Содержание.
Введение………………………………………………………………………..3
Часть 1.
Краткая история молодёжныхнеформальных групп………………………..4
Часть 2.
Молодёжные неформальные группы вРоссии………………………………13
Часть 3.
Индивидуальный подход кшкольникам-неформалам………………………20
Список литературы…………………………………………………………….25
Введение.
Проблема трудных учащихся – одна изцентральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей ввоспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной испециальной психологии, педагогике просто отпала бы, и я бы не писала этотреферат.
Большая общественная важностьобсуждаемой проблемы становится очевидной особенно сегодня, в период построениядемократического государства с рыночной экономикой. Тяжёлое экономическоеположение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового –всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам.Особенно тяжело в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжиусилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослымповедение, чаще стали проявляться жестокость и агрессивность. Вышеуказаннымипричинами можно объяснить появление иширокое распространение неформальных молодёжных групп общения. В рефератепойдёт речь об истории возникновения этих групп на западе, о неформалах вРоссии и о том, как найти подход к таким подросткам педагогу.
Часть 1.Краткая история молодежных неформальных групп
Для того чтобы понять трудныхподростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историювозникновения и развития этих групп в мире, их современные виды, причинывозникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение инаметить средства воспитательного воздействия. Достаточно подробный материалоб этом имеется в сборнике научных трудов, посвященном психологическимпроблемам изучения неформальных молодежных объединений. В своем дальнейшемизложении мы используем данные этой книги.
Неформальные молодежные группыприобрели наибольшую выраженность в странах Запада. Возникновение их связано снеприятием молодежью сложившихся в их странах общественно-экономическихсистем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующихпорядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческогосуществования. Этот молодежный протест значительно усиливался в периодобщественных переломов и кризисов.
В конце 40-х — начале 50-х годов вразличных западных странах стали появляться в значительном количестве небольшиегруппы молодежи, стремившиеся обособиться от окружающего общества,противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда,специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, впервую очередь музыки. Для них характерен пристальный интерес к самому себе исебе подобным, к музыке и в то же время, пробуждающееся стремление к участию вполитической жизни. Таковыми были, в частности, битники, не имевшие постоянногоместа жительства, обитавшие в подвалах, носившие примитивные одежды. Свой образжизни они демонстративно противопоставляли презираемому ими буржуазномукомфорту. Они были заняты поисками смысла жизни и не отвергали работу, но лишьпо желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни.[1]
1953-1954 гг. — начало эрырок-н-ролла. Его звезды: Билли Хэйли, Бадди Холли, Чак Берри, Элвис Пресли.Рок-н-ролл возник из соединения африканского блюза и музыки североамериканскогоЮга (хиллбилли). С помощью дискотек рок начал формировать новый тип массовойкультуры, затрагивая широкий круг проблем — от секса до внешней политики.Правящие круги западных стран, преодолев первоначальную враждебность, непрепятствовали распространению рока. Они лишь постарались с помощью средствмассовой информации убрать в музыке ноты протеста и использовать ее в такомвиде для устранения общественного недовольства, отвлечения внимания от острых инерешенных социальных проблем.
В сходное положение попалипредставители распространившейся в середине 60-х годов бит-музыки (Битлз,Роллинг Стоунз, Дейв Кларк, Файв, Ху). Отражая широкий спектр молодежныхпроблем, битлы, естественно, стремились сделать свою музыку-протест популярной.Она стала производиться и продаваться в большом количестве, превращаясь темсамым в товар.
В середине 50-х годов во многихевропейских странах появились «сердитые молодые люди», одетые в кожаныепиджаки. Возраст их от 14 до 20 лет. Они были выходцами из бедных рабочих семей,многие потеряли в войну отцов и не имели работы. Стремясь привлечь вниманиеобщественности к своему драматическому положению, они громили витринымагазинов, оформление улиц и мест большого скопления людей. Позднее возниклосходное движение теддов. В слепой ненависти и гневе они выходили на улицы иобрушивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих,особенно небелого цвета кожи.
В 1964 г. появилась молодежнаягруппа mods. Возраст участников от 12 до 20 лет. Это выходцы из семейквалифицированных рабочих. Пародируя принятые в обществе манеры падения они былиподчеркнуто тщательны в одежде и прическах. Трудясь в рабочие дни недели, онибунтовали по выходным в местах публичного отдыха (кафе, дискотеках и т.д.).Выступая подобно «сердитым молодым людям» и теддам против окружающих, ониделали это в скандальной, кричащей форме.
На смену указанным молодежным группампришло несравненно более массовое и мощное хип-движение. Своего пика оно достиглов 1967 г.В течение ряда лет хиппи заполняли улицы больших городов Западной Европы иСеверной Америки. Особенно нравились им Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лондон. Вбольшинстве своем хиппи вышли из зажиточных мелкобуржуазных семей, некоторые — из «высшего света».
В противоположность идеалам идогматам современного западного общества хиппи выдвинули свою, болеегуманистическую, как они считали, систему ценностей. «Творите любовь, а не войну»— один из лозунгов хип-движения. Они подчеркивали красоту земного мира, радостьи богатство человеческих чувств. В одежде хиппи использовали красочные атрибутыразных национальных культур: буддистские четки, индейские талисманы, амулеты,мокасины, европейские гитары и губные гармошки. Символом хип-движения былицветы. Они означали для них любовь и естественную, не изуродованнуюусловностями человеческую жизнь. Хиппи критиковали поколение отцов за то, чтооно опошлило и сделало карикатурным все естественные проявления человеческойсущности: труд, общение, игру, юмор. Короче, жизнь стала «кладбищем комфортаи роскоши», а хиппи не хотели быть «заживо похороненными». Они протестовали противприглаженности, серости, однотонности жизни, ее бездушности, подчиненности формальнымправилам, подавления индивидуальности. Хиппи были приверженцами тотальнойреволюции, выступали за подлинную демократию, власть народа, за «эмоциональныйсоциализм».
Однако, по признанию одного излидеров хиппи А. Хофмана, их заговор становился все более агрессивным. Детицветов теряли мирный нрав и обрастали шипами. В 1966 г. под влияниемхип-движения произошло бурное выступление левацки настроенных студентов в Париже.Выдвинув абстрактные лозунги («Фантазию — к власти!» и т. п.), студентыустраивали массовые демонстрации протеста, создавали баррикады, провоцировалистолкновения с полицией. К студентам примкнула часть парижских горожан. Тольковмешательство демократических сил предотвратило кровавое подавлениестуденческого бунта властями. С ними вступили в переговоры. В результатестуденты добились демократизации и усовершенствования системы высшегообразования в стране, удовлетворения некоторых требований трудящихся.
К политическим проблемам добавилисьэкономические: пребывание в крупных городах больших групп неорганизованной молодежиприводило к голоду в их среде, болезням и эпидемиям. Это заставило хиппизаняться материальным производством. Создаются небольшие ремесленныемастерские, сельскохозяйственные фермы. Причем диггеры, особое направление вхип-движении, пытаются игнорировать товарно-денежные отношения. В их магазинахвсе отдается даром. Естественно, долго продержаться такие предприятия несмогли. В это же время движение «подполье» направляет свои усилия на духовныепреобразования общества: они начинают издавать большое количество газет ижурналов, в которых обсуждают проблемы секса, религии, комиксов, поп-искусства.
Заметным явлением в хип-движении былосоздание коммун. Так, в одних США в конце 60-х годов их было более трехсот. Вгородах члены коммуны занимались в основном ремесленным трудом, производствоми продажей изделий искусства, в деревне — напряженным физическим трудом. Онихотели сформировать у себя «новое сознание», заменить конкуренциюсотрудничеством, централизацию — децентрализацией, стандартизацию — оригинальностью,авторитет — коллективным разумом.
В это время часть молодежи видитвыход из затруднений движения хиппи в нарочитой политизации своего поведения,в поисках «политической конфронтации с господствующей системой». Они называлисебя йипи. Призывая к революционной активности, йипи не проводили никакойпродолжительной просветительской и политической работы среди масс.Революционные изменения в обществе они связывали не с качественными егопреобразованиями, а с изменением стиля жизни. Они не применяли понятий«собственность», «общественные отношения», но любили говорить о конфликтепоколений, делили мир на «молодых» и «старых». В августе 1968 г. в Чикаго заседалсъезд демократической партии, обсуждавший кандидатов в президенты США.Высмеивая существующие формы американской демократии, 15 тысяч йипиорганизовали марш в этот город. Их встретили полицейские дубинки и гранаты сослезоточивым газом. Три дня продолжалось жестокое избиение протестующеймолодежи. После этого движение йипи с его наивной программой борьбы с существующимстроем общества перестает существовать.
Кризис движения хиппи привелзначительную часть молодежи к разочарованию и подавленности, обратил к крайнесубъективным формам противопоставления себя обществу. Во многих молодежныхкоммунах стала внедряться идея сексуальной революции, новых и свободныхотношений между полами, члены коммуны вели общее хозяйство, сообща воспитывалидетей, некоторые из них имели общих сексуальных партнеров. Бросая вызовсуществующему обществу, фальшивым формам интимных отношений, проповедники«сексуального освобождения» публично совершали половые акты. Некоторые из нихрассматривали сексуальную революцию как часть революции социалистической,связывая с первой дальнейший прогресс общества, значительное повышениепроизводительности труда, творческий расцвет личности. Однако это движениебыстро потеряло свой протестующий смысл, нередко сводясь на практике кдискуссиям на темы порнографии. Предприимчивые дельцы использовали этот взрывинтересов молодежи к сексу: в западных странах появились в большом количествесекс-магазины, секс-журналы, эротические центры.
Выражением крайнего отчаяния ипротеста была возникшая на грани 60-х и 70-х годов «революция озаренияпосредством наркотиков». Утверждалось, что лишь путем систематического принятиянаркотических средств становится возможным развитие чувственности,«раздвижение» познания мира, установление связей между людьми. Для многихмолодых людей в этом и сегодня видится единственный путь разрешения их трудныхжизненных проблем.
В эти же кризисные годы молодежногодвижения возникают разнообразные религиозные секты. Они стремятся «евангелизироватьконтркультуру». Получают также распространение и другие религиозные взгляды иверования, особенно связанные с индуистской философией.
В 70-е годы возникают и более«мирные», целеустремленные виды молодежного несогласия с обществом: движение«зеленых», группы новой демократии, защиты прав женщин, безработных и т. д.Молодежь проводит кампании: «Рок против правых», «Нет стартовым площадкам длятретьей мировой!». Таким образом, насущные, животрепещущие проблемысовременного общества попадают в центр внимания молодежи, активно включающейсяв движение протеста.
С середины 70-х годов в развитыхкапиталистических странах распространяется движение рокеров. Этопреимущественно молодые люди из низкооплачиваемых семей, рабочие и учащиеся.Рокеры всегда с мотоциклами. Мчась на них с головокружительной скоростью попустынным улицам больших городов, рокеры испытывают «чувство сладостногоосвобождения от оков общества». Рокеры стремятся найти удовлетворяющие ихидеалы жизни в общении с себе подобными, в своих рок-клубах.
В ФРГ все больше становитсянацирокеров. Исповедуя неофашизм, они с ненавистью преследуют всех «левых».
Массовое распространение в настоящеевремя получили клубы болельщиков, так называемые фан-клубы. Подчас члены этихклубов — не просто спортивные болельщики, а пропагандисты экстремизма инасилия, межнациональной розни. Например, футбольный матч на кубок ЕвропыФРГ—Турция западногерманские фанаты использовали для демонстрации ненависти клюдям турецкого происхождения.
Еще более крайние позиции занимают вВеликобритании и Западной Германии «бритоголовые» («скинхэды», «скины»). Онивыходцы из среды люмпен-пролетариев. Тяжелое существование породило у нихслепую ненависть к более состоятельным людям и стремление к ничем не прикрытомунасилию по отношению к окружающим. Из них формируются основные «кадры» неонацизма.Однако ряды их неоднородны. Не всякий «бритоголовый» — фашист. Для многих изних участие в этих группах — лишь средство выразить свой протест противравнодушного отношения к ним общества.
Известны и группы попперов,отрицающих отрицание. Они осуждают критичное и протестующее поколение своих«левых» отцов, стремятся не видеть плохое в жизни и наслаждаться имеющимисяблагами.
Большую известность в современноммире получили панки. Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они, негодуя,сознательно стремятся вызвать у членов этого общества отрицательную реакцию,даже отвращение к себе. «Шокировать и провоцировать!» — их лозунг. Вособенности сказанное относится к группам панк-рока. Подобные взгляды находятвыражение даже во внешнем облике панков, разительно отличающемся от всех другихлюдей: у них гладко выбритые черепа, экстравагантные прически, причудливорасписанные красной или черной краской лица, разодранная одежда (джинсы,кожаные куртки), на шеях ошейники для собак и цепи от унитаза. Многие из нихмрачно и безнадежно смотрят в будущее, но некоторые группы находят выход впрогрессивных формах политической борьбы. Так, летом 1976 г. английские панкивыступали под лозунгом: «Любить музыку — ненавидеть расизм». Отсюда пошлодвижение «рок против расизма».
В последние годы возникло и сталошироко распространяться новое молодежное неформальное движение — киберпанкизм.Оно происходит от слов «кибернетика» и «панк». Фантаст и математик Р. Оаккерназвал его «синтезом человека и машины». Б. Стерлинг характеризует киберпанкизмкак «греховный альянс технического мира с низшими проявлениями поп-культуры иуличной анархией». Американский писатель У. Гибсон в романе «Невроманктик» описалмир киберпанков, в котором живут девушки с остекленевшими взорами и взвинченныеюноши. Мозги молодых людей присоединены к техническим устройствам, усиливающимумственные возможности.
Имеется 2 категории киберпанков:осознающие и не осознающие свою принадлежность к киберпанкам. Вторыхзначительно больше. Это люди разных профессий, возрастов, социальной принадлежности,страстно влюбленные в компьютеры. Полотна киберпанков, выполненные средствамикомпьютерной графики, уже выставляются в картинных галереях; журналыкиберпанков издаются на компьютерах и передаются на экраны по компьютернымсетям. Несколько популярных эстрадных групп пропагандируют музыку киберпанков.Они записываются на компакт-диски. Новая техника позволяет киберпанкам выходитьв пространство телефонных номеров и факсов, используемых для компьютернойсвязи. Тем самым перед ними открываются все временные, государственные исоциальные границы. Ожидался расцвет киберпанкизма в годы президентстваКлинтона, который стремился сделать США мировым лидером в разработке высокихтехнологий.
Киберпанки сжились с техникой, чегоне смогли сделать все предшествующие неформальные молодежные движения. Они хотятиспользовать ее для установления связи искусства и науки, литературы ипромышленности. Киберпанки поняли: или мы подчиним технику себе, или онаподчинит нас.
Изложенное показывает, что нельзяпо-обывательски сводить сущность неформального молодежного движения в западныхстранах к причудам и странностям «бесящейся от жира», «неизвестно чего желающей»,«похотливой и развратной» молодежи. Причины возникновения движения неформаловна Западе в трудностях нахождения молодежью своего места в жизни, обостренномвосприятии социальных несовершенств и несправедливостей, юношескоммаксимализме, своеобразном сочетании рассудочности с большой эмоциональностью ит. д. Социальное преломляется через возрастное и индивидуально-личностное.Понятно, что это преломление в сознании и воплощение в поведении далеко невсегда бывает правильным: если бы юность знала, если бы старость могла!Поэтому зрелых людей поражает своеобразие и неожиданность форм молодежногопротеста, которые заслоняют от них содержание, смысл его. В то же время нельзязакрывать глаза на то, что некоторые неформальные молодежные группы под влияниемслепой ненависти встают на путь преступления и насилия. Этого любоецивилизованное общество терпеть не должно.
Часть 2. Молодежные неформальные группы в России
Неформальные группы молодежипоявились и у нас в стране после Великой Отечественной войны. Общество активновосставало тогда против «плесени», затем «стиляг» и т. д. В последнее времяколичество неформальных молодежных объединений резко возросло. Изучение их,проведенное, в частности, А. П. Файном, выявляет наличие многих уже знакомыхнам форм молодежного движения Запада. Сегодня молодежное движение, как и многиеобщественные движения современности, имеет глобальный характер. Наша молодежь,переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него,перенимая достоинства и недостатки неформалов других стран. В то же время унаших неформальных молодежных движений имеется и своя специфика. А нередко исвои, особые формы. Остановимся на том, какие неформальные объединенияподростков и юношей существуют в наших крупных городах.
Различные неформальные группымолодежи, как отмечает А. П. Файн, нередко контактируют и даже взаимодействуютдруг с другом. Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга, могутпереходить из одного молодежного объединения в другое. Правые экстремистывступают во временные союзы с металлистами и панками. Экстремисты левого толкавыступают объединенным фронтом против представителей всех остальных молодежныхнаправлений.
В крупном городе существуют обычноэпицентры взаимодействия различных групп неформалов — районные и городские.Районные места сборищ находятся, как правило, на окраинах. Там собираютсяметаллисты, панки, волнисты, брейкеры, рокеры, обычно дружески относящиеся другк другу, и враждующие с ними левые экстремисты. Подростки чаще всего знакомятсяс неформалами и подключаются к ним в районных эпицентрах. Затем они могутпереходить в группы городского эпицентра (где-нибудь на главных улицах).
Исследователи различаютконструктивные и неконструктивные неформальные объединения. Первые нередковыступают за более радикальные реформы общества. Некоторые неформалы ставятболее узкие задачи: сохранение и восстановление памятников истории и культуры,защита природы, физического и психического здоровья и пр. Конструктивныегруппы состоят обычно из взрослых и юношей. Наряду с ними существуютнеконституционные объединения, формирующиеся преимущественно из подростков.
Мотивы и формы участия молодежи внеформальных объединениях разные. Одних влечет туда только любопытство, и онифункционируют в самом внешнем слое движения, имеют к нему отношение «покасательной». Для других это форма проведения досуга, для третьих — поискальтернативного образа жизни. Последних хорошо показывает М. В. Розин,описывая современных московских хиппи.
Хиппи — это люди со своей философиейи своими правилами поведения. Они объединяются в Систему. Это своего рода клуб,войти в который может каждый. Для этого надо систематически участвовать вмероприятиях Системы («тусоваться») и познакомиться с другими ее членами.
Движение хиппи возникло у нас вовторой половине 60-х годов. Вначале оно было связано с интересом молодежи кджинсам и другой «хипповской» одежде, а затем и к книжной продукции идеологовэтого движения. Достигнув апогея в конце 70-х годов, хип-движение стало затемвытесняться панками, металлистами, брейкерами. Однако во второй половине 80-хгодов возникла новая волна интереса молодежи к хиппи.
Московская Система насчитывает сейчасоколо 2 тысяч участников в возрасте от 13 до 36 лет. В ней состоят школьники,студенты, рабочие, представители научной, технической и художественнойинтеллигенции. Многие из них часто меняют место работы, их привлекают должностисторожа, оператора котельной и пр., дающие много свободного времени.
Система делится на группы («тусовки»).В них бывает два слоя: «пионеры» и «олдовые», или «мамонты». К первым относятсяподростки, недавно ставшие хиппи, старательно усваивающие эту роль. «Олдовые»— старые члены Системы, серьезно вникающие в проблемы политики, религии,мистики, художественного творчества.
Все хиппи носят длинные, распущенныеволосы («хайр»), обычно расчесывая их на прямой пробор. Нередко лоб и затылокхиппи охватывает тонкая повязка («хайратник»). Многие мужчины отпускают такжебороду. Известны три основных причины ношения длинных волос этими людьми: 1)это более естественно, ближе к природе; 2) Иисус Христос носил длинные волосы ибороду, хиппи ему подражают; 3) длинные волосы позволяют лучше улавливатьизлучения космического разума, являясь своего рода индивидуальными«антеннами».
Хиппи носят джинсы, свитера,футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко рваная и потрепанная или ейспециально придают такой вид; искусственно делают дырки, ставят яркие заплатына джинсах и куртках. На одежде нередко делают надписи на английском языке.
Все хиппи носят украшения («феньки»):браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные), бусы на шее, крестики накожаных шнурках, изображения знаков зодиака, черепа и т.д. У современного хиппина груди повешен «ксивник» — небольшого размера прямоугольный мешочек изджинсовой ткани. В нем находятся документы и деньги.
В холодное время хиппи живут вгороде, ходят на «тусовки», а летом путешествуют на попутных машинах, разбиваютпалаточные городки.
Хиппи считают, что человек долженбыть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви. Раньшесвобода любви у хиппи сводилась к возможности открыто вступать в интимную связьс тем, кого любишь. Теперь хиппи говорят о любви, способствующей единениюлюдей. Хиппи проповедуют пацифизм: они призывают не отвечать на насилиенасилием, выступают против службы в армии. Хиппи верят в иную, «высшую»реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти кней можно через изменение состояния сознания посредством медитации илиискусства. Отсюда большой интерес хиппи к проблемам религии и творческойдеятельности.
Характерным для современных хиппиявляется стремление к естественности. Это выражается у них в желании неизменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос); не производитькаких-то целенаправленных, активных действий, бездействовать; бытьнепритязательными в быту, уметь переносить невзгоды и лишения.
Хиппи—романтики, любят все яркое,оригинальное, творческое. Они хотят быть свободными личностями, независимымиот общественных условностей. Поэтому хиппи в жизни действуют импульсивно. В тоже время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенном на любви кдругим людям. Однако декларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна.Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикуют.
Характеристику других неформальныхмолодежных объединений в нашей стране дает А. П. Файн. Так, распространенной унас группой являются панки, о которых мы уже упоминали в историческом обзоредвижения неформалов. Внешний вид их нарочито непригляден: петушинообразныйгребень на голове, завершающийся большим чубом, цепочки на лице, вызывающееразностилье в одежде (кожаный пиджак на голом теле, холщовая ткань на тонкой рубашкес жабо и т. д). Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойно.Многие из них употребляют наркотические и токсикоманические вещества. Панкиперемещаются из города в город, устанавливают между собой связи. Особенно ихактивность отмечается в Москве, С.-Петербурге и столицах стран Балтии.
Появление панков в городе связанообычно с увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с цельюнадругательства над личностью.
Получили известность у нас группы мажоров:«псевдоамериканцы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т.д. Они носятодежду и обувь, изготовленные в соответствующей западной стране. Использованиеносильных вещей производства какой-либо иной страны осуждается. Мажорысобирались когда-то около интуристовских гостиниц и магазинов на тусовки, гдепроисходила демонстрация и оценка приобретенных элементов туалета. В средемажоров формировался образ активного, предприимчивого, сильного человека,знающего 2—3 иностранных языка. Мажоры были против наркотиков, многие из нихактивно занимались спортом.
Имеется заметный слой подростков,подражающих мажорам. Они называются «реднеки». Включение в деятельность мажороввело у большей части подростков к падению интереса к учебе в школе, к нежеланиюосваивать какую-либо профессию. Напротив, другая часть мажоров считала своепребывание в группе временным, до накопления какого-то минимума материальныхсредств.
Получили распространение молодежныегруппы, объединенные увлечением каким-либо определенным занятием. Среди них наиболееизвестны брейкеры (поклонники брейк-данса), скейтбордисты (езда на специальныхдосках — скейтбордах) и рокеры.
Как уже известно читателю, рокерывсегда с мотоциклами. Они не только прекрасно водят машины, но и совершают наних акробатические трюки, например, едут некоторое время только на заднемколесе машины, а также прыгают на мотоцикле с трамплина, «джигитуют» и т. д.Рокеры ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до140—160 км/ч), со снятыми глушителями. Многие рокеры не имеют водительскихправ. Отмечены случаи угона ими чужих мотоциклов, заправки машины избензобаков личных автомобилей. В некоторых случаях рокеры вступают в связь суголовными элементами, нанимающими их для эскорта своих автомобилей и другихнеблаговидных дел. Педагогу следует использовать интерес рокеров к технике иавтоспорту для переключения их на общественно полезную деятельность.
Появились разнообразные молодежныегруппы — сателлиты, включающие в себя поклонников определенного певца ансамбля,жанра. Существуют приверженцы определенных футбольных команд — «фанаты»(«фэны»). Подобные группы не имеют обычно какой-то своей «философии».
Наиболее многочисленной группойнеформалов становятся поклонники металлического рока. Он имеет несколькопризнанных разновидностей: «тяжелый металлический рок» («хэви метал рок»), «черныйметаллический рок» («блэк метал рок»), «скоростной металлический рок» («спидметал рок»). Для этой музыки свойственны жесткий ритм, мощность звучания,большая свобода импровизации исполнителей.
Среди металлистов склонны кправонарушениям поклонники ансамблей «спид метал». Уже сам их внешний видвызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро отточенными шипами, большимколичеством металла, помещенном на груди перевернутым крестом, на майках написанноекраской слово «сатана» на английском языке. Они исповедуют культ сатаны, частоназывая себя сатанистами. Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие кнасилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны к хулиганскимпоступкам, к провоцированию враждебных столкновений различных молодежных группи участию в них. Часть металлистов питает симпатии к правым экстремистам, в томчисле к неофашистам.
К металлистам примыкают группыподростков, которых привлекает не столько рок-музыка, сколько модный костюмнеформалов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки. Они получилиназвание «лохи». Поверхностно разбираясь в проблемах металлического рока, лохивыступают блюстителями «чистоты» правил металлиста, ведут себя с окружающими оченьвызывающе и агрессивно.
Было бы несправедливо говорить опротивоправном поведении всех металлистов. В частности, среди таких подростковимеются настоящие знатоки и ценители металлического рока, занятые в основномпрослушиванием и обсуждением музыкальных произведений подобного жанра. Онимиролюбивы, не увлекаются атрибутикой, готовы контактировать с официальнымиорганизациями.
В настоящее время получаютраспространение немногочисленные, но привлекающие заметное вниманиевстревоженного общества правоэкстремистские группы. В основном они проповедуютнеофашизм. Выглядят внешне обычно так: узкие брюки, черные куртки, белыерубашки с черным узким галстуком, ботинки или кирзовые сапоги. Многие делаюттатуировку: фашистская свастика и другие символы «коричневых». В группах такаяже система соподчинения, как у гитлеровских фашистов: «гауп-штурмфюреры»,«штурмбанфюреры», «оберы» и т. д. В нацистских группах проповедуется культсильной личности, расизм, шовинизм, имеется интерес к черной магии. Многие членыэтих групп систематически занимаются физической подготовкой. Правыеэкстремисты не скрывают своих взглядов, готовы активно вступать по ним вдискуссию. Остальные неформалы, кроме панков и черных металлистов, не питают кним симпатии, нередко осуждают их воззрения. Надо сказать, что подростки внацистских группах увлекаются в основном атрибутами и ритуалами своейорганизации. Дело весьма осложняется, когда во главе группы становится взрослыйчеловек с подлинно реакционными взглядами. Тогда такая группа становитсясоциально опасной.
Известны молодежные группылевоэкстремистского типа. Члены этих групп стригутся под полубокс, носятзачесанные назад волосы, обычно полностью бреют лицо, на груди носят значки сизображениями видных советских партийных и государственных деятелей. Члены этихгрупп крайне неприязненно относятся к приверженцам западной культуры иидеологии, ведя против них настоящую войну: освистывают приезжающих к намзападных артистов, отнимают у мажоров импортные вещи, отрезают длинные волосыу хиппи и т. д. Часто такие действия сопровождаются избиениемнеформалов-«западников».
Часть 3.Индивидуальный подход к школьникам-неформалам
Как относиться к неформальныммолодежным объединениям учителям средней школы? На этот счет существуют различныемнения. Одни люди считают, что все неформальные группы молодежи следуетзапретить и немедленно распустить. Другие, напротив, призывают способствоватьразвитию неформальных групп, дающих возможность старшим подросткам и юношам«перебеситься» и найти себя в жизни. Как все крайние точки зрения, этивоззрения ошибочны. Нельзя дать рекомендации правильного отношения ко всемгруппам. Слишком различны они по своим устремлениям: от просоциальных дообщественно опасных и противоправных. Поэтому начинать надо с изученияособенностей тех неформальных групп, с которыми педагогу приходится сталкиваться.К каждому члену неформальной группы надо найти свой особый, индивидуальныйподход. Для этого надо разобраться в особенностях его личности, биографии,причинах и обстоятельствах его вхождения в данное молодежное объединение.
О требованиях к психологическимисследованиям неформальных групп достаточно подробно говорят Д. И. Фельдштейн иЛ. А. Радзиховский. [4] Они, в частности, указывают педагогу на необходимость выработатьумение ставить себя на место школьника-«неформала», вести с ним диалог наравных, добиваться взаимопонимания.
Каковы первостепенные задачи изучениягрупп неформалов? Начинать следует с получения самых общих сведений о них:сколько подобных неформальных объединений в данной местности; каковоколичество участников в каждом из них; кто в них входит (возраст, пол,национальность, социальное происхождение, образование, семья); связаны ли онис антисоциальными группами, правонарушителями, наркоманами, хулиганами;имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму, спекуляции или развратномуповедению. Далее, следует получить ответы на вопросы социологическогохарактера: интересы и культурный уровень членов группы; социальные инравственные ценности (идеалы, убеждения, стремления) и т. д. Желательновыяснить структуру и динамику группы: кто может быть членом группы, требованияк нему, правила приема и выбытия, постоянен ли состав группы, как определяетсялидер объединения молодежи, отношение к внешнему миру, наличие тенденции кросту или распаду группы.
Затем следует получить фактическийматериал для разработки психологической характеристики наблюдаемогонеформального объединения молодежи. Так, важно понять мировосприятие членовгруппы. Например, как смотрят на окружающую среду, людей и предметы неформалы,увлекающиеся рок-музыкой? Можно ли сравнивать их взгляд на вещи со взглядомпрофессиональных музыкантов? Необходимо также выявить, какие личностные особенностиразвивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы. Кпримеру, определить, действительн