского административного процесса мы считаем нецелесообразно. Административно-процессуальная деятельность юрисдикционного характера в соответствии с действующим законодательством РФ не является исключительной прерогативой исполнительных органов (должностных лиц). В соответствии с Конститу-цией
РФ (ч. 3 ст. 125) и Федеральным конституционным законом «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. последний разрешает споры о компетентности между различными звеньями системы государственной власти, включая и органы исполнительной власти. Споры, возникающие в сфере государственного управления, разрешаются также и арбитражным судом . Субъектом административной юстиции, которая еще только складывается в
РФ, являются судебные органы, реализующие свою власть посредством административного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ). В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. административные дела рассматривают кроме ныне действующих судов специализированные федеральные суды . Структура административного процесса Вопрос о структуре административного процесса, его составных частях, то есть о видах производств, должен
решаться в зависимости от характера той процессуальной деятельности, которая выражает правовую часть государственного управления и, следовательно, заключает в себе свойства управленческой деятельности. Другая особенность административного процесса связана с более широкой сферой действия этого вида процесса, по сравнению с гражданским и уголовным. В юридической литературе высказываются различные суждения по вопросу о структуре административного процесса. При этом надо отметить, постановка вопроса о структуре
административного процесса правомерна лишь при широком, а не юрисдикционном подходе к этому правовому явлению. Вот один из вариантов решения этого вопроса. По мнению Козлова Ю. М к видам административно-процедурного производства относятся: А) лицензионно-разрешительный; Б) регистрационный; В) правотворческий (т. е. подготовка правовых актов управления) .
Главное при решении вопроса о структуре административного процесса состоит в отыскании критерия, который давал бы возможность выделить однородные группы административных дел, рассмотрение которых составило бы содержание соот-ветственных видов производств. Таким критерием может служить характер индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. При этом под характером понимаются существенные свойства, общие для данной группы дел.
Так, например все дела по жалобам граждан на неправомерные действия должностных лиц объединяет сам характер обращения, который заключается в уведомлении компетентных органов и лиц о нарушении субъективного права или законного интереса гражданина. Причем это свойство сохраняется во всех случаях независимо от содержания жалобы, касается ли она пенсионных вопросов или каких-либо других, главное объединяющее качество - характер обращения. Руководствуясь названным критерием можно различать: 
Производство по принятию нормативных актов государственного управле-ния;  Производство по предложениям и заявлениям граждан и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления;  Производство по административно-правовым жалобам и спорам;  Производство по организационным делам в аппарате государственного управления;  Производство по делам о применении принудительных мер в сфере государственного управления .
Несмотря, на имеющиеся конкретные особенности и различия, названные виды производств связывает воедино коренная общность, дающая основание говорить о каждом из них, как о составной части общего понятия административного процесса. Все виды данных производств осуществляются в сфере государственного управления и представляют собой определенные процедуры рассмотрения возни-кающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел. Каждый вид производств осуще-ствляется преимущественно исполнительно-распорядительными органами государст-
венной власти. И лишь некоторые группы дел в соответственных случаях, предусмотренных законом, разрешают иные государственные органы, их должностные лица, а также общественные организации. Общественные отношения, возникающие в ходе осуществления каждого вида производства, регулируются административно-процес-суальными нормами. Таким образом, если различия между названными видами производств носят частный характер, обусловленный конкретными особенностями дел, то факторы, объединяющие их в единый административный
процесс, имеют уже принципиальное значение. Совокупность административных производств - базовая характеристика административной юрисдикции. Различия между производствами проводятся как по субъекту осуществления юрисдикционных полномочий, так и по предмету (объекту). С учетом состояния действующего Российского законодательства и административно-юрисдик-ционных производств можно выделить следующие виды административного производства:  производство по делам об
административных правонарушениях;  дисциплинарное производство;  производство по жалобам;  согласительное производство . В наибольшей степени урегулировано производство по делам об административных правонарушениях. В меньшей степени это относится к дисциплинарному производству, а также к производству по жалобам (как правило, действует устаревший нормативный материал).
Согласительное производство - новое и пока еще не регламентированное явление административно-юрисдикционного харак-тера . Задачи производства по делам об административных правонарушениях за-ключаются:  в обеспечении своевременного, всесторонне полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела;  разрешении его в точном соответствии с действующим законодатель-ством;  обеспечении исполнения вынесенного по делу постановления;  выявлении всех причин и условий, способствующих
совершению административных правонарушений;  предупреждении правонарушений, воспитании граждан в духе соблюдения законов и укрепления правопорядка (ст. 1. 2 Федерального Закона от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") . Заключение Подводя итог этой работы, хотелось бы заметить, что административно-процессуальное право
в России еще только складывается. Федеральный закон "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" был принят только недавно, президент В. В. Путин подписал его 30 декабря 2001 г. за № 195-ФЗ. Действия исполнительных органов (должностных лиц) имеют процессуальную форму. Эти управленческие действия связаны с реализацией разрешений, дозволений, регистраций, с подготовкой
правовых актов, с совершением распорядительных акций правоисполнительного характера также являются процессуальными. Административный процесс – это урегулированный административно-процедурными нормами деятельность исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти. Необходимо разработать административно-процессуальное право как само-стоятельную отрасль права.
Административный процесс должен вобрать в себя все позитивное, что достигнуто предшествующим опытом развития процессуального зако-нодательства, при этом необходимо учитывать современные тенденции развития права, в том числе и опыт зарубежного процессуального законодательства. Список использованной литературы Нормативные источники: 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Сборник законодательства РФ. – 1994. - № 13. – Ст. 1447. 3. Сборник законодательства РФ. – 1995. - № 18. – Ст. 1589. 4. Сборник законодательства РФ. – 1997. - № 1. – Ст. 1. 5. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Учебная литература: 6. Алексеев С. С. Общая теория права М.: 1986. 7. Административное право. / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. – М.: Юристъ, 1999. 8. Алехин А. П Кармолицкий А. А Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. – М.: 1996. 9. Бахрах Д. Н. Производство по делам об административно-правовых
наруше-ниях. – М.: 1989. 10. Дмитриев Ю. А. Общая теория права. – М.: 1996. 11. Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. – М.: 1964. 12. Сорокин В. Д. Советское административно-процессуальное право. – Л.: 1976. 13. Теория юридического процесса. / Под ред. В. Горшнева. – М.:1990.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |