Реферат по предмету "Политология"


Внутренний и внешний аспекты социально-экономических, политических и культурных реформ стран Ближнего Востока

Реферат:
Внутреннийи внешний аспекты социально-экономических, политических и культурных реформстран Ближнего Востока

Варабском мире инициирован процесс реформ, который вызван осознанием самимиарабскими государствами, а также индустриально развитыми странами того, что вэтой части мира, занимающей важное стратегическое положение и обладающейзначительными запасами энергетического сырья, социальные и экономическиепроблемы нарастают и их необходимо разрешать. Углубление социальныхпротиворечий, рост негативных явлений в экономике, политические конфликты варабском мире ведут к нарушению региональной стабильности и представляют собойреальную угрозу не только для региональной, но и глобальной безопасности.
Подходарабских государств к реформам был сформулирован прежде всего в документах, принятыхв мае 2004 г. на саммите Лиги арабских государств (ЛАГ) в Тунисе. Арабскиегосударства утвердили документ, озаглавленный «Путь развития, обновления иреформ». В нем были определены основные предпосылки проведения серьезныхизменений в арабском мире, и были намечены их основные направления. Главыарабских государств заявили следующее: «Мы – главы арабских государств,собравшиеся в Тунисе 23 мая 2004 г., выражая волю наших народов и их надежду навозрождение, а также поддерживая усилия наших государств, направленные наразвитие, обновление и реформы, опираясь на ту решимость, которую проявляютнаши народы, стремящиеся и дальше следовать по пути прогресса и развития всоциально-экономической, политической, культурной областях, а также в областиобразования… намерены прилагать усилия, совместно с неправительственнымиорганизациями и всеми слоями общества, направленные на развитие и обновлениеарабских обществ во всех областях»1. Декларируя необходимостьпроведения реформ, арабские лидеры исходят из того, что эти перемены уженазрели, поддержаны широкими слоями населения арабских стран, соответствуюткультурным и религиозным традициям их народов, призваны упрочить арабскуюидентичность и арабское единство. При этом было подчеркнуто, что такие реформысоответствуют общемировым тенденциям и призваны внести свой вклад в поддержкууниверсальных ценностей: толерантности, умеренности и взаимопонимания.
Реформы,по мнению тех, кто их планирует, должны способствовать решению конфликтныхситуаций в регионе и укреплению безопасности. Они также будут способствоватьосвобождению народов региона от тех негативных явлений, которые не изжиты из-завековой колониальной зависимости, а также целеустремлены на укреплениедемократических тенденций и защиту прав человека в арабском мире.
Основныеположения документа изложены в тринадцати пунктах. Главное их содержаниезаключается в следующем. Подтверждая готовность арабских стран к интенсификациипроцесса развития в экономической, социальной и образовательной сферах, главыгосударств подчеркивают, что этот путь поддержан изнутри, он соответствуеткультурно-цивилизаци онным и религиозным ценностям арабских народов и будетосуществляться в соответствии со специфическими условиями и возможностямикаждой отдельно взятой арабской страны. Лидеры арабских государств тем самымстремились утвердить независимость своей политики, ее национальный характер, атакже давали возможность каждой из арабских стран выбрать соответствующий ееусловиям путь осуществления реформ.
Какодно из главных направлений реформ обозначено углубление основ демократизации исовещательности, расширение участия граждан в политической деятельности и впроцессе принятия решений, при верховенстве закона, соблюдении справедливости иравенства всех граждан, уважении прав человека в соответствии с международнымисоглашениями и договорами, а также арабскими документами о правах человека,гарантии независимости судебных органов, укрепление роли всех слоев населения,мужчин и женщин, и неправительственных организаций в жизни арабского отечества.В этом пункте обращает на себя внимание попытка авторов этого документаобъединить две главные основы демократизации в арабском мире: ее традиции –принцип совещательности и международный опыт.
Вдокументе особое внимание было уделено повышению роли женщины в арабскомобществе, ее участию в экономической, политической, социальной и культурнойсферах деятельности. Здесь же, в этом пункте говорилось о повышении внимания кпроблемам детства и молодежи. Тем самым была сделана попытка сохранить итрадиционную роль женщины как воспитательницы подрастающего поколения.
Реформыв арабском мире, как это свидетельствует текст анализируемого документа, должныиметь две основы – общемировой опыт и традиции арабского общества. Именно такойподход к реформам является приемлемым для представителей правящего классаарабских государств, который стремится, с одной стороны, упрочить своеположение в мире, а с другой, опасается утратить поддержку со стороны широкихкругов арабского общества, поэтому пытается в процессе реформ сохранить некуюприсущую арабскому менталитету специфику.
Большоевнимание в документе было отведено вопросам экономики. Экономические задачиможно также подразделить на две группы. Первая из них связана с необходимостьюпродолжения реформ в области экономического развития, направленных на повышениежизненного уровня населения, ускорение темпов подъема экономики, усиление роличастного предпринимательства в экономической жизни, а также либерализациюторговли и выход на мировые рынки. С другой стороны, была поставлена задачасоздания единого арабского рынка, развития экономической интеграции междуарабскими государствами, в том числе в области инвестиций. В то же время единоеэкономическое арабское сообщество должно быть открыто для взаимодействия сдругими государствами и экономическими группировками и сотрудничать сразличными международными и региональными организациями и объединениями.
Арабскиелидеры стремятся к разработке единой арабской стратегии, направленной насоциально-экономический прогресс, а также развитие человеческих ресурсов, наборьбу с бедностью, неграмотностью, на решение проблем по защите окружающейсреды, создание новых рабочих мест, совершенствование системы здравоохранения варабском мире с тем, чтобы упрочить основы власти. Для глав государств вполнеочевиден тот факт, что игнорирование экономических и социальных проблем,нарастающих в арабских странах, радикализирует политическую обстановку,приведет к власти силы, декларирующие социальную справедливость, но связанные всвоей практической деятельности жесткими идеологическими установками.
Всоциальной области руководители арабских государств подтвердили необходимостьмодернизации социальной среды, совершенствования системы образования и научнойсферы с тем, чтобы обеспечить усвоение мировых достижений в научно-техническойи технологической областях. Они призвали создать условия для того, чтобыарабское общество отвечало духу и требованиям современной эпохи при сохранениисобственной идентичности и уважении своих собственных традиций. Опасениявозможности утраты своего лица, своей специфики ясно прослеживаются в этомдокументе. Тревоги связаны прежде всего с тем, что арабские лидеры осознаютвозможность оказаться под влиянием более развитых и в экономическом, и всоциальном плане стран, что может привести к размыванию идеологических основарабских государств и к серьезным политическим изменениям. В то же времяарабские лидеры призывают к расширению сотрудничества с мировым сообществом наоснове учета взаимных интересов и с целью подъема и процветания арабскихгосударств, что послужит укреплению мира, безопасности и стабильности как нарегиональном, так и глобальном уровнях.
Дляобеспечения безопасности арабские государства призвали мировое сообществоудвоить усилия, направленные на справедливое всеобъемлющее решениеарабо-израильского конфликта в соответствии с арабской мирной инициативой,соответствующих решений ООН по созданию независимого палестинского государствана его исконных землях со столицей в Восточном Иерусалиме и выводу израильскихвойск со всех оккупированных арабских территорий к границам 4 июня 1967 г., втом числе освобождение Голан, оккупированных у Сирии, и ферм Шаба в Ливане.Арабские лидеры также обратились с призывом добиться справедливого разрешенияпроблемы палестинских беженцев в соответствии с резолюцией ООН № 194 игарантировать отказ от какой-либо ассимиляции палестинцев, которая полностьюнеприемлема, хотя особое положение существует в арабских странах, давших приютпалестинцам. Главы арабских стран подтвердили свою приверженность миру, чтоявляется для них стратегическим выбором. Они потребовали от Израиля точногоисполнения всех соответствующих резолюций ООН и призвали созвать совещание ООНс целью ликвидации в регионе Ближнего Востока, в том числе и в Израиле, оружиямассового поражения. Это должно способствовать укреплению стабильности ибезопасности в регионе, необходимых для того, чтобы направить энергиюрасположенных там государств на развитие и построение более безопасного ипроцветающего будущего для своих детей.
Арабскиестраны выразили поддержку ОАЭ в его суверенном праве на три оккупированныхИраном острова в Персидском заливе. В документе этот вопрос не былдетализирован. Однако, по всей вероятности, лидеры арабских государстврассматривали его в контексте обеспечения региональной безопасности, котораязанимала одно из приоритетных мест в программах арабского сообщества,касающихся реформ. Руководители арабских стран выразили готовность укреплятьмеждународную законность и сотрудничество между своими странами и мировымсообществом, направленное на борьбу с международным терроризмом, во всех егоформах и проявлениях, обращая особое внимание на искоренение причин, которыеего порождают. Они также подтвердили свою решимость вести борьбу с отмываниемденег, наркоторговлей и организованной преступностью. В то же время дляарабских лидеров весьма существенным является вопрос о различиях междутерроризмом, направленным против гражданских лиц, и законным правом народовоказывать сопротивление оккупации. Арабские государства осуждаюттеррористические акции, совершаемые против мирного населения на территорииИзраиля, и считают законными акции, проводимые на оккупированных Израилемарабских землях. Этот подход принципиален в контексте решения палестинской проблемы.Четкое изложение позиции по проблеме терроризма имеет принципиально важноезначение для арабских лидеров, заявляющих о своей безусловной поддержкекампании по борьбе с международным терроризмом.
Следующийпункт документа был посвящен провозглашению приверженности ценностямтолерантности и умеренности, развитию диалога между представителями различныхконфессий и культур, искоренению ненависти во всех ее проявлениях, укреплениюсолидарности и мирного сосуществования между народами и государствами, упрочениюуз дружбы и взаимопонимания в атмосфере взаимоуважения между ними.
Взаключительном пункте этого документа содержалось признание значимости тойроли, которую играют арабские общины за рубежом, представляющие собой мостдружбы и сотрудничества между арабскими странами и государствами, оказывающимиэтим общинам гостеприимство. Была поставлена задача сохранения идентичностипредставителей арабских общин и их связей с исторической родиной всотрудничестве с принимающими их странами, политические режимы и законы которыхдолжны ими уважаться. Проблема арабской иммиграции очень болезненна для многихстран Европы, где число выходцев из арабских стран неуклонно растет. Поэтомуобращение к этой теме со стороны арабских лидеров не случайно. Их постановкаэтой проблемы отличается тем, что сделана попытка, с одной стороны,противодействовать ассимиляции арабов, проживающих за границей, с другойстороны, использовать их присутствие для укрепления отношений с теми странами,где они проживают. Призыв к представителям арабских стран, оказавшихся заграницей, соблюдать законы страны, которая их приютила, предвосхитил бунтыиммигрантской молодежи, прежде всего арабского происхождения, которые произошливо Франции в ноябре 2005 г.
Арабскиегосударства в этом документе выразили свою готовность проводить реформы вполитической, социальной и экономической областях, с опорой на собственныетрадиции и с учетом своей специфики. Они уделяют большое внимание вопросусохранения собственной идентичности, а также подчеркивают необходимость решенияпроблем арабского мира, в первую очередь палестинской проблемы иближневосточного урегулирования в целом.
Насаммите арабских стран в Тунисе был также принят Документ братских уз, согласияи солидарности между главами арабских государств. В нем арабские лидерыподтвердили приверженность Уставу ЛАГ и приняли на себя обязательствадействовать сообща во всех областях, а также приняли совместное решение ореформировании ЛАГ.
Предложениео принятии этого документа было выдвинуто Саудовской Аравией. Ее забота осохранении арабского единства вполне объяснима. Королевство переживает периодсерьезных внутренних трансформаций, которые стали необходимы в свете усиленияугроз со стороны радикальных исламистов, деятельность которых направлена нетолько против правящей королевской семьи, но и основ государственной системы. Вэтих условиях Саудовская Аравия нуждается в поддержке со стороны арабскогосообщества, в рамках которого в последние годы она имеет значительное влияние ипрестиж.
Документбыл подписан министрами иностранных дел всех арабских государств, в том числе иминистром иностранных дел Ливии, которая заявляла о своем намерении выйти изсостава ЛАГ. В «Документе братских уз…» была подтвержденаприверженность арабских стран историческим завоеваниям, которые нашли отражениев Уставе Лиги арабских государств, утвержденном 22 марта 1945 г. «Опираясьна нашу общую волю и принципы договора, а также приверженность темобязательствам, которые были зафиксированы в Уставе ЛАГ, и стремясь креализации принятых в ее рамках решений, мы обязуемся действовать в направленииреализации этого договора для того, чтобы обеспечить лучшее будущее дляарабских государств и их народов»2. Арабские лидеры также взялина себя обязательства устранять любые противоречия, которые могут статьпричиной для их разъединения.
Основнойзадачей арабского сообщества была обозначена, как и прежде, необходимостьдобиться справедливого, всеобъемлющего и долговременного мирного урегулированияв регионе. Одной из основ для обеспечения мира, который должен базироваться напринципах справедливости, права и международной законности, была названа мирнаяинициатива арабских стран, принятая на саммите арабских государств в Бейруте, в2002 г. Она была выдвинута принцем Абдаллой, в тот период занимавшим постпремьер-министра и наследного принца Саудовской Аравии, а в настоящее времяставшего королем этого государства. В ней арабские лидеры заявляют о своейготовности к развитию полномасштабных отношений с Израилем после созданиянезависимого Палестинского государства и установления дипломатических отношениймежду Израилем и арабскими странами. Хотя в документе о согласии и солидарностипросматривается традиционный арабский подход к проблеме ближневосточногоурегулирования, тем не менее ссылка на мирную инициативу свидетельствует о том,что арабские страны готовы к постепенному включению Израиля в региональноесообщество, что должно стать в будущем одной из составляющих тех реформ,которые планируют проводить арабские руководители.
Арабскиелидеры вновь выразили свою поддержку ОАЭ в их территориальном споре с Ираном вотношении принадлежности трех островов в Персидском заливе. Они такжеподтвердили свою приверженность идее арабской интеграции, достижение которойвозможно путем упрочения сотрудничества арабских государств и укрепления связеймежду ними. Интеграция должна же стать средством для сохранения суверенитета,безопасности и неприкосновенности арабских земель, а также для разрешения всехконфликтных ситуаций между арабскими странами мирным способом, путем болееинтенсивного мониторинга конфликтов, их управления и разрешения в соответствиис решениями, принятыми в 1996 г. на прошедшем в Каире совещании глав государстви правительств арабских стран.
Главыарабских государств решительно поддержали продолжение комплексных реформ,которые были начаты арабскими странами в социально-экономической, политической,образовательной и культурной областях и направлены на достижение устойчивогоразвития и упрочения духа патриотизма. Вновь лидеры попытались очертить определенныерамки реформам в арабском мире, которые не должны разрушить его единства ипоставить под удар арабскую идентичность и присущие арабским странамособенности. Поэтому, говоря о реформах, руководители подчеркивали, чтонеобходимо обеспечить свободу слова, но она должна быть ответственной, что надозащищать права человека, но в соответствии с Арабской хартией о правах человека(хотя в данном пункте были упомянуты и различные международные соглашения идоговоры), что необходимо усилить роль арабской женщины в строительстве новогообщества, однако эта роль должна соответствовать арабской идеологии, арабскимценностям и культурным традициям. В то же время арабские лидеры призвалисоздавать необходимые органы и содействовать экономической интеграции арабскихстран с тем, чтобы более эффективно способствовать развитию мировой экономики ипрогрессу общемировой цивилизации, отвечать на вызовы современной жизни наоснове взаимопонимания, толерантности и диалога.
Арабскиеруководители признали необходимым для достижения поставленных целей осуществитьследующее: выполнить намеченные в Уставе ЛАГ задачи, предпринятьсоответствующие меры, направленные на проведение единой политики; развиватьспециализированные региональные арабские организации для повышения их роли всоответствии с потребностями арабских стран. Лидеры призвали гарантироватьвыполнение государствами-членами ЛАГ своих обязательств, а в случае ихневыполнения принимать меры в соответствии с Уставом ЛАГ; укреплять координациюи сотрудничество по вопросам обеспечения безопасности и обороны, а такжевнешней политики, касающейся проблем, в которых заинтересованы все арабскиестраны. Расплывчатый характер поставленных задач в политической сферекомпенсировался конкретными планами, которые были намечены в сфере экономики.Арабские страны взяли на себя обязательство по созданию Большой арабской зонысвободной торговли и арабского таможенного союза, что должно способствоватьразвитию их экономической интеграции. Они предложили создатьСоциально-экономический совет, который призван преодолеть все препятствия напути интеграции, а также определить временные рамки для ее достижения. Арабскиелидеры готовы разработать единую стратегию арабского экономического развития, аСоциально-экономический совет должен будет ее изучить, предусмотрев необходимыеинвестиции для ее реализации и наметив конкретные меры по развитиюпроизводственных мощностей и человеческих ресурсов.
Арабскиереформы были подготовлены также средствами массовой информации арабских стран,в которых остро критиковалось состояние арабской экономики, неразвитостьполитической системы, отсталость арабского сообщества в сфере образования,науки и культуры и распространение террористических идей. Арабская прессапризывала к проведению реформ, «которые открыли бы арабскому сообществупуть к реальному осознанию собственного места в мире и, в дальнейшем, к тому,чтобы занять в нем адекватное своим возможностям положение»3.
Дляпродолжения реформ в арабских странах также было решено внести соответствующиеизменения в Устав ЛАГ. Арабские лидеры считали, что укрепление организации,объединяющей все арабские государства, является принципиально важным условиемдля осуществления реформ в арабском мире. Особое внимание, уделяемое ЛАГ,вполне объяснимо в свете тех инициатив, которые выдвигаются индустриальноразвитыми странами. На совещании стран «Группы восьми» в Си-Айленде виюне 2004 г. был принят документ «Партнерство во имя прогресса и общегобудущего с регионом Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки».Документ ввел в оборот новое понятие – Расширенный Ближний Восток и СевернаяАфрика (РБВСА). Таким образом, арабские государства стали только частью этойновой региональной системы. В этой ситуации они опасаются утратить единство иобъединяющую их идеологию арабского национализма.
Какуже упоминалось, в июне 2004 г. на совещании стран «Группы восьми» вСи-Айленде был принят документ «Партнерство во имя прогресса и общегобудущего с регионом Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки». Емупредшествовал ряд предложений США, касающихся проведения реформ на БлижнемВостоке. В частности, в 2002 г. появилась инициатива президента Буша опартнерстве с Ближним Востоком, в которой говорилось о готовности СШАспособствовать продвижению реформ в арабском мире с помощью своих ресурсов,опыта и убежденности в их необходимости4. Таким образом, вполнеобоснованно можно предположить, что документ, принятый «Группой восьми»,был инициирован Соединенными Штатами. Постановка вопроса о Расширенном БлижнемВостоке также совпадает с подходом США к проведению единой политики в отношениимусульманских стран, расположенных в непосредственной близости друг от друга ипредставляющих угрозу для обеспечения глобальной безопасности. В документе опартнерстве границы региона не определены. Однако если судить по перечню стран,которые участвуют в осуществлении тех или иных конкретных проектов, то в регионРБВСА входят все арабские страны-члены ЛАГ, а также Афганистан, Иран, Турция иПакистан. Хотя положение Турции представляется двойственным: она такженуждается в продолжении и углублении реформ, но уровень развития демократии вэтой стране выше, чем в соседних странах, кроме того, Турция как кандидат вчлены ЕС скорее выступает не как объект помощи со стороны индустриальноразвитых государств, а в качестве их партнера.
Партнерство,предложенное «Группой восьми», как подчеркивается в документе, должноопираться на многолетнюю поддержку реформаторских усилий в регионе в рамкахдвусторонних и многосторонних программ сотрудничества, среди которых называютсяЕвро-средиземноморское партнерство («Барселонский процесс»),Инициатива США по партнерству на Ближнем Востоке и Инициатива пояпоно-арабскому диалогу. Таким образом, заявка на то, чтобы скоординироватьусилия различных сторон по развитию реформ в регионе РБВСА была сделана. Однакоее реализация потребует дополнительных усилий, особенно со стороны европейскихгосударств, для которых отношения с этим регионом имеют приоритетное значение,и решаемые ими проблемы весьма актуальны (прежде всего проблема иммиграции изэтого региона в Европу).
Лидерыстран «Группы восьми» определили основные принципы, на которых должныстроиться партнерские отношения с государствами РБВСА, и их основные цели.Прежде всего было отмечено, что проблемы региона представляют собой вызов длявсего мирового сообщества, поэтому необходимо оказывать помощь демократическим,социальным и экономическим реформам, осуществляемым здесь. Они заявили: «Каклидеры крупнейших промышленно развитых демократий в мире мы признаем нашуособую ответственность за поддержку свободы и реформ и обязуемся и впредьприлагать усилия для выполнения этой грандиозной задачи»5.
Несомненно,что страны «восьмерки» осознают, что отставание региона всоциально-экономическом развитии, отсутствие демократических институтов создаютблагодатную почву для появления различного рода экстремистских организаций,представляющих реальную угрозу для безопасности как на региональном, так и наглобальном уровне. Решение проблем обеспечения мира и стабильности возможнотолько на основе коренных изменений в жизни народов этого региона. Поэтомулидеры «Группы восьми» предлагают следующие основные направленияреформ: в политической сфере – прогресс на пути к демократии и верховенствозакона, в культурной и социальной сферах – образование для всех, равенствомежду мужчинами и женщинами, а также доступ к глобальным информационнымтехнологиям, в экономической сфере – создание новых рабочих мест, поддержкамалого и среднего бизнеса, расширение торговли, инвестиций и доступа к капиталу.Успешное осуществление реформ должно привести к изменениям в социальном составенаселения стран РБВСА, к увеличению численности «среднего класса»,его более активному участию в управлении государством, росту числапредставителей «образованного класса» – тех, кто будет способен кактивной интеграции в глобализирующийся мир, к развитию гражданского общества –гаранта необратимости изменений в политической и социальной областях.
Вдокументе о Партнерстве подчеркивается, что индустриально развитые государствасчитают необходимым, чтобы развитие реформ осуществлялось не толькоправительствами государств РБВСА, но чтобы в этом процессе активное участиепринимали деловые круги и гражданское общество этих стран. Поэтому в немсодержатся ссылки как на документы по продвижению реформ, принятые направительственном уровне (в частности, на саммите ЛАГ в Тунисе), так и нарешения форумов, проведенных общественными организациями и деловыми кругамистран региона, состоявшихся в Александрии, в районе Мертвого моря, Сане и Акабе.Поддержка со стороны предпринимателей и широких слоев общественности должнаспособствовать успешному развитию демократии и стать залогом долговременногопродвижения реформ. Не случайно в документе (пункт 5.8) говорится о том, чтоподдержка реформ является долгосрочной программой и требует принятия «Группойвосьми» и странами региона обязательств, длительность которых была бырассчитана на жизнь целых поколений. Это замечание свидетельствует о пониманиистранами «восьмерки» того, что результаты реформ скажутся не скоро,а, скорее всего, коренные изменения в странах региона произойдут только тогда,когда управление в них перейдет в руки следующего поколения, которое будетразделять общечеловеческие ценности и воспринимать себя как часть мировогосообщества.
Лидеры«Группы восьми» считают необходимым для успешного осуществленияреформ содействовать урегулированию арабо-израильского конфликта. Их подход кэтой проблеме заключается в следующем: основой урегулирования являютсярезолюции Совета Безопасности ООН 242, 338 и 425 и деятельность «четверки»международных посредников по Ближнему Востоку, которые руководствуютсяположениями «дорожной карты», получившей статус международнопризнанного документа в соответствии с резолюцией 1515 Совета Безопасности ООН.Кроме того, страны «восьмерки» делают акцент на необходимостипроведения реформ в Палестине. Они призывают поддержать работу Международнойцелевой группы по палестинским реформам, Временного координационного комитета иТрастового фонда Всемирного банка. Решение конфликта, таким образом, теснымобразом увязывается с подъемом экономики в Палестине и демократизацией ееполитической системы. Налицо приверженность неолиберальному подходу к решениюконфликтов, основанному на утверждении, что их успешное разрешение возможнотолько между демократическими государствами, которые по своей природеневоинственны и готовы к компромиссам.
Необходимымусловием для действенного осуществления реформ «Группа восьми» такжесчитает поддержку усилий по восстановлению Ирака. Лидеры призывают мировоесообщество оказать содействие экономическому возрождению Ирака, поддерживаютусилия доноров, а также программу МВФ и Парижского клуба по сокращению еговнешней задолженности. Успех демократических реформ в Ираке может статьнаглядным подтверждением позитивных изменений в арабском мире, на которыенацелены индустриально развитые государства и арабские страны в своихколлективных усилиях по переустройству страны.
Насовещании в Си-Айленде был также принят План «Группы восьми» поподдержке реформ. Он содержит конкретные задачи по разным направлениям, покоторым осуществляются реформы в РБВСА, а также перечень стран, участвующих вих реализации.
Вобласти образования была поставлена цель – обучить к 2015 г. грамотедополнительно 20 млн. чел. и снизить вдвое уровень неграмотности в течениеследующего десятилетия, подготовить к 2009 г. 100 тыс. преподавателей6.Было решено также усилить поддержку программам профессионально-техническогообразования, изучения коммерции и предпринимательства (специальные программыдля освоения 250 тыс. молодых людей основ предпринимательства). Алжир иАфганистан взяли на себя финансирование инициативы по борьбе с неграмотностью,Бахрейн и Марокко – по предпринимательству и профессионально-техническомуобразованию. «Группа восьми» также заявила о своей готовности оказатьпомощь в совершенствовании систем образования, повышении его качества истроительству новых школ. В реализации этой программы принимают участие Канада(поддержка реформы образования в Иордании), Германия (улучшение системыобразования в Египте, Иордании, Йемене и на Палестинских территориях), Япония(строительство 30 начальных и средних школ в Йемене), Великобритания(совершенствование общенациональной египетской программы ликвидациинеграмотности взрослого населения), США (повышение качества начального исреднего образования в Марокко, Тунисе, Омане и Катаре).
Вплане по поддержке реформ особое внимание уделено помощи странам региона врасширении объема знаний в области цифровых технологий, включая расширениедоступа к компьютерам, проведение демонстрации инновационных обучающих методик,внедрение компьютерных технологий в учебные планы и поддержку инициатив вобласти электронных методов государственного управления. Реальное участие ввыполнении этого пункта плана пока что невелико: только Канада выразилаготовность поддержать министерство образования Иордании по разработке ивнедрению информационных и коммуникационных технологий в национальную системуобразования.
Крометого, ряд стран оказывает конкретную помощь в расширении доступа к учебнымпособиям, литературе региона и мировой литературе путем содействиякнигоиздательству и переводам. Япония, в частности, поддерживает выпускшкольных учебников в Йемене, обеспечивая печатным оборудованием, выпускающим 10млн. учебников в год. США же финансируют перевод с английского восьмидесятинаименований детских книг, пособий для учителей в Иордании, Бахрейне и Ливане,а также программы перевода американских книг в Египте и Иордании.
Реализацияпрограммы будет содействовать воспитанию подрастающего поколения напринципиально иных основах, чем прежде. Следующее поколение, более образованноеи начитанное, должно будет разделять общемировые ценности, иметь более широкоепредставление о мире, легче адаптироваться к современным политическим реалиям.
Вэкономической области план по содействию реформам предполагает создатьустойчивую систему микрофинансирования для расширения финансовых возможностеймелких предпринимателей в странах РБВСА. В плане предусматривается осуществлениепилотных программ в целях оказания помощи при открытии или расширении малыхпредприятий, а также при создании новых рабочих мест. Конкретной задачей в этойобласти было обозначено оказание содействия более чем 2 млн. потенциальныхпредпринимателей путем предоставления им микрозаймов на срок более 5 лет.Страны «восьмерки» поддерживают развитие малых и средних предприятий,в том числе путем расширения программ целевого кредитования и оказаниятехнической поддержки. В этом направлении предприняты следующие шаги: Германияпомогает Алжиру, Египту, Ливану, Марокко, Тунису, Йемену и ПалестинскойНациональной Администрации укреплять конкурентоспособность малых и среднихпредприятий через целевое кредитование, обучение и совершенствованиерегулирующих механизмов. Европейский союз помогает Фонду социального развития вЕгипте в создании им 25 тыс. новых предприятий и 95 тыс. рабочих мест, а такжев повышении деловой активности 2,1 тыс. предпринимателей, выделяя иммикрокредиты. Италия поддерживает финансирование малых и средних предприятий вЕгипте, Алжире, Иране, Иордании, Тунисе, Палестине и Пакистане. Иорданиявыразила готовность организовать Центр обучения с использованием лучшихпрограмм по микрофинансированию, а Йемен взял на себя обязательство провестипервую пилотную программу по микрофинансированию.
Крометого, предполагается привлечь международные финансовые институты дляинвестирования в программы реформ в РБВСА. Страны «восьмерки», вчастности, предложили создать при Международной финансовой корпорации (МФК)Фонд развития частного предпринимательства в регионе для поддержки усилий егостран в области улучшения делового и инвестиционного климата и расширенияфинансовых возможностей для малых и средних предприятий. Для решения этойзадачи предполагается объединить и расширить финансовый потенциал игеографический охват двух региональных фондов МФК и создать на этой основеновый фонд с капиталом в 100 млн. долл., который будет финансироваться странами«восьмерки» и другими донорами, в том числе из стран региона. Былотакже предложено создать региональную «сеть фондов», котораяобъединит представителей различных региональных институтов, занимающихсявопросами развития, а также международных финансовых учреждений. Их цель –координация существующих программ и ресурсов, улучшение инвестиционногоклимата, поиск резервов для обеспечения целевого финансирования малых и среднихпредприятий и осуществления крупных трансграничных проектов. Страны «восьмерки»выдвинули еще одно предложение, направленное на ускорение реформ в странахРБВСА. Речь идет о создании целевой группы по инвестициям в составе лидеровделового мира из стран «восьмерки» и стран региона. Она призванаосуществлять мониторинг за ходом реформ и разрабатывать конкретные предложенияпо внесению необходимых изменений. Кроме того, в ее задачу входит добиватьсясовершенствования работы финансового сектора и интеграции региона в глобальнуюфинансовую систему. Для этого страны «восьмерки» готовы оказатьтехническую поддержку для модернизации финансовых служб, а такжесовершенствования управления финансовыми органами, включая борьбу с коррупциейи отмыванием денег. В реализации этих целей участвует Великобритания,помогающая Министерству финансов Йемена в формировании и выполнении бюджета, атакже США, осуществляющие обучение банковских контролеров, оказывающиетехническую поддержку коммерческим банкам и рынкам капиталов в Марокко,Иордании и Египте.
Однойиз форм помощи в финансовой сфере, которая предусматривается «Группойвосьми», является упрощение переводов денежных средств из зарубежныхстран. В частности, Италия помогает упрощению процедуры перевода денежныхсредств из зарубежных стран в Марокко. Для многих государств РБВСА денежныепереводы от тех, кто работает за рубежом, составляют немалую часть бюджета семей,оставшихся на родине, поэтому они заинтересованы в совершенствовании этогопроцесса.
«Группавосьми» проявила заинтересованность в укреплении основ либеральнойэкономики в странах РБВСА. Ею была выдвинута задача поддержать усилия посозданию честной, безопасной и хорошо функционирующей системы собственности, втом числе улучшить составление регистров собственности. Для становленияоткрытой экономики Канада готова финансировать Тунис и Алжир.
Однойиз задач «восьмерки» стало координирование усилий различных структур,оказывающих помощь отдельным странам региона. В контексте Барселонскогопроцесса ЕС содействует заключению средиземноморского соглашения о свободнойторговле, что было включено в общий план по поддержке реформ. Кроме того, «Группавосьми» намерена способствовать межрегиональной торговле и расширениюторговых возможностей стран региона на мировых рынках, в том числе путемобеспечения поддержки для вступления их в ВТО. В этом направлении странами «восьмерки»предприняты следующие шаги: Франция совместно с Еврокомиссией оказываетподдержку Евро-Средиземноморскому плану действий по развитию торговли иинвестиций, принятому в 2002 г., по модернизации таможенной службы, поддержкеиностранных инвестиций, содействию стране, желающей стать членом ВТО, впроцессе ее вступления в эту организацию, а также поддерживает реализациюдоговора о свободной торговле в регионе до 2010 г. Германия помогает партнерамв Алжире, Ливане, Иордании, Марокко, Тунисе и Палестине в реализации соглашенийо свободной торговле, способствует их вступлению в ВТО и оказывает помощьместным торговым палатам.
Японияоказывает помощь Международному торговому центру в Египте, призванномуувеличить торговый потенциал деловых людей.
СШАпомогают в осуществлении задач Договора о свободной торговле по БлижнемуВостоку к 2013 г., содействуют вступлению Алжира, Саудовской Аравии и Йемена вВТО, а также помогают Иордании, Марокко и Бахрейну воспользоватьсяпреимуществами их участия в зоне свободной торговли с США.
Вполитической сфере «Группа восьми» намерена уделять особое вниманиестимулированию процесса демократизации. Одним из главных направлений в этойобласти стала поддержка усилий стран региона по проведению свободных итранспорентных выборов, помощь избирательным комиссиям и содействие программаминформационно-пропагандистской работы среди гражданского населения, Страны «восьмерки»участвуют в реализации следующих конкретных проектов: Канада оказала поддержкупроходящей в Афганистане кампании регистрации избирателей с целью обеспечения свободныхвыборов; ЕС оказал помощь в подготовке выборов в Палестине, направив тудамеждународных экспертов по выборам и оказав финансовую поддержку независимойПалестинской центральной избирательной комиссии; Франция и Италия оказывалиподдержку проведению парламентских выборов в Йемене, Италия, кроме того,помогала при проведении выборов в Афганистане.
Страны«восьмерки» к тому же помогают развитию парламентской жизни в странахрегиона. Они способствуют парламентским обменам и подготовке парламентариев, проведениюзаконодательных реформ. В частности, Великобритания взялась за осуществление вБахрейне проекта, рассчитанного на три года, по расширению роли парламента,включая молодежный парламент.
Однимиз заметных направлений деятельности «восьмерки» в странах РБВСАявляется помощь в расширении прав женщин и их привлечении кобщественно-политической и экономической жизни. Франция совместно с Фондомразвития для женщин ООН участвует в реализации программ расширения прав женщинв Марокко, Алжире, Тунисе, Иордании, Палестине и Ливане. Германия поддерживаетпартнеров в Иордании, Марокко и Йемене в продвижении идеи равенства полов,включая увеличение доступа женщин к профессиональной и общественнойдеятельности. Канада содействует организациям Египта, работающим над проблемойразвития начального образования, включая проблему наиболее полной вовлеченностидевочек и женщин в образовательные программы и программы по созданию рабочихмест. Япония помогает женщинам Иордании, Египта и Палестины повысить их роль вобществе. США финансируют региональные женские институты в странах СевернойАфрики, восточной части Средиземноморья и Персидского залива, которыеобеспечивают политическую подготовку женщин и оказывают содействие женщинам,выдвигающим свои кандидатуры на выборах.
Однойиз важных составляющих реформ должна стать судебная реформа и созданиенезависимой судебной системы, а также подготовка судей и адвокатов и учреждениеобщественных юридических консультаций. Страны «восьмерки» взяли насебя обязательства содействовать этому процессу. В частности, ЕС оказываетсодействие в учреждении Палестинского Конституционного суда и Национальногоюридического института. Франция разрабатывает специальную программусотрудничества с Сирией по реформированию ее административной и судебнойсистем. Италия помогает восстановлению судебной системы Афганистана, созданиювыездных судов, подготовке судей и адвокатов в этой стране. Великобританияучаствует в усовершенствовании судебной системы Иордании, чтобы болееэффективно бороться с насилием в семье, жестоким обращением с детьми и фактамиизнасилований.
Страны«восьмерки» также оказывают странам региона помощь в укоренениисвободы слова и вероисповедания, в развитии независимых средств массовойинформации, в том числе путем их финансирования, обмена опытом и подготовкижурналистов. В реализации этого проекта участвует Франция, которая помогаетмодернизировать национальное радио в Ливане, готовить журналистов в этой странеи в Египте. Великобритания поддерживает трехгодичный учебный проект по СМИсовместно с Трастовыми фондами телекомпании Би-Би-Си в Сирии, Ливане, Египте иМарокко.
Ещеодним направлением деятельности «Группы восьми» является поддержкаусилий по повышению роли всех элементов гражданского общества, включая НПО, впроцессе реформ в регионе, в том числе путем привлечения к их деятельности всехслоев общества, поощрения обменов между гражданскими организациями, включаяпрофсоюзы, а также сотрудничество в проектах и программах в сфере культуры.
Всоответствии с планом поддержки реформ был создан «Форум для будущего»,который должен обеспечить возможность вести диалог по продвижению политических,экономических и социальных реформ. Форум проводится на регулярной основе, и внем принимают участие министры иностранных дел, министры экономики и другиеминистры стран «восьмерки» и региона, а также представители деловыхкругов и гражданского общества с обеих сторон.
Крометого, была создана организация, получившая название «Диалог по содействиюдемократии». Ее цель – объединить усилия правительств, гражданскогообщества, различных организаций из стран «восьмерки», ЕС и другихзаинтересованных сторон, а также стран региона, направленные на координациюдеятельности по осуществлению демократических программ, принимая во вниманиеособенности каждой из стран региона. Эта организация также стремится расширитьсуществующие программы по развитию демократии, инициировать новые, поощрятьсовместные проекты, а также осуществлять обмены между группами гражданскогообщества и другими организациями, работающими над программами в регионе.Италия, Йемен и Турция выступили в качестве ко-спонсоров этой организации. Напервом «Форуме для будущего», который состоялся в Рабате в декабре2004 г., была принята программа деятельности на первый год, а такжесформулированы его основные принципы. На втором «Форуме», проходившемв Бахрейне в ноябре 2005 г., организация «Диалог по содействию демократии»представила отчет о проделанной работе и определила свои задачи на будущее. Онадолжна стать координатором всей деятельности в области развития демократии встранах РБВСА, аккумулировать информацию, оценивать результаты проделаннойработы и намечать перспективы на будущее.
«Диалогпо гражданскому обществу» стал еще одной организацией, которая такжедолжна способствовать развитию демократии. Ее основными направлениямидеятельности являются следующие: транспорентность и борьба с коррупцией,которые курируются Великобританией, верховенство закона – США, участие женщин вэкономическом развитии – Бахрейн и права человека – Катар. Страны «восьмерки»предлагают для повышения транспорентности и принятия мер по борьбе с коррупциейв регионе присоединиться к Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, а такжеусилить борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Несмотряна то, что существуют определенная инерция и опасения в отношении возможныхнегативных результатов реформ, прежде всего смена существующих режимов, варабском мире идея развития партнерских отношений с индустриально развитымистранами, направленная на развитие реформ в регионе РБВСА, не встречаетвозражения у значительного числа представителей властных структур иобщественно-политических организаций этого региона. Подтверждением этого можетслужить тот факт, что на последнем «Форуме для будущего», которыйпроходил в Манаме в ноябре 2005 г., присутствовали представители подавляющегобольшинства арабских государств (кроме Ливии, Мавритании, Сомали, Джибути иКоморских островов), а также представители всех региональных объединений,существующих в арабском мире, таких как Лига арабских государств, Советсотрудничества арабских государств Залива и Союза арабского Магриба. В то жевремя, хотя признание необходимости реформ, как и участия западных государств вих реализации и находит поддержку во все большем числе арабских государств,однако степень этой поддержки различна.
Дифференцированныйподход арабских государств к этим двум сторонам процесса проведения реформобъясняется следующими факторами. Во-первых, уровнем стабильностивнутриполитической ситуации в той или иной стране. Опасения правящих круговарабских стран в отношении того, какие новые социально-политические группыбудут претендовать на активное участие в управлении государством, существуютповсеместно. Отказ большинства арабских стран поддержать принятие на Форуме вМанаме Бахрейнскую Декларацию, в которой содержалось упоминание о том, чтосоздаваемый «Фонд для будущего» будет оказывать финансовую поддержкунеправительственным организациям, лишний раз подтверждает этот тезис. В то жевремя заинтересованность арабских стран в реформах и в сотрудничестве с Западомприобретает приоритетное значение и содействует поиску приемлемых компромиссов,которые бы позволили двигаться дальше.
Средиарабских государств сформировалась группа активных участников процесса развитияпартнерских отношений с «Группой восьми», направленных на проведениереформ в РБВСА, а также группа стран, которые занимают выжидательную позицию.Активно включились в этот процесс такие страны, как Иордания, Марокко, Алжир,Бахрейн, Катар. Позиция Египта не столь однозначна. С одной стороны, Египетзаявил о своей готовности участвовать в целом ряде проектов. Кроме того, онвыдвинул идею о создании у себя Исследовательского центра, который будетпризван оказывать содействие как процессу реформ, так и взаимодействиюгосударств РБВСА и стран «восьмерки». С другой, именно египетскиепредставители артикулируют те опасения, которые у них вызывают эти инициативы.Египет, традиционно претендующий на лидерство в арабском мире, берет на себяответственность по отстаиванию арабских интересов.
Вто же время Саудовская Аравия – одна из ведущих арабских стран сегодня –занимает умеренную позицию. Ее традиционное стремление к тому, чтобы любыеизменения осуществлялись постепенно и носили взвешенный и продуманный характер,по всей вероятности, находит отражение и в ее политике в отношении этогопроцесса.
Несмотряна некоторые различия в позициях отдельных арабских стран, можно с уверенностьюсказать, что партнерские отношения с «Группой восьми» по проведениюреформ в РБВСА будут развиваться, и они имеют перспективный и долговременныйхарактер. Не оспаривая лидирующую роль, которую в этом процессе играют США,необходимо отметить усиление внимания к реформам со стороны европейскихгосударств. О расширении числа заинтересованных государств Европысвидетельствует участие во втором заседании «Форума для будущего» вМанаме таких стран, как Дания, Нидерланды, Швейцария, Венгрия, не входящих в «Группувосьми». По всей вероятности, в ближайшем будущем европейские государствабудут более активно влиять на развитие реформ в этом регионе, который ихпривлекает экономически и политически. После событий во Франции стремление кускорению реформ на Ближнем Востоке, включая страны Северной Африки, из которыхнаправляются основные потоки эмигрантов в Европу, будет возрастать. Основаниемк осознанию этого остается нерешенность социальных и экономических проблем вэтих странах, а также сохранение высоких темпов эмиграции. Для того, чтобыкоренным образом поменять сложившуюся ситуацию, необходимо проводить серьезныереформы в странах – поставщиках рабочей силы в индустриально развитыегосударства.
Поддержкареформ в странах РБВСА со стороны высокоразвитых индустриальных государствбудет, по всей вероятности, определяться их заинтересованностью в обеспечениибезопасности, так как только путем решения острых экономических проблем, атакже через ускоренное развитие в социальной и политической сфере можнообеспечить стабильность стран этого региона. Позитивные изменения, которыепроизойдут в результате реформ, также позволят эффективно противодействоватьэкстремистским организациям, привлекающим в свои ряды наиболее обездоленнуючасть населения стран РБВСА.
Деятельностьиндустриально развитых государств, направленная на поддержку реформ в регионеРБВСА, представляется многоплановой и масштабной. Однако ее целью не являютсяструктурная перестройка экономики в странах региона или же серьезные измененияв их политической системе. Но даже те ограниченные цели, которые былипоставлены, встречают неоднозначную реакцию со стороны тех стран, где этиреформы должны проводиться. Поддержка реформ, связанных с созданием новыхрабочих мест, усовершенствованием системы подготовки кадров, ликвидациейнеграмотности, развитием малого и среднего бизнеса, встречает поддержку и одобрение.В то же время страны РБВСА не хотят форсирования темпов реформ в политическойсфере и стремятся к тому, чтобы сохранить свои независимые позиции по важнымпроблемам и избежать навязывания им чуждых моделей развития.
реформационныйарабский демократизация торговля социальный

Литература
1. Аш-ШаркАль-Аусат, 24.05.2004.
2. http://mepi.state.gov/mepi/
3. http://www.g8.utoronto.ca/summit/2004seaisland/partnership.html.
4. http://www.g8.utoronto.ca/summit/2004seaisland/reform.htlm.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Закон Украины "Про милицию"
Реферат Государство и общество
Реферат Коммерческое право - отрасль гражданского права
Реферат Концепция судебной реформы
Реферат Конституційні засади виконавчої влади України
Реферат Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
Реферат История государства и права 1 курс 4 вариант КГУ
Реферат Хронічний обструктивний бронхіт Типові клінічні прояви Методи діагностики Організація догляду
Реферат Местное самоуправление, муниципальное право
Реферат Многопартийность и политические партии (статус)
Реферат Інструкція про порядок складання та оприлюднення фінансової звітності банків України
Реферат Аппликация
Реферат Конституционно-правовой статус Госдумы
Реферат Конституция РФ новая с изменениями и доработками
Реферат Марк Туллий Цицерон. Государство и право