примерный перечень экзаменационных вопросов
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
1. Психологическая наука. Ее задачи и цели.
2. Эмпирические методы психологических исследований.
3. Лонгитюдный и сравнительный методы психологического исследования.
4. Значение метода эксперимента.
5. Отличие теста от анкетирования.
6. История развития психологической науки.
7. Рефлекторная природа психики по И.М. Сеченову.
8. Различные психологические течения и их характеристика.
9. Отечественные ученые и их роль в развитии психологии.
10. Различные отрасли современной психологии.
11. Общая психология как наука.
12. Разделы педагогической психологии.
13. Роль сознания в психике человека.
14. Строение и функции мозга.
15. Строение и функции ЦНС.
16. Психологическая сущность деятельности.
17. Деятельность человека в зависимости от его потребностей.
18. Мотивационная деятельность.
19. Категория бессознательного в психологической науке.
20. Индивид и личность.
21. Подсистемы бытия личности.
22. Индивидуальность и ее зависимость от психики.
23. Самооценка и образ "Я".
24. Направленность личности.
25. Профессиональная деятельность и основные психические процессы.
26. Внимание: виды внимания.
27. Основные свойства внимания в практической деятельности.
28. Понятие рассеянности, виды рассеянности.
29. Характеристика ощущений, типы ощущений.
30. Восприятия и его свойства.
31. Апперцепция.
32. Виды памяти.
33. Характеристика видов памяти.
34. Зависимость функционирования памяти от индивидуальности.
35. Основные процессы памяти.
36. Мышление и его высшая форма.
37. Основные мыслительные операции.
38. Отличие наглядно-образной памяти от словесно-логической.
39. Сущность понятия воображение.
40. Виды воображения.
41. Основные критерии волевого поведения личности.
42. Различные этапы в развитии волевого действия.
43. Чувства и способы их проявления.
44. Характеристика высших чувств.
45. Отрицательные последствия аффекта и фрустрации.
46. Темперамент, его свойства.
47. Психологическая характеристика различных типов темперамента.
48. Характер и его основные черты.
49. Условия формирования характера и его зависимость от физических особенностей человека.
50. Характер и темперамент, их взаимосвязь.
51. Способности и задатки.
52. Сущность понятия «талант».
53. Различные аспекты общения.
54. Коммуникативная сторона общения.
55. Речь и характеристика ее видов.
56. Вербальная и невербальная коммуникации.
57. Перцептивная сторона общения.
58. Специфика общения родителей и детей.
59. Группа и коллектив.
60. Личность и коллектив.
61. Референтная группа и лидер.
62. Педагогика как наука.
63. Воспитание и обучение.
64. Сущность образования и критерии образованности.
65. Формирование и развитие как основные категории педагогики.
66. Методы педагогического исследования.
67. Эксперимент как метод педагогического исследования.
68. Тест и анкета.
69. История педагогики (античность, средневековье).
70. Вклад отечественных педагогов в развитие педагогической науки.
71. А.С. Макаренко и его система воспитания.
72. В.А. Сухомлинский и его исследования проблем молодежи.
73. Принципы дидактики (сознательность, активность, наглядность и др.).
74. Методы обучения.
75. Характеристика методов обучения (рассказ, беседа).
76. Демонстрация и иллюстрация как методы усвоения и воспроизведения.
77. Игровая ситуация и учебная дискуссия.
78. Взаимообучение и опорный конспект.
79. Положительные и отрицательные стороны классно-урочной системы.
80. Основные требования к современному уроку.
81. Структура урока и нестандартный урок.
82. Этапы подготовки к уроку.
83. Воспитание.
84. Составные части воспитания.
85. Характеристика составных частей воспитания.
86. Физическое воспитание и развитие личности.
87. Трудовое воспитание и формирование личностных качеств человека.
88. Политехническое образование, его значение в практической деятельности.
89. Характеристика зачетно - экзаменационного метода.
90. Метод художественного и эстетического развития личности.
91. Характеристика нравственного воспитания.
92. Значение эстетического воспитания для развития личности.
93. Методы воспитания и их сущность.
94. Сознание личности и методы его формирования.
95. Значение разъяснения и этической беседы в воспитании человека.
96. Положительные стороны диспута.
97. Значение личного примера в формировании личности.
98. Характеристика методов организации деятельности.
99. Метод управления и условия его эффективности.
100. Поручение и приучение как методы организации деятельности.
101. Характеристика методов стимулирования.
102. Наказание и поощрение.
103. Организация соревнования как метод стимулирования.
104. Условия эффективности наказания.
105. Коллектив и организация воспитания.
106. Отношения внутри коллектива.
107. Характер гармоничных отношений - пример.
108. Характер конформизма - пример.
109. Нонконформизм.
110. Семья в процессе воспитания человека
111. Основные сферы семейной жизни.
112. Долг и развитие личности в семье.
113. Интерес как элемент воспитания.
114. Родительская любовь.
115. Специфика внутрисемейных отношений.
116. Деятельная любовь родителей.
117. Общая формула всестороннего развития современного человека.
118. Современный руководитель и нравственные качества.
119. Принципы гуманизации в современной школе.
120. Принципы гуманитаризации в современной школе.
Экзаменационные билеты по предмету
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Билет № 1
1) Психологическая характеристика индивидуальности.
2) Основные признаки волевого поведения личности.
3) Психологическая характеристика лидера группы.
4) Характеристика принципа доступности обучения.
5) Одобрение как метод стимулирования.
Билет № 2
1) Сознание как интегрирующая форма психики.
2) Сущность понятия "воображение".
3) Специальные интересы как фактор развития способностей человека.
4) Положительные и отрицательные стороны классно-урочной системы.
5) Особенности деятельной любви родителей.
Билет № 3
1) Общая характеристика лонгитюдного метода.
2) Основные психические познавательные процессы и их значение в профессиональной деятельности специалиста.
3) Наблюдение и изучение опыта как методы педагогических исследований.
4) Характеристика принципа систематичности и последовательности обучения.
5) Методы стимулирования.
Билет № 4
1) Общая характеристика когнитивной психологии.
2) Сущность темперамента.
3) Развитие педагогики в средневековье.
4) Лекция как метод восприятия-усвоения.
5) Метод поручений и его практическое значение.
Билет № 5
1) Деятельность и ее психологическая сущность.
2) Значение внимания для практической деятельности.
3) Предмет педагогики как науки.
4) Основные методы обучения и их практическое значение.
5) Правила управления ученическим коллективом.
Билет № 6
1) Психологическая сущность направленности личности.
2) Отличие произвольного запоминания от непроизвольного.
3) Сущность понятия "невербальная коммуникация".
4) Роль и место опорного конспекта в обучении.
5) Гармония: характеристика и конкретный пример.
Билет № 7
1) Отрасли психологии и принцип развития.
2) Основные свойства темперамента.
3) Французские просветители о воспитании.
4) Классификация методов обучения по основным этапам познавательного процесса.
5) Характеристика метода поощрения.
Билет № 8
1) Основные задачи психологии.
2) Два вида воображения по степени активности.
3) Сущность характера.
4) Характеристика трудового воспитания.
5) Методы формирования сознания личности.
Билет № 9
1) Методы обработки данных в психологии.
2) Определение понятия "воля".
3) Характеристика монологической и диалогической речи.
4) Учебная дискуссия и лабораторный эксперимент как методы обучения.
5) Условия эффективности метода соревнования.
Билет № 10
1) Психологические методы коррекции.
2) Особенности предметно-действенного мышления.
3) Специфика общения родителей и детей.
4) Три этапа подготовки к уроку.
5) Конформизм: характеристика и конкретный пример.
Билет № 11
1) Психологическая наука и ее значение для жизнедеятельности.
2) Формы эмоционального состояния.
3) Сущность педагогической категории "обучение".
4) Характеристика принципа связи теории с практикой.
5) Принцип гуманизации и гуманитаризации в современной школе.
Билет № 12
1) Эмпирические методы психологических исследований.
2) Структура исполнительного этапа волевого действия.
3) Отличие группы от коллектива.
4) Урок как ключевой компонент классно-урочной системы.
5) Политехническое образование и его значение.
Билет № 13
1) Развитие науки психологии с XVII века.
2) Отличие абстрагирования от обобщения.
3) Сущность понятия "способности".
4) Характеристика умственного воспитания.
5) Упражнение как метод организации деятельности.
Билет № 14
1) Психология как наука в античные времена.
2) Основные компоненты формирования образа "Я".
3) Интерактивная сторона общения и ее краткая характеристика.
4) Методы обучения на визуальной и звуковоспроизводящей основе.
5) Внутрисемейная любовь и ее роль в воспитании ребенка.
Билет № 15
1) Сущность педагогической психологии и ее основные разделы.
2) Характеристика наглядно-образного мышления.
3) Критерии образованности.
4) Игровая ситуация как метод усвоения-воспроизведения.
5) Соревнование как метод стимулирования.
Билет № 16
1) Общая характеристика метода эксперимента.
2) Два вида внимания и их характеристика.
3) Характеристика коммуникативной стороны общения.
4) Зачетно - экзаменационный метод.
5) Основные модели внутриколлективных отношений.
Билет № 17
1) Потребности человека и их значение.
2) Основные виды памяти.
3) Сущность понятия "вербальная коммуникация".
4) Демонстрация как метод усвоения-воспроизведения.
5) Нонконформизм: характеристика и конкретный пример.
Билет № 18
1) Общая психология и ее основная задача.
2) Сущность эмоции и ее краткая характеристика.
3) Референтная группа и ее характеристика.
4) А.С. Макаренко и его система воспитания.
5) Основные сферы семейной жизни.
Билет № 19
1) Общая характеристика сравнительного метода в психологии.
2) Сущность мышления.
3) "Формирование" как категория педагогики.
4) Диагностика и прогнозирование как этапы подготовки урока.
5) Роль семьи в воспитании.
Билет № 20
1) Общая характеристика гуманистической психологии.
2) Основные процессы памяти и их краткая характеристика.
3) Сущность образования.
4) Составные части воспитания.
5) Условия эффективности метода упражнения.
Билет № 21
1) Состав ЦНС.
2) Значение аффекта и фрустрации в профессиональной деятельности.
3) "Развитие" как категория педагогики.
4) Сущность взаимообучения.
5) Сущность коллективной организации воспитания.
Билет № 22
1) Классификация потребностей и их характеристика.
2) Основные свойства восприятия.
3) Сущность и стороны общения.
4) Упражнение как метод обучения.
5) Личный пример как метод формирования сознания.
Билет № 23
1) Вклад отечественных ученых в развитие психологической науки.
2) Сущность внимания и его основные свойства.
3) Взаимосвязь темперамента и характера.
4) Воспитательные требования к уроку.
5) Общая характеристика коллектива.
Билет № 24
1) Мотив и его сущность.
2) Гиппократ как создатель учения о темпераменте.
3) Общая характеристика психологического воздействия в процессе общения.
4) Проектирование как заключительная стадия подготовки урока.
5) Содержание сферы долга.
Билет № 25
1) Структура и функции мозга как основного органа психической деятельности.
2) Характеристика первой ступени в развитии волевого действия.
3) Тестирование и анкетирование как современные методы педагогического исследования.
4) В.А. Сухомлинский и его исследование проблем молодежи.
5) Приучение как метод организации деятельности.
Билет № 26
1) Структура и функции нервной клетки.
2) Сущность памяти.
3) Психологическая характеристика флегматика.
4) Рассказ как метод восприятия - усвоения.
5) Демократические идеи И.Г. Песталоцци.
Билет № 27
1) Общая характеристика гештальтпсихологии.
2) Характеристика двух видов рассеянности.
3) Педагогический эксперимент как современный метод исследования.
4) Характеристика физического воспитания.
5) Наказание как метод воспитания.
Билет № 28
1) Основные методы исследования в психологии.
2) Основные свойства ощущений.
3) Талант как высшая ступень развития способностей.
4) Иллюстрация как метод усвоения-воспроизведения.
5) Характеристика метода наказания.
Билет № 29
1) Сущность понятия психики человека.
2) Психологическая сущность самооценки.
3) Сущность понятия "воспитание".
4) Основные формы организации обучения.
5) Политехнизм как важнейший научный принцип средней школы.
Билет № 30
1) Соотношение биологического и социального в структуре личности.
2) Характеристика высшей формы мышления.
3) Зависимость характера от физиологических особенностей человека.
4) Основные требования к современному уроку.
5) Этическая беседа и условия ее эффективности для формирования сознания.
Билет № 31
1) Сущность понятия индивида.
2) Характеристика словесно-логического мышления.
3) Классификация образования.
4) Главная цель образовательной школы.
5) Условия эффективности метода наказания.
Билет № 32
1) Организационные методы психологического исследования.
2) Индивидуальные особенности функционирования памяти.
3) Отличие способностей от задатков.
4) Сущность понятия "структура урока".
5) Методы организации деятельности.
Билет № 33
1) Убеждения и их психологическая характеристика.
2) Характеристика основных мыслительных операций.
3) Формирование черт характера.
4) Характеристика нестандартного урока.
5) Семейное самоуправление и его значение в процессе воспитания.
Билет № 34
1) Сущность цели деятельности.
2) Характеристика видов памяти по активности.
3) Психологическая характеристика сангвиника.
4) Характеристика принципа прочности обучения.
5) Рассказ и разъяснение как метод формирования сознания.
Билет № 35
1) Сущность категории "бессознательное" и ее рассмотрение в психологической науке.
2) Высшие чувства и их краткая характеристика.
3) Вклад Я. Каменского в педагогическую науку.
4) К.Д. Ушинский и его вклад в педагогику.
5) Нравственно-психологические качества современного руководителя.