Реферат по предмету "Педагогика. Психология, Общение, Человек"


Личности студента и преподавателя

Введение:
Понятиеличности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность»обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, а тем самого актёра иего роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначатьреальную роль человека в общественной жизни. Направленность на целостный подходк психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов.Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов:Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Ковалёва; С.Л.Рубинштейна;Е.В.Шорохова; К.Л.Абульханова; В.Н.Мясищева; Д.Н.Узнадзе; Б.В.Зейгарник;И.М.Палей; Б.С.Братусь. Также проблемой личности занимались такие психологикак: БодалёвЛ.А.; Брушлинский А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.;Лазурский А.Ф.; Мерлин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.;Фельдштейн Д.И.; Шкуратова И.П.; Ядов В.А.
Проблемаличности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии,выступает как исследование характеристики психических свойств и отношенийличности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностныхсвязей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественногоповедения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимохарактеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальноезначение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всехфеноменов психического развития человека (психических состояний и процессов,потребностей, психофизиологических функций.)
Втакой плоскости рассматриваемые психологические свойства человека имеют своимиисточниками более частные феномены, которые не только субординационно связаны сэтими высшими уровнями обобщения, но и сами являются их генетическими корнями.
Глава1. Понятие личности
Личностьвсегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественныхфункций или, как ещё говорят, социальных ролей. Социальная роль — этовыработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах.
Изучениеличности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя ине «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самыхсложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальностьописывается в научной психологии термином «личность».
Личностьявляется не только предметом психологии, но и предметом философского,общественно – исторического познания. Личность, по Леонтьеву — этопсихологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека вобществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности,формирование которой происходит в онтогенезе прижизненно. Понятие индивид,выражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологическоговида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его отдругих представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числегенотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека,однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённыйпредшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности.Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, неопределяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия еёформирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов,осуществляющих жизненные отношения субъекта.
А.В.Петровскийдаёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначаетсясистемное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметнойдеятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленностиобщественных отношений в индивиде».
Всемиотечественными психологами отрицается тождество понятий «индивид» и «личность».Понятия личность и индивид – это не одно и то же.
Личность- это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причёмособое «сверхчувственное» качество. Личность неотторжима от системы социальныхсвязей, в которую она включена.
Понятиеличность относится к определённым свойствам, принадлежащим индивиду, причёмимеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность.
Однакопонятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию:каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей,опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельностикаждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своейсверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступкахлюдей, входящих в коллектив, но к ним несводимы.
Межличностныесвязи, формирующие личность в коллективе, внешне выступает в форме общения илисубъект — субъектного отношения наряду с субъект-объектным отношением,характерным для предметной деятельности. При более глубоком рассмотрениивыясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столькосами по себе, сколько в опосредствовании какими- либо объектами (материальнымиили идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивидуопосредствуется объектом деятельности (субъект- объект- субъект).
Всвою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельностииндивида, на самом деле является актом опосредствования, причём опосредствующимзвеном для личности является уже не объект деятельности, не её предметныйсмысл, а личность другого человека, соучастника деятельности, выступающая какбы преломляющим устройством, через которое он может воспринять, понять,почувствовать объект деятельности.
Личностькаждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей,образующих её индивидуальность – сочетание психологических особенностейчеловека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках,преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях,индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личностьне тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство,но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системемежличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личностииндивида и не получают условий для развития подобно тому как в качестве личностныхвыступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущуюдля данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенностичеловека до известного времени никак не проявляются, пока они не станутнеобходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступитданный чело век как личность.
Итак,индивидуальность — лишь одна из сторон личности человека.
РубинштейнС.Л. считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализпсихического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждыйиз них в своём реальном протекании зависит от неё.
Зависимостьпсихических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, виндивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего складаих индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти,внимания (в смысле переключаемости).
Индивидуальныеразличия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, чтоособенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.
Зависимостьпсихических процессов от личности выражается, во-вторых, в том что они, какпоказал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развитияличности.
Тотфакт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, втретьих, в том, что у человека они не остаются только процессами,совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действияили операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет наразрешение встающих перед ней в жизни задач.
КовалёвА.Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явление общественнойжизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктомобщественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественногоразвития – с другой.
Ниодна из общественных наук не может абстрагироваться от личности как общественногоявления. Однако каждая общественная наука имеет свой аспект исследования. Так,исторический материализм главным образом исследует личность в составе масс,классов и общества в целом как деятеля общественного развития. Психологияакцентирует внимание на субъективном мире личности, его структуре и закономерностяхформирования и развития. Личностью признавался только выдающийся человек какотдельная особь, действующая по своему произволу; остальные люди рядовые членыобщества, согласно этому представлению, не являлись личностями. Личностьнеотделима от общества. Общество формирует личность в интересах сохранения иразвития общества. Личность – созидатель общественного богатства. Личность –сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или инойобраз жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силыобществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только отобщественного положения человека, но и от уровня осознания им объективныхзакономерностей и потребностей общественного развития.
Глава2. Личность студента
Термин«студент» латинского происхождения, в переводе на русский языкозначает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
Студенткак человек определенного возраста и как личность может характеризоваться стрех сторон:
1)с психологической, которая представляет собой единство психологическихпроцессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), откоторых зависит протекание психических процессов, возникновение психическихсостояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретногостудента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, егопсихических процессов и состояний.
2)с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества,порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе,национальности и т.д.
3)с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строениеанализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение,черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределенанаследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяетсяпод влиянием условий жизни.
Изучениеэтих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные иличностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человекуопределенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величинылатентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы,оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшаяпластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительнос другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скоростьоперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задачи т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижениемнаивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующихпроцессах биологического, психологического, социального развития.
Еслиже изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет — это период наиболееактивного развития нравственных и эстетических чувств, становления истабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексомсоциальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых идр. С этим периодом связано начало «экономической активности», подкоторой демографы понимают включения человека в самостоятельнуюпроизводственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственнойсемьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с однойстороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи спрофессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центральногопериода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов,начало художественных, технических и научных достижений. Студенческий возрастхарактерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развитияинтеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются«ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией.Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных ифизических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрываютв себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно»,что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.
Времяучебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости,который отличается сложностью становления личностных. Характерной чертойнравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивовповедения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере встарших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость,самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес кморальным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Вместес тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, чтоспособность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 летразвита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидетьпоследствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойныемотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет — это возраст бескорыстныхжертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
Юность- пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравненияидеального «я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверенои может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оцененосамой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодогочеловека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождаетсяиногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.
Вцелом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшимобразованием идет в ряде направлений:
•укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваютсянеобходимые способности;
•совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы,состояния, опыт;
•повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональнойдеятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
•растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
•на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта иформирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личностистудента;
•повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта,необходимых ему как будущему специалисту;
•крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практическойработе.
Психологическоеразвитие личности студента — диалектический процесс возникновения и разрешенияпротиворечий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работынад собой.
Глава3 Личность преподавателя
Педагогическаядеятельность предусматривает наличие, по крайней  мере, двух своих сторон:  объективная –  это  набор методов  и  приемов работы, которые преподаватель традиционно использует, и личностный – этото, как  он в зависимости от своихличностных  качеств  и способностей,  эти  методы и приемы использует. Чаще всего мастером своего дела  является преподаватель, владеющий педагогическим  мастерством,  обладающий  своим   индивидуальным стилем, приэтом объективная сторона его работы может ничего  принципиально нового несодержать.
Созданиеатмосферы психологической поддержки.
Сточки зрения Карла Роджерса, главной задачей преподавателя  является облегчение и одновременностимулирование (фасилитация) процесса учения  для обучаемого,    т.е.   умение    создавать    соответствующую     атмосферу, интеллектуальную  и эмоциональную  обстановку  в  киберклассе,   атмосферу психологическойподдержки.
Роджерссчитает, что преподаватель сможет создать в аудитории  нужную атмосферу, еслион будет руководствоваться следующими принципами.
1.С самого начала и на  всем  протяжении учебного  процесса  преподаватель должен демонстрировать полноедоверие к обучаемым.
2.Он должен помогать обучаемым в формулировании и уточнении целей и  задач, стоящих как перед группами, так иперед каждым обучаемыми в отдельности.
3.Он должен всегда исходить  их  того, что  у  обучаемых есть  внутренняя мотивация кобучению.
4.Он должен выступать для обучаемого как источник разнообразного  опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись  с трудностями  в решении той илииной проблемы.
5.Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
6.Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный  настрой группы и принимать его.
7.Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8.Он должен открыто выражать в группе свои чувства.
9.Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей  понимать чувства и переживания каждого учащегося.
10.Наконец, он должен хорошо знать себя.
Можно  выделить ряд  компонентов,  занимающих существенное  место  в
структурепедагогических личностных способностей.
Дидактическиеспособности – способности преподавателя передавать  студентам учебныйматериал, делать его доступным для них,  преподносить  им проблему ясно  и  понятно, вызывать  интерес  к предмету,  возбуждать  у аудитории активную  самостоятельную    мысль.    Преподаватель    с   дидактическими способностями умеет в случае необходимости делать трудноелегким, сложное  — простым, непонятное — ясным и понятным. Профессиональное мастерство, как  мы его понимаем сегодня, включает способностьне просто доходчиво  преподносить знания,  популярно и  понятно   издавать  материал,   но   и  способность организовать самостоятельную работу  обучаемых,  самостоятельное  получение знаний, умно и  тонко дирижировать  познавательной  активностью обучаемых, направлять ее в нужную сторону.
Академическиеспособности — способности  к  соответствующей  области науки. Способный преподаватель знает предмет не  только в  объеме,  а значительно шире и глубже, постоянно следит  за открытиями  в  своей науке,  абсолютно свободно владеетматериалом, проявляет к нему интерес.
Перцептивные  способности -  способности  проникать  во   внутренний   мир обучаемого, как  личности, психологическая наблюдательность,  связанная  с тонким пониманием  личности  обучаемого и  его  временных психологических состояний. Способный преподаватель по  незначительным  признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает  малейшие  изменения внутреннего  состояния обучаемого.
Речевыеспособности — способность четко и ясно выражать мысли  и чувства  с помощью  речи, а  также  мимики и  пантомимики,  это одна  из   важнейших способностей  профессии преподавателя,  так  как передача  информации   от преподавателя  к обучаемому  носит  в  основном   невербальный   характер. Изложение материала должно строитсятак,  чтобы  максимально активизировать мысль  и  внимание аудитории.  Соответственно,   преподавателю   необходимо избегать длинных фраз, сложныхсловесных  конструкций,  трудных терминов  и формулировок. Наряду сэтим надо учитывать, что излишне лаконичная, краткая речь часто бывает мало понятой учащимися.
Организаторскиеспособности -  способности  организовывать  аудиторию, свою собственную  работу.  Организация собственной  работы  предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.
Коммуникативныеспособности — способности к  общению  с обучаемыми,  умение найти  правильный подход  к   обучаемым,  установить   с   ними  контакт.
Педагогическоевоображение — это способность предвидения последствий  своих действий, этоумение прогнозировать  развитие  тех или  иных  событий. Эта способность  тесно  связана с  оптимизмом,  верой в  обучаемого,   в  его способности и ум.
Способностик распределению внимания одновременно между несколькими  видами деятельностиимеет особое значение для деятельности преподавателя.
Преподаватель,разумеется, должен обладать целым рядом  положительных качеств,   таких  как   устремленность,   справедливость,    настойчивость, трудолюбие. Особое  значение имеет  такое  качество как  выдержка,  умение владеть собой, своим настроением,темпераментом.
Самоепервое, самое обязательное нравственное требование к педагогу  — он должен любить своих учеников.

Глава4. Типология личности студента и преподавателя
Факторы,определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степенивлияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, скоторыми студент пришел в вуз, — их только можно принимать во внимание, и те,которые появляются в процессе обучения, — ими можно управлять.
Кпервой категории в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей,отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления опрофессиональном будущем. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя ииспользуя их как отправную точку для воздействий на студентов.
Факторыпервой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когдапервокурсники пытаются понять, «куда я попал» и «кто меняокружает». «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», — этостуденты слышат на каждом шагу, каждый преподаватель устанавливает свои правилаи требует их соблюдения, в группах между ребятами идет «война» заправо лидерства, поиск «своих» людей. Студент должен очень быстросориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебнойдеятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в егоучебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе,предстоящей работе, преподавателям.
Постепенновлияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают игратьфакторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса,уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п.
Именноэто в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный ипсихологический облик человека, который через пять лет покинет стены вуза
Вэтом отношении очень интересен анализ студенческой молодежи в связи с избраннойими профессией. Вся совокупность современных студентов довольно явноразделяется на три группы:
Первуюсоставляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этойгруппе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе,желание реализовать себя в ней — самое главное. Лишь они отметили склонностьпродолжать свое образование в аспирантуре. Все остальные факторы для них менеезначимы. В этой группе около трети студентов.
Вторуюгруппу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет около 26%от общего числа. Отношение к образованию у них совсем иное: для них образованиевыступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того,чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей ит.п. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но ксвоей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.
Третьюгруппу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать«неопределившимися», с другой — задавленными разными проблемамиличного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные,семейные проблемы. Они не могут выбрать своего пути, для них образование ипрофессия не представляют того интереса, как у первых групп. Возможно,самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но можнопредположить, что в эту группу попали люди, для которых процесссамоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.
Процессвыбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим,целенаправленным и соответствующим переменам. Ценность образования каксамостоятельного социального феномена, имеющего социокультурную, личностную истатусную привлекательность, отступила на более дальний план. Возможно, чторазличие ценностей образования прошлых и текущих лет главным образом состоитименно в этом.
Можновыделить три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере обученияи познания:
Первыйтип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в вузе.Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чемпредусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всеммногообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкуюспециализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
Второйтип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесьпознавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы.Однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, таксказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Системадуховных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональныхинтересов». Третий тип познавательной деятельности студентов предполагаетусвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этоттип деятельности — наименее творческий, наименее активный — характерен для26,8%  студентов. Таким образом, уже врезультате самого общего подхода к анализу учебно-познавательной деятельностистудентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет своимодели поведения.
Поотношению к учебе ряд исследователей выделяют пять групп.
Кпервой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методамисамостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки, ищутспособы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них — необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатсяпо всем предметам учебного цикла. Интересы этих студентов затрагивают широкийкруг знаний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всехсферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы,дополнительные обоснования, сравнивают, сопоставляют, находят истину, активнообмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.
Ковторой группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всехсферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение многимивидами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иныхпредметов и учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваютсяповерхностными знаниями. Основной принцип их деятельности — лучше всегопонемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела. Как правило,хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам,которые их не интересуют.
Ктретьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своейпрофессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваютсяузкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов характерноцеленаправленное, избирательное приобретение знаний, и только необходимых (поих мнению) для будущей профессиональной деятельности. Они много читаютдополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, эти студентыхорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью; в тоже время не проявляют должного интереса к смежным наукам и дисциплинам учебногоплана.
Кчетвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебнойпрограмме относятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам,которые им нравятся. Они несистематически посещают учебные занятия, частопропускают лекции, семинарские и практические занятия, не проявляют интереса ккаким-либо видам учебной деятельности и дисциплинам учебного плана, так как ихпрофессиональные интересы еще не сформированы.
Кпятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они пришли по настоянию родителейили «за компанию» с товарищем, или для того, чтобы не идти работать ине попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия,имеют «хвосты», им помогают товарищи, и зачастую они дотягивают додиплома.
РазработаннаяВ. Т. Лисовским типология студентов выглядит следующим образом:
 1. «Гармоничный». Выбрал своюспециальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной иобщественной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезноинтересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимаетсяспортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом вколлективе как хороший и надежный товарищ.
2.«Профессионал». Выбрал свою специальность осознанно. Учится, какправило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так какориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие вобщественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможностизанимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него — хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуетсяуважением в коллективе.
3.«Академик». Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на«отлично». Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времениотдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.
4.«Общественник». Ему свойственна ярко выраженная склонность кобщественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересамии порой отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Однакоуверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством,заводила в сфере досуга.
5.«Любитель искусств». Учится, как правило, хорошо, однако в научнойработе участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферулитературы и искусства. Ему свойственны развитый эстетический вкус, широкийкругозор, глубоко художественная эрудиция.
6.«Старательный». Выбрал специальность не совсем осознанно, но учитсядобросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями,но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен в коллективе.Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимаетучеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках.Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.
7.«Середняк». Учится «как получится», не прилагая особыхусилий. И даже гордится этим. Его принцип: «Получу диплом и буду работатьне хуже других». Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однакоубежден, что раз поступил, то вуз нужно зако


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сям’я і шлюб у феадальным праве Беларусі
Реферат Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции
Реферат 1. Українська національна політика у 1941 році
Реферат Требуется государь?
Реферат Вирішення господарських спорів, Притика
Реферат Аннотация рабочей программы наименование дисциплины Оборудование, механизация и автоматизация в технологии материалов По направлению подготовки
Реферат Организация выпуска круглых и овальных спирально-навивных, спирально-замковых воздуховодов
Реферат Проектирование горизонтального цилиндрического редуктора
Реферат Проблема эмансипации женского населения стран Магриба
Реферат Совершенствование системы управления персоналом на примере Рекламного агентства
Реферат Навчальний експеримент у системі вивчення фізики в середній школі
Реферат Йоханнесбург
Реферат Задачі що приводять до похідної Визначення похідної її геометричний і механічний зміст Рівня
Реферат Проектирование и расчет структурной схемы радиоприемника
Реферат 1. Международные отношения, внешняя и внутренняя политика СССР накануне Великой отечественной войны