Формирование самостоятельности учащихся в процессе изучения темы физики: «Тепловые явления»
Плотникова-Качева Е.Е., Скулов П.В.
Проблема активности и самостоятельности учащихся — одна из коренных в дидактике и школьной практике. Деятельность преподавателя немыслима без опоры на тех, кого он учит. Формирование самостоятельности учащихся — одна из основных задач школьного обучения. Л.В. Жарова пишет: «Самостоятельность — замечательное свойство человека, результат воспитания и самовоспитания. Она же важнейшее условие самореализации личности, ее творческих возможностей».
Еще с древних времен идея самостоятельности учащихся в обучении проходит в трудах классиков педагогики. Я.А.Коменский, А. Дистервег, К.Д.Ушинский и многие другие под знаком природосообразности понимали соответствие воспитания особенностям природы человека, законам его вечного саморазвития. В некоторых современных работах природосообразность рассматривают в сочетании со следующими категориями: сознательность, активность, самостоятельность (Н.А. Сорокин); активность и самостоятельность (В.И. Загвязинский)
Но почему же так много людей несамостоятельных, неспособных своевременно, не оглядываясь на других принимать нужные решения. Это вопрос снова и снова встает перед обществом. Одни считают, что ученик пассивно воспринимает все внешние воздействия, следовательно нуждается в постоянном управлении, регламентации со стороны учителя, который должен действовать с помощью предписания, жесткого контроля. Сторонники другого подхода, призывая учитывать интересы и потребности ребенка, предлагают строить обучение так, чтобы он чувствовал себя свободным, мог проявить активность, полную самостоятельность (Л.В. Жарова).
Поэтому цель исследования — изучить состояние проблемы и предложить пути ее решения.
В науке нет однозначного определения самостоятельности. Самостоятельность определяют как свойства личности, обусловленные имеющимися знаниями и коммуникативными способностями (Н.Г. Алексеев), способность действовать без помощи со стороны (Л.П. Аристова, Л.В. Жарова), отличный от других способ мышления и деятельности (В.А. Пузанов, С.И. Зиновьев). Есть работы, в которых объединяются различные взгляды на данный вопрос (В.И. Орлов).
Мы, считаем, что самостоятельность есть свойство личности, которое проявляется в стремлении к независимым, активным, созидательным действиям и поступкам и поддерживается соответствующими умениями и навыками.
Стремление к самостоятельности является объективной необходимостью и естественной потребностью человека. Потому учителю, так важно обладать умением, организовать деятельность по формированию самостоятельности.
Понятие самостоятельной работы в настоящее время занимает важное место в системе дидактических понятий. В настоящее время существуют различные взгляды на данный вопрос. Одни считают самостоятельную работу формой организации деятельности, другие называют ее методом обучения, третьи рассматривают самостоятельную работу как виды учебной деятельности, не относя их ни к той, ни к другой группе. Мы считаем, что организация самостоятельной работы является действенным методом обучения и воспитания учащихся и предполагает активные умственные действия школьников связанных с поиском наиболее рациональных способов решения поставленной задачи. В результате самостоятельной работы учащиеся приобретают необходимые предметные знания, умения, навыки, обретают способность активно и самостоятельно мыслить и действовать.
Обобщая идеи ведущих методистов и дидактов (Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, В.П. Орехов А.В. Усова) можно сказать, что отличительной особенностью самостоятельной работы является то, что учебная работа учащихся осуществляется без непосредственного участия учителя, но под его руководством и в определенное время. Самостоятельная работа является объектом нашего исследования.
Формирование у учащихся умения самостоятельно работать с учебной литературой является частью проблемы воспитания самостоятельности и активности, развития у школьников умения самостоятельно приобретать и углублять знания. Значительное место в системе средств обучения занимает учебник. Вопросы организации процесса обучения с использованием самостоятельной работы с учебником всегда были в центре внимания. Этим занимались А.В. Усова, В.К. Буряк, Р.Д. Минькова, Н.А. Родина, М.Я. Павлов, А.В. Муравьев, Е.А. Морозова, и многие другие. Предметом исследования является самостоятельная работа с учебником.
Учебник — это краткий свод научных сведений, доступных пониманию учащихся данного возраста он определяет объем, уровень и структуру минимума физических знаний, сообщаемых ученикам. Работа с ним на уроке должна стать одним из важных методов обучения. На это нацелен и методический аппарат учебника: шрифтовые выделения в тексте, рисунки, фотографии и таблицы, вопросы к параграфу, система задач и упражнений, предметно — именной указатель, описание лабораторных работ.
Существует очень много разных видов самостоятельных работ с учебником. Составление плана прочитанного, конспектирование, нахождение формулировок, выполнение заданий по ходу рассказа или беседы, составление тезисов, обращение к учебнику для установления связи нового материала с аналогичным пройденным, выполнение заданий на сравнение изучаемых явлений, работа с иллюстративным материалом, подтверждение правильности ответа на качественные задачи со ссылкой на текст учебника и т.д.
Формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, прививать желание с ним работать важная и непростая задача, стоящая перед учителем. На наш взгляд некоторые виды самостоятельной работы с учебником недостаточно разработаны и описаны в методической литературе и потому редко применяемые в практической деятельности, например подтверждение правильности ответа на качественные задачи со ссылкой на текст учебника. Как показывает опыт, целенаправленная самостоятельная работа учащихся на уроках физики дает положительные результаты лишь тогда, когда хорошо продумана система мер по возбуждению у школьников устойчивого интереса к изучаемому материалу и развитию этого интереса. Поэтому в процессе исследования и разработки данного вида самостоятельной работы с учебником мы предположили, что если такая работа будет интересна учащимся, если в результате работы с учебником ученики смогут найти ответы на интересующие их вопросы, то формирование самостоятельности будет проходить более эффективно. Ученики должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, объяснять явления и процессы, происходящие в природе, а также получать самостоятельно сведения для их объяснения.
Новизна заключается в том, что нами проанализирована различная учебно-методическая литература (сборники задач, публикации в журналах и газетах и др.) и подобраны качественные задачи, в которых физические явления рассматриваются в природе, быту, производстве и вызывают интерес у большинства учащихся. Задачи систематизированы и представлены в виде сборника. К каждой задаче в учебнике найден соответствующий текст, который напрямую или косвенно позволяет дать ответ на поставленный вопрос. Данные о таких текстах учебника систематизированы и представлены в методическом пособии для учителя. Таким образом, учитель в своей практической деятельности для лучшего усвоения, закрепления того или иного теоретического материала имеющегося в учебнике может организовать деятельность при которой учащиеся сами найдут ответ на поставленный вопрос с помощью учебника.
Пример.
Задача 1. Почему климат островов умереннее и ровнее, чем климат материков?
Ответ: В воде морей и океанов содержится огромное количество энергии, смягчающей колебания температуры воздуха прибрежной полосы.
Учебник А.В. Перышкин Н.А. Родина Параграф 9 стр.22 " вода имеет очень большую удельную теплоемкость." Таблица 1 стр. 22 (с=4200 Дж/кг·со) стр. 19 "… это значит, что для нагревания воды массой 1 кг на 1 градус требуется количество теплоты 4200 Дж. Количество теплоты — это энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче". Стр. 22 "… поэтому вода в морях и океанах, нагреваясь летом, поглощает большое количество теплоты..."
В ходе такой самостоятельной работы учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
— устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в учебнике.
— самостоятельно изучать отдельную тему учебника
— решать задачи, используя текст учебника
— составлять задачи, используя текст учебника
— грамотно, научным языком отвечать на вопросы
— ориентироваться в тексте и справочном материале учебника
Данный вид самостоятельной работы с учебником способствует выполнению следующих задач обучения и воспитания:
1) Способствует воспитанию самостоятельности и познавательной активности у ребят;
2) Дает возможность расширить область связи теории с практикой
3) Развивает интерес к физике
4) Вырабатывает у учащихся наблюдательность, внимание, настойчивость, аккуратность;
5) приучает учащихся к сознательному труду.
При проведении педагогического эксперимента было выявлено, что такой вид самостоятельной работы с учебником редко используется на уроке. Было замечено, что при проведении такой самостоятельной работы ученики с интересом включаются в работу. Разработанные задания оказались им посильными и познавательными. Считаем, что данная разработка интересна, с теоретической и практической точек зрения.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.physfac.bspu.secna.ru/