КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине
ТЕОРИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
на тему
«Взаимоотношениегосударства и личности в тоталитарном государстве»
Содержание
Введение
1. Понятие и признаки тоталитарного государства
2. Взаимоотношение государства и личности в тоталитарномгосударстве
3. Причины возникновения тоталитарного государства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В теории государства иправа равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблемаформы государства, то есть проблема формирования и функционирования особойформы общественной жизни человека — государства. Подход к этой проблеме былразличным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теориигосударства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все тенаучные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне неполностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением,которых занимается юридическая наука. Однако представляется более верным врамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочимуделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительныеаспекты данной проблемы.
Государство этоопределенный способ организации общества, а также организация публичнойполитической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая егоофициальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства имеры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладаетвнутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своихполномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются навнутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние(межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Вотечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанногоучения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения,разные подходы к определению понятия и содержания формы государства.
В различных странах государственныеформы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мереобщественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязии взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенносовременных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждомуэлементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошласистематизация проявления признаков государства, и его форма сталарассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройстваи политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют формугосударства.
По своему происхождениючеловек как биологический вид — общественное существо. Люди жили сообществами,которые соответствовали их глубинным социальным инстинктам взаимопомощи,родами, племенами, общинами и их объединениями. Труд, быт и иная деятельностьчеловека на протяжении тысячелетий определялись традициями и обычным правом,функциональные различия между членами общества носили временный характер и несопровождались социальными привилегиями. Военные задачи и потребность вкоординации хозяйственных усилий общин способствовали постепенной концентрациии закреплению властных функций в руках верхушки вождей и жрецов. Так сложиласьпостоянная власть, из которой 5-6 тысяч лет назад выросло государство —могущественная машина для обеспечения экономического и политического господстванад угнетенными массами.
Государство стало непросто орудием экономически доминирующего класса; оно приобрело собственныеинтересы и цели. Выделившись из общества как внешняя, подавляющая ирегулирующая сила, оно присвоило себе, в первую очередь, монополию на принятиеобщих решений и на применение насилия.
В ходе историческогоразвития совершенствовались и механизмы государственного воздействия, аполномочия властных аппаратов неуклонно росли. В феодальной Европе сохраняласьавтономия общин, союзов, цехов, ассоциаций, братств и т. д., государства маловмешивались в их внутреннюю жизнь.
Но по мере становлениябуржуазных отношений традиционные общественные институты оказались под двойнымдавлением — со стороны абсолютистской власти и со стороны растущегокапитализма, поддерживаемого, поощряемого, а иногда даже насаждаемогогосударством. В результате социальные связи, основанные на нормах солидарностии взаимопомощи, подверглись размыванию и разрушению. В двадцатом векегосударство во многих странах приобрело новое качество – полностью подчинятьграждан своей воле и регулировать их поведение в соответствие со своими интересами.Такой режим взаимодействия государства с обществом получил название — тоталитаризм.Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение однойиз важнейших тем теории государства и права формы государства, ее составныхчастей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
1. Понятия и признаки тоталитарногогосударства
Тоталитаризм – одна изформ авторитарного государства, характеризующаяся его полным контролем надвсеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав исвобод, репрессиями и в отношении оппозиции и инакомыслящих. Также направлениеполитической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм.
В тоталитарномгосударстве господствует одна официальная идеология, которая формируется правящейпартией, возглавляемой вождем;
-правящая партиясращивается с государственным аппаратом. Абсолютная концентрация власти,объединяющей и законодательную, и исполнительную власти в одном органе;
-крайний централизм вуправлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизниграждан;
-бюрократизацияисполнительной власти, террор по отношению к населению;
-милитаризация экономикии люмпенизация населения, организуется общественно-политическое движение вподдержку правящего режима.
Термин «тоталитаризм»происходит от латинского слова «totalis» — весь, целый, полный. В политический лексикон еговпервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г. Ученые стали использовать понятие «тоталитаризм» уже в 30-е годы, и незадолго довторой мировой войны в США состоялся специальный симпозиум, посвященныйтоталитарному государству. Теория тоталитаризма складывается в 40–50-х годах XX в. в работах Хайека, Бжезинского,Ганны Арендт и др. Если тоталитаризм характеризовать как политический режим, тоон представляет собой режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль наднаселением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу.
Тоталитаризм — этообщественно-политической строй, при котором государство полностью подчиняетсебе все сферы жизни общества и отдельного человека. Государственный социализм,коммунизм, нацизм, фашизм и мусульманский фундаментализм стали его недавнимивоплощениями. Такое государство не несет ответственности перед обществомпосредством периодических тайных и состязательных выборов. Оно использует своюнеограниченную власть для контроля всех сторон жизни общества, включая семью,религию, образование, бизнес, частную собственность и социальные отношения.Политическая оппозиция подавляется, процесс принятия решений сильноцентрализован.
В настоящее времятоталитаризм понимается как политический способ организации всей общественнойжизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти надобществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целями официальной идеологии. Это не только политический режим, но и определенныйтип политической и общественной системы.
Тоталитаризм —порождение XX в. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управленияобществом со стороны государства уходят корнями в древность. Такого рода идеивысказывали Гераклит, Платон, в Китае — теоретики легизма. Позднее, уже всредние века и в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены впроектах будущего государства коммунистов-утопистов Томаса Мора, ТоммазоКампанеллы, Гракха Бабефа. Русский философ Николай Бердяев отмечал, что утопиякак закрытая, законченная теоретическая система, обрисовывающая все стороныжизни идеального общественного устройства, всегда тоталитарна и враждебнасвободе. В дальнейшем тоталитарные идеи получили развитие в трудах Фихте,Гегеля, Маркса, Ницше и др.
К. Фридрих и З.Бжезинский в своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия»предлагают для определения «общей модели» тоталитаризма пятьпризнаков:
1. единая массоваяпартия, возглавляемая харизматическим лидером;
2. официальнаяидеология, признаваемая всеми;
3. монополия властина СМИ (средства массовой информации);
4. монополия на всесредства вооруженной борьбы;
5. систематеррористического полицейского контроля и управления экономикой.
Концепция Фридриха иБжезинского, получившая в историографии название «тоталитарный синдром»,оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то жевремя неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем,признавали и сами авторы.
Недостатокпризнаков, предложенных З. Бжезинским и К. Фридрихом, заключается в том, что вних нет системности, а главное — не выделен общий интегрирующий признак, нетобщей связующей нити. Список черт тоталитаризма можно было бы продолжить. Так,при тоталитаризме утверждается монополия на массовую культуру, централизованоуправление художественным и научным творчеством. Все признаки сами по себеверны, но неясно, что же является наиболее существенным, определяющим,исходным, а что характерным, но все же производным. Единая массовая партия,общая для всех официальная идеология типичны для тоталитарный режимов, нообусловлены они более общими свойствами тоталитаризма, емко выражающими егосущность.
Американскийполитолог Дж. Линц в 70-е годы выделяет такие признаки:
1. сильноцентрализованная, монистическая структура власти, в которой правящая группа ненесет ответственности перед выборным органом и не может быть лишена власти институциональнымисредствами;
2. монопольнаядетализированная идеология, легитимирующая режим и пронизывающая его некимвеличием исторической миссии;
3. активнаямобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощьювсех институтов.
Такое описаниетоталитаризма более фундаментально. Оно ориентировано на описание не всех, анаиболее характерных признаков и приближает к пониманию его сущности. И, тем неменее, оно тоже уязвимо, так как автор не разделяет двух политических вопросов- каковы отношения власти и как организована власть. Тоталитаризм — понятие,призванное, прежде всего, выразить отношения власти и общества. Поэтомуописание механизма власти (сильная централизация, способы легитимации) — этовторичные, производные признаки тоталитаризма.
Отталкиваясь отрезультатов анализа, прежде всего тоталитарных структур гитлеровской Германии исталинского СССР, которые можно назвать «тоталитарным максимумом»,выделяют пять основных признаков тоталитаризма. Все эти признаки являются вопределенной степени идеальными и проявляются в различных тоталитарных режимахв неодинаковой степени, вплоть до тенденций.
I. Абсолютнаяконцентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве
Наиболееагрегированными признаками тоталитаризма являются абсолютность, агрессивность,мобилизационность власти.
Абсолютнаяконцентрация власти, реализуется через механизмы государства и представляетсобой этатизм, то есть вмешательство государства в экономическую и политическуюжизнь страны, возведенное в высшую степень. Такая концентрация власти с точкизрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которойхарактерны:
а) Соединениеисполнительной и законодательной власти в одном лице при фактическом отсутствиинезависимой судебной власти.
б)Принцип «вождизма»,причем вождь харизматического, мистического типа.
Абсолютность властиозначает, что власть — исходное начало всех инициатив, движений, изменений.Гражданского общества нет, или сфера его жизни крайне сужена. Признавая формальногражданские свободы, тоталитарные режимы ставили одно, но решающее условие:пользоваться ими можно было исключительно в интересах той системы, которуюпроповедовали вожди, что означало бы поддержку их владычества. Экономические,духовные интересы существуют такими, какими им разрешено быть властью. Каквыразился однажды У. Черчилль о советском порядке: «У вас все запрещено, ачто разрешено, то приказано». Этот признак приближает к пониманиютоталитаризма, указывает на его родство с восточными деспотиями, азиатскимспособом производства или протестарной формацией. Особенность последней в том,что исходное начало заключено не в экономическом интересе человека, а винтересе власти, которая не может полностью игнорировать интересы людей, но всостоянии подчинить их себе, может ими пренебрегать, деформируя их. Притоталитарной системе человек только песчинка в общем потоке. Его положениеосновывается не на самоопределении, а на послушании.
Кромевнешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, чтототалитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого онопирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но вдействительности только тех, кто не попал в разряд «врагов народа»или «врагов рейха».
II. Однопартийнаяполитическая система — средство осуществления политической власти втоталитарном государстве.
Второй признак —однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политическихорганизаций. Такая политическая система тесно связана с двумя моментами.
Во-первых, основойоднопартийной политической системы обязательно становится монистическая — единая,господствующая идеология, исходящая исключительно от правящей партии и нетерпящая никакой оппозиции или критики. В самой партии также поддерживаетсяидейное единство.
Основным методоммонистической идеологии является массовая оболванивающая пропаганда,базирующаяся на социально – классовой (СССР), расово-националистической(Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы Хомейни) демагогии. В годыконсервации режима руководящая роль партии была узаконена 6-й статьейконституции СССР.
Весь механизм властибыл сведен к следующему: политические структуры — это исключительная привилегияпартийцев, во всех остальных органах и учреждениях партийцы либонепосредственно хозяйничали, либо держали управление под своим надзором.
Достаточно былоцентру провести заседание или опубликовать статью, как мгновенно приводился вдействие весь государственно-общественный механизм. А чуть где сбой, партия иполиция в кратчайшие сроки устраняли «неисправность» — отклонение отобщего мнения.
Лишь вкоммунистической партии идеологическое единство, тождественность мировоззренийи взглядов были обязательны для всех без исключения членов, хотя данныйимператив касался скорее головных органов и высших инстанций партии. Тем, ктопониже, только формально было вменено в обязанность соблюдать единство, «блюстиидейную чистоту своих рядов»; их прямой задачей было выполнять решения.Однако и низы должны были усваивать взгляды вождей.
Во-вторых,однопартийная политическая система сопровождалась фактическим отсутствиемдемократических институтов, таких как парламент, Советы депутатов и др., врезультате чего достигалось тотальное отчуждение индивида от политическойвласти.
Возможное существованиенекоторых общественных организаций ничего не меняло, так как ониконтролировались партийными и государственными органами. Примером могут бытьсозданные фашистами профсоюзы, основной задачей которых было внедрениеидеологических мифов в массовое сознание и контроль над ним.
Тоталитарный режим — детище ХХ века, так как в предыдущие годы техника не была столь развита, чтобычеловек быстро получал и усваивал пропаганду идейного единства-поддержкирежима. До ХХ века политическая деятельность была, как правило, уделоминтеллигенции, грамотных слоев общества, умеющих через прессу и телеграф, почтуобращаться к себе подобным. Научно-технический прогресс значительно расширилвозможности общения.
Исключительная рольздесь принадлежит радио, повсеместное распространение которого позволилоприобщить к политике широкие слои неграмотного населения, люмпен-пролетариат,что весьма расширило базу политической борьбы. Кто не умел читать, мог слушать.А когда был проведен ликбез, подключились и газеты.
III. Общественно-политическоедвижение и атомизация общества -основа существования тоталитарного режима
Третий признак — общественно-политическое движение, составляющее массовую социальную базурежима. К сожалению, в ранних концепциях тоталитаризма практически не рассматриваласьроль самого народа в создании и функционировании тоталитарного режима.
Народные массы чащевыступали в облике несчастных жертв, бедных непротивленцев, являющихся объектомприложения тоталитарных сил. Некоторые исследователи советского тоталитаризмапроизводят искусственное разделение общества на отдельные части.
С одной стороны,лидер-диктатор во главе единственной массовой политической партии,террористический полицейский контроль, сверхцентрализованная системауправления, а с другой — страдающий, несчастный народ. Если первая частьбуквально аккумулирует в себе страшные черты тоталитаризма, то вторая частьобщества находится как бы в стороне, вызывая симпатии и даже любовь.
Из западныхисследователей первой обратила внимание на фактор общественно-политическогодвижения Х. Арендт, которая считала, что тоталитарные режимы возникают на егобазе.
В характеретоталитарного режима фактор общественно-политического движения занимаетопределяющее место по следующим причинам.
Во-первых, именночерез общественно-политическое движение как социальную базу режима происходитформирование в общественном сознании «тоталитарной идеи».
Во-вторых, черезобщественно-политическое движение достигается всеохватывающий контроль надвсеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществлениетоталитарного господства власти.
В-третьих, черезобщественно-политическое движение тоталитарный режим внедряет мифы вобщественное сознание, формирует позитивное отношение масс к тоталитарномурежиму, тотализирует массы изнутри, а всех несогласных, неподдающихсяуничтожают.
Собщественно-политическим движением связана также и атомизация общества. Еще доприхода к власти тоталитарное движение строится на принципах предельнойатомизации своих членов; сначала достигается верность движению, преобладаниесвязей с движением над личными связями, а затем их полная утрата в пользусвоего места в движении. После установления тоталитарного режима атомизацияраспространяется на широкие слои общества с помощью аппарата устрашения, включающегов себя, кроме террора, также и газеты, радио; однако самый мощный эффект имеетразвитая система доносительства и круговой поруки, закрепляющая таким образомэффект массовой тоталитарной пропаганды.
Итак, черезобщественно-политическое движение атомизированного общества достигается эффект «слиянияс властью» (власть доноса), несмотря на абсолютную отстраненность людей отнее, и как результат — «народ не безмолвствует, как в феодальныхгосударствах прошлого, — нет, народ поет, кричит „ура“ и рукоплещетказням». И сам им способствует, добавим.
Признакитоталитарного общественно-политического движения следующие:
— цель Движения — установление диктатуры в какой-либо форме;
— обращение к силе вкачестве главного инструмента для достижения цели, а отсюда — террористическиепотенции Движения;
— неприятиеоппозиционных мнений, непримиримость к другим партиям, движениям;
— идея своегоособого предназначения
IV. Террор —логическое продолжение тоталитарной пропаганды
Четвертый признак — государственно организованный террор, основанный на постоянном и тотальномнасилии. Основой тоталитарного режима может быть только всеобщая лояльностьграждан, в обеспечении которой террор играет не последнюю роль, представляясобой логическое продолжение тоталитарной пропаганды.
Обращенная не кразуму, но к чувствам тоталитарная пропаганда, являясь по сути насилием наддухом, подкрепляется насилием физическим. Двойной гнет разлагает личность,гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь почти непроизвольнымрефлексам энтузиазма и страха.
Такое давление состороны государства ликвидирует не только любую оппозицию, но и любую попытку кинакомыслию.
V. Экономическаяавтаркия, государственное планирование и принудительный труд в тоталитарномгосударстве
Пятый признак —экономическая автаркия при жесткой регламентации экономики и существенной долевнеэкономических форм принуждения.
Появлениетоталитарных тенденций в общественном развитии было обусловлено выходом рядастран из патриархального, феодального состояния и включением их в новую системугосударств с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступали вконфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положениюполуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии как залоганезависимости.
С точки зрениявнутреннего развития тоталитарному режиму также требовалась жесткорегламентированная, замкнутая на государство экономическая структура. Болеетого, стоящей у руководства группировке была необходима такая экономическаяструктура, которая не просто замыкалась на государство, но в значительнойстепени зависела от воли лидеров.
Коммунистическиевожди, искренне убежденные в своем знании экономических законов, считали, чтомогут с научной точностью управлять производством.
В Германииавтократическая форма власти, наводящая «железной рукой» «новыйпорядок» в стране, была для монополий предпочтительнее сложного механизмадемократического государства.
И в Германии, и вСССР не терпящая никакой оппозиционной организации тоталитарная политическаяструктура, которая практически свела на нет роль профсоюзов (или они служилиорудием пропаганды), позволяла эксплуатировать труд самыми изощреннымиспособами.
Жесткаяцентрализация и террор позволяли в Германии тесно связанным с режимоммонополиям извлекать максимальные прибыли при минимальных издержках. Амонополии благодаря финансовой помощи создавали для руководства фашистскогорежима экономическую базу.
Тоталитарнымхарактером собственности, как и слишком значительной ролью, которую в экономикеиграла идеология, можно объяснить особую ситуацию с производителями прикоммунизме. Свобода труда в Советском Союзе была ограничена сразу послереволюции, а полностью с ней было покончено в 1940 году.
Постоянноиспользовались трудовые лагеря, где в полной мере был использован голод какважнейший стимул к труду. Границ между лагерями и фабричным трудом практическине было.
Трудовые лагеря иразного рода «добровольные» трудовые акции, например субботники,обязательные сверхурочные, являлись тяжелейшей, крайней формой несвободноготруда. Они могли иметь временный характер, сам же несвободный труд — явлениепри коммунизме постоянное, в зависимости от потребностей момента более илименее ярко выраженное.
Работник былпоставлен в такое положение, что свой товар — рабочую силу он должен былпродавать на не зависящих от него условиях без возможности найти другого,лучшего работодателя.
Партийнаябюрократия, монопольно владея природными ресурсами, осуществляя политическуюдиктатуру, обрела право диктовать, на каких и в каких условиях люди будуттрудиться.
При такой системеневозможны свободные профсоюзы, а забастовки — явление исключительное.
Отсутствиезабастовок коммунисты объясняли тем, что рабочий класс якобы находится у властии опосредованно — через «свое» государство и «авангард» — КПСС — является собственником средств производства. Таким образом, забастовкибыли бы направлены против него самого.
Настоящая причина втом, что партбюрократия располагала всеми ресурсами (и аппаратом подавления втом числе) и, главное, рабочей силой: любая эффективная акция против нее, еслиона не носит всеобщего характера, была трудноосуществима.
Забастовки — проблема, скорее политическая, нежели экономическая. А в Советском Союзепроблем нет: именно для того чтобы скрыть их, произошел расстрел мирнойдемонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Об этом не узнали бы, если б не А.И.Солженицын, рассказавший всему миру об этом.
Как только всематериальные богатства были сосредоточены в одних руках, возникла необходимостьпланирования. Центр тяжести планирования в любой коммунистической системе былна отраслях, имеющих решающее значение для политической стабильности режима.Ими были тяжелая и военная промышленность; им было подчинено все. Какследствие, возникала неизбежная несбалансированность и различные перекосы.
Идеологические иполитические мотивы в большей степени, чем интересы национальной экономики какединого целого, являлись движущей силой коммунистического планирования.
Именно эти мотивыявлялись доминирующими каждый раз, когда режим должен был выбирать междуэкономическим прогрессом, уровнем жизни народа и своими политическимиинтересами.
В зависимости отгосподствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизми национал-социализм.
Коммунизм(социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражаетосновные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную властьгосударства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякойавтономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политическойорганизации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так,например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступнымидоля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенностьнаселения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д.,резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетийсистема почти не прибегала к массовым репрессиям.
Фашизм — право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановкереволюционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировойвойны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка,твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление илиочищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности накультурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердилисьв Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и ЦентральнойЕвропы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: онвыражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества,оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку,стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихсямасс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций намеждународной арене.
Большинствополитологов сходится во мнении о единстве происхождения фашизма и коммунизма.Даже такие противопоставления как теория классовой борьбы и национально-расоваяидея, интернационализм и национализм выполняли одинаковые функции.
В марксизменационализм представляет собой побочный продукт капиталистического развития,которому противопоставляется идея интернационализма. Подавление национальногоначала входило интегральной частью в культуру тоталитаризма в СССР. Советскиелюди были объявлены членами «новой исторической общности» в лицеинтернационального советского народа. Эта идеология приобрела в своеобразноперевёрнутой форме функции национализма и служила потребности сохраненияцелостности СССР в условиях сепаратистских устремлений отдельных национальныхрегионов.
Что касаетсяфашизма, то в нём произошло органическое слияние социализма и национализма.Расизм и национализм в фашизме сыграли роль, аналогичную той, которую сыгралитеория классовой борьбы и идея интернационализма в коммунизме. Фашизмотождествлял общество с нацией, а нацию — с государством. Государстворассматривалось как юридическое воплощение нации и стояло неизмеримо выше иотдельно взятых индивидов и организаций, из которых национальная община состоит.
Таким образом, иинтернационализм и национализм были поставлены на службу идентичным целям:обоснования и идеологического обслуживания тоталитарных режимов фашистского икоммунистического толка.
Третья разновидностьтоталитаризма — национал-социализм. Как реальный политический и общественныйстрой он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы исоциальное предпочтение — германская нация. Если в коммунистических системахагрессивность направлена прежде всего вовнутрь — против собственных граждан(классового врага), то в национал-социализме — вовне, против других народов.
И все жетоталитаризм — исторически обреченный строй. Это общество — самоед, неспособное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованиюи существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов,эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм — закрытоеобщество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учетуновых требований непрерывно изменяющегося мира.
Политическая систематоталитаризма имеет несколько характерных черт, которые нуждаются в краткойхарактеристике. Прежде всего, специфической является легитимация тоталитарногорежима. Тоталитаризм опирается на массовое признание легитимности существующегостроя. Формально, при тоталитарном режиме существуют и парламент, и выборы внего, но эти «выборы» являются безальтернативными, и поэтому, носятхарактер фарса. Кандидатов заранее подбирает аппарат правящей тоталитарнойпартии, и в избирательный бюллетень вносится только одна фамилия. Исходподобных «выборов» предписан заранее и лишен малейшего элементанепредсказуемости. В таких выборах принимает участие 99 % избирателей, иправящая партия всегда получает около 99 % голосов. Результаты выборов должныпоказывать «нерушимое единство» партии и масс. Отказ участвовать вних или голосовать за единственного кандидата рассматривается как враждебный поотношению к режиму акт. Такие выборы, сведенные к чистой формальности, нужнытоталитаристам для того, чтобы показать, что при тоталитаризме, как и приподлинной демократии, государственная власть исходит
От народа, массыподдерживают правящую партию, оппозиции не существует — значит нетнеобходимости в оппозиционных партиях. Это нужно как для воздействия наобщественное мнение демократических стран, так и для пропаганды внутри страны.
Кроме того, участиев массовой легитимации в одобрении режима и проводимых им акций делает каждогочеловека в определенном смысле соучастником совершаемых режимом преступлений, ивина как бы перекладывается на всех. Тоталитарный режим, естественно,заинтересован в том, чтобы переложить ответственность за проводимую политику спартийной верхушки на всех граждан государства, а навязываемое таким образомвсеобщее соучастие в преступлениях является психологической основой тотальнойлояльности властям.
Другой характернойчертой политической системы тоталитаризма является слияние всех трех ветвейвласти — законодательной, исполнительной и судебной — в руках диктатора ипартийной элиты.
Партийная олигархиясама подбирает состав псевдопарламента (законодательной власти), единогласноодобряющего все ее действия и принимающего необходимые политократии законы.
Политическаябюрократия претворяет свою волю в административные и исполнительные акты черезправительство, состоящее из высокопоставленных партийных функционеров. Она жеконтролирует работу судов, нередко прямо предписывая судьям желательные дляпартийной плиты приговоры, если судебный процесс имеет для нее какое-либозначение.
«Следовательно,все три власти становятся своего рода звеньями… партии, подобно партийныморганам».
Характерными дляполитической системы тоталитаризма являются отсутствие равенства всех гражданперед законом и судом, социальная, национальная и политическая дискриминация.
2. Взаимоотношениегосударства и личности в тоталитарном государстве
тоталитарныйбюрократизация милитаризация власть
Дж. Оруэлл писал:«тоталитаризм посягнул на свободу личности так, как никогда прежде немогли и вообразить. Важно отдавать себе отчёт в том, что его контроль надмыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не простовозбраняется выражать — даже допускать — определённые мысли и соображения, нодиктуется, что именно надлежит думать. Личность изолируется, наскольковозможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишиввозможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно стараетсяконтролировать мысли и чувства, по меньшей мере, столь же действенно, скольконтролирует их поступки».
Людям свойственно — и это почти закон человеческой природы — быстрее и легче сходятся на негативнойпочве, на ненависти к врагам, зависти к тем, кому лучше живется, чем наконструктивной задаче. Враг (и внутренний и внешний) является неотъемлемойчастью арсенала тоталитарного лидера. В тоталитарном государстве террор и страхиспользуются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительныхи воображаемых врагов, но и как нормальный повседневно используемый инструментуправления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводитсяатмосфера гражданской войны. Также тоталитаризм должен постояннодемонстрировать гражданам свои успехи, доказывать реалистичностьпровозглашаемых планов или находить убедительные для населения доказательства,почему данные авансы не реализованы. И сюда очень хорошо вписывается поисквнутренних врагов. Здесь действует старый, давно известный принцип:«Разделяй и властвуй». Те, кто «не с нами, а значит, противнас» должны подвергнуться репрессиям. Террор развязывался без какой-либовидимой причины и предварительной провокации. В нацистской Германии он былразвязан против евреев. В Советском Союзе террор не ограничивался расовымипризнаками, и его объектом мог стать любой человек.
Стремлениетоталитаризма к переделке человеческой природы — одна из основных отличительныхособенностей его от всех других форм традиционного деспотизма, абсолютизма иавторитаризма. С этой точки зрения тоталитаризм является феноменомисключительно двадцатого века. Он ставит задачу полной переделки и трансформациичеловека в соответствии с идеологическими установками, конструирования новоготипа личности с особым психическим складом, особыми ментальностью,мыслительными и поведенческими характеристиками, путём стандартизации,унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всехиндивидов к какому-то среднестатистическому знаменателю, подавлению личностногоначала в человеке. Таким образом, конечная цель создания «новогочеловека» — формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии.Таким человеком не нужно даже управлять, он будет самоуправляться,руководствуясь теми догмами, которые на данный момент выдвигаются правящейверхушкой. Однако на практике проведение этой политики породило доносительство,писание анонимок и привело к моральному разложению общества.
В тоталитарномобществе всё: наука, искусство, экономика, политика, философия, мораль иотношения между полами направляются одной ключевой идеей. Одним из важнейшихпоказателей проникновения тоталитарных начал во все сферы жизни является«newspeak» — новояз, который является средством, делающим трудным,если не невозможным выражение иных форм мысли. Ф. Хайек писал: "… легчевсего убедить людей в подлинности ценностей, которым их заставляют служить,если объяснить им, что это те самые ценности, в которые они всегда верили,просто раньше эти ценности понимались неправильно. Характерная особенность всейинтеллектуальной атмосферы тоталитарных стран: полное извращение языка, подменасмысла слов, призванных выражать идеалы нового строя".
Однако в конечномитоге это оружие оборачивается против режима. Так как люди вынужденыприспосабливаться к иррационализму языка, они вынуждены вести существование,при котором следовать официальным предписаниям невозможно, но необходимо делатьвид, что руководствуешься ими. Это порождает как бы двойной стандарт вповедении тоталитарного человека. Появляются феномены, названные Дж. Оруэллом«doublethink» — двоемыслие и «thought crime» — мыслепреступление. То есть жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: вобществе он вполне лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет полноеравнодушие и недоверие к режиму. Таким образом, нарушается один изосновополагающих принципов «классического» тоталитаризма: тотальногоединства массы и партии, народа и вождя.
Власть меняет людей.Избирательные репрессии, подбор и расстановка кадров, манипулирование людьмиведут к тому, что новая политическая система создает новый психологический тип.Ключевые посты в партии, в управлении страной, в армии и т.д. занимают люди,более всего соответствующие практике тоталитаризма, поддерживающие ее и готовыеосуществлять. Одновременно люди, сформированные властью, требуют от властнойэлиты соответствия тоталитарному канону. В условиях стабильности это влияниевряд ли существенно, но в период социальных изменений, особенно реформ, сверху,это консервативное давление может оказаться мощным фактором торможения.
Основной социальнойсилой, на которую опирался тоталитаризм в период его формирования, был некакой-то определенный класс, а люмпенство в широком смысле слова, люди разногосоциального происхождения, выбитые из своих традиционных социальных«луз» мощными экономическими и военными потрясениями, люди смаргинальной психологией. В России именно эти люди с энтузиазмом ринулись впартию во время «ленинских призывов», не утруждая себя необходимостьюразобраться в основных идеях марксистской теории.
Пассивная оппозициябольшинства населения и яростное сопротивление бывших имущих классов не моглине привести на каком-то этапе к возобладанию политического и духовногототалитаризма, к разгулу террора. Вполне естественно, что в условияхпреобладания крестьянского населения в стране по нему и пришелся основной удар.В целях сохранения позиций новая власть зачастую была вынуждена самым суровымобразом расправляться и с рабочим классом, от имени которого она управляла. Нонаибольший урон нашему народу нанес тоталитаризм духовный. Практически всюроссийскую интеллигенцию, воплощавшую дух народа, тоталитарному режиму пришлосьуничтожить, и она либо эмигрировала (и способствовала творческому скачкуЗапада), либо закончила свой путь более трагично на родной земле. Тоталитарноеобщество не может позволить себе такой роскоши, как свобода мысли.
3. Причины возникновения тоталитарногогосударства
Большинствоисследователей сейчас рассматривает тоталитаризм как особыйсоциально-экономический строй, своего рода формацию, при тоталитарномполитическом режиме. В возникновении этого строя большую роль играютидеологические схемы и постулаты, экономический базис не предшествуетнадстройке, а целенаправленно создается по чертежам политического руководства.Какие из многочисленных концепций могли способствовать формированию тоталитарныхрежимов.
Некоторые исследователивидели истоки тоталитаризма в системе планирования, государственногорегулирования экономических процессов, пришедшей на смену старой свободнойконкуренции. Технический прогресс, автоматизация процесса управления, созданиеневиданной прежде системы массовых коммуникаций порождали на индустриальнойстадии развития иллюзию, что все процессы экономики, а вслед за ней иобщественно-политической жизни, можно подчинить единому централизованномуруководству, одной коллективной цели, не оставляя места для индивидуальнойсвободы и автономии.
Государствомыслилось сторонникам такой точки зрения (политологи назвали её коллективно-механистической),как единый механизм, где граждане — всего лишь винтики, приводные ремни этоймашины. С этим согласуются взгляды самих идеологов и основателей тоталитарныхсистем. Основатель фашизма Муссолини провозглашал: «Мы первыми заявили,что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свободаличности». В.И.Ленин рассматривал будущее социалистическое государство как«одну контору и одну фабрику», «один всенародный государственныйсиндикат».
Тоталитаризм невозникает случайно, даже будучи своеобразной аномалией, он имеет своисоциальные предпосылки и причины. К важнейшим из них относятся:
1. Само индустриальноеобщество, усложнение общественных связей и взаимозависимости;
2. Нарастаниерационализма и организованности в жизни общества, новые возможности дляманипулирования общественным сознанием; (радио, телевидение, средства связи,СМИ и т.д.);
3. Появление монополийи их срастания с государством (тоталитаризм — высшая их ступень, всеобъемлющаямонополия);
4. Этатизацияобщества, усиление в общественном сознании культа Государства (здесь сказалосьвлияние двух мировых войн, когда резко усилилось государственное вмешательствов экономику и общественную жизнь), распространение коллективистских взглядов;
Массоваяэмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планированияи рациональных преобразований
6. Массоваяпсихологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, еёнезащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к«вечным ценностям»: классу, нации, государству, величественнойсакральной Власти;
7. Острыесоциально-экономические кризисы ведут к маргинализации общества, появлениюмногочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо восприимчивых ктоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму;
Основными свойствамилюмпена являются: нигилизм по отношению к прошлому и настоящему, беспокойство,агрессивность, честолюбие, чувствительность, стеснённость, эгоцентричность. Навсё это делают ставку вожди тоталитарных движений. Следует здесь иметь в видуразличие в программных установках между элитой движения и основной массой: упервых — расчётливое, рационально-индустриальное видение цели, у вторых — стремление слиться с организацией, традиционный общинный коллективизм, чтообуславливает относительную прочность тоталитарных режимов в странах Востока.Адресаты у различных движений, слои, на которые они упираются, тоже отличаются:в России, у большевиков это были пролетариат и беднейшее крестьянство, унацистов Германии — служащие и мелкая буржуазия, пострадавшие от экономическогокризиса. В любом случае, интересы и нужды этих слоев очень мало связаны сзадачами таких движений и нужны им лишь как предлог для прихода к власти.
К политическимпредпосылкам тоталитарных режимов относятся: уже упоминавшаяся этатизацияобщественного сознания, а главное, появления массовых, предельноидеологизированных, партий нового, тоталитарного типа с жёсткой, полувоеннойструктурой и полным подчинением рядовых членов партийной идеологии и еёвыразителям — вождям, руководству в целом.
У носителейтоталитарного сознания выделяются следующие отличительные черты: нетерпимость клюбому инакомыслию, стремление политически или даже физически уничтожитьнесогласных, или их насильственно перевоспитать в духе правильного учения, всеостальные идеи, их плюрализм они рассматривают как заблуждение или сознательнуюложь. Им присуще стремление к «математически безошибочному всеобщемусчастью» В этом проявился их разрыв с рационализмом и переход надогматические позиции, часто сами вожди становятся заложниками собственныхдогм.
Заключение
Везде, где естьоснования говорить о тоталитаризме, наблюдается стремление одного властногоцентра, персонифицированного вождем, поставить все или почти все стороны жизниобщества под свой контроль во имя достижения общей цели, окрашенной вмессиансткие тона. При этом все индивидуальное подчиняется всеобщему,подверстывается под него, «растворяется в нем». Это, кстати,относится и к самому господствующему классу, даже к господствующей когорте: еепредставители тоже отождествляют себя – не всегда, впрочем, осознавая это – собщим тоталитарным телом, становясь олицетворением всеобщих стандартов иценностей, рабами системы.
А посколькуреализация этой стратегии возможна только с помощью единой официальнойидеологии и посредством применения насильственных методов, перерастающих приопределенных обстоятельствах в массовый террор, то наличие такой идеологии ипримененные насилия (включая нетерпимость к инакомыслию) также выступают вкачестве сущностных признаков тоталитаризма.
Вождь-идол и массаидолопоклонников – вот две опоры тоталитарного государства, поддерживающие,обусловливающие друг друга и просто не способные друг без друга существовать.
Могут ли концепциитоталитаризма помочь политологам и политикам, а также широкой общественностиРоссии в выработке курса на демократизацию? Наверное, могут. Но сегоднядемократически настроенных россиян интересует в первую очередь вопрос о путяхвыхода из тоталитаризма и опасности повторного вползания в него. Не грозит линам тоталитарный рецидив? Не обречена ли Россия на возвращение в прошлое?Вопрос тем более не беспочвенный, что с политических трибун ижурнально-газетных страниц снова зазвучал знакомый тезис: «Переход оттоталитаризма к демократии возможен только через авторитаризм».
Это означает,поясняют нам, что «первоначально необходимо осуществить модернизацию вдуховной сфере, затем в экономике – произвести дифференциацию формсобственности, добиться формирования гражданского общества и лишь затем перейтик изменению политической системы...» При этом авторитаризм трактуется какрежим, который «предполагает сосредоточение всей власти в одних руках, нодопускает размежевание и даже поляризацию сил и интересов, при нем неисключаются отдельные элементы демократии, такие, как выборы, парламентскаяборьба». «Сильная рука» не допускает лишь открытой схваткиразличных сил, создает условия гармонизации интересов, демократических реформ.
В описываемом режиметрудно увидеть модель для практической реализации – по крайней мере в условияхсовременной России. Как властвующий Авторитет может «добиться»формирования в стране гражданского общества? Внедрить его с помощью указов? Ногражданское общество – продукт творческой самодеятельности свободных граждан напротяжении длительного времени. Оно создается в естественной среде, в процессевзаимодействия – свободного взаимодействия! –политических и социальных сил, ане путем авторитарного регулирования. Да и будет ли Авторитет заинтересован втом, чтобы добровольно отречься от престола?
Есть большиесомнения, что стоящие перед Россией экономические, социальные и иные проблемыудалось бы решить в рамках авторитарного поля. Больше того, вполне оправданны иопасения, что авторитаризм стал бы не приближать нас к демократии, а отдалятьот нее. Он опасен уже тем, что власть президента и группирующихся вокруг негоэлит не имеет действенного противовеса и блокирующего механизма в лице сильногопарламента и независимого авторитетного суда. Ведь согласно предлагаемому намварианту развития, эти институты явно могут приобрести чуть ли не декоративныйхарактер. Президенту и его «королевской рати» просто некомупротивостоять. Их ошибки некому исправить. Их притязания некому умерить. Ихамбиции некому унять. Ведь в условиях авторитаризма не существует реальнойоппозиции. Пусть «лояльной», как называют ее на Западе, или «конструктивной»,как предпочитают говорить у нас – но оппозиции. А это прямой путь к произволу. Неэффективностьавторитаризма неизбежно обернулась бы его контрпродуктивностью, открыв дорогудля диктатуры – возможно, и тоталитарной. Не стоит забывать, что власть имееттенденцию к самовозрастанию, а грань, отделяющая тоталитаризм от авторитаризма,тонка и легко проницаема. Логика эволюции любой, тем более авторитарной, властитакова, что, не встречая на своем пути преград в виде непреодолимого Закона,Оппозиции и т.п., Авторитет стремится сделать ее тотальной – беспредельной ивсеобщей. Не стоит забывать и о «человеческом факторе». Пока живылюди, политическая социализация которых протекала в условиях тоталитаризма, ипока сохраняется политическая культура, служившая матрицей советского сознанияи поведения на протяжении десятилетий, до тех пор Россия будет нести в себесоциальные «гены» тоталитаризма и сохранять предрасположенность к егорецидивам. Стоит обратить внимание и еще на одно обстоятельство. В некоторых избывших союзных республик предпринимаются активные попытки возрождения если и нетоталитарных, то, по крайней мере, полутоталитарных режимов. Так что есть комувпечатлять «силой примера» россиян, тоскующих по брежневским, а то ипо сталинским временам. По-видимому, на пути к демократии России, как и другимстранам бывшего Советского Союза, придется пройти ряд этапов. И все они будутносить смешанный характер, являя собой баланс отдельных элементовтоталитаризма, авторитаризма и демократии. Однако уже сегодня, отстаивая идеюсильной государственной власти (с чрезмерным креном в сторону исполнительныхструктур), политики обязаны позаботиться о создании системы сдержек ипротивовесов, которые не дали бы стране скатиться в сторону авторитаризма.Должны они позаботиться и о развитии местного самоуправления, и о реальнойзащите прав и свобод граждан.
Список использованнойлитературы
1. Теория государства и права: Курс лекций под ред. Н.И.Матузов, А.В. Малько — М., Юрист 2002 год.
2. Теория государства и права часть Iтеория государства. под общ. ред. А.Б. Венгерова. — М., Юрист 1996 год
3. Гаднелев К.С.Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. Вопросы философии, — 1992,№ 2.
4.И.В. Хропанюк Теория государства и права — М. 97 г
5. Загладин Н.В.Тоталитаризм и демократия: конфликт века.- Кентавр, 1992
6. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Пер. с фр. — М.: Текст,1993.
7. Большая Советская Энциклопедия.