Министерство образования Омской области
ГОУ СПО «Тарский педагогический колледж»
Электронное портфолио учителя информатики, ориентированное
на тему «Алгоритмизация» в базовом курсе информатики
Выпускная квалификационная работа
Талипов Рамис Шаукатович
Специальность 050202
Информатика
Курс III,группа 32
Научный руководитель:
Краузе Марина Владимировна
Тара — 2009
/>Оглавление
1. Теоретические основы портфолио
1.1 Электронное портфолио. Состав, структура, функции итипы электронного портфолио
1.2 Теоретические основы алгоритмизации на урокеинформатики в школе
1.2.1 Понятие «алгоритм»
1.2.2 Основные алгоритмические структуры
1.2.3 Способы описания алгоритмов
2. Методика применения электронного портфолио
2.1 Применение электронного портфолио учителем
2.2 Применение разработанногоэлектронного портфолио в практической деятельности учителя
Заключение
Библиография
Введение
В настоящее время весь мир, и Россия не исключение,переживает эпоху перемен. Происходят фундаментальные изменения всоциально-политической и экономической сферах жизни. Стремительно возрастаетобъем новой научной информации и высокоинтеллектуальных технологийобщественного производства. Конец XX и начало XXI века войдут в историю каквремя перехода человечества от индустриального к постиндустриальному и затем кинформационному обществу. Процесс, обеспечивающий этот переход, получилназвание «информатизация». К нему относят создание, развитие иприменение информационных средств и технологий, способствующих кардинальномуулучшению качества труда и жизни людей. Процесс информатизации обществаинициирует процесс информатизации образования, направленный на повышениекачества содержания образования, а также внедрение, сопровождение и развитиеновых информационных технологий во всех видах образовательной деятельности. Фундаментоминформатизации является новая научно-естественная дисциплина информатика,только лишь начинающая выходить из этапа накопления и осмысления эмпирическогоматериала. С учетом сегодняшнего понимания быстро меняющегося объема исодержания, изучаемых информатикой предметов и явлений объективной действительности,её определяют как область деятельности человека, связанную с изучением припомощи компьютеров общих свойств и структуры информации, закономерностей ипринципов её создания, накопления, преобразования, передачи и использования.
Одними из ключевых понятий для информатики являются алгоритми алгоритмизация. В узком смысле под алгоритмизацией понимают науку оразработке и анализе алгоритмов. В более широком смысле к ней относят такжеразработку и конструирование программ для компьютеров (программирование).
В педагогической информатике к алгоритмизации следуетотнести также процесс обучения построению алгоритмов и программ ипроектирование этого процесса как метода деятельностного познания. Именно наэто широкое понимание алгоритмизации и опираются проведенные исследования. Школьникиполучают достаточные представления, умения и навыки, связанные с овладениемнаиболее общими компонентами алгоритмизации, которые на современном этаперазвития общества начинают рассматриваться как естественное требование к частиобщей культуры каждого человека и называют алгоритмической культурой.
Но реалии сегодняшнего дня таковы, что многие выпускникипедагогических вузов — будущие учителя информатики (математики и информатики) обладаютнедостаточными умениями и навыками алгоритмизации, а потому и уровеньалгоритмической культуры выпускников школ оставляет желать лучшего, а подчасони просто оказываются функционально неграмотными. Поэтому у будущих учителейинформатики должна быть сформирована алгоритмическая культура, широтакругозора, практических знаний и умений, необходимых для последующейкачественной подготовки школьников, свободно ориентирующихся в современном,насыщенном алгоритмами мире, способных обеспечить информационную независимостьстраны. Отсюда и актуальность исследования. Все вышесказанное позволяет сделатьвывод, что назрела настоятельная необходимость модификации традиционного курсаинформатики в школе путем насыщения его наиболее перспективными и методическиоправданными универсальными методами решения широкого класса практических задач.
Проблема нашего исследования в том, какразработать электронное портфолио по алгоритмизации и применить его учителем науроках информатики.
Объектом является процесс использованияинформационных технологий в организации труда учителя.
Предметом исследования — использование электронного портфолиов организации труда учителя при изучении алгоритмов.
Исходя из проблемы, мы выделилицель: разработать ивнедрить в практику электронное портфолио, обеспечивающее использованиеинформационных технологий в организации труда учителя.
Исходя из цели были сформулированы задачи исследования:
1) изучить возможности средств информационных технологий иизучить педагогические цели их использования;
2) разработать электронное портфолио учителя;
3) проверить эффективность разработанного портфолио напрактике.
В соответствии с проблемой и целью мы выдвигаем гипотезу:если учитель будет грамотно использовать электронное портфолио, то этопозволит облегчить труд учителя и будет способствовать повышению уровняпрофессионализма учителя.
1. Теоретические основы портфолио1.1 Электронное портфолио. Состав, структура,функции и типы электронного портфолио
Нами было выявлено, что под термином «портфолио» понимаетсяспособ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Слово«портфолио» пришло из английского языка и означает — предмет дляхранения и переноски письменных работ, документов и т.д. Слово «portfolio»в переводе с итальянского языка означает «папка с документами»,«папка специалиста».
Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускаетиспользовать это слово в мужском и среднем роде.
Портфолио в переводе с французского означает «излагать»,«формулировать», «нести» и «лист», «страница»или «досье», «собрание достижений» (Словарь иностранныхслов).
По мнению Калмыковой И.Р. портфолио учителя — это наборматериалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональнойдеятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения ипредназначенный для оценки уровня профессионализма работника [14].
По мнению Чошанова М.А. портфолио — это пакет работиндивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в болееполную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достиженийиндивидуума [27, с.35].
По мнению Кузнецова А.А. — это способ фиксирования,накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определённый периодего деятельности [17, с.108].
По мнению Красильниковой В.А. и Запорожко В.В. электронноепортфолио учителя представляет собой сложный программно-методический комплекс,направленный на аккумуляцию созданных компьютерных средств обучения,распределённых информационно-образовательных ресурсов, нормативных документов,результатов педагогического опыта и достижений учителя, творческих работучащихся и т.д.
Электронное портфолио учителя информатики — это целостность,представляющая собой совокупность различных отделов и разнообразных работпедагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности. Электронноепортфолио создаёт условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексиисвоей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуальногопрофессионального роста [12].
Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах вСША в педагогических вузах штатов Южная Каролина (Т.М. Кьюз, Р.Л. Джонсон, С.А.Манро), Орегон (В. Спандел, Р. Килхан), Массачусетс (С.М. Глезер, С.Б. Браун),Нью-Гемпшир (Д.Х. Грейвес, Б.С. Сунстейн). Портфолио стало популярной идеей вЕвропе и Японии [2]. В последние годы интерес к системе портфолио отмечен и вроссийском образовании. М.А. Чошанов предлагает портфолио как «альтернативнуюсистему оценки» [27, с.49].
В 1997 году Т.М. Кьюз, профессор университета Южной Каролины,опубликовала книгу «Мера для меры», в которой представлен глубокийанализ разносторонних возможностей портфолио при изучении математики иоценивании уровня знаний учащихся. Книга являлась результатом анализамноголетней практической работы по исследованию портфолио [18, с.38].
В свою очередь, портфолио учителя — это набор материалов,демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональнойдеятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения ипредназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Поисковый сервис в Интернете дает возможность оценитьзаинтересованность аудитории вопросами электронного портфолио [1].
Изучение сайтов, посвященных теме электронного портфолиодает представление о разнообразных подходах к определению электронногопортфолио.
Встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолиокак набор документов, сформированных на компьютере.
Предлагается трактовка электронного портфолио преподавателякак форма интернет-поддержки его деятельности. По мнению автора, каждыйпреподаватель сталкивается с необходимостью создания учебно-методическогопакета (портфолио преподавателя) по дисциплине, которую он ведет. Портфолиовключает в себя описание и указания к ряду практических работ, методическиематериалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в работахзаданий, материалы для аттестации и самоаттестации обучаемых, исследовательскиеи творческие работы [2].
На сайте по адресу design. gossoudarev.com/portfolio.html[3] автор дает следующее определение: «Под веб-портфолио понимаетсявеб-страница или веб-сайт учителя, который используется им для хранениярезультатов проектно-исследовательской деятельности, личных достижений.
Заметим, что портфолио — это бумажный эквивалент,предъявляемый в виде папки с документами, а электронный портфолио предъявляетсяв виде файлов на магнитном носителе.
В состав портфолио учителя, кроме набора теоретическихдокументов и рабочих материалов, могут войти:
общие сведения об учителе;
проверочные (контрольные, „срезовые“) работыучащихся;
внеурочная деятельность по предмету;
отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) сотрудниковучреждений дополнительного образования, культуры и спорта;
проекты и творческие работы учащихся;
аудио — и видеоматериалы, фотографии и т.д.
Камзеева Е.Е. [17, с.132] предлагает следующую структуруэлектронного портфолио учителя.
Анкетные данные:
образование;
специальность;
стаж (общий и педагогический);
разряд;
сведения о повышении квалификации.
Методическая деятельность:
интересные разработки уроков;
разработки отдельных тем, тестов и контрольных работ;
публикации.
Работа с учащимися:
научно-исследовательская работа учащихся;
участие в конкурсах, олимпиадах;
разработки и сценарии внеклассных мероприятий;
интересные работы учащихся.
Самообразование:
участие в работе МО, семинарах;
участие в работах округа, города;
участие в экспериментальной работе.
Достижения учителя:
награды;
победители олимпиад и конкурсов;
творческие работы учителя.
Калмыкова И.Р. предлагает некий алгоритм формированияметодической папки (портфолио) учителя. [14]
В структуру портфолио входят такие компоненты, как:
портфолио документов;
портфолио работ;
портфолио отзывов.
Портфолио документов содержит в себе информацию об авторе, орезультатах его деятельности и об особенностях личности автора портфолио.
Портфолио работ включает в себя материалы, отражающиеосновные направления и виды деятельности: описание основных форм и направленийтворческой активности, разработки педагога. Здесь важно продемонстрироватьполноту, разнообразие и убедительность материалов, отражающие основныенаправления и виды деятельности, качество представленных работ.
Портфолио отзывов состоит из характеристик отношения учителяк различным видам деятельности: заключения, рецензии, рекомендательные письма,резюме, отзыв о работе в творческом коллективе.
По Калмыковой И.Р. [14] существует две функции портфолио: накопительнаяи модельная.
Накопительная функция — это набор теоретических документов инабор рабочих материалов.
Теоретические документы — это:
достижения учителя;
грамоты и сертификаты;
документы, подтверждающие повышение квалификации;
банк методических разработок, текстов выступлений, научныхстатей, публикаций.
Рабочие материалы — это:
рабочие программы учителя и тематическое планированиеучебных курсов;
авторские или индивидуальные образовательные программы,рекомендованные различными органами управления образованием или структурамиобразовательного учреждения;
опорные конспекты уроков;
конспекты открытых уроков и мастер — классов;
тексты тестовых заданий: контрольных, лабораторных илипрактических работ;
дифференцированные задания для учащихся, карточками сзаданиями и т.д.
Модельная функция отражает динамику развития учителя; показываетрезультаты самореализации; демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенцийучителя; помогает спланировать деятельность учителя.
При создании и наполнении электронного портфолио от учителятребуются умения конструировать, моделировать и проектировать своюпрофессиональную деятельность, учитывая требования, предъявляемые к разработкепрограммно-методических комплексов [16, с.37].
Книга Т.М. Кьюз „Мера для меры“ стала результатоманализа многолетней практической работы по исследованию портфолио. Опытпозволил автору говорить о разных типах портфолио в зависимости от егоцеленаправленности:
»Демонстрационный портфолио" — служит для итоговойоценки знаний учащихся по определённой теме и является собранием работ разногохарактера;
«Портфолио роста» — призван показать не столькоконечный результат, сколько процесс его достижения;
«Инструментарный портфолио» — в нём чётко идоступно должен излагаться материал, сопровождающийся наличием интересныхпримеров и тренировочных заданий [20, с.118].1.2 Теоретические основы алгоритмизации на урокеинформатики в школе
1.2.1 Понятие «алгоритм»
Понятие «Алгоритм» занимает одно из центральныхмест в современной науке.
Под алгоритмом понимают строгую и четкую систему правил,которая определяет последовательность действий над некоторыми объектами и послеконечного числа шагов приводит к достижению поставленной цели [26].
Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммедбен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способывыполнения арифметических действий над многозначными числами. Эти способы исейчас изучают в школе. Само слово «алгоритм» возникло в Европе послеперевода на латынь книги этого среднеазиатского математика, в которой его имя писалоськак «Алгоритми». «Так говорил Алгоритми», — начиналиевропейские ученые, ссылаясь на правила, предложенные Мухаммедом аль-Хорезми.
Алгоритмом стал называться любой способ вычислений, единыйдля некоторого класса исходных данных, например, нахождение производной функции.Впоследствии термин «алгоритм» стал общеупотребимым. В связи с этимвозникает вопрос: можно ли построить общее и точное определение алгоритма (понятие«любой алгоритм»), например для того, чтобы, пользуясь им, различить,является ли алгоритмом какая-то совокупность указаний или нет? На уровнездравого смысла можно сказать, что алгоритм — это точно определенная (однозначная)последовательность простых (элементарных) действий, обеспечивающих решениелюбой задачи из некоторого класса. Однако данное утверждение нельзя принять вкачестве строгого определения алгоритма, поскольку в нем использованы другиенеопределенные понятия — однозначность, элементарность и пр. Понятие можноуточнить, указав перечень общих свойств, которые характерны для алгоритмов. Кним относятся:
1. Дискретность алгоритма означает, что алгоритм разделен наотдельные шаги (действия), причем, выполнение очередного шага возможно толькопосле завершения всех операций на предыдущем шаге. При этом набор промежуточныхданных конечен и он получается по определенным правилам из данных предыдущегошага.
2. Детерминированность алгоритма состоит в том, чтосовокупность промежуточных величин да любом шаге однозначно определяетсясистемой величин, имевшихся на предыдущем шаге. Данное свойство означает, чторезультат выполнения алгоритма не зависит от того, кто (или что) его выполняет(т.е. от исполнителя алгоритма), а определяется только входными данными ишагами (последовательностью действий) самого алгоритма.
3. Элементарность шагов: закон получения последующей системывеличин из предыдущей должен быть простым и локальным. Какой шаг (действие) можносчитать элементарным, определяется особенностями исполнителя алгоритма.
4. Направленность алгоритма: если способ полученияпоследующих величин из каких-либо исходных не приводит к результату, то должнобыть указано, что следует считать результатом алгоритма.
5. Массовость алгоритма: начальная система величин можетвыбираться из некоторого множества.
Последнее свойство означает, что один алгоритм, т.е. одна ита же последовательность действий, в общем случае, может применяться длярешения некоторого класса (т.е. многих) задач. Для практики и, в частности,решения задачи на компьютере, это свойство существенно, поскольку, как правило,пользовательская ценность программы оказывается тем выше, чем больший кругоднотипных задач она позволяет решить. Однако для построения алгоритмическойтеории это свойство не является существенным и обязательным [24, с.238].
Понятие алгоритма, в какой-то мере определяемоеперечислением свойств 1 — 5, нельзя считать строгим, поскольку в формулировкахсвойств использованы термины «величина», «способ», «простой»,«локальный» и другие, точный смысл которых не установлен. Вдальнейшем данное определение мы будем называть нестрогим (иногда его называютинтуитивным) понятием алгоритма [13, с.74].
В дальнейшем под «алгоритмом» будем пониматьвсякое точное предписание, которое задает вычислительный процесс, начинающийсяс произвольного исходного данного и направленный на получение полностьюопределяемого этим исходным данным результата.
1.2.2 Основные алгоритмические структуры
Основными алгоритмическими структурами являются:
следование;
ветвление;
цикл.
«Следование» — это часть алгоритма, в которой всекоманды исполняются одна за другой в порядке их записи.
Линейным называется алгоритм, выполнение шагов которогопроисходит последовательно в порядке возрастания их номеров. В схеме онизображается последовательностью вычислительных блоков и блоков ввода-вывода.
Конструкция следования:/> /> /> /> /> /> />
/>/>/> S1 S2
"Ветвление" — это часть алгоритма, вкоторой выполняется либо одна, либо другая последовательность действий взависимости от результата проверки условия.
Ветвлением (условием) называется алгоритм, в которомпредусмотрено прохождение различных вариантов работы в зависимости отвыполнения или не выполнения некоторого условия. В блок-схеме это условиезаписывается в ромб-блок сравнения.
Различают две формы ветвления:
полное;
неполное.
Конструкция полного ветвления:
/>
Да Условие Нет/> /> /> /> /> /> />
/>/>
S1 S2/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>Конструкция неполноговетвления:
/>
/>/>/>/> Да Условие Нет
/>
S1
/>
«Цикл» — это часть алгоритма, в которой некоторуюпоследовательность действий необходимо повторить несколько раз.
Алгоритм циклической структуры — алгоритм, в которомпредусмотрено выполнение одной и той же последовательности действий.
Циклом называется участок алгоритма, реализующий многократноповторяющиеся при различных значениях параметров однотипные вычисления (например,расчеты по одной и той же формуле), Алгоритм, содержащий цикл, называетсяциклическим.
Конструкция цикла «до»:
/>/>
/>/>/>/>/> Да Условие Нет
/>
/> S1/> /> /> /> /> /> /> /> />
В цикле «пока» тело цикла выполняется до тех пор, покавыполняется условие.
/>Конструкция цикла «пока»:
/>
/>/>/>/> Да Условие Нет
/>
S1
/>
/>
Циклический алгоритм позволяет существенно сократить объемпрограммы.
Для организации цикла необходимо предусмотреть:
задание начального значения параметра цикла — переменной,которая будет изменяться при повторениях цикла;
изменение значения этой переменной перед каждым новымповторением цикла;
проверку условия окончания повторений по значению параметраи переход к началу цикла, если повторения не закончены.
Существует два вида циклов:
цикл «до»;
цикл «пока».
В цикле «до» тело цикла выполняется определенноеколичество раз.1.2.3 Способы описания алгоритмов
Рассмотрим три способа описания алгоритмов:
словесно-формульный (на естественном языке с использованиемматематических формул);
графический (блок-схема);
на языке программирования (программа).
Для наглядности рассмотрим пример решения квадратногоуравнения с помощью всех трёх способов.
1 способ: словесно-формульный.
Пусть дано квадратное уравнение a*x2 + b*x+ c = 0.
Напишем алгоритм решения этого уравнения.
Начало.
Ввод A, B, C.
D = B2 — 4 A C.
Если D
Если D > 0, то идти к п.8.
Действительных корней нет.
Идти к п.10.
X1 = ( — B — />) / 2 А;X2 = ( — B +/>) / 2 A.
Вывести значения X1 и X2.
Конец.
2 способ: графический(блок-схемный).
/>
При блок-схемномописании алгоритмизображается геометрическими фигурами (блоками), связанными по управлениюлиниями (направлениями потока) со стрелками. В блоках записываетсяпоследовательность действий.
Данный способ по сравнению с другими способами записиалгоритма имеет ряд преимуществ. Он наиболее нагляден: каждая операциявычислительного процесса изображается отдельной геометрической фигурой. Крометого, графическое изображение алгоритма наглядно показывает разветвления путейрешения задачи в зависимости от различных условий, повторение отдельных этаповвычислительного процесса и другие детали.
Оформление в графическом описании должно соответствоватьопределенным требованиям.
Линии, соединяющие блоки и указывающие последовательностьсвязей между ними, должны проводится параллельно линиям рамки. Стрелка в концелинии может не ставиться, если линия направлена слева направо или сверху вниз. Вблок может входить несколько линий, то есть блок может являться преемникомлюбого числа блоков. Из блока (кроме логического) может выходить только одналиния. Логический блок может иметь в качестве продолжения один из двух блоков,и из него выходят две линии. Если на схеме имеет место слияние линий, то местопересечения выделяется точкой. В случае, когда одна линия подходит к другой ислияние их явно выражено, точку можно не ставить.
Схему алгоритмаследует выполнять как единоецелое, однако в случае необходимости допускается обрывать линии, соединяющиеблоки.
Если при обрыве линии продолжение схемы находится на этом желисте, то на одном и другом конце линии изображается специальный символсоединитель — окружность диаметром 0,5 а. Внутри парных окружностей указываетсяодин и тот же идентификатор. В качестве идентификатора, как правило,используется порядковый номер блока, к которому направлена соединительная линия.
Если схема занимает более одного листа, то в случае разрывалинии вместо окружности используется межстраничный соединитель. Внутри каждого,соединителя указывается адрес — откуда и куда направлена соединительная линия. Адресзаписывается в две строки: в первой указывается номер листа, во второй — порядковыйномер блока [23].
Блок-схема должна содержать все разветвления, циклы иобращения к подпрограммам, содержащиеся в программе.
Приведем таблицу с блоками, которые используют при написанииалгоритма графическим способом [25]. Обозначение блока Название блока
/> действия
/> альтернативный процесс
/> условие решения программы
/> ввод данных
/> знак начала/ завершения
/> цикл с параметром
/> подпрограмма
/> несколько документов
/> внутренняя память
/> вывод данных или текста
/> ручной ввод
/> ручное управление
/> узел
/> ссылка на другую страницу
/> карточка
/> перфолента
/> узел суммирования
/> ИЛИ
/> сопоставление
/> сортировка
/> извлечение
/> объединение
/> сохраненные данные
/> задержка
/> память с посл. доступом
/> магнитный диск
/> память с прямым доступом
/> дисплей
3 способ: на языке программирования (Pascal).
program kv_yr;
var a,b,c: integer; d,x1,x2: real;
begin
writeln ('a,b,c');
readln (a,b,c);
d: =sqr (b) — 4*a*c;
if d
begin
writeln ('нет действительных корней');
end
else
begin
x1: = (-b-sqrt (d)) /2*a;
x2: = (-b+sqrt (d)) /2*a;
writeln ('x1=',x1,' x2=',x2);
end;
readln;
end.
Этот способ описания алгоритма записан на «понятном»компьютеру языке. Эти языки получили название языков высокого уровня. Ихтеоретическую основу составляют алгоритмические языки, например, Паскаль, Си,Бейсик, Фортран.
Для перевода программы, написанной на языке высокого уровня,в соответствующую машинную программу используются языковые процессоры. Различаютдва вида языковых процессоров: интерпретаторы и трансляторы.
Интерпретатор — это программа, которая получает исходнуюпрограмму и по мере распознавания конструкций входного языка реализуетдействия, описываемые этими конструкциями.
Транслятор — это программа, которая принимает исходнуюпрограмму и порождает на своем выходе программу, записываемую на объектномязыке программирования (объектную программу). В частном случае объектным можетслужит машинный язык, и в этом случае полученную на выходе трансляторапрограмму можно сразу же выполнить на ЭВМ. В общем случае объектный языкнеобязательно должен быть машинным или близким к нему (автокодом). В качествеобъектного языка может служить и некоторый промежуточный язык.
Для промежуточного языка может быть использован другойтранслятор или интерпретатор — с промежуточного языка на машинный. Транслятор,использующий в качестве входного язык, близкий к машинному (автокод или языкАссемблера) традиционно называют Ассемблером.
Транслятор с языка высокого уровня называют компилятором [8].
Чтобы написать алгоритм на языке программирования, нужно освоитьэтот язык. Также можно отметить, что, если написать алгоритм словесно-формульнымспособом, то легко этот алгоритм представить графическим способом с помощью блок-схем.Анализируя блок-схему и зная какой-либо язык программирования, вам не составиттруда записать алгоритм на этом языке.
2. Методика применения электронного портфолио
2.1 Применение электронного портфолио учителем
Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такуюсистему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждогоученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Длядостижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика иучителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что ученик долженучиться сам, а учитель стремился осуществлять мотивационное управление егоучением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Длярешения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая быобеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, уменийосуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такойтехнологией является применение электронного портфолио учителем в школе [18, с.126].
В настоящее время понятие педагогической технологии прочновошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблениисуществуют большие разночтения. Г.К. Селевко [20, с.153] приводит несколькоопределений педагогической технологии:
Технология — это совокупность приемов, применяемых вкаком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь);
Педагогическая технология — совокупностьпсихолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновкуформ, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она естьорганизационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев);
Педагогическая технология — это содержательная техникареализации учебного процесса (В.П. Беспалько);
Технология обучения — это составная процессуальная частьдидактической системы (М. Чошанов).
Осознанность учебной деятельности переводит учителя изрежима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль егосохраняется, но в рамках субъект-субъектных отношений в системе «учитель-ученик».Данный метод обеспечивает возможность выбора пути достижения поставленной целиучеником, учитель освобождается от чисто информационных функций [21, с.84].
Электронное портфолио предоставляет обучающемуся возможностьсамостоятельно работать со всем имеющимся материалом, используя его полностьюили заменяя отдельные элементы в соответствии с потребностями обучаемого.
Электронное портфолио включает рекомендации по использованиюразличных форм, методов и способов учения, а также тесты для проверки егоэффективности.
Кроме учебных пособий и раздаточного материала, ученикииспользуют программно-методический комплекс задач по информатике. Прииспользовании электронного портфолио появляется еще один вариант, когдаучащийся сам выбирает для себя задания соответствующего уровня сложности,пользуясь указаниями, приведенными в описании портфолио. При этом электронноепортфолио может использоваться и в других подобных разработках, так как в нёмвся собранная информация структурирована и представляет собой систему каких-либознаний.
Исследованию возможностей современных информационныхтехнологий, описанию педагогической целесообразности их применения посвященамонография И.В. Роберт «Современные информационные технологии вобразовании» [19, с.102].
Теперь учитель должен думать не о том, как лучше провестиобъяснение нового материала, а о том, как лучше управлять деятельностьюучеников.
Существуют и определенные трудности в использованииэлектронного портфолио. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности,не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могутиспытывать на уроках определенный психологический дискомфорт. Задача учителякак раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуальногоконсультирования, дозированной индивидуальной помощи. Тем не менее, уже сегодняможно говорить, что электронное портфолио дает учителю профессиональный рост,возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучениятребует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженноготруда [17, с.129].
Преподавание всегда рассматривалось как сложный комплексподходов и приемов. Взаимодействие между учителем и учеником в учебном процессесостоит из умения и искусства.
Электронное портфолио — это творческая, а не бюрократическаямодель контроля, которая позволяет учителю руководить процессом оценки своеготруда.
Учителя считают процесс подготовки портфолио трудоемким, ноони признают, что за время, затраченное на подготовку электронного портфолио,можно приобрести бесценный опыт профессионального роста.
Одна из основных задач создания электронного портфолио — вовлечениев осмысление результатов преподавания и определение целей дальнейшегопрофессионального развития. Учитель может начать собирать электронное портфолиона разных ступенях своей профессиональной биографии — от студенческого периодадо квалифицированного уровня. Портфолио обычно организуется вокруг центральныхкомпонентов преподавания, включая планирование, стратегии обучения, методыконтроля, организацию работы на уроке, работу с родителями и профессиональноеразвитие.
Создавать электронное портфолио всегда довольно трудно из-заколичества и разнообразия материалов, а потому это требует технических навыков.Однако качество портфолио электронного формата зависит от тщательных решенийзадач о содержании и результатов анализа содержимого. Рефлексия — это основнойкомпонент в создании профессионального электронного портфолио, та цементирующаясвязь, которая позволяет аттестующим в процессе оценки информации увидетьсделанные выводы. Таким образом, портфолио становится жизнеспособныминструментом оценки профессиональной подготовки будущих и аттестации работающихучителей.
Технология электронного портфолио взята за основу одного измодулей в курсе «Информационные технологии обучения английскому языку»в школе №14 Пятигорска. Актуальность работы над созданием профессиональногоэлектронного портфолио в подготовке учителя состоит в реализации задач поформированию информационной компетентности педагогов и практическойнаправленности на применение инновационных технологий в учебном процессе.
Данная модель контроля коренным образом отличается отстандартизированных тестов, где показателем профессионального знания являетсяколичество набранных баллов. В соответствии с фундаментальным принципомаутентичности контроля профессионалы должны демонстрировать свои практическиезнания в естественном контексте, а не отвечать на вопросы. Использованиепрофессионального ЭП в образовании совпадает с переходом от количественныхпоказателей контроля к качественным критериям.
В последнее время технология портфолио завоевывает всебольшую популярность. Портфолио учителя,администратора, портфолио образовательного учреждения — это пока еще новаяобласть в сфере образования. Хотя уже существуют разработки электронныхпортфолио учителя. Портфолио учителя — индивидуальная папка, в которойзафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательнойдеятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вкладпедагога в развитие системы образования. Портфолио дает возможность педагогупродемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаетнаиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяетдемонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению спредыдущими результатами. Форма портфолио уже включена в аттестационнуюдеятельность учителя и администратора образовательного учреждения, разработанысоответствующая нормативная база. Известны до деталей требования к конкурснымпортфолио учителей. Но особенно интересным представляется такое направление,как применение портфолио в повышении квалификации и переподготовке работниковобразования.
В настоящее время общей мировойтенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применениисовременных информационных технологий («электронное портфолио»). Программа«Школьный университет» даёт учителям уникальную возможность принятьучастие в дистанционной деловой игре «Моё электронное портфолио», врамках которого учителя ознакомятся не только с технологией портфолио, но и стехнологиями формирования электронного портфолио средствами Web 2.0.
Работая по образовательнойпрограмме «Школьный университет», учителя информатики получаютвозможность пополнить своё профессиональное портфолио дипломами исертификатами, полученными в результате обучения на семинарах, участия вразличных профессиональных конкурсах, научно-практических и научно-методическихконференциях, а также профессиональных мастер-классах и других мероприятиях,проводимых в течение текущего учебного года.
2.2 Применениеразработанного электронного портфолио в практической деятельности учителя
В последнее время технология портфолио завоевывает всебольшую популярность. На основании этого я решил провести работу по созданиюсвоего электронного портфолио и применить его в практической деятельностиучителя.
Рассмотрев подходы Камзеевой Е.Е., Калмыковой И.Р. ксозданию электронного портфолио, мною была разработана такая структураэлектронного портфолио:
анкетные данные;
должностная информация;
педагогическая деятельность;
научно-методическая работа;
работа с учащимися;
отзывы и рекомендации;
полезные ссылки.
В разделе «Анкетные данные» содержится такаяинформация: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, местопроживания, адрес электронной почты, номер телефона (мобильный).
Должностная информация содержит такие данные: дата приема,дата увольнения, молодой специалист с…, молодой специалист по…, образование,должности сотрудника, прохождение аттестации, последняя аттестация, окончаниедействия последней аттестации, повышение квалификации.
Педагогическая деятельность включает в себя: основнойпедагогический разряд, преподаваемые предметы УП, работа в группах ВПД, заведованиекабинетами, награды и достижения, поощрения, стаж работы.
Научно-методическая работа состоит из: конспектов уроков,презентаций и тестов.
Раздел «Работа с учащимися» может содержатьнаучно-исследовательскую работу учащихся, участие в конкурсах, олимпиадах;
Отзывы и рекомендации содержат в себе отзывы и рекомендациипо использованию портфолио, наличие положительных и отрицательных сторон прииспользовании портфолио.
Полезные ссылки содержат информацию по созданию, применениюпортфолио.
Изготовленное мной портфолио ориентировано на тему «Алгоритмизацияв базовом курсе информатики». Поэтому в портфолио в разделнаучно-методическая работа вошли конспекты проведенных уроков, презентации итесты, ориентированные на изучение алгоритмизации.
Темы проведенных занятий:
1. Понятие алгоритма, свойства алгоритма.
2. Типовые конструкции алгоритма.
3. Представление алгоритма в виде блок-схемы.
4. Стадии создания алгоритма.
5. Исполнитель алгоритма.
6. Понятие программы, подходы к созданию программы.
Урок на тему «Понятие алгоритма, свойства алгоритма»
Цели урока:
Образовательная — систематизировать знания учащихся по теме«Алгоритмизация»;
Развивающая — развивать логическое мышление у учащихся;
Воспитательная — воспитывать аккуратность, самостоятельностьи культуру самостоятельной подготовки.
Оборудование:
Кабинет информатики
I. Организационный момент
Проверка готовности.
II. Сообщение темы и цели урока
— Ребята, сегодня мы начнем изучать главу «Алгоритмы»которую будем изучать в течении нескольких уроков. Изучив эту главу вы узнаетев чем состоит назначение алгоритма и каковы его основные свойства, какиетиповые конструкции алгоритма существуют, как представить алгоритм в видеблок-схемы, каковы стадии разработки алгоритма.
Тема сегодняшнего урока называется «Понятие алгоритма,свойства алгоритма».
III. Практическая часть урока
Понятие алгоритма.
Знакомство с понятием алгоритма начнем с рассмотренияпримера.
Предположим, вы хотите вылепить из пластилина дракона.Результат во многом будет зависеть от вашего умения и опыта. Однако достичьпоставленной цели окажется гораздо легче, если вы предварительно наметите пландействий, например следующий:
1. Изучить образ дракона по имеющейся картинке.
2. Вылепить голову.
3. Вылепить туловище.
4. Вылепить хвост.
5. Вылепить четыре ноги.
6. Сравнивая с картинкой, уточнить детали каждой вылепленнойчасти дракона.
/>
Следуя подготовленному плану, любой человек, даже необладающий художественными способностями, но имеющий терпение, обязательнополучит хороший результат. Подобный план с подробным описанием действий,необходимых для получения ожидаемого результата, получил название алгоритма (презентация«Алгоритм» 1,2 слайды).
/>
Появление алгоритмов связывают с зарождением математики.Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или АбуДжафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которойописал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами.Эти способы и сейчас изучают в школе. Само слово «алгоритм» возниклов Европе после перевода на латынь книги этого среднеазиатского математика, вкоторой его имя писалось как «Алгоритми». «Так говорил Алгоритми»,- начинали европейские ученые, ссылаясь на правила, предложенные Мухаммедом аль- Хорезми.
Область математики, известная как теория алгоритмов,посвящена исследованию свойств, способов записи, видов и сферы примененияразличных алгоритмов, созданию новых алгоритмов. Научное определение понятияалгоритма дал А. Черч в 1930 году. Позже и другие математики вносили своиуточнения в это определение. В школьном курсе информатики вы будетепользоваться следующими определениями:
Алгоритм — описание последовательности действий (план),строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечноечисло шагов.
Алгоритмизация — процесс разработки алгоритма плана действийдля решения задачи.
Вы постоянно сталкиваетесь с этими понятиями в различныхсферах деятельности человека.
В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разныхблюд.
Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкциейпо его использованию.
В описании стиральных машин приводятся правила настройкиуправляющего устройства для различных видов стирки.
Собираясь сшить платье, вы сначала постараетесь найти вмодном журнале выкройку и описание к ней.
Каждый шофер должен знать правила дорожного движения.
Хорошие урожаи будут получаться из года в год, если приобработке земли будут соблюдаться определенные правила.
Массовый выпуск автомобилей стал возможен только тогда,когда был придуман порядок сборки машины на конвейере.
Появление компьютеров внесло свою лепту в теорию алгоритмов.Методы этой теории, реализованные в компьютере, позволили решать сложныезадачи.
При работе на компьютере важно знать и понимать, что такоеалгоритм и для чего он нужен. Прежде чем поручить компьютеру выполнениеопределенной работы, следует составить план действий — алгоритм. В немнеобходимо предусмотреть порядок ввода и преобразования исходных данных, атакже очередность и форму вывода результата.
Рассмотрим, например, порядок вычисления на калькуляторезначения выражения:
(255 + 378) * 56
(670 — 235) * 33
Для получения результата исходные числа необходимо вводить впамять калькулятора в определенной последовательности. Эту последовательность,а также действия, которые должны совершаться над вводимыми числами, надо указатьв алгоритме:
Выполнить сложение чисел 255 и 378 и получить значение,которое назовем Результат1.
Выполнить умножение величины Результат1 на число 56.Полученное число Результат2 записать.
Вычесть из числа 670 число 235 и получить значение РезультатЗ.
Выполнить умножение величины Результат З на число 33.Полученное число Результат4 записать.
Выполнить деление числа Результат2 на значение Результат4.Число, появившееся на индикаторе, и есть искомое значение.
Свойства алгоритма.
Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удаетсявыделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм.
Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь,механически. Например, вы хорошо знаете, как открывать дверь ключом. Однако,чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами действия, ипорядок их выполнения:
1. Достать ключ из кармана.
2. Вставить ключ в замочную скважину.
3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.
4. Вынуть ключ.
Представьте себе, что вас пригласили в гости и подробно объяснили,как добраться:
1. Выйти из дома.
2. Повернуть направо.
3. Пройти два квартала до остановки.
4. Сесть в автобус № 5, идущий к центру города.
5. Проехать три остановки.
6. Выйти из автобуса.
7. Найти по указаному адресу дом.
Это тоже не что иное, как алгоритм. Внимательно анализируяэти примеры, можно найти в них много общего, несмотря на значительное различиев сути самих действий. Эти общие характеристики называют свойствами алгоритма.
Рассмотрим их.
Дискретность (от лат. discretus — разделенный, прерывистый). Это свойство указывает, что любой алгоритм долженсостоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. Вприведенных выше алгоритмах общим является необходимость строгого соблюденияпоследовательности выполнения действий. Попробуем переставить в первом примеревторое и третье действия. Вы, конечно, сможете выполнить и этот алгоритм, нодверь вряд ли откроется. А если поменять местами, предположим, пятое и второедействия во втором примере, алгоритм станет невыполнимым.
Детерминированность (от лат. determinate- определенность, точность). Это свойство указывает, что любое действиеалгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае.Например, если к остановке подходят автобусы разных маршрутов, то в алгоритмедолжен быть указан конкретный номер маршрута — 5. Кроме того, необходимоуказать точное количество остановок, которое надо проехать, — скажем, три.
Конечность. Это свойство определяет, что каждое действие вотдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения. Вприведенных примерах каждое описанное действие реально и может быть выполнено.Поэтому и алгоритм имеет предел, то есть конечен.
Массовость. Это свойство показывает, что один и тот жеалгоритм можно использовать с разными исходными данными. Ниже описан алгоритмприготовления любого бутерброда.
Отрезать ломтик хлеба.
Намазать его маслом.
Отрезать кусок любого другого пищевого продукта (колбасы,сыра, мяса).
4. Наложить отрезанный кусок на ломоть хлеба.
Результативность. Это свойство требует, чтобы в алгоритме небыло ошибок. Например, рассмотрим алгоритм нахождения большего из двух заданныхчисел А и В:
Из числа А вычесть число В.
Если получилось отрицательное значение, то сообщить, чточисло В больше.
Если получилось положительное значение, то сообщить, чточисло А больше.
При всей простоте и очевидности алгоритма, не каждый сразупоймет его ошибочность. Ведь если оба числа равны, то не получится никакогосообщения. Значит, надо обязательно предусмотреть это вариант, например:
Из числа А вычесть число В.
Если получилось отрицательное значение, то сообщить, чточисло В больше.
Если получилось положительное значение, то сообщить, чточисло А больше.
Если получился ноль, то сообщить, что числа равны.
/>
Таким образом, для любого алгоритма характерны следующиесвойства: дискретность, детерминированность, конечность, массовость,результативность.
IV. Подведение итогов урока
Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с понятиемалгоритм, в чем состоит назначение алгоритма и каковы его основные свойства.
Материал сегодняшнего урока позволит, в дальнейшем, наиболееэффективно использовать данное нам время на изучение курса.
V. Домашнее задание
Выучить определение и свойства алгоритма
Урок на тему «Типовые конструкции алгоритма»
Цели урока:
Образовательная — систематизировать знания учащихся по теме«Алгоритмизация»;
Развивающая — развивать логическое мышление у учащихся;
Воспитательная — воспитывать аккуратность, самостоятельностьи культуру самостоятельной подготовки.
I. Организационный момент
Проверка готовности.
II. Сообщение темы и цели урока
— Тема сегодняшнего урока называется «типовыеконструкции алгоритма».
III. Практическая часть урока
Линейный алгоритм.
Описания действий в алгоритме следуют последовательно другза другом. Однако очередность выполнения этих действий может быть изменена,если в алгоритме предусмотрен анализ некоторого условия. Путем включенияусловий создаются алгоритмы с различной структурой, в которой всегда можновыделить несколько типовых конструкций: линейную, циклическую, разветвляющуюся,вспомогательную.
Знакомство с типовыми конструкциями начнем с линейногоалгоритма.
Предположим, требуется составить алгоритм вычислениярезультата выражения:
100 + 15-40 + 20
1. Сложить числа 100 и 15.
2. Из полученной суммы вычесть 40.
3. К результату прибавить 20.
В этом примере действия выполняются в том порядке, которомзаписаны.
Подобные алгоритмы получили название линейных, илипоследовательных.
Линейный (последовательный) алгоритм — описание действий,которые выполняются однократно в заданном порядке.
Линейными являются алгоритмы отпирания дверей, завариваниячая, приготовления одного бутерброда. Линейный алгоритм применяется привычислении арифметического выражения, если в нем используются только действиясложения и вычитания.
Циклический алгоритм.
Многие процессы в окружающем мире основаны на многократномповторении одной и той же последовательности действий. Каждый год наступаютвесна, лето, осень и зима.
Жизнь растений в течение
года проходит одни и те же циклы. Подсчитывая число полныхповоротов минутной или часовой стрелки, человек измеряет время.
Допустим, робот обучен красить забор. Он последовательнозакрашивает доску за доской.
Для робота составлен следующий алгоритм:
1. Покрасить доску.
Переместиться к следующей доске.
Перейти к действию 1.
Робот, закрасив одну доску, перейдет ко второй, затем кследующей и т.д. Робот не сможет закончить работу, так как алгоритм непредусматривает окончания работы. В приведенном примере необходимо добавить валгоритм действие по анализу результата:
Покрасить доску.
Если есть еще доска, переместиться к следующей; перейти кдействию 1.
Если доски закончились, завершить работу.
Особенно часто появляются повторяющиеся действия привычислениях. Так действие умножения выполняется как заданное количествоповторений действия сложения. Например, результат умножения 60 = 20x3равноценен результату выполнения трехкратного сложения одного и того же числа60 = 20+20+20.
Рассмотрим другой математический пример. Пусть требуетсязаписать все четные двузначные числа и рассчитать их сумму, используя следующийалгоритм:
Выбрать первое четное двузначное число (10) и записать его.
Определить начальную сумму всех двузначных чисел равной 10.
Повторить п раз следующую операцию:
К предыдущему четному двузначному числу прибавить 2 изаписать результат.
К предыдущей сумме двузначных чисел прибавить число,получившееся на шаге 3.1
Замечание.
В рассмотренном примере действия, пронумерованные как 3.1 и 3.2,должны повторяться 44 раза. Алгоритм, который содержит описание повторяющихсядействий, принято называть циклическим.
Число повторений в циклических процессах или известнозаранее, как было показано в предыдущем примере, или зависит от какого-либоусловия.
Рассмотрим пример, в котором цикл задается условием.Алгоритм перевода целых десятичных двухзначных чисел в двоичную систему будетнесколько сложнее, чем предыдущий:
1. Записать двузначное число.
2. Разделить исходное число на 2 и записать частное.
3. Разделить частное на 2.
4. Сравнить получившееся новое частное с числом 2.
5. Если частное оказалось больше 2, перейти к шагу 3. Есличастное равно 1, то прекратить деление.
6. Записать получившийся двоичный код.
В данном примере в цикл включены три пункта (3, 4,5). Ихвыполнение будет продолжаться до тех пор, пока частное не станет равным 1.
Циклический алгоритм — описание действий, которые должныповторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.Перечень повторяющихся действий называется телом цикла.
Разветвляющийся алгоритм.
Вспомним сюжет из русской сказки. Царевич останавливается уразвилки дороги и видит камень с надписью: «Направо пойдешь — коняпотеряешь, налево пойдешь — сам пропадешь...»
Подобная ситуация, заставляющая нас принимать решение взависимости от некоторого условия, постоянно встречается в повседневной жизни.
Если пошел дождь, то надо открыть зонт.
Если болит горло, то прогулку следует отменить.
Если прозвенел будильник, то надо вставать и идти в школу.
Если билет в кино стоит не больше десяти рублей, то купитьбилет и занять свое место в зале, иначе (если стоимость билета больше 10 руб)вернуться домой.
Если значение X больше нуля, то Y, равное 5 + X, также больше нуля.
Эти предложения начинаются с предположения о том, произошлоили нет некоторое событие: пошел ли дождь, болит ли горло, прозвенел либудильник и т.д. Приведенные примеры отражают суть нашего мышления. Делаякакие-то предположения, мы неизбежно приходим к определенным выводам.Существует специальный раздел математики — формальная логика, котораяобъясняет, как выстраивать цепочку рассуждений, чтобы прийти к правильномувыводу.
Логика учит правильно формулировать условие, под которым понимаетсяпредположение, начинающееся со слова «если» и заканчивающееся передсловом «то». Условие может принимать значение «истина», когдаоно выполнено, или «ложь», когда оно не выполнено. От значенияусловия зависит наше дальнейшее поведение.
Например, в предложении «Если пошел дождь, то надооткрыть зонт» условие «пошел дождь» может быть и истинным, иложным. Поэтому в конкретной ситуации предполагается либо выполнение действия«открыть зонт», либо его пропуск — если дождя нет, то зонтикоткрывать незачем.
Условие — выражение, находящееся между словом «если»и словом «то» и принимающее значение «истина» или «ложь».
Порою и анализ ситуации, и сам выбор не вызываютзатруднений, а иногда это сделать вовсе не просто. Приходится продумыватькаждый возможный вариант и последствия принимаемого решения.
Прежде чем сделать очередной ход, шахматист анализируетпозицию на много ходов вперед.
Компьютерные игры также во многом построены на анализеситуации и выборе. Представьте: вы ведете компьютерный автомобиль. Серая ленташоссе петляет, неожиданно возникают резкие повороты. Стоит вам на мгновениезамешкаться — автомобиль выносит на обочину, и вы немедленно получаете штрафныеочки.
Алгоритм, в котором используется условие, получил названиеразветвляющегося, так как в зависимости от значения условия выбираются те илииные действия.
Если билет в кино стоит не больше десяти рублей, то купитьбилет и занять свое место в зале, иначе (если стоимость билета больше 10 руб)вернуться домой.
В зависимости от значения условия выполняется либо действие,указанное после слова «то» — просмотр кинофильма, либо другоедействие, указанное после слова «иначе» — возвращение домой.
Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, в котором в зависимостиот условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действии.
Итак, для того чтобы сделать выбор, надо проанализироватьусловие.
В общем случае схема разветвляющего алгоритма будетвыглядеть так: «если условие, то..., иначе… ». Такое представлениеалгоритма получило название полной формы.
Вспомните кота из сказки А.С. Пушкина: «идет направо — песнь заводит, налево — сказку говорит».
В разветвляющемся алгоритме при невыполнении условиядействия могут не предусматриваться. Тогда это будет неполная форма, в которойдействия пропускаются: «если условие, то… ». Неполная формаразветвляющегося алгоритма напоминает поведение водителя, едущего по шоссе:если бензин на исходе, то водитель заезжает на ближайшую автозаправочнуюстанцию.
В предложении «если выучишь урок, то получишь хорошуюоценку» в зависимости от значения условия либо выполняется, либо невыполняется действие «получишь хорошую оценку».
В предложении «Если среднесуточная температура воздуханиже 8 градусов, приступить к протапливанию помещений» в зависимости отзначения условия либо выполняется, либо не выполняется действие «приступитьк отапливанию помещений».
Вспомогательный алгоритм.
Допустим, вы хотите научиться жонглировать двумя или дажетремя мячами. Если внимательно приглядеться к действиям профессиональногоартиста и попытаться понять, как это ему удается делать, то оказывается — секрет в том, что надо научиться искусно выполнять несколько определенныхдвижений, которым присвоим соответствующие названия:
Бросок левой — подбросить мяч левой рукой.
Бросок правой — подбросить мяч правой рукой.
Захват левой — поймать мяч правой рукой.
Захват правой — поймать мяч правой рукой.
Выполняться каждое такое действие будет по собственномуалгоритму. Научившись таким действиям, вы сможете применить свое умение и вдругом деле, например показывая фокусы или участвуя в соревнованиях. Благодарятому, что подобные алгоритмы могут в дальнейшем многократно использоваться вдругих алгоритмах, их стали называть вспомогательными.
Алгоритм жонглирования можно записать с помощьювспомогательных алгоритмов выполнения отдельных действий в следующем виде:
1. Когда летящий шарик начинает поворачивать к правой руке, выполнить.
Бросок правой и Захват правой.
2. Когда летящий шарик начинает поворачивать к левой руке,выполнить
Бросок левой и Захват левой.
Рассмотрим другой пример. Пусть надо вычислить выражениеах5+Ь/4. Вы знаете, что сначала надо выполнить действия умножения и деления, апотом сложить результаты. Тогда алгоритм будет иметь вид:
Ввести число, соответствующее переменной а.
Выполнить умножение чисел — а*5 и записать произведение.
Ввести число, соответствующее переменной b.
Выполнить деление чисел — b/4 изаписать частное.
Выполнить сложение полученных на шаге 2 произведения и нашаге 4 частного.
Здесь арифметические действия (умножение, деление, сложение)вы выполняете по алгоритмам, которым вас научили в младших классах школы. Вамуже не надо объяснять, как совершать эти действия. Поняв и запомнив этиалгоритмы, вы впоследствии используете их как вспомогательные.
Понятие вспомогательного алгоритма значительно упрощаетпроцесс алгоритмизации задачи. Создавая алгоритм, вы описываете действие,результатом которого должно быть достижение поставленной цели. Этому алгоритмуможно дать уникальное имя.
Если в процессе алгоритмизации удается выделить болеепростые этапы и для каждого из них установить промежуточные цели (подцели), тодля их достижения рекомендуется разрабатывать вспомогательные алгоритмы.Итоговый алгоритм выглядит как связанные между собой вспомогательные алгоритмы,представленные только своими именами, причем описания самих вспомогательныхалгоритмов хранятся отдельно.
Вспомогательный алгоритм — алгоритм, который можноиспользовать в других алгоритмах, указав только его имя. Вспомогательномуалгоритму должно быть присвоено имя.
IV. Подведение итогов урока
Итак, на сегодняшнем уроке мы узнали какие типовыеконструкции алгоритма существуют.
Материал этого урока позволит, в дальнейшем, наиболееэффективно использовать данное нам время на изучение курса.
V. Домашнее задание
Выучить определения типовых конструкций алгоритмов.
Остальные четыре конспекта проведенных мною занятийпредставлены в электронном портфолио [Диск «ВКР Талипов»/Портфолио].
В разделе «Научно-методическая работа» представленыпрезентации на темы: «Алгоритмы», «Свойства алгоритма»,«Циклические алгоритмы», а также 5 тестов: «Анализ заданногоалгоритма», «построение алгоритма из блоков», «анализалгоритма по его блок-схеме», исполнитель «Чертежник», контрольныевопросы и задания.
Можно утверждать, что благодаря разработанному мнойпортфолио, занятия проходили более слаженно, подготовка к занятиям не вызывалазатруднений, что весьма облегчило труд учителя, а следовательно выдвинутая намигипотеза подтвердилась.
Заключение
Сегодня государство предпринимает серьёзные попыткиперестройки системы образования, а именно создания единой образовательнойинформационной среды. Однако образовательный процесс носит индивидуальныйхарактер, поэтому нас интересует уникальная среда педагогической деятельности,которая формируется в соответствии с определёнными целями, достигнутымиуспехами, профессионализмом конкретного педагога. Такой средой, на наш взгляд,может стать электронное портфолио учителя.
В ходе исследования мы выявили, что под термином «портфолио»понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.
Электронное портфолио учителя информатики — это целостность,представляющая собой совокупность различных отделов и разнообразных работпедагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности.
Создавать электронное портфолио всегда довольно трудно из-заколичества и разнообразия материалов, а потому это требует технических навыков.Однако качество портфолио электронного формата зависит от тщательных решенийзадач о содержании и результатов анализа содержимого. Рефлексия — это основнойкомпонент в создании профессионального электронного портфолио, та цементирующаясвязь, которая позволяет аттестующим в процессе оценки информации увидетьсделанные выводы. Таким образом, портфолио становится жизнеспособныминструментом оценки профессиональной подготовки будущих и аттестации работающихучителей.
Портфолио учителя — индивидуальная папка, в которойзафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательнойдеятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вкладпедагога в развитие системы образования. Портфолио дает возможность педагогупродемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаетнаиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяетдемонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению спредыдущими результатами.
В нашей работе мы выполнили все поставленные задачи:
1) изучили возможности средств информационных технологий;
2) изучили педагогические цели их использования;
3) разработали электронное портфолио учителя;
4) проверили эффективность разработанного портфолио напрактике.
Проанализировав учебную литературу, мы пришли к выводу отом, что в ней недостаточно полно и занимательно рассмотрена «Алгоритмизация»,к тому же если учитель собрал весь материал в единое целое, то его легко ипросто преподнести ученикам.
Таким образом, наличие электронного портфолио является однимиз педагогических условий формирования профессиональной подготовки будущегоучителя информатики, отражает уровень его подготовленности к осуществлениюпедагогической деятельности. Электронное портфолио создаёт условия длясамореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогическойдеятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а цель и задачи былидостигнуты, поэтому я считаю свою работу успешно завершенной.
Библиография
1. http://www.bob.ru/sshow. php? ID=1308238
2. http://filippovath. narod.ru/portfolio. htm
3. http://design. gossoudarev.com/portfolio. htm
4. http://ps.1september.ru/articlef. php? ID=200406920
5. http://tambov. fio.ru/vjpusk/vjp005/rabot/39/index2.htm
6. http://liceum273. narod.ru/prog_in_t3. htm
7. http://school93. tgl.ru/cgi-bin/sp/cms/cms. pl? ow=6
8. http://ruseti.ru/book/index11. htm
9. http://inform-school. narod.ru/index. htm
10. http://e-school. by.ru/Project. htm
11. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах. Базовый курс: Учебник для5-6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
12. Васильева С.В., Егорова А.В. Электронное портфолио учителя — новинка вобразовании // «Первое сентября», №7, 2007, с.29.
13. Гейн А.Г. Информатики 7-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г.Гейн, А.И. Сенокосов, В.Ф. Шолохович. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003.
14. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвитияличности // «Образование в современной школе», №5, 2006, с.14.
15. Копаев А.В. Влияние современных информационных технологий на изучениеалгоритмизации в школе // «Информатика и образование», №9, 2006, с.76.
16. Красильникова В.А., Запорожко В.В. Использование электронного портфеляпри подготовке будущего учителя информатики // «Информатика и образование»2007, № 12, с 99.
17. Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике всредней школе: Автореф. дис…докт. пед. наук/ НИИ СиМО. — М., 2006.
18. Полилова Т.А. Концепция электронного портфолио!!!
19. Роберт И.В. Современные информационные технологии: дидактическиепроблемы, перспективы использования. — М., «Школа-Пресс», 2005.
20. Селевко Г.К. Современные информационные технологии. — М., Народноеобразование, 2007.
21. Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовыйкурс: Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
22. Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовыйкурс: Учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
23. Словарь иностранных слов / Под ред.В. В. Иванова. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2004.
24. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. — 4-е изд. М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2006.
25. Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. — М.:«БИНОМ. Лаборатория знаний», 2006.
26. Фолина И.Н. Андреева Е.В. Алгоритмизация и программирование // «Первоесентября» 2007, № 14, с. 19.
27. Чошанов М.А. Был. Состоял. Привлекался. Учебный портфолио какальтернативная система оценки. // «Учитель года», №4, 2002.