Формирование логического мышления младших школьниковна уроках математики по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXIвека»
М. Н.Перестенко,
учительначальных классов
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё переживать,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей Земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.
Максимилиан Волошин
Формирование логического мышления младших школьников — важная составнаячасть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить своиспособности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — однаиз основных задач современной школы.
Мышление ребёнкав той или иной мере развивает каждый общеобразовательный предмет, преподаваемыйв начальной школе. Однако математика среди других предметов занимает особое место.
В словарепсихологических понятий К.К. Платонова логическое мышление определяется как«вид мышления, сущность которого заключается в ориентировании понятиями,суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [206, с.62].
Впсихолого-педагогической литературе «логическое мышление»недостаточно дифференцируемо от понятий «абстрактное»,«теоретическое», «понятийное», «категориальное»,«словесно-логическое (дискурсивное)» мышление. Иногда онирассматриваются как синонимы.
Еёабстрактный характер и общность методов, широко использующихся в различныхобластях, в наибольшей степени способствуют овладению учащимися элементарнойлогической грамотностью, умениями применять сформированные на уроках математикиобщелогические понятия, приёмы и способы действий при изучении другихпредметов.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологовубедительно показали, что ребенок, научившийся учиться, не овладевший приемамимыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходитв разряд неуспевающих.
Одним изважных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классахусловий, обеспечивающих полноценное умственное развитие, связанное сформированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыковмыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
В основесистемы знаний учащихся лежит сформированность системы понятий изучаемойпредметной области. Владение понятийным аппаратом в большей степени определяетпонимание учебного материала, его использование для решения прикладных задач.
Каждоеновое вводимое понятие должно быть четко определено, раскрыта суть изучаемогопонятия, кроме того, должны быть определены связи данного понятия с другимипонятиями, как уже введенными, так еще неизвестными учащимся.
Проект «Начальнаяшкола XXI века» закладывает фундамент для развития и формированиялогического мышления уже в первомклассе, где у детей начинают формироваться простейшиеумственные действия, основанные на умениях наблюдать, сравнивать,анализировать, обобщать, классифицировать.
В этом курсе математики даются теоретические сведения о логике, и вводитсялогико-математическая линия курса, что отличает эту программу от других, вкоторых таких новшеств не прослеживается.
Мы видим, что авторы «Начальнаяшкола XXI века» придают большое значениеразвитию мышления, а также реализуют математическую подготовку к дальнейшемуобучению и закладывают основы для овладения школьниками определённым объектомматематических знаний и умений.
Нет необходимости доказывать, что логическое воспитание учащихсяявляется составной частью общей культуры мышления человека. Процесс воспитаниякультуры мышления довольно длителен. Поэтому и начинаться он должен с первых летобучения ребенка в школе.
Для учителя в практическом плане наиболее важно знание тех видовзаданий и упражнений, на которых должно формироваться и развиваться логическогомышление.
Авторы среди таких упражнений выделяют следующие: упражнения наподведение тех или иных понятий под определение; задания на выяснение связеймежду различными математическими объектами, на установление закономерности;упражнения на нахождение недостающей фигуры, на выделение лишнего предметасреди данного множества; задания на доказательства и т. д.
Мы выяснили, что успешное формирование мышления младших школьниковна уроках математики в основном будет определяться соблюдением следующихпсихолого-педагогических условий:
1. На каждом уроке применять специальные задания, направленные наформирование мышления.
2. Учитывать уровень индивидуального развития ребенка и в связи сэтим осуществлять индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися.
3. Формировать словесно-логическое, абстрактное мышление на урокахматематики в тесной связи с развитием практически-действенного и наглядного — образного мышления.
4. При формировании словесно — логического мышления необходимоприменять приём моделирования.
5.Формировать словесно-логическое мышление на факультативах по математике,внеклассных занятиях.
Все вышеизложенное говорит, о том, что формирование логического мышления является однойиз актуальных проблем. Процесс воспитания культуры мышления довольно длителен.
Поэтому иначинаться он должен с первых лет обучения ребёнка в школе на уровне,соответствующем его возрасту, так как формируется не только математическаякультура учащихся, но и развиваются умения по решению жизненно важных инеобходимых задач.
Логическоемышление младших школьников основывается на решении нестандартных задач в ихединстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированностилогического мышления является регулярное применение на уроках математики и вовнеклассных занятиях нестандартные задачи. Регулярно используя нестандартныезадачи, учитель может сформировать развитие логического мышления.
Таким образом, в работепо проекту «Начальная школа XXI века»уделяется много внимания формированию мышления. Учитель, работающий по этойпрограмме, должен правильно подбирать и систематически использовать упражненияи задания логического характера.
Литература
1. Аблова В.С.Формирование элементов логической и алгебраической грамотности//Начальнаяшкола.-1991.-№ С 24-34.
2. Беседы сучителем. Методика обучения: Первый класс четырёх летней начальной школы./ Подред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М. Вентана – Графф, 2002.-384 с: ид.
3. Беседы сучителем. Второй класс четырёх летней начальной школы / Под ред. Л. Е.Журовой.- М. Вента – Графф, 2002.- 320с.
4. беседы сучителем: Третий класс четырёх летней начальной школы / Под ред. Л. Е.Журовой.- М. Вента – Графф, 2002.
5. Беседы сучителем. Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы Под ред. Журовой.- М.Вента – Графф, 2002.
6. Блонский П.П.Психология младшего школьника. – М… Воронеж. 1997-178 с.
7. Словарьпсихилогических понятий К.К. Платонова. М… Москва.1975-365с.