«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.»
В.А. Сухомлинский.
По определению Всемирной организации Здравоохранения - здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье человека во многом зависит от состояния окружающей среды. В борьбе за здоровье, надо менять не только экологическую обстановку, но и самое главное, необходимо перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтому здоровью надо учить с детских лет, воспитывать привычку здорового образа жизни, стремлению оздоровлять окружающую среду.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: в частности, 30-40% детей младшего и 20% старшего дошкольного возраста - невротические проявления, 30-40%-отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата, 20-25%- со стороны носоглотки, 10-25% со стороны сердечно- сосудистой системы, у половины из них в 6-7 лет наблюдается стойкое нарушение артериального давления.
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Очень важно не упустить те возможности, которые дает раннее детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе и окружающему.
Цель программы: Сообщение детям знаний о строении собственного тела, работе различных органов, а так же вызвать у детей оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать развитию социальных эмоций, чувств, приобщать детей к социальному миру людей.
Реализация программы идет через выполнение следующих задач:
1.Сформировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода.
2.Осознание своего «Я» как части природы, воспитание особого отношения к живой природе.
3.Формирование потребности в здоровом образе жизни.
4.Воспитание в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к людям.
Достижение цели и задач программы предусматривает следование принципам:
* системности
* возрастной адресованности
* последовательности
* преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Программа «Что я знаю о себе?» охватывает 3 возрастные ступени воспитания и образования детей дошкольного возраста:
* младший 3-4 лет(2 младшая группа)
* средний дошкольный возраст 4-5 лет (средняя группа)
* старший дошкольный возраст 5-7 лет (старшая подготовительная группы)
Программа составлена по 4 направлениям:
* чистота - залог здоровья
* знания о собственном теле
* оказание элементарной помощи.
Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою воспитательно - образовательную цель.
Программа реализуется через разнообразные виды деятельности:
* познавательные эвристические беседы
* чтение художественной литературы,
* изобразительная и конструктивная деятельность
* экспериментирование и опыты, наблюдения.
* музыка и игра.
Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями , навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки , среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, педагоги делают первые шаги в воспитании здорового ребенка.
Познавательный материал может быть, дан детям в сокращенном виде, детям, которые проявили особый интерес и понимание можно давать эту информацию полностью.
Информационная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково- экспериментальным, продуктивным, проблемным методам. Приоритетными формами работы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы.
Предлагаемая программа - не догма. Она рассчитана на творческое использование в соответствии с личными интересами и индивидуальными наклонностями конкретного педагога и воспитателя. Реализация программы потребует от педагогов восстановить и пополнить свои знания из разных наук.
Практическая значимость программы состоит в том, что ее могут использовать педагоги дополнительного образования, родители, воспитатели.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.»
В.А. Сухомлинский.
Цель - помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, подготовить его к полноценной жизни в 21 веке.
Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально- экономической состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете- отношение государства к проблемам материнства и детства.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: в частности, 30-40% детей младшего и 20% старшего дошкольного возраста - невротические проявления, 30-40%-отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата, 20-25%- со стороны носоглотки, 10-25% со стороны сердечно- сосудистой системы, у половины из них в 6-7 лет наблюдается стойкое нарушение артериального давления.
Приведенные данные отражают влияние средовых факторов на состоянии здоровья детей, в частности гигиенических условий воспитания, обучения, образа жизни в семье, и обуславливают необходимость сосредоточения первоочередных усилий на профилактической педиатрии.
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
В основе интегрированной программы лежат следующие задачи:
1.Сформировать у ребенка представление о себе как о
представителе человеческого рода.
2.Осознание своего «Я» как части природы.
3.Формирование потребности в здоровом образе жизни.
4.Воспитание в ребенке чувства собственного
достоинства и уважения в людях.
Программа построена на следующих положениях:
1.Стержневым понятием программы являются знания о Человеке. Дошкольник понимает свою человеческую сущность, постепенно осознает себя, свои возможности, ребенок приучается быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.
2.Потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях.
3.Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в тесном единстве.
4. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир, опираясь на социальный опыт ребенка.
Важной особенностью программы является то, что она направлена на формирование у ребенка мировоззрения - своего видения мира, своей «картины мира».
Программа составлена по 4 направлениям:
* чистота - залог здоровья
* знания о собственном теле
* оказание элементарной помощи
* безопасное поведение в социуме и природе
Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою воспитательно - образовательную цель.
Программа охватывает 3 возрастные ступени воспитания и образования детей дошкольного возраста:
* младший 3-4 лет(2 младшая группа)
* средний дошкольный возраст 4-5 лет (средняя группа)
* старший дошкольный возраст 5-7 лет (старшая подготовительная группы)
Познавательный материал может быть, дан детям в сокращенном виде, детям, которые проявили особый интерес и понимание можно давать эту информацию полностью.
Информационная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково- экспериментальным, продуктивным, проблемным методам. Приоритетными формами работы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы.
Программа реализуется через разнообразные виды деятельности:
* познавательные эвристические беседы
* чтение художественной литературы,
* изобразительная и конструктивная деятельность
* экспериментирование и опыты
* музыка.
Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка.
Предлагаемая программа - не догма. Она рассчитана на творческое использование в соответствии с личными интересами и индивидуальными наклонностями конкретного педагога и воспитателя. Реализация программы потребует от педагогов восстановить и пополнить свои знания из разных наук.
Практическая значимость программы состоит в том, что ее могут использовать педагоги дополнительного образования, родители, воспитатели.
Мой организм
Я - человек. Я - мальчик или девочка. У меня есть руки, ноги, голова, глаза, уши, рот, язык. Они мои помощники, помогают мне узнать мир, в котором я живу. У меня как у всех людей есть: руки- чтобы брать, ноги- чтобы ходить, бегать и прыгать, глаза- чтобы смотреть, уши- чтобы слышать, нос- чтобы дышать и чувствовать запахи, язык- чтобы говорить и чувствовать вкус, рот- чтобы кушать, кожа- чтобы чувствовать тепло или холод.
Я люблю своих помощников и оберегаю их от грязи, болезней и ушибов. Я знаю и выполняю правила: бегать аккуратно, не толкаться, чтобы не было ушибов, не брать руками и в рот грязные предметы, не залезать в мусорные баки. Я умею попросить воспитателя или маму о помощи, когда мне жарко или холодно, когда я плохо себя чувствую. Я могу рассказать , что у меня болит. Я могу попросить добавку, когда я голоден, и отказаться от еды, если я сыт. Я могу прилечь отдохнуть или поспать, когда я устал.
Мои чувства.
Я умею радоваться и смеяться, огорчаться- плакать, грустить- сидеть тихо. Когда я радуюсь, мне хочется петь, плясать, прыгать, рассказать кому-нибудь о своей радости. Когда я грущу, я сижу тихо, не разговариваю, не хочу играть, не хочу смотреть книги. Когда я огорчаюсь, я плачу и хочу кому-нибудь пожаловаться.
Мои мысли.
Я- человек, поэтому умею думать о себе, о папе, о маме. Мысли бывают грустные и веселые.
Мои знания.
Я знаю, что хорошо: гулять на свежем воздухе, вовремя кушать, вовремя ложиться спать днем и ночью, заниматься физкультурой, вовремя пользоваться туалетом, быть вежливым и помогать другим.
Мои поступки.
Поступки - это то, что я делаю по отношению к другим людям и животным. Поступки бывают хорошие, когда я помогаю маме или кормлю птиц, и плохие, когда я капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то.
Мои умения.
Я много умею- разговаривать, петь, танцевать, бегать, прыгать, играть с мячом, рисовать, лепить, умываться, пользоваться носовым платком, аккуратно кушать, хорошо пережевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой, надевать майку и колготки, аккуратно вешать одежду на стульчик, убирать на место игрушки, ложиться спать, когда я устал, пользоваться вежливыми словами. Я многое еще не умею, но я научусь, потому что я - человек.
Моя семья.
Я знаю свое имя, фамилию, домашний адрес, знаю как зовут моих родителей, знаю, где они работают.
Мы- это, моя семья- мама, папа, сестра, брат. Это наша маленькая семья. Есть большая семья: бабушки и дедушки, тети и дяди. Я люблю свою большую семью. Мы живем дружно и заботимся друг о друге. Нам нравится быть вместе.
Как мы живем в детском саду.
Я хожу в детский сад. Я знаю как называется моя группа, как зову моего воспитателя.
В детском саду у меня много друзей. Мы вместе играем, гуляем, разговариваем, заботимся о растениях. Хорошо когда у человека много друзей!
Раздел «Кто такие взрослые люди»
Цель - развивать интерес к миру взрослых и давать примеры для подражания.
Дети и взрослые
Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы люди. Отличия детей от взрослых: они маленькие, меньше знают, меньше умеют, а взрослые больше, сильнее, больше знают и умеют. Они умеют работать, защищать слабых, готовить пищу, читать, писать.
Копать картошку, стирать, мыть посуду, готовить еду, убирать, водить автобус, печь хлеб, продавать товары, шить одежду- это работа. Спать, лежать на диване, читать сказки, играть, гулять, ездить на природу- это отдых. Работа и отдых должны чередоваться.
Взрослые работают, дети могут помогать взрослым. Дети и взрослые могут отдыхать вместе.
Программа «Что я знаю о себе» для средней группы
Цель - продолжить формирование у ребенка представлений о своей принадлежности к человеческому роду.
Мой организм.
У меня есть глаза, уши, нос, рот, язык. Мои глаза - видят, уши - слышат, нос чувствует запахи, язык чувствует вкус. Есть люди, которые лишены каких-то органов чувств: если у человека не видят глаза, его называют слепым, если не слышат уши - глухим. Таким людям тяжело жить, поэтому мы должны им всегда помогать и никогда не смеяться над ними. Есть люди, у которых глаза видят плохо. Такие люди носят очки. В очках они видят как все другие люди.
Органы чувств у людей и животных похожи. У животных тоже есть зрение, слух, нюх и вкус. Некоторые животные видят значительно лучше, чем мы (птицы, кошка), а некоторые - намного хуже (ежик). Некоторые животные слышат звуки, которых человеческое ухо не улавливает (кошка, мышь). У многих животных нюх гораздо острее, чем у человека (собака, волк).
Мои чувства.
Я человек и у меня есть чувства. Я умею радоваться, грустить, веселится, скучать, злиться, огорчаться, любить, дружить. Я умею выражать свои чувства смехом, улыбкой, поцелуем, объятиями, криком, слезами. Я умею управлять своими чувствами: могу сдержать слезы и не заплакать, могу не засмеяться даже если очень смешно; могу не закричать, даже если очень огорчился или разозлился. Управлять собой и своими чувствами трудно, но я учусь.
Мои мысли
Я человек, поэтому я думаю. Думают все люди - и большие, и маленькие. Мысли есть у всех людей, поэтому они бывают мои и чужие. Чужие мысли могут быть совсем не такими как мои. Но я не сержусь на человека, если он думает по-другому. Мне интересны мысли других людей. Я хочу поделиться своими мыслями с другими людьми.
Мои знания
Я знаю, что полезно заниматься утренней гимнастикой, гулять на свежем воздухе и на солнце; мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу, есть овощи, фрукты и дикие ягоды, полоскать рот после еды; мыть руки после пользования туалетом, чистить зубы, расчесывать волосы; прикрывать рот носовым платком или ладошкой, когда хочешь кашлянуть, чихнуть или зевнуть.
Я знаю, что хорошо выглядеть опрятно и следить за своим внешним видом, иметь при себе чистый носовой платок, есть бесшумно и аккуратно.
Я знаю, что поступки бывают хорошие и плохие. Я знаю, что люди радуются моим хорошим поступкам и огорчаются от плохих.
Мои поступки
Хорошие поступки, когда я помогаю всем, кому это нужно, когда я радую близких мне людей, говорю хорошие слова, забочусь о животных и растениях, делюсь игрушками и сладостями с друзьями. Совершать хорошие поступки приятно и полезно.
Но иногда я поступаю плохо: капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то, забываю покормить свою кошку, полить свой цветок
Мои умения
Я умею расчесываться и приводить в порядок одежду, глядя в зеркало, пользоваться носовым платком, правильно пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой, делать утреннюю гимнастику.
Я умею здороваться и прощаться, обращаться по имени и отчеству, быть приветливым с людьми - большими и маленькими, благодарить людей за оказанную помощь, вежливо выражать свою просьбу, не перебивать говорящих.
Я умею убирать за собой игрушки и одежду, наводить порядок в группе, помогать маме по хозяйству.
Я многого не умею, но я хочу научиться. Мне нравятся люди, которые много умеют.
Моя семья
Я знаю свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес. Я могу рассказать о себе и своей семье: назвать имя и отчество родителей, назвать имена других членов семьи, рассказать где они работают или учатся.
У меня две бабушки и два дедушки, я для них внук (внучка). Бабушки, это мамы моих родителей, а дедушки это папы моих родителей. Они живут в других домах и даже в других городах, но все равно это наши родные (родственники). Иногда мы навещаем наших бабушек и дедушек. Мы собираемся вместе на праздники. Нам бывает очень весело и хорошо. Мы ездим в отпуск к бабушкам и дедушкам.
Как мы живем в детском саду.
Я знаю где находится мой детский сад, как называется моя группа.
Я знаю имена и фамилии моих друзей. Я люблю своих друзей и стараюсь радовать их, а они меня. Я дружу с мальчиками и с девочками. Мне интересно с моими друзьями. Хорошо, когда у человека много друзей.
В группе есть правила, которые все должны выполнять, для того, чтобы всем было хорошо: не обижать друг друга, уступать, помогать, делится, быть вежливым. Есть еще правила: «Каждой вещи - свое место», «Поломал - почини», «Насорил - убери».
Раздел «Кто такие взрослые люди»
Цель - поддержать и развивать интерес к миру взрослых и давать примеры для подражания, воспитывать доброжелательное отношение к людям.
Дети и взрослые
Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы - люди.
Взрослые, как и дети могут огорчаться и радоваться, болеть и выздоравливать, смеяться и плакать. Все взрослые раньше были детьми, потом они выросли, многому научились, и теперь сами учат детей. И вы обязательно станете взрослыми, и обязательно будете умными и умелыми.
Как и зачем люди работают
Взрослые люди работают. Своей работой они приносят пользу. У разных людей - разные профессии: воспитатель, шофер, врач.
Человек и природа
Человек - часть природы, и он от нее зависит. Человек не может жить без воздуха, воды, пищи и тепла. Все это дает человеку Природа.
Вокруг меня есть вещи, созданные Природой - камни, воздух, вода, деревья, ягоды, грибы. Вокруг меня много вещей сделанных человеком - дома, машины, одежда, посуда, игрушки, книги, мебель.
Материалы для своих вещей человек берет из Природы: мебель сделана из дерева, дома - из камня, песка и воды, машины - из железа, посуда - из глины, одежда - из растений и шкур животных.
Список литературы.
1. Мухина В.С. «Кто Я ?» изд-во «Карапуз», 11.1996.- 16 с.
2. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра» изд-во «Акцидент»,1996.- 32 с.
3. «Азбука настроений» популярное пособие для детей и родителей, изд-во «Академия развития»,1997.- 16 с.
4.Зайцев Г.К. «Уроки Айболита. Расти здоровым» изд-во «Акцидент»,1995.- 40 с.
5.Марио Гомболи «Человек» серия «Окошко в твой мир» изд-во «Экопрос»,1994.-15 с.
6. «Детская энциклопедия» изд-во «Росмэн»,1994.-127 с.
7.В.Г.Алямовская «Как воспитать здорового ребенка» изд-во «Linka- press»,1993.-109 с.
8.Козлова С.А. «Я - человек» программа приобщения к социальному миру . Москва 1996.-20 с.
9. Соколова Н.В. «Гигиеническое обучение и воспитание младших школьников». Магаданское книжное изд-во 1991.- 236 с.
10. Сонькин В.Д. «Растем сильными и выносливыми». Москва 1997.-87 с.
11. Змановский Ю.В. «Воспитаем детей здоровыми». Москва 1989.- 52 с.
12. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». Киев 1973.- 87 с.
13. Гарбузов В.И. «От младенчества до отрочества». Ленинград изд-во «Интерполиграфцентр» ЛО СФК 1991.-188 с.