Реферат по предмету "Педагогика"


Характеристика детских музыкальных инструментов и введение их в урок музыки

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультетзаочной формы обучения
Контрольнаяработа
 
/>По Музыкальному воспитанию с методикой преподавания
Тема:Характеристика детских музыкальных инструментов и введение их в урок музыки
Студентки МикульскитеС.И.
Специальности начальноеобучение
Курс  4 № зачетной книжкиЗНК-6-03-05__
 
г.Симферополь
2006 – 2007уч. год.

ПЛАН
 
ВВЕДЕНИЕ
1. Характеристикадетских музыкальных инструментов.
2. Использованиедетских музыкальных инструментов на уроке музыки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Древние римляне считали,что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когдадети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду,корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, котороедоставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы,чтобы дети были счастливы.
Развитию познавательногоинтереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действуетактивно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний,решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активномотношении учащихся к делу, их непосредственном участии в «создании»музыки пробуждается интерес к искусству.
Огромную роль вреализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальныхинструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностейучеников и их возраста.
Инструментальноемузицирование — это творческий процесс восприятия музыки через игру надоступных ребенку музыкальных инструментах. Инструментальное музицированиесамым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением,импровизацией.
Приобщая детей к музыкечерез инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимопомнить следующее:
ученик действует так, какему подсказывает его музыкальная интуиция;
учитель помогает выбратьмузыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образупроизведения;
учитель помогает ученикунайти прием исполнения.

1.  Характеристика детских музыкальныхинструментов
/>
 
ТРЕУГОЛЬНИК — этим геометрическим термином называетсямузыкальный инструмент, который входит в группу ударных и довольно частоприменяется в симфонической и оперной музыке. По форме инструмент представляетсобой равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута. Треугольникподвешивают к пульту и легонько ударяют металлической палочкой. Звук получаетсявысокий (неопределенной высоты), звонкий и нежный, а при сильном ударепронзительный, напоминающий колокольчики.
 
ТРЕЩОТКИ
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали как трещотки
И давай меня тереть,
Приговаривать...
/>
Все мы с детства помнимэти строчки знаменитого, ставшего классическим «Мойдодыра» Чуковского, но вотчто такое трещотки, пожалуй, ответить затруднимся. Ясно только одно: онитрещат, что и следует из их названия. Трещотка представляет собой связку деревянныхпластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучиезвуки. Этот забавный и эффективный инструмент можно сделать своими руками. Изсухого дерева вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластинразмером 200 х 60 мм.
Столько же изготовляетсяпромежуточных деревянных прокладок между ними толщиной 5 мм. Эти прокладкинеобходимы для разъединения пластин. Без них пластины висели бы соединеннымислишком плотно и удары друг о друга получались бы слабыми. В верхней частикаждой пластинки на небольшом расстоянии от краев (около 10 мм) и одновременнов приложенной прокладке просверливаются 2 отверстия диаметром около 7 мм. Черезвсе эти отверстия продевается плотный прочный шнур или изолированный провод, ивсе пластинки, чередуясь с прокладками, повисают на нем. Чтобы пластины всегдабыли плотно сдвинуты, при выходе из них на шнуре завязывается по 4 узла.Свободные концы связываются в кольцо. Оно должно быть не широким, способнымпропустить в образовавшиеся полукольца кисти рук играющего.
При исполнении трещоткарастягивается наподобие гармошки, но веерообразно, потому что вверху пластиныплотно скреплены узлами. Коротким толчком свободной части обеих кистей трещоткакак бы мгновенно сжимается. Пластины стукаются друг о друга издавая треск.Манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, можноизвлекать на этом инструменте самые разнообразные ритмы.
Держат трещотку обычно науровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекаетвнимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшаютцветными лентами и цветами.

/>/>
 
БУБЕН Один из ударных инструментов,пришедший в симфонический оркестр в XIX веке, бубен был известен еще в странахДревнего Востока. Потом он стал народным инструментом в Италии и Испании. Ниодин танец не обходился без его сопровождения. И в симфоническом оркестре онаккомпанирует восточным, цыганским, испанским и итальянским пляскам. Бубензвучит в Итальянском каприччио Чайковского, в Испанском каприччиоРимского-Корсакова, в цыганской пляске из «Кармен» Бизе…Бубен — инструмент снеопределенной высотой звука. Это обруч с погремушками — маленькимиметаллическими тарелочками, вставленными в отверстия обруча. С одной стороны наобруч натянута кожа, с другой иногда прикреплены струны с бубенчиками. Играютна бубне, потряхивая его или ударяя по коже и обручу.
 
/>
КСИЛОФОН В 1874 году французский композиторСен-Санс написал произведение, названное им «Пляска смерти». Когда ее исполнялив первый раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, какбудто в самом деле плясала Смерть — страшный скелет с черепом, глядящим пустымиглазницами, с заржавленной косой в руках. Как же добился композитор такоговпечатления? Он ввел в оркестр ксилофон — ударный инструмент, внешне похожий наколокольчики. Ксилофон имеет ту же форму, но состоит не из металлических пластинок,а из деревянных брусков. Играют на них при помощи двух деревянных палочек.Диапазон ксилофона – от до первой до до четвертой октавы. Звук сухой,щелкающий, звонкий. Конечно, в наши дни он никого не пугает. Очень эффектнозвучат на ксилофоне быстрые скерцозные пьесы, которые нередко исполняютксилофонисты в сопровождении рояля.
 
МЕТАЛЛОФОН В наше время существует довольномного инструментов, звук в которых возникает от колебания упругогометаллического тела. Это треугольники, гонг, колокольчики, тарелки и другиеударные инструменты. Все они объединяются общим наименованием — металлофон. Одиниз металлофонов, вибрафон, особенно интересен своей конструкцией и выразительнымивозможностями. Он напоминает ксилофон, но сделан из металлических, а недеревянных пластинок. Вдобавок он имеет специальные резонаторные трубки сподвижными крышечками. Эти трубки способствуют периодическому усилению и ослаблениюзвучания, то есть динамической вибрации, от которой инструмент и получил своеназвание.
 
/>
ЛОЖКИ Это русский народный музыкальныйинструмент, похожий, в сущности, на кастаньеты. Он состоит из двух обычныхдеревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получаетсячеткий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Применяютих в оркестрах народных инструментов. А иногда организуют и самостоятельныеансамбли и даже целые оркестры ложкарей. Обычно в игре одного исполнителяиспользуются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки,третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней», покоторой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки надругую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки.Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.
Иногда, при игре сидя, вногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодическиударяют ложкой или проводят ею глиссндо.
/>
БАРАБАН Это очень древний и оченьраспространенный инструмент. Его предок — простая каменная или деревяннаяколотушка, которой пользовались еще первобытные люди. Однако со временем они заметили,что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, апо полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-то обруч натягивать звериныешкуры. Существуют две разновидности барабана — большой барабан и малый барабан- уже давно являются полноправными членами симфонического и духового оркестров.Они входят в группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определеннойвысоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке»-одной линейке, на которой отмечен только ритм.
Большой барабан звучитмощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдаленные пушечные выстрелы. Воперном и симфоническом оркестрах его используют иногда в изобразительныхцелях. Так, например, Бетховен в Шестой, Пасторальной симфонии с его помощьюпередал звук грома; Шостакович в Одиннадцатой симфонии применил большой барабандля изображения пушечных выстрелов. Играют на большом барабане с помощьюдеревянных палок с мягкими колотушками, покрытыми пробкой или войлоком.
У малого барабана звуксухой и отчетливый. Его дробь хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляетее, а иногда и вносит тревогу. Играют на малом барабане с помощью двух палочек.Малый барабан — военный, походный инструмент. Однако он может стать даже
солистом симфоническогооркестра. В «Болеро» Равеля он не умолкает на протяжении всего произведения,четко отбивая ритм испанского танца. Шостакович ввел в первую часть своейСедьмой симфонии даже три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат вэпизоде фашистскогонашествия.
ГОРН С чего начинается утро в пионерскомлагере? Сонную тишину прорезают чистые, звонкие звуки пионерского горна,играющего сигнал подъема. Горн (немецкое слово Horn означает рог) — родоначальниквсех медных духовых инструментов. В оркестрах его сейчас не употребляют, таккак играть на нем можно лишь самые простые мелодии, такие, как известные,наверное, всем пионерам сигналы подъема, общего сбора, отбоя и др. А вот как сигнальныйинструмент горн успешно применяется и в пионерской жизни, и в армии.
/>
2.  Использование детских музыкальныхинструментов на уроке музыки
Примером использования  науроках музыкальных инструментов может служить «Семеро козлят» изоперы М.Коваля «Волк и семеро козлят». Детское творчество начинаетсяс «обследования» звуковых возможностей инструментов, которые импредлагаются. Выбор сделан — бубен и треугольник. Сначала нужно  вспомнить(знакомство состоялось раньше), как нужно бережно брать в руки инструмент иисполнять на нем свое настроение (инструментальная импровизация). Итог – учитель играет на фортепиано в ансамбле с одним из учеников, а ребята помогаютаккомпанировать своим маленьким оркестром. Такое исполнение должно украситьмузыку М.Коваля.
Известный и благодатныйпример музицирования на детских инструментах песня «Веселый музыкант»А.Филиппенко, «Дон-дон», «Камаринская»,«Перепелочка», «Арагонская хота» М.Глинки,«Кузнец» И.Арсеева, «Скворушка прощается» Т.Попатенко. Втретьем классе ребята знакомятся и музицируют на инструментах русскогонародного оркестра (в основном с ударными) в произведениях:. «Светитмесяц», «Озорные частушки» Р.Щедрина, «Воронежские частушки»и другие.
На уроках можноприменять дидактические игры. Например, “Найди свой музыкальный инструмент”используется во время ознакомления детей с симфоническим, народным, духовыморкестром, а также во время исполнения определенных задач урока. Учитель условнозакрепляет за каждым учеником определенный музыкальный инструмент (треугольник,барабан, горн, ксилофон, бубен). Далее для прослушивания предлагаются музыкальныепроизведения. Узнав звучание свого инструмента, дети условно изображают игру наних.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Как нельзя дважды войти водну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск,импровизацию побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждомклассе.
По сути, музыкальнаякультура может быть определена как созидание через творчество, и созидание,прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественнойдеятельности. Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое,оригинальное, лучшее — формируется наиболее активно, когда музыкальнаядеятельность из «внешнего предмета» творчества переходит вовнутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского«Я».
Важно, чтобы в творческоммузицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом иречевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок «выплескивал» своесостояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а невыполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том,что не надо «торопить» чувство мыслью, надо доверитьсябессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя своивпечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своихтворческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Игра на инструментах — интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украситьжизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. Впроцессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховыепредставления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность вдействиях ребенка, его внимание и организованность.
Наблюдая, чтоинструментальное музыцирование вызывает восторг, радость у учеников, желаниекаждого попробовать свои силы, можно часто использовать эту деятельность дляобщего музыкального и творческого развития.

Список использованнойлитературы:
1. «Большаяэнциклопедии Кирилла и Мефодия». 6-е изд. — М.: 2002.
2. Васильев Ю.А.,Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. – 2-е изд. – М.:Сов.композитор, 1986. – 88 с.
3. Кабалевский Д.Воспитание ума и сердца. М.: «Просвещение», 1981
4. Кабалевский Д.Как рассказывать детям о музыке. М.: «Просвещение», 1989
5. Михеева Л.В.Музыкальный словарь в рассказах. М.: 1998. – 176 с., ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Загрязнение пресных вод
Реферат Организация работы сортировочной станции 3
Реферат Методы генетики
Реферат Репин
Реферат Литература - Терапия (ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫЕ АНЕМИИ)
Реферат Затраты и их классификация в управленческом учете
Реферат Финансовые показатели деятельности предприятий Западносибирского региона
Реферат Договор страхования и его соновные элементы
Реферат Трудовая дисциплина
Реферат Бизнес план коммерческой организации по расширению оптовой торговли бытовой химией
Реферат My favorite video film
Реферат Разработка плана финансового оздоровления предприятия
Реферат Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат... по произведениям В. Быкова, К. Воробьева 2
Реферат Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности производственно-торговой фирмы на
Реферат Особенности современной системы обучения и управления кадрами