Реферат
«Государственный строй иполитической устройство Австрии»
Введение
В современном мирегосударства являются основными акторами международных отношений.Государственный строй и политическое устройство государства во многомопределяет характер и направление не только внешней политики государства, но иорганизацию его внутренней политической жизни.
Австрия представляетсобой парламентскую республику такого рода, которая существует в большинствестран Западной Европы. Основным законом является конституция, в которойзакреплен официальный политический строй и полномочия руководящих органовгосударства. На сегодняшний день Австрия входит в число одних из самыхвысокоразвитых стран Европейского Союза, что было обусловлено стабильнымполитическим и экономическим курсом страны в послевоенный период.
Объект данной работы –Австрийская республика как политическое образование и её историческое развитие.
Предметом исследованияявляется политический строй Австрии и её государственное устройство.
В современной литературе можно найти немало работ, посвященныхисследованию политических систем в целом, принципов конституционного права, игосударственному устройству отдельных стран. В данной работе был использованодин из таких источников, это работа Д.Дж. Дербишайра «Политическиесистемы мира». Для изучения государственного строя Австрии в качестве источникаиспользовались конституция и другие дополнительные законодательные акты.Основная же часть информации взята из сети Интернет с официальных сайтовАвстрии и австрийских партий.
Основная цель данной работы – рассмотреть основы политической системыАвстрии. The legal basis for the Austrian systemof government is the constitution of 1920, which was amended in 1929 andseveral times thereafter.
Для этого необходимовыполнить следующие задачи:
– изучить конституцию иосновные законы Австрийской Республики;
– рассмотреть принципыфункционирования основных государственных институтов власти;
– проанализироватьдеятельность основных политических партий Австрии;
Хронологические рамкиисследования можно определить, начиная с послевоенного периода и до настоящеговремени. Данные хронологические рамки взяты в связи с тем, что именно послеВторой Мировой Войны Австрия окончательно стала самостоятельным государством иначала формирование своих государственных институтов. Однако для более полногорассмотрения данной проблемы использовались данные, относящиеся к началу XX века.
Конституционный строй
Австрия являетсядемократической республикой с федеративным государственным устройством. Всостав федерации входят 9 земель: Бургенланд, Каринтия, Нижняя Австрия, ВерхняяАвстрия, Зальцбург, Штирия, Тироль, Форарльберг, Вена.
Первая АвстрийскаяРеспублика была провозглашена в октябре 1919 года. Федеральный конституционныйзакон был разработан в 1920 году при участии крупнейшего юриста-теоретика тоговремени Ганса Кельзена, и вступил в силу 1 октября. Из-за споров онеобходимости включения в закон раздела о правах человека сохранил свою силуЗакон 1867 г. «Об общих правах граждан королевств и земель, представленныхв Имперском совете» (Staatsgrundgesetz uber die allgemeinen Rechte der Staatsburger), получивший статус конституционного[1].
Согласно Федеральному конституционному закону Австрия провозглашалась парламентской республикой. Высшим законодательным органом являлось двухпалатное Федеральное собрание. Федеральный канцлер, возглавлявший правительство, был ответственен перед нижней палатой Федерального собрания – Национальным советом. Главой государства был Федеральный президент, обладавший в основном символическими функциями и избиравшийся обеими палатами Федерального собрания на совместном заседании[2]. В 1929 году в закон были внесены существенные изменения, направленные на усиление исполнительной власти. С тех пор он носит официальное наименование «Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 года, в редакции 1929 года». Согласно этим поправкам изменялось положение президента, и расширялись полномочия исполнительной власти. Были введены прямые выборы президента, он получил право роспуска Федерального собрания и назначения правительства. Причиной изменения закона была деятельность националистических военизированных организаций. 13 мая 1932 года канцлером стал лидер Христианско-Социальной Партии Энгельберт Дольфус, который установил авторитарный режим, иногда называемый австрофашизмом. В 1934 году после подавления Февральского восстания Федеральный конституционный закон был фактически отменён. Была принята новая конституция, получившая название «Майской» (Maiverfassung). В основу новой конституции был положен принцип «корпоративного государства», до того успешно реализованный Бенито Муссолини в Италии. В 1938 году произошёл Аншлюс и Австрия как независимое государство прекратила существование. И только в декабре 1945 года действие Федерального конституционного закона 1920 года было восстановлено.
Одна из существенных особенностей Австрийской Конституции – раздробленность правовых основ. Наряду с Федеральным конституционным законом 1920 года, действует ряд других конституционных законов. Кроме того, конституционные положения содержатся во многих обыкновенных законах. Таковы, например, конституционное положение Закона о гражданстве 1965 года, Закона о политических партиях, о нейтралитете Австрии (закон объявил Австрию зоной постоянного нейтралитета и запретил вступление в военные союзы и размещение иностранных военных баз на территории Австрии)[3].
Предписания конституционных законов в последствии включались непосредственно в текст Федерального конституционного Закона 1920 года. Однако и сегодня действующая Конституция Австрии представляет собой не единый акт, а серию конституционных актов и конституционных положений, включенных в обыкновенные законы.
Конституция делится на несколько разделов, которые характеризуют политической устройство и государственный строй Австрии. Так же есть раздел, касающийся общих положений. Эти положения закрепляют статус Австрии как демократического государства, декларируют равенство граждан перед законом, дают описания государственного герба и флага и т.д. После вступления Австрии в Европейский Союз в этот раздел были добавлены пункты, определяющие порядок участия Австрии в органах Евросоюза[4].Законодательная власть
Законодательная власть Федерации осуществляется двухпалатным парламентом, состоящим из Национального Совета (Nationalrat) и Федерального Совета (Bundesrat). Национальный совет является нижней палатой и избирается народом Федерации в соответствии с принципами пропорционального представительства на основе равного, прямого избирательного права, принадлежащего лицам мужского и женского пола, которым к началу избирательной компании исполнилось 19 лет, путем лично осуществляемого тайного голосования. Каждый, обладающий избирательным правом, которому к началу избирательной компании исполнился 21 год, может быть избран[5].
Срок полномочий Национального совета составляет четыре года, начиная со дня его первого созыва, но в любом случае до дня созыва нового Национального совета. Федеральный президент может распустить Национальный совет, однако по одной и той же причине он может распорядиться об этом только один раз. Руководство Национальным Советом осуществляют президент Национального совета, а также второй президент и третий президент. Эти три президента образуют коллегию и исполняют обязанности федерального президента, когда тот не в состоянии это делать.
Национальный совет ответственен за создание счетной палаты – отдельного органа, который проверяет финансовую деятельность государственных органов и юридических лиц с государственным участием и представляет Национальному совету отчёт об исполнении бюджета. Председатель счётной палаты избирается Национальным советом на двенадцать лет, остальные чиновники счётной палаты назначаются президентом по представлению председателя. Счётная палата ответственна перед Национальным советом.
Федеральный совет является верхней палатой и функционирует в качестве представительства земель. Члены верхней палаты избираются парламентами земель (ландтагами). Каждая федеральная земля в зависимости от численности населения направляет в ландтаг от трёх до двенадцати представителей[6]. Члены Федерального совета не должны входить в состав Ландтага, который их делегирует; однако они должна обладать правом быть избранными в этот Ландтаг. Место председательствующего в Федеральном совете занимают по очереди представители разных земель, сменяющие друг друга через каждые полгода в алфавитном порядке наименование земель.
Для принятия решения Федеральным советом требуется присутствие не менее одной трети членов и простое большинство поданных голосов. Палаты заседают раздельно; единственные два случая совместного заседания предусмотрены статьёй 38 Конституции – это приведение президента к присяге и объявление войны[7]. Федеральное собрание созывается Федеральным президентом, а в некоторых случаях Федеральным канцлером.
Законопроект вносится в национальный совет по предложениям его членов либо по представлению Федерального правительства. Федеральный совет может вносить в национальный совет законодательное предложение через Федеральное правительство. Закон должен быть последовательно принят Национальным советом и Бундесратом и передан для подписания президенту. Поскольку Австрия является парламентской республикой, президент не имеет права вето.
Конституционные законы или конституционное положение, содержащиеся в обычных законах, могут быть приняты Национальным советом лишь в присутствии не менее половины членов и большинством в две трети поданных голосов; они должны быть четко обозначены как таковые («конституционный закон», «конституционное положение»). Пересмотр всей Федеральной Конституцией, а в том случае, если этого потребует одна треть членов национального совета или Федерального совета, и каждое ее частичное изменение после окончания процедуры должны быть поставлены на голосование народа всей Федерации.
При проведении народного голосования решение принимается простым большинством поданных действительных голосов.
Федеральные законы приобретают свой конституционный статус как таковые после их удостоверения подписью Федерального президента. Федеральные законы должны быть опубликованы Федеральным канцлером в Бюллетене Федеральных законов.Исполнительная власть
Федеральный президент избирается народом Федерации на основе равного, прямого избирательного права путем лично осуществляемого тайного голосования. Избранным считается лицо, получившее более половины всех признанных действительными голосов. Если такое большинство не собрано, то проводится второй тур выборов. Федеральным президентом может быть избрано только лицо, имеющее право участвовать в выборах в Национальный совет и достигшее к первому января года выборов 35 лет. Право быть избранным лишены члены императорских домов или семей, которые когда-либо принадлежали к таковым[8]. Президент избирается на прямых выборах на шесть лет и может быть переизбран не более одного раза. Он является верховным главнокомандующим, Федеральный президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных чиновников, в т.ч. офицеров, осуществляет право помилования. По общему правилу, решения президента должны быть одобрены одним из министров (так называемая контрасигнатура). По результатам парламентских выборов президент назначает федерального канцлера и по его представлению – других членов правительства. Он может распустить Национальный совет с согласия бундесрата, отправить в отставку федерального канцлера или всё правительство (но не отдельных министров), хотя на практике этого ни разу не было. С 2004 г. федеральным президентом является Хайнц Фишер, бывший спикер Национального совета[9].
Осуществление высшегоуправления делами Федерации, если оно не передано Федеральному президенту,поручается Федеральному канцлеру, вице-канцлеру и прочим федеральным министрам.Они образуют в своей совокупности Федеральное правительство, возглавляемоеФедеральным канцлером. Федеральный канцлери по его предложению остальные члены Федерального правительства назначаютсяФедеральным президентом. Федеральным канцлером, вице-канцлером или Федеральнымминистром может быть назначено только лицо, имеющее право быть избранным в Национальныйсовет, члены Федерального правительства не должны входить в составНационального совета[10].Законодательная и исполнительнаявласть земель
Так какАвстрия является федеративной республикой, то земли, входящие в её состав,обладают определенной долей самостоятельности и правом местного самоуправления.Конституция устанавливает для всех земель общие единообразные правила, в рамкахкоторых земли вправе принимать собственные законы. Каждая земля обязана принятьсвою конституцию. В землях действуют ландтаги и правительства земель,избираемые ландтагами и возглавляемые губернаторами. Ландтаг может бытьраспущен президентом по представлению федерального правительства и с согласия Федеральногосовета. Столица Австрии Вена так же приравнена к федеральной земле. Федеральныеземли в свою очередь состоят из Общин или комунн (Gemeinde) и одновременно являютсятерриториальной единицей местного самоуправления и административной единицей.Органами общины являются общинный совет, общинное правление (в городах, имеющихсамостоятельный статус – городской сенат) и бургомистр. Органы федерации иземли вправе контролировать соблюдение органами общины законов, а органыземли – и эффективность финансовой деятельности.
Судебная власть
Конституция Австрии стала первой в мире конституцией, которая предусмотрела создание конституционного суда[11]. Конституционный суд Австрии решает вопрос о соответствии законов (в том числе законов земель) и иных актов конституции, принимает к рассмотрению требования к публичным образованиям, которые не могут быть рассмотрены в ином порядке, а также споры между публичными образованиями и органами власти. Кроме этого к подсудности конституционного суда отнесены дела о законности выборов и дела об обвинении федерального президента, членов правительства, членов правительств земель, губернаторов в нарушении закона, которые влекут отстранение от должности. Конституционный суд рассматривает все имущественно правовые требования, предъявляемые к Федерации, землям, районам, общинам, и союзам общин, которые не подлежат разрешению в обычном судебном порядке, не исполнению путем принятия решения органом управления. Конституционный суд разрешает споры между судами и органами управления, между Административным судом и всеми иными судами, в частности также между Административным судом и самим Конституционным судом, а также между обычными и другими судами, между землями, а также между землёй и Федерацией. В общем, судебная власть исходит от Федерации, приговоры и судебные решения выносятся и провозглашаются именем Республики, смертная казнь отменена. Судьи назначаются по представлению Федерального правительства Федеральным президентом или уполномоченным им компетентным Федеральным министром.
Обеспечение законности всего государственного управления возлагается на Административный суд. />Административный суд рассматривает жалобы на решения органов управления, на злоупотребления властью, причинившие ущерб гражданину, и по другим вопросам. Суд принимает жалобы лишь после того, как заявителем исчерпаны все возможности обжалования в административные органы. Члены Административного суда назначаются из судей (не менее 1/3 состава) и опытных гражданских служащих, обязательно представляющих различные земли Австрии. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях из 5 судей, иногда – из 3 либо 9[12].
Верховный суд возглавляет систему общих судов. Он является высшей инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассматривает кассационные жалобы.
В качестве «суда второйинстанции» (это название закреплено в УПК) выступает высший суд земли. Такиесуды имеются в четырех городах Вене, Граце, Линце и Инсбруке (один суд на 2–3 земли).Они рассматривают жалобы на приговоры и решения нижестоящих судов.
В качестве «судов первойинстанции» выступают суды земли или округа (таких судов 17)[13].В их компетенцию входит рассмотрение по первой инстанции уголовных дел опреступлениях, которые наказываются лишением свободы на срок свыше 6 месяцев, атакже гражданских дел. Несмотря на свое название, эти суды разбирают и жалобына приговоры и решения нижестоящих участковых судов. В компетенцию судов первойинстанции входят гражданские дела с определенной суммой иска, а также некоторыекатегории дел неимущественного характера. В Вене действует единственный на всюАвстрию Торговый суд, где рассматриваются споры хозяйственного характера, вчастности все дела, связанные с банкротствами.
Низшее звено судебнойсистемы Австрии составляют около 200 участковых судов. В каждом из нихединоличный судья рассматривает дела о малозначительных уголовных преступленияхи гражданские дела в пределах своей компетенции (в том числе об опеке,усыновлении, споры об аренде и др.).
В Австрии имеются такжеспециализированные суды, не входящие в общую систему. Это прежде всего суды потрудовым делам, которые должны разрешать конфликты между предпринимателями иработниками с участием их представителей (Закон об этих судах был принят в 1946 г.),а также третейские суды по вопросам социального страхования, разбирающиеконфликты в этой области в соответствии с Общим законом о социальномстраховании 1955 г[14]. В Вене функционируетПатентный суд, принимающий решения по ходатайствам о признании патентовнедействительными. Он состоит из профессиональных юристов и специалистов вразличных областях техники.
Политическиепартии
В настоящеевремя в Австрии насчитывается около 17 действующих политических партий. Однаконаиболее значимыми считаются Социал-демократическая партия Австрии (СДПА),Австрийская Народная партия (АНП), Австрийская партия Свободы (АПС)[15].
Социал-демократическаяпартия Австрии
Партия быласоздана в 1889 году под названием Социал-демократическая рабочая партия Австрии(SozialdemokratischeArbeiterpartei Osterreichs) и является одной из наиболее крупных в стране. В основу программы былизаложены базовые марксистские положения о необходимости уничтожениякапиталистического строя и установлении социалистического порядка, но имелся иряд исключений. В программе не нашли отражения вопросы о диктатуре пролетариатаи об отношении к крестьянству, не было дано марксистского решения национальнойпроблемы, столь актуальной для Австро-Венгрии[16]. В 1920-е годы онапользовалась значительным успехом, однако уже в начале 1930-х её сторонникиподверглись репрессиям. В годы австрийско-фашистской диктатуры (1934–1938) ипосле присоединения Австрии к Германии (1938–1945) партия была запрещена, нопосле освобождения страны социал-демократы снова стали влиятельной силой.Австрийские социал-демократы относятся к немногим партиям с этой идеологией,сохранившим левые идеалы и отвергающим неолиберализм.В целом их программу можноохарактеризовать как демократический социализм и отстаивание строгогонейтралитета Австрии. Одной из приоритетных направлений является дальнейшееразвитие австрийского общества и благосостояние государства и каждого егогражданина[17].
С 1970 по2000 годы представители партии возглавляли австрийские правительства. Внастоящее время партию на высшем государственном посту представляет федеральныйпрезидент Австрии Хайнц Фишер, партия располагает 69 местами в Национальномсовете и 23 местами в Федеральном совете, а также 9 местами в Европарламенте.На сегодняшний день это самое большое партийное представительство от Австрии[18].С 2008 г. руководителем партии является Вернер Файманн, бывший министр транспорта,инноваций и технологий.
После выборовв сентябре 2008 года СДПА получила наибольшее число голосов. 24 ноября 2008года лидеры Социал-демократической партии Австрии и Австрийской народной партиидоговорились о создании большой коалиции из двух партий, избрав кандидатуруВернера Файмана на пост канцлера Австрии[19].
АвстрийскаяНародная партия
Австрийская народная партия (АНП) была основана в 1945 г. и с этогомомента является одним из основных действующих лиц австрийской политическойжизни. С 1945 г. она всегда была представлена в обеих палатах парламентаАвстрии. По числу мест в парламенте АНП постоянно была первой или второй, апоэтому возглавляла или, по крайней мере, была младшим партнёром в большинствефедеральных кабинетов Австрии[20].
По своим идеологическим и программным принципам эту партию часто сравниваютс немецкой партией ХДС. Основными программными пунктами АНП являются сохранениетрадиций и стабильность общественного порядка, экономический неолиберализм – сокращениеобщественного сектора, дерегулирование экономики, сокращение социальных программ,поддержка европейской интеграции. Партия носит антисоциальную направленность, акак классическая консервативная партия выступает за приверженность католическимценностям[21]. Среди сторонников этойпартии большинство служащих, фермеров, мелких и крупных собственников, т.е.партия ориентированна в основном на средний класс.
На последних парламентских выборах (2008 г.) АНП заняла второе местои образовала коалиционное правительство с СДПА[22].
Австрийская партия свободы
Австрийская партия свободы была основана в 1949 г. Основы этойпартии можно найти в либерально-националистическом пангерманском движении. Присоздании партии в неё вошли представители нескольких партий Первой Республики иПартия великого германского народа. Её непосредственным предшественником сталаФедерация независимых (Verband der Unabhängigen – VdU), распавшаясяв результате внутренних конфликтов.
Хотя многие сторонники АПС были бывшими сторонниками идеологии нацизма,партия смогла завоевать симпатию избирателей и войти в число самых влиятельныхпартий Австрии. В 1986 руководство в партии при поддержке её крайненационалистического крыла перешло к ультраправому политику Йоргу Хайдеру. Он возглавлялАПС в период с 1986 и 2001. Почти сразу же он стал одним из самыхпротиворечивых европейских политиков – в основном это было связано с егосомнительной интерпретацией нацистского прошлого Австрии. Однако большинствоавстрийских избирателей считали Йорга Хайдера не закоренелым националистом,каким его иногда представляют за пределами страны, а, скорее, популистом,который иногда играет на шовинистических настроениях публики для привлечениядополнительных голосов. В начале 2000 г. АПС вошла младшим партнёром вкоалиционное правительство с АНП под руководством Вольфганга Шюсселя. УчастиеАПС в австрийском правительстве вызвало бурю возмущения за рубежом. Главыправительств остальных 14 стран ЕС приняли решение прекратить сотрудничество справительством Австрии – впервые после 1945 в Западной Европе был нарушенсвоего рода запрет на вступление в правительственные коалиции с партиями,имеющими имидж правоэкстремистских. Вскоре, однако, пришло понимание, что такиемеры являются контрпродуктивными, и уже летом 2000 г. были восстановленынормальные отношения внутри ЕС, несмотря на то, что коалиция АНП и АПС продолжаласуществовать.
Средиосновных пунктов программы Хайдера было требование выслать из Австрии всехиммигрантов и впредь закрыть страну для въезда лиц другой национальности, преждевсего выходцев из стран Восточной Европы, хлынувших в Альпийскую республику послекраха коммунистических режимов в конце 80‑х гг.[23].Это было связано с тем, что после вступления Австрии в ЕС в 1995 г.материальное положение многих слоев населения заметно ухудшилось. Жесткиетребования руководства ЕС к новым кандидатам заставили австрийскоеправительство провести непопулярные реформы, чтобы подтянуться до уровня болееразвитых стран. А это неизбежно привело к росту безработицы, замораживаниюзарплаты рабочих и служащих, сокращению социальных программ, росту преступностии т.д. В этих условиях нелегким бременем для страны стала волна беженцев изсоседней Югославии, которым австрийские власти вынуждены были оказыватьопределенную материальную помощь. Хайдер призывал пересмотреть отношения с ЕС,которые, по его мнению, принесли Австрии больше вреда, чем пользы. Кроме того,лидеры этой партии стали выступать за немедленное ужесточение визового режимана границе, что само по себе уже являлось нарушением Шенгенских соглашений ЕС,а также принудительной репатриации иммигрантов, которые в условияхэкономического спада отнимали рабочие места у коренных жителей страны и вообщестали в их глазах главным источником роста преступности в стране[24].
В феврале 2000 г. Хайдер официально ушёл в отставку с поста лидера АПС. С2002 г. партия начала терять свои позиции как в парламенте внутри страны,так и в Европарламенте.
4 апреля 2005 Йорг Хайдер объявил о выходе из АПС и создал новую партиюпод названием «Альянс за будущее Австрии» (Bündnis Zukunft Österreich»– BZÖ), что вызвало раскол в структуре региональных организаций. 23 апреля2005 новым председателем АПС был избран Хайнц-Христиан Штрахе. Новый лидер несобирается отказываться от правых позиций партии и стоит на позициях всеобщейдемократии и проведения социальных реформ[25].
Заключение
Государственный строй Австриитакой же, как у большинства западноевропейских стран, однако он обладаетхарактерными особенностями. Несмотря на то, что в годы второй Мировой войныАвстрию можно было отнести к странам с фашистской идеологией, её дальнейшаяполитическая судьба сложилась иначе, чем Германии или Италии. Сейчас Австрияпредставляет собой высокоразвитое демократическое государство в формепарламентской республики. Ведущая роль принадлежит парламенту, а президентвыполняет в основном представительские функции. Некоторыми особенностямиобладает так же судебная система.
Начиная с 1945 г. впарламенте Австрии традиционно представлены три самые крупные и влиятельныепартии: Австрийская народная партия, Австрийская Партия Свободы и АвстрийскаяСоциал-демократическая партия. Все три партии являются различными по своим направлениям.Однако им удается формировать коалиции для успешной политической деятельности исочетать разные подходы в политике.
Список источников
1. Закон от 1867 г. (Staatsgrundgesetz uber dieallgemeinen Rechte der Staatsburger. 21 12. 1867) www.verfassungen.de/at/stgg67–1.htm
2. Австрийская республика. Конституция и законодательные акты. М.,
«Прогресс», 1985
3. Дербишайр Дж.Д. Политическиесистемы мира в 2‑х томах. Т.2. Ст. 209.
4. Федеральный конституционный законАвстрии от 10 ноября 1920 г. constitution.garant.ru/DOC_3864861.htm
5. Официальный сайт АвстрийскойНародной Партии. www.oevp.at/index.aspx? pageid=37421
6. Официальный сайт АвстрийскойПартии Свободы www.fpoe.at/
7. Официальный сайтСоциал-демократической партии Австрии www.spoe.at/
Список литературы
1. Австрия www.worcount.com/index.files/gosustravstria.htm
2. Государственное устройство иполитическая система Австрии
europe-cont.info/2007/12/26/avstrija_
3. Маслов А. Австрия. www.humanities.edu.ru/db/msg/26040
4. Особенности конституции Австрии. www.intelligent.lv/ru/KONSTITUCII-MIRA/204_13933.html
5. Правовые системы стран мира.Энциклопедия.kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/avstriy.html
6. Сергеев А. Социал-демократыпобедили на выборах в Австрии // Прайм-Тасс. 20.05.2009. www.prime-tass.ru/news/show.asp?
id=627181&ct=news
7. Социал-демократическая партия Австрииhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/60378