Билет №1. Исполнительная власть и государственное управление. В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.
Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам. Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат, силовые министерства
и ведомства. [Всё это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти] Поэтому в демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного
аппарата – исполнительной власти. В законодательстве и юридической литературе как очень близкие используются понятия: исполнительная власть, государственное управление, государственная администрация, административная власть. Эти понятия связаны с властной деятельностью, которая осуществляется под руководством более высокой власти (парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает полностью. Управление – это деятельность, администрация – основной субъект этой деятельности, власть – главный
способ её (деятельности) осуществления. Понятие «государственное управление» прежде всего раскрывает содержание властной деятельности, понятие «государственная администрация» связано с её субъектом. Понятия «административная власть» и «исполнительная власть» не идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия, часто под ними понимают только власть. Все эти названия связаны с понятием, которое включает в себя три основных признака: управленческий
(исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих, органов), выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную, административную) и используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную, административную) власть. 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности.
Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий: 1)Административное расследование: (формальные моменты продцедуры)  возбуждение дела;  установление фактических обстоятельств;  процессуальное оформление результатов расследования;  направление материалов для рассмотрения по подведомственности. 2)Рассмотрение дела: (сбор и анализ информации)  подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
 анализ собранных материалов, обстоятельств дела;  принятие постановления;  доведение постановления до сведения. 3)Пересмотр постановления: (проделанная работа фиксируется в документе)  обжалование, опротестовывание решения;  проверка законности постановления;  вынесение решения;  реализация решения. 4)Исполнение постановления: (материалам дается ход)  обращение постановления к исполнению;
 фактическое исполнение;  окончание исполнения (дела). Билет №1. Предмет и метод административного права. АП – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать – приятная сторона) вплоть до его смерти (опять же необходимо зарегистрировать – неприятная сторона) на протяжении всей жизни (ZB каждый день по дороге в институт переходя улицу в
неположенном месте мы вступаем в А.П/о). Известно, что отрасли права определённым образом отличаются друг от друга. В советское время право систематизировалось по предмету и методу, в то время как на Западе в развитых странах первоначальное деление права имело иной характер (от римских юристов – на частное и публичное). В СССР отрицалась возможность подобного деления, т.к. отрицалась частная собственность и возможность конфликта между частным лицом и обществом  всё право считалось публичным.
Сейчас нами оказался перенят западный способ деления права, и АП в соответствии с ним относится к публичному. Следующая ступень деления права – уже внутри самой подсистемы публичного права на отрасли – по предмету и методу. ПРЕДМЕТ данной отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений.  ПРЕДМЕТ АП: т.к. в самом общем виде можно сказать, что
АП – это управленческое право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления, т.е. регулирует управленческие отн-я. ПРИЗНАКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: 1) Управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и социальных. 2) Управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе. [Управление оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы] 3) Наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления.
4) Управление может быть как внутрисистемным, так и внешнесистемным  различают (1) внутри- и (2) внешнеорганизационные отношения в АП и, соответственно, в управлении. [2) – основные отношения, т.к. любой субъект управления существует не для самосовершенствования, а для воздействия на другие элементы] В социальном управлении объект воздействия – поведение людей. 5) Властные полномочия субъекта управления. [В советской науке они считались необязательными, т.к.
считалось, что к административным отношениям относятся также отношения между подвыпившим человеком, чинящим безобразия на коммунальной кухне, и законопослушным гражданином, имеющим право вынудить этого человека такого рода бесчинства прекратить (т.е. законопослушный гражданин, не имея власти над подвыпившим человеком по должности, всё же вынуждает его прекратить); однако на это можно возразить, что тот же самый подвыпивший человек при определённых обстоятельствах на одном из иностранных языков, обычно используемых
на коммунальной кухне, может предложить законопослушному гражданину покинуть кухню  А.П/о должны всё-таки быть вертикальными. Хотя в определённых случаях они могут быть и горизонтальными, ZB.: президент своим указом поручает различным ведомствам заняться одной и той же проблемой (ПОЛИСИНОДИЗМ – по М. А. Исаеву)  тогда эти ведомства работают над ней на равных условиях; но даже при таких условиях для того, чтобы результаты этой их совместной работы были положительными, её необходимо
опр. образом организовать и упорядочить, и организационные ф-и должно взять на себя определённое ведомство – обычно первое в общем их списке, – которое и осуществляет мягкое неформальное руководство] 6) Наличие специального субъекта – органа государства, осуществляющего управленческую деятельность. Однако при определении предмета АП мало просто сказать, что оно регулирует управленческую деятельность, как это было принято в советское t. Важно тж. учитывать:
1) Новую организацию власти в РФ. 2) Новые отношения государства и граждан (охраняемые приоритеты). 3) Новые экономические основы государства. 1) В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества, и не было органов власти – только органы управления. В РФ нет органов государственного управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются управлением. 2) Изменились отношения между властью и гражданами (если в советское время основным приоритетом была
действующая идеология и её институты, то сейчас, по крайней мере, продекларировано, что основной охраняемый приоритет – наши права, и гражданин даже вправе предъявить иск государству в случае ущемления его прав)  появилась новая группа отношений – отношения между государством и частным лицом и защита частных лиц от государства [Хотя для защиты этих отношений мало просто это продекларировать; важно установить институт защиты граждан от произвола публичной власти – от уровня этой защиты зависит, можно ли охарактеризовать
это гос-во демократическим или нет  важно, чтобы законы исполнялись точно. В связи с этим возникает вопрос о регулировании другой сферы – сферы подготовки нормативных актов: без жёстких процедур принятия нормативных актов фавориты, ZB президента могут подавать ему на подписание указы – а уж он их, несомненно, подпишет, и даже не глядя, – защищающие непосредственно их интересы, а не интересы народа, если даже последним они и не
противоречат (Наш президент ближе к Богу, чем к народу. (И НЕ по состоянию здоровья!))] – и именно эти отношения в развитых западных странах являются предметом АП. 3) Изменились экономические отношения, появились различные формы собственности. [В СССР все хозяйствующие субъекты находились в собственности государства, которое и регулировало создание предприятий, назначение их руководителей, определяло характер производства, поставщиков продукции, круг
покупателей, цены. Сейчас предприятия выведены из-под такого контроля государства [результатом чего явилось снижение качества продукции – не выполняются стандарты и т. д.]  сфера управления значительно сокращена (за государством остались лишь функции контроля и т.д. – регистрация, лицензирование ) [хотя аппарат государства, наоборот, только вырос – в два раза по сравнению с СССР]. Те же тенденции и в социально-культурной сфере – нет больше цензуры (которая поддерживала нравственность
[хотя и с идеологической окраской]) Т.о поменялся субъект управления, сократилась сфера управления, поменялось содержание управления и появились новые правовые отношения. А, значит, определения предмета АП на сегодня нуждается в значительной корректировке и должно выглядеть приблизительно следующим образом: АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные
управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства. Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются общественные отношения?). Человек – существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку существует человеческое общество.
Они появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить, охранить. Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода. ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ МЕТОДА АП: - юридическое положение сторон: юридическое неравенство,
асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть а) линейным («начальник – подчиненный»), б) функциональным («инспектор – контролируемый»); - юридические факты: АП отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями; - права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормами точно определяются права и обязанности сторон; - защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права участников,
споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти, права и интересы могут также защищаться в судебном порядке. В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой режим ориентирован на способы правового регулирования: дозволение (гражданское право), запрещение
(уголовное право), обязывание (АП строится на нём). 2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере внешнеэкономической деятельности Общая компетенция Полномочия Президента, Правительства Разграничение компетенции (ст. 71, 72) Смысл гос.управления в сфере ВЭД Закон “о гос.регулировании внешнеторговой деятельности” 1995 - механизмы
ФОИВ:  Министерство торговли  Министерство по делам СНГ  Служба по валютному и экспортному коптролю (Положение 1997) Билет №3 1. Система административного права. АП – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию.
Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический – административно-правовой – режим регулирования, который строится на обязывании как способе правового регулирования. Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование,
охрана общественного порядка и др.). В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): 1) регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); 3) регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций; 4) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;
5) регулирующих принуждение по административному праву. В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: 1) регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) регулирующие ее социально-культурную деятельность;
4) регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей). АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП – самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы
государственная администрация. Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования. 2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел Общая компетенция Полномочия Президента, Правительства
Разграничение компетенции (ст. 71, 72) Смысл гос.управления в сфере ИД Положение о МИД (1995). МИД подчинен непосредственно Президенту Положение о консульском учреждении РФ (утвержденное УПРФ от 05 ноября 1998) Билет №4 1. Нормы административного права. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ НОРМА – это правило поведения, устанавливаемое и охраняемое государством и
регулирующее отношения, возникающие в сфере функционирования исполнительной власти по поводу реализации её задач и функций, а тж. внутриорганизационные отношения, возникающие в сфере деятельности других органов. Норма права, в т.ч. и административного, – это сердцевина механизма правового, в т.ч. и административно-правового, регулирования. Механизм правового регулирования есть совокупность соответствующих правовых средств, с помощью которых государство воздействует на общественно-правовые отношения [кроме норм, к
этим средствам относятся тж. нормативно-правовые акты, индивидуальные акты, правоотношения, правовая культура и правосознание]. ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ [применительно к России – функции, которые должна выполнять административно-правовая норма]: 1) А/П-я норма обеспечивает организацию и упорядоченность общественно-правовых отношений; 2) А/П-е нормы определяют вариант должного поведения субъекта правоотношений;
3) А/П-е нормы предназначены для эффективного функционирования органов исполнительной власти [все нормы, регулирующие систему и структуру организации исполнительной власти – А/П-е нормы; за всё время независимости России было издано 6 УПРФ О систематизации организации исполнительной власти (т.е. почти по штуке в год)  с приходом Примакова – ещё один  почти каждый год структура исполнительной власти меняется 
чиновники, заслышав о грядущих изменениях в системе и структуре исполнительной власти, перестают работать, больше опасаясь за свои задницы, не желая расставаться с нагретым местом, или даже надеясь добиться повышения, а продолжается всё это в течение нескольких месяцев; затем полгода уходит на то, чтоб новая система начала работать, а там появляются слухи о возможности новой смены системы  эта функция не выполняется  реорганизация очень вредна для управленческой деятельности: реформы необходимы
лишь в той мере, в которой они необходимы, т.е. не надо сначала разрушать старое, а лишь потом пытаться построить новое ]; 4) А/П-е нормы обеспечивают прочный правовой режим в деятельности органов исполнительной власти и, вообще [должны, по крайней мере; однако, у нас такого факта не наблюдается – это из области желаемого; ZB стремление Лужкова навести порядок в Москве вместе с его эвакуацией автомобилей (в Питере и по сей день можно на улицах можно встретить таблички
под знаками, запрещающими остановку, предупреждающие о возможных последствиях оставления транспортного средства в неположенном месте) но то – Лужков, однако, ведь и ГДФСРФ может принять закон, противоречащий К РФ; кроме того, посчитать, сколько из УПРФ ей не соответствуют, вообще, не представляется возможным]; 5) А/П-е нормы несут двойную нагрузку и бывают правоисполнительными (а) и правоустановительными (б):
а) устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не законодательными органами; б) устанавливаются законодательными органами и охраняются своими санкциями – КоАП. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ. [Механизм этот – забавная игрушка для депутатов, ZB выступления депутатов о том, что закон принят, а механизма его реализации нет!
В результате принимаются законы декларативного характера, т.е. основная задача законодателя выполняется лишь формально, что очень выгодно чиновникам, пишущим подзаконные акты, урегулирующие наши права в их интересах, в то t как все законы должны быть прямого действия. ZB закон о безопасности: даёт и основные принципы безопасности, и др. не менее общие определения, но ничего не говорит о том, кто несёт за неё ответственность  появились другие законы – о безопасности
дорожного движения, о пожарной безопасности и т.д. – также не менее общие — а всё по декларативности характера закона] Нужно при законодательской деятельности иметь ввиду определённые критерии соотношения законов с различными подзаконными актами: можно, ZB правительству делегировать определённый контроль за исполнением законов, но под чётким контролем, чтобы права частных лиц не нарушались. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ. Существует несколько классификаций, но всё же стоит выбирать критерии
из одной плоскости. Примеры: 1) В зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются на нормы материальные и процессуальные (В административном праве, в отличие от гражданского, процессуальные нормы не обособлены, кроме норм применения взысканий, а значит, они ещё не сформировались в качестве самостоятельной части, хотя попытка систематизировать административно-правовые нормы ведётся. 2) В зависимости от содержания их делят на обязывающие, уполномочивающие, запрещающие, стимулирующие
и рекомендательные. 3) В зависимости от адресата их делят на нормы, адресованные гражданам, органам исполнительной власти, общественным объединениям и т.д. 4) В зависимости от территориальной принадлежности – на федеральные, субъектов федерации и органов местного самоуправления. [Здесь возникает множество проблем: ~70% Конституций и уставов субъектов федерации не соответствуют или прямо противоречат
К РФ – и это проблема сохранения России как целостного государства!] 5) По характеру регулирования различают общие, отраслевые и межотраслевые. [Можно найти и другие критерии, но Веремеенко их не поймёт] РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ. Существует 3 её формы: соблюдение (1), исполнение (2) и применение (3).
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |