Реферат по предмету "Педагогика"


Школьный музей как форма воспитательной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Вологодской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Тотемский педагогический колледж»
Курсовая работа
специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тотьма 2008

Содержание
Введение
Раздел 1. Музей образовательного учреждения как яркоеявление отечественной культуры и образования
1.1 История вопроса
1.2 Особенности школьного музея
1.3 Профили и жанры школьныхмузеев
1.4 Цель, задачи, обязательные условия для созданияшкольного музея
1.5 Функции школьного музея
1.6 Экспозиция школьного музея
1.7 Совет (актив) музея как орган самоуправления
Раздел 2. Организация музея в образовательном учреждении
2.1 Организационные принципы деятельности по созданию музея
2.2 Музей истории школы в МОУ «Мосеевская ООШ»
2.3 Модель музея
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
В настоящее время возрос интереск краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом,культурном, историческом. Многие учителя в своей урочной и во внеурочнойдеятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческогоматериала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитиютворческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края.Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредкасмотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… — значит,он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит,у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам историисвоей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране».
Понимание огромных возможностейобразования и «воспитания историей» привело к осознанию активногоучастия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Тематикакраеведческих исследований обширна: история семьи, семейные традиции, историяулиц, сёл, деревень, погостов, храмов, предприятий, учреждений. Как сохранитьэтот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итогпоисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций,как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у нихуважение к культуре и истории родного края? Мы считаем, что достойным местомхранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итоговпоисковой, краеведческой деятельности является школьный музей. К идее созданиямузея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когда накопленныйматериал требует оформления, систематизации, размещения. Как организоватьработу музея? Это и послужило выбору темы нашего исследования: Музей какформа воспитательной работы. Совместная деятельность воспитанников ивоспитателя по созданию школьного музея облекается в определённыеорганизационные формы, которые в педагогике обозначены как формы воспитательнойработы.
Объект исследования: музейобразовательного учреждения.
Предмет исследования: организациямузея в образовательном учреждении
Представляя школьный музей какодну из форм существования воспитательной работы, мы поставили цель: описаниепедагогических действий, в которых реализуются задачи, содержание и методы организациишкольного музея.
Для достижения данной цели мывыдвинули следующие задачи:
Изучить и проанализироватьимеющуюся литературу по проблеме создания школьного музея.
Раскрыть сущность, функциишкольного музея.
Охарактеризовать основныепринципы, этапы деятельности по созданию школьного музея.
Проанализировать практикусоздания школьного музея в МОУ «Мосеевская ООШ».
Смоделировать алгоритм действийпо созданию школьного музея истории в МОУ «Мосеевская ООШ».
В своей работе мы использовалиследующие методы:
Изучение и анализ опыта созданиямузея в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»;
Анализ научной литературы попроблеме исследования;
Изучение нормативно-правовой деятельностипри создании музея;
Изучение практики создания музеяв МОУ «Мосеевская ООШ»;
Моделирование условно созданногомузея в образовательном учреждении.
Гипотеза — школьный музейможет стать формой воспитания, если при его создании соблюдать определённыйалгоритм действий.
Базой нашего исследования явилсясоздаваемый музей истории школы в МОУ «Мосеевская ООШ».
Данная работа состоит из введения,двух разделов, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений. Мысчитаем, что данная работа будет полезна и интересна организаторам школьныхмузеев, педагогам дополнительного образования, коллективу МОУ «МосеевскойООШ».
Раздел 1.Музей образовательного учреждения как яркое явление отечественной культуры иобразования1.1 История вопроса
Понятие «музей» ввелив культурный обиход человечества древние греки. Истоки этого понятия необходимоискать в феномене коллекционирования. Уже на заре своей истории человечествособирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научныетексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна,природные редкости, останки древних животных. В России музеи появились в эпохуПетра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: «Яхочу, чтобы люди смотрели и учились». [25, 15]. К концу XVIII века вРоссии создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массыпосетителей. В конце CICвека в России создаются около 150 музеев с общедоступными экспозициями с цельюпросвещения (музей техники, ремёсел, приборов). В России собственномузейно-образовательная традиция. Новый наглядный метод обучения в стенах музеягорячо поддерживают К.Д. Ушинский, Н.А. Корф. В 1864 году в Петербургепоявляется совершенно новый тип музея — педагогический музей. Основу егособрания составили наглядные пособия по народному образованию. В начале CC века в связи с подъёмом краеведческогодвижения в России большой размах получило открытие общественных музеев,созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественныемузеи создаются при органах культуры, в школах, на предприятиях. Это музеиБоевой Славы, Трудовой Славы, музеи, посвящённые деятелям коммунистическойпартии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения. Всвязи с изменением в общественно-политической и экономической жизни Россииданные общественные музея закрылись, оставив большой практический опыт посозданию, организации деятельности, структуре общественных музеев. Возросшиепотребности российского общества к изучению и сохранению русской культуры,русских традиций, истории крупных и малых городов, сёл, школ, судеб людей,семей, династий способствуют возрождению такого социального института какобщественные музеи.
В разные периоды истории нашейстраны детские, школьные музеи переживали подъёмы и спады. Также подъёмы испады переживали и исследования, посвящённые особенностям школьных музеев, ихосновным функциям, направлениям работы. В настоящее время переживается «музейныйбум» в связи с поисками в России национально объединяющей идеи, лежащей воснове воспитания гражданина новой России. Педагоги, музееведы отводят большуюроль в этом поиске музеям как хранителям социальной памяти поколений. Т.Ю. Юреневав монографии «музей в мировой культуре» впервые комплексно исследуетмузей как феномен мировой цивилизации, анализирует причины и обстоятельствавозникновения музеев, прослеживает эволюцию музейных учреждений.
В.Е. Туманов в книге «Школьныймузей», предназначенной для педагогов, знакомит читателей с проблемами иметодами организации и деятельности школьных музеев. В книге делается попыткаосмысления и трактовки термина «школьный музей»[18, 52].
Известный в кругу специалистовмузейного дела кандидат педагогических наук, ведущий сотрудник Российскогоинститута культурологи, директор Детского музея г. Москвы М.Ю. Юхневич, представилконцепцию развития школьных музеев в современных образовательных системах,обобщил материал о музейно-педагогических традициях с середины XIX века,раскрыл сущности культурно-образовательной деятельности школьного музея, рассмотрелпроблемы взаимодействия музея со школой. Автор посвятил серию книг,методических пособий («Педагогические, школьные, детские музеидореволюционной России», «Я проведу тебя в музей», «Школьныймузей на рубеже веков», «Детский музей: прошлое и настоящее») даннымпроблемам.
. Проблемам внедрения новыхмузейных технологий, интерактивных занятий посвящают свои исследования Е.Г. Артёмов,Л.А. Васильева, М.В. Куликова, Т.Н. Казанцева.
Труды Е.Л. Галкиной — кандидатапедагогических наук, Г.Б. Денисовой — кандидата исторических наук, освещаютпроблемы работы с Советом (активом) музея.
Департамент образованияВологодской области совместно с областным центром детского и юношеского туризмавыпустили в свет серию методических рекомендаций в помощь организаторамшкольных музеев: «Создаём музей вместе», «Маленькое окно вбольшой мир», «Школьный музей: жизнь в творчестве», где можнопознакомиться с новыми подходами в теории и практике музейно-педагогической икраеведческой работы, с материалами из опыта работы.
Правовой основой деятельностишкольных музеев являются Письмо Министерства образования и науки РФ №28-51-181/16 от 12 марта 2003г. «О деятельности музеев образовательныхучреждений», «Инструкция по учёту и хранению музейных фондов вмузеях, работающих на общественных началах», Приказ Министерства культурыСССР от 12.03.1988 года (Приложение 1).
В современном понимании музей — это:
Учреждение, занимающеесясобиранием, изучением и экспонированием предметов — памятников истории,материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторскойдеятельностью;
Хранилище ценностей,исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно;
Место информационного обменапредставителей различных этносов, поколений, возрастов, профессий, и т.д. [5,5].
Музей понимается как учреждение,собирающее, хранящее и демонстрирующее предметы истории, культуры.
Третья статья уставаМеждународного совета музеев гласит: «Музей — постоянное некоммерческоеучреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию,доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением,использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и егосреде обитания в целях изучения, образования, а так же для удовлетворениядуховных потребностей»[15].1.2 Особенности школьного музея
Термин «школьный музей»является обобщающим. До некоторой степени это название условно, т.к традиционнок школьным музеям относят все музеи, созданные на общественных началах сактивным участием школьников в школах, в учреждениях дополнительногообразования, в клубах по месту жительства. Т.е., к школьным музеям, посуществу, относят все общественные музеи, создаваемые при активном участииучащихся. Относительная условность термина «школьный музей» заставилаМинобразование России уточнить и дополнить старое название, и в новом «Положениио школьном музее» музей именуется «музеем образовательного учреждения»,в скобках «школьным музеем». Музей в образовательном учреждениисоздаётся «в целях воспитания, обучения, развития и социализацииобучающихся»[16]. Он адресован детской аудитории, имеет ярковыраженную образовательную направленность, строит свою работу на основеактивного вовлечения в деятельность и сотворчества учащихся, детей и педагогов,детей и родителей, а также других помощников и партнёров.
Рассматривая школьный музей какцентр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, специалистыконстатируют, что он является уникальной точкой преломления культуры иобразования[5,7]. Поэтому «музейность» обретает здесь новое качество.Передача социальной памяти осуществляется как бесконечный акт творческойреализации и культуротворчества его создателей и «пользователей», ккоторым относятся руководитель школьного музея, школьный актив, а также, в тойили иной степени, учащиеся школы, педагоги-соратники и добровольные помощники.
Школьный музей обладает такимикачественными и количественными параметрами, которые, в конечном итоге,определяют его уникальность по сравнению с другими музеями:
Школьный музей служит своим творцам.
Те, кто создают музей, являютсяи его основными «потребителями» или «пользователями». Этоотличает школьный музей от многих других музеев, включая государственные иведомственные, которые создаются одной группой лиц для других.
Школьный музей интегрирован вучебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности онсвязан с преподаванием конкретных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобнаясвязь существует между школой и музеями других типов, но не является стольтесной и продуктивной. Школьный музей более чем какой-либо другой, включён вжизнь местного сообщества, а «качество жизни» его самогонепосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местнойадминистрации, близлежащих предприятий и учреждений. [5, 8].1.3 Профили и жанры школьных музеев
Профиль музея — специализациямузейного собрания и деятельности музея. Профиль школьного музея зависит отвыбранного направления поисковой исследовательской деятельности. Музееведывыделяют следующие профили:
исторический;
естественнонаучный;
картинная галерея;
мемориальный музей;
технологический;
экологический [11, 26].
Реализовать свою самобытность,неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться вучебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра. Кжанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровеньинтеграции в учебный процесс, известные музееведы Е.Л. Галкина и М.Ю. Юхневичотносят следующие:
Музей — экспозиция (выставка)
Музей — мастерская (студия)
Музей — лаборатория
Музей — клуб, музей — театр
Музей — адаптационный центр
Музей — экскурсионное бюро
Музей — игротека
Музей — кафе
Музей — ярмарка
Музей-экспозиция (выставка). Экспозициямузея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, какправило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины ишкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано,используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточноограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессеглавным образом в качестве иллюстрации. В условиях школы такой музей чащестановится фактом престижа, внешкольная, кружковая, досуговая деятельностьпредставлена минимально.
Музей-мастерская (студия). Экспозиционноепространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нём обязательноприсутствуют рабочие зоны для творческой деятельности. Иногда такой музейрасполагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественныхмастерских. Экспозиции также могут быть рассредоточены по отдельным кабинетам. Всёэто способствует органичному включению музея в учебный процесс.
Музей — лаборатория. Этотжанр очень близок музею — мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, наоснове которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекцииестественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть ихразмещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включаетисследовательские лаборатории и оборудование.
Музей — клуб, музей — театр. Экспозицияданного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служитподспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Оно органичновключается в работы школьного театра, становиться основой для преподаваниястрановедения., изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа.
Музей — адаптационный центр. Этомузей с чётко выявленной социально-психологической задачей — создание атмосферыпсихологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея — психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющимиотклонения в развитии. Важно, чтобы работа музея велась по специальноотработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей спецификуаудитории.
Очень кратко попытаемся очертитьвозможности следующих трёх жанров, деятельность которых имеет не толькогуманитарное значение, но и напрямую связана с новыми экономическими реалиями,поскольку может способствовать улучшению материального положения и школ, иучащихся.
Музей — экскурсионное бюро. Созданиеподобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в областиистории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может статьосновой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местнуюкраеведческую тематику и предлагает этот «продукт» образовательнымучреждениям своего района. Создание такого музея возможно на основе введения вшкольную программу факультатива по «Экскурсоведению»
Музей — игротека. Это музейигр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная — изготовленаруками детей. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекцийтеатрализованные занятия с младшими школьниками, группами продлённого дня, атакже предлагает выездные представления близлежащим детским садам и школам. Необходимымусловием деятельности подобного музея является изучение истории производства ибытования игрушки.
Музейное кафе уместнеевсего организовать в школах или ПТУ, где готовят будущих кулинаров. Важноразвернуть эту деятельность так, чтобы культура приготовления была связана систорией, национальными праздниками и обычаями того или иного народа, амузейные посетители приносили радость неформального общения всем участникам.
Музей — ярмаркаодновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра. Он можетвзять на себя реализацию любого вида продукции, изготовленной учащимися вмастерских своей или окрестных школ. При организации торговых ярмарок, выездныхакций, связанных с участием в праздниках или вечерах, у школьников появляетсявозможность попробовать себя в таких актуальных ролях, как коммерческий агентили специалист по маркетингу. Это определяет перспективу создания подобныхмузеев в школах, ориентированных на обучение подобным профессиям [5, 12].
При выборе профиля и жанрашкольного музея необходимо учитывать реальные потребности конкретной школы. Представляетсяочевидным, что чем теснее связан профиль музея со спецификой школы, чемразнообразнее используемые им жанры, тем он более функционален и востребован,тем шире поле его деятельности, многочисленные актив и интенсивнее связь соспециалистами и местным сообществом. В реальности каждый школьный музейпредставляет собой некий конгломерат, синтез различных характеристик профиля ижанров.1.4 Цель, задачи, обязательныеусловия для создания школьного музея
Музей в образовательномучреждении создаётся «в целях воспитания, обучения и социализацииобучающихся» [16]. Школьный музей призван формировать устойчивый интерес кприобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание иготовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать уменияисследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами,письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное,информационное воздействие т может приобщить учащихся к материальным,культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическоевоспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.
Только в музее историческиезнания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музееподлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единстваинформационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум ичувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизируетвизуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственностикультуры.
Музей образовательногоучреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. Задачамишкольного музея являются:
Воспитывать чувство патриотизма — такого «социального чувства, содержанием которого является любовь кОтечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремлениезащищать интересы родины».
Сохранить для воспитанников ипотомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющиеисторическую, художественную или иную ценность.
Способствовать внедрениюмузейного материала в учебный процесс [20, 54].
Преобразовать музейный предмет всредство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.
Способствовать включениюучащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельностьпо изучению, восстановлению истории малой Родины.
Способствовать формированиюдуховных ценностей.
Для создания школьного музеянеобходим ряд условий:
собранные и зарегистрированныемузейные предметы;
музейный актив;
помещение и оборудование дляхранения и экспонирования музейных предметов;
музейная экспозиция;
Устав (положение) музея,утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения[16].1.5 Функции школьного музея
В сочетании «школьный музей»является слово музей. Как и любой другой музей, он обладает функциями,присущими этому социальному институту. В Положении о Музее образовательногоучреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Сущностьдокументирующей функции заключается в целенаправленном отражении в музейномсобрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных илиприродных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем.
Документирующая функцияосуществляется в трёх формах:
Комплектование фондов;
Фондовая работа;
Создание экспозиции музея;
Музейный предмет — памятникистории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научнойобработки и включённый в состав музейного собрания[3]. Главное длямузейного предмета — его смысловое значение, художественная ценность илиинформационный потенциал. Все музейные предметы обладают рядом свойств. Этоинформативность, аттрактивность, экспрессивность.
Информативность музейногопредмета — рассмотрение музейного предмета как источника информации.
Аттрактивность — способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями илисвоей художественной и исторической ценностью.
Экспрессивность — выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие.
Репрезентативность (представительность)- уникальность предмета по отношению к подобным предметам.
Все музейные предметы делятся натри группы:
вещественные (одежда, предметыбыта, личные вещи);
изобразительные (картины,скульптура, графика);
письменные (документы на всехносителях) [5,13].
Совокупность музейных предметовсоставляют фонды музея. Комплектование фондов — один из главных видовдеятельности музея в образовательном учреждении.
Процесс комплектования фондовшкольного музея можно условно разделить на 4 основных этапа:
Планирование комплектования.
Поисково-собирательская работа.
Выявление и сбор памятниковистории и культуры.
Включение памятников истории икультуры в музейное собрание.
На первом этапе осуществляетсявыбор темы и объектов комплектования в зависимости от профиля и возможностеймузея. Существует несколько способов комплектования:
Тематическое комплектование — метод комплектования, связанный с изучением какого-либо исторического процесса,события, лица, явления природы и сбором источников информации о них;
Систематическое комплектование — метод, используемый для создания и пополнения коллекций однотипных музейныхпредметов: посуды, мебели, одежды;
Комплектование «по горячимследам событий» — приём собирательской работы на месте в момент какого-либособытия или сразу после него;
Текущее комплектование — получение отдельных музейных предметов от дарителя, закупа, случайные находки [4,28].
Второй этап: поисково-собирательскаяработа. Существуют методы поисково-исследовательской деятельности:
сбор устных свидетельств (опроснаселения, анкетирование, интервьюирование);
переписка с людьми;
встречи с интересными людьми;
получение даров из семейныхколлекций;
работа в библиотеках, архивах;
экспедиции.
Одним из основных принциповлюбой поисково-исследовательской работы является принцип комплексности. Следуяэтому принципу, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему,стремиться связать изучаемые события с общеисторическими процессами, увидеть иххарактерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять рольотдельных лиц в этих событиях. Каждый краевед должен помнить об ответственностиза сохранность выявленных и собранных памятников истории и культуры: важносохранить не только сам памятник, но и выявленную информацию о нём, о егоистории. Также школьники должны соблюдать законодательные требования, связанныесо сбором, обеспечением сохранности памятников истории и культуры, т.е.,нецелесообразно брать у владельцев те предметы, которые не имеет права хранитьмузей: драгоценности, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Очень важноуметь собирать и фиксировать необходимую информацию о тех процессах, которыеявляются темой поисково-собирательской работы.
Комплектование фондов музеяявляется одной из функций музея, назначение которой — накапливать социальнуюинформацию и документально подтверждать развитие какого-либо явления илисобытия.
Для учёта и научного описаниясобранных памятников истории и культуры, а также разносторонней информации оних, служат полевые документы описания и учёта. К ним относятся: «Актприёма», «Полевой дневник», «Полевая опись», «Тетрадьдля записи воспоминаний и рассказов», книги учёта музейных предметов(«Инвентарная книга») [3, 12]. Инвентарная книга является основнымдокументом учёта, научного описания и охраны памятников истории и культурышкольного музея. Она может быть сделана самими школьниками из большой толстойтетради или книги в прочном переплёте. Книгу графят, прошивают по корешкупрочными нитками, листы нумеруют в правом верхнем углу лицевой стороны каждогоугла. В конце книги делается заверительная надпись о количестве в ней листов. Записьи прошивка книги скрепляются печатью учреждения образования, при которомработает музей.
В заголовочных данных на лицевойстороне обложки на титульном листе кроме наименования самого документанеобходимо отразить название школьного музея, его принадлежность к конкретномуучреждения образования, адресные данные, дату начала внесения записей в книгу. Послетого как книга будет заполнена записями, на обложке или титульном листеуказывается номер тома и инвентарные номера музейных предметов,зарегистрированных в ней. Каждый новый том инвентарной книги должен начинатьсяс очередного номера, следующего за тем, под которым зарегистрирован последниймузейный предмет в предыдущем томе.
Все записи в инвентарной книгеделаются аккуратно, чёрными или фиолетовыми чернилами, исправления, которыедопускаются только в крайнем случае, вносятся красными чернилами иудостоверяются записью «исправленному верить» — и подписьюруководителя музея (Приложение 2).
Феномен школьного музея состоитв том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективнопоявляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие их впоисково-исследовательской работе, изучение описание музейных предметов,создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствуетзаполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыкамикраеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемыродного края «изнутри», понять как много сил и души вложили их предкив экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколенийземляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав,без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству" .
Министерство образования и наукиРФ рассматривает музей образовательного учреждения как эффективное средстводуховно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей имолодёжи. Воспитательная функция основывается на информативных и экспрессивныхсвойствах музейного предмета и осуществляется в различных формахкультурно-образовательной работы музея. Музееведы выделяют следующие музейныеформы:
Лекция;
Экскурсия;
Консультация;
Научные чтения;
Кружки;
Клубы;
Исторические и литературныевечера;
Встречи с интересными людьми;
праздники;
Концерты;
Конкурсы, викторины;
Исторические игры и т.д. .
В Положении о музееобразовательного учреждения к традиционным функциям относится:
комплектование, изучение, учёт,хранение музейных предметов;
использование музейныхпредметов, музейных форм коммуникации как средства историко-патриотического,нравственно-эстетического воспитания [16]. Музеи образовательных учреждений, каки государственные музеи РФ, обязаны соблюдать правила и нормы учёта, хранения инаучного описания музейных предметов.1.6 Экспозиция школьного музея
Индивидуальным лицом музеяявляется экспозиция. Музейная экспозиция — это выставленные на обозрениев определённой системе музейные предметы (экспонаты). Порядок организацииработы над музейной экспозицией разработан в 2004 году Федеральным музеемпрофессионального образования. Результатом экспозиции должно стать достижениемаксимальной информированности в сочетании с образностью и эмоциональностью. Еслисравнить музей с айсбергом, то экспозиция — это лишь та малая его видимая часть.Поэтому с уверенностью можно сказать о том, что создание выставки — сложныйтворческий и технологический процесс, который, естественно, требуетноваторского подхода, эксперимента, усилий целого коллектива единомышленников.
Проектирование экспозиции ивыполнение отдельных этапов по её созданию можно представить в следующем виде:
Замысел: научная концепция итематическая структура экспозиции.
Разработка расширеннойтематической структуры; составление тематико-экспозиционного плана.
Составление художественногопроекта: предварительная раскладка материалов.
Выполнение технического проекта;монтаж экспозиции.
По форме представленияэкспозиции разделяют на стационарные и временные, а вот по принципамструктурной организации демонстрируемого материала на тематические,систематические, монографические и ансамблевые [11,59].
Тематическая экспозициявключает в себя музейные предметы, раскрывающие одну тему.
Систематическая экспозицияпредставляет собой экспозиционный ряд, созданный на основе однородных музейныхпредметов, в соответствие с конкретной научной дисциплиной.
Монографическая экспозицияпосвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческомусобытию.
Ансамблевая экспозицияпредполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектовприроды в среде бытования: «музей под открытым небом», «крестьянскаяизба».
Выбор той или иной формыэкспозиции, принципов систематизации экспозиционных материалов зависят отконцепции музея, от состава фондов, от творческой фантазии коллектива музея.
Основным принципом созданияэкспозиции школьного музея является её направленность на школьную аудиторию,соответствие содержания экспозиции программам обучения и воспитания. Профильмузея, определённый педагогической целесообразностью, диктует тематическуюнаправленность экспозиции.
Основой экспозиции являетсямузейный предмет, а её структурной единицей служит тематико-экспозиционныйкомплекс. Не отдельные экспонаты, различные по содержанию и тематике, несплошные ряды однотипных материалов, а именно комплекс вещевых, документальныхи иных памятников, объединённых между собой тематически, — является основнымзвеном экспозиции. Для более полного понимания отображаемых в экспозициисобытий в неё вводятся научно-вспомогательные материалы. А для усилениявосприятия используются художественные произведения, фонозаписи, кинофрагменты,световые эффекты и различные цветовые решения. Чаще всего используется принциптематического подбора экспозиционных материалов. Во-первых, это включение вэкспозицию тех музейных предметов, которые связаны с определёнными явлениями ихарактеризуют их существенные стороны. Во-вторых, использование другихэкспозиционных материалов научно-вспомогательного характера для всестороннегоотражения сущности явления. В-третьих, размещение тематически связанныхэкспозиционных материалов.
Предметность и наглядностьэкспозиции, эмоциональность восприятия способствуют привлечению вниманияпосетителей к отдельным предметам, а через них — стремление познать событие. Достичьэтого можно с помощью различных методических приёмов. К числу их относитсявыделение ведущих экспонатов (цветом, светом и размером фона), следуетучитывать и свойства самих предметов, их различную способность привлекатьвнимание. Сейчас наиболее востребованными стали театрализация, инсталляциямузейной экспозиции. Последние годы привнесли в музей динамику, связанную как спривлечением технических средств, так и со сценографическим построениеммузейной среды, напоминающим театральное действо. Экспозиция становится всёболее «игровой». Она должна быть, прежде всего, концептуальной,стильной, узнаваемой. Каждое время имеет свой тип «видения». Нашевремя характеризуется всё возрастающей тенденцией к расширению возможностейинформации, к её большей доступности. Поэтому тенденция современной экспозиции — создание целостности зрительного образа благодаря включению в некоеспецифическое действо со своим языком, сюжетом, художественной выразительностьюзамысла. Но при этом экспозиция преследует традиционные цели — сохранения,экспонирования и популяризации своих коллекций.
Внимание школьников ослабеваетпри осмотре однообразных экспонатов. При этом важно учитывать и психологическуюсторону восприятия. Вначале нужно привлечь внимание детей. Для этого вводныйкомплекс должен быть захватывающим, многообещающим, побуждающим интерес космотру экспозиции. Через 15-20 минут, когда внимание школьников притупляется,они должны подойти к объекту или комплексу необычному, вызывающему новыйинтерес. Здесь-то и нужны наиболее аттрактивные экспонаты, уникальные предметы,действующие модели, демонстрация слайдов. Такое переключение внимания нужновызывать через 10-15 минут, учитывая, что осмотр экспозиции продолжается неболее 45 минут. Заключительный итоговый комплекс должен завершить всю тему так,чтобы у школьника возникло желание посетить экспозицию ещё несколько раз,включиться в новый поиск.
Для осуществления принципалогической связи всех разделов экспозиции нужен чёткий маршрут, ясные и краткиезаголовки и ведущие тексты. Раскрыть информационный потенциал предмета исодержание экспозиции в целом может не только полноценный научный комментарий. Этуроль в музейной экспозиции выполняют ведущие, заглавные, объяснительные текстыи этикетаж, которые представляют собой целостную продуманную систему,максимально способствующие раскрытию содержания экспозиции. Каждый вид текстоввыполняет свою функцию:
Ведущие тексты выражают идейнуюнаправленность экспозиции, раздела, темы, зала, отражая, таким образом,основные положения научной концепции экспозиции;
Заглавные тексты отражаюттематическую структуру экспозиции; их назначение — дать путеводную нить к еёосмотру;
Объяснительные тексты (аннотации)раскрывают содержание экспозиции, раздела, темы, отражают историю выставленныхколлекций;
Этикетка или аннотацияприкрепляется к отдельному экспонату, в ней указывается: название предмета,изготовитель работы, место и время изготовления, краткое описание экспоната,техническая характеристика, подлинник/копия [18,48].
Отобрать экспозиционныематериалы, значит, определить состав экспонатов будущей экспозиции с цельюнаиболее полного раскрытия темы. Отбор осуществляется на всём протяжениипроцесса проектирования экспозиции, а окончательный состав экспонатовфиксируется в тематико-экспозиционном плане. Планомерное собирание материаловдаёт возможность отбора не разрозненных и фрагментарных предметов, аорганически взаимосвязанного экспозиционного комплекса, отражающего конкретнуючасть всей экспозиционной темы. Отбору предшествует изучение предметов,определение их подлинности и достоверности, авторства и т.д. Важно определитьтипичность музейного предмета, т.е. его соответствие сущности данного явления. Необходимоучитывать внешнюю выразительность предмета. С одной стороны, он должен обладатьсвойствами аттрактивности и эмоционального воздействия, иметь хорошуюсохранность, чёткое изображение и разборчивый текст. С другой — в нём должныбыть выражены черты достоверного первоисточника. На предмете должны бытьсохранены следы внешнего на него воздействия в среде бытования.
Отбор музейных предметов тесносвязан с их группировкой. Группировать можно различные предметы в зависимостиот поставленной задачи. Например, показ родственных связей между явлениями,отражение каких-либо событий, сравнение предметов, их сопоставление. Одним извидов сопоставления является метод контрастного показа. Так, в школьных музеяхможно встретить тематические комплексы «Наш край прежде и теперь»,«Прошлое и настоящее села». Группировка материалов может происходитьи по систематическому принципу. Систематическая коллекция камней и минералов,помещённая в экспозицию, даёт возможность получить наглядное представление обих значении для развития края, понять родство между минералами, их естественнуюгруппировку. Возможна группировка и по принципу соединения различных предметов влогические группы так, как они находились в жизни, в присущей им средебытования. Это может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами,биогруппа с растительным и животным миром в определённых климатических условиях.Подобные группировки в музейной практике называют «ансамблевой экспозицией»используют различные методы группировки, сочетая их в зависимости отпоставленной задачи.
Подготовка помещения для музеяне такой уж простой вопрос, как это кажется на первый взгляд. Прежде всего,необходимо помещение для экспозиций и специальная комната для хранения фондов.
При выборе экспозиционнойплощади необходимо руководствоваться следующими правилами:
Комната или зал должнырасполагаться на теневой стороне здания так, чтобы прямые солнечные лучи в неёне попадали. Окна должны быть обязательно зашторены. Лампы дневного света иразличные подсветки для витрин нужно располагать так, чтобы свет падал отзрителя и на определённом удалении от экспоната. Если комната расположена насолнечной стороне, следует затемнить окна с внешней стороны зелёныминасаждениями.
В помещении должна бытьпостоянная комнатная температура. Экспозицию следует размещать на безопасномрасстоянии от системы отопления. Необходимо обеспечить противопожарные условия(огнетушители, Ёмкости с песком).
Для предотвращения запыленияэкспонатов необходимо помещать их в герметичные витрины, регулярно проводитьвлажную уборку помещения.
Оборудование должносоответствовать помещению экспозиции по стилю, габаритам и окраске. Дляшкольных музеев можно рекомендовать горизонтальные и вертикальные витрины,закреплённые у стены. Крупные вещи располагаются ближе к центру, мелкие — ближек зрителю. В вертикальных витринах-шкафах мелкие экспонаты располагаются науровне глаз, а выше и ниже — крупные вещи. Витрины не должны занимать основноепространство и заслонять собою другие экспозиционные комплексы.
Экспонат, установленный на пол,психологически воспринимается как инвентарь, поэтому необходимо установить егона подставку.
Стремление школьных музеевпоместить в экспозицию все имеющиеся материалы приводит к её перенасыщению иослаблению эмоционального воздействия. Множество предметов принижает значениекаждого из них [18, 56].1.7 Совет (актив) музея как органсамоуправления
Общественным органомсамоуправления школьного музея является Совет (актив) музея, который создаётсядля широкого привлечения учащихся, учителей в сознательную, целенаправленнуюдеятельность по созданию музея. Совет музея формируется из представителейученических, педагогических коллективов, общественных организаций,представителей местных музейных объединений. Согласно Положению о музееобразовательного учреждения Совет музея осуществляет текущую работу музея вобразовательном учреждении. Для реализации основных направлений деятельностимузея в нём создаются профильные функциональные группы:
поисково-собирательская,осуществляющая комплектование фондов;
фондовая, ведущая учёт ихранение музейных предметов;
экспозиционно-выставочная,отвечающая за разработку и создание экспозиций, выставок.
культурно-образовательная группадля проведения экскурсий, бесед, праздников, встреч с гостями музея.
Совет музея избираетпредседателя Совета музея.
Одна из важнейшихорганизационных задач Совета музея — разработка концепции музея [4]. Подконцепцией следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, какимони представляют свой музей, его профиль, название, направления деятельностимузея, структуру музея, обеспечение его деятельности, принципы комплектованияфондов музея и их использование, экспозиционная деятельность икультурно-образовательные формы работы музея.
Концепция — это своеобразная идолговременная программа деятельности по созданию музея. Разработка научнойконцепции является наиболее рациональным подходом к организации музея образовательногоучреждения. Работа над концепцией осуществляется в три этапа:
Подготовка и анализ искомыхданных (в других музеях, библиотеках, архивах, Интернете, частных коллекциях,литературе).
Разработка собственно концепциимузея.
Разработка конкретныхпрактических мероприятий по реализации идейного замысла, т.е., перспективногоплана развития на определённый период.
Одним из важных направленийдеятельности Совета музея на начальном этапе создания музея в образовательномучреждении является разработка Положения о музее (Устава) (Приложение 1). Данныйвнутренний документ разрабатывается на основе Примерного положения о музее (2003г).
В Положении (Уставе) музеянаходят своё отражение цели, задачи, структура, профиль, направлениядеятельности музея, ответственность музея перед образовательным учреждением. Большоезначение заключается в том, что, участвуя в разработке, обсуждении, принятии иисполнении устава, дети осваивают принципы демократии, получают представление особственных правах и обязанностях по отношению к активу школьного музея, кучреждению образования и к государству.
Положение о музее играет важнуюфункцию: этот локальный акт, прошедший обсуждение, утверждение позволяетрегулировать отношения не только между учителем, руководителем музея и членамиСовета музея, между руководителями образовательного учреждения и членами Советамузея, но и между самими детьми.
Совет музея также рассматриваети утверждает перспективные и календарные планы, обсуждает важные вопросымузейной деятельности, организует сбор, классификацию музейных предметов,формирует музейные экспозиции и экспозиции временных выставок, проводитмузейные мероприятия: экскурсии, беседы, праздники.
Совет музея является органомсамоуправления и создаётся для широкого привлечения учащихся, учителей всознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея.
Таким образом, школьный музей — одно из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективноесредство обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей как самодеятельныйобщественный детский музей, созданный при инициативе детей и в результате ихисследовательского и творческого труда, сочетает в себе признаки и функцииисследовательского учреждения, общественного объединения по интересам,творческой мастерской.
Раздел 2. Организация музея вобразовательном учреждении2.1 Организационные принципыдеятельности по созданию музея
Процесс воспитания каксовместная деятельность воспитанников и воспитателя облекается в определённыеорганизационные формы. Форма служит выражением, организацией внутреннегосодержания видов деятельности воспитанников и воспитателя. С точки зренияпедагогической, форма воспитания — способы организации, существования ивыражения содержания воспитательного процесса, в котором открытопровозглашается отношение к предметам, людям, явлениям. [12, 16] Любая формавнеурочной деятельности имеет цель — развитие определённого отношения кчему-либо: книге, живописи, музыке, истории родного края, истории семьи.
Любая форма воспитательнойработы выполняет определённые функции:
Организаторская (решениеорганизаторских вопросов);
Регулирующая (регулированиеотношений между педагогом и учащимися, между детьми);
Информативная (сообщение,актуализация знаний детей, обращение к их опыту);
Философские категории содержанияи формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: перваяуказывает на то, что имеется, а вторая — в каком виде выражается. Как известно,содержание и форма неразрывно взаимосвязаны — изменение содержания влечёт засобой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняетсясодержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.
Содержание воспитательногопроцесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонично развитойличности. На практике это содержание воплощается в конкретную организацию,которая должна ему максимально соответствовать. История педагогики знаетразличные формы организации воспитательного процесса.
Существует большое разнообразиеформ воспитательной работы, поэтому классифицировать их трудно. Автор учебникапо педагогике, Маленкова Л.И., предложила классификацию форм воспитания. По еёмнению формы воспитания бывают:
простые (как акт ситуативноговоздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленныеотношения);
кратковременные (например,«Пять минут с одним стихотворением») и длительные («Неделя юногогероя-антифашиста»);
групповые (от 2 участников иболее), коллективные (класс, кружок), общешкольные, межшкольные, межрегиональные,государственные;
традиционные (апробированные ипрочно вошедшие в практику школ) и творческие (исключающие шаблон,нестандартные);
спонтанно возникшие в ходевоспитательного процесса (стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшеговсех вопроса) и специально организованные, спланированные;
регулярные (ежечетвертныеродительские собрания, классные часы) и эпизодические (календарные иситуативные);
система интегрированных форм какклубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества [6, 143].
Исходя из предложенной ей классификации,музей образовательного учреждения — это сложная, специально организованная,длительная, коллективная, традиционная, творческая, регулярная и интегрированнаяформа воспитания.
Для подготовки и проведениялюбой формы воспитательной работы существует определённый алгоритм, некаясхема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательныйпроцесс. Элементы её таковы:
Определение цели и задач. Цель — то запланированное отношение, которому посвящено организуемое дело. Цельсоздания музея образовательного учреждения — воспитание, обучение исоциализация обучающихся [16].
Выбор формы воспитательнойработы. Музей как форму выбирают при сложении определённой педагогическойситуации, обязательных условий: наличие предметов музейного значения понаправлениям (историческому, естественно-научному, этнографическому профилям) какрезультату поисково-исследовательской краеведческой деятельности; регистрация инаучное описание музейных предметов; создание Совета (актива) музея; место дляхранения музейной коллекции.
Создание психологическогонастроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о результатах — открытии музея, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления.
Проведение воспитательного дела.Здесь важны такие элементы: начало для создания психологического настроя,содержательная часть (предметная деятельность воспитанников и педагогов); аккордно-финальнаячасть: открытие школьного музея, принятие решения, определённые ритуалызавершения — создаёт определённое эмоциональное состояние, которое вызываетпотребность в дальнейшей совместной деятельности [].
Таким образом, форма воспитания — это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в которомреализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса,внешнее выражение содержания; организация воспитательного процесса; внешнеевыражение процесса воспитания. От применяемой формы зависит эффективностьвоспитательного процесса. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей,содержания, методов и одновременно обуславливают их осуществление. Формавоспитания зависит от конкретной педагогической ситуации.
Школьный музей — этомероприятие, педагогическое взаимодействие, в котором реализуются задачи,содержание и методы воспитательного процесса по формированию гражданственности,патриотизма, общечеловеческих ценностей; школьный музей — это внешнее выражениесодержания воспитания, гармоничного развития личности. Выбор музея как формывоспитания зависит от конкретной педагогической ситуации.2.2 Музей истории школы в МОУ «МосеевскаяООШ»
Базой нашего исследования сталсоздаваемый в МОУ «Мосеевская ООШ» музей истории школы. Используяметоды беседы, наблюдения, мы выяснили, что инициативной группой по созданиюмузея стал краеведческий кружок из учащихся, руководимый учителем МалиновскойГалиной Ивановной, учителем начальных классов, педагогом-энтузиастом. Членыкружка в результате поисковой работы собрали краеведческий материал по историишколы (фотографии, личные вещи, воспоминания выпускников, документы). Часть письменныхи вещественных источников по истории школы и деревни Мосеево находится вэкспозиции на стендах: «Школа в Мосееве», «Слово об учителях»,«Пионерская организация в Мосеевской школе», «Театр „Факел“.Часть собранного материала систематизирована в тематических папках: „УчителяМосеевской школы“, „Ученики Мосеевской школы“, „Историялитературного кружка“, „Творческие работы учащихся по краеведению“,»Наши спортивные достижения". «Судьбы, опалённые войной исердце, отданное детям». Школьники-активисты совместно спедагогом-организатором определили проблемы и наметили пути их решения:
1. Патриотическое воспитаниеподрастающего поколения: в настоящее время среди молодёжи стала всё болеезаметной тяга к западной культуре. Свои истоки зачастую знают недостаточно, ипоэтому ко всему российскому многие представители молодого поколения относятсяс пренебрежением. Занятие краеведческой работой возбуждает у школьников интереск истокам нашим, к родной земле, к исконным занятиям предков. Созданиемэкспозиции, посвящённой истории школы, ставится задача познакомить посетителеймузея со страницами истории школы и деревни.
2. Популяризация накопленныхучителями школы материалов. За несколько лет учителями школы накопленомног7о интересного материала по истории школы, деревни. Всё это можно успешноиспользовать в учебно-воспитательном процессе, поэтому материал не долженхраниться в «дальнем углу», нужно доступно донести его до людей: рассказатьуслышанное нами в ходе поисковой работы, показать найденные и полученные от старожиловпредметы музейного значения. Эта проблема, на наш взгляд, является оченьострой, и поэтому мы решили реализовать свои замыслы в создании музея историишколы" (Из рабочей программы руководителя кружка).
Экспозиция музея, предметымузейного значения представлены и хранятся в отведённом помещении — кабинетеистории.
В школе на основании собранногоматериала по истории села, школы создаются исследовательские проекты, авторамикоторых являются учащиеся и учителя. Проекты, исследовательские работы: «Обереговаясимволика скатерти», «Борщевик Сосновского — экологическая бедаМосеевского сельсовета», «Сохранившиеся фрески ВоскресенскойВерхнекулойской церкви» участвовали в районных и областных краеведческихконференциях. Накопленные материалы интегрируются в учебно-воспитательныйпроцесс. В помещении музея проводятся музейные уроки, экскурсии, беседы,викторины, классные часы: «Легенды и предания нашего края», «Воднаясистема Кулойской волости», «Бобровый заказник», «Тайнастарой скатерти».
В создаваемом музее отсутствуетперспективный план по комплектованию фонда музея, направлениям работы музея,отсутствует процесс регистрации музейных предметов и документы по регистрации; отсутствуютосновные нормативно-правовые документы, регулирующие взаимодействие участников- создателей музея (Положение о музее, Положение о Совете). Поэтому одной иззадач нашей исследовательской работы стало создание проекта организации музеяобразовательного учреждения.2.3 Модель музея
Проанализировав организациюдеятельности по созданию музея истории школы в МОУ «Мосеевская ООШ», определивв ней сильные и слабые стороны, мы решили создать модель школьного музея какформы воспитания.
На современном этапе развитияшкольного образования вновь усилилось внимание к методу моделирования. Моделирование- это метод познавательной или практической деятельности с помощью которогоконструируется какой-либо объект, явление, процесс с целью получения новойинформации. Модель в переводе с французского — это образец; условно созданныйобразец. Пед. словарь.
Разработка музейного проектавсегда носит творческий характер, однако существует определённый структурныйлогический алгоритм, который помогает достигнуть поставленной цели. Схемамузейного проекта может выглядеть следующим образом:
Название проекта.
Проблема (их может бытьнесколько), которую решает проект.
Цель (она должна быть реальна,посильна и достижима).
Задачи (иначе — тактикадостижения цели). Если проект имеет несколько целей, задачи формулируются ккаждой из них.
Участники проекта и партнёры.
Содержание проекта (идея решенияпроблемы).
Механизм реализации — методы,этапы, календарный план.
Бюджет проекта (смета). Ондолжен быть реалистичным, соответствовать целям проекта. В бюджете указываютсяисточники финансирования, статьи планируемых расходов. Смета учитывает статьирасходов.
Результаты проекта (вначале — предполагаемые, а затем — реальные).
Оценка проекта. Здесьуказываются критерии оценки, параметры учёта результатов проекта.
Создание этого проекта позволит использоватьбогатую историю школы, потенциал педагогов, детей и общественности приорганизации музея.
Своей работой хотелось бы внестисвой посильный вклад в решение актуальной и значимой проблемы создания музея, т.е.попытаемся откорректировать педагогические действия при создании музея вобразовательном учреждении. Как организовать работу школьного музея? Мыпредлагаем своё решение данной проблемы. Данную модель мы представили в видетаблицы, где определяем не только этапы, содержание и виды деятельности, но ипредполагаемый результат. Этапы деятельности могут совпадать по времени,проходить параллельно.
 
МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ№ п/п Этапы деятельности Содержание деятельности Предполагаемый результат 1 Создание концепции музея истории школы в МОУ «Мосеевская ООШ»
 Концепция — это своеобразная и долговременная программа деятельности по созданию музея.
Определение цели, задач, факторов создания музея; — Выбор профиля и жанра; — Определение направлений поисково-исследовательской деятельности. Концепция проходит процесс обсуждения и утверждения в органах самоуправления школы. 2 Организационно-правовая деятельность
-Разработка проекта Положения о музее школы;
Разработка проекта Положения о Совете музея;
Выбор помещения (класса)
для размещения экспозиции музея, для хранения фондов музея;
Разработка проекта приказа директора школы о назначении на должность руководителя музея;
Приобретение мебели;
Приобретение канцелярских принадлежностей;
Принятие Положения о музее, Положения о Совете музея в органах самоуправления школы;
Приказ о назначении на должность руководителя музея, приказ о выделении отдельного помещения для школьного музея и его фондов; 3 Поисково-исследовательская деятельность
-Составление плана комплектования фондов музея;
Выбор направлений поиска;
Разработка заданий для поисковых отрядов;
Организация поисковых отрядов;
Учёба членов поисковых отрядов;
Старт поисковой операции (на школьной линейке)
-План комплектования фондов музея;
Проведение классных собраний по выбору членов поисковых отрядов;
Работа поисковых отрядов по выполнению поисковых заданий;
Школьная линейка 4 Создание актива, совета музея
-Проведение классных собраний по выбору Совета (актива);
Организационный сбор Совета (актива) музея;
Распределение обязанностей;
учёба актива;
-Созданный Совет (актив) музея работает в соответствии с Положением о Совете (активе) музея;
Заседание Совета музея 1 раз в месяц;
План работы Совета (актива) музея; 5 Фондовая работа
-Учёба группы фондовиков по правилам и нормам регистрации музейных предметов;
Регистрация предметов музейного значения в книгах основного фонда, вспомогательного фонда
Тематическая систематизация музейных коллекций;
 - Музейные предметы зарегистрированы и описаны в Инвентарных книгах основного и вспомогательного фондов;
Начало систематизации музейных предметов;
Оформленные зарегистрированные предметы музейного значения (Приложение) 6 Экспозиционная деятельность
-Разработка тематико-экспозиционного плана;
Создание художественного
эскиза будущей экспозиции;
Выполнение
технического проекта;
Монтаж экспозиции;
Техническая подготовка экспозиции (стенды).
-Утверждённый тематико — экспозиционный план Советом музея;
Проведён конкурс на лучший эскиз будущей экспозиции; 7 Открытие музея
Заключение
Понимание огромных возможностейобразования и «воспитания историей» привело к осознанию активногоучастия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Каксохранить этот уникальный материал для современников и потомков, какиспользовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений,ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способностиучащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Достойнымместом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итоговпоисковой, краеведческой деятельности является школьный музей.
Школьный музей является одной изформ организованной деятельности по выполнению педагогической цели.
Созданная нами модель строиласьна понимании музея как формы воспитательной работы. Мы описали педагогическиедействия и смоделировали, т.е., сконструировали порядок действий по созданиюшкольного музея. Для этого мы изучили и проанализировали литературу по проблемесоздания школьного музея, раскрыли сущность, функции школьного музея (школьныймузей служит своим творцам, он интегрирован в учебно-воспитательный процесс итесно включён в жизнь местного сообщества; в Положении о музее образовательногоучреждения определяются воспитательная и документирующая функции), охарактеризовалиосновные принципы, этапы деятельности по его созданию. Также мы познакомились спрактикой создания школьного музея в МОУ «Мосеевская ООШ». Даннаяработа будет полезна и интересна для руководителя создаваемого в МОУ «МосеевскаяООШ» музея истории школы.
Список используемой литературы
1.  Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001.
2.  Завгородняя О.Н. Музей истории учебного заведения как результат и формапривлечения студентов к поисково-исследовательской деятельности // Организацияисследовательской деятельности учащихся и студентов в образовательномучреждении. Материалы первой региональной заочной научно-практическойконференции и методического семинара, январь 2007 года. Вологда — Тотьма, — 2007.
3.  Инструкция по учету и хранению музейных фондов в музеях, работающих наобщественных началах. Приказ Министерства культуры СССР от 25.03.1988г. № 134.
4.  Как организовать работу школьного краеведческого музея. Методическиерекомендации Пермский областной краеведческий музей и др. — Пермь, 1980.
5.  Карпова О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве. Методическиерекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования. — Вологда, — 2006.
6.  Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентовпед. Вузов и начинающих педагогов воспитателей/ Л.И. Маленкова; Под ред.П.И. Пидкасистого.- М.: Пед. о-во России, 2002.
7.  Методические рекомендации по выявлению отбору и научному описаниюпамятников науки и техники в собраниях музеев. / Государственный историческиймузей. Всероссийское общество охраны памятников. Сост. Жегалова С.А., МайстровЛ.Е. — М., 1981.
8.  Михайловская А.И. Хранение и учет фотографических коллекций в музеях (изопыта работы Московских музеев). // Вопросы музейного дела. / НИИ краеведческойи музейной работы. — М., 1952.
9.  Молчанов В. Фотография в музейном деле. (Фотоиммитация под подлинник ифотомуляж). / труды НИИ культуры, вып.60, — М., 1977, С.131 — 139.
10.     Музееведение. Музей исторического профиля. — М., 1988.
11.     Нагорский Н. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство// Педагогика. — 2005. — № 5.
12.     Педагогика: Учеб. пособие для студентов и пед. ВУЗов и пед. колледжей. /под ред. Пидкасистого П.И. — М.: РПА, 1995.
13.     Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для ВУЗов/ И.П. Подласый. — Кн.2 — М.: Владос,2004
14.     Положение о музее истории учебного заведения, при ГОУ СПО «Тотемскийпедагогический колледж», работающего на общественных началах, от 21.02.2006г.
15.     Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16«О деятельности музеев образовательных учреждений».
16.     Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее).Из Письма Министерства образования от 12.03.2003 г. № 28 — 51 — 181/16.
17.     Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. — 2002. — №5.
18.     Смирнова.Л.М. Три этапа создания музея // Музей. — 1982. — № 3.
19.     Туманов В.Е. Школьный музей. — М., 2002.
20.     Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. — 2001. — № 3.
21.     Хитьков Н.А. Школьный музей, его значение и организация. — Киев, 1915.
22.     Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. — Л., 1929.
23.     Щеглова Т.К. Методика сбора устных исторических источников. В сб. Школьноекраеведение. — М., 1993.
24.     Юхневич М.Ю. Детский музей: былое исполняется в настоящем // Мир музея. — 1985. — № 5.
25.     Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее // Ориентиры культурнойполитики. — Информационный выпуск № 4. — М., 1997. — (Министерство культуры РФ.Российский институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Главныйинформационно-вычислительный центр).
26.     Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционнойРоссии. Методическое пособие. — М.: 1990. — (НИИ культуры).
Приложения
Приложение 1
 
Приложение к письму МинобразованияРоссии
от 12.03.03
№ 28-51-181/16
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)
Общие положения
Школьный музей (далее — музей) — обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениямиобразовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формысобственности, действующих на основании Закона Российской Федерации «Обобразовании», а в части учёта и хранения фондов — федерального закона омузейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации.
Музей организуется в целяхвоспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
Профиль и функции музеяопределяются задачами образовательного учреждения.
Основные понятия
Профиль музея — специализациямузейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретнойпрофильной дисциплиной, областью науки или искусства.
Музейный предмет — памятникматериальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей изафиксированный в инвентарной книге.
Музейное собрание — научноорганизованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательныхматериалов.
Комплектование музейных фондов — деятельность музея по выявлению, сбору, учёту и научному описанию музейныхпредметов.
Инвентарная книга — основнойдокумент учёта музейных предметов.
Экспозиция — выставленные наобозрение в определённой системе музейные предметы (экспонаты).
Организация и деятельность музея
Организация музея вобразовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой,туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создаётся музей поинициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.
Учредителями музея являетсяобразовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительнымдокументом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителемобразовательного учреждения, в котором находится музей.
Деятельность музеярегламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данногообразовательного учреждения.
Обязательные условия длясоздания музея:
Музейный актив из числаобучающихся и педагогов;
Собранные и зарегистрированные винвентарной книге музейные предметы;
Помещения и оборудование дляхранения и экспонирования музейных предметов;
Музейная экспозиция;
устав (положение) утверждённыйруководителем данного образовательного учреждения.
Учёт и регистрация музеевосуществляются в соответствии с действующими правилами.
Функции музея
Основными функциями музеяявляются:
документирование истории,культуры и природы родного края, России путём выявления, сбора, изучения ихранения музейных предметов;
осуществление музейнымисредствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализацииобучающихся;
организациякультурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности,разрешённой законом;
развитие детского самоуправления.
Учёт и обеспечение сохранностифондов музея
Учёт музейных предметов собраниямузея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
Учёт музейных предметов основногофонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы)осуществляется в инвентарной книге музея;
Учёт научно-вспомогательныхматериалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учётанаучно-вспомогательного фонда.
Ответственность за сохранностьфондов музея несёт руководитель образовательного учреждения.
Хранение в музеях взрывоопасных,радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей,категорически запрещается.
Хранение огнестрельного ихолодного оружия, предметов из драгоценных материалов и камней осуществляется всоответствии с действующим законодательством.
Предметы, сохранность которых неможет быть обеспечена музеем, должны быть преданы на хранение в ближайший илипрофильный музей, архив.
Руководство деятельностью музея
Общее руководство деятельностьюмузея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
Непосредственное руководствопрактической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемыйприказом по образовательному учреждению.
Текущую работу музеяосуществляет совет музея.
В целях оказания помощи музеюможет быть организован совет содействия или попечительский совет.
Реорганизация (ликвидация) музея
Вопрос о реорганизации (ликвидации)музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию свышестоящим органом управления образованием.

Приложение 2
Инвентарная книга школьногомузея№ Дата записи Время и способ поступления, сопроводительные материалы Наименование и краткое описание памятника Количество предметов Материал и техника изготовления Размер Сохранность (с подписью лица, производившего запись) Стоимость, акт закупочной комиссии В какой фонд поступил Номер научного инвентаря Примечания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
 

Приложение 3
Программа изучения села
Общие данные.
современное название села.
сельский совет.
Район.
История возникновения села.
Время образования.
Причины образования.
Название в прошлом.
Административная принадлежность.
Описание местоположения села.
Географическое положение селаотносительно реки, железной дороги, города.
Топонимия окрестностей.
Легенды и были о происхожденииместных названий.
Производительное пространстводеревни.
Экономика села.
Традиционные отрасли земледелия:
Хлебопашество;
Производство другихземледельческих культур;
Производство технических культур;
Огородничество;
Земледельческий календарь.
Скотоводство (крупный рогатыйскот, коневодство, свиноводство):
способы содержания скота;
знаменитые породы лошадей, коров;
распространённые породы.
Птицеводство.
традиционные крестьянскиепромыслы: рыболовство, пчеловодство, охота, сбор ягод, грибов.
Кустарная промышленность иремесло.
Промышленные заведения: мельница,маслозавод, ремесленная мастерская.
местная торговля:
периодические пункты торговлибазар, ярмарка;
постоянные пункты торговли: лавка,магазин;
характер торговли: меновая,потребительская, государственная.
Состав и характеристиканаселения.
Первые фамилии села, родословныепотомственных крестьян. Характеристика самобытности их фамилий и имён.
Массовые миграции в селе:
Причины переселения;
Места выселения;
Положение переселенцев.
Переселение в советское время:
Причины переселения;
Места выселения;
Положение переселенцев.
Знаменитые люди, оказавшиевлияние на судьбу деревни, края.
Численность населения в разныеисторические периоды.
Традиции, быт и культурноеразвитие села.
Состав верующих.
Взаимоотношения в семье (междуродителями и детьми, мужем и женой).
Отношения между сельчанами. Формыобщения:
Трудовые (совместные виды работ,помочи, субботники);
Отдых.
Внешний облик села, историческиеи географические достопримечательности.
Плотность застройки. Планировкасела.
Архитектурная структура.
Памятники архитектуры.
Историческиедостопримечательности:
Здания или места, связанные спосещением или проживанием знаменитых людей;
Здания или места, связанные систорическими событиями;
Памятники, посвящённыекаким-либо событиям или людям.
Географическиедостопримечательности (пещера, озёра, родники).
Социально-политическиепреобразования и главные исторические события в судьбе села.
Влияние НЭПа на жизнь крестьянсела.
Проведение политики сплошнойколлективизации и борьба с кулачеством в дерене.
Влияние Великой Отечественнойвойны на жизнь деревни.
Жизнь деревни в настоящее время.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.