НазароваЗарина
(Колледж«Престиж»)
Формирование характера в подростковомвозрасте.
Подростковый возраст-это период развития детей от 11-12 до 14-15 лет, (что соответственноприблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся 5-7 классов),отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкойорганизма. В это время происходит не только физическое созревание человека, нои интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных иинтеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходнымвозрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния квзрослому, от незрелости к зрелости. Подросток — уже не ребенок, но еще и невзрослый человек. Это развитие завершается примерно к 15-16 годам превращениемподростка в юношу или девушку.
Важно отметить, что кэтим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его физическоедуховное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелостьнаступает примерно, на 3-4 года позже.
Стремление ко всемуновому, необычному, интерес к технике и к технической новинке, желание быть на«равной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности,- созерцание неудовлетворяет подростка.
Подростковый возраст –это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий,особенно, если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности,энергичных движений. Эти качества часто находят свое проявление в весьманеорганизованной форме. Соответствующих указаний и внушение со стороны взрослых и в школе и дома более чемдостаточно.
Наряду с этим, приправильном и твердом руководстве коллектив детей этого возраста уже способенорганизованно и самостоятельно провести ряд общественных мероприятий. В этомотношении большая роль принадлежит пионерской организации. Чувства дружбы итоварищества становятся более глубокими и стойкими. Значительные сдвигизамечаются в усвоении моральных понятий и развитии их под влияниемвоспитательной работы школы и семьи.
Недостаточное участиев общественной жизни, отсутствие общественных интересов делает жизнь подросткабесцветной, пустой, сугубо личные интересы, как правило, не могут принести емуудовлетворения.
Буржуазнаяпсихология трактовке особенностейподросткового возраста в большинстве случаев стоит на реакционных позициях. Ееантинаучные выводы и положения неприемы для советской психологии и педагогике.
У подростка, живущегои развивающегося в условиях социалистического строя, формируются иные чертыличности, чем те, о которых говорят буржуазные психологи.
В подростковомвозрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Разумеется,формирование характера не начинается и не заканчивается в этом возрасте.Известно, что характер формируется и изменяется в течении жизни человека. Еще вдошкольном возрасте намечаются первые контуры будущего характера человека,складываются те или иные привычные способы и формы поведения. С другой стороны,и в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьмаинтенсивное формирование характера. Тем не менее, подростковый возраст вотличии от дошкольного и младшего школьного возрастов – это возраст, когдаформирование характера приобретает заметное место в общем процессе развития.
Одной из наиболеехарактерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознание, какуже как уже указывалось, является ярко выраженное стремление ксамостоятельности, стремление показать свою «взрослость».
Подросток отстаиваетсвои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с егомнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с нимправа, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному,причем не только на словах, но и на деле.
Подросток имеетнекоторые основания считать, что он уже не маленький ребенок. Он чувствуетобщее нарастание своих сил и энергии, видит как быстро увеличивается его рост,выносливость замечает появление у себя вторичных половых признаков, словомчувствует себя физически зрелым. Далее подросток отдает себе отчет в том, чтоего знания, навыки и умения становятся значительно более обширным, кое в чем вэтом отношении он начинает превосходить взрослых, в частичности своихродителей. Его технические знания и навыки позволяют ему справляться с темизадачами, которые затрудняют некоторых взрослых (менять электропробки,чинить электроприборы, водопроводные краны и т.д.). Его познания в иностранномязыке, а часто и в других науках, также нередко превосходит познания взрослых,во многих вещах и явлениях он может разбираться самостоятельно. Наконец, подростокчувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительнобольшим, чем в младшем школьном возрасте – он оказывает значительную помощьродителям, например, пилит и колет дрова, зачастую несет весьма ответственныеобязанности в семье (например, по уходу за младшими братьями и сестрами).Значительно повышается участие подростка в общественной жизни – часто он ужекомсомолец, староста класса, редактор стенгазеты, активный помощник учителяфизики, химии или биологии по подготовке лабораторных опытов, на пришкольномучастке.
Переоценивая значениесвоих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они всущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей.
Отсюда стремлениеподростков к самостоятельности и известной «независимости», отсюда - их болезненное самолюбие и обидчивость,острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы. Полезноеи хорошее, вообще говоря, стремление к самостоятельности часто осложняется уподростков в силу повышенной чувствительности к оценке их личности и поведениявзрослыми и может принять, если это взрослыми не учитывается, отрицательныеформы сопротивления чужому влиянию, непризнание авторитета взрослых,игнорирование предъявляемых к ним требований.
Как уже указывалось,определенного и устойчивого представления о себе подростки часто еще не имеют.Этим и объясняется повышенная чувствительность оценке их поступков ирезультатов деятельности со стороны старших, к своим успехам и неудачам. Онисклонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельныхпохвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своегорода «индикаторы» положительных или отрицательных качеств своей личности. Поэтому дажеотдельные неудачи или отрицательных оценки со стороны окружающих могут вызватьу подростка неуверенность в своих силах, робость и застенчивость, представлениео собственной неполноценности.
Равным образом ислучайный успех, отдельная удача, похвала, одобрение, положительный отзыв могутпривести к переоценки своих сил и возможностей, сомнению и самонадеянности инаоборот.
Подростков, как ужеучитывалось, характеризует общий подъем жизнедеятельности, значительный ростжизненных сил. Этим и определяется, в основном, та, бурная активность, кипучаяэнергия, инициативность, которые свойственны подавляющему большинствуподростков. Для подростков характерна неисчерпаемая жажда деятельности, большая подвижность, стремлениеактивно учувствовать в окружающей жизни, интерес ко всему происходящему во круг.Подросток не может сидеть без дела, не любит «просто отдыхать». Он постояннозанят чем – то, хочет, что-то узнать, изучить, познать, овладеть тем или инымумением. Если его энергия, активность не находит правильного выхода, то онапроявляется в озорстве, шалостях, лихачестве, возня, беготне, а нередко приводитк более тяжелым случаям нарушения дисциплины. Далее следует отметитьхарактерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторуюнеуравновешенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие сменынастроений, форм поведения.
Смелость ирешительность может быстро сменится у подростка робостью, застенчивостью, дажеконфузливостью, которые, часто маскируются у него напускной грубостью(резкостью); неуверенность в себе, в своих силах периодически сменяетсяпереоценкой своих сил и наоборот. Подросток то весел, подвижен и жаждет общения, то задумчив и замкнут(что, впрочем случается реже), то мягок, приветлив, ласков и нежен, то резокнепочтителен. Без какой либо серьезной причины он может «сорваться», нагрубить,проявить придирчивость, заносчивость, нетерпимость, без каких – либо внешнихповодов, глубокий, активный, действенный интерес к чему либо может временноуступить место вялости, апатии, равнодушию.
По – видимому, этиособенности характера подростка во многом определяются той «внутренней ломкой»,теми изменениями в его организме и, в частности, в нервной системе, которыесвязаны с половым созреванием. Например, у подростков часто усиливаетсядеятельность щитовидной железы, гормоны которой повышают возбудимость нервнойсистемы, чем от части можно объяснить повышенную раздражительность,несдержанность подростка. Имеет значение неравномерное кровоснабжения мозга,следствием чего является возбудимость и раздражительность.
Разумеется, большаявозбудимость, грубость, упрямство, раздражительность не являются неизбежнымиспутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах, в томчисле в семейных, с правильным режимом труда и отдыха, доброжелательнымиотношениями и твёрдыми требованиями, период полового созревания и связанных сним изменений в организме подростков проходит безболезненно. Неизбежнаявнутренняя перестройка организма в этих условиях происходит спокойнее, а еёвнешние изменения мало заметны и несущественны.
Всё сказанное,конечно, не противоречит тому, что для подростка характерна жизнерадостность,бодрость, оптимизм – качества, которые в сочетании с активностью и энергиейделают этот возраст столь привлекательным.
Значительное развитиев подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. В процессе всёболее усложняющейся учебной, трудовой деятельности, под влиянием повышенныхтребований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительнопреследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия итрудности на этом пути. По сравнению с младшим школьником в регуляции поведенияподростка большая роль принадлежит сознанию, большие значения приобретаютсознательные волевые усилия, сознательное управление своим поведением, своимиэмоциями. Подросток способен не только к отдельным волевым актам, чтохарактеризует младшего школьника, но и к осуществлению связанных единой цельюцепи волевых действий, иначе говоря, к волевой деятельности. Младший школьниксравнительно редко ставит перед собой цели и задачи, требующие воли для ихосуществления; обычно они ставятся перед ним другими людьми – учителями,родителями. Подросток значительно чаще сам ставит перед собой определенныецели, сам планирует свою деятельность и нередко проявляет значительнуюнастойчивость, выдержку, решительность и даже мужество в процессе достиженияэтих целей.
У подростков нередкоможно наблюдать противоречия между высокой и благородной целью и недостойнымспособом её реализации. В большинстве случаев настойчивость подростков являетсяещё незрелой, что выражается в неумении достигать поставленной цели, во всех еёвидах деятельности.
Можно выделить тригруппы подростков в зависимости от развития у них настойчивости.
Первую группусоставляют подростки, проявляющие настойчивость в нескольких видахдеятельности: в учёбе, общественной работе, в физическом труде, спорте. Вторуюгруппу составляют подростки, проявляющие настойчивость только в учении. Причинаэтого часто лежит в неправильном поведении родителей, которые требуют отподростка хорошей успеваемости и ничего больше. К третьей относятся подросткисо слабо развитой настойчивостью в учении и других видах деятельности (перваяподгруппа).
Подростки со слабымразвитием настойчивости в учебной работе могут проявлять настойчивость в другихвидах деятельности, не связанных с учением, по отношению к которым они имеютстойкие интересы.