Реферат по предмету "Педагогика"


Характеристика личностей Конфуция, Макаренко и Пирогова с позиции их пригодности к педагогической деятельности

Федеральное агентство по образованию РоссийскойФедерации
Дальневосточный государственный техническийуниверситет
(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)
Инженерно- экономический институт
Кафедра ПЕДАГОГИКИ ИПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Специальность НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППА 3.2 Пспб
Контрольная работа
По теме: Характеристика личностей Конфуция, Макаренкои Пирогова с позиции их пригодности к педагогической деятельности
Студент
ЕрмошинаЛилия Асхатовна
Руководитель
БоровковаТ.И.
 
Владивосток 2011

Содержание
Введение
1. Конфуций — первыйкрупный педагог Китая
2. Педагогическаядеятельность Н.И. Пирогова
3. А.С. Макаренко —педагог-новатор
Вывод
Список литературы

Введение
Всоответствие со структурой профессиональной педагогической деятельностивыделены педагогические способности и умения личности педагога: гностические,проектировочные, конструктивные, организационные, коммуникативные.
Эффективностьрешения профессиональных задач непосредственно зависит от личностипрофессионала, в нашем случае педагога. В разные времена представители разныхсфер деятельности, проявляя в полной мере качества педагога, смогли успешнорешать задачи в области обучения и воспитания подрастающего поколения.
Цельданной работы – на примере трех известных личностей показать их с позиции пригодностик педагогической деятельности, наличия педагогических умений и способностирешения профессиональных задач. Для поставленной цели мною будут рассмотреныследующие деятели:
1. Конфуций;
2. Н.И.Пирогов;
3. А.С.Макаренко.

1.Конфуций — первый крупный педагог Китая
Известныйдревнекитайский мудрец, основоположник философской школы «Жуцзя»Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был первым крупным педагогом Китая не только схронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес вразвитие образования и педагогической мысли.
БлагодаряКонфуцию Китай в современной человеческой цивилизации предстает как уникальнаястрана — хранительница древней культуры. По словам известного китаеведа В.М. Алексеева(1881-1951), «конфуцианское учение дало Китаю историческое и культурноесознание… Культура каждого народа индивидуальна… Для китайской культурыхарактерен культ письменного слова… Китайская литература… — это основа всейдуховной культуры Китая. По Конфуцию, литература (вэнь) есть высшее выражениевысшей мудрости, есть лучшее слово, сообщающее современника с идеей древнейшейабсолютной правды… Книга есть нечто неприкосновенное, священное...»
ТезисКонфуция: «Нет ничего лучшего, чем следовать древним» — можнорассматривать как вечный девиз воспитания по китайскому образцу.
Конфуцийне занимался специально разработкой общих вопросов бытия и не задавалсявопросом о происхождении мира и человека. Он, прежде всего, известен как авторэтико-политического учения, в центре которого стоял человек — член семьи,общества.
Впроцессе учебы, считал Конфуций, человек становится лучше и нравственнее,стремится к исправлению недостатков и неправильных поступков. Он выступал запросвещение народа с целью заставить его следовать правильным путем, которыйсам народ выбрать не может, ибо это — высшая мудрость, доступная лишь немногим,призванным править людьми и своим примером вести их за собой. Так Конфуцийобосновывал необходимость существования слоя образованных правителей. При этомон ограничивал обучение гуманитарными предметами и совершенно игнорировалприобретение трудовых навыков. Особое внимание он обращал на изучениедревности, когда существовало совершенное правление, еелитературно-исторических памятников. Конфуций, его ученики и представителиконфуцианской философской школы любовно хранили и пропагандировали памятникидревней литературы. Благодаря им эти памятники дошли до наших дней как живыесвидетельства о древней китайской культуре и системе воспитания.
Конфуцийсчитал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, ипоэтому оценивал людей прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению,все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки.Одни становятся добрыми и нравственными, а другие — дурными и злыми. Человекавысшей добродетели Конфуций называл «благородным мужем» и противопоставлялему «низкого человека», лишенного этого качества.
«Благородный»человек, считал он, должен постоянно самоусовершенствоваться, исправлять своиошибки, соблюдать идеальные правила, или «нормы поведения». Онисуществовали в китайском обществе задолго до Конфуция и представляли собойустановленные обычаями образцы того, как надо поступать во всех случаях жизни взависимости от положения человека в семье и обществе. Мудрец исходил изнезыблемости этих установок и постоянно их пропагандировал, понимая под «нормамиповедения» не просто житейские правила, а «принципы „должного“,»благопристойного" поведения человека по отношению к другим людям«8,в которых должны проявляться такие добродетели, как искренность, преданность,скромность, умеренность, уступчивость.
»Чегоне желаешь себе, не делай и другим", — утверждал он. Это качество впонимании Конфуция, сумма всех добродетелей: «Победить себя и возвратитьсяк „нормам поведения“ — значит стать гуманным человеком».
Конфуцийи его последователи считали, что в первую очередь надо любить своихродственников, а потом уже всех остальных. Поэтому сыновняя почтительность ибратская любовь рассматривались ими как важные стороны понятия гуманности. Детидолжны быть послушными и уважать родителей; те, в свою очередь, — любить детейи проявлять по отношению к ним снисходительность; младшие братья обязаныслужить старшим. Лишь примерный сын и брат могут быть хорошими подданными. Вотношениях между друзьями важны прямота и честность, тогда дружбаоблагораживает их, помогает приобретать знания и нравственносовершенствоваться. Что же касается женщины, то конфуцианство отводило ейнезавидную участь. До замужества она должна служить своим родителям, послесвадьбы — мужу, после смерти мужа — его родителям и сыну. Согласно конфуцианскойморали, женщина должна быть добродетельной, уметь поддерживать разговор,следить за своей внешностью, проявлять искусство в рукоделии. Она не учится вшколе и получает воспитание исключительно в семье.
Конфуцийсчитал, что воспитание и образование для человека так же необходимы, какдобывание материальных средств к существованию. В книге «Лунь юй» («Беседыи суждения»), представляющей собой запись бесед Конфуция с учениками,описывается следующий случай. Однажды Конфуций с одним из своих учеников по имениЖань Ю посетил царство Вэй. Конфуций спросил воспитанника, сколько в данномместе проживает людей. Жань Ю ответил, что население растет так быстро, чтонепонятно, как быть дальше. «Обогащайте его», — сказал Конфуций. — «Акогда мы его обогатим, что тогда делать дальше?» — спросил тот. «Воспитывайтеего», — ответил Конфуции. В этой связи китайский историк педагогики ШэньГуаньцюнь подчеркивает, что Конфуций высказал своего рода формулу: «Шу —фу — цзяо» (народ — богатство — воспитание). Другими словами, сначала людидолжны стать сытыми и одетыми, иметь прожиточный минимум, после чего следуетосуществлять их воспитание. Конфуций высказывал идею «малого благоденствия»— «сяокан», согласно которой правитель обязан заботиться обобеспечении народа одеждой и питанием.
Конфуцийсчитал, что правители должны заботиться о просвещении народа, для чего следуетрасширять сеть школ и других учебно-воспитательных заведений.
Онвыступал против дискриминации в обучении и воспитании и создал первую в Китаечастную школу, в которую могли поступать все люди независимо от их социальногоположения. Проф. Кун Течэн подчеркивает, что, предоставив своим ученикам равныевозможности, Конфуций начал проводить в жизнь идею всеобщего образования. Онпервым стал обучать простолюдинов, утверждая, что «в обучении не должнобыть различия между людьми». Его интересовало не происхождение учеников, аони сами как личности.
Всвоей школе он не придерживался регламентированных по времени и содержаниюучебных занятий, не читал лекций, не занимался опросом учащихся, не проверял ихзнания. Обучение и воспитание происходило в процессе непринужденных, свободныхбесед, часто носивших эвристический характер. Конфуций наблюдал за своимиучениками и изучал их, постоянно находился с ними в контакте, проводя занятиядаже во время странствий.
Древнийфилософ не оставил специально разработанной педагогической теории. Егопедагогические взгляды и идеи подробно изложены в книгах «Лунь юй» («Беседыи суждения») и «Ли цзи» («Книга этикета, правил поведения»).Первая представляет собой собрание отдельных высказываний Конфуция, записанныхего учениками после его смерти, и свидетельствует о том, что он был великимпедагогом, теоретиком и практиком. Многие китайские исследователи историипедагогики отмечают, что метод учета индивидуальных способностей учащихся беретсвое начало именно от Конфуция: он очень ценил те или иные качества своихпитомцев и стремился развивать их природные задатки и способности. Это даетоснование утверждать, что Конфуций является создателем первой в Китае авторскойшколы.
2.Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова
НиколайИванович Пирогов (1810—1881) родился в Москве. По окончании Московскогоуниверситета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) кпрофессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицины в течениедвух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. B возрасте 26лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем вМедико-хирургической академии в Петербурге.
В1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе былнаправлен на фронт во главе с организованной им общиной «сестер милосердия».Здесь, на театре военных действий, Пирогов отдавал все свои силы лечениюраненых воинов. Им было произведено несколько тысяч операций. Его теоретическиеработы по хирургии и практическая деятельность в качестве хирурга заслуженнопринесли ему славу великого ученого, отца военно-полевой хирургии.
В1856 году появилась статья Пирогова «Вопросы жизни», освещавшая важныевопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовымиидеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.
В1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. АлександрII отрицательно относился к Пирогову, считая его «красным» (хотя онбыл только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимостьзаботы царского правительства о народном образовании. В течение двухлетнегоуправления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значениепедагогических советов гимназий, внушал директорам и учителям учебных заведениймысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытиеуниверситета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителяучебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение всвободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев надолжность попечителя Киевского учебного округа. Здесь он продолжал улучшатьработу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрялметодические искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассныелитературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в Россиивоскресных школ для взрослых.
Когдав 1861 году Пирогов был уволен с должности попечителя, прогрессивнаяобщественность Киева устроила ему торжественные проводы. Герцен написал в «Колоколе»,что увольнение Пирогова — это «одно из мерзейших дел России дураков противРоссии развивающейся».
Правительствосделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, иназначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей кпрофессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург,крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться,еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году.
Педагогическиевзгляды Н.И. Пирогова. Критика сословно-профессионального образования и идеяобщечеловеческого воспитания. В статье «Вопросы жизни» и в другихсвоих педагогических сочинениях Н.И. Пирогов резко выступил против сословнойшколы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввестицарское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Онпротивопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческоговоспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственногочеловека с широким умственным кругозором. «Быть человеком — вот к чемудолжно вести воспитание»,— писал Пирогов, указывая, что для этого все доизвестного возраста, когда определяются склонность и способности, «должныпользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения».Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, котораясуживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие. «К чемупроменивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной,односторонний специализм? Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайтесозреть и окрепнуть внутреннему человеку»,— восклицает Пирогов, указывая,что основанием профессионального обучения должно быть широкое общееобразование.
Статья«Вопросы жизни», главной идеей которой была защита общечеловеческогообразования, произвела большое впечатление на современников, вызвала рядоткликов на нее со стороны передовой педагогической общественности.
Системанародного образования и проблемы дидактики. Пирогов предложил новый проектшкольной системы, направленный против сословной школы. Он считал, чтооснованием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откудабудет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строилпо принципу единой школы.
Пироговпредлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительнонепродолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальнойдвухлетней школы — прогимназия (неполная средняя школа) двух типов счетырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов — с трех-,пятилетней продолжительностью обучения. Эту систему завершает высшая школа(университеты и высшие специальные учебные заведения). Главное место в системесредней школы Пирогов отводил древним языкам (латинскому и греческому),русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школеон отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой надва года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеетобщеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные(профессиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование,даваемое реальной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний(тогда как в классической гимназии — 5 лет). В первых двух классах классическойи реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классическойпрогимназии начинается обучение латинскому языку, а с IV класса — греческому.Окончившие реальную прогимназию идут или в реальную гимназию, или в III классклассической прогимназии, или на практическую работу. Из классической гимназииможно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения,тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в высшие специальныеучебные заведения или же идут на практическую работу.
Сцелью облегчить получение высшего образования неимущим Пирогов предлагалуменьшить плату за обучение.
Всвоих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей нанеобходимость отбросить старые, догматические способы преподавания и применятьновые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности,прививать навыки самостоятельной работы. Опытный учитель должен возбудитьвнимание учащихся и развить у них интерес к сообщаемому учебному материалу, аэто, по мнению Пирогова, самое главное для успешности обучения. Основнымидидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность инаглядность. Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогическихсоветов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в системудоклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрялметодические искания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.
3.А.С. Макаренко — педагог-новатор
конфуций макаренко пирогов педагогический образование
АнтонСеменович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковскойгубернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. В 1914году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил дляпродолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в1917 году с золотой медалью. В 1917/18 учебном году он был назначен инспектором(заведующим) высшего начального училища в Крюково и с увлечением отдалсяпедагогической деятельности.
В1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А.С.Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетнихправонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудныхусловиях. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, былиподростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшимик труду.
Макаренкосумел воспитать из этой молодежи горячо преданных социалистической Родине,дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать настоящих советскихграждан.
Втечение 3—4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовуюколонию имени А.М. Горького»; число ее воспитанников в 1926 году дошло до120. В этом же году колония переселилась в Куряж, вблизи Харькова, где жили 280крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью «горьковцев»превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самихколонистов.
Сиюня 1927 года Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имениФ.Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков (пригород Харькова), совмещая этуработу с деятельностью в колонии имени Горького. С конца 1928 года Макаренкоушел из колонии и в дальнейшем в течение нескольких лет отдавал все свои силыруководству трудовой коммуной имени Ф.Э. Дзержинского.
Вкоммуне имени Дзержинского использовались новые методы трудового воспитания.Раньше, в колонии имени Горького, применялся сельскохозяйственный труд и работав мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.). В коммуне имениДзержинского было организовано промышленное производство — здесь впервые в СССРначали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс ЭдмундовичДзержинский) и электросверла.
Макаренкоподверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, чтобуржуазная и мелкобуржуазная педагогика металась от муштры детей и подавленияих личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарнойпедагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободноговоспитания».
Вте годы, когда Макаренко начинал свою работу в колонии имени Горького, многиепедагоги не освободились еще от идеалистического, слащавого отношения к детям вдухе «свободного воспитания», Макаренко предостерегал отсентиментального любования детьми. «Дети — цветы жизни»,— любилиповторять педагоги и многие родители, однако многие из них не дали себе трудазадуматься над этими прекрасными словами, из которых вовсе не следует, что «нужноцветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать». Надо подумать,какие плоды могут развиваться из этих цветов. Следование мелкобуржуазной теории«свободного воспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство,избалованность и расхлябанность. В обращении с детьми не нужно сентиментальногозаласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры влюбви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательнаялюбовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.
Ссоциалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умениевидеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» вчеловеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческиесилы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можнопробудить и развить эти силы.
Макаренкотребовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практическогоопыта воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А.С.Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенныеумозрительным путем.
Горячовыступал он против извращений в вопросе о трудовом воспитании. Придаваяогромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал противнепроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи своспитательной работой. Макаренко возражал против заимствованного некоторымипедагогами того времени из американской прагматической педагогики неправильноголозунга «труд как центр всей школьной работы», когда в школьной жизниглавное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретениюсистематических общеобразовательных знаний.
Макаренковысоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой.
Умеявидеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе стем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно отобщества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве.Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделилпроблеме воспитания в коллективе и через коллектив.
Воспитаниев коллективе и в труде. Вопрос о воспитании молодого поколения в духеколлективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых жедней ее существования.
Большаязаслуга А.С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше,указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методоввоспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идеяего педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическуюдеятельность и все его педагогические высказывания.
Однимиз важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движенияколлектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспективперед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений,воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллективаостанавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением копределенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогикевыдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системойперспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у негонет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни являетсязавтрашняя радость… Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке,— этосила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу егоотношения к перспективе… Воспитать человека — значит воспитать у негоперспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можнонаписать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новыхперспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке болееценных»,— писал Макаренко в «Педагогической поэме».
Развитиедетского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должнонаправляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболееэффективные пути для его движения вперед.
Педагогдолжен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участниковопределенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даетглубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться надостигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественнозначимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается втом, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большимиреальными правами коллектива.
Таковав кратких словах сущность «системы перспективных линий» А.С.Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе.Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанниковуверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развиваетволю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждаетколлектив стремиться к новым достижениям.
Макаренкоотводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеетбольшое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, «надо нетолько дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».
Необходимымфактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекцияхо воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитаниеневозможно себе представить как воспитание нетрудовое… В воспитательнойработе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Впроцессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать ихумение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, корудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Воизбежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного видатруда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то жевремя овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации иуправлению производством.
Большоговнимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Онсоветует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянныезадания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное времянесли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы вкомнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменнымстолом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участоксемейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т.п.
Воспитаниечувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины. В «Лекцияхо воспитании детей» Макаренко говорил: «Мы требуем от нашегогражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг,не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой итворческой волей».
Воспитаниечувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам социалистическогостроительства. Макаренко умел развивать у своих воспитанников эти чувства исочетал это развитие с воспитанием дисциплины.
Встатье, озаглавленной «Воля, мужество, целеустремленность», Макаренкописал: «Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическуюцелеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе».Он упражнял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имениГорького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности. У нихвозник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать»,всегда быть бодрым и мужественным.
Макаренкотесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердогохарактера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но небывает дисциплины борьбы и преодоления»,— писал Антон Семенович. Онуказывал, что школа умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но «такиетипы характеров, как „тихони“, „иисусики“, накопители,приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели,зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы… А на самом деле именноэти характеры вырастают в людей вредоносных...»
Дисциплинаособенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина— это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, егоубежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счетепринимает форму дисциплины».
Рассматриваядисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина»и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания.В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он указывает, чтоу детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» ит. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляетсяего натура». Макаренко возражает против этого и требует: дети должнынаучиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым,должен всеми строго соблюдаться.
Отвергаянеправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободноговоспитания», будто «наказание воспитывает раба», Макаренкоуказывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного,дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильнуюличность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания,конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобыони были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имелииндивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми,пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживаниесобственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний.Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.
Воспитаниедетей в семье. А.С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещениепроблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов,занявшихся разработкой этой важной проблемы.
Главнейшимусловием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкогоколлектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуютлюбовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудоваядеятельность.
Макаренкодал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительскогоавторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основаниемкоторого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение,требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавалисвою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорилМакаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно,участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях онприучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широкихмасштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, удетей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость,ответственность, способность ориентировки и оперативность.
Подробноосветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннеговозраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п.Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.
А.С.Макаренко — педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценнымипедагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий,принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новоетолкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее,но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы(воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).
 

Вывод
Таким образом, мы рассмотрели педагогическуюдеятельность указанных лиц. Было рассмотрено решение ими профессиональныхпедагогических задач, которые ставило современная им эпоха. Исходя извышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Конфуций делал акцент на нравственное развитиечеловека. «Чего не желаешь себе, не делай и другим» — тут даже можнопроследить связь с «золотым» императивом Иммануила Канта («Поступайтак, если бы твои поступки были правилом для все вселенной»). Так жеКонфуций подчеркивал важность семейных уз и важность долга, что характерно дляазиатских стран. Конфуций ввел идею за доступность и всеобщность образования.Учения Конфуция внесло большой вклад в мировую культуру – в частности,благодаря его учению многие памятники древности дошли до наших дней каксвидетельства о древней китайской культуре и системе воспитания. Таким образом,его педагогическое учение, несмотря на некоторые существенные недостатки, былапрогрессивной для того времени.
Пирогов Н.И. создал проект по несколькоступенчатойшкольной системой образования. Как и Конфуций, был за доступность образования.Справедливо полагал, что ранняя специализация сужает кругозор, а излишняядогматика затрудняет самостоятельное развитие мышления учащихся. Считал главнымв обучении – развить интерес к предмету. Пирогов Н.И. внес значительныеулучшения в работу педагогических советов гимназий XIXвека, что, несомненно, свидетельствует о там, что он был хорошим педагогом.
А.С.Макаренко был выдающимся педагогом. Он огромное значение воспитанию в труде, нопри этом не допускал перегибов, когда из-за приобретения трудовых навыковстрадал процесс получения систематических общеобразовательных знаний.Центральное место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания вколлективе и через коллектив. Необходимым фактором воспитания в педагогическойсистеме Макаренко является труд – как общественный, так и семейный. Так же,Макаренко уделяет вниманию психологическим типажам, которые, как правило,остаются незамеченные в процессе педагогической деятельности. Выдвинул идею онедопустимости телесных наказаний.
Такимобразом, А.С. Макарено внес много нового, оригинального в освещение проблемысемейного и общественного воспитания и обогатил педагогику ценнымипедагогическими идеями, методами и приемами.

Списоклитературы
1. Клепиков В.З.Конфуций — выдающийся педагог Древнего Китая // Информационно-просветительскийпортал Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. — Ханты-Мансийск,2003-2010. – URL: www.eduhmao.ru/info/1/3812/24328/
2. Константинов Н.А.История педагогики: [учеб. для студентов пед. ин-тов] / Н.А. Константинов,Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. — 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение,1982. — 447 с.: портр. – Из содерж.: Выдающийся советский педагог А.С.Макаренко; То же [Электронный ресурс]. – URL:www.detskiysad.ru/ped/ped137.html
3. Тарасов Л.А. Хирурги анатом, педагог и патриот: (Н.И. Пирогов). — 2-е изд., перераб. и доп. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1981. — 168 с.: ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование устройства логического управления (разработка электронного автомата)
Реферат Два брата — два характера, две судьбы
Реферат Hamlet How The Audience Reacts Essay Research
Реферат Половые преступления по УК РФ 1996г. (общая характеристика и проблемы квалификации)
Реферат Банан
Реферат Динамика содержания кислорода в крови у спортсменов при максимальном произвольном апноэ
Реферат Долгоруков, Василий Владимирович
Реферат Angels Essay Research Paper There are many
Реферат Компьютерный анализ текста
Реферат Проблемы осуществления процесса эффективного тактического планирования на предприятии
Реферат Международные отношения в годы холодной войны
Реферат Автор: Наталия Михайловна Кочергина, редактор издательства РоссАзия, научный сотрудник Музея Н. К. Рериха, г. Новосибирск
Реферат «Действия над натуральными числами и нулем. Делимость натуральных чисел». Цели урока
Реферат А. Пример заключения по результатам обзорной проверки
Реферат Освоение целины в 1954-1964 годах