13.00.08 — теория иметодика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соисканиеученой степени
кандидата педагогическихнаук
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ
КПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ-ПЕДАГОГОВ
На правах рукописи
Бондарева Елена Викторовна
Волгоград — 2003
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Вусловиях стремительного развития информационных технологий становится все болееочевидной роль культуры как основы общественного развития, обеспечивающей егодинамику путем генерации современных идей и концепций, распространения ивоспроизводства их на социальном и личностном уровнях. Особую актуальностьприобретают социокультурные проблемы профессиональной подготовки специалистоввообще, но прежде всего тех, чья деятельность непосредственно связана сцеленаправленным регулированием социокультурных процессов.
Социокультурная сфера востребуетсегодня людей с высоким уровнем готовности к профессионально-педагогическойдеятельности, однако учебные заведения по-прежнему ориентируются на узконаправленнуюподготовку в конкретной области социокультурной илихудожественно-исполнительской деятельности. Студенты учебных заведений культурыи искусства в настоящее время не имеют возможности в полном объеме овладетьвсем разнообразием сфер художественно-педагогической деятельности, хотя вузы ивыполняют заказ государства: реализуют образовательные стандарты;пропагандируют получение квалификации “преподаватель"; расширяютподготовку по новым специальностям и специализациям, имеющим педагогическуюнаправленность. Вместе с тем образовательный процесс не наполняется новымсодержанием, предполагающим высокий уровень не только развития, но и интеграциикультурологических и психолого-педагогических знаний и умений, формированияширокого культурного и общепедагогического кругозора, стремления и готовностиактивно участвовать в нравственно-этическом воспитании молодежи.
Традиционная подготовкарежиссера в вузах искусств и культуры к будущей профессиональной деятельности,направленная преимущественно на воспитание актерского мастерства, наформирование подготовительной, постановочной деятельности режиссера, необеспечивает необходимого качества педагогической подготовки, не соответствуетсовременным требованиям. Между тем, как показывает практика, большая частьвыпускников режиссерских факультетов работает руководителями самодеятельных илюбительских коллективов, педагогами дополнительного образования,преподавателями театральных дисциплин в домах детского творчества, школахискусств, дворцах и домах культуры, зачастую не обладая достаточнойпрофессиональной подготовкой к решению педагогических задач.
Каковы же причины недостаточнойподготовки режиссеров к профессионально-педагогической деятельности? Анализучебно-воспитательного процесса в вузе показывает подготовку режиссеров-педагогов,в наименьшей степени ориентированную на формирование педагогическойдеятельности. Готовность к осуществлению профессионально-педагогическойдеятельности у будущих режиссеров не является одной из ведущих целейрежиссерского образования. Педагогическому аспекту в различных видах практикистудентов уделяется недостаточное внимание, в наименьшей степени разработаныпедагогические задачи, задания и методические рекомендации в программепрактики. Сказывается отсутствие научно-методической литературы, преподавателейпрофессиональной педагогики, тренинга по решению педагогических задач в учебномпроцессе. В связи с вышесказанным обостряется проблема готовности у будущегорежиссера к профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, несмотря назначимость педагогической подготовки, в вузах искусства и культуры, в реальнойучебной жизни она не занимает соответствующего места, что требует не толькотеоретического обоснования ее необходимости, но и создания практическихсредств, способных стимулировать формирование готовности кпрофессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов.
Наш анализпсихолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, материаловконференций по проблемам подготовки студентов вузов искусств и культуры кпрофессионально-педагогической деятельности выявил, чтопрофессионально-педагогическая деятельность режиссера-педагога до настоящеговремени не являлась предметом специального педагогического исследования, небыла уточнена сущность “готовности к профессионально-педагогическойдеятельности режиссера”. Отсутствуют и исследования, посвященные спецификеданного феномена, а знания о педагогической деятельности режиссерарассредоточены в мемуарных и публицистических произведениях театральных режиссеров-педагогов,в методической характеристике природы деятельности, в методической литературе,отдельных статьях. Театральные режиссеры-педагоги в публицистическихпроизведениях рассматривают различные направления педагогической деятельностирежиссера, подчеркивают важность педагогического аспекта в работе режиссера (Б.Е.Захава, М.О. Кнебель, А.Д. Попов, К.С. Станиславский, Г.А. Товстоногов, А.В. Эфроси др.). Авторы делятся опытом личным и педагогической практики известныхрежиссеров-педагогов и режиссеров-постановщиков, дают методическиерекомендации, исходя из личного опыта, раскрывают формы, способы и приемыработы с актером в различных ситуациях. Таким образом, несмотря на то, чтоокончательное оформление режиссуры как профессии произошло в последние десятьлет 19 века и накоплен богатый опыт, серьезного теоретического осмысления вконтексте специальной подготовки режиссеров-педагогов не проводилось.
Между тем в педагогическойтеории готовность к различным видам деятельности всесторонне исследуется сконца 50-х годов прошлого столетия (В.С. Ильин, В.Ф. Райский, С.А. Рубинштейн,Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и другие) и к сегодняшнему дню накоплен обширныйматериал, раскрывающий ее сущность и структуру. “Профессиональную готовность”считают одним из непременных условий эффективности профессиональнойдеятельности специалиста (М.И. Дьяченко, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонови др.). На результаты названных выше исследований опираются и О.А. Абдуллина, К.М.Дурай-Новакова, В.С. Ильин, Н.В. Кузьмина, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенини другие, рассматривающие проблемы готовности педагога к выполнениюпрофессиональной деятельности. Однако в этих работах проблемы подготовки всистеме специального образования в направлении культуры и искусства нерассматриваются. Следовательно, специфика подготовки режиссера-педагога внаучной литературе не осмыслена.
Таким образом, вышеназванныепротиворечия актуализируют проблему подготовки режиссера-педагога кпрофессионально-педагогической деятельности, обусловленную социальным заказом,недостаточностью теоретической и практической разработанностью исследуемойпроблемы. Данные обстоятельства определили выбор темы нашего исследования:"Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельностиу будущих режиссеров-педагогов".
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в вузе.
Предмет исследования — формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущихрежиссеров-педагогов.
Цель исследования — разработканаучных основ построения процесса формирования готовности у режиссера-педагогак профессионально-педагогической деятельности.
Гипотеза исследования состоит изряда предположений о том, что процесс формирования готовности кпрофессионально-педагогической деятельности будет более эффективным посравнению с массовым опытом, если:
подпрофессионально-педагогической деятельностью режиссера-педагога будетпониматься специально организуемый процесс, нацеленный на созданиепедагогических условий, ставящих артиста в позицию субъекта, сознательнопринимающего ценностное содержание опыта, предлагаемое режиссером-педагогом,обмен ценностями, побуждениями, смыслами, и обеспечивающих воспитание;
будут уточнены сущностныехарактеристики готовности к такой деятельности, понимаемой как результатцеленаправленной профессиональной подготовки, характеризующийсяпрофессионально-педагогической направленностью, сформированностью знаний,умений, навыков и педагогической рефлексии личности, которые обеспечивают ейуспешность в выполнении профессионально-педагогических функций;
в целях учебно-воспитательногопроцесса будет проектироваться формирование готовности кпрофессионально-педагогической деятельности в целом и в отдельных еекомпонентах (мотивационный, содержательно-операционный, рефлексивный);
поэтапный процесс формированияготовности к профессионально-педагогической деятельности будет ориентирован навнедрение системы средств, обеспечивающих планомерный переход от низкого кболее высокому уровню в соответствии с логикой формирования готовности.
Данные предположения и цельопределили следующие задачи исследования:
1. Выявить спецификупрофессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога.
2. Уточнить научное знание осущностных характеристиках готовности к профессионально-педагогическойдеятельности у будущих режиссеров-педагогов.
3. Разработать теоретическуюмодель формирования готовности у будущих режиссеров-педагогов кпрофессионально-педагогической деятельности.
4. Осуществитьопытно-экспериментальную проверку разработанной модели процесса формированияготовности к профессионально-педагогической деятельности у будущихрежиссеров-педагогов.
Теоретико-методологическуюоснову исследования составили: идеи целостного, системного подхода к изучениюпедагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев.А.М.Саранов и другие); теория развития личности в деятельности и общении (С.Л. Рубинштейн,Б.М. Теплов, А.А. Леонтьев); теория творческой педагогической деятельности (Б.З.Вульфов, С.И. Вульфосон, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, Н.Ю.Посталюк); теоретические основы подготовки специалистов в педагогических вузах(О.А. Абдуллина, В.И. Загвязинский, А.И. Мищенко, В.В. Сериков, В.А. Сластенини другие); теория личностно-ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бондаревская,И.А. Колесникова, Е.А. Крюкова, В.А. Сластенин, В.В. Сериков и другие);субъектное развитие и саморазвитие личности учителя (Е.П. Белозерцев, Н.М. Борытко,Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.А. Сластенин, Н.Д. Никандров, Е.Н. Шиянови другие); теория организации разнообразной коллективной деятельности (П.И. Иванов,А.С. Макаренко, Л.М. Митина, А.В. Мудрик, П.Е. Решетников, В.А. Сухомлинский идругие); художественная дидактика (Б.М. Неменский, М.О. Кнебель); теорияпростых физических действий (К.С. Станиславский); положения театральнойпедагогики, посвященные воспитанию человека-творца (С.В. Гиппиус, Б.Е. Захава,М.О. Кнебель, Г.В. Кристи, В.Э. Мейерхольд, В.И. Немирович-Данченко, Л.П. Новицкая,А.Д. Попов, К.С. Станиславский, Г.А. Товстоногов, М.А. Чехов); положениятеатральной педагогики, используемые в подготовке к педагогической деятельности(Ю.П. Азаров, П.М. Ершов, И.А. Зязюн, Н.Н. Тарасевич и другие); концепция“рассеянных методических знаний” (В.М. Монахов).
В процессе исследованияиспользовались группы методов:
теоретические: изучениенаучно-методической, учебной и психолого-педагогической, театральной литературыпо проблеме исследования, теоретическое моделирование;
эмпирические: обобщение,сравнение, систематизация, педагогическое наблюдение, метод анализа документов,опросно-диагностические методы, анкетирование, тестирование, анализ творческихработ, изучение и обобщение опыта подготовки студентов вузов искусств икультуры к профессионально-педагогической деятельности, методы самооценки иэкспертных оценок, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);
статистические: ранжирование,методы математической и статистической обработки.
Достоверность полученныхрезультатов и обоснованность выдвинутых положений обеспечены четкимопределением проблемы, задач и предметной области исследования, применениемсистемы теоретических и эмпирических методов научного познания, адекватныхприроде исследуемого объекта; опорой на фундаментальные положения театральнойпедагогики.
Исследование проводилось с 1997г. по 2003 г. и условно может быть поделено на три этапа.
Первый этап (1997-1998 гг.) — поисково-теоретический. На основе теоретического анализа литературыопределялись исходные параметры исследования, осуществлялось изучениепедагогического опыта, соответствующего проблеме исследования, его предмет,структура, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. Спланирован ипроведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление исходного уровняготовности к профессионально-педагогической деятельности у будущихрежиссеров-педагогов.
Второй (1998-2001 гг.) — опытно-экпериментальный. На этом этапе разработана технология (отобранысодержание, формы и методы обучения). Уточнена система педагогических средств,способствующих формированию готовности к профессионально-педагогическойдеятельности у будущих режиссеров-педагогов. В данный период проведенформирующий эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза и решалисьвыдвинутые задачи.
Третий (2002-2003 гг.) — обобщающий. На этом этапе проведен анализ и систематизация результатовисследования, уточнены теоретические и экспериментальные данные, сформулированыосновные выводы и рекомендации, проведены подготовка и оформление рукописидиссертации и апробации полученных результатов.
Научная новизнаисследованиязаключается в том, что впервые выявлена спецификапрофессионально-педагогической деятельности режиссера, уточнено пониманиесущности готовности к такой деятельности, обоснована модель процессаформирования данного личностного образования в условиях обучения в институтеискусств и культуры.
Теоретическая значимостьисследования обусловлена его вкладом в разработку научных основ формированияготовности к профессионально-педагогической деятельности у будущихрежиссеров-педагогов. Раскрыты сущностные характеристикипрофессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Описаны уровнисформированности данной готовности. Выявлена специфика средств формированияготовности к профессионально-педагогической деятельности урежиссеров-педагогов. Результаты исследования могут служить теоретическойосновой для построения процесса формирования готовности кпрофессиональной-педагогической деятельности у режиссеров-педагогов в иныхобразовательных условиях.
Практическая значимостьисследования заключается в том, что разработанная автором система подготовкибудущих режиссеров-педагогов к профессионально-педагогической деятельностипозволяет перейти на более высокий уровень качества подготовки спеицалиста ввысшей школе, разработаны содержание курса по выбору “Любительский театр" икомплекс диагностических процедур, способствующих продуктивному формированиюготовности к профессионально-педагогической деятельности у будущихрежиссеров-педагогов.
На защиту выносится:
1. Профессионально-педагогическаядеятельность режиссера — это специально организуемый процесс, нацеленный насоздание педагогических условий, ставящих артиста в позицию субъекта,сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемоережиссером-педагогом, обмен ценностями, побуждениями, смыслами, иобеспечивающих воспитание, развитие и саморазвитие личности артиста,творческого коллектива и зрителя.
2. Готовность кпрофессионально-педагогической деятельности у будущего режиссера-педагога — результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийсяпрофессионально-педагогической направленностью, сформированностью знаний,умений, навыков и педагогической рефлексии личности, которые обеспечивают ейуспешность в выполнении профессионально-педагогических функций. Такаяготовность обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью мотивационного,содержательно-операционного и рефлексивного компонентов. Структурумотивационного компонента составляют мотивы достижения, аффилиации,профессиональной ориентации, познавательные мотивы и сверх-сверхзадача. Всостав содержательно-операционного компонента входят знания предметовпсихолого-педагогических циклов; теории режиссуры и технологии актерскогомастерства; особенностей форм, методов и технологии работы режиссера с актером;методики преподавания театральных дисциплин; практические навыки и умения вобласти режиссерского и актерского искусства, при организации работы режиссерас актером и навыки педагогического руководства творческим процессом. Основойрефлексивного компонента являются самоконтроль, самооценка, самопознание.
3. Логика формированияготовности к профессионально-педагогической деятельности у будущихрежиссеров-педагогов определяется тремя уровнями ее развития, выражающимистепень ее сформированности (нефункционирующая; формирующаяся и осознаваемая;сформированная). Содержание каждого из этих уровней зависит от сформированностикомпонентов готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущихрежиссеров-педагогов (мотивационного, содержательно-операционного,рефлексивного).
4. Процесс формированияготовности к профессионально-педагогической деятельности у будущихрежиссеров-педагогов проходит в своем развитии три этапа, каждый из которыхоснащен системой педагогических средств:
первый этап направлен наформирования мотивационного компонента. Система педагогических средств включаетбеседы-практикумы, дискуссии, встречи, рассказы о деятельности известныхрежиссеров-педагогов, методы эмоционального стимулирования, создания ситуацииуспеха в учении, наблюдение за творческим процессом работы режиссеровпрофессиональных театров. Ведущее средство — художественно-педагогическоекачество литературного материала.
второй этап направлен наформирование содержательно-операционного компонента. Наряду с педагогическимисредствами первого этапа адекватно применение педагогических упражнений,игровых методов, профессиональных задач, проблемных ситуаций и системытворческих заданий, которые актуализируют и интегрируют знания, необходимые длявыполнения профессионально-педагогических функций деятельности режиссера.Ведущими средствами являются организация разнообразной творческой коллективнойдеятельности и самостоятельная работа с позиции режиссера-педагога.
третий этап направлен наактуализацию рефлексивного компонента. Формирующими средствами выступают — проблемные семинары, дискуссии по вопросам самосовершенствования, саморазвития,рецензирование, ведение дневника, разбор и решение проблемных ситуаций и задачиз педагогической практики, самостоятельная работа с позициирежиссера-педагога. Ведущее средство — аналитическая деятельность.
Апробация результатовисследования осуществлялись через публикации и выступления на внутривузовскихнаучно-практических конференциях в Волгоградском филиале Самарской государственнойакадемии культуры и искусств (1995г., 1999г), Волгоградском государственноминституте искусств и культуры (2001г), ГОУ Волгоградскийсоциально-педагогический колледж (2003г), в г. Челябинске (2003г), наконференции молодых ученых ВГПУ (2003г), на Всероссийской научно-практическойконференции (Тюмень, 2003г), на VII Международной научно-методическойконференции Пензенского государственного университета “Университетскоеобразование" (2003г), на X Годичном собрании Южного отделения РАО и ХХIIпсихолого-педагогических чтениях Юга России (2003г), на Педагогических чтениях(Волгоград, 2003), на семинарах-практикумах Волгоградского областногонаучно-производственного центра “Культура" (1999-2003г), при чтенииавтором курсов “Режиссура театрализованных представлений", “Культураречи”, “Искусство звучащего слова", “Методика работы с любительскимтеатральным коллективом" на факультете культуроведения Волгоградскогогосударственного института искусств и культуры. Результаты исследованияобсуждались на заседаниях кафедры режиссуры театрализованных представленийВолгоградского государственного института искусств и культуры и кафедрыпедагогики Волгоградского государственного педагогического университета.
Внедрение результатовисследования осуществлялось в учебно-воспитательном процессе Волгоградскогогосударственного института искусств и культуры на факультете культуроведения иВолгоградского социально-педагогического колледжа на факультете дополнительногообразования.
Исследование проводилось нафакультете культуроведения Волгоградского государственного института искусств икультуры в группах режиссерской специализации.
Диссертация состоит из введения,двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основная часть работыизложена на 160 страницах, содержит 5 схем, 12 таблиц, 12 приложений.Библиография включает 241 наименование.Основное содержание диссертации
Во введении обосновываетсяактуальность темы; определяется проблема, цель, предмет, задачи, гипотеза,методы, этапы исследования; характеризуется научная новизна, теоретическая ипрактическая значимость работы; представлена информация об апробировании ивнедрении результатов исследования; сформулированы основные положения,выносимые на защиту.
В первой главе — “Теоретическиеосновы формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности убудущих режиссеров-педагогов” — раскрываются сущность профессионально-педагогическойдеятельности будущих режиссеров-педагогов, ее специфика и направления;обосновывается сущность, состав, структура феномена готовности будущихрежиссеров-педагогов к профессионально-педагогической деятельности,рассматриваются особенности ее формирования.
Готовность кпрофессионально-педагогической деятельности у режиссера-педагога до настоящеговремени не являлась предметом специального педагогического исследования,отчасти потому, что не была уточнена сущность “профессионально-педагогическойдеятельности режиссера-педагога”. Отсутствуют и серьезные исследования,посвященные специфике данного феномена, а в методической литературе, впублицистических произведениях театральных режиссеров-педагогов, в методическойхарактеристике природы деятельности режиссера-педагога знания о педагогическойдеятельности рассредоточены.
Выявление сущности готовности кпрофессионально-педагогической деятельности у режиссера-педагога потребовало рассмотренияспецифики режиссерской деятельности, которая обусловлена законами искусства иимеет ряд общих моментов с художественным видом деятельности человека,сравнительного анализа профессионально-педагогической деятельности ипедагогической деятельности режиссера-педагога и анализа понятийной цепочки“готовность", “готовность к профессиональной деятельности”, “готовность кпрофессионально-педагогической деятельности".
Рассматриваемая деятельностьвключает работу режиссера с актером в процессе работы “над собой" и “надролью"; воспитание актера и творческого коллектива, создание союзаединомышленников; нравственное и этическое, эстетическое воспитание зрителя (схема1).
Схема 1.Направления профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога.
/>
Профессионально-педагогическая деятельность режиссера
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Режиссер-педагог
/>/>
Работа с актером
в процессе работы “над собой”
/> В творческом процессе
переживания
В творческом процессе
перевоплощения
/>/>
Работа с актером
над “спектаклем”
/>
Создание творческого коллектива
/>
Спектакль
/>
Зритель
/> /> /> /> />
Анализ научно-педагогической,психологической, театральной, мемуарной литературы, осуществленный нами методомсбора и систематизации “рассеянных знаний” (В.М. Монахов), позволил определитьсущность профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Подпрофессионально-педагогической деятельностью понимается специально организуемыйпроцесс, нацеленный на создание педагогических условий, ставящих артиста впозицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта,предлагаемое режиссером-педагогом, обмен ценностями, побуждениями, смыслами иобеспечивающих воспитание, развитие и саморазвитие личности артиста,творческого коллектива и зрителя.
Такое понимание сущностипрофессионально-педагогической деятельности, ее специфики позволилоопределиться в понимании готовности к профессионально-педагогическойдеятельности у будущих режиссеров-педагогов, под которой мы понимаем результатцеленаправленной профессиональной подготовки, характеризующийсяпрофессионально-педагогической направленностью, сформированностью знаний,умений, навыков и педагогической рефлексии личности, которые обеспечивают ейуспешность в выполнении профессионально-педагогических функций. Такаяготовность обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью мотивационного,содержательно-операционного и рефлексивного компонентов. Структурумотивационного компонента составляют мотивы достижения, аффилиации,профессиональной ориентации, познавательные мотивы и сверх-сверхзадача. Всостав содержательно-операционного компонента входят знания предметовпсихолого-педагогических циклов; теории режиссуры и технологии актерскогомастерства; особенностей форм, методов и технологии работы режиссера с актером;методики преподавания театральных дисциплин; практические навыки и умения вобласти режиссерского и актерского искусства, при организации работы режиссерас актером и навыки педагогического руководства творческим процессом. Основойрефлексивного компонента являются самоконтроль, самооценка, самопознание.
В качестве критериев готовностик профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагоговвыделены мотивационная, содержательно-операционная и рефлексивная готовность.Показателем для мотивационной готовности выступаетпрофессионально-педагогическая направленность. Показателямисодержательно-операционной готовности являются степень осведомленности обособенностях профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога,владение системой знаний, необходимых для осуществления данной деятельности,активность в применении усвоенных знаний, уровень сформированности умений инавыков осуществлять профессионально-педагогическую деятельностьрежиссера-педагога. Показатели рефлексивной готовности — способность крефлексии педагогической деятельности, к самоконтролю и профессиональнаясамооценка.
Схема 4. Готовность к профессионально-педагогическойдеятельности у будущего режиссера-педагога.
/>ГОТОВНОСТЬ КПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИССЕРА
/>/>Мотивационный
компонент
Содержательно-операционный
компонент
Рефлексивный
компонент
/>/>/>/>/>/>/>
/>/>/>/>/>Мотив
профессиональной
ориентации
Знание предметов
психолого-педагогических циклов и способов его получения Навыки и умения в области режиссерского искусства Самопознание
/>/>/>/>/>
Мотив аффилиации Знание теории режиссуры и технологии актерского мастерства
/>Навыки и умения в
области актерского искусства Самоконтроль
/>/>/>/>/>/>Познавательные
мотивы
/>/>/>/>/>/>/>
Мотив достижения Знание особенностей форм методов и технологий, работы режиссера с актером
Навыки и умения при
организации работы режиссера с актером Самооценка
/>Сверх-сверхзадача
Знание методики преподавания театральных
дисциплин Навыки педагогического руководства творческим процессом
Для выявления сформированностиготовности к профессионально-педагогической деятельности у режиссера-педагогаразработан комплекс диагностических методик, включающий субъективные методы,методы экспертных оценок, наблюдение, опросные методы, метод анализа документови др. Большинство тестов и диагностических методик адаптированы с учетомсистемы требований, предъявляемых к деятельности режиссера-педагога. Всоответствии с требованиями к выделению уровневых характеристик с выбраннымипоказателями и спецификой рассматриваемой готовности были выявлены исодержательно наполнены три уровня. Низкий уровень характеризует нефункционирующуюготовность к профессионально-педагогической деятельности. При среднем уровнеготовность к исследуемой деятельности можно охарактеризовать как формирующуюсяи осознаваемую. Высокий, характеризуется сформированной готовностью кпрофессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Такое пониманиеготовности к профессионально-педагогической деятельности у будущихрежиссеров-педагогов является основанием формирующего педагогического процесса.
Во второй главе — “Процессформирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущихрежиссеров-педагогов” — рассмотрены особенности процесса формированияготовности к профессионально-педагогической деятельности будущихрежиссеров-педагогов. Разработана модель педагогического процесса вуза,нацеленного на формирование готовности к профессионально-педагогическойдеятельности будущих режиссеров-педагогов. В модели процесса формированияготовности к профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагогаотображено его развитие на трех этапах на основе сообразных целей и адекватнойсистемы средств.
Первый этап был направлен наформирование готовности к профессионально-педагогической деятельности в целом сприоритетом мотивационного компонента, содержание которого введено в курсы “Режиссура”,“Сценарное мастерство”, “Сценическая речь". Доминантным средствомформирования мотивационной готовности является художественно-педагогическоекачество литературного материала. Систему педагогических средств первого этапасоставляют беседы-практикумы, дискуссии, рассказы о деятельности известныхрежиссеров-педагогов, методы эмоционального стимулирования, создания ситуацииуспеха в учении, наблюдение за творческим процессом работы режиссеровпрофессиональных театров. Данные средства повышают интерес к педагогическойдеятельности, формируют профессионально-педагогическую направленность,актуализируют профессиональные и познавательные мотивы, мотивы достижения иаффилиации, способствуют формированию сверх-сверхзадачи. Новообразованиемпервого этапа формирования готовности к профессионально-педагогическойдеятельности режиссера-педагога является сформированная мотивационнаяготовность.
Система педагогических средстввторого этапа направлена на формирование готовности в целом с приоритетомсодержательно-операционного компонента готовности кпрофессионально-педагогической деятельности у режиссера-педагога. Наряду спедагогическими средствами первого этапа оказалось эффективным применениепедагогических упражнений, игровых методов, профессиональных задач, проблемныхситуаций во всех видах тренинга, в сценарно-режиссерских практикумах,практических занятий и выполнение творческих заданий, направленных наактуализацию и интеграцию знаний, необходимых для выполненияпрофессионально-педагогических функций деятельности режиссера-педагога в курсах“Режиссура театрализованных представлений", “Режиссура и мастерствоактера”, “Сценическая речь", “Сценарное мастерство” и спецкурсе“Любительский театр".
Включение студентов ворганизацию разнообразной творческой коллективной деятельности, самостоятельнаяпрактическая работа будущего режиссера-педагога эффективны при формированиисодержательно-операционной готовности, актуализируют психолого-педагогические иметодические знания, побуждают студентов к чтению научной педагогическойлитературы, стимулируют потребности в повышении уровняпрофессионально-педагогических знаний, повышают активность в примененииусвоенных знаний, необходимые в профессионально-педагогической деятельностирежиссера-педагога. Новообразованием данного этапа также являются исформированность практических навыков и умений, необходимых для осуществленияпрофессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога, умений видеть иформировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций,самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию,находить способы их решения, высокий уровень общепедагогических умений, навыковруководства педагогическим процессом.
Завершающий, третий этапформирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущихрежиссеров-педагогов направлен на актуализацию рефлексивного компонента.Эффективно включение студентов в профессиональную деятельность, в т. ч.практическую и аналитическую. Анализ и оценивание участниками и присутствующимикаждого занятия; проблемные семинары, дискуссии по вопросамсамосовершенствования, саморазвития, творческие задания, разбор и решениепроблемных ситуаций и задач из педагогической практики и самостоятельная работас позиции режиссера-педагога, педагогическая практика развивают у будущихрежиссеров-педагогов адекватную самооценку, способность к саморефлексиидостоинств и недостатков, самоанализ своего развития в формировании готовностик профессионально-педагогической деятельности. Сравнительные результаты вформировании студентов экспериментальной и контрольной групп указывают наэффективность предложенных нами характеристик профессионально-педагогическойдеятельности режиссера-педагога и готовности кданной деятельности, процессаее формирования и оснащающей системы средств.
В процентом выражении этовыглядит следующим образом: Группа Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень начало окончание начало окончание начало окончание
Контрольная 66,6%
33,4% 25%
41,6% 8,4%
25%
Экспериментальная 68,75%
6,25% 25%
31,25% 6,25%
56,25%
В заключении изложенытеоретические и экспериментальные результаты исследования, сформулированывыводы, отраженные в защищаемых положениях.
Данное исследование неисчерпывает всех аспектов формирования готовности кпрофессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов.Дальнейшую разработку проблемы представляется возможным осуществлять в другихнаправлениях, позволяющих создать целостную систему готовности урежиссера-педагога к рассматриваемой деятельности.
Содержание исследования отражено в следующих публикациях
1. Подготовка будущих режиссеров-педагогов к профессионально-педагогическойдеятельности // Педагогические проблемы становления субъектности школьника,студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр.Вып.5 / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград, 2002. С.63-66.
2. Уровневые характеристики готовности к профессионально-педагогическойдеятельности будущих режиссеров-педагогов // Педагогические проблемыстановления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывногообразования: Сб. науч. и метод. тр. Вып.10/Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко,А.Н. Кузибецкого. Волгоград, 2002. С.68-72.
3. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности убудущих режиссеров-педагогов // Университетское образование: Сб. материалов VIIМеждународной конференции. Пенза, 2003. С.354-356.
4. Сущностные характеристики готовности к профессионально-педагогическойдеятельности будущих режиссеров-педагогов // Развитие личности вобразовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов Х Годичногособрания Южного отделения РАО и ХХII региональных психолого-педагогическихчтений Юга России. — Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2003. Часть 1. — С.120-121.
5. Самостоятельная работа студента при формировании готовности кпрофессионально-педагогической деятельности будущего режиссера-педагога // Методикавузовского преподавания: Сб. материалов VI межвузовской научно-практическойконференции. Челябинск, 2003. С.346-348.