Реферат по предмету "Педагогика. Психология, Общение, Человек"


Билеты и ответы по государственному экзамену по психолого-педагогической подготовке

Билет1
1.Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики
Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike,  что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо отистории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжениимногих столетий развивалась вдревнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервыепедагогика была вычленена из системы философских знаний  в начале ХVПв. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закрепленакак наука  трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского. Ксовременному времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей иразвивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
Педагогика–  наукао целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовкиподрастающего поколения к жизни и деятельности (Н.В. Бордовская,А.А. Реан);
Объект познаниянауки педагогики — человек, развивающийся врезультате воспитательных отношений.
Предмет — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека (для общества).
Педагогика как учебнаядисциплина состоит из разделов:
1. Теориявоспитания
2.Теорияобучения (дидактика).          
3. Теорияуправления
Задачи пед-ки
1. Накопление и систематизацияпед. Знаний, вскрытие закономерностей обуч., воспит, образования. Закономерности  в педагогике трактуются как связи  междунамеренно созданными или объективно существующими условиямии достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность,воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.
2. Прогнозирование в сфере образования. Без научных прогнозов невозможно управлять образовательной политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, управлением образовательными системами.
3.       Изучение и обобщение пед.Практики и опыта.
4.Разработка нов. Методов, средств, форм обученияи воспитания, нов. Технологий.
5.Разработка механизмов внедрениярезультатов пед. Исследования в практику.Эта задача связана, прежде всего, споявлением рыночных отношений всфере не только материального, но и духовного производства. Существует извечная борьба между традиционным и инновационным.
Антрологика– педагогика обучения взрослых (в связис непрерывностью образ.)
Педаг. науки:- Общ. пед-ка (осн законы воспитания)
— История педагогики (развитие пед.Идей и воспитания)
— Сравнительная пед-ка (закономерностифункционирования и развития обр. и воспит. Систем в разных странах путемсопоставления)
— Возрастная педагогика ( особенностиволспитания чел-ка на различных возраст.этапах)
— Специальная пед-ка (методы,принципы, содержание воспит. Образованиячеловека с отвклонениямифизического развития)
— Методика преподавания различныхдисциплин
— Профессиональная пед-ка(разрабатывает принципы. технологии воспит. И образованиячеловека, ориентированного на конкетную проф. Деят-ть)
Педагогическиенаукиисследуют вопросы обобъекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических ипрактических задачах и методах их решения;о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой
Связь пед-ки с др. науками:
1.Психологией (общий предмет изучения– воспитания, общий «О» — человек)
2.Физиологией и анатомией ( дляпонимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых наразных возрастных этапах)
3.Социологией (изучение проблем социализаций личности)
4.Философией (являетсябазой для осмысления целей воспитанияи образования в современный период)
5.Экономика,Юриспруденция, Информатика,Статистика2.Личность, ее структураи проявления
Личность– это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества,определенной социальной группы, занимающийсяопределенным видом деятельности,осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определеннымииндивидуально-психологическими особенностями.
Человеккак личность с точки зрения  психологии характеризуется:
·        развивающимся самосознанием, являющимсяосновой формирования  умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действияхи ориентированным прежде всего на познание себя,усовершенствование себя и поисксмысла жизни;
активностью– стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевыхпредписаний; расширить сферу деятельности;
наличием «Я-образа»– системы представлений человека о себе реальном,себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественностьего личности и обнаруживаются всамооценках, чувстве самоуважения,уровне притязаний и т.д.;
направленностью– устойчивой системой  мотивов:потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
способностями, свойствами и качествамиобеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности;
характером,представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальныхсвойств человека, обуславливающих типичные длянего способы поведения иэмоциональное реагирования.
3.Средстваобучения: сущность, классификация. Место средств обученияв системе взаимодействия педагога иучащегося.
Средстваосущ-я учеб.процесса– являютсяпосредниками м/у препод.(уч-ся) иобъектами изучения. С их помощьюувелич-ся объем передаваемойучеб.инф-ции, оптимизи-руетсяпроцесс формир-я новых понятий, профес.умений и т.д.
Средство– то, что необх-мо дляреализации цели. Пед. средства- это матер-е объекты,  предметы,предназначающиеся для организации и осуществленияпедпроцесса и выполняющие функцииразвития учащихся.
В широком смысле пед. средства входят в состав понятия «материально-техническаябаза образования". Материально-тех.база- это системы экономич. и материальныхфакторов, обеспечивающих деят-тьучеб. заведения. Это и зарплатапедагогов,    и содер-жание помещений,имущества, самофинансирование (библиотеки, столовые, медпункты и т.д.).
В узком смысле это предметы, предназначающиеся дляорганизации и осуществления данногоурока.
Признаки:
Пед.средства имеют:
Предметнуюматериализованность; экономическую стимость; потребительскую стоимость;
предназначены для осуществленияпед.целей.
Пед.средстваделятсяна группы:
1.       Материальные объекты(учебное оборудование, инструменты, приборы, демонстрационноеоборудование, ТСО)
ТСО – ПК
Ср-ва производства: всепром.оборудование, инструменты и материалы, кот. Используются в учеб.мастерских, макеты, муляжи, модели.
2.       Знаковые системы(учебники и учебно-методиеские пособия,дидактический материал, карточки-задания,инструкционные карты, опорные конспекты, изобразительные пособия (плакаты, схемы, и т.д.))
Знаковые системы могутвыражаться в учебниках, учебных иучебно-методических пособиях.
Учебник – рекомендованучебно-методическим объединением или министерством образования.
Учеб.пособие – может отражатьодну тему или один раздел дисциплины, может всю, н не являетсярекомендованным.
Учеб.метод.пособие – для преподов, в кот. даны метод.рекомендации попроведению урока
3.       Логические регулятивы деятельности (теоретический уровень — принципы, правила, методы,методики; эмпирический уровень — действия,операции, приемы обучающей деят-ти).
Регулятивы– нормотивы, предписания, кот. обуславливают деятельностьчеловека.
Подход к обучению– гл.направление конструированияметод.обучения.
Принцип обучения– это теоретические положения, отражающие закономерности формирования нов.знаний.
Правила обучения– совокупность логическихпредписаний по осуществлению конкретных операций и приемов, ведущих кпланируемому результату.
Метод обучения– способ взаимодействия педагога и учащегосяв процессе пед.обучения.
Методика обучения– это объединение несколькихметодов в одном материале посредством специальной организации содержания учеб.материала в систему более высоко уровня организации.
Основы выбора пед. ср-в:
соответствиесодержанию, целям и методампрограммного материала; учет особенностей учащихся;ориентация на будущую специальность;возможности кабинета; владение преподавателем предметом; знание дидактическойтехники.
Требованияк использ-ю пед. средств:
1. Общие
  — научно-пед-ое (образов. и восп. сущность)
  — эрганомические (соблюдение гигиеничных,психолог. норм восприятия ср-в обучения)
  — эстетические (выразительность всоответствии с нормами восприятия учащимися)
  — технические (д.б. простыми и надежными)
2. требования к организации ср-в обучения
  — наполняемостьср-в д-но соответствовать теории
  — соответствиедидактич. и методич. задачам
  — учитывается предшествующий опыт и З. учащихся
  — стимуляцияприменения совр. методов и ср-вобучения


Билет №21.Основные пед. категории(образование, воспитание, обучение)
Воспитание — целенаправленный иорганизованный процесс формированияличности. Воспитание  только тогда  являетсявоспитанием в пед. смысле, когда оно обеспечивает развитие человека.
Воспитание в широком пед. смысле — это воспитание в системе воспитательных учреждений.
Воспитание в широком соц. смысле– это воздействие всего общественного строя.
В узком смысле воспитание – это работа, направленнаяна формирование системы определенных качеств, взглядов,убеждений учащегося.   
Самовоспитание — самоуправление собственнымразвитием. Осознанная ицелеустремленная работа человека надформированием у себя желаемых черт,качеств и форм поведения.
Образование–  целенаправленный процессобучения и воспитания в интересах личности, общества, государства,сопровождающийся констатациейдостижения обучающимся определенных государственных уровней – цензов(Закон РФ «Об образовании»).
Аспекты образования:
1.       Понятия образованияпрописано в законе об образовании. Педагогика переходит от личностноориентированной  к человекоцентричной.
2.       обр-ие это система. Совокупность преемственныхобразовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующихих образовательных учреждений, органов управленияобразованием.
3.       Обр-ие это процесс. Освоениечеловеком в условияхобразовательного учреждения либо посредствомсамообразования системы знаний,умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности,ценностных ориентаций и отношений
4.       Обр-ие это результат.Получение документа об окончании вуза. Характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений
5.       Обр-ие это ценность(повышение зар. Платы, продвижение по службе, статус)
6.       Обр-ие это чел-ий капитал.
Самообразование — система внутреннейсамоорганизации по усвоению опыта поколений напр. на собств. развитие.
Обучение — специально организованный,целенаправленный и управляемыйпроцесс взаимодействия учителей иучащихся (студентов и преподавателей),результатом которого являетсяусвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностейобучаемых в соответствии с поставленными целями.
Самообучение — процесс непосредственного полученияЧ-ком опыта посредством собств. стремлений и самим выбранных средств.2. Структура личности
Структура личности, по К.К.Платонову
Основу личности составляетее структура, т.е. относительно устойчиваясвязь и взаимодействие всех сторонличности как целостного образования.
В современной психологииимеется несколько точек зрения на то, что представляетсобой внутренний склад личности.
Наиболее известной, являетсядинамическая функциональная психологическаяструктура личности К.К. Платонова.
Структура личности состоит из двух подструктур:биологически обусловленная исоциально обусловленная.
Биологическиобусловленная:
Биопсихологическиесвойства.Это биологически обусловленная подструктураобъединяет типологические свойстваличности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностеймозга.
Индивидуальныеособенности психических процессов. Даннаяподструктура объединяет индивидуальныеособенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни.
Психическиепроцессы–это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознаниечеловеком воздействий окружающей среды.
Как правило, они имеют четкоеначало, определенное течение и ярковыраженный конец.
Психические процессы делятся на познавательные(ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), эмоциональные и волевые.
Психическиесвойства–это наиболее устойчивые и постояннопроявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенныйкачественно-количественный уровень поведенияи деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятсянаправленность, темперамент, характер, способности.
Психическиесостояния– это определенный уровеньработоспособности и качества функционированияпсихики человека, характерный длянего в данный момент времени. К психическим состояниям относятся: 1) проявления чувств – настроения,аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и прочее; 2) проявления внимания– сосредоточенность, рассеянность;3) проявленияволи – решительность, собранность; 4) проявления мышления– сомнения; 5) проявлениявоображения – грезы и прочее.
Социальнообусловленная
Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственноврожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповоеобщественное сознание. Даннаяподструктура формируется путемвоспитания и включает в себя убеждения,мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания.В этих формах  направленности личностипроявляются и отношения,и моральные качества личности, и различные виды потребностей.
Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания,навыки, умения, привычки,приобретенные в личном опыте путем обучения,но уже с заметным влиянием ибиологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.
3. Содержание методической деятельностипедагога проф.обучения. Функции,виды метод.деятельности
МД – самостоят.вид.профес.деят-ти педагога проф-обученияпо проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обуч-я, осущ-щих регуляциюобуч-щей и учебной деят-ти поотдельному предмету или по циклу учеб.дисциплин.
(.) насуществование метод.деят-ти
1 (.)Отождествление МД=ОД
2 (.) МДсводится к метод.работе (т.е.самообразов. Пед-га)
3 (.) МД – сам.деят-ть пед-га
Цель МД – обслуживание практики обуч-я.
Функции МД:
Аналитическая(умениеанализ, сравн, выделять, сопоставлять учеб.инф-ию);
Проектировочная, связанная с перспек-тивным планированием и разработкойсодерж-я обуч-я;
Конструктивнаявключает систему действий,связанных с планированием предстоящего занятия, представление форм предъявления учеб.мат-ла;
Нормативного определ-яи разработки средств обуч-я (нормативные документы);
Исследовательская.
Объект МД– процесс формир-я ЗУН.
Предмет МДсоставляют различные премы и методы, способы реализации ирегуляции процесса формир-я новых ЗУ с учетом специфики содерж-я конкретного предмета.
Субъекты МД:педагог или коллективпедагогов
Результаты(продукты) МД– методически переработанный, отобран-ный учеб.мат-л в различных формахпредставления инф-ции, алгоритмырешения задач, листы рабочейтетради, приемы, методы обуч-я,методич.обеспеч-е учеб.дисциплины, учеб.программы и пр. Продуктами МД польз-ся уч-сяна уроках учеб.дисциплины.
Виды:1.Анализ уч.-прогр. документации; 2.Метод. анализ уч. материала; 3.Планирование системы уроков теории ипрактики; 4.Моделирование иконструирование форм представленияуч. информации; 5.Конструирование деятельности уч-ся;6.Разработка методики обучения по предмту; 7.Разработкавидов и форм контроля ЗУН; 8.Управление оценкой деятельности уч-ся;9.Рефликсиясобственной деятельности.
Отличие МД отобучающей деят-ти: МД педагога нельзя наблюдать непосредственно.
Овладение метод.деят-тьюпроисходит через формирование метод.умений.
Умение – св-во личности буд.пед-гавыполнять определенные действия в нов условияхна основе ранее приобретенных знаний.
1. Связанос овладением дидактико-метод. основой проф. деят-ти.(подбор лит-ры, анализ учеб-прог-ой документации)
2. Учитывает специфику учеб предмета. (умениепланировать урок по теме)
3. синтезирует ранее сформированные умения (уменияприменять метод.рекомендации)

Билет № 3
1. Ведущиетенденции современного образования.Концепция модернизации российскогообразования на период до 2010г.
Общество,находящеесяв постоянном развитии, черезобразование выдвигает к человеку и реализует новые требования, связанныес новым, ХХIвеком.  К числу главных из них можно отнести:
–обучаемость, т. е. способность человека к постоянномуповышению уровня знаний, осваиваниюновых видов деятельности;
–интеллектуально-физическое развитие,  обеспечивающее   успешность в освоении новых технологий;
–креативность, т. е. способность мыслить и действовать творчески;
– патриотизм и гуманность.
Основные тенденции образования:
1.       Глобализация( общ-во и образование не могут быть отделимы друг от друга. Сфера образования призвана корректировать свои приоритеты и ценностис учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов ичеловека, и общества.)
2.       Фундаментализация(образ. д.б. глубоким и основательным. Признание фундаментализации вызвано ростом объема информации,ее обновлением в течение двух-трех лет.)
3.       Гуманизация(в любой профессии все должно быть обращено к личности чел-ка)
4.       Технологизация( внедрение в образов. Процесс новейших технологий)
5.       Компьютеризация(Будущееобразование – это образование со все большой долей участиякомпьютера. В  образовательный  процесс приходит  компьютика,  наука о совместной деятельностипреподавателя и компьютера)
6.       Стандартизация(дать тот мин. Знаний, кот. Всегда и везде пригодится)
7.      Гуманитаризация (применение в преподавании естественнонаучных дисциплин элементов иметодов преподавания гуманитарныхзнаний с целью развития личностистудентов.)
Регламентация (все предметы учатсяв определенной последовательности)
2. Виды потребностей. Ихклассификация.
Всеобщейхарактеристикой живых существ является ихактивность, обеспечивающаяподдержание жизненно значимых связейс окружающим миром. Источником активности человека, как  любого живого существа, являются его потребности.
Потребности – состояниеиндивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существованияи развития, и выступающее источникомего активности.
В отличие от представителей животного мира,удовлетворение потребностей, у которых непосредственно связанос той или иной природной вещью как стимулом его активности (пища, нора и т.д.),человеческие потребности являютсяследствием развития производства икультуры. Если потребности животных можно назвать органическими, точеловеческие потребности преобразуютсяв «надорганические», опосредованные предметной деятельностью.
Потребности человека имеют иобщественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворениясвоих узколичных потребностей используютсярезультаты общественного труда. Сочетанием личного и общественного в потребностях можно объяснитьтот факт, что большинство потребностей тесно связанос потребностями общества,коллектива, группы, к которым он принадлежит.
Потребности различают по происхождению и по предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными.
Естественные потребностисвязаныс необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворениеестественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению.
В культурных потребностях выражаетсязависимость активной деятельностичеловека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границахчеловеческой истории. К объектам культурных потребностей относятся какпредметы, которые служат удовлетворению какой-либо естественной потребности вусловиях той или иной сложившейся культуры, так и предметы необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, длясложной и многообразной общественной жизни человека. Неудовлетворениекультурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызываетсмерть социальную.
По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными.
Материальные потребностивыявляют зависимость человека от предметов материальнойкультуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).
Духовные потребностивыявляютзависимость от продуктов общественного сознания(потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.).
Очевиднанеразрывная связьвсех видов потребностей между собой. Так, естественнаяпо происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету,культурной по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету.Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.
Классификация п


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.