Реферат по предмету "Педагогика. Психология, Общение, Человек"


"Трудные" подростки и неформальные группы общения

Содержание.
Введение………………………………………………………………………..3
Часть 1.
Краткая история молодёжныхнеформальных групп………………………..4
Часть 2.
Молодёжные неформальные группы вРоссии………………………………13
Часть 3.
Индивидуальный подход кшкольникам-неформалам………………………20
Список литературы…………………………………………………………….25
                                                   Введение.
Проблема трудных учащихся – одна изцентральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей ввоспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной испециальной психологии, педагогике просто отпала бы, и я бы не писала этотреферат.
Большая общественная важностьобсуждаемой проблемы становится очевидной особенно сегодня, в период построениядемократического государства с рыночной экономикой. Тяжёлое экономическоеположение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового –всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам.Особенно тяжело в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжиусилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослымповедение, чаще стали проявляться жестокость и агрессивность. Вышеуказаннымипричинами можно объяснить  появление иширокое распространение неформальных молодёжных групп общения. В рефератепойдёт речь об истории возникновения этих групп на западе, о неформалах вРоссии и о том, как найти подход к таким подросткам педагогу.
Часть 1.Краткая история молодежных неформальных групп
Для того чтобы понять трудныхподростков и юношей из не­формальных молодежных групп, надо знать историювозник­новения и развития этих групп в мире, их современные виды, причинывозникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение инаметить средства воспитательного воз­действия. Достаточно подробный материалоб этом имеется в сбор­нике научных трудов, посвященном психологическимпроблемам изучения неформальных молодежных объединений. В своем даль­нейшемизложении мы используем данные этой книги.
Неформальные молодежные группыприобрели наибольшую выраженность в странах Запада. Возникновение их связано сне­приятием молодежью сложившихся в их странах общественно-эко­номическихсистем, социальных и духовных ценностей. Это про­тест против существующихпорядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческогосуществования. Этот молодеж­ный протест значительно усиливался в периодобщественных пе­реломов и кризисов.
В конце 40-х — начале 50-х годов вразличных западных странах стали появляться в значительном количестве небольшиегруппы молодежи, стремившиеся обособиться от окружающего общества,противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда,специфические жесты, язык, способы поведения и осо­бые формы искусства, впервую очередь музыки. Для них характе­рен пристальный интерес к самому себе исебе подобным, к му­зыке и в то же время, пробуждающееся стремление к участию вполитической жизни. Таковыми были, в частности, битники, не имевшие постоянногоместа жительства, обитавшие в подвалах, носившие примитивные одежды. Свой образжизни они демонст­ративно противопоставляли презираемому ими буржуазномукомфорту. Они были заняты поисками смысла жизни и не отвер­гали работу, но лишьпо желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни.[1]
1953-1954 гг. — начало эрырок-н-ролла. Его звезды: Билли Хэйли, Бадди Холли, Чак Берри, Элвис Пресли.Рок-н-ролл возник из соединения африканского блюза и музыки североамериканскогоЮга (хиллбилли). С помощью дискотек рок начал фор­мировать новый тип массовойкультуры, затрагивая широкий круг проблем — от секса до внешней политики.Правящие круги запад­ных стран, преодолев первоначальную враждебность, непрепятствовали распространению рока. Они лишь постарались с помощью средствмассовой информации убрать в музыке ноты протеста и использовать ее в такомвиде для устранения общественного недовольства, отвлечения внимания от острых инерешенных социальных проблем.
В сходное положение попалипредставители распространившейся в середине 60-х годов бит-музыки (Битлз,Роллинг Стоунз, Дейв Кларк, Файв, Ху). Отражая широкий спектр молодежныхпроблем, битлы, естественно, стремились сделать свою музыку-протест популярной.Она стала производиться и продаваться в боль­шом количестве, превращаясь темсамым в товар.
В середине 50-х годов во многихевропейских странах появи­лись «сердитые молодые люди», одетые в кожаныепиджаки. Возраст их от 14 до 20 лет. Они были выходцами из бедных рабочих семей,многие потеряли в войну отцов и не имели работы. Стре­мясь привлечь вниманиеобщественности к своему драматическому положению, они громили витринымагазинов, оформление улиц и мест большого скопления людей. Позднее возниклосход­ное движение теддов. В слепой ненависти и гневе они выходили на улицы иобрушивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих,особенно небелого цвета кожи.
В 1964 г. появилась молодежнаягруппа mods. Возраст участни­ков от 12 до 20 лет. Это выходцы из семейквалифицированных рабочих. Пародируя принятые в обществе манеры падения они былиподчеркнуто тщательны в одежде и прическах. Трудясь в рабочие дни недели, онибунтовали по выходным в местах публич­ного отдыха (кафе, дискотеках и т.д.).Выступая подобно «сердитым молодым людям» и теддам против окружающих, ониделали это в скандальной, кричащей форме.
На смену указанным молодежным группампришло несравненно более массовое и мощное хип-движение. Своего пика оно достиг­лов 1967 г.В течение ряда лет хиппи заполняли улицы больших городов Западной Европы иСеверной Америки. Особенно нрави­лись им Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лондон. Вбольшинстве сво­ем хиппи вышли из зажиточных мелкобуржуазных семей, некоторые — из «высшего света».
В противоположность идеалам идогматам современного запад­ного общества хиппи выдвинули свою, болеегуманистическую, как они считали, систему ценностей. «Творите любовь, а не вой­ну»— один из лозунгов хип-движения. Они подчеркивали красоту земного мира, радостьи богатство человеческих чувств. В одежде хиппи использовали красочные атрибутыразных национальных культур: буддистские четки, индейские талисманы, амулеты,мо­касины, европейские гитары и губные гармошки. Символом хип-движения былицветы. Они означали для них любовь и естествен­ную, не изуродованнуюусловностями человеческую жизнь. Хиппи критиковали поколение отцов за то, чтооно опошлило и сделало карикатурным все естественные проявления человеческойсущ­ности: труд, общение, игру, юмор. Короче, жизнь стала «кладби­щем комфортаи роскоши», а хиппи не хотели быть «заживо похороненными». Они протестовали противприглаженности, се­рости, однотонности жизни, ее бездушности, подчиненности фор­мальнымправилам, подавления индивидуальности. Хиппи были приверженцами тотальнойреволюции, выступали за подлинную демократию, власть народа, за «эмоциональныйсоциализм».
Однако, по признанию одного излидеров хиппи А. Хофмана, их заговор становился все более агрессивным. Детицветов теряли мирный нрав и обрастали шипами. В 1966 г. под влияниемхип-движения произошло бурное выступление левацки настроенных студентов в Париже.Выдвинув абстрактные лозунги («Фантазию — к власти!» и т. п.), студентыустраивали массовые демонстрации протеста, создавали баррикады, провоцировалистолкновения с полицией. К студентам примкнула часть парижских горожан. Тольковмешательство демократических сил предотвратило кровавое по­давлениестуденческого бунта властями. С ними вступили в пере­говоры. В результатестуденты добились демократизации и усо­вершенствования системы высшегообразования в стране, удовлетворения некоторых требований трудящихся.
К политическим проблемам добавилисьэкономические: пре­бывание в крупных городах больших групп неорганизованной мо­лодежиприводило к голоду в их среде, болезням и эпидемиям. Это заставило хиппизаняться материальным производством. Со­здаются небольшие ремесленныемастерские, сельскохозяйствен­ные фермы. Причем диггеры, особое направление вхип-движении, пытаются игнорировать товарно-денежные отношения. В их магазинахвсе отдается даром. Естественно, долго продержаться такие предприятия несмогли. В это же время движение «подполье» направляет свои усилия на духовныепреобразования общества: они начинают издавать большое количество газет ижурналов, в которых обсуждают проблемы секса, религии, комиксов, поп-искусства.
Заметным явлением в хип-движении былосоздание коммун. Так, в одних США в конце 60-х годов их было более трехсот. Вгородах члены коммуны занимались в основном ремесленным тру­дом, производствоми продажей изделий искусства, в деревне — напряженным физическим трудом. Онихотели сформировать у себя «новое сознание», заменить конкуренциюсотрудничеством, централизацию — децентрализацией, стандартизацию — ориги­нальностью,авторитет — коллективным разумом.
В это время часть молодежи видитвыход из затруднений дви­жения хиппи в нарочитой политизации своего поведения,в по­исках «политической конфронтации с господствующей системой». Они называлисебя йипи. Призывая к революционной активно­сти, йипи не проводили никакойпродолжительной просвети­тельской и политической работы среди масс.Революционные из­менения в обществе они связывали не с качественными егопреобразованиями, а с изменением стиля жизни. Они не приме­няли понятий«собственность», «общественные отношения», но любили говорить о конфликтепоколений, делили мир на «моло­дых» и «старых». В августе 1968 г. в Чикаго заседалсъезд демокра­тической партии, обсуждавший кандидатов в президенты США.Высмеивая существующие формы американской демократии, 15 тысяч йипиорганизовали марш в этот город. Их встретили поли­цейские дубинки и гранаты сослезоточивым газом. Три дня про­должалось жестокое избиение протестующеймолодежи. После этого движение йипи с его наивной программой борьбы с существую­щимстроем общества перестает существовать.
Кризис движения хиппи привелзначительную часть молодежи к разочарованию и подавленности, обратил к крайнесубъектив­ным формам противопоставления себя обществу. Во многих моло­дежныхкоммунах стала внедряться идея сексуальной революции, новых и свободныхотношений между полами, члены коммуны вели общее хозяйство, сообща воспитывалидетей, некоторые из них имели общих сексуальных партнеров. Бросая вызовсуществу­ющему обществу, фальшивым формам интимных отношений, про­поведники«сексуального освобождения» публично совершали половые акты. Некоторые из нихрассматривали сексуальную ре­волюцию как часть революции социалистической,связывая с пер­вой дальнейший прогресс общества, значительное повышениепроизводительности труда, творческий расцвет личности. Однако это движениебыстро потеряло свой протестующий смысл, не­редко сводясь на практике кдискуссиям на темы порнографии. Предприимчивые дельцы использовали этот взрывинтересов мо­лодежи к сексу: в западных странах появились в большом количе­ствесекс-магазины, секс-журналы, эротические центры.
Выражением крайнего отчаяния ипротеста была возникшая на грани 60-х и 70-х годов «революция озаренияпосредством нар­котиков». Утверждалось, что лишь путем систематического принятиянаркотических средств становится возможным развитие чувственности,«раздвижение» познания мира, установление свя­зей между людьми. Для многихмолодых людей в этом и сегодня видится единственный путь разрешения их трудныхжизненных проблем.
В эти же кризисные годы молодежногодвижения возникают разнообразные религиозные секты. Они стремятся «евангелизироватьконтркультуру». Получают также распространение и другие религиозные взгляды иверования, особенно связанные с индуи­стской философией.
В 70-е годы возникают и более«мирные», целеустремленные виды молодежного несогласия с обществом: движение«зеленых», группы новой демократии, защиты прав женщин, безработных и т. д.Молодежь проводит кампании: «Рок против правых», «Нет стартовым площадкам длятретьей мировой!». Таким образом, на­сущные, животрепещущие проблемысовременного общества по­падают в центр внимания молодежи, активно включающейсяв движение протеста.
С середины 70-х годов в развитыхкапиталистических странах распространяется движение рокеров. Этопреимущественно моло­дые люди из низкооплачиваемых семей, рабочие и учащиеся.Ро­керы всегда с мотоциклами. Мчась на них с головокружительной скоростью попустынным улицам больших городов, рокеры ис­пытывают «чувство сладостногоосвобождения от оков общества». Рокеры стремятся найти удовлетворяющие ихидеалы жизни в общении с себе подобными, в своих рок-клубах.
В ФРГ все больше становитсянацирокеров. Исповедуя неофа­шизм, они с ненавистью преследуют всех «левых».
Массовое распространение в настоящеевремя получили клубы болельщиков, так называемые фан-клубы. Подчас члены этихклу­бов — не просто спортивные болельщики, а пропагандисты экст­ремизма инасилия, межнациональной розни. Например, фут­больный матч на кубок ЕвропыФРГ—Турция западногерманские фанаты использовали для демонстрации ненависти клюдям ту­рецкого происхождения.
Еще более крайние позиции занимают вВеликобритании и Западной Германии «бритоголовые» («скинхэды», «скины»). Онивыходцы из среды люмпен-пролетариев. Тяжелое существование породило у нихслепую ненависть к более состоятельным людям и стремление к ничем не прикрытомунасилию по отношению к окружающим. Из них формируются основные «кадры» неонациз­ма.Однако ряды их неоднородны. Не всякий «бритоголовый» — фашист. Для многих изних участие в этих группах — лишь сред­ство выразить свой протест противравнодушного отношения к ним общества.
Известны и группы попперов,отрицающих отрицание. Они осуждают критичное и протестующее поколение своих«левых» отцов, стремятся не видеть плохое в жизни и наслаждаться имею­щимисяблагами.
Большую известность в современноммире получили панки. Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они, не­годуя,сознательно стремятся вызвать у членов этого общества отрицательную реакцию,даже отвращение к себе. «Шокировать и провоцировать!» — их лозунг. Вособенности сказанное относится к группам панк-рока. Подобные взгляды находятвыражение даже во внешнем облике панков, разительно отличающемся от всех дру­гихлюдей: у них гладко выбритые черепа, экстравагантные при­чески, причудливорасписанные красной или черной краской лица, разодранная одежда (джинсы,кожаные куртки), на шеях ошей­ники для собак и цепи от унитаза. Многие из нихмрачно и без­надежно смотрят в будущее, но некоторые группы находят выход впрогрессивных формах политической борьбы. Так, летом 1976 г. ан­глийские панкивыступали под лозунгом: «Любить музыку — нена­видеть расизм». Отсюда пошлодвижение «рок против расизма».
В последние годы возникло и сталошироко распространяться новое молодежное неформальное движение — киберпанкизм.Оно происходит от слов «кибернетика» и «панк». Фантаст и математик Р. Оаккерназвал его «синтезом человека и машины». Б. Стерлинг характеризует киберпанкизмкак «греховный альянс техническо­го мира с низшими проявлениями поп-культуры иуличной анар­хией». Американский писатель У. Гибсон в романе «Невроманктик» описалмир киберпанков, в котором живут девушки с остекленевшими взорами и взвинченныеюноши. Мозги молодых людей присоединены к техническим устройствам, усиливающимумственные возможности.
Имеется 2 категории киберпанков:осознающие и не осо­знающие свою принадлежность к киберпанкам. Вторыхзначительно больше. Это люди разных профессий, возрастов, социальной при­надлежности,страстно влюбленные в компьютеры. Полотна ки­берпанков, выполненные средствамикомпьютерной графики, уже выставляются в картинных галереях; журналыкиберпанков изда­ются на компьютерах и передаются на экраны по компьютернымсетям. Несколько популярных эстрадных групп пропагандируют музыку киберпанков.Они записываются на компакт-диски. Новая техника позволяет киберпанкам выходитьв пространство телефон­ных номеров и факсов, используемых для компьютернойсвязи. Тем самым перед ними открываются все временные, государственные исоциальные границы. Ожидался расцвет киберпанкизма в годы президентстваКлинтона, который стремился сделать США миро­вым лидером в разработке высокихтехнологий.
Киберпанки сжились с техникой, чегоне смогли сделать все предшествующие неформальные молодежные движения. Они хо­тятиспользовать ее для установления связи искусства и науки, литературы ипромышленности. Киберпанки поняли: или мы под­чиним технику себе, или онаподчинит нас.
Изложенное показывает, что нельзяпо-обывательски сводить сущность неформального молодежного движения в западныхстра­нах к причудам и странностям «бесящейся от жира», «неизвестно чего желающей»,«похотливой и развратной» молодежи. Причины возникновения движения неформаловна Западе в трудностях на­хождения молодежью своего места в жизни, обостренномвос­приятии социальных несовершенств и несправедливостей, юно­шескоммаксимализме, своеобразном сочетании рассудочности с большой эмоциональностью ит. д. Социальное преломляется че­рез возрастное и индивидуально-личностное.Понятно, что это преломление в сознании и воплощение в поведении далеко невсегда бывает правильным: если бы юность знала, если бы ста­рость могла!Поэтому зрелых людей поражает своеобразие и не­ожиданность форм молодежногопротеста, которые заслоняют от них содержание, смысл его. В то же время нельзязакрывать глаза на то, что некоторые неформальные молодежные группы под вли­яниемслепой ненависти встают на путь преступления и насилия. Этого любоецивилизованное общество терпеть не должно.
Часть 2. Молодежные неформальные группы в России
Неформальные группы молодежипоявились и у нас в стране после Великой Отечественной войны. Общество активновосста­вало тогда против «плесени», затем «стиляг» и т. д. В последнее времяколичество неформальных молодежных объединений резко возросло. Изучение их,проведенное, в частности, А. П. Файном, выявляет наличие многих уже знакомыхнам форм молодежного движения Запада. Сегодня молодежное движение, как и многиеобщественные движения современности, имеет глобальный ха­рактер. Наша молодежь,переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него,перенимая достоинства и недостатки неформалов других стран. В то же время унаших не­формальных молодежных движений имеется и своя специфика. А нередко исвои, особые формы. Остановимся на том, какие неформальные объединенияподростков и юношей существуют в наших крупных городах.
Различные неформальные группымолодежи, как отмечает А. П. Файн, нередко контактируют и даже взаимодействуютдруг с другом. Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга, могутпереходить из одного молодежного объединения в другое. Пра­вые экстремистывступают во временные союзы с металлистами и панками. Экстремисты левого толкавыступают объединенным фронтом против представителей всех остальных молодежныхна­правлений.
В крупном городе существуют обычноэпицентры взаимодей­ствия различных групп неформалов — районные и городские.Рай­онные места сборищ находятся, как правило, на окраинах. Там собираютсяметаллисты, панки, волнисты, брейкеры, рокеры, обычно дружески относящиеся другк другу, и враждующие с ними левые экстремисты. Подростки чаще всего знакомятсяс неформа­лами и подключаются к ним в районных эпицентрах. Затем они могутпереходить в группы городского эпицентра (где-нибудь на главных улицах).
Исследователи различаютконструктивные и неконструктивные неформальные объединения. Первые нередковыступают за бо­лее радикальные реформы общества. Некоторые неформалы ста­вятболее узкие задачи: сохранение и восстановление памятников истории и культуры,защита природы, физического и психиче­ского здоровья и пр. Конструктивныегруппы состоят обычно из взрослых и юношей. Наряду с ними существуютнеконституци­онные объединения, формирующиеся преимущественно из под­ростков.
Мотивы и формы участия молодежи внеформальных объ­единениях разные. Одних влечет туда только любопытство, и онифункционируют в самом внешнем слое движения, имеют к нему отношение «покасательной». Для других это форма проведения досуга, для третьих — поискальтернативного образа жизни. По­следних хорошо показывает М. В. Розин,описывая современных московских хиппи.
Хиппи — это люди со своей философиейи своими правилами поведения. Они объединяются в Систему. Это своего рода клуб,войти в который может каждый. Для этого надо систематически участвовать вмероприятиях Системы («тусоваться») и познако­миться с другими ее членами.
Движение хиппи возникло у нас вовторой половине 60-х го­дов. Вначале оно было связано с интересом молодежи кджинсам и другой «хипповской» одежде, а затем и к книжной продукции идеологовэтого движения. Достигнув апогея в конце 70-х годов, хип-движение стало затемвытесняться панками, металлистами, брейкерами. Однако во второй половине 80-хгодов возникла но­вая волна интереса молодежи к хиппи.
Московская Система насчитывает сейчасоколо 2 тысяч участ­ников в возрасте от 13 до 36 лет. В ней состоят школьники,студен­ты, рабочие, представители научной, технической и художественнойинтеллигенции. Многие из них часто меняют место работы, их привлекают должностисторожа, оператора котельной и пр., дающие много свободного времени.
Система делится на группы («тусовки»).В них бывает два слоя: «пионеры» и «олдовые», или «мамонты». К первым относятсяпод­ростки, недавно ставшие хиппи, старательно усваивающие эту роль. «Олдовые»— старые члены Системы, серьезно вникающие в проблемы политики, религии,мистики, художественного твор­чества.
Все хиппи носят длинные, распущенныеволосы («хайр»), обыч­но расчесывая их на прямой пробор. Нередко лоб и затылокхиппи охватывает тонкая повязка («хайратник»). Многие мужчины от­пускают такжебороду. Известны три основных причины ношения длинных волос этими людьми: 1)это более естественно, ближе к природе; 2) Иисус Христос носил длинные волосы ибороду, хиппи ему подражают; 3) длинные волосы позволяют лучше улав­ливатьизлучения космического разума, являясь своего рода ин­дивидуальными«антеннами».
Хиппи носят джинсы, свитера,футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко рваная и потрепанная или ейспециально придают такой вид; искусственно делают дырки, ставят яркие зап­латына джинсах и куртках. На одежде нередко делают надписи на английском языке.
Все хиппи носят украшения («феньки»):браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные), бусы на шее, крестики накожаных шнурках, изображения знаков зодиака, черепа и т.д. У современного хиппина груди повешен «ксивник» — небольшо­го размера прямоугольный мешочек изджинсовой ткани. В нем находятся документы и деньги.
В холодное время хиппи живут вгороде, ходят на «тусовки», а летом путешествуют на попутных машинах, разбиваютпалаточ­ные городки.
Хиппи считают, что человек долженбыть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви. Раньшесвобода любви у хиппи сводилась к возможности открыто вступать в интимную связьс тем, кого любишь. Теперь хиппи говорят о любви, способ­ствующей единениюлюдей. Хиппи проповедуют пацифизм: они призывают не отвечать на насилиенасилием, выступают против службы в армии. Хиппи верят в иную, «высшую»реальность, су­ществующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Вый­ти кней можно через изменение состояния сознания посредством медитации илиискусства. Отсюда большой интерес хиппи к про­блемам религии и творческойдеятельности.
Характерным для современных хиппиявляется стремление к естественности. Это выражается у них в желании неизменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос); не про­изводитькаких-то целенаправленных, активных действий, без­действовать; бытьнепритязательными в быту, уметь переносить невзгоды и лишения.
Хиппи—романтики, любят все яркое,оригинальное, твор­ческое. Они хотят быть свободными личностями, независимымиот общественных условностей. Поэтому хиппи в жизни действуют импульсивно. В тоже время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенном на любви кдругим людям. Однако де­кларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна.Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикуют.
Характеристику других неформальныхмолодежных объединений в нашей стране дает А. П. Файн. Так, распространенной унас груп­пой являются панки, о которых мы уже упоминали в историче­ском обзоредвижения неформалов. Внешний вид их нарочито не­пригляден: петушинообразныйгребень на голове, завершающийся большим чубом, цепочки на лице, вызывающееразностилье в одежде (кожаный пиджак на голом теле, холщовая ткань на тон­кой рубашкес жабо и т. д). Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойно.Многие из них употребляют наркоти­ческие и токсикоманические вещества. Панкиперемещаются из города в город, устанавливают между собой связи. Особенно ихактивность отмечается в Москве, С.-Петербурге и столицах стран Балтии.
Появление панков в городе связанообычно с увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с цельюнад­ругательства над личностью.
Получили известность у нас группы мажоров:«псевдоамери­канцы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т.д. Они носятодежду и обувь, изготовленные в соответствующей западной стра­не. Использованиеносильных вещей производства какой-либо иной страны осуждается. Мажорысобирались когда-то около ин­туристовских гостиниц и магазинов на тусовки, гдепроисходила демонстрация и оценка приобретенных элементов туалета. В сре­демажоров формировался образ активного, предприимчивого, сильного человека,знающего 2—3 иностранных языка. Мажоры были против наркотиков, многие из нихактивно занимались спортом.
Имеется заметный слой подростков,подражающих мажорам. Они называются «реднеки». Включение в деятельность мажороввело у большей части подростков к падению интереса к учебе в школе, к нежеланиюосваивать какую-либо профессию. Напротив, другая часть мажоров считала своепребывание в группе временным, до накоп­ления какого-то минимума материальныхсредств.
Получили распространение молодежныегруппы, объединенные увлечением каким-либо определенным занятием. Среди них наи­болееизвестны брейкеры (поклонники брейк-данса), скейтбор­дисты (езда на специальныхдосках — скейтбордах) и рокеры.
Как уже известно читателю, рокерывсегда с мотоциклами. Они не только прекрасно водят машины, но и совершают наних акробатические трюки, например, едут некоторое время только на заднемколесе машины, а также прыгают на мотоцикле с трам­плина, «джигитуют» и т. д.Рокеры ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до140—160 км/ч), со снятыми глушителями. Многие рокеры не имеют водительскихправ. Отме­чены случаи угона ими чужих мотоциклов, заправки машины избензобаков личных автомобилей. В некоторых случаях рокеры вступают в связь суголовными элементами, нанимающими их для эскорта своих автомобилей и другихнеблаговидных дел. Пе­дагогу следует использовать интерес рокеров к технике иавто­спорту для переключения их на общественно полезную деятель­ность.
Появились разнообразные молодежныегруппы — сателлиты, включающие в себя поклонников определенного певца ансамбля,жанра. Существуют приверженцы определенных футбольных команд — «фанаты»(«фэны»). Подобные группы не имеют обычно какой-то своей «философии».
Наиболее многочисленной группойнеформалов становятся поклонники металлического рока. Он имеет несколькопризнанных разновидностей: «тяжелый металлический рок» («хэви метал рок»), «черныйметаллический рок» («блэк метал рок»), «скоростной металлический рок» («спидметал рок»). Для этой музыки свой­ственны жесткий ритм, мощность звучания,большая свобода им­провизации исполнителей.
Среди металлистов склонны кправонарушениям поклонники ансамблей «спид метал». Уже сам их внешний видвызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро отточенными шипами, боль­шимколичеством металла, помещенном на груди перевернутым крестом, на майках написанноекраской слово «сатана» на анг­лийском языке. Они исповедуют культ сатаны, частоназывая себя сатанистами. Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие кнасилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны к хулиганскимпоступкам, к провоцированию враждеб­ных столкновений различных молодежных группи участию в них. Часть металлистов питает симпатии к правым экстремистам, в томчисле к неофашистам.
К металлистам примыкают группыподростков, которых при­влекает не столько рок-музыка, сколько модный костюмнефор­малов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки. Они получилиназвание «лохи». Поверхностно разбираясь в про­блемах металлического рока, лохивыступают блюстителями «чи­стоты» правил металлиста, ведут себя с окружающими оченьвы­зывающе и агрессивно.
Было бы несправедливо говорить опротивоправном поведении всех металлистов. В частности, среди таких подростковимеются настоящие знатоки и ценители металлического рока, занятые в основномпрослушиванием и обсуждением музыкальных произ­ведений подобного жанра. Онимиролюбивы, не увлекаются ат­рибутикой, готовы контактировать с официальнымиорганиза­циями.
В настоящее время получаютраспространение немногочис­ленные, но привлекающие заметное вниманиевстревоженного общества правоэкстремистские группы. В основном они пропо­ведуютнеофашизм. Выглядят внешне обычно так: узкие брюки, черные куртки, белыерубашки с черным узким галстуком, бо­тинки или кирзовые сапоги. Многие делаюттатуировку: фашист­ская свастика и другие символы «коричневых». В группах такаяже система соподчинения, как у гитлеровских фашистов: «гауп-штурмфюреры»,«штурмбанфюреры», «оберы» и т. д. В нацист­ских группах проповедуется культсильной личности, расизм, шовинизм, имеется интерес к черной магии. Многие членыэтих групп систематически занимаются физической подготовкой. Пра­выеэкстремисты не скрывают своих взглядов, готовы активно вступать по ним вдискуссию. Остальные неформалы, кроме пан­ков и черных металлистов, не питают кним симпатии, нередко осуждают их воззрения. Надо сказать, что подростки внацист­ских группах увлекаются в основном атрибутами и ритуалами своейорганизации. Дело весьма осложняется, когда во главе группы становится взрослыйчеловек с подлинно реакционны­ми взглядами. Тогда такая группа становитсясоциально опас­ной.
Известны молодежные группылевоэкстремистского типа. Чле­ны этих групп стригутся под полубокс, носятзачесанные назад волосы, обычно полностью бреют лицо, на груди носят значки сизображениями видных советских партийных и государственных деятелей. Члены этихгрупп крайне неприязненно относятся к при­верженцам западной культуры иидеологии, ведя против них на­стоящую войну: освистывают приезжающих к намзападных арти­стов, отнимают у мажоров импортные вещи, отрезают длинные волосыу хиппи и т. д. Часто такие действия сопровождаются из­биениемнеформалов-«западников».
Часть 3.Индивидуальный подход к школьникам-неформалам
Как относиться к неформальныммолодежным объединениям учителям средней школы? На этот счет существуют различныемнения. Одни люди считают, что все неформальные группы мо­лодежи следуетзапретить и немедленно распустить. Другие, напро­тив, призывают способствоватьразвитию неформальных групп, дающих возможность старшим подросткам и юношам«перебесить­ся» и найти себя в жизни. Как все крайние точки зрения, этивоззрения ошибочны. Нельзя дать рекомендации правильного отношения ко всемгруппам. Слишком различны они по своим устремлениям: от просоциальных дообщественно опасных и про­тивоправных. Поэтому начинать надо с изученияособенностей тех неформальных групп, с которыми педагогу приходится стал­киваться.К каждому члену неформальной группы надо найти свой особый, индивидуальныйподход. Для этого надо разобраться в особенностях его личности, биографии,причинах и обстоятель­ствах его вхождения в данное молодежное объединение.
О требованиях к психологическимисследованиям неформальных групп достаточно подробно говорят Д. И. Фельдштейн иЛ. А. Радзиховский. [4] Они, в частности, указывают педагогу на необходимость выработатьумение ставить себя на место школьника-«неформала», вести с ним диалог наравных, добиваться взаимопонимания.
Каковы первостепенные задачи изучениягрупп неформалов? Начинать следует с получения самых общих сведений о них:сколь­ко подобных неформальных объединений в данной местности; каковоколичество участников в каждом из них; кто в них входит (возраст, пол,национальность, социальное происхождение, об­разование, семья); связаны ли онис антисоциальными группа­ми, правонарушителями, наркоманами, хулиганами;имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму, спекуляции или раз­вратномуповедению. Далее, следует получить ответы на вопросы социологическогохарактера: интересы и культурный уровень чле­нов группы; социальные инравственные ценности (идеалы, убеж­дения, стремления) и т. д. Желательновыяснить структуру и ди­намику группы: кто может быть членом группы, требованияк нему, правила приема и выбытия, постоянен ли состав группы, как определяетсялидер объединения молодежи, отношение к внешнему миру, наличие тенденции кросту или распаду группы.
Затем следует получить фактическийматериал для разработки психологической характеристики наблюдаемогонеформального объединения молодежи. Так, важно понять мировосприятие чле­новгруппы. Например, как смотрят на окружающую среду, лю­дей и предметы неформалы,увлекающиеся рок-музыкой? Мож­но ли сравнивать их взгляд на вещи со взглядомпрофессиональных музыкантов? Необходимо также выявить, какие личностные осо­бенностиразвивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы. Кпримеру, определить, действительн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поглощенность собой
Реферат Удивительные приключения братьев Дзено, или Острова, которых не было
Реферат Организация снабжения предприятий общественного питания, сырьём, полуфабрикатами и материально-техническими средствами
Реферат Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром
Реферат Развитие физики
Реферат Спасенные из-под песка забвения
Реферат Эффективность выпуска и размещения государственных ценных бумаг в современной России
Реферат Проект сервисного центра по обслуживанию владельцев транспортных средств г. Сыктывкара. Разработка услуги по обслуживанию и ремонту скутеров
Реферат Право приватної власності фізичних осіб
Реферат Философия для аспирантов
Реферат Квантовая физика как новый этап изучения природы
Реферат Комплексный проект урока
Реферат The Golden Fish
Реферат Создание презентаций
Реферат Водный туризм в Томске: история развития