КОМПЛЕКСНАЯАТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА № 1
(КАТР 1)
ВОПРОС 1
Дистанционное обучениеназывают «образованием XXI века». В настоящее время рассматривают его как одноиз магистральных направлений образовательных реформ, происходящих в мире, иРоссии.
Дистанционное обучение предлагает любому обучающемуся свободный активныйтворческий, не обремененный формальными процедурами процесс самообучения поместу жительства.
Осуществление образованияс применением дистанционных технологий имеет ряд существенных преимуществ передтрадиционными методами образования. Методология дистанционного образования,устраняя пассивные методы обучения и, активизируя личный и деловой опытстудента, существенно ускоряет и углубляет освоение необходимых знаний иумений. Система дистанционного образования по своей природе ориентирована наширокие слои населения, как в социальном, так и территориальном плане.
В настоящее времяопределены цель создания системы дистанционного обучения, контингент,социальная значимость проекта, технология дистанционного обучения и организацияучебного процесса.
Возможность получениясреднего и высшего профессионального образования для максимально широкого кругалиц является гарантом высокого экономического и духовного развития общества. Ксожалению, из-за несовершенства образовательной системы России, а также рядапричин, по которым невозможно совмещать традиционный образовательный процесс синой деятельностью, многие потенциальные потребители образовательных услуготказываются от получения образования.
В настоящее времядистанционное образование получает все большее распространение, как в России,так и за рубежом. Важно отметить, что дистанционное обучение – это первый шаг коткрытому образованию. Передовые технологии, являющиеся основой дистанционногообразования, позволят:
— сделать образованиеоткрытым и доступным для обучающихся независимо от места их проживания
Дистанционные технологиипозволяют сделать образование экстерриториальным. Граждане РФ, проживающие вотдаленных районах, а также иностранные граждане смогут получать образование введущих вузах России, не покидая при этом место жительства, что исключаетдополнительные затраты, связанные с дорогой и проживанием.
Говоря об актуальностиоткрытого образования с использованием дистанционных технологий обучения,нельзя не уделить должного внимания отдельным социальным группам, которые всилу тех или иных причин не могут получать образование по классической модели.Особо следует отметить такую социальную категорию, остро нуждающуюся в услугахдистанционного образования, как инвалиды. Проблема адаптации инвалидов всовременном российском обществе очень актуальна. К сожалению, сегодня инвалидне может полностью реализовать свои способности. Специализированныеобразовательные учреждения позволяют получать инвалидам только общее и среднеепрофессиональное образование, высшее же образование в классической форме длямногих закрыто из-за того, что вузы не приспособлены для работы с инвалидами,людьми с ограниченной подвижностью и проблемным здоровьем. Эту проблемупризвано решить дистанционное образование, получение которого можетпроизводиться как в вышеупомянутых центрах, создающихся на базе специализированныхучебных заведений, так и в домашних условиях с использованием современных информационныхи телекоммуникационных технологий. Здесь система дистанционного образованиябудет играть не только чисто образовательную, но, что очень важно, иадаптационную роль, что позволит инвалидам осознать себя полноценными членамиобщества. Кроме того, наряду с разработкой программ дистанционного образованиядля инвалидов, нужно создать условия для их последующего трудоустройства, длячего необходимо обратиться к западной практике, где система социальнойподдержки и адаптации инвалидов функционирует гораздо эффективнее российской.
Существенным недостаткомдействующей модели образования является излишняя дифференциация изучаемыхпредметов. Одной из задач открытого образования является комбинированиеразличных специальностей с целью научить обучающегося видеть единую картинумира. Интеграция различного рода информации и междисциплинарность придаетпроцессу обучения целостность и личностную направленность.
Современные технологиидистанционного обучения обеспечивают возможность формирования содержания курсовисходя из индивидуальных потребностей учащихся. Этот фактор особо важен всовременных жестких условиях спроса на рынке труда.
Использование передовыхтехнологий дистанционного образования позволяет значительно улучшить восприятиеучебного материала за счет использования наглядных материалов, таких какцветные иллюстрации, схемы, фотографии, анимации, аудио- и видео фрагментыссылок на электронные источники с дополнительной информацией по даннойтематике, программных средств, позволяющих моделировать различные схемы,механизмы и процессы, модулей тестирования, дающих объективную оценку знаний,умений и навыков учащихся повысить качество образования. Повышение качествапроцесса обучения происходит за счет использования передовых технологий вобразовательном процессе. Процесс создания электронных и TV курсов предполагаетучастие экспертов в заданной области, опытных педагогов, техническихконсультантов, программистов, художников и т.д. Такой подход позволяет отобратьнаиболее важный материал, изложить его в удобной для понимания и изученияформе, снабдить различными схемами, иллюстрациями, связать гиперссылками свнешними Интернет ресурсами и поисковыми системами.
Многие потенциальныепотребители образовательных услуг вынуждены работать, что зачастую лишает ихвозможности продолжать обучение в высших учебных заведениях. Использованиедистанционных технологий существенно экономит время, затрачиваемое на получениеобразования, и дает возможность обучения, переобучения или повышенияквалификации без отрыва от основного вида деятельности, что особенно ценно всовременном стремительно развивающемся обществе. Современный работник в среднемвынужден 4-6 раз в течение своей карьеры проходить переквалификацию.Дистанционные технологии получения образования оптимально подходят для решенияэтой проблемы.
Использование современныхтехнологий делает образовательный процесс непрерывным, расширяя, таким образом,круг потребителей образовательных услуг. Открытое образование дает всемжелающим возможность совершенствовать знания умения и навыки на протяжении всейжизни. Обучающийся может самостоятельно выбирать учебный план и устанавливатьграфик занятий.
Основная сутьдистанционного образования заключается в том, что изучаемый материал составленв модульном виде, удобном для самостоятельного обучения. Каждый модульпредставляет логически завершенный блок, при изучении допускается любаяпоследовательность прохождения модулей. Каждый модуль имеет название,определена его цель включения в обучение, раскрыто содержание модуля, определенуровень готовности к будущей профессиональной деятельности.
С помощьюпедагога-тьютора ведется качественный образовательный процесс. Рольпреподавателя (проводника знаний) заключается в оказании консультаций,прочтении постановочных лекций, приема контрольных и курсовых работ, зачетов иэкзаменов непосредственно в пунктах проживания или работы обучаемых. При этомнепосредственный контакт преподавателя со студентами происходит не постоянно, ав определенно установленные дни.
В рамках экспериментавозможно использование образовательного сервера Центра. Посещение сервера Центраявляется необходимой составной частью процесса обучения. Помимо содержательныхрезультатов, это формирует навыки современного специалиста независимо отизбранной специальности. Предполагается посещать сервер для того, чтобы:
— получать более глубокиеи разнообразные сведения по изучаемому курсу;
— общаться(консультироваться) со специальностями и преподавателями;
— иметь возможностьобмениваться мнениями между студентами колледжей разных регионов поинтересующим их вопросам;
— обмениваться информацией,опытом.
Мысль: «Я сначалавыучусь, а потом стану классным специалистом» – порочна по своей сути!Необходимо одновременно учиться и действовать, чтобы превращаться вспециалиста, становиться специалистом, чтобы почувствовать настоящий аппетит кобразованию. Именно этого и стремимся добиться мы внедряя дистанционныетехнологии в образовании.ВОПРОС 2
Информационная экономика потребует от специалистов будущего оченьвысокого уровня подготовки в области современных технологий. Ниже приведенынекоторые признаки начинающегося кризиса в области трудовых ресурсов длясектора информационных технологий:
В настоящее время вомногих средних и крупных компаниях существуют незаполненные вакансии в сфересовременных технологий. Большинство технологический компаний собираются вближайшие несколько лет расширить свой штат работников информационных технологий(IT).
Большинствотехнологических компаний называют нехватку квалифицированных работников ITодним из барьеров, препятствующих росту предприятия.
Преподаватели во всеммире начинают сводить воедино ресурсы, имеющиеся в сети Интернет, а сетистановятся важным средством повышения эффективности административной работы иулучшения коммуникации. Таким образом, образовательные учреждения такжеиспытывают необходимость в сетевых специалистах.
Перед учебнымизаведениями ставится задача дать студентам те знания, которые позволят имдостичь профессионального успеха в ХХI столетии.
Профессия экономистаявляется одной из наиболее популярных в настоящее время. Какие же должностиможно отнести к профессии экономиста? Многие под этим термином понимают нетолько собственно профессию экономиста, но и многие другие профессии(финансист, бухгалтер, меркетолог, коммерсант, менеджер и т. д.), но все эторазные специальности, речь о которых пойдет ниже.
Финансист, бухгалтер,маркетолог и т.д. становятся главными людьми в организациях, компаниях, напроизводстве. От них зависит не только успешность организации, но часто ивозможность ее дальнейшего существования. Поэтому не удивителен тот ажиотаж,который существует по отношению к этим специалистам. В результате,специальность стала пользоваться большим спросом у молодежи, а спрос (не мневам объяснять, если уж вы заинтересовались этой статьей) порождает предложение.Каждый год открываются все новые и новые экономические ВУЗы, а некоторые высшиеучебные заведения, иногда даже не имеющие к экономике никакого отношенияоткрывают экономические факультеты. В общем, все кому не лень готовят специалистов-экономистов,многие из которых, получив такую востребованную на рынке труда профессию, немогут найти работу. Почему так происходит? – На то существует несколько причин,так что попробуем разобраться в некоторых нюансах экономического образования.
Вплоть до 1990-х годоввсе было очень просто. Высшие учебные заведения существовали престижные и неочень, уровень подготовки, конечно, различался, но не сильно, а по окончанииучебного заведения практически каждый получал свое место по распределению.Современный процесс получения знаний и, в дальнейшем работы происходит намногосложнее. Поэтому выбор ВУЗа, в настоящий момент, является занятием не излегких.
Все высшие учебныезаведения, которые готовят экономистов можно разделить на две основныекатегории:
1. Традиционные ВУЗы,которые готовят самых разных специалистов в области экономики. Они ведутобучение по широкому спектру специальностей. Здесь можно выбрать себе профессиюна любой вкус. К таким учебным заведениям можно отнести и отдельныеэкономические факультеты вузов, обладающих своей собственной преподавательскойи научно-исследовательской базой (Российская экономическая академия им.Плеханова – РЭА, экономический факультет МГУ, Высшая школа экономики,Финансовая академия при правительстве РФ и т.д.).
2. УзкоспециализированныеВУЗы, которые дают одну — две специальности и готовят специалистов в областиэкономики для обслуживания определенного направления, напримервнешнеэкономического (МГИМО, Академия внешней торговли, или из менее известныхи сравнительно недавно открывшихся, но добившихся определенных результатов ипризнания во внешнеэкономической деятельности, таких как Институт международнойторговли и права, Российская экономическая школа, Московская международнаявысшая школа бизнеса, Высшая коммерческая школа Министерства экономического развитияи торговли Российской Федерации и т.д.). В таких учебных заведениях помимоосновных экономических дисциплин изучаются и узкоспециализированные темы.Например, в вузах, специализирующихся на внешнеэкономическом направлении,помимо основных дисциплин, изучаются такие как обслуживание внешнеэкономическойдеятельности, английский язык и многие другие предметы в этой области.
Существует большоеколичество специальностей по экономике. Это непосредственно экономическиеспециальности – экономика, экономика и управление на предприятии (по отраслям),экономическая теория, экономика труда, мировая экономика, национальнаяэкономика, математические методы в экономике, бухгалтерский учет, анализ иаудит, финансы и кредит, статистика, а также другие специальности, которые темне менее можно отнести к экономическим (коммерция, маркетинг и менеджмент),потому что на 80% учебные планы по этим специальностям одинаковые. Фактически,обучившись по одной специальности, выпускник не имеет проблем с устройством наработу в любой из экономических областей. Тем не менее, существуют определенныеразличия между ними, которые диктуются, прежде всего, характером самой работы.Все эти специальности можно условно разделить на 2 группы. В первую группувходят специальности, предполагающие работу с цифрами, во вторую с людьми. Взависимости от того, кем вы являетесь, усидчивым, с аналитическим складом ума,любящим цифры человеком, или коммуникабельным, энергичным, которому больше подуше работать с людьми, необходимо выбирать и профессию. В первом случае вамбольше подойдет профессия бухгалтера, аналитика, аудитора и т.д., во втором –маркетолога, менеджера и пр.
С выбором профессиинеобходимо определиться как можно раньше, так как в зависимости от того, кем вырешите стать, зависит ваше профессиональное будущее. В экономических высшихучебных заведениях, специализация, как правило, начинается с первого или совторого курса, и если вы почувствуете, что хотите перейти в другую областьэкономической деятельности, сделать это будет гораздо труднее, чем в какой-либодругой сфере.
Конечно, получив любую извышеперечисленных профессий, вы можете работать и по другой специальности, нолучше определиться сразу. И как говорил об экономике Дж. Кейнс: «Предмет легок,но малочисленны те, кто добивается в нем успеха. Парадокс состоит в том факте,что ученый-экономист должен обладать редкой комбинацией талантов…Он должен бытьматематиком, историком, государственным деятелем, философом…»
Еще один факт, о которымследует считаться – заработная плата. Она далеко не сразу станет высокой.Сначала придется потрудиться практически бесплатно (если учитывать соотношение«заработок – ответственность – объем работ) – на начальной позиции вы будетеполучать примерно от 250 до 350 долларов. Для того чтобы зарабатывать деньги,необходимо приобрести опыт, который будет даваться только «потом и кровью», таккак сложно уследить за постоянно меняющейся ситуацией в сфере экономики. Внашей стране, в практически полностью развалившейся экономике, тольковысококвалифицированные специалисты могут разобраться во всех экономическихнюансах. Ситуация с вашим благосостоянием начнет улучшаться примерно через год,когда появятся определенные навыки.
Будущий экономист должензнать:
1. Во первых, вы должныполучить фундаментальную экономическую подготовку.
2. Иметь необходимыезнания для должности, на которую вы претендуете (например, бухгалтер обязанзнать бухучет и т.д.).
3. Фактически 2/3компаний ведут внешнеэкономическую деятельность и им необходимы специалисты сознанием иностранного языка. Таким образом, вы на 2/3 не упустите шансустроиться на работу. Часто знание иностранного языка является обязательнымтребованием для специалиста в области экономики, и, как минимум, это знаниежелательно при устройстве на работу. В любом случае, вам не помешает владениеиностранными языками и это увеличит возможности трудоустройства.
4. Кем бы вы ни работали– бухгалтером, финансистом, менеджером, в любом случае вам придется иметь делос большим количеством информации. И, поэтому, вам просто необходимо иметьхорошие навыки владения компьютером, и, что особенно важно, знание специальныхпрограмм (по бухгалтерии, экономическому анализу и т.д.), помимо этого выдолжны иметь высокую скорость печати, чтобы быстро обрабатывать информацию.ВОПРОС 3
Сложно сразу включиться в работу, если вы не спланировали ваш день свечера. Значит, вы пустили дело на самотек, повинуясь каким-то внешним обстоятельствам,забыв, или отложив «на потом» главное дело сегодняшнего дня. В таком случае невы строите свою работу, а она вас.
Работа очень часто«строит» тех, кто плывет по жизни без руля и без ветрил, повинуясь дуновениюлюбого ветерка, не говоря уже о шквалах, штормах и бурях. Про них не скажешь,они — архитекторы своей жизни.
Мы теряем рабочие минуты,а проходит жизнь. Наша жизнь. И поэтому так много внимания уделяется в нашестремительно летящее время разумному использованию этого, так незаметноускользающего ресурса.
Надо сказать, что людибыли озабочены управлением своим временем достаточно давно. По мнению СтивенаКови, автора бестселлера «Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этикехарактера», существует уже четыре поколения управления временем.
Исходная идея еезаключается в том, что мы расходуем время одним из четырех способов.Матрица управления временем Срочные Не срочные Важные I Критические ситуации Неотложные проблемы Проекты с «горящим» сроком исполнения II Профилактические действия Поддержание ресурсов и средств Создание связей Поиск новых возможностей Планирование Восстановление сил Не важные III Отвлечения, некоторые телефонные звонки Какая-то корреспонденция, какие-то сообщения Некоторые заседания Предстоящие неотложные дела Распространенные виды деятельности IV Мелочи, отнимающие время Корреспонденция Звонки Пустая потеря времени Праздное времяпрепровождение
Как видно из матрицы,виды деятельности определяются двумя факторами: срочным и важным.Срочное — это то, чтотребует немедленного внимания. То, что можно обозначить словом «Сейчас!»Срочное обладает каким-то почти необъяснимым магнетизмом. Как часто телефонныйзвонок заставляет отвлечься от важного разговора, от дела, которое необходимодля нас как жизнь. Для многих недопустима даже мысль о том, что телефонную трубку можно не брать!Срочные дела обычно приятны своей легкостью и очевидностью. Они требуют, чтобыих сделали! Они просты и общеизвестны. Делать их — одно удовольствие. Важное имеет отношение крезультатам. Важным является то, что вносит вклад в вашу миссию, ваши ценностии в ваши наиважнейшие цели. Важные и несрочные дела требуют от нас гораздобольшей инициативы, чем срочные, которые просто толкают нас «Делай!» Мы должны проявлять активность, чтобыне упустить возможность и получить результат. Если у нас нет представления отом, что важно для нас, о тех результатах, которых мы хотим достичь в жизни, томы легко переходим к реагированию на срочное.
Если взглянуть на матрицууправления временем, то можно увидеть, что первый квадрат одновременно исрочный и важный. Он связан с тем, что приносит значительные результаты и требуетнемедленного внимания. У каждого из нас в жизни есть какое-то количествоподобных дел. Но когда вы сосредотачиваетесь на Квадрате I, он становится всебольше и больше, до тех пор, пока вас не накроет вас целиком, как огромнаяволна. Огромная проблема накатывает, обрушивается на вас и сбивает вас с ног.Вы боретесь с этой волной и, едва справившись, попадаете под очередную, котораяопять сбивает вас с ног и распластывает на песке. Некоторые люди изо дня в деньоказываются буквально бомбардируемыми проблемами. Единственное облегчение видятони в бегстве к не важным и не срочным делам Квадрата IV. Так живут люди,управляемые кризисными ситуациями. Другие люди значительную часть временитратят на срочный, но не важный Квадрат III. Они тратят свое время на срочное,считая это также и важным. Но, в действительности, срочность этих дел основанана приоритетах и ожиданиях других людей.
ВОПРОС 4
Трансакции, участники которых имеют особо тесные деловые связи («родственныесвязи»); сюда относятся, сделки между компанией и ее филиалами или междукомпанией и ее работниками, должностными лицами и акционерами.
Трансакционная теорияфирмы (трансакционные издержки, ограниченная рациональность экономическихсубъектов и возможность оппортунизма). Взгляды Р. Коуза на фирму. Небесплатность рыночных трансакций. Трансакционные издержки. Учет внешнихтрансакционных издержек. Обязательность учета также и внутренних трансакционныхиздержек для окончательного определения размеров фирмы. Выбор междудополнительными затратами на защиту трансакций и снижением мерынеопределенности в условиях несовершенства рынка. Конкретные примеры: условныйи реальный. Отход от рационального поведения экономического субъекта. Личныйинтерес и возможность оппортунистического поведения. Преодоление оппортунистическихтенденций в фирме. Решение проблемы оптимального размера фирмы при помощиинструментария трансакционных издержек. Решение других основных вопросов(проблем теории организации. Фирма как результат выбора предпринимателя между рыночнойорганизацией, контрактной системой и иерархией.
Первым из ученых, ктообратил внимание на внутреннюю противоречивость неоклассической теории фирмы,был американец Р. Коуз, который в 1937 году опубликовал свою статью, котораяпринесла ему всемирную славу и Нобелевскую премию в области экономики толькочерез 54 года. Почему это произошло? Нам представляется, что «виной» всемупростота неоклассической теории и высокая эффективность ее прикладногоиспользования в конкретной деятельности конкретной фирмы.
В течение определенногопериода для менеджеров не было очевидным, что можно добиться существенногороста эффективности функционирования организации (фирмы) на основаниииспользования трансакционного подхода (теории), так как не был исчерпанпотенциал роста эффективности за счет использования неоклассического подхода.
Менеджер, выбирая междупростотой, доступностью неоклассической теории в практическом ее применении длянужд повышения эффективности и некоторыми сложностями и условностями, которыенеизбежно несла в себе трансакционная теория с ее пока неочевиднымипреимуществами в повышении эффективности, отдавал предпочтение первой.
Суммировать взгляды Р.Коуза можно следующими его принципиальными положениями: 1) сохраняетсяфундаментальный принцип ограниченности ресурсов, который предполагаетвозможность выбора, 2) имеет место ограниченная рациональность поведенияэкономических субъектов, допускающая появление оппортунизма, 3) рыночныетрансакции не являются бесплатными, появляются трансакционные издержки, которыедают предпринимателю возможность выбора между рыночной трансакцией,трансакцией, защищенной контрактным соглашением, и трансакцией, котораястановится частью внутрифирменной иерархии.
Проблема не бесплатностирыночных трансакций занимает, безусловно, центральное положение в теории Р.Коуза. Заметим, что причины этого уже рассматривались в рамках данной работы.Здесь же специальному анализу необходимо подвергнуть издержки, которыепоявляются в связи с провозглашенной (и доказанной) небесплатностью рыночныхтрансакций, а именно — трансакционные.
Итак, трансакционнымиявляются издержки, которые возникают в процессе налаживания отношений междуэкономическими субъектами. Они фактически «не пересекаются» со всеми известнымидо этого видами затрат (на производство, в связи с реализацией продукции ипроч.). Трансакционные издержки дополняют все известные виды издержек, если выне доверяете трансакцию свободному рынку.
Выделяют четыре видатрансакционных издержек: 1) затраты, связанные с поиском информации опотенциальных поставщиках, покупателях, товарах, ценах и т. д., 2) затраты,связанные с заключением контрактов, 3) издержки по контролю за реализациейконтрактной сделки, 4) затраты, связанные с юридической защитой контракта(судебные и др).
Все представленные издержкине могут считаться чисто бухгалтерскими, так как их значительная часть носитвероятностный, или ожидаемый, характер. Тем не менее, они столь же реальны, каки те издержки, которые подтверждаются бухгалтерскими документами. По крайнеймере, вряд ли можно принять адекватное менеджерское решение без их учета (см.Приложение 1).
Специально, вероятно,следует выделить еще один вид издержек, трансакционных по своей природе, — этотак называемые внутренние трансакционные издержки (в противовес внешним,которые определялись нами выше).
Они возникают в связи стем, что предприниматель не только выбирает между рынком и контрактной системойили нерыночными отношениями в рамках рыночных систем, но еще и учитываетвозможность сделать данную трансакцию частью внутрифирменной иерархии.
К ним следует отнестииздержки, возникающие в связи с созданием, совершенствованием и развитиемвнутрифирменной структуры (можно говорить о затратах на внутрифирменноеуправление и координацию деятельности всех структурных подразделений компании врамках общефирменной стратегии).
Каков же в таком случаебудет результат от использования других (нерыночных) форм экономическойорганизации (контрактной системы и внутрифирменной иерархии)? Без ответа наэтот вопрос мы не сможем утверждать, что трансакционные издержки (внешние ивнутренние) носят объективный характер. Напомним, что при сопоставлениинеобходимо, чтобы результат превышал затраты. Только тогда мы делаем выбор впользу данного типа экономической организации.
Подводя итог рассмотрениятрансакционной теории фирмы, следует сделать общий вывод о том, что фирма вданном случае предстает перед нами в виде некоторого результата конкретноговыбора предпринимателя между рыночной формой экономической организации,контрактной системой и внутрифирменной иерархией.
Сопоставляя внешние ивнутренние трансакционные издержки, гарантии, которые дает данной трансакции таили иная форма экономической организации, предприниматель решает два первыхпринципиальных вопроса, что позволяет определить в конце концов не толькограницы и размеры организации, но и внутреннюю структуру капиталапредпринимателя, и ведет к достижению высоких результатов в бизнесе.