ГОУСПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского»
Социально-лингвистическийфакультет
Кафедраиностранных языков
ДИПЛОМНАЯРАБОТА
потеории и методике обучения иностранному языку
натему:
Электронноетестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка в системесреднего профессионального образования
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическиеосновы контроля обученности школьников иностранному языку
1.1. Сущностьи значение контроля
1.2. Контрольсформированности грамматического навыка
Глава 2. Использованиеэлектронного тестирования как основной формы контроля сформированностииноязычного грамматического навыка студентов
2.1 Тестированиекак форма контроля иноязычного грамматического навыка студентов
2.2Организация компьютерного тестирования как основной формы контроля сформированностиграмматических навыков
2.3Использование АСТ-тестирования в качестве контроля сформированностиграмматических навыков студентов 2 курса колледжа
Заключение
Библиографическийсписок
Приложения
английский обучение студент
Введение
В настоящем времени мировой кризис во многихсферах человеческой деятельности увязывается напрямую с кризисом образования, ановая миссия образования все чаще и чаще формулируется как спасительная.Проблема общего среднего и профессионального образования была выделена в числоприоритетных направлений для организаций мирового сообщества (международнаяКомиссия ЮНЕСКО по образованию, Совет Европы, Евросоюз) (11, с. 3).
Среди проблем, которые оказывают существенноевлияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимаютпроверка и оценка знаний учащихся. Действительно, проверка и оценка знаний — необходимая часть учебно-воспитательного процесса; от их правильной постановкиво многом зависит его успех. Роль проверки и оценки знаний выходит далеко зарамки отношений между учителем и учениками. Эффективность различных методов иформ обучения, качество учебников и методических разработок, доступностьсодержания образования самым тесным образом связаны с этими вопросами. Проверкаи оценка знаний дают необходимую информацию для организацииучебно-воспитательного процесса и руководства им. От их объективности зависиткачество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательныхзадач.
Проблема контроля постоянно привлекает к себевнимание учителей и методистов (В.С, Цетлин, И.В. Рахманова, Л.В. Щерба, Е.И.Пассов, А.В. Конышева, К. Морроу, Л. Ф. Бахман и другие) (5, с.7), так как внём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающегообучения. Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнеевремя определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранномуязыку, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли еговозможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс (4, с.4).Но при проведении контроля могут быть допущены ошибки: неправильное пониманиеего функций, переоценивание его роли в процессе обучения, контроль превращаетсяв самоцель на уроке; использование однообразных методов контроля; субъективизмв выставлении оценок, отсутствие чётких, обоснованных критериев. Даннаяпроблема существует и при организации контроля в иностранном языке. Нельзя незаметить, что иностранный язык стал реально востребованным. Все большее числолюдей изучают иностранные языки не только в школе, но и в специализированныхобразовательных учреждениях, широко используют приобретенные навыки впрактической деятельности. Оживление межкультурной коммуникации, повышениеинтереса к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делаютиностранный язык не просто интересной учебной дисциплиной, но и необходимымсредством для диалога культур, интеграции России в мировую экономическуюсистему, осуществления совместных научно-технических проектов с другимистранами. (3, с.13)
Говоря о дисциплине «Иностранный язык» следует заметить, что основнойцелью в обучении иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативнойкомпетенции – умения общаться на изучаемом языке. (1, с.13) Большую роль вразвитии иноязычной коммуникативной компетенции учащихся играют языковыенавыки, на сформированности которых базируется речевая деятельность. К языковымнавыкам относят: лексические, грамматические и произносительные навыки. (4,с.62) Общеизвестно, что обучаемые не смогут свободно общаться на иностранномязыке, если не будут обладать определенным уровнем языковых навыков. Проверятьнеобходимо не просто знание слов или умение образовывать грамматические формы,а умение выполнять действия или операции с языковыми единицами, т.е. уметь либоупотреблять их в ходе продуцирования высказывания, либо узнавать при восприятиинебольших текстов. Являясь второстепенным объектом контроля, языковые навыкивключают в себя не только языковой материал, но и действия, операции с этимматериалом. Действительно, не зная грамматических форм, нельзя пользоватьсяречью, но и знание их само по себе без автоматизированного умения пользоватьсяэтим материалом в процессе общения ничего не дает обучаемому. Таким образом,прослеживается зависимость умения говорения от грамматических навыков, наоснове сформированности которых (знанием разнообразных грамматических структур,правил их использования) учащиеся могут грамотно выстраивать речь наиностранном языке. (5, с.35)
Проблема контроля обученности иностранному языку, в том числеграмматическим навыкам, до сих пор вызывает споры ученых и является не до концаисследованной, и эта проблема требует серьезной разработки. Некоторые трудностивозникают при выборе форм контроля в работе с учащимися среднихпрофессиональных образовательных учреждений. Специфика обучения студентовзаключается в усилении роли самостоятельной работы, формирования у студентаспособности к саморазвитию, самоконтролю, творческому применению полученныхзнаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Такимобразом, формы, приемы и виды контроля должны быть разнообразными. Для этойцели разрабатываются специальные материалы, приемы контроля, нормы и критерииоценок. В связи с последними тенденциями большую популярность приобретаютинформационно-коммуникативные технологии, имеющие свои неоспоримые достоинства:использование презентаций, видео-уроки, электронное тестирование и другиепрограммы, делающие процесс обучения интересней и наглядней. Таким образом,можно с уверенностью сказать, что данный вопрос является актуальным. Тему выпускнойквалификационной работы можно определить следующим образом: «Электронное тестированиекак форма контроля иноязычного грамматического навыка в системе среднегопрофессионального образования».
Объектом работы является организация контроля сформированности иноязычногограмматического навыка
Предмет – электронное тестирование студентов как форма контролясформированности у них иноязычного грамматического навыка
Цель работы: на основе теоретического изучения проблемы контроля сформированностиграмматических навыков разработать компьютерное тестирование в программе АСТ иапробировать его в процессе обучения студентов 2 курса иностранному языку.
Для ее реализации поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретическиеосновы организации контроля на уроках иностранного языка;
2) изучить особенностиформирования иноязычного грамматического навыка;
3) выявить формы и приемы контроляграмматических навыков;
4) рассмотреть тестированиекак одну из форм контроля;
5) раскрыть положительные иотрицательные стороны электронного тестирования как формы контроля;
6) разработатьграмматический тест в Конструкторе Тестов Адаптивной Среды Тестирования (АСТ)для студентов второго курса Соликамского педагогического колледжа;
7) апробироватьразработанный грамматический тест в Конструкторе Тестов Адаптивной СредыТестирования (АСТ) на студентах второго курса Соликамского педагогическогоколледжа.
Для выполнения задач были использованы следующие методыисследования:
· изучениелитературы;
· анализи синтез;
· сравнение;
· систематизация;
· моделирование;
· анкетирование;
В первой главе рассматриваются теоретические основы организации контроляобученности учащихся, в частности контроля уровня сформированностиграмматических навыков. Представлены классификации видов, форм, функцийконтроля нескольких авторов. Во второй главе рассматривается вопрос тестирования,в частности электронного, как одного из наиболее актуальных форм контроляобученности грамматическим навыкам. Рассматриваются такие понятия как тест,тестовые задания, требования, условия проведения. Теоретическая значимостьсостоит в том, что в работе определена содержательная сторона проблемыконтроля. Представлены точки зрения нескольких авторов, их классификацииопубликованные в научной, учебной и методической литературе, статьях различныхавторов. Был проведен анализ форм контроля, программ, направленных на созданиетестов в электронной оболочке. Все это говорит о достоверности информации ивозможности дальнейшего использования. Практическая значимость заключается вразработке грамматического теста в программе АСТ-тест. Также представленытребования к программно-дидактическим тестовым заданиям и рекомендации поиспользованию программы АСТ-тест. После изучения данных рекомендации итребований учитель-практик может использовать электронное тестирование в своейработе.
Глава 1. Теоретические основы контроля обученности школьниковиностранному языку
1.1 Сущность и значение контроля
Важнейшей особенностью человека является способность овладетьобщественно историческим опытом, накопленным за всю историю существованияпредшествующих поколений. Каждое новое поколение застает достигнутый уровеньпроизводственных сил, объем знаний, умений, навыков. Вопросы контроляобученности учащихся получили значительно меньше освещения в отечественнойметодике по сравнению с другими проблемами, более того, в ряде пособий этаважная проблема не рассматривалась. Так, в методических пособиях И. В.Разманова, И. Д. Салистры (5, с.6) вообще нет специальных разделов илипараграфов, посвященных особенностям контроля усвоения учениками иностранногоязыка: лишь отдельные рекомендации сообщались в процессе изложения приемовработы над языковым материалом. Основное внимание в этих и других пособияхуделялось контролю знаний и умений оперировать языковым материалом, чтохарактерно для работы В. С. Цетлин, пособия Б. Ф. Корндорфа (5, с.6). Так, В.С. Цетлин различает три вида контроля: первичную проверку, последующую иитоговую, оговаривая при этом, что эти термины весьма условны и не совершены.Таким образом, до середины 60-х годов основным объектом проверки успешностиовладения языком являлись знания и умения пользоваться языковым материалом, акритерием усвоения считалось корректность действий или операций с языковымиединицами. Усиление внимания к практическому владению иностранным языкомучащимися в 60-е года со стороны методистов изменило подход к объектамконтроля. А основными объектами контроля обученности учеников иностранномуязыку становится умение речевой деятельности. В качестве планируемогорезультата базового курса обучения иностранному языку, по мнению разработчиковстандарта, выступает элементарная коммуникативная компетенция в аудировании,говорении и письме, продвинутая коммуникативная компетенция в чтении,приобщение к культуре страны изучаемого языка. Коммуникативные умения являютсяидеальными объектами контроля. Они обнаруживаются в конкретной речевойдеятельности учащихся – «деятельности общения», по меткому замечанию М. Л.Вайсбурд. (5, с.7) Канадские исследователи В. Каналь и С. Суэйн (5, с.13) включилив представленную ими модель коммуникативной компетенции три компонента:грамматическую компетенцию (знание правил грамматики), социолингвистическуюкомпетенцию (знание правил употребления и правил дискурса) и стратегическуюкомпетенцию (знание вербальных и невербальных стратегий общения). Насегодняшний день наиболее перспективной моделей коммуникативной компетенции являетсямодель коммуникативной языковой способности, которую предложил Л. Ф. Бахман(10, с.14). Она состоит из языковой и стратегической компетенции ипсихофизиологических механизмов. Языковая компетенция включает организационнуюкомпетенцию, которую составляют грамматическая и тестовая компетенции, ипрагматическая компетенция. Из вышесказанного следует, что отечественныеметодисты рассматривают теоретические вопросы контроля обученности учащихся иностранномуязыку и, в частности, функции контроля, формы контроля, требования к контролюна основе общедидактического подхода.
Контроль позволяет оценить методы обучения, увидеть сильные ислабые стороны, выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности. Также такаяработа должна быть проведена самими учениками так, как в процессе развития учеловека на основе сознания формируется самосознание, которое являетсянеобходимым элементом саморегулирования, управления самим собой. Это происходитпотому, что самосознание включает в себя и самооценку. Пассов Е. И. (4, с.104)выстраивает следующую цепочку логически закономерных оппозиций: сознание –самосознание; оценка – самооценка; контроль – самоконтроль. Также Е. И. Пассоввысказывает предположение, что контроль в обучении является некой фазой,необходимой для того, чтобы перевести учащихся на режим самоконтроля. Междусамоконтролем (обратной связи на себя) и контролем действий со стороны учителясуществует тесная взаимосвязь: обе формы обратной связи совершенствуют иподдерживают друг друга.
Таким образом, в отечественной методике контроль рассматриваетсякак система, которая всесторонне охватывает весь процесс обучения иностранномуязыку. Система контроля отвечает нуждам учебного процесса и как его составнаячасть обнаруживает те или иные функции. Функции контроля – это слагаемые тойработы, которую призваны выполнять рецептивно – сопоставительные действияконтролирующего, в том числе и при обучении иностранному языку. (11, с.43) Вэтой связи имеет смысл проанализировать функции контроля, выделяемые некоторымиметодистами (4, с.16). На первый план выходит обучающая функция контроля, таккак в ходе проведения контрольных заданий происходит повторение и закрепление,совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения.Контроль решает и воспитательную функцию, так как он затрагивает эмоциональнуюсферу человека. Воспитывающая функция контроля в целом является сопутствующей,но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучитьотдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на ихпсихологические особенности (развивать волю, память и пр.), стимулируя ихоценкой. (11, с.5). Велика и развивающая функция контроля. Она заключается втом, что он дает большие возможности для развития личности учащегося,формирования его познавательных способностей, так как в этом процессепроисходит напряжение умственной деятельности. Сказанное позволяет говорить ещёоб одной функции контроля: мотивационно – стимулирующей, которая была выделенаСтарковым А. П., Миньяр-Белоручевым Р. К. (5, с.20). Стимулирующую функцию восновном связывают с оценкой, а иногда и называют оценочной функцией. Однакосама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляетсобой подкрепление. Проверочная функция является наиболее специфической. В нейреализуется проверка качества поставленных задач, т.е. достижение определенногоуровня иноязычных умений и навыков усвоения определенной суммы знаний (4,с.15). Диагностирующая функция состоит в выявлении уровня знаний, умений,навыков, привычных действий, оценке реального поведения. Суть данной функции — способность произвести диагностику обученности, определить существующий уровеньвладения учащимися иноязычными умениями и навыками на конкретном этапе обученияи планировать дальнейшую обучающую деятельность. (4, с.17). В некоторыхметодических работах выделяется обобщающая функция. Контроль позволяет выявитьстепень владения иноязычными речевыми умениями и навыками в конце изученияопределенной темы или по истечению учебного года (13, с.16). Если учитывать,что организация обучения и мотивация в обучении представляют собой фундамент идвижущую силу обучения иностранным языкам, то станет ясно, какая важная рольотводится функциям контроля. Корригирующая функция реализуется следующимобразом. Учитель выявляет уровень сформированности навыков и умений у учащихсяпри необходимости, вносит определенные коррективы в приемы обучения. Вдальнейшем учителю нужно убедиться, что коррекция дала положительный результат.Анализ функций контроля показывает их зависимость от целей и задач контроля.Контроль своими средствами, в первую очередь контрольными заданиями, долженспособствовать реализации задач обучения, поэтому назначение контроля вопределенном этапе адекватно целям обучения иностранному языку.
Рассмотрев вопросы особенностей контроля и его функций, следуетостановиться на таком вопросе как понятие «вид контроля» не тождественного «формеконтроля». В педагогической и методической литературе обычно выделяют следующиевиды контроля: предварительный, оперативный, текущий, итоговый, самоконтроль ивзаимоконтроль. (4, с.2). В современной методике главным видом контроляявляется оперативный, т.е. контроль в общении. Оперативный контрольосуществляется непосредственно во время работы учащихся на уроке (22). При этомпроверяется степень сформированности грамматических, произносительных илексических навыков, степень правильности выполнения учащимися речевых действийи использования при этом соответствующего языкового материала с учетомспецифики вида речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма). Предварительныйконтроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательнойдеятельности учащегося, об индивидуальных особенностях личности, имеющихзначение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. (10,с.298). Текущий контроль – один из основных видов проверки становления знаний,умений, навыков учащихся (10, с.298). Важными задачами текущего контроляявляется стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся,активизация их познавательной деятельности, а также определение уровняовладения учениками умениями самостоятельной работы, создание условий для ихформирования. Периодический контроль (4, с.29) позволяет определить качествоизучения учениками учебного материала по определенным темам. С помощью данноговида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логическиевзаимосвязи с другими разделами. Итоговый контроль направлен на проверкуконечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системойзнаний, умений, полученных в процессе изучения иностранного языка (7, с.23).При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизацияусвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. Можносделать вывод, что итоговый контроль — это контроль степени овладенияшкольниками коммуникативной компетенцией на том или ином уровне (12, с.33). Самоконтроль– это интеллектуальное умение сравнивать в процессе иноязычной речевойдеятельностью результаты собственного выполнения той или иной учебной задачи сопределенным эталоном и при этом самостоятельно обнаруживать, исправлять ипредупреждать ошибки в своей деятельности или ее результаты ( см. 1.2).
Рассмотрев виды контроля, обратимся к его формам, т.е. способамдеятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляется усвоение учебногоматериала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. П. И.Пидкасистый (12, с.27) дает такое определение «форма контроля – это системапоследовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся,обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных обуспешности обучения, эффективности учебного процесса». Из этих определенийследует сделать вывод, что под термином форма контроля подразумеваются разныевиды предварительного, текущего, периодического и итогового контроля. (4, с.31)В современной педагогической и методической литературе можно встретить следующиеформы контроля:
1 устный контроль (опрос)или собеседование
2 письменный контроль(контрольные работы)
3 тестирование
Также формы контроля могут быть: индивидуальные или фронтальные;одноязычные или двуязычные. (4, с.32) Ю. К. Бабанский (4, с.32) к формамконтроля причисляет программированный и лабораторный контроль. В. Оконь кформам относит проблемные ситуации и пользование книгой (4, с.32). Соотношениевидов и форм контроля можно выразить с помощью следующей таблицы:Вид контроля Форма контроля Предварительный Тестирование – а) индивидуальное; б) письменное; собеседование — а) индивидуальное или фронтальное; б) одноязычное или двуязычное Текущий Опрос (разные виды, в том числе тестирование), наблюдение Периодический Опрос (разные виды), контрольные работы, тестирование Итоговый Контрольные устные и письменные работы, тестирование, экзамен
Рассмотрим каждую из форм контроля. Опрос – широкораспространенная форма контроля, вариант текущей проверки, органическисвязанной с ходом урока. Как считает А. Д. Клементенко (3, с.33), «применениеустной проверки нужно приветствовать», так как контроль должен проводиться втом же плане, что и обучение, поэтому для того, чтобы проверить умения и навыкиустной речи, следует применять устные формы проверки. Основу устного контролясоставляет монологическое высказывание учащегося или вопросно-ответная форма –беседа. В методике различают различные виды опроса: фронтальный,индивидуальный, комбинированный, взаимный. Индивидуальный опрос учащихсяпозволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения,однако он имеет существенный недостаток: при индивидуальном опросе очень малыйохват обучаемых. Фронтальный опрос обычно сочетается с повторением пройденного,являясь средством закрепления знаний и умений. Комбинированный опрос – этоопрос, сочетающий в себе индивидуальные и фронтальные формы работы. Прииспользовании этой формы опроса, вопрос или задание адресуется не только одномуученику, но и всем учащимся группы. Взаимный опрос заключается в парной работеучащихся. Такая форма эффективна для развития диалогической речи.(7, с. 43)
Письменная проверка является важнейшей формой контроля знаний, уменийи навыков учеников. Данная форма является весьма экономичной в планеодновременного охвата проверкой всех учащихся за один и тот же отрезок времени.Однако основным недостатком письменной контрольной работы является относительнобольшое количество учебного времени, которое требуется для его проведения науроке, проверки учителем и работы учащихся над ошибками (18, с.20).Разнообразие форм позволяет привлечь внимание учащихся, что способствуетлучшему усвоению языкового материала. Обобщая данные о разработке проблемыконтроля в обучении иностранному языку, приходится признать, что многие вопросытребуют дальнейшего исследования. (5, с.11) К ним можно отнести: уточнениефункций контроля; выявление специфики видов контроля при обучении иностранномуязыку; разработка способов контроля при овладении различными видами иноязычногообщения; совершенствование процедуры подготовки и подведения итогов контроля.
При подготовке к контролю учитель должен иметь представление отом, какие требования предъявляются к организации контроля: индивидуальныйхарактер, гласность, этичность, единство требований учителей, объективность,систематичность, разнообразие форм, всесторонность. (5, с. 23)
Благодаря определению минимального базового уровня овладенияиностранным языком были установлены единые объективные формы и способы контроляуспешности обучения. Вместе с тем приходится признать, что именнокоммуникативные умения являются основным показателем обученности учащихсяиностранному языку, хотя на практике преобладает контроль языковых навыков(лексических, грамматических, произносительных). Языковые навыки играют важнуюроль, так как на их сформированности базируется речевая деятельность.(5, с.15)Из этого следует, что текущий контроль сформированности языковых навыков –важная задача, обеспечивающая эффективное обучение общению (правильная,грамотная речь).
1.2 Контрольсформированности грамматического навыка
Следует отметить, что проблема контролянепосредственно связана с целями обучения, с одной стороны, и уровнемметодической науки, с другой. Ведущей целью в обучении иностранным языкам насовременном этапе является овладение коммуникативной компетенцией.(см.1.1) Образовательнаяи воспитательная задачи реализуются в рамках коммуникативной, в процессеобучения учащихся речевой деятельности. Поэтому объектом контроля будет, преждевсего, речевая деятельность. Однако ее осуществление невозможно без усвоенияязыкового материала. Показателем успешности овладения является пониманиеграмматической формы в контексте. Проверка грамматических навыковосуществляется на основе знакомой лексики. Современная методика обученияиностранным языкам рассматривает процесс формирования лексических играмматических навыков как управляемую систему, в которую в качественеобходимого звена включается контроль, объективно обусловленный логикойпроцесса управления учебной деятельностью учащихся. Основной целью обученияграмматике является формирование у учащихся грамматических навыков как одногоиз важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, письма ичтения. (13, с. 56) По мнению доктора филологических наук, профессора Гака В.Г., грамматика является разделом языкознания, в котором изучаютсязакономерности измерения и сочетания слов, образующих осмысленные предложенияили высказывания.(6, с.101). Грамматические навыки в методической литературевпервые были рассмотрены В. С. Цетлин. (5, с.67). По ее мнению, в компонентныйсостав грамматического навыка входит: операция вызова модели, которыйобеспечивается грамматическим значением структуры; оформленность речевыхединиц, которыми заполняется избранная модель в соответствии с нормами данногоязыка и с определением временных параметров; оценка правильности оформления иадекватности использования речевой единицы. Е.И.Пассов определяет этот навыкследующим образом: «Грамматический навык есть способность производитьадекватное речевой задаче синтезированное действие по вызову иморфолого-ситаксическом оформлению грамматической модели, совершаемое внавыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной модели вкачестве одного из условий речевой деятельности» (8, с.10). Грамматическийнавык обладает следующими характеристиками: автоматизированность, устойчивость,гибкость, сознательность, которые вырабатываются при наличии следующих условий:
1. предварительное слушаниефраз с усваиваемой грамматической формой;
2. имитация фраз при наличииречевой задачи;
3. однотипность фраз,построенных по речевому образцу;
4. регулярность предъявленияи порождения однотипных фраз в процессе автоматизации;
5. опора на механизманалогии при выполнении речевых действий;
6. безошибочность выполненияречевого действия достигается при помощи опор;
7. разнообразие ситуации иречевого материала;
8. речевой характерупражнений.
Формирование грамматического навыка проходитследующие стадии: 1) восприятие и осознание грамматической структуры, 2) имитация,3) подстановка, 4) трансформация, 5) самостоятельное употребление, 6)переключение. (16, с. 67) На основании этого можно сделать вывод, что«грамматический навык складывается из системы действий, формируемыхпоследовательно». Следовательно, если процесс овладения грамматическим навыкомстроится с учетом необходимости освоения операций, составляющих грамматическоедействие, то каждая отдельная операция в определенный момент учебного процессаможет явиться актуально осознаваемым объектом контроля. Подобный контроль будетосуществляться на каждом уроке с помощью специальных заданий. Его можно назвать»пошаговым". Также необходимо проверять такое владение грамматическимматериалом, когда сформированный в результате овладения операциями и действияминавык функционирует в процессе предречевой деятельности (14, с. 23). Этозначит, что учащиеся к этому моменту уже готовы к включению грамматическогоматериала в свою речевую деятельность. Здесь контролируется уже результаткакого-то изученного грамматического материала, а также устанавливается фактвладения/невладения конкретным грамматическим материалом. Из вышесказанногоможно сделать вывод, что в данном случае проверяется знание грамматическогоявления (его формы, значения и употребления) в единстве с умением совершать сним действия.
Разработку и использование приемов контроляследует рассматривать как завершающее звено той деятельности, начальным этапомкоторой является выделение, четкая конкретизация объектов контроля.
1. Ответы на специальныевопросы,которые содержат проверяемый грамматический материал (явления, структуры).(4,с.29)
2. Самостоятельноеупотреблениев высказываниях контролируемого грамматического материала, стимулируемоезаданиями типа: «Скажите, где .., когда», «Выскажите ваше мнениео ...» и т.д.
3. По мнению А.Ю. Горчева, «наиболееподходящим приемом контроля сформированности грамматических навыков устной речиследует считать использование косвенных вопросов или просьб на родном языкеобучаемых в связи с той или иной ситуацией общения, и обязательнымупотреблением ими проверяемой грамматической единицы » (4, с.29).
4. Приемы обучения всотрудничестве,используемые для закрепления определенных грамматических структур. Студентыразбиваются на пары или группы по 3-4 человека. Им предлагается в течение 10-15минут составить вопросы, короткие связные описания или диалоги с использованиемопределенной грамматической структуры. Тема может быть предложена передвыполнением задания. В каждой группе назначается организатор, задачей которогоявляется вовлечение студентов в активную деятельность. Преподавательконтролирует правильность выполнения задания. Помимо отработки грамматическойструктуры у учеников развивается самостоятельность, объективность в оцениваниитоварищей. (14, с.110)
5. Аукцион (Grammar Auction). Студенты делятся на 3группы, преподаватель объясняет правила игры. Каждая команда получает 10–15предложений, среди которых есть как правильные с грамматической точки зрения,так и неправильные. Задача студентов – определить, какие предложения являютсянеправильными, и купить только правильные. Каждая группа получает в банкекредит 100$, при покупке предложений они делают ставки как на аукционе. Студентыработают в группах по 15–20 минут. Подводятся итоги, исправляются всенеправильные предложения (14, с.107)
6. Игра «Звездный час». Студенты делятся на 3команды. Проводится первый тур с участием сильных студентов, они отвечают навопросы повышенной сложности, проверяется грамматика и лексика. Проводится 2тур, где студенты со средним уровнем знаний отвечают на вопросы по содержанию,выполняют задание на использование лексики. 3 тур – слабые студенты отвечают наобщие вопросы и вопросы к подлежащему. Подводятся итоги и выставляются оценкикомандам. (14, с.108)
7. Тестовая методика. Тестирование-этоспециально разработанная аттестационная процедура, позволяющая максимальнообъективно оценить уровень достижений учащегося и выразить результат в формечисла. Такая проверка проводится с использованием специально разработанныхматериалов — тестов. Тесты дают возможность достаточно эффективно выявитьстепень успешности овладения языком. В ходе проверки языковых навыков и рецептивныхкоммуникативных умений необходимо использовать тесты. Также тестовая методикаможет быть использована при любом виде контроля, что еще раз доказываетэффективность данной методики.
Из выше сказанного следует вывод, что приобучении иностранному языку как средству общения грамматика изучаемого языкаимеет прикладной характер. Грамматика нужна учащемуся для того, чтобы правильностроить иноязычную речь, правильно понимать иноязычные высказывания, в случаенеобходимости – уметь сознательно выбирать требуемые грамматические формы иконструкции и сознательно контролировать построение высказывания. Дляопределения уровня сформированности грамматического навыка используются разные формыорганизации контроля. Одним из наиболее объективных является тестирование,имеющее ряд важных преимуществ перед другими способами, что будет болееподробно изложено в следующей главе.
Выводы по первой главе. В первой главе были рассмотренытеоретические основы контроля, сделан упор на контроль сформированностиграмматического навыка. Отечественные методисты рассматривают теоретическиевопросы контроля обученности учащихся иностранному языку и, в частности,функции контроля, формы контроля, требования к контролю. Контроль позволяетоценить методы обучения, увидеть сильные и слабые стороны, выбрать оптимальныйвариант обучающей деятельности. Благодаря определению минимального базовогоуровня овладения иностранным языком были установлены единые объективные формы испособы контроля успешности обучения.
Глава 2. Использование электронного тестирования как основной формыконтроля сформированности иноязычного грамматического навыка студентов
2.1 Тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыкастудентов
Совершенствование контроля — одна из самых важныхпроблем системы современного образования. Контроль уровня учебных достиженийстудентов основан на дидактических измерениях. В смысловом отношении результатизмерений содержит оценку (традиционно отметку) совокупности ответов учащихся,которая отображается на шкалу отдельного преподавателя. Поскольку каждыйпреподаватель имеет собственную шкалу оценивания, измерения такого рода будут всегдасубъективными. Для устранения субъективизма дидактических измерений иногдаприбегают к групповому контролю, когда уровень учебных достижений учащегосяоценивается сразу несколькими преподавателями, а отметка формируется экспертнымпутем. В результате субъективизма и ограниченного числа вопросов ошибка вустановлении уровня учебных достижений на экзамене достигает 38%. (А.В.Кольцова) (15, с.45). Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования,особенно при контроле грамматического навыка, отличается большей объективностьюи независимостью, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы,которая часто основана на впечатлении учителя. Одним из наиболее эффективныхсредств контроля в обучении иностранным языкам считается тест. Такой вид контроляпомогает осуществить индивидуальный подход к оцениванию качества образованиякаждого учащего в отдельности и всей группы в целом, мониторинг качестваобученности по различным темам курса, выявить пробелы в обучении по конкретнымразделам курса и ликвидировать эти пробелы. Говоря о контроле грамматическогонавыка необходимо отметить, что важно объективно оценивать результаты работыучащихся. Показателем успешности овладения является не только пониманиеграмматической формы в контексте, но и использование грамматического явления вречевой деятельности. Это и может быть объектом текущего и итогового контроляформирования грамматического навыка. Тест позволяет заменить целую сериюузконаправленных заданий. Эти узконаправленные задания необходимы для выявленияуспешности овладения операциями, составляющими грамматический навык. (22)
Использованию тестов посвящены многочисленные публикации в журнале«Иностранные языки в школе». Большинство из исследований в данной областиотвечало потребностям своего времени, однако в них затрагивались отдельныеаспекты и проблемы тестирования. Главная отличительная черта теста — объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобыпоставлять количественную информацию.(21)
В истории методики нет, пожалуй, более острой проблемы, чемпроблема тестирования. С момента своего возникновения (конец XIX) тесты всегданаходятся в центре внимания методистов. Однако, несмотря на двойственноеотношение, тесты нашли широкое применение, как в нашей стране, так и за рубежом.(8, с.21). Тестирование как метод педагогического исследования означает«целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое встрого контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемыехарактеристики педагогического процесса». (4, с.42) В основе данной формыконтроля лежит использование заданий стандартной формы, которое получилоназвание теста, что в переводе с английского означает испытание исследование,проба, проверка (4, с.43).
Итак, тест — это тщательным образомподготовленная, в соответствии с определенными разработанными правилами,прошедшая предварительную экспериментальную проверку и специальную процедурудля ее улучшения, совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому сцелью выявления социальных, психических или психофизиологических характеристикего личности (9, с.94). Возникнув как название специфической формы контролязнаний, умений и навыков, английский термин Test стал употребляться взарубежной методике для обозначения любого контролирующего задания, как синонимпонятий «контрольная работа», «опрос», «зачет»,«экзамен» (9, с.21). При расширенном толковании термина Testамериканскими тестологами выделены две основные группы: объективные тесты исубъективные. В объективных тестах определение правильности ответаосуществляется механически, по заготовленному ключу, а в субъективных оноосновывается на оценочном суждении проверяющих (9, с.23). Думается, чтоосновная роль тестирования в обучении иностранным языкам заключается в обратнойсвязи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле), и, чем теснеевзаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс икачественнее тестирование. (19). Тестовое задание — это варьируемая поэлементам содержания и по трудности единица контрольного материала,сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестным. Подстановкаправильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинноевысказывание; подстановка неправильного ответа приводит к образованию ложноговысказывания; последнее свидетельствует о незнании испытуемого данного учебногоматериала.(4, с.43). Задания теста представляют собой утверждения, которые взависимости от ответов испытуемых могут превращаться в истинные или ложныевысказывания.
Основными, существенными признаками тестов можносчитать: а) тщательность подготовки в соответствии с определеннымиразработанными правилами; б) предварительная экспериментальная проверка испециальная процедура для улучшения редакции теста; в) наличие особыххарактеристик эффективности, позволяющих судить о возможности использованияданного теста; г) наличие эталона, простота сравнения с ним; д) строгаярегламентация процедуры тестирования; е) независимость оценки результатов потесту от личных суждений проверяющего тест; ж) возможность количественногоучета и математико-статистической обработки результатов тестирования (3, с.24).
Вопросы функционирования тестов в обучениииностранному языку рассматривали такие исследователи, как А. Дейвис, А.Кнапп-Потхофф и другие. Первый из названных авторов разработал типологию тестов(5, с. 12) Он различает по принципу назначения следующие типы тестов: тестыдостижений, тесты владения языком, тесты склонности к языку и диагностическиетесты (5, с.12) Тесты, цель которых состоит в определении способности того илииного учащегося к изучению иностранного языка — прогностические. В практикепреподавания иностранного языка используются и нестандартизованные тесты,составленные преподавателями. Для них необязательно определение всехпоказателей качества, Но отличие такого теста от контрольной работы заключаетсяв том, что проводится хотя бы одно апробирование с целью определения трудностизаданий и правильности подбора вариантов ответа для более обоснованногоокончательного варианта преподавательского теста. Классификации тестовыхзаданий чаще всего встречаются следующие: множественный выбор, альтернативныйвыбор, перекрестный выбор, трансформация, замена, подстановка, упорядочение, завершение(окончание), ответы на вопросы, внутриязыковое перефразирование, межъязыковоеперефразирование, клоуз-процедура (клоуз-тест).(19)
Также тесты, как и другие упражнения/задания, различаются по ихдоминирующей цели. К контрольным относятся те, основной целью которых являетсяустановить факт знания/незнания или владения/невладения учащимся тем или инымматериалом, умением, деятельностью и соответственно оценить его. К тестам,выполняющим контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты,проверяющие наличие у школьников определенного уровня коммуникативнойкомпетенции (proficiency tests), и тесты, проверяющие овладение учащимисяконкретным языковым материалом и отдельными речевыми умениями за определенныйпериод обучения (achievement tests). Эти виды тестов подробно изучены втеоретическом плане и находят широкое применение в зарубежной практикепреподавания иностранных языков. В методике преподавания иностранного языкавыделяют такие виды тестов как грамматические, лексические и т. д. (11, с. 125)
Максимально повысить надежность измерения и валидностьиспользования теста можно, если следовать трем основным этапам его создания: 1)дать ясное и недвусмысленные теоретические — научно-обоснованные определенияумений, которые надо измерить; 2) точно установить условие и операции, которыхследует придерживаться при проведении теста и наблюдении за его выполнением; 3)количественно определить результаты наблюдений, с тем, чтобы убедиться, чтоиспользуемые измерительные шкалы обладают всеми необходимыми качествами. Ктестовым заданиям предъявляются определенные требования. (18, с. 34) Они должныпроверять: знание фактов, понятий, закономерностей, законов, теорий, принципов,правил и взаимодействий между ними; умение выполнять мыслительные действия;умение давать критические оценки; умение применять знания в новой (конкретной)ситуации; навыки выполнения конкретных операций. (см. приложение 1)
Итак, тест позволяет проверять одновременно всех учащихсякласса/группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможнымего проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиесяпоставлены в равные условия — они работают в одно и то же время с одинаковым пообъему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответовтакого фактора, как везение/невезение; тест дает возможность включать большойобъём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличиеотдельных умений пользования им.(17, с. 45) Грамматический тест позволяетнаиболее объективно проконтролировать уровень усвоения одного или несколькихграмматических явлений. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов,безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебномпроцессе. Электронный тест как один из видов теста становится наиболеепопулярным в наши дни, так как он повышает уровень мотивации обучаемых.Использование компьютера увеличивает достоинства теста, что позволяет говоритьоб увеличении значимости данного вида теста. (17, с.46)
2.2 Организация компьютерного тестирования какосновной формы контроля сформированности грамматических навыков
Что касается XXI века наблюдается повышенныйинтерес к проблеме компьютерного тестирования как основной формы объективногоконтроля знаний, умений и навыков обучаемых и одного из способов повышениякачества образования. (5, с.52) Повышение информативности теста – путь наиболееэффективный и реализуется за счет внедрения адаптивных процедур тестирования.Среди различных подходов к тестированию наибольшее распространение получилоадаптивное тестирование. Адаптивное тестирование – это широкий класс методиктестирования, предусматривающих изменение последовательности предъявлениязаданий в самом процессе тестирования с учетом ответов испытуемого на ужепредъявленные задания. При таком обучении в процессе прохождения теста (или наборатестов) строится модель обучаемого, которая используется для генерации иливыбора последующих заданий тестирования в зависимости от уровня обучаемого. Вкомплексных системах полученная модель также может использоваться в процессеобучения.
Наверное, нет необходимости доказыватьпреимущество компьютерного тестирования, однако отметим некоторые моменты. (19,с.265)
1. оцениваниерезультатов тестирования осуществляется мгновенно, автоматически фиксируется исохраняется на длительное время;
2. возможностьформирования достаточно большого количества вариантов теста, которое ограниченолишь размером банка тестовых заданий;
3. возможностьреализации удобных процедур ввода, модификации тестовых материалов;
4. возможностьформирования тестов, различных по уровню обученности испытуемых;
5. возможностьуправления как содержанием теста, так и стратегией проверок в ходетестирования;
6. отсутствуетнеобходимость в бумажных носителях и листах ответа. Это скорее важно не с точкизрения экономии средств (бумага, множительная техника, подготовленный персонал,технические средства сканирования листов ответа, программное обеспечение длясканирования и распознавания результатов, занесение результатов для дальнейшейобработки и хранения), а скорее – обеспечения секретности (надежности,безопасности), так как подготовка бумажных вариантов теста требует достаточнобольшого времени и доступа определенного количества обслуживающего персонала,что может служит утечкой информации до начала процесса тестирования;
7. нетнеобходимости в синхронизации процесса тестирования для группы испытуемых.Каждый тестируемый выбирает самостоятельный темп работы с тестом;
8. прикомпьютерном тестировании легко ввести временные ограничения или временноеотслеживание процесса тестирования, что трудноосуществимо при бумажномтестировании; это позволяет учитывать психомоторные аспекты тестируемого.
9. использованиемультимедийных компонентов и графических изображений высокого качества (объем,цвет) доступные при компьютерном тестировании обеспечивает правильное и быстроевосприятия содержания задания, а с психологической точки зрения снимаетнапряжение с тестируемого;
10. повышаетсяэффективность тестирования: уменьшается время тестирования (до 50% по сравнениюс бумажной формой тестирования) для достижения того же уровня надежностиоценивания, что ведет к уменьшению усталости тестируемого во время сеансатестирования, что также является важным показателем в результатах тестируемых.
Необходимо отметить, что все вышеперечисленные преимуществадостижимы лишь при правильной организации технологии компьютерного тестированияи наличия программных средств, их реализующих. В настоящее время еще активноиспользуются программные оболочки, которые не могут обеспечить всех указанныхпреимуществ.
Сегодня существует несколько программ позволяющихпроверить уровень сформированности грамматических навыков с использованиемкомпьютера и специальных оболочек. Например, 1) Система Тестирования,включающая 1 вид заданий, 2) Testing — 2 вида заданий, 3) Познание, 4) B-Test 3вида заданий, 5) АСТ, включающая все 4 вида заданий описанных выше. Такжепоследняя программа дает возможность использовать картинки в заданиях,сохранять результаты тестирования в процентном соотношении и отслеживатьпрогресс учащихся. Такой вариант имеет свои неоспоримые достоинства: повышениемотивации учащихся (использование компьютера), нет возможности списать,результаты видны сразу, после тестирования можно просмотреть допущенные ошибки.
Благодаря рассмотренным выше достоинствам даннаяпрограмма подходит для всех видов контроля и широко применяется вобразовательных учреждениях, в том числе и в Соликамском педагогическомколледже. Данная программа рекомендована Министерством образования ииспользуется при комплексной проверке профессиональных учебных заведений.Система тестирования «АСТ-тест» состоит из модулей, которые полностьюобеспечивают весь цикл тестирования: от создания банка тестовых заданий дообработки результатов после проведения тестирования.(9, с.177) Рассмотримфункциональное назначение модулей системы тестирования «АСТ-тест». Конструктортестов «АСТ-КТ» предназначен для создания и накопления тестовых заданий иформирования семейства тестов на его основе. Тестовые задания хранятся внакопителе тестовых заданий. Накопитель тестовых заданий (НТЗ) представляетсобой базу данных специальной структуры, используемый для хранения информации оформе и содержании тестовых заданий, параметров генерации тестов и способовоценивания результатов. Для формирования заданий в текстовой форме и занесения егов НТЗ используется мастер тестовых заданий (МТЗ), встроенный в конструктортестов. С помощью генератора тестов определяются значения параметров, на основекоторых динамически в процессе тестирования формируются тесты из тестовыхзаданий, содержащиеся в НТЗ. Модуль «АСТ-Swap» – это программа обмена даннымимежду НТЗ и документа в тестовом формате. Модуль «Администратор» («АСТ-Адм»). Вэтом модуле создается системная база данных (СБД), ведение которой позволяетполностью контролировать процесс проведения тестирования и видетьобразовательную траекторию участника тестирования. Системная база данныхсодержит библиотеки: тестов, субъектов тестирования, результатов тестирования,расписание проведения тестирования. Библиотека субъектов тестированияпредназначена для ведения идентификационной информации данных субъектов.Каждому участнику тестирования автоматически системой присваивается уникальныйкод доступа. Библиотека тестов предназначена для сбора и хранения информации отестах. Администратор добавляет тест в банк тестов, которые предварительно былисгенерированы в модуле «АСТ-КТ» генератором тестов в соответствии с условиямитестирования. Администратор заполняет журнал посещения тестов, в которыйвносится заранее составленное расписание проведения тестирования. Системнаябаза данных хранится на сервере. При запуске тестирующая компонента обращаетсяк Журналу доступа. Формирует список доступных библиотек и предъявляет в видесписка. Таким образом, участник тестирования имеет доступ только к указаннымбиблиотекам и в строго ограниченный период времени. Для начала тестированияиспытуемому необходимо ввести код доступа, который формируется в модулеадминистратора. Каждый участник тестирования должен быть ознакомлен спроцедурой тестирования и правилами прохождения тестирования. Для этогопреподаватель-тестолог проводит инструктаж с соответствующей записью в журналетестирования. Испытуемый, не прошедший первичный инструктаж, не допускается дотестирования. При тестировании студенты обязаны соблюдать правила его проведенияи выполнять требования тестолога. К отчету администратор системы формируетвыходную форму с результатами тестирования. Выходные формы формируются в модуле«АСТ-Адм» на основе информации о субъекте тестирования и результатахпроведенного тестирования. Выходные формы формируются в зависимости от задачтестирования. Модуль статистики «АСТ-Stat» позволяет проводить дополнительнуюаналитическую и статистическую обработку результатов тестирования с последующимпостроением графиков и диаграмм. (9, с.178)
При обучении студентов большое внимание уделяетсясамостоятельной работе, в связи с этим было выбрано электронное тестирование с использованиемоболочки АСТ, который позволяет выполнять тест несколько раз в индивидуальномрежиме и с осуществлением самоконтроля, потому что тестовые задания и ихочередность постоянно меняются, а результаты можно увидеть сразу послевыполнения студентом теста.
В процессе создания данной выпускнойквалификационной работы был разработан электронный тест в оболочке АСТ,направленный на контроль сформированности грамматического навыка у студентоввторого курса. Данный тест включает в себя 200 заданий различного типа:открытые, закрытые, на соответствие и на правильную последовательность. Каждыйвид содержит примерно 50 тестовых заданий (см. Приложение 2). В процессесоздания теста, направленного на контроль сформированности грамматическогонавыка, автор проекта воспользовался инструкцией по разработке тестов в даннойоболочке. (см. Приложение 3). Во время преддипломной практики данный тест былапробирован на студентах группы Л-22 Соликамского педагогического колледжа вкачестве текущего контроля, что более подробно будет рассмотрено в следующемпараграфе.
Таким образом, электронное тестирование являетсяодной из наиболее эффективных форм контроля сформированности грамматическихнавыков при работе со студентами, который можно осуществлять при любой форме ивиде контроля. (см. 2.1.)
2.3 Использование АСТ-тестирования в качествеконтроля сформированности грамматических навыков студентов 2 курса колледжа
Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах даннойработы, были проверены на практике на уроках английского языка в педагогическомколледже.
Целью опытного обучения являлась апробация разработанного теста наоснове программы АСТ-тест в процессе контроля сформированности грамматическихнавыков у студентов 2 курса.
В соответствии с целью проведения опытного обучения былисформулированы следующие задачи:
1 изучить рабочую программуи учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» для студентов 2курса колледжа по специальности Иностранный язык и выделить грамматическиеявления, подлежащие усвоению на данном этапе обучения;
2 провести электронноетестирование по изученному грамматическому материалу и сравнить полученныерезультаты с отметками за традиционный тест;
3 выявить проблемы,обнаруженные при работе студентов с электронным тестом;
4 в течение преддипломнойпрактики организовать тренировку студентов в работе с грамматическими тестами воболочке АСТ;
5 провести срез в конце практики2 способами: посредством электронного тестирования и с помощью традиционноготеста, сравнить результаты, сделать вывод.
Опытное обучение проводилось в Соликамскомпедагогическом колледже имени А. П. Раменского, города Соликамск Пермского краяпо учебно-методическому комплексу New Headway Intermediate авторов Liz and JohnSoars по темам «Чудеса света», «Рассказывая истории» и «Счастье». Данныйучебник состоит из 68 уроков, что соответствует учебной нагрузке студентовспециальности 050303 Иностранный язык по дисциплине «Иностранный язык». Всоответствии с сюжетным замыслом учебника уроки объединены в разделы. Каждыйраздел учебника заканчивается тестом и сочинением или монологическимвысказыванием. Каждый урок в учебнике состоит из нескольких упражнений,нацеленных на формирование языковых навыков и развитие речевых умений. Данныйучебник имеет сюжетное построение с опорой на жизненный опыт обучающихся. Всоответствии с сюжетом на страницах учебника учащиеся встречаются с различнымиреальными историями. Более того, при изучении определенного текста делается акцентна одно или несколько грамматических правил. Грамматические явления, которыеподлежат обязательному изучению в соответствии с государственным стандартом,изложены в рабочей программе, на основе которой выбирались тестовые задания, ихсложность и тематика
Студенты должны знать образование и уметьиспользовать в устной и письменной речи следующие грамматические явления: прошедшеепростое время, вспомогательные глаголы, времена в активном залоге, настоящеепростое и длительное время, активный и пассивный залог, прошедшее простое идлительное время, завершенное время, модальные глаголы (обязанность, совет),будущее время, глаголы, требующие после себя инфинитив или герундий, словообразование,первое условное наклонение и придаточное времени, настоящее завершенноедлительное время, косвенные вопросы, косвенная речь.
Тестовые задания подбирались на основе следующих учебников: New HeadwayIntermediate Liz and John Soars учебник и рабочая тетрадь (23), методическиепособия по английскому языку для студентов, составленные преподавателямиколледжа (8), Snapshot Elementary учебник и рабочая тетрадь. (24) В процессе проведенияопытного обучения объектами контроля являлись: степень сформированности грамматическогонавыка по следующим грамматическим явлениям: времена в английском языке Present Simple, Continuous, Perfect, Past Simple, Continuous Tense, предлоги места времени,орфография, порядок слов в предложении.
Апробация тестовых заданий проводилась в несколько этапов. Первоезнакомство с программой АСТ-тест проходило на первом курсе, когда студентызнакомились с правилами работы с электронными тестами и выполняли тренировочныетесты по грамматике и лексике. На втором курсе проводилась работа вупотреблении грамматических явлений. Перед решением тестов на 2 курсе былопроведено анкетирование студентов. Ниже представлены вопросы анкеты и ответыстудентов. (см. приложение 4)
Вопрос №1. Любите ли вы решать тесты? Большее количество студентовотдало предпочтение тестам, в сравнении с другими формами контроля. (см.приложение 5, диаграмма №1 )
Вопрос №2. Какойиз видов теста лучше: электронный или на бумажном носителе? Мнения студентов разошлись,но не намного. Несколько человек предпочитают работать с бумажными тестами, таккак не обладают хорошими навыками владения компьютером или медленно печатают.Многие из группы готовы выполнять электронные тесты при условии, если будутхорошо знакомы с правилами работы и тест будет составлен корректно. (см приложение5, диаграмма №2 )
Вопрос №3. Какойиз видов теста является наиболее объективным: электронный или традиционный? Мненияразошлись. Большая часть группы считает, что результаты электронноготестирования не всегда правильны и объективны. Неправильно введенное слово,лишнее слово или знак пунктуации в правильном ответе приводит к тому, что ответсчитается ошибочным. В то же время оценивание традиционного теста не всегдаявляется объективным из-за личного отношения учителя. (см приложение 5,диаграмма №3 )
Вопрос №4Согласны ли вы выполнять контрольные работы в виде электронного тестирования?Оказалось не все согласны выполнять контрольные работы в виде электронноготестирования, несмотря на то что студентам нравится работать с такими тестами.Учащиеся привыкли к традиционному виду контрольной работы. (см приложение 5,диаграмма №4)
Разработанный электронный тест, как формаконтроля грамматических навыков студентов 2 курса колледжа, предварительновыполняли несколько студентов 5 курса специальности 050303 Иностранный язык длявыявления уровня валидности теста. Найденные недостатки и ошибки былиустранены. Также было выяснено, что уровень тестовых заданий соответствует 2курсу специальности 050303 Иностранный язык.
Для определения степени сформированности грамматическихнавыков, а также эффективности применяемого подхода и разработанной системы упражнений,в ходе опытного обучения был проведён ряд срезов: решение тестов в электронномварианте (см. приложение 6) и решение традиционных тестов (см. приложение 7). Следуетзаметить, что, несмотря на одинаковую отметку за электронный и традиционныйтест количество правильных ответов в процентном соотношении разное. Всеобъясняется тем, что критерии оценивания электронного теста ниже, чем критериитрадиционного тестирования, но, несмотря на это объективность компьютерноготестирования выше.ФИО Оценка электронный тест Кол-во выполненных заданий % Оценка традиционный тест Кол-во выполненных заданий % Гюнель А. 2 20 3 55 Татьяна Б. 4 60 4 70 Сабина Л. 3 50 4 65 Евгения П. 4 60 5 85 Юлия П. 3 45 4 65 Алла Р. 4 60 4 65 Светлана С. 3 40 4 70 Анастасия С. 4 65 5 90 Александра С. 2 20 3 55 Наталия Т. 2 25 3 55 Дарья Ф. 4 60 4 70 ИТОГО: средний балл 3.2 46 3.9 68
Данная таблица показывает результаты тестированияв начале данного учебного года. Студенты еще не очень хорошо знакомы со всеми особенностямиработы с электронными тестами, поэтому были допущены ошибки при вводе ответовна задания. Несколько студентов задавали дополнительные вопросы по правиламработы. Выполнениетестовых заданий в качестве тренировки проводилось 1-2 раза в неделю вкомпьютерном кабинете, где каждый имел возможность решать тесты в своем режиме.Из предложенных 200 тестовых заданий студенты выполняли заранее определенноеколичество заданий. Достаточное количество тестовых заданий позволило уменьшитьшансы на прорешивание одних и тех же заданий.
В конце учебного года итоговый срез знанийпроводился 2 способами: электронное и традиционное тестирование.
ФИО Оценка электронный тест Кол-во выполненных заданий % Оценка традиционный тест Кол-во выполненных заданий % Гюнель А. 3 20 3 55 Татьяна Б. 4 60 4 70 Сабина Л. 4 50 4 65 Евгения П. 5 60 5 85 Юлия П. 4 45 4 65 Алла Р. 4 60 4 65 Светлана С. 4 40 4 70 Анастасия С. 5 65 5 90 Александра С. 3 20 3 55 Наталия Т. 3 25 3 55 Дарья Ф. 4 60 4 70 ИТОГО: средний балл 3.9 46 3.9 67,7
Сравнение полученных результатов представлено втаблице. Можно сделать вывод, что при регулярной тренировке в решениикомпьютерных тестов результаты тестирования практически такие же, как и притрадиционном тестировании, но могут быть и лучше. В результате данногоисследования результаты получились одинаковые в связи со следующимиобстоятельствами: тренировочные тесты выполнялись лишь в течение непродолжительноговремени, которого было недостаточно для полного усвоения правил работы скомпьютерной программой. Также у каждого студента есть свои индивидуальные способности:проблемы со зрением, медленно печатает на компьютере, делает ошибки в написаниислов. Несмотря на то, что отметки студенты получили одинаковые, преимуществаэлектронного тестирования заключаются в повышении мотивации обучающихся, экономиивремени учителя на проверку, отсутствии субъективности в оцениваниирезультатов, учащийся имеет возможность работать в индивидуальном режиме,исключено списывание.
Подводя итог можно сделать вывод: оценка, выставляемая поитогам электронного тестирования, особенно при контроле грамматического навыка,отличается большей объективностью и независимостью, чем оценка за выполнениетрадиционной контрольной работы, которая часто основана на впечатлении учителяи его отношению к учащемуся. Благодаря рассмотренным выше достоинствам даннаяпрограмма подходит для всех видов контроля и широко применяется вобразовательных учреждениях. Данное исследование показывает, что при правильнойорганизации электронного тестирования и предварительной тренировки в решениитестов компьютерного тестирования не хуже традиционной контрольной работы и можетбыть использована при организации контроля сформированности иноязычных навыков,в том числе и грамматических при обучении студентов иностранному языку.
Выводы по второй главе. Вторая глава посвященатестированию как одному из основных форм контроля грамматического навыка.Раскрыты понятия тест, тестовое задание, тестирование, электронноетестирование. Был разработан тест в электронной оболочке Аст-тест, состоящий из200 заданий. Проанализированы преимущества традиционного и электронноготестирования на основе исследования, проведенного со студентами 2 курсапедагогического колледжа. Полученные выводы представлены в виде таблиц идиаграмм. Поставленная цель была реализована.
Заключение
Рассмотрение проблем контроля обученности школьников иностранномуязыку приобретает особую важность в связи с коренными изменениями,продиктованными самой жизнью, как в практике преподавания, так и в методическойлитературе.
Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание учителей иметодистов (В.С, Цетлин, И.В. Рахманова, Л.В. Щерба, Е.И. Пассов, А.В. Конышева,К. Морроу, Л.Ф. Бахман и другие) (5, с.7) так как в нём кроются разнообразные идалеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения. Актуальностьпроблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успеховв реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодарячему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможностиположительного влияния на учебно-педагогический процесс (4, с.4). Вместе с темприходится признать, что именно коммуникативные умения являются основнымпоказателем обученности учащихся иностранному языку, и именно они являютсяосновным объектом контроля. Вместе с тем, языковые навыки играют важную роль,так как на их сформированности базируется речевая деятельность (5, с. 15). Изэтого следует, что текущий контроль сформированности языковых навыков – важнаязадача, обеспечивающая эффективное обучение общению (правильная, грамотнаяречь).
Поэтому целью данной выпускной квалификационной работы являлось на основетеоретического изучения проблемы контроля сформированности грамматическихнавыков разработать компьютерное тестирование в программе АСТ и апробироватьего в процессе обучения студентов 2 курса иностранному языку.
В данной работе рассмотрено электронное тестирование как основная формаконтроля сформированности грамматического навыка. Для реализации данной целибыла изучена методическая, педагогическая и психологическая литература поистории развития проблемы контроля. Рассмотрено общее понятие контроля в целом,его роль при обучении иностранному языку, а также его виды, формы и функции.Была сделана попытка раскрыть сущность контроля грамматических навыков, какметодологически значимого для современной методики обучения иностранным языкам.Также была описана классификация видов контроля: предварительный, оперативный,текущий, итоговый, самоконтроль и взаимоконтроль. (4, с.2). Различные формы(см. 1.2) контроля грамматических навыков, такие как устный контроль (опрос иего разновидности), собеседование, письменный контроль (контрольные работы),тестирование, индивидуальные или фронтальные, одноязычные или двуязычные (4,с.32) позволяют сделать процесс обучения интересным, разнообразным; знания –прочными; формировать и развивать навыки и умения учащихся. Кроме того,контроль при систематичном и регулярном проведении влияет на организованностьученика, его личности. Разнообразие и свобода в выборе форм организацииконтроля формирует мобильного, креативного и неповторимого человека. Болеетого, был сделан акцент на тестировании, в частности электронного, как одной изнаиболее актуальных форм контроля грамматических навыков, так как электронное тестированиепозволяет проконтролировать за короткий срок времени определенное количествограмматических структур, знание правил определенных грамматических явлений,которые учащийся может не использовать при устном контроле. В работе описанывиды тестов и компьютерных программ, а также требования к их составлению. Былаосуществлена попытка доказать важность применения тестов в процессе обучения иностранномуязыку, рассмотрены функции и роль тестов в процессе обучения. Тесты являютсянаиболее экономной формой контроля и объективным показателем степени усвоенияучащимися того или иного языкового материала. Тесты выполняют две различные функции:контролирующую и обучающую. К контрольным относятся те тесты, основной цельюкоторых является установить факт знания/незнания, владения/невладения тем илииным материалом и соответственно оценить его. К тестам, выполняющимконтролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты проверяющие наличиеу школьников определенного уровня коммуникативной компетенции и тесты,проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельнымиречевыми умениями за определенный период обучения. В настоящее время наметиласьтенденция использовать тесты в обучающей функции. При развитии отдельных умений(из числа установленных) которые связаны со смысловой переработкой информации впроцессе чтения, характер и организация тестовых заданий предусматриваеттренировку каждого умения в изолированном от других умений виде наотрывках/абзацах различного построения (например, начинающихся с главной мыслии т. д.).
Практическая ценность данной работы заключается вразработке и апробации электронного грамматического теста для студентов 2 курсаСоликамского педагогического колледжа в электронной оболочке «АСТ-тест». Данныйтест включает в себя 200 заданий различного типа: открытые, закрытые, насоответствие, на правильную последовательность. Каждый вид включает примерноодинаковое количество тестовых заданий (см. Приложение 1). Тест направлен наконтроль таких грамматических явлений как, The Present Simple (Progressive,Perfect) Tense, The Past Simple (Progressive, Perfect) Tense, неправильныеглаголы, множественное число существительных и др. В процессе создания теста,направленного на контроль сформированности грамматического навыка, автор работывоспользовался инструкцией по разработке тестов в данной оболочке.
Следует признать, что в настоящее время нельзя считать проблемуконтроля сформированности речевых и языковых умений окончательно решенной.Целый круг вопросов является пока недостаточно изученным и требует специальногоисследования. Но, тем не менее, хотя рассмотренные аспекты контроля и требуютопределенного дополнительного исследования, каждый учитель должен знатьтребования, предъявляемые к методике контроля и те параметры, по которымоценивается тот или иной вид речевой деятельности. Также, каждый учитель долженстремиться грамотно реализовывать эти требования в учебном процессе, уметьсоздавать правильный микроклимат в классе, при проверке стараться проявлятьобъективность и доброжелательность, и, самое главное, учитывать психологическоесостояние учащихся в процессе контроля.
Таким образом, задачи были решены, поставленная цель быладостигнута, но, несмотря на это, вопросы изучения контроля на урокахиностранного языка представляют собой обширное поле для деятельности, так наукане стоит на месте, а постоянно появляются новые, более современные формы иприемы контроля, которые представляют интерес для ученых и учителей-практиков.Контроль грамматических навыков включает в себя разнообразные методы, приемы исредства, ориентированные на реальные потребности в изучении языка и наразвитие языка личности средствами изучаемого языка. Информационно-коммуникативныетехнологии, включающие в себя электронное тестирование, находятся в стадииразвития и разработки, что подтверждает актуальность данной темы. Такжепоявляются новые и более современные разновидности электронного тестирования.Одним из них является система Вердикт. Суть данной системы заключается врешении тестов с помощью пультов. Ученик получает дистанционный пульт, читаетна экране вопрос и нажимает вариант ответа на пульте. В сравнении с программойАСТ-тест, Вердикт также включает в себя несколько видов тестовых заданий.Учитель контролирует процесс, работая с компьютером, и может выбрать наиболееподходящий вариант работы с учащимися: первый – кто первый ответит правильно,второй – все отвечают за определенное время. Результаты тестированияподсчитываются автоматически компьютером и выводятся на экран. Каждый можетувидеть свой результат и правильный ответ. Перспективы работы заключаются ввозможности изучения системы Вердикт, теоретического обоснования данной проблемыи проведения исследования.
Библиографический список
1. Азаровская А.Е.,Кузовлева Н.Е., Пассов ЕИ. и др… Контроль в обучении иностранному языку: учеб.пособие/ Под ред. Пассова Е.И, Кузнецовой Е. С.- Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.(Серия «Методика обучения иностранным языкам»,№17).
2. Апальков В.Г., СолововаЕ.Н. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы Лекции1-4: Учеб. Пособие. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», — 2006.
3. Апальков В.Г., СолововаЕ.Н. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы Лекции5-8: Учеб. Пособие. — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2006.
4. Арнаутова Е.И.Возможности сети интернет в процессе обучения иностранному языку МОУ «Гимназия №62»г. Кемерово. — helen@lnk.kuzbass.net
5. Васильев В.И., МалышевН.Г., Тягунова Т.Н. Программно-педагогические тесты. Система методологическихправил 1999.
6. Васильев В.И., ТягуноваТ.Н. Теория и практика формирования программно-дидактических тестов Учеб.Пособие. — М.: 2001.
7. Войшвилло Е.К., ДегтяревМ.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии: Учеб. пособие: В 2кн. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М.: Сов. энциклопедия, 1978—1980.
8. Грибенникова И.В. Сборникупражнений по английскому языку, система времен английского языка. Методическоепособие для студентов. – Соликамск: 2004.
9. Дрогавцева ЭлеонораВикторовна — учитель английского языка МОУ СОШ № 7 г.Георгиевска revolution./pedagogics/00014065_0.html
10.Зборовский Г.Е. и Е.А.Шуклина Образование как ресурс информационного общества.\\ Социологическиеисследования №7, 2005. — С.107-113.
11.Зимняя И.А. Психологияобучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991-450с
12.Конышева А.В. Контрольрезультатов обучения иностранному языку – СПб: КАРО, Мн.:- Издательство «Четыречетверти», 2004. -144с.
13.Леонтьев А.А. Психологияобщения. – М.: Смысл, 1997-360с
14.Луцева Е.А. Тестированиеречевых умений и навыков как средство в общей системе дидактического контроля. Учеб.Пособие. — М.: Титул, 2000.
15.Миролюбова А. А. Вопросыконтроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. пособие/ Подредакцией. А. А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2001.- 80с.
16.Семушина Л.Г., ЯрошенкоН.Г.Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях:Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. — М.: Мастерство,2001.-272с.
17.Сафонова В.В. Изучениеязыков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж:Истоки, 1996-235с
18.Сафонова В.В. Программыпо английскому языку для 1-4, 5-9, 10-11 классов школ с углубленным изучениеминостранных языков. – М.: Еврошкола, 1999.
19.Цветкова З.М. Некоторыевопросы контроля и учета. Приложение к журналу Иностранные языки в школе //Методическая мозаика 4/2005
20.Adrian Doff.Teach English. A training course for teachers. CUP 1995.
21.Cambridgeexaminations, certificates and diplomas. UCLES 1995.
22.CommonEuropean Framework of Reference for Language Learning and Teaching. LanguageLearning and Teaching for European Citizenship. Council of Europe 1996.
23.Liz and JohnSoars New Headway Intermediate: Oxford University Press, 2003-160c.
24.Brian Abbs, Chris Barker, Ingrid Freebairn. SnapshotElementary: Starter, Pearson Education Limited, 2000-128c.