Оглавление
Введение
1. Психолого-педагогическое обоснованиепроблемы создания необходимых условий для формирования у детей старшего дошкольноговозраста динамических представлений об изменениях в живой природе
1.1 Научная основа ознакомлениядетей с природой
1.2 Экологическое воспитание дошкольниковв современном ДОУ
1.3 Условия, необходимые для формированиядинамических представлений об изменениях в природе
2. Экспериментальное исследование процессасоздания условий для формирования у старших дошкольников динамических представленийоб изменениях в живой природе
2.1 Выявление уровня сформированностиэкологических знаний у детей старшего дошкольного возраста о живой природе
2.2 Создание условий для эффективногоформирования у старших дошкольников экологических знаний и динамических представленийоб изменениях в живой природе
2.3 Эффективностьсозданных условий и проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперимента
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Природа оставляет глубокийслед в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Ребенку кажется, что онпервооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег– это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимаютприроду, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.
Сегодня все чаще слышнытревожные напоминания о том, что поколению третьего тысячелетия, возможно, не придетсялюбоваться этой красотой, так как предками сделано многое для того, чтобы истощитьзапасы минерального сырья, загрязнить воздух и воду, сократить лесные ресурсы, накопитьрадиоактивные отходы. Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологическихпроблем – задача, которую придется решать людям. Человечество стоит перед лицомэкологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужилопотребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология не только наукао взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.
Все выдающиесямыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитаниядетей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума,чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу»,чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомлениядошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советскогодошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров,Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.).
Долгое время большимподспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич,М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училосьпо учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов иметодистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основногометода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверныхсведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина,М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).
Экологическому образованиюдошкольников в последнее время уделяется особое внимание. Экологическая культурадошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами.В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально-ценностноеотношение к окружающему, природному миру.
Для полноценного восприятияокружающей детей природы в дошкольных учреждениях должны создаваться специальныеусловия, которые будут способствовать позитивному отношению ребенка к природе, развиватьнаблюдательность; способствовать обогащению чувственного опыта; развивать чувствопрекрасного от общения с объектами природы.
Поэтому, перед нами стоитпроблема: какие нужно создать условия, чтобы формирование динамических представленийоб изменениях в живой природе проходило успешно.
Объектисследования: процесс формирования динамических представленийоб изменениях в живой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предметисследования: условия, способствующие формированию удетей динамических представлений об изменениях в живой природе.
Недостаточнаяразработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием дляопределения цели исследования.
Цельисследования: изучитьособенности знаний у детей о живой природе и определитьнаиболее эффективные условиядля получения этих знаний.
Задачиисследования:
1.Детальноизучитьлитературу по даннойпроблеме
2.Разработатькомплекс мероприятий по созданию условий необходимых для формирования у старшихдошкольников динамических представлений об изменениях в живой природе.
3.Выявить эффективность влияния условий на представления детей об изменениях в живойприроде.
Воснову исследования положена гипотеза, согласно которой создание необходимых условий,будет способствовать формированию у старших дошкольников динамических представленийоб изменениях в живой природе.
При решении поставленныхзадач были использованы следующие методы исследования: изучение и глубокий анализпсихолого-педагогической, методической литературы и передового опыта, педагогическоенаблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
1. Психолого-педагогическоеобоснование проблемы создания необходимых условий для формирования у детей старшегодошкольного возраста динамических представлений об изменениях в живой природе.
1.1 Научная основа ознакомлениядетей с природой
Впредметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтомуего ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметьразличную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании:биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняетсяновым — экологическим -взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми,и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим вовсех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определятьполитику государства, развитие производства, медицины, культуры.
Экологическоемировоззрение — это продукт образования; его становление происходит постепенно втечение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на периоддошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практическоговзаимодействия с предметно-природной средой.
Экологическоевоспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положенэкологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающиеидеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методикиэкологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимоопределить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеетсяв виду.
Ведущийотечественный эколог Н.Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихсяпозиций в определении «экологии» [21; 574]. Для определения научной основыэкологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологиикак биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитанияи между собой.
Биоэкологияимеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи: 1) отдельно взятого организмасо средой обитания (аутэкология); 2) популяций разных видов растений и животныхс занимаемым ареалом (демэкология); 3) сообществ живых организмов со средой совместногоих проживания (синэкология).
Учитываяспецифику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностногоразвития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научнойосновой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников.Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента:их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формымышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранныхи адаптированных к возрасту сведений о природе.
Самымподходящим является раздел аутэкологии — дети окружены конкретными, отдельно взятымиживыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, научастке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающиеповсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций — в их непосредственномвзаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействиеи прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных,как они взаимодействуют с этими условиями. Итак, первое экологическое понятие, котороеможет быть использовано при построении методики, это понятие взаимосвязи живогоорганизма со средой обитания. Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладаетпотребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребностиживого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды.Это прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредствомобмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всехсферах жизни.
Следующееважное понятие из раздела аутэкологии — морфо- функциональная приспособленность(адаптация) организма к среде обитания — по существу является расшифровкой предыдущего:оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечаетна вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиесяк строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтомуи, в целом, знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах,может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у животных это поведение)также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение животныхцеликом соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что можно делатьвнешними органами (частями тела) в таких условиях. Маленького ребенка также привлекаетдинамичность поведения животных: быстрая смена образов легко сосредотачивает насебе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений.
Конкретизациейпервого понятия является понятие среды обитания. Взрослый вполне может обсуждатьс детьми, что необходимо для жизни растения или животного (вода, воздух, пища, определенныетемпературные условия и др.), какими предметами, материалами они окружены, какимисвойствами они обладают.
Названныепонятия выражают первую и главную экологическую идею: любой живой организм черезсвои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредствомморфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни.Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника. Рассмотримпример:
— Белка — лесной зверек, сведения о котором дети получают в дошкольном возрасте. Какживое существо, она имеет потребности в пище, воздухе, тепле и др., которые можетудовлетворить лишь в своей среде обитания — смешанном или хвойном лесу. Среда обитаниябелки — это:
Ø разное(в зависимости от сезона) состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами — летом,голое и в снегу — зимой;
Ø растения,служащие кормом зверьку (орехи лещины, желуди, семена ели, грибы и пр.);
Ø другиеживотные леса, среди которых и хищники — враги белки;
Ø oсезонно меняющиеся температурные условия.
Субстрат- опорный экологический компонент — твердая основа (почва, камни, дерево и т. д.).
Белкаобладает хорошей морфофункциональной приспособленностью, которая позволяет выжитьв этой среде обитания. К приспособительным внешним признакам строения и поведениябелки, значимым для нашего обсуждения, относятся следующие:
Ø острыезагнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;
Ø сильныеи более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белкебольшие прыжки;
Ø длинныйи пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде вхолодное время года;
Ø острые,самозатачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;
Ø линькашерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом,а также обеспечивает смену маскировочной окраски.
Этиприспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям вовсех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов, делать гнездои выращивать потомство, оставаться оседлым животным, несмотря на сезонные перепадытемпературы. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.
Данноеэкологическое представление может быть постепенно сформировано за дошкольный период,в результате к шести-семи годам ребенок не только усвоит конкретные факты жизнибелки в лесу, но и поймет приспособительную взаимосвязь животного со своей средойобитания.
Извторого раздела биоэкологии — демэкологии — в настоящее время, ввиду недостаточностиисследований, использовать какие-либо понятия для построения методики экологическоговоспитания дошкольников не представляется возможным. Популяция, по определению Н.Ф.Реймерса, это совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенноепространство. Каждая популяция имеет сложную структуру (по полу, возрасту, пространственными близкородственным объединениям особей) и свою эволюционную судьбу. С детьми-дошкольникаминевозможно наглядно проследить жизнь какой-либо популяции, а усвоение словесныхзнаний о ней предполагает развитое логическое мышление. При построении методикидля дошкольников вполне можно обойтись без знаний из области демэкологии.
Третийраздел биоэкологии (синэкология), рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе,позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников.Главное понятие синэкологии — экосистема — определяется Н.Ф. Реймерсом как «сообществоживых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое,возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующихмежду отдельными экологическими компонентами» [21; 599].
Имеетсятри уровня экосистем: микроэкосистемы (например, трухлявый пень), мезоэкосистемы(например, лес, пруд, луг), макроэкосистемы (например, океан, континент). Нет сомнения,что, гуляя с взрослыми в лесу и на лугу, возле пруда или речки, дети дошкольноговозраста под их руководством могут узнать главных обитателей этих экосистем, ихвзаимосвязь между собой и со средой обитания.
Подчиненнымпонятию «экосистема» является понятие цепи (сети) питания, которое обозначаетпищевую взаимосвязь представителей экосистемы. Через такие цепи в каждом природномсообществе происходит биологический круговорот (энергии и вещества). В самом общемвиде цепь питания включает следующие звенья (на примере леса): комплекс факторовнеживой природы (особенности климата, почвы и др.) определяет состав деревьев идругих растений, которые служат кормом различным растительноядным животным (жукам,гусеницам, птицам, грызунам, копытным). Растительноядные обитатели леса в свою очередьявляются пищей для мелких и крупных хищников. Последним звеном, замыкающим круг,являются организмы (в основном бактерии и грибы), превращающие все органическиеостатки (опавшие листья, трупы погибших животных) в неорганические вещества (минералы),которые поступают в почву и усваиваются растениями.
Важнымихарактеристиками экосистемы являются состояние равновесия и его частое нарушение.В развитой экосистеме все звенья пищевых цепей относительно уравновешены и приблизительнопостоянны. Тем не менее нарушение равновесия, его колебания в разные стороны происходятдовольно часто. Причиной этого являются погодно климатические колебания, интродукции(появление и распространение в экосистеме новых видов растений и животных), разнообразныевоздействия человека. Особо значимой является последняя причина — быстрый рост численностинаселения планеты, его интенсивная производственная деятельность очень серьезнонарушили глобальное равновесие биосферы.
Дляпостроения методики можно выделить специальное экологическое понятие «взаимодействиечеловека с природой», с помощью которого легко продемонстрировать любые воздействиялюдей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья. Общеизвестнытакие факты; истребление волков (т.е. сведение звена хищников в цепи питания леснойэкосистемы до минимума) резко увеличивает количество растительноядных животных (ненормальноразрастается предыдущее звено), в результате чего уничтожается большое количестворастений и нарушается вся экосистема; все помнят историю с кроликами, завезеннымив Австралию с американского континента (пример интродукции): при отсутствии хищника,который регулировал бы их численность, в благоприятных условиях ушастых зверьковрасплодилось немыслимое количество — они стали злом для фермеров, фактически нарушилиэкосистему австралийской саванны.
Любаяэкосистема — это очень сложное образование, глубинное познание которого доступнолишь специалистам. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые,легко обнаруживаемые явления. Взрослый может показать связь двух, трех, четырехзвеньев в биогеоценозе, т.е. в экосистеме. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу,возле пруда, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяют старшим дошкольникампонять идею «общего дома» — сообщества растений и животных, проживающихсовместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных другс другом.
Такимобразом, названные понятия биоэкологии, адаптированные к уровню познавательных возможностейдетей дошкольного возраста, составляют содержательную основу новой методики -экологическоговоспитания дошкольников.
Кромепонятий в построении педагогического процесса могут быть использованы некоторыеэкологические закономерности или явления закономерного характера, существующие вприроде. Критериями отбора этих закономерностей, как и отбора понятий и фактическогоматериала, становятся их доступность детям и возможность их познания. Можно выделитьтри области закономерных явлений:
1.Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к средеобитания. Эта закономерность проявляется в любых видах растительного и животногомира и во всех сферах жизни каждой особи. Задача педагога — показать ее на примеретех живых существ, которые имеются рядом с дошкольниками или являются программными.Например, знакомя детей с белкой, воспитатель раскрывает перед ними ее приспособленностьв сферах передвижения, питания, защиты от врагов, выращивания потомства, демонстрируетприспособленность образа жизни зверька в разные сезоны. Воспитатель также показываетприспособленность древесных и травянистых растений, произрастающих на участке детскогосада, к сезонно меняющимся условиям жизни. Аквариум с водными обитателями, зимующиептицы, комнатные растения — все это объекты, позволяющие продемонстрировать обозначеннуюзакономерность, центром которой является отдельно взятое живое существо.
2.Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковыхусловиях, но не находящихся в генетическом родстве. Это закономерное явление, повсеместносуществующее в природе, называется конвергенцией. Н.Ф. Реймерс дает такое определениеконвергенции: «Возникновение у различных по происхождению видов и биотическихсообществ сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособленияк близким условиям среды (например, форма тела у акулы и дельфина, облик лиственныхлесов северной части Евразии и Северной Америки) [21; 240]. Эта закономерность целикомотвечает познавательным возможностям дошкольников, так как опирается на внешнеесходство явлений, доступное наблюдению и наглядно-образному мышлению детей. С помощьюэтой закономерности у них можно сформировать не только конкретные представленияо приспособленности отдельных живых существ к среде обитания, но и обобщенные представленияо группах живых существ, находящихся в одинаковой среде обитания.
Например,в группу летающих (или наземно-воздушных) животных, которых могут наблюдать дети,входят бабочки, комары, мухи, самые разные птицы. Все они имеют крылья, чтобы передвигатьсяв воздушной среде, и ноги для передвижения по твердому субстрату; кроме того, ониодновременно могут попасть в поле зрения ребенка. Водные, быстро плавающие животныетакже имеют много одинаковых или сходных признаков; вытянутое, мало расчлененноетело, гладкую, скользкую поверхность, специальные органы для плавания в воде (ласты,плавники, перепонки на пальцах) и др. Следовательно, в одну группу можно объединитьрыб, лягушек, уток, живущих в водно-прибрежном пространстве какого-либо пруда илиозера.
Познаниедетьми конвергентного сходства разных живых существ, живущих в одинаковой среде,позволяет упорядочить их знания и представления о многообразии растений и животныхеще до того, как они начнут изучать научные основы экологии в школе.
3.Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания впроцессе онтогенетического (индивидуального) развития. В дошкольном учреждении воспитательвместе с детьми выращивает самые разные растения (цветы, комнатные растения, овощныекультуры); нередко у декоративных птиц, хомяков и других животных, которых содержатв уголках природы, появляется потомство. Поэтому дошкольникам можно показать, чтона разных стадиях роста и развития организм по-разному связан со средой обитания.Например, на первоначальной стадии развитие зародыша птицы происходит за счет питательныхвеществ, имеющихся в яйце, и внешнего тепла, которое дает сидящая на яйцах самкаили инкубатор. После того как птенец появился на свет (т.е. на следующей стадиионтогенетического развития птицы), основную средообразующую функцию выполняют егородители: они обогревают, кормят, защищают потомство — являются главным фактором,обеспечивающим его выживание.
Итак,целый ряд понятий биоэкологии и некоторые экологические закономерности живой природыслужат научной основой содержания методики экологического воспитания дошкольников.
Помимообозначенных явлений в методику можно ввести факты, отражающие связь человека (какпредставителя вида, живого существа) со средой обитания, зависимость его жизни издоровья от внешних факторов (воздух, вода, тепло, пища и др.). Этот материал имеетпрямое отношение к экологии человека, социальной экологии. Предметом внимания дошкольниковможно сделать тему сохранения здоровья, его поддержания путем создания благоприятныхусловий жизни в детском саду и семье, здоровым образом жизни.1.2 Экологическое воспитание дошкольниковв современном ДОУ
Самоценность дошкольногодетства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного ростаи интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психическихвозможностей, начало становления личности.
Достижением первыхсеми лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметногомира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироватьсяв окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот периодзакладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинаетосознавать ее как общую ценность для всех людей.
Психологи НИИдошкольного воспитания АПН (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, В.С. Мухина)обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить системувзаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности,если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этомвозрасте[ 13;204].
В дошкольной педагогикеначались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающихведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева идр.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др. ) природы. В исследованиях, посвященных живойприроде, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизньлюбого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешнейсреды. Эти работы положили начало экологическомуподходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетиеХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов:углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмыслениечеловечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление новогообразовательного пространства — системы непрерывного экологического образования:проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебныеи методические пособия для различных категорий учащихся.
В нашей странеформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальнымзвеном которой является сфера дошкольного воспитания[17; 16].
Именно на этапедошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливаетпредставления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологическогомышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры[17;25].Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка,сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы ибеспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы,помогают наладить взаимоотношения с ним.
В связи с этимв 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленныхна экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы,в которых представлены психологические аспектыэкологического образования дошкольников.
Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детяхэлементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы,человека и его деятельности.
Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой создана программа экологического образованияи воспитания старших дошкольников «Жизнь вокругнас» , в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информациюэкологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развиваетсябережное и ответственное отношение к живой природе.
Творческий поискпедагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающемумиру.
Программа В.И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик»нацелена на культурно-экологическоеобразование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейсяличности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающиймир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать,какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельностьдетей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучениядошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношения к окружающемумиру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человекомтворениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программеимеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает не толькочетыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходитза пределы планеты — в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматриваетчеловека-созидателя, народных и национальных героев, подвижников мировой культуры,вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле[25;155-158].
Программа Т.А. Копцевой «Природа и художник»сочетает в себе формирование у детей4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности.Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетическоговоспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы- „Мир-человека“ „Мир искусства“ — посредством системы творческихзаданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а такжеих собственные творческие навыки и умения. [25; 98-100]
К этой же группеможно отнести программу Н.А. Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную для воспитаниядошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы развиватьчерез эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться сней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания,образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желаниеобщаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественнойдеятельности. Особенность программы — в ее организации на каждом занятии, котороедлится два академических часа, дети „погружаются“ вместе с педагогом вуютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголкаприроды, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей- рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.). Накаждом занятии (два раза в неделю) педагог достигает „эмоционального неравнодушия“каждого ребенка- именно чувство природы должно стать основой дальнейшего экологическогообразования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим:детей учат видеть красоту растений и животных как результат их замечательной приспособленностик среде обитания. В последний год обучения дети получают очень широкий круг представленийо Вселенной, планете Земля, о жизни первобытных и современных: людей детям показываюткрасоту мира, учат любить его.
Большое значениев экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познаниеэкологических закономерностей природы.
Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»(1998) нацелена на воспитание гуманной,социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом наприроду, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получаютпредставления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологическогомировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотногои безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохраннойдеятельности в своем крае.
Программа „Нашдом-природа“ состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающие и воспитывающиекомпоненты-знания о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (бережнойзаботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматриваетобласть неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе- растениям, животным и экосистеме леса, два — взаимодействию человека с природой.Программа имеет методическое обеспечение — разработку по созданию развивающей средыв дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценнымаспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые вбольшом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасностьдля природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействиена детей. Автором написаны экологические сказки, придуманы „письма животным“,создан экологический проект „Мое дерево“. Программа Н.А. Рыжовой имеетпродолжение в начальной школе[25; 154-155].
Одной из первыхв 90-х годах появилась программа С. Николаевой«Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников.«Юный эколог» включает две подпрограммы — программу экологического воспитания дошкольников,программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологическоговоспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологическойкультуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийсяносителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеетобстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностныйподход к ребенку и всестороннее его развитие. Содержание программы отражает биоцентрическийвзгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разныхаспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимыхрастений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организмасо средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ,проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненномпространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самихобъектов природы — растений и животных. Программа экологического воспитания детейсодержит шесть разделов. Первый — это объекты неживой природы, которые рассматриваютсясами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды,воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля,в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условийдля жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку — он рассматриваетсяв трех аспектах: как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользовательприроды и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый — это познание собственноэкологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе).Эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять,приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания- это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строитсяна эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности[25;152-154].
В последнее времяидет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатываютпрограммы экологического образования детей сучетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (вПетербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде,на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).
Примером можетслужить программа «Непреходящие ценности природы»Е.В. Пчелинцевой-Ивановой, а также региональнаяпрограмма дошкольного образования Ставрополья «Планета детства»,в которой в естественно-научном экологическом блоке представлена программа «Азбукаэкологии»иее научное обоснование (автор Л.И.Грекова).
Таким образом,обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большуютворческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимостиих решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимостиизменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействияс природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей,начиная с дошкольного детства.
1.3 Условия, необходимые для формирования динамических представленийоб изменениях в природе
Формированияпредставлений детей об изменениях в природе требует постоянного непосредственногообщения с ней. Поэтому в ДОУ должны быть созданы специальные условия, такие как:
Ø Созданиеуголков озеленения (комнатные растения);
Ø Содержанияживотных (птиц, рыбок, черепахи и др.);
Ø Использованиянаглядных пособий, иллюстративного материала (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактическиеигры и пр.);
Ø Созданиеусловий для выращивания и ухода за растениями (сад, огород, цветник, ягодник и др.);
Ø Созданиеэкологической тропы.
Исходнымзвеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе являетсясистема конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразиевидов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития,жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возрастадоказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими).Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном пообъему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образногомышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологическойсреды в ДОУ. Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работникамидошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностейметодики экологического воспитания детей.
Специфическойчертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственныйконтакт ребенка с объектами природы, „живое“ общение с природой и животными,наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного впроцессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины,беседы и т.д.) имеет второстепенное значение. Его задача — расширить и дополнитьте впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектамиприроды. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводитсясозданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиесяв нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующихпотребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что нагляднодемонстрируется особенностями их строения и функционирования.
Экологическаясреда в детском саду — это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные ирастения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых идетей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского садазнали экологические особенности каждого объекта природы — его потребности в техили иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует иразвивается.
Вдошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующимтребованиям:
— безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючиерастения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);
-неприхотливыс точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку,растения и животные -это „предметная“ среда их жизни, которая помогаетвоспитывать;
-хорошеесодержание растений и животных.
Четкоесоблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволитдетям увидеть:
1)неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
2)морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
3)появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
4)специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;
5)многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Каждый детский сад создаетусловия для организации педагогического процесса экологического воспитания. С этойцелью в детских садах организуются озелененные участки, цветники, огороды, где достаточноместа для организации познавательной и природоохранной детской деятельности.
2. Экспериментальное исследование процесса создания условийдля формирования у старших дошкольников динамических представлений об измененияхв живой природе
Вдошкольном возрасте экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастныхособенностей детей. Содержание экологического воспитания включает два направления:
Ø Экологическиезнания детей;
Ø Отношениек предметам и явлениям окружающей действительности.
Влияниеродной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает,что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний,который часто запоминаются на всю жизнь.
Приобретенныев детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности,вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированиюхарактера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых-естествоиспытателей(К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина) писателей, художников и композиторов (А.С. Пушкина,М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и т. д.).
Ознакомлениедошкольников с природой – это средство образования в них сознании реалистическихзнаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимыдля формирования материалистического миропонимания.
Отсутствиеу детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованиюу них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служитпричиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек,ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательнодействует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представлениязначительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобыдети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
Цельюэкспериментального исследования стало выявление уровня сформированности у детейподготовительной к школе группе экологических знаний и экологически правильногоотношения детей к живой, создание условий для эффективного формирования у старшихдошкольников экологических знаний и динамических представлений об изменениях в живойприроде и определение эффективности созданных условий и проведенных мероприятийна формирующем этапе эксперименте.
Педагогическийэксперимент проходил на базе ДОУ № 60 г.Сызрани.
В педагогическомэксперименте принимали участие 11 дошкольников подготовительной группы, составляющихэкспериментальную группу (Приложение 1).
Дляпроверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками экспериментальнойгруппы, была выделена контрольная группа также из 11 дошкольников подготовительнойгруппы (Приложение 2).
Экспериментпроходил в три этапа:
— констатирующий эксперимент;
— формирующий эксперимент;
— контрольный эксперимент.
2.1Выявление уровня сформированности экологических знаний и экологически правильногоотношения детей к живой природе
Цельюконстатирующего эксперимента стало выявление уровня сформированности у детей подготовительнойк школе группе экологических знаний о живой природе.
Экологическоевоспитание детей дошкольного возраста предполагает:
— во-первых, формированиеосознанно-правильного отношения к природным объектам;
— во-вторых, ознакомлениедетей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опорана основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направлениянеразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо датьим определенные знания о живой и неживой природе.
Отсюда следует,что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить сучетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам.
Критерии сформированностиэкологических знаний:
1) знания о миреживотных;
2) знания о растительноммире;
3) правильноеотношение к живой природе.
Контрольные задания для определения уровня сформированностиэкологических знаний старших дошкольников о живой природе
Задание 1. Определение уровня знания детей о характерных особенностяхживотных, птиц и насекомых.
(проводится индивидуальнос каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственныйдвор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветвидеревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади,коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра,слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны,снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья,кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению
Педагог предлагает взятьпервую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетомместа их проживания.
Педагог предлагает взятьвторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своемуусмотрению.
Педагог предлагает взятьтретью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудьфигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствиис инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справилсяс заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображенияптиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствиис выбранными картинками.
— Как называется животное(птица, насекомое)?
— Что ты можешь рассказатьо нем?
— Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (3 балла)
• Ребенок безособого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументируетсвой выбор.
• Соотносит представителейфауны со средой обитания.
• Знает характерныепризнаки.
• Без особоготруда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
• Проявляет интереси эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (2 балла)
• Ребенок иногдадопускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мирапо видам.
• Не всегда аргументируетсвой выбор.
• В основном соотноситпредставителей фауны со средой обитания.
• Знает характерныепризнаки, но иногда допускает неточности в ответах.
• На поставленныевопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
• Проявляет интереси эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень (1 балл)
• Ребенок частодопускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументируетсвой выбор.
• Не всегда соотноситпредставителей фауны со средой обитания.
• Затрудняетсяназвать характерные признаки.
• На поставленныевопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
• Не проявляетинтереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительногомира (проводитсяиндивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония,аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатныхрастений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению
Педагог называет пять комнатныхрастений, предлагает показать их.
— Какие условия необходимыдля жизни, роста и развития комнатных растений?
— Как правильно ухаживатьза комнатными растениями?
— Покажи, как правильноэто нужно делать (на примере одного растения).
— Для чего людям нужны комнатныерастения?
— Нравятся ли тебе комнатныерастения и почему?
Затем педагог предлагаетиз представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потомкустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойныедеревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника,волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса(астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (3 балла)
• Ребенок самостоятельноназывает разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Без труда выделяетгруппы предлагаемых растений.
• Без помощи взрослогоназывает условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает,как правильно ухаживать за ними.
• Проявляет интереси эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень (2 балла)
• Ребенок иногдадопускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарникови цветов.
• В основном правильновыделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свойвыбор.
• Без помощи взрослогоназывает условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает,как правильно ухаживать за ними.
• Практическиеумения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
• Проявляет интереси эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень (1 балл)
• Ребенок затрудняетсяназывать виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Не всегда можетвыделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
• Затрудняетсярассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
• Практическиеумения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
• В процессе практическойдеятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес ине выражает свое отношение к растениям.
Контрольное задание для определения экологически правильногоотношения дошкольников к природным объектам
Задание 3. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень экологически правильногоотношения к миру природы.
Инструкцияк проведению
Педагог предлагаетответить на следующие вопросы.
— Как ты помогаешьвзрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашнихживотных, спрашивайте: „Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы тыстал ухаживать за ними?“
— Как ты помогаешьвзрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?
— Что ты вместес взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
— Как мы можемпомочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (3 балла)
• Ребенок полнымипредложениями отвечает на поставленные вопросы.
• Знает, как нужноухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Понимает взаимосвязьмежду деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Без труда выражаетсвое отношение к проблеме.
Средний уровень (2балла)
• Ребенок отвечаетна поставленные вопросы.
• В основном знает,как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Иногда не понимаетвзаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Может выразитьсвое отношение к проблеме.
Низкий уровень (1 балл)
• Ребенок затрудняетсяотвечать на поставленные вопросы.
• Не имеет представленияо том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Не понимаетвзаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Затрудняетсявыразить свое отношение к проблеме.
Врезультате выполненных заданий наибольшее количество баллов, которое мог бы набратьсоставляет 9 баллов.
Уровнисформированности экологических знаний и экологически правильного отношения детейк живой природе.
Высокийуровень (9-8 баллов). Ребенок знает представителей животного мираи разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Аргументирует свой выбор. Соотноситпредставителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки.Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым).Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира. Знает об измененииобраза жизни животных по сезонам.
Ребенокклассифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Знает их характерныепризнаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Проявляет интереси эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Среднийуровень (7-5 баллов). Ребенок в основном знает представителейживотного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Не всегда можетаргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания.Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоциональновыражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). В основном знает, как нужноухаживать за животными и обитателями уголка природы. В основном знает об измененииобраза жизни животных по сезонам. Иногда затрудняется установить взаимосвязь междудеятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражаетсвое отношение к представителям животного мира.
Ребенокв основном классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Иногдане может знать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимыедля жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживатьза комнатными растениями. В основном сформированы практические умения и навыки уходаза комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношениек комнатным растениям.
Низкийуровень (4-3 балла).
Ребенокдопускает частые ошибки в названии представителей животного мира и разделяет ихпо видам: звери, птицы и насекомые. Допускает значительные ошибки при разделенииих по видам: звери, птицы и насекомые. Не может аргументировать свой выбор. Не соотноситпредставителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерныепризнаки. Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к животным(птицам и насекомым).Не знает, как нужно ухаживать за животными и обитателями уголкаприроды. Не знает об изменении образа жизни животных по сезонам. Затрудняется установитьвзаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоциональноне выражает свое отношение к представителям животного мира.
Ребенокне может классифицировать растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Не можетназвать их характерные признаки. Не знает условия, необходимые для жизни, ростаи развития комнатных растений. Не знает, как правильно нужно ухаживать за комнатнымирастениями. У него не сформированы практические умения и навыки ухода за комнатнымирастениями.
1. Дошкольникиэкспериментальной группы в целом показали средний уровень сформированности экологическихзнаний и экологически правильного отношения детей к живой природе, а дети контрольнойгруппы показали низкий уровень сформированности соответственно 4,54 и 4,36 балла.
2. Уровень знаниядошкольников о мире животных в экспериментальной группе немного больше чем в контрольной- соответственно 1,54 и 1,45 балла.
3. Уровень знанияо растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру живой природыу дошкольников экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной группысоответственно на 1,36 и 1,45 балла.
4. Уровень отношенияк миру природы в обеих группах одинаковый и составляет 1,54 балла.
Наиболее затруднительнымв обеих группах оказался вопрос об особенностях жизни животных и растений в разноевремя года. Дети не имеют представления об изменениях, которые происходят с живымприродным миром в природе. Лишь некоторые воспитанники сказали, что летом на деревьяхесть листья, а зимой они голые. Более глубоких познаний об изменениях в живой природедети не показали.
Кроме того, сравниваяраспределение оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении(рис. 1), приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников из экспериментальнойи контрольной групп е „разбросаны“, у них имеются, как низкие так и средниеоценки.
/>
Рис.1 Уровни сформированностиэкологических знаний и экологически правильного отношения природе у детей экспериментальнойи контрольной групп.
2.2Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологическихзнаний и динамических представлений об изменениях в живой природе
Наосновании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами былавыстроена программа по созданию условий формирования у старших дошкольников динамическихпредставлений об изменениях в живой природе, так как именно это вызвало у детейнаибольшее затруднение.
Цельюформирующего педагогического эксперимента явился выбор условий для наиболее эффективногоспособа формирования уровня экологических знаний о живой природе у старших дошкольников.При разработке условий мы опирались на следующие источники:
— программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: „Наш дом- природа“ (Н. А. Рыжова, 1998), „Юный эколог“ (С.Н. Николаева, 1999),» Программа экологического воспитания старших дошкольников" (Л. Бобылева,О. Дупленко, 1998), «Семицветик» (В.И. Ашиков и С.Г. Ашикова, 1997);
— методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004), В. Зебзеева (1998), Т. Зенина(2000), С. Н. Николаева (2002, 2004), Л. Павлова (2002) и др.
Своюработу по организации условий формирования у старших дошкольников динамических представлениймы начали с усовершенствования уголка природы, который уже имеется в группе.
Главнаяособенность и преимущество уголка природы — непосредственная близость его обитателейк детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использоватьего для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разнойдеятельности с дошкольниками.
Внастоящее время из-за недостаточного финансирования дошкольных учреждений, у педагоговвызывает затруднение оснащение педагогического процесса, в т.ч. и по экологическомувоспитанию. Поэтому в ходе формирующего эксперимента мы прибегнули к помощи родителей.
Сих помощью мы пополнили аквариум новыми видами рыбок разных слоев воды (сомиками– донные рыбы; барбусами – обитателями средних слоев), на которых можно показатьне только приспособленность к разному образу жизни, но и экологические ниши в однойэкосистеме.
Набольшом участке детского сада в одном из тихих уголков мы организовали «экологическоепространство», на котором устроили площадку природы, на которой в будущем будутсосредоточены разные сооружения и объекты природы: бассейн или ручеек с водой дляигр и опытов, композиции из цветущих растений. В центре площадки мы установили птичийстолб высотой 3-4,5 метра, на нем закрепили две стационарные кормушки для подкормкиптиц, вверху — домик для гнездования, на земле вокруг столба — желоб для воды (этолетний птичий водопой). Предполагается, что такой столб будет функционировать круглыйгод — зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, весной кто-нибудьустроит гнездо в домике и станет выводить птенцов, а в холодное время от непогодыв нем будут прятаться воробьи. Птичий столб помог нам в организации наблюдений заповадками птицами.
Т.кв дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразныхреалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитательпостоянно использует различные формы наглядности. Нами были изготовлены демонстрационныеучебные картины и маленькие раздаточные картинки.
Назанятиях мы использовали и технические средства обучения- слайды, диафильмы, видеофильмы.
Использовалимы различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу:наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведенийизвестных художников. Весь этот материал был использован в педагогическом процессесамым различным образом — для рассматривания, рассказывания, беседы, для формированияу детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий,досугов.
Санитарно-эпидемиологическиетребования запрещают содержать птиц и животных в детском саду, поэтому в своей работемы широко использовали картинки с различными изображениями хомячков (от рождениядо взрослого состояния), цветных попугайчиков, морских свинок, домашних животных.
Использовалимы эти картинки и для календарей: карточки, на которых изображены новорожденныехомячки, полностью восполняли пробел наблюдений.
Изготовленныекарточки мы использовали при проведении цикла-занятий по знакомству детей с образомжизни хомяков. Цикл состоял из следующих занятий «Здравствуйте, я хомячок!», «Чтои как ест хомяк», «Как хомяк делает запасы», «Чем хомяк отличается от мышонка?»,«Когда хомячка трудно заметить?» (Приложение 2).
Былизготовлен альбом «Лесные обитатели», из которого дети узнали, что жизнь леса подчиненасезонным закономерностям неживой природы: деревья, кустарники имеют сезонный облик,так же как и покров лесной почвы (грибы, ягоды, травы, опавшие хвоя и листья); образжизни животных также носит сезонно приспособительный характер (например, зимняяспячка бурого медведя, ежа; выведение потомства разными животными в весенне-летнийпериод; линька, запасание кормов и пр.). Этот альбом мы поместили в уголке природы,чтобы дети могли самостоятельно изучать особенности жизни лесных обитателей и всамостоятельной деятельности.
Присовместном рассматривании альбома мы обсуждали с детьми образ жизни зайца, отмечалиизменения происходившие со зверьком в разное время года, как он приспособлен к передвижениюпо снегу, какие у него лапы, как ложится в лежку, какие у него зубы и почему онможет грызть кору. Рассматривая беляков, мы рассказывали о приспособительных особенностяхстроения глаз, ушей, о значении весенней и осенней линьки.
Вработе были использованы демонстрационные картины, на которых представлены экзотические,малоизвестные животные (коала, дикобраз, джейран) в крупном масштабе и со своимидетенышами.
Какраздаточный материал использовали мы и наборы маленьких карточек с четким цветнымизображением самых различных животных и растений.
Сними мы проводили дидактические игры, упражнения, создавали проблемные ситуации.Например, педагог укомплектовал одинаковые конверты для каждого ребенка с 10-15карточками, и предложил разложить их в два ряда: в один — домашних, а в другой — диких, животных; или: выбрать животных (летающих, живущих в воде, в лесу, умеющихлазать, прыгать); сделать ряды из растительноядных и хищников, птиц и насекомыхи т.д.
Создавалимы и проблемные экологические ситуации, когда к картинам, изображающим среду обитания(например, лес, озеро или море, пустыня), дети подбирали животных, которые могутв ней жить, а потом объясняли, почему они сделали такой выбор.
Вработе с дошкольниками мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязьисследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физическойкультуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач,экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизациюразличных видов деятельности ребенка.
Нашаработа с детьми предполагала сотрудничество педагога и ребенка, и исключала авторитарнуюмодель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможностьсам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Занятиястроились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенкомокружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формированиеэкологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире) и экологическиправильного отношения к природным объектам. Конспекты занятий на темы: «Покажидругу сказку», «В гостях у Гриба — Лесовика» представлены в приложении3 и 4.
Большоезначение мы придавали исследовательской деятельности детей — проведению опытов,наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействоватьвсе органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставляласьвозможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их навкус, если это безопасно.
Большоевнимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзяпривить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутитьзапах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мыпостоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Например, была проведенапрогулка «Рябина и рябинка» (Приложение 5).
Содержаниемпроводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местностидля формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности,условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсиидети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду,камни и т.д.
Большоезначение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые,подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленныена возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.Описание хода игр «Приготовь лекарство», «Построй домик животному»представлено в приложении 6.
Назанятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровымупражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которыхребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьеви т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательнуюдеятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание,фантазию и т.д. (Приложение 7).
Практическаядеятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве,посадке деревьев и кустарников. Дети ухаживали за слабыми и больными деревьями научастке, подкармливали птиц. Три раза в месяц проводились трудовые десанты: «Посадимдерево», «Покормим птиц зимой»; «Листья желтые над городом кружатся»,«Санитарный день» (участие в уборке площадок, лесополосы от мусора) идр.
Былпроведен праздник «Наш дом — Земля». (Приложение 8).
Намипроводилась работа с педагогами ДОУ, в частности, была проведена консультация натему «Формы организации экологического воспитания дошкольников». (Приложение9).
Большоезначение мы придавали работе с родителями. В начале работы было проведено анкетированиеродителей по теме «Экологическое воспитание детей» (Приложение 10), которыедали нам дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками.Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветовна участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителейи многое другое. Самым активным родителям были вручены благодарственные письма.
Таким образом, анализируяпроделанную работу можно сделать вывод о том, что построенная система работы посозданию условий для формирования у детей экспериментальной группы динамическихпредставлений об изменениях в живой природе, привела к тому, что экологические знаниядетей приобрели новое качество – они стали результатом.
2.3 Эффективностьсозданных условий и проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперимента
Цель контрольногоэксперимента — проверка эффективности созданных нами условий и проведенных мероприятийпо повышению уровня экологических знаний и динамических представлениях о живой природе.
Контрольный экспериментпроводился с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп.
Для определенияэффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал,что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представленыв таблицах 3 и 4.
Таблица3. Результаты формирующего эксперимента по экспериментальной группеФамилия, имя ребенка Знания о животных, птицах и насекомых Знания о растительном мире Отношение к миру природы Всего баллов балл уровень балл уровень балл уровень Бирюкова Елизавета 3 В 2 С 3 В 8 Гаранина Полина 2 С 2 С 2 С 6 Грачев Павел 2 С 2 С 2 С 6 Егошкин Максим 3 В 2 С 2 С 7 Климина Марина 2 С 2 С 2 С 6 Малина Арина 2 С 2 С 2 С 6 Муранов Дмитрий 3 В 2 С 3 В 8 Ноздряков Максим 2 С 2 С 2 С 6 Потапкина Арина 2 С 1 Н 1 Н 4 Хабибулин Максим 2 С 2 С 2 С 6 Черенков Павел 2 С 2 С 2 С 6 Средний балл по группе 2,27 С 2,00 С 2,09 С 6,27
Таблица4. Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе амилия, имя ребенка Знания о животных, птицах и насекомых Знания о растительном мире Отношение к миру природы Всего баллов балл уровень балл уровень балл уровень Волк Никита 1 Н 2 С 2 С 5 Гафурова Зарина 2 С 1 Н 2 С 5 Еремина Юлия 1 Н 2 С 2 С 5 Калинина Наталья 2 С 2 С 1 Н 5 Максимов Кирилл 1 Н 1 Н 2 Н 4 Матвеева Татьяна 1 Н 2 С 1 Н 4 Назаров Кирилл 1 Н 2 С 2 С 5 Плохова Юлия 2 С 2 Н 2 С 6 Растягаева Алиса 2 С 1 Н 1 Н 4 Харитонова Алиса 2 Н 1 Н 1 Н 4 Шикалова Полина 2 С 2 С 2 С 5 Средний балл по группе 1,54 Н 1,63 С 1,63 С 4,72
По результатам диагностики на констатирующеми контрольном этапов эксперимента определяем величину изменения уровней сформированностиэкологических представлений о живой природе и экологически правильного отношенияк миру живой природы у дошкольников экспериментальной и контрольной групп (таблица5).
Таблица 5. Динамика повышения уровнейсформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к мируприроды у дошкольников экспериментальной и контрольной групп Знания о животных, птицах и насекомых Знания о растительном мире Отношение к миру природы Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Констатирующий эксперимент 1,54 1,45 1,36 1,45 1,54 1,54 Контрольный эксперимент 2,27 1,54 2,0 1,63 2,09 1,63 Прирост в баллах 0,73 0,09 0,64 0,18 0,55 0,09 Разность 0,64 0,46 0,46
/>
Рис.2. Динамика повышенияуровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношенияк миру живой природы в экспериментальной и контрольной группах (в баллах)
Анализ результатов диагностики в контрольномэксперименте показывает:
1. Уровень сформированностиэкологических знаний о живой природе и экологически правильного отношения к мируприроды повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальнойгруппе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям — и в уровнях сформированностиэкологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы ( рис.2.)
2. Значительновозрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильногоотношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующемэксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали среднийуровень сформированности экологических знаний.
3. Данные на рис.3 показывают, что в результате проведенного нами формирующего педагогического экспериментаоценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы во-первых,стали менее «разбросаны», во-вторых, улучшились более значительно, чему дошкольников контрольной группы.
/>
Рис.3 Оценки результатовдеятельности дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте(в %)
Кроме того, заметноизменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессенепосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точноепредставление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано междусобой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организми среда — неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведенииживотных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделеннаясознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Особую заботудети стали проявлять за обитателями уголка природы. Все дети, которые испытываютактивный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за растениямине только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детямв другие дни.
Детям очень нравитсямыть кормушку, поилку, насыпать свежий корм, а потом наблюдать за действиями, поведениемптичек. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю иостальным детям об увиденном. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумныерыбки.
На занятиях поэкологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животныхи растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитательс удовольствием отвечает. Знания полученные на занятиях дети «проверяют»в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактическойигре, есть два начала: учебное — познавательное и игровое — занимательное. Игровоймотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результатезакрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектовстановятся более осознанными и прочными.
Во время прогулоки экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Сталибережнее относиться к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулокв лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того,как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшеесуществование на Земле.
Значительноулучшили свои знания дети и в вопросе изменений в живой природе. Стали понимать,почему заяц меняет окраску шерсти, почему медведь ложится в спячку и т.д.
Заключение
На этапе дошкольногодетства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональноевпечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом,уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологическойкультуры. Но только при одном условии — если взрослые, воспитывающие ребенка, самиобладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятсяпо их поводу, показывают и помогают маленькому человеку понять прекрасный мир природы,помогают наладить взаимоотношения с ним.
Чтобы пониматьприроду, устанавливать причинно-следственные связи, состояние природы ребенку необходимосоздать необходимые условия, которые помогут ему наблюдать, исследовать измененияпроисходящие с объектами природы.
Наша работа былаориентирована на создание условий дл формирования у детей старшего дошкольного возрастадинамических представлений об изменениях в живой природе.
В связи с поставленнойцелью в первой части нашего исследования было рассмотрено психолого-педагогическоеобоснование проблемы. Изучена научная основа ознакомления детей с природой; рассмотренвопрос об экологическом воспитании дошкольников в современном дошкольном образовательномучреждении; определены условия, необходимые для формирования динамических представленийоб изменениях в живой природе.
Анализ педагогическихисследований позволил определить важность и значимость экологического воспитанияв развитии ребенка.
Теоретическиеположения и методические выводы первой части исследования позволили провести экспериментальнуюработу. Опытно- экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего,формирующего и контрольного.
В процессе констатирующегоэксперимента нами была проведена диагностика, направленная на выявление у детейуровня сформированности экологических знаний и экологически правильного отношениядетей к живой природе. Анализ проведенной диагностики позволил выявить недостаточныезнания детей как экспериментальной, так и контрольной групп, о живой природе.
Исходя из данныхконстатирующего эксперимента, нами была организована и проведена работа по созданиюусловий, для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знанийи динамических представлений об изменениях в живой природе. В ходе формирующегоэксперимента нами был усовершенствован уголок природы, создана зона «экологическогопространства». В работе с дошкольниками мы использовали интегрированный подход,предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительнойдеятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования,просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельностидетей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Для определенияэффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведенконтрольный эксперимент.
Анализ результатовдиагностики детей в экспериментальной и контрольной группах в контрольном экспериментепоказал, что у уровень экологических знаний и экологически правильного отношениядетей к живой повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальнойгруппе была выше, чем в контрольной по всем показателям — и в уровнях экологическиправильного отношения детей к живой, и в уровне экологического отношения к мируприроды.
Таким образом, проведенноеисследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихсяактуальными в современной педагогической ситуации.Эксперимент подтвердил, что значительное место в практике экологического воспитаниядолжно отводиться правильно созданным условиям.
Анализ вышеуказанного, позволяетсделать вывод, что для формирования у старших дошкольников динамических представленийоб изменениях в живой природе, педагоги дошкольного учреждения должны проводитьсистематическую и целенаправленную работу по обогащению знаний детей о живой природесозданием специальных условий.
Таким образом, проведенноеисследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихсяактуальными в современной педагогической ситуации.
Таким образом, гипотеза, согласнокоторой создание необходимых условий, будет способствовать формированию у старшихдошкольников динамических представлений об изменениях в живой природе,подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Разумеется, наше исследованиене является достаточно полным и глубоким, в связи с малым сроком проведения опытно-экспериментальнойработы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, может оказать значительнуюпомощь педагогам в формировании у детей старшего дошкольного возраста динамическихпредставлений об изменениях в живой природе.
Список используемойлитературы
1. Ашиков В.И. Семицветик — программакультурно-экологического образования дошкольников. // Дошкольное воспитание.- 1998-N 2- 34-39с.
2. Ашиков В.И, Ашикова С.Г. Природа, творчествои красота. // Дошкольное воспитание.- 2002- N 7- 2-5с; N 11- 51-54 с.
3. Балаценко Л. Работа с родителями поэкологическому воспитанию детей. // Ребенок в детском саду. — 2002- N 5- 80-82с.
4. Бобылева Л., Дупленко О. О программеэкологического воспитания старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. — 1998-N 7- 36-42с.
5. Зебзеева В. О формах и методах экологическогообразования дошкольников. // Дошкольное воспитание. — 1998- N 7- 45-49с.
6. Зенина Т. Работа с родителями по экологическомувоспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2000- N 7-58-63с.
7. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим.// Дошкольное воспитание.- 2003- N 7- 31-34с.
8. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическоеразвитие в процессе ознакомления с окружающим. // Дошкольное воспитание. — 2005-N 7- 3-9с.
9. Иванова А. И. Методика организацииэкологических наблюдений и экспериментов в детском саду. — М., ТЦ Сфера, 2003 — 56 с.
10. Иванова Г., Курашова В. Об организацииработы по экологическому воспитанию. // Дошкольное воспитание.- 2000-N 7- 10-12с.
11. Каменева Л.А., Матвеева А.К. Как знакомитьдошкольников с природой.- М.: Просвещение, 1983-207с.
12. Лучин М.В., Детям о природе. — М.:Просвещение, 1989.-143с.
13.Мухина В.С., Психология дошкольника.-М.: Просвещение, 1995-237с.
14. Николаева С. Н. Юный эколог: программаи условия ее реализации в детском саду — М.: Мозаика-Синтез- 1999-138с.
15. Николаева С.Н. Методика экологическоговоспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 2004. — 208 с.
16. Николаева С.Н. Теория и методика экологическогообразования детей. — М.: Академия, 2002. — 336 с.
17. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетическоговоспитания. // Дошкольное воспитание.- 2002- N 10- 40-49с.
18. Павлова Л. О значении туристическойдеятельности в экологическом воспитании. // Дошкольное воспитание.- N 7- 74-77 с.
19. Парамонова Л. Конструирование из природногоматериала. // Дошкольное воспитание.- 2005- N 7- 90-96с.
20. Природопользование: Словарь-справочник.- М., 1990. – 600 с.
21. Рыжова Н. Наш дом — природа. Программаэкологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание.- 1998- N 7- 26-34с.
22. Рыжова Н. Экологический проект «Здравствуй,дерево». // Дошкольное воспитание.- 2002- N 3- 38-47 с.
23. Соломенникова О.А. Диагностика экологическихзнаний дошкольников. // Дошкольное воспитание- 2004- N 7 — 21 – 27 с.
24. Соломенникова О.А. Основные и дополнительныепрограммы ДОУ.- М.: Айрис – пресс, 2007.-192с.
25. Целищева И., Большакова М. Дикие животные:интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математическихпредставлений. //Дошкольное воспитание. – 2004- N 7- 53-64с.