--PAGE_BREAK--Изучение литературы на военную тему сейчас вообще приобретает в этом смысле особую актуальность. «Удаленность от событий войны влияет на представления школьников о Великой Отечественной: уже деды нынешних школьников не воевали, а прадедов, которые могли бы передать свои непосредственные впечатления о войне, живых почти не осталось», — замечает в своей статье М. Сидоркин [5, с.4]. Поэтому усложняется решение задачи по донесению до учащихся значения Великой Победы для истории Беларуси и современности.
Все перечисленные выше проблемы мы можем отнести к объективным. Но в процессе изучения литературы ВОВ могут возникнуть и субъективные, частные проблемы, связанные с уровнем развития того или иного класса, уровнем патриотического самосознания, настроением учеников в момент прохождения определенной темы и т. д. Так, ученики могут не воспринимать литературу военной тематики просто потому, что не до конца осознают величину трагедии ВОВ, устали и т.д. Эти проблемы в основном решаются непосредственно учителем с помощью разнообразных методов и приемов, которые заставляют ученика заинтересоваться, прочувствовать глубину и психологизм произведения, сродниться с героями.
На основании сказанного мы можем сделать небольшой вывод об особенностях преподавания курса литературы ВОВ в 8-9 классах. Они состоят прежде всего в том, что при своем сравнительно небольшом размере и малом времени этот курс выполняет несколько важных функций:
— дает ученикам начальное понятие о литературе ВОВ;
— готовит учеников к дальнейшему рассмотрению литературы ВОВ в старших классах;
— начинает раскрытие тем человека на войне, военных будней, героизма, мужества и т. д.;
— несет огромную идеологическую нагрузку, т.к. должен дать ученикам верное представление о реалиях военной жизни и повысить их уровень патриотизма.
Таковы, в общих чертах, особенности, проблемы и задачи курса военной лирики и прозы за 8-9 класс среднеобразовательной школы. Однако, отчасти отвечая на вопрос «что изучать», мы закономерно переходим к вопросу «как изучать», то есть, к приемам и формам изучения военных тем на уроках литературы в 8-9 классах. Именно к ним мы и обратимся ниже.
1.2 Особенности изучения эпических и лирических произведений о войне в школе
Для изучения любого произведения, каждого автора русской литературы в определенном классе можно подобрать набор приемов и форм работы, которые можно комбинировать по-разному, но которые непременно должны вести к одному: к пониманию учащимися глубинной сути произведения, позиции автора. Курс литературы ВОВ не является исключением. Классические произведения литературы о Великой Отечественной войне несут в себе большой нравственный заряд. Во многом донесение идей и мыслей писателей и поэтов зависит от желания самого учителя, его собственной мировоззренческой позиции, от выбранных методов, приемов, форм и видов деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитательный эффект. «Приступая к изучению темы «Великая Отечественная война», учитель литературы прежде всего должен думать о том, как создать эмоциональное впечатление у ребят, сделать их соучастниками событий тех лет, приблизить то время». [6, с. 11]
Рассмотрим формы работы и приемы, которыми можно пользоваться при изучении творчества отдельных авторов или их групп (авторы и их произведения были перечислены в предыдущей главе). При этом скажем сразу, что для оговоренных выше тем приемы и формы изучения эпических и лирических произведений не будут существенно различаться.
Прежде всего, обратимся к приемам и формам общепринятым. Проверенные временем, они, разумеется, являются действенными, хотя от некоторых из них, возможно, стоит воздержаться, учитывая возрастные особенности учащихся или уровень их личного развития.
Например, приемы лекции и дискуссии в 8-9 классах при изучении тем литературы ВОВ будет неэффективным. Во-первых, ученики в этом возрасте еще недостаточно подготовлены к восприятию лекции, во-вторых, для лекции просто нет материала, предусмотренного программой (т.е., обширного рассмотрения биографии какого-либо писателя, истории создания произведения и т.д.). Те же самые проблемы возникают, если рассматривать дискуссию, хотя элементы и дискуссии и лекции могут быть включены в ход занятия.
Гораздо более эффективным в этом плане может быть рассказ. Его можно применять как в 8-м, так и в 9-м классе при изучении любого произведения. Это может быть рассказ учителя о жизни и творчестве писателя (например, А.Т. Твардовского), рассказ о Великой Отечественной Войне (как вступление к теме), рассказ ученика о герое произведения и т. д.
Можно также с успехом применять метод беседы. Он эффективен тем, что позволяет вести диалог с учениками. Беседу удобно проводить как после прочтения лирических произведений, так и после изучения произведений прозаических. Обсуждение может вестись на самые разные темы: характеристики персонажей, их поведение, идея и основная мысль произведения, выразительные средства с помощью которых они реализуются, собственные точки зрения учеников на произведение. Могут применяться также различные разновидности этого метода: эвристическая, или познавательная беседа, и т.д.
Проникнуть в глубинную суть произведения и связать его с современностью поможет метод проблемного вопроса. Лучше всего, разумеется, его применять при изучении прозы (такие произведения, как «Звезда», «Убиты под Москвой»). Пример проблемных вопросов могут быть таким: «Убиты под Москвой»: произведение о героизме наших солдат или развенчание образа непобедимого советского воина?». Этот метод позволит стимулировать мышление учащихся на уроках, развивать самостоятельность суждений.
Хорошими приемами при изучении произведений литературы ВОВ являются также те, которые применяются на уроках литературы всегда: это выразительное чтение, чтение наизусть и пересказ прозаического текста. Они, в частности, позволяют добиться улучшения памяти учащихся, лучшего запоминания и понимания ими произведения. Следует, однако, отметить, что при чтении наизусть и пересказе заучивание не должно происходить механически. Оно непременно должно производиться осмысленно, т.е. способствовать не только улучшенному знанию текста, а и его пониманию, раскрытию основных мотивов автора перед учеником.
«И здесь снова повышается роль самого учителя: силою художественного слова, чтения отрывков из повести вслух непосредственно на уроке или самим педагогом, или подготовленными учениками достигается наиболее значительный воспитательный эффект» [6, с.11]. Важно, чтобы учащиеся слушали писательскую интонацию, воспринимали его чувства. Ключевые сцены должны быть прочитаны на уроке – таково необходимое условие восприятия произведений о войне, например такого, как «Звезда». Можно также применять прием словесного устного рисования, поскольку речь идет о военной литературе, это может быть просьба нарисовать картину боя, воссоздать устно часть мирного пейзажа, описать какими ученики представляют себе главных героев…Разумеется, этот прием тоже может быть применен и при изучении прозы и при рассмотрении эпических произведений. Например, при рассмотрении стихотворения М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» можно предложить такое задание: «Попытайтесь изобразить устно одну из картин, описанных в стихотворении: солдат на пепелище, над могилами родных в поле. Опишите солдата-героя: каким вы представляете его себе?»
Эффективными также будут отзывы, сочинения и прочие творческие работы («Один день из жизни Теркина», «Ах, зачем война бывает» и т.д.), но неплодотворно было бы останавливаться на этих приемах подробнее. В конечном счете, они применяются повсеместно.
Отдельно стоит упомянуть о наглядности и нетипичных приемах и формах проведения уроков.
Что касается наглядности, здесь хорошие результаты может дать просмотр слайдов, прослушивание песен военной тематики. Здесь следует учесть, что некоторые стихотворения, рассмотрение которых предусмотрено программой, стали песнями («Враги сожгли родную хату» и т.д.). Многие прозаические произведения к тому же были экранизированы, так что ученикам интересно и познавательно будет просмотреть эпизоды из них (пример см. ниже). «Важно разъяснять учащимся замысел художников, знакомить их с законами и литературы, и кино», — замечает доктор педагогических наук Казначеева Н.Н. [6, с.12]
Если же говорить о нетипичных формах организации работы, то урок по изучению лирики можно, например, организовать в форме концерта. Интересны также формы заочной экскурсии, урока-путешествия, урока-ролевой игры и т.д.
В этом отношении есть также некоторые частные находки, многие из которых оказываются очень удачными. Например, Мушинская А.А. рекомендует к вступительному уроку по прозе ВОВ (не имеет значения будет ли это «Звезда» Казакевича и «Убиты под Москвой» Воробьева) эпиграфом стихи В. В. Высоцкого.
Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог —
Кто считал, кто считал!..
Сообщается в сводках Информбюро
Лишь про то, сколько враг потерял.
Но не думай, что мы обошлись без потерь —
Просто так, просто так…
Видишь, в поле застыл, как подстреленный зверь,
Весь в огне, искалеченный танк!
Где ты, Валя Петров? — что за глупый вопрос:
Ты закрыл своим танком брешь.
Ну а в сводках прочтем: враг потери понес,
Ну а мы — на исходный рубеж…
[7, с 136]
По мнению Мушинской А.А., «такой эпиграф создаст нужное настроение в начале урока, настроит учеников на реалистичное понимание военных событий, описанных в произведении, подскажет направление анализа». [8, с 19]
Необходимо помнить, что творчество каждого автора требует зачастую индивидуального подхода. В большинстве своем он должен быть найден лично педагогом, однако можно обратиться и к методической литературе.
Так, повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» была введена в программу изучения РБ сравнительно недавно. И.А Учамбрина в своей статье «Болею за людей…» отмечает: «Уроки, отведенные на нее [повесть], предполагают напряженную работу учителя и школьников, целью которой является глубокое постижение богатства и многосторонности авторского видения жизни и человека. Важное условие успешной работы — предварительное прочтение произведения восьмиклассниками».[9, с 32] Особое внимание она советует уделять эпиграфу повести (три строфы из стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом»). Девятиклассники должны осознавать смысл эпиграфа, понимать, почему именно его выбрал автор. Необходимо также заострить внимание учеников на реальности изображения войны в повести. Это помогут сделать зачитанные вслух эпизоды, прием устного словесного рисования, глубокий и вдумчивый анализ текста вместе с учениками. Очень важно при изучении повести обращаться к эмоциям учащихся: «Единственное измерение повести — измерение человеческое», — подчеркивает Н.Н. Иванченко. [10, с 20]
Достаточно много методических рекомендаций можно обнаружить и по отношению к поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Отчасти это объясняется тем, что углубленно изучать это произведение ученики еще будут в старших классах. Учитель должен обратить внимание на обстановку, в которой создавалась поэма. Как отмечал сам поэт, «Книга про бойца», «живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела защиты народом родины, от его подвига на войне», родилась в особой неповторимой атмосфере военных лет. [11, с 142]
Нужно также заметить, что Твардовский был первым истолкователем поэмы «Василий Теркин». В его статье «Ответ читателям «Василия Теркина»» содержится интересный авторский комментарий, который поможет постичь замысел поэмы, атмосферу, в которой она рождалась, ее заглавие и подзаголовок, жанровое обозначение и своеобразие сюжета, композиции. Наиболее интересные высказывания автора могут, быть записаны на карточки, они составят основной дидактический материал к урокам. Например: «Василий Теркин, каким он является в книге, — лицо вымышленное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у многих живых людей, нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом Теркина» [12, с. 78].
«К занятиям по поэме Твардовского целесообразно подготовить тематическую выставку: издание поэмы с иллюстрациями Ореста Верейского. Комментарий к ним можно найти в воспоминаниях о поэте», — рекомендует методист Чернова И.И. [13, с. 17].
Она же в статье «Прослушивание грамзаписи на уроках по поэме «Василий Теркин» рассказала об организации уроков с использованием грамзаписи: «Знакомство с творчеством выдающихся русских чтецов расширяет кругозор школьников, углубляет понимание прочитанного произведения, служит эффективным средством обучения выразительному чтению, повышает культуру речи учащихся». [14, с 8-9]
При изучении этой поэмы в 8 классе стоит обратить внимание на ее народность, которая проявляется в образах, речевом оформлении, построении стиха: «Язык поэмы, преимущественно разговорный, народный, отличается образностью, меткостью, своеобразием синтаксических конструкций». [15, с22] В статье П. Рощина и Е. Аксеновой «Художественное мастерство А. Твардовского в поэме «Василий Теркин» подробно рассматривается содержание, композиция и язык поэмы, даются ценные замечания по ее анализу: «Изобразительные средства поэмы (метафоры, эпитеты, сравнения и т.п.) делают нарисованную картину наглядной, ощутимой, конкретной», «Для поэтического языка Твардовского характерен лаконизм — драгоценнейшее свойство» и т. д. [16, с 14] Необычайно важно обратить внимание учащихся на юмор, которым пронизана вся поэма.
Есть также рекомендации по построению системы уроков по поэме. Н.К. Силкин в статье «Василий Теркин» А. Твардовского в VIII классе» предлагает «построить уроки по проблемно-тематическому принципу» и считает, что главное внимание следует обратить на планирование уроков и систему домашних заданий. [17, с. 19].
Что касается других произведений программы – по отношению к ним можно также найти некоторые полезные рекомендации.
Немаловажную роль в изучении тем ВОВ играет внеклассное чтение и внеклассная работа по русской литературе. О ней будет рассказано чуть ниже, но формы этой работы могут быть самыми разными. Полезно приурочить ее к военным праздникам: Дню Защитника Отечества, Дню Победы и связать с воспитательными мероприятиями, которые обычно проводятся в таких случаях. Это могут быть не только уроки, как стандартные так и необычные. Это может быть, например, выполнение стенгазеты («Дорогами Великой Войны – к Великой Победе», «Вахта памяти» и т.д.), выполнение проекта «Сборник ученического творчества, посвященного ВОВ» и др. При этом работа может выходить за рамки курса русской литературы, определенного программой, и вообще потерять часть «литературности». Но учителю не следует упускать из вида предмет и уклоняться в сторону только воспитательных мероприятий. В проектах непременно должно быть литературное «наполнение» (это может быть творчество учеников, их рисунки к произведениям авторов для стенгазеты, включение в проекты стихов ранее неизвестных авторов). Полезно также в качестве воспитательного мероприятия сводить учеников в музей, устроить концерт, пригласить ветеранов и т. д.
«Источник силы русского народа – правая Вера, нравственное превосходство, превосходство устройства жизни, обычаев, уклада, морали, умения строить жизнь на земле и защищать ее от врага. К такому осмыслению приходят школьники, так они приобщаются и к авторскому замыслу, его выстраданной позиции патриота и гражданина, и к истории своего народа» [18, с 56]. А это особенно важно для того, чтобы сформировать свою гражданскую позицию, сделать свой нравственный выбор. Максимальное использование патриотического потенциала литературы, применение форм и методов, активизирующих образно-эмоциональное восприятие детей, открывает возможности для активизации воспитательных функций школы в целом.
2. Методы и приемы преподавания темы ВОВ в русской литературе
В данной главе приводятся примеры планов-конспектов уроков, разработанных опытными методистами России и Беларуси. Дается также короткий анализ работы могилевских педагогов в этом направлении и уделяется внимание внеклассной работе по темам литературы ВОВ.
2.1 План-конспект урока по повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой»
Что касается разработок планов-конспектов, уроков по литературе ВОВ, в этом отношении недостатка в материалах нет. В современных журналах и методических пособиях можно найти достаточное число разработок уроков, предложенных как белорусскими, так и русскими учителями и методистами. К тому же, имеются статьи, откуда можно почерпнуть знания о некоторых частных формах и приемах работы на уроках.
продолжение
--PAGE_BREAK--Большей частью все вышесказанное относится к прозе. Когда дело касается поэзии, легко заметить, что выбор разработок уроков в этом направлении достаточно невелик (конечно, если это не касается творчества А.Т. Твардовского). Подобная нехватка может быть легко объяснена: выбор авторов и произведений поэзии, предложенный в программе, слишком велик. А поэтому каждый из учителей останавливает свой выбор на тех авторах, творчество которых кажется ему наиболее важным для изучения (чаще всего в их число попадают Симонов, Высоцкий, Ахматова, например). Соответственно, в планах-конспектах тоже будут наблюдаться большие отличия. И, наконец, на изучение поэзии ВОВ отводится малое количество часов, а методисты обычно стараются представить в журналах разработку уроков той темы, которая является более обширной (а значит, важной).
В данной работе приведены примеры нескольких разработок планов-конспектов, на которые, по мнению автора, может ориентироваться педагог в своей работе.
Разумеется, речь не идет о механическом копировании. Однако некоторые формы и приемы, некоторые материалы данных разработок определенно можно взять на вооружение при проведении уроков.
Урок по теме: «Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?» (по повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой»)
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, проверить знание текста произведения.
2. Помочь подросткам понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу.
3. Воспитывать высокие патриотические качества.
Оборудование:
· Портрет К.Д. Воробьева.
· Выставка книг о войне.
· Магнитофонная запись “Песни защитников Москвы”.
· Карта “Битва за Москву”.
· Иллюстрации старшеклассников к повести.
· Высказывания о войне.
Высказывания:
Мы – мальчишки азартно стреляли
В черный скрежет с паучьим крестом.
Нас и в счет-то, наверно, не брали…
А мальчишки Москву отстояли
И дошли до Берлина потом.
Нам бы жить – и вся награда.
Нам бы жить,
А мы плывем по небу.
Это боль не утихает, где же ты земля живая.
Ах, зачем война бывает, ах, зачем,
Зачем нас убивают.
Солдатами не рождаются, если Родина в опасности, солдатами становятся. К.Симонов.
Эпиграф к уроку:
Мы не дрогнем в бою за столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной обороны стальной
Разгромим, уничтожим врага.
Подготовительная работа:
· Прочитать произведение.
· Подготовиться к пересказу биографии писателя.
· Написать отзыв о книге.
· Отметить эпизоды, которые произвели наибольшее впечатление.
· Нарисовать иллюстрации к повести.
· Выпустить стенгазету по творчеству писателя.
Ход урока
1.Беседа учителя с учениками.
Тихо звучит мелодия “Песни защитников Москвы”.
1-й ученик.
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где, не знали сами.
2-й ученик.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести.
3-й ученик.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
4-й ученик.
Повидали мальчики, храбрые солдаты, Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
Учитель. Ребята, есть такая профессия – Родину защищать. “Солдатами не рождаются. Если Родина в опасности, солдатами становятся” – писал К.Симонов. Наверное, так же думали молодые ребята, защищавшие Москву в 1941году.
5-й ученик.
Мы, мальчишки, азартно стреляли
В черный скрежет с паучьим крестом.
Нас и в счет-то, наверно, не брали…
А мальчишки Москву отстояли
И дошли до Берлина потом.
Учитель. Им, молодым мальчишкам, храбрым солдатам, посвящаем мы сегодня наш урок и поговорим о повести К.Д.Воробьева “Убиты под Москвой”; выясним, чем эта повесть отличается от других повестей о войне. Сначала мы познакомимся ближе с автором повести.
2.Формирование новых понятий.
С материалами по биографии и творчеству выступают двое учащихся.
Учитель. Повесть “Убиты под Москвой” была опубликована впервые А.Твардовским в журнале “Новый мир” в 1963году. В основу повести легли личные впечатления и переживания автора во время боев под Москвой. Давайте обратимся к истории. (Ученики рассказывают о битве за Москву.)
Учитель. Защитники Москвы…
6-й ученик. Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт.
«В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-прозрачная мгла, как будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо-гарь населенных пунктов. Натужно воя, невысоко и кучно появлялись “юнкерсы”. Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрьской земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно. Рота рассыпалась и падала по команде капитана, четкой и торжественно напряженной, как на параде.
Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди и уже недалеко должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из временно примолкших бастионов…»
Проверка знания текста и его восприятия.
Учитель. Ребята, о чем рассказывает повесть К.Д. Воробьева “Убиты под Москвой?”
–Повесть рассказывает о гибели кремлевских курсантов, защищавших Москву в дни немецкого нашествия.
– Что вы можете сказать об этих кремлевских курсантах?
– Это курсанты из особой части. Для этой особой части подбирались крепкие, красивые и рослые парни. Даже в росте погибших ребят, все, как один, метр восемьдесят три, чтобы не портить народный строй, есть что-то роковое: вся рота, как один, должна погибнуть.
– Предчувствие трагедии передается читателю с самого начала повести. А именно когда?
– Когда капитан Рюмин, постегивая прутиком по сапогу, ведет курсантов в неравный бой.
– Как воспринималась им война? Найдите и зачитайте отрывок из текста.
– “С еще более нечетким и зыбким сознанием воспринималась им война. Тут он оказывался совершенно беспомощным. Все его существо противилось тому реальному, что происходило, он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось; пятый месяц немцы безудержно продвигались вперед, к Москве…Это было, конечно, правдой, потому что об этом говорил сам Сталин. А о том, что мы будем бить врага только на его территории, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, об этом и о многом, многом другом, неколебимом и неприступном, Алексей, воспитанник Красной Армии, знал с детства. И в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны”.
– Расскажите о первой встрече с настоящими, живыми немцами.
— “Алексей, не спеша, обнажил пистолет и перестал дышать. Вот они, немцы! Настоящие, живые, а не нарисованные на полигонных щитах! Ему было известно о них все, что писалось в газетах и передавалось по радио, но сердце упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов”.
– Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление? Зачитайте их.
– “На кладбище скапливались вечерние тени…” (стр.94.)
– “Впереди увязающе глухо, не по-своему, треснула мина…” (стр.88.)
– “Ни тогда, ни позже Алексей не мог понять, почему сапог, желтый, короткий, с широким раструбом голенища, стоял?” (стр.101).
– Что вы можете сказать о капитане Рюмине?
– Капитан Рюмин понял, что рота находится в окружении. Он пускает себе в сердце пулю, как бы искупая чей-то грех за гибель неопытных мальчишек.
– Как сложилась судьба молодого лейтенанта Алексея Ястребова?
– Алексей остался жив, один шел к своим. Он ни о чем отчетливо не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств. Он был свидетелем многого в эти пять дней, радовался, что остался жив, но им овладевали горе, голод, усталость, ребяческая обида на то, что никто не видел, как он сжег танк. Алексей одержал победу над собой, над своей слабостью и страхом.
– Можем ли мы назвать Алексея мужественным героем?
– Я считаю, что нет, потому что он струсил. Измотанный беготней лейтенант валится в полузасыпанную землей воронку и оказывается лицом к лицу с таким же, как сам, загнанным, одуревшим от буреломного грохота взрывов курсантом.
– А я считаю, что он мужественный герой. Отдышавшись, он внезапно и жутко догадывается, что перед ним дезертир, трус и изменник. Но вдруг он увидел себя со стороны. Он такой же трус, как этот курсант. Его взвод еще не погиб, а он, его командир, обязанный, если погибнуть, так вместе со взводом, валяется здесь, живой и здоровый, и тешит себя глупой надеждой: “Может, это пройдет…Как-нибудь пройдет и кончится” И когда он кричит: “Вставай! Там все гибнут, а ты…Вставай! Пошли! Ну?!”- это себе он кричит, это себя посылает под пули, под бомбы, под гусеницы. Алексей одержал победу над собой, над своей слабостью и страхом.
– Я считаю, что все, и курсанты, и командиры, мужественные! Как и всех сражавшихся в тяжкие месяцы 1941 года, их мучит непонимание: почему мы отступаем, а не бьем врага на его территории? Но когда идут они в бой, они забывают об этом. Они помнят только одно: они кремлевцы, гвардия, и потому, возвышаясь среди других, видные отовсюду, они дерутся не просто отважно, но и по-рыцарски красиво! Разве это не мужественно?!
Учитель. Мужество по Л.Н. Толстому, это не значит не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю. Ребята, чем же отличается повесть “Убиты под Москвой”?
– Повесть отличается тем, что она насыщена правдой до предела и даже сверх предела. Мы, несомненно, почувствуем, как там было на самом деле.
– Какие чувства вызывает эта повесть?
– Книга напоминает нынешнему поколению, что война – это смерть. Она не пожалеет ни молодых, ни старых. Об этом надо знать молодым, не испытавшим ужасов войны, и помнить всегда.
Для всех трагическая судьба кремлевских курсантов, отдавших жизнь за Родину, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.
– А мне кажется, что эти молодые ребята обращаются к Родине и спрашивают:
– Разве для смерти рождаются дети, Родина?– Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
И тут же сами отвечают:
– Просто был выбор у каждого – я или Родина.
Учитель. Подвиг воинов, оборонявших город-герой Москву, навсегда останется в памяти народа. Через 25 лет после Московской битвы под стенами Кремля был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата, погибшего в 1941 году в полях Подмосковья. “Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину. 1941-1945” – начертано на памятной плите.
(Далее читается отзыв одного из учеников о повести.)
Книга вызывает жалость к этим 240 курсантам. Ведь совсем молодые ребята погибли. Им бы жить да жить, радоваться жизни.
(Далее читаются сочинения “Не для войны рождаются мальчики”.)
Учитель. Война кончилась, унеся с собой 27 млн. жизней людей. Грозные события войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.
Ребята, каждый из нас должен стать борцом за мир, защитником детей, матерей. Люди, будьте бдительны! Я от имени всех матерей хочу громко крикнуть:
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонадыУслышал мой ребенок, мой и твой.Пусть мир взорвется криком “НЕТ! НЕ НАДО! МНЕ НУЖЕН СЫН НЕ МЕРТВЫЙ, А ЖИВОЙ!”
4.Итоги урока.
5.Домашнее задание: Прочитать повести К. Воробьева “Крик” и “Это мы, Господи!” [19, с. 26]
Безусловно, положительными моментами этой разработки являются широкое включение стихов о войне, разнообразие приемов (рассказ, чтение отзыва, беседа, элементы дискуссии), использование элементов текста, апелляция к чувствам учащихся. В данном план-конспекте уделяется также внимание предварительной подготовке учащихся к уроку. Автор работы полагает, что проведение такого урока будет интересно и в полной мере познавательно для учеников, а для учителей он может послужить примером построения работы на уроке.
2.2 Из опыта работы учителей г. Могилева
Что касается работы педагогов г. Могилева, то в результате исследований и опросов, проведенных автором данной работы в 8-ми школах, можно сказать с некоторой долей уверенности, что они пользуются обычно общепринятыми приемами и формами работы. Разумеется, это не исключает оригинального подхода к анализу произведений, построению уроков. В частных случаях мы можем столкнуться с весьма интересными примерами проведения как просто уроков, так и мероприятий по внеклассному чтению.
Автор работы, например, был свидетелем проведения в школе №22 учителем Л.Н. Селезневой следующего урока по повести Б. Васильева:
Урок развития речи на тему: ««Подготовка к написанию рецензии на повесть Б. Васильева „А зори здесь тихие“», 9-й класс
Цели урока:
1) учить анализу художественного произведения;
2) продолжить отработку навыка написания рецензии;
3) при помощи аудиовизуальных средств развивать ассоциативное мышление, помогать более глубокому восприятию образов, идеи, учить созданию киносценария;
4)воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование урока: портрет писателя, кинофрагменты фильма «А зори здесь тихие», аудиозапись, повесть «А зори здесь тихие», карточки: план отзыва, план рецензии, фрагменты повести;
Оформление стенда «Сегодня на уроке»: портрет, фотографии писателя, кадры из фильма, слова из повести, содержащие идею.
Оформление доски:
Собирательный – обобщенный, относится ко многим. Эволюция – развитие, процесс, переходящий в качество (значение слов записывается в ходе урока).
Отзыв о …… Рецензия на……
Режиссер Станислав Ростоцкий
Актеры: А. Мартынов, Н Долганова, Е. Драпеко, И. Маркова, О. Остроумова, А. Шевчук.
Эпиграфы:
Ты гори, зари полоска узкая,
По земле ползет пожара дым…
Мы тебя, земля родная, русская,
Никогда врагам не отдадим! И. Молчанов.
У войны не женское лицо. С. Алексиевич.
Ход урока.
I. Чтение учеником под фонограмму проигрыша и припева песни «Эх, дороги» стихотворения Ю. Друниной.
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы, девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты-
То юность моя в огне…И
дут по войне девчата,
Похожие на парней.
II. Слово учителя.
Прозвучало стихотворение Ю. Друниной. «Женщина на войне». Женщина и война – совместимы ли эти понятия? Подвиг, его грани, его гуманистическая сущность – об этом мы будем говорить сегодня. Сказанное должно найти отражение в предстоящей работе – рецензии. Итак, одна из целей наших двух сегодняшних уроков — продолжить отработку навыка написания рецензии, ввести в рецензию на книгуэлемент рецензии на фильм, так как следующий этап в нашей работе по развитию речи — рецензия на фильм. Мы должны уметь отличать рецензию от отзыва. Рецензию мы будем писать на повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». В этом году юбилей писателя.
продолжение
--PAGE_BREAK--III. Слово о писателе. Сообщение ученика.
Писатель Б. Васильев родился в городе Смоленске в 1924 году 21 мая в семье военного. Учился в городской школе, не имея особых успехов. Летом 1941 года через две недели после начала войны ушел на фронт прямо со школьной скамьи. На фронте был тяжело ранен, но к 1943 году состояние Бориса Васильева улучшилось, он выздоравливает. После окончания войны решил идти по стопам отца и поступил в Академию бронетанковых войск, но тяга к творчеству взяла верх. У Бориса Васильева было желание изложить на бумаге все, что он увидел и пережилна фронте. Так появились повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился».В ответ на критику повести «А зори здесь тихие» Б. Васильев пишет: «Я не Васков, хотя многим на него похож». Несомненно, свои чувства писатель отразил в диалоге:
— Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему решение такое принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли?..
— Не надо,- тихо сказала она, — родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а потом – канал».
IV. Работа над эпиграфами.
Чтение эпиграфов. Ответы на вопросы: 1) Почему их два? 2) Как они раскрывают содержание повести?
Рекомендация: отразить содержание ответов в рецензии.
V. Работа над отзывом.
1) Словарная работа: отзыв о…., рецензия на…
2) Слово учителя. Вы должны уметь отличать отзыв от рецензии. После прочтения книги я попросила вас написать отзыв, в котором бы отразились ваши первые впечатления от прочитанного. (Дается краткий анализ работ)
3) Чтение отзыва. (2 лучшие работы)
4) Вопрос: чем отличается отзыв от рецензии?
VI. Анализ текста. Просмотр фрагментов фильма
1) В написании рецензии вам помогут вопросы, предложенные мною для обсуждения, работа с текстом и кадры из великолепного фильма Станислава Ростоцкого. Итак, смотрим, слушаем, размышляем, делаем записи.
2) Просмотр фрагмента (начало фильма — пейзаж) – 30 секунд.
3) Вот в этих местах, карельских лесах, и происходили события, описанные в повести. Как вы понимаете название повести? Как помогает пейзаж раскрыть смысл названия произведения? (Красив карельский пейзаж: зеленые леса, чистые реки, спокойная гладь воды, высокое глубокое небо. Тишина. Тихие зори. И все это разрушают автоматные очереди. Война не должна разрушать мирную жизнь. И каждый должен это помнить и сохранить Землю. Землю, где зори тихие. Помнить о тех, кто сохранил мир).
4) «А зори здесь тихие, тихие…». И вот в этом тихом, красивом месте, где, казалось бы, что и войны-то нет, погибают пять девушек-зенитчиц, защищая свою Родину. В чем своеобразие характера каждой из пяти девушек, что делает каждую неповторимой?
(Учащиеся характеризуют героинь, выделяя черты, отличающие девушек друг от друга: Рита Осянина — ярко выраженное чувство долга. Соня Гурвич – поэтичность, хрупкость, незащищенность. Женя Комелькова – отчаянная, ярко красивая, ее красотой восхищаются все: мужчины, женщины, друзья и даже враги. Лиза Бричкина – душевность, открытая сердечность, понимание природы. Галя Четвертак – большая фантазерка, способна преображать действительность.)
5) Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает именно такие типы героинь?
(Чтобы подчеркнуть: девушки разные, но их сейчас объединяет одно — защита Родины. Они не созданы для войны, но вынуждены стрелять.)
6) У каждой из них свой счет к фашистам. Какой?
(У Риты Осяниной на второй день войны в утренней контратаке погибает муж. У Жени Комельковой «маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пулемет». У Сони Гурвич семья оказалась в оккупированном Минске. Лиза Бричкина жила в ожидании счастья, и вот, казалось, оно нашло ее — Лиза чувствовала это. Но все разрушила начавшаяся война. Галка Четвертак верила в свои фантазии, и, возможно, они стали бы реальностью, но этому помешала война).
7) Важно увидеть и то общее, что все–таки заключено во всех девушках-зенитчицах. Что же это? Давайте рассмотрим сцену прибытия на разъезд и обустройство.
(Выразительное чтение и комментарий отрывков: «И оторопел…. за последний месяц». «Ночами зенитчицы азартно лупили…. хихикать будут до осени».)
— Каким чувствам окрашивает автор эти строки, описывая взаимоотношения Васкова и зенитчиц?
(Чувством юмора).
— Так какие же общие черты свойственны девушкам?
(Женственность, доброта, жизнелюбие, обаяние, нежность).
— Доброта…. Приведите примеры уже боевых действий, где проявляется это качество. Перескажите эти эпизоды кратко, делая упор на состоянии героинь, затем сделайте вывод.
(Рита Осянина подбила немецкий самолет и расстреляла парашютистов. «Девчонки, крича от восторга, целовали Риту, она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло».
Женя Комелькова, преследуя вместе с Васковым диверсантов, спасает его, убивая фашиста прикладом винтовки. «Женька вдруг бросила винтовку и, согнувшись, пошла за кусты, шатаясь, как пьяная. Упала там на колени: тошнило ее, выворачивало, а она, всхлипывая, все кого-то звала – маму что ли….».
Эпизоды показывают, что девушки тяжело переживают смерть врагов. Враг для них – прежде всего человек. Убивать они вынуждены: идет война).
— Есть какие-то сомнения у девушек, правильно ли они поступают, выражая готовность вступить в бой на этой территории, где нет фронтовых действий?
(Сомнений нет. Готовность вступить в бой — это общее, что объединяет девушек).
— Мы подошли к термину «собирательный образ». Что же это значит?
(Обобщенный, относящийся ко многим).
— Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?
(Да).
— Перечислите еще раз качества, характеризующие зенитчиц.
(Женственность, обаяние, жизнелюбие, нежность, доброта, готовность принять бой, защитить свою Родину).
8) Ради этого они не жалеют своих жизней. Посмотрим фрагменты фильма, трагические сцены.
Гибель девушек. Роли исполняют: Рита – И. Маркова, Женя – О. Остроумова, Соня – А. Шевчук, Галя – Н. Долганова, Лиза – Е. Драпеко, Васков – А. Мартынов.
— Фильм прекрасен. Актерам удалось передать душевное состояние героинь. Но фильм все-таки не может заменить слова. Давайте обратимся к тексту. Возьмем три эпизода.
9) Анализ эпизодов.
Эпизод гибели Лизы Бричкиной. Выразительное чтение отрывка «…огромный бурый пузырь…» до конца главы, глава 7.
— При помощи каких художественных средств автор передает состояние героини?
(Эпитеты: острая (боль), холодная жидкая (грязь), одинокий (крик); антитеза: жидкое месиво — синее прекрасное небо; метафора: «копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу»; сравнение: «свет солнца, как обещание завтрашнего дня»; подбор глаголов подчеркивает безысходность положения Лизы: рванулась, потеряли, повисли, сдавила, тащило, извивалась; (крик) звенел, взлетал, путался, падал, взлетал)
Эпизод гибели Жени Комельковой.
— Почему оказалась один на один с фашистами?
Чтение отрывка «А немцы ранили ее вслепую…» до конца главы, глава 13.
— Какими словами передается несовместимость: женщина и война?
(Долго смотрели, гордое прекрасное лицо). Эпизод гибели Риты Осяниной.
— Что заботило Риту перед смертью? Ответьте текстом.
(Глава 14 « Она не жалела себя, своей жизни… как потом сложится его жизнь». «Женя сразу …умерла?»)
— Как передает автор ощущение Васкова, когда он услышал выстрел?
(«Он скорее почувствовал, чем расслышал…» Глаголы, деепричастия: почувствовал, расслышал, замер, вслушиваясь, боясь поверить, побежал — передают напряжение, горечь, жалость).
10) Чтение учителем фрагментов. «Старшина не ответил…» до конца главы, глава 12, «Здесь у меня болит….а уже потом канал», глава 14. Прокомментируйте строки. С каким чувством прощается Васков с девушками?
11) Можно ли назвать гибель девушек героической?
(Да).
12) Работа над образом Васкова.
— Подвиг совершают на только девушки, но и старшина Васков. К этому герою применимо слово эволюция. Эволюция героя. Что такое эволюция?
(Развитие, процесс, переходящий в качество).
— Как изменился Васков? Давайте, применяя прилагательные, причастия, проведем параллель: начало произведения — встреча зенитчиц и конец повести — пленение немцев.
(встреча зенитчиц пленение немцев
суровый глубоко переживающий
сухой страдающий
холодный умеющий быть твердым)
скрытный
придерживающийся только устава
малограмотный
не умеющий принимать решения
— Работа над отрывками произведения (выразительное чтение фрагментов, напечатанных на карточках). Какие приемы применяет автор, рисуя образ Васкова?
(Несобственно-прямая речь, авторская характеристика, экскурс в историю).
VII. Обобщение. Выступление ученика.
Мы видим, что, знакомя читателя с Васковым, Б. Васильев прибегает и к прямой авторской характеристике, и к несобственно–прямой речи, и к экскурсам в прошлое героя. Символ опорной роли таких людей, как Васков, добросовестных работников, трудяг и в мирной жизни, и в военной. Он педантично следует уставу — это выдает ограниченность кругозора старшины, ставит нередко в смешное положение. Взаимоотношения старшины и зенитчиц сначала складываются трудно именно оттого, что, с точки зрения Васкова, девушки постоянно нарушают Устав, а, с точки зрения девушек, что Васков слепо следует Уставу, не учитывает живую жизнь. Для них он «пенек замшелый: в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается характер Васкова. Он проникается сочувствием и теплом к горю каждой, узнавая их ближе. Сроднившись с ними бедой, желанием победить, Васков говорит: «Да какой я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат».
Но еще более существенно другое изменение в характере. Мы видим, что Васков по привычкам, по складу мышления — добросовестный исполнитель. Иногда смешной в своей педантичности. Но, преодолевая первоначальную растерянность, опаску, Васков приобретает решительность, инициативность. И делает то, что в его положении могло быть единственно правильным и возможным. Он рассуждает: «Война- это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает. Устав для того и создан, чтобы голову тебе освободить, чтобы ты вдаль думать мог, на ту сторону, за противника».
VIII. Вывод. Слово учителя.
Борис Васильев видит основу духовного преобразования старшины в его исконных нравственных качествах, прежде всего в неискоренимом чувстве ответственности за все на свете: за порядок на разъезде и за сохранность казенного имущества, за настроение подчиненных и за соблюдение ими уставных требований. Так в повести «А зори здесь тихие» раскрывается связь между добросовестностью, рачительностью человека-труженика и его способностью к высокой гражданской активности.
В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма. Авторская интонация, сливаясь с голосом Васкова, достигает патетики: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия».
Единый подвиг – защита Родины – уравнивают старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде. Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, чтобы зори были тихие. Это и есть мера героического, по Васильеву.
Кому же адресована повесть?
(Молодому поколению, чтобы помнили – об этом говорится в эпилоге).
IX. Беседа по фильму.
Создатель фильма С. Ростоцкий усилил эмоциональную отдачу. Средствами киноискусства удалось углубить контраст между мирной счастливой жизнью и войной, смертью, лежащей в основе повести. Почему в фильме война в черно-белом изображении, а мирная жизнь девушек (вспомните фрагменты первой части фильма, просмотренные ранее) и современная – в цветном?
(Присутствие цвета напоминает, что красота природы никого не трогает, не задевает. Все силы отданы борьбе.)
— В фильме нашим современникам уделено больше места, чем в книге. Поэтому тема памяти стала значительнее.
X. Просмотр фрагмента фильма (эпилог) – три минуты.
XI. Черновая работа над фрагментами рецензий.
Класс работает над пунктом плана рецензии «Художественные средства, язык произведения».
XII. Чтение работ. Подведение итогов урока. Домашнее задание: написать рецензию.
Рассматривая этот урок, хочется отметить использование таких средств наглядности как просмотр фрагментов фильма, прослушивание фонограммы, а также работу над эпиграфами произведения. Большой интерес представляет умело организованная беседа, тщательно подобранные вопросы которой умело направляют ученика к раскрытию основного замысла повести. Органично сливается с основной идеей урока подобранный учителем эпиграф – стихотворение Ю. Друниной. Интересна также перекличка с уроком русского языка (работа над понятием «отзыв», развитие речи).
С полной уверенностью можно сказать о том, что этот урок, проведенный в могилевской школе, стоит в ряду с теми уроками, примеры которых можно найти в лучших методических изданиях.
2.3 Материалы по внеклассной работе к теме ВОВ в русской литературе
Внеклассная работа по любой из литературных тем всегда важна и необходима. Если же речь заходит о темах Великой Отечественной войны – ее важность возрастает во много раз. Отчасти этому способствует ограниченное количество часов, предусмотренных в программе на изучение военной прозы и поэзии. Отчасти – важность и актуальность самой темы, ее непосредственная соотнесенность с нашим временем.
Внеклассная работа по теме ВОВ в 8-9 классах может проводиться по нескольким направлениям.
Прежде всего, это работа над теми произведениями, которые в программе вынесены в графу дополнительного чтения. Конечно, их список может корректироваться учителем по своему усмотрению. Эту работу можно в основном проводить на факультативных занятиях. При этом ее формы и приемы не будут намного отличаться от тех, которые уже были перечислены выше.
При этом полезно не только расширять знания ребят об уже знакомых по урокам авторах, но и проводить параллели с белорусской прозой. Например, вот какой урок был проведен в могилевской школе №35 учителем Федоровой Г.Л.
Тема войны в творчестве А. Адамовича. Повесть «Каратели» (внеклассное чтение)
До урока учащиеся получили раздаточный материал — словарь урока и цитаты из произведений Алеся Адамовича. С них и начался урок.
Какой устойчивый символ прозы Адамовича прослеживается в этих цитатах?
После выразительного чтения цитат ребята пришли к выводу, что устойчивым символом прозы Адамовича является черта.
Специально подготовленный ученик более подробно рассказал о многозначности этого символа у Адамовича, подтверждая каждое значение символа примерами из текстов.
“Произведения белорусского прозаика редко воспроизводят жизнь в её спокойном течении. Тишина здесь всегда обманчива. Время драматического напряжения… До роковой черты и после неё. На эту черту рано или поздно выходят все персонажи писателя. Кто по велению долга, кто — под нажимом обстоятельств.
На этой черте совершается очная ставка личности со своей же совестью…” [20, с. 125]
На стенде были представлены книги писателя, все они посвящены военной тематике, даже там, где прозаик обращается к мирной действительности, там всё равно звучит эхо огненных лет. А война в произведениях писателя особая, партизанская.
Прослушав выступление своего товарища, десятиклассники вспомнили, почему партизанская война является особой, узнали, что о войне Адамович знал не понаслышке, поэтому многие эпизоды у него строго документированы, взяты с натуры.
Следующая часть урока была посвящена целостному анализу повести “Каратели”.
Эта повесть вышла в свет в 1979 году. “Тема карателей вызревала в творчестве писателя не одно десятилетие. В одной из публицистических статей Адамович писал: “Ответить, объяснить совсем не просто, а не поняв, не объяснив, не поймёшь, откуда же и как “вдруг” в центре Европы “появился” народ без милосердия, по приказу политических маньяков убивавший всех, кто не он сам, и даже других приспособивший к этой своей работе…” [21, с 37]
После прослушивания музыкальной композиции “Хатынь” в исполнении ВИА “Верасы” внимание ребят было акцентировано на эпиграф урока.
продолжение
--PAGE_BREAK--Хатынь — напоминание о философии фашизма.
Хатынь — напоминание о гитлеровских планах ликвидации не только славянских, но и европейских народов.
Хатынь — напоминание о бедствиях, грозящих миру в атомной бойне.
Вот эта Хатынь и звучит в повести “Каратели”.
Целостный анализ начался с вопроса о стилистической особенности этого произведения.
Адамович анализирует характер мышления нацистов, аргументы, которыми они оперировали. Для этого он использует монологическую речь.
Внимание ребят было обращено и на эпиграф к повести, одна из цитат которого принадлежит немецкому мыслителю Ф.Ницше.
Адамович не раз ссылается на те изречения Ницше, которые были взяты на вооружение Гитлером. Писатель показывает, как теоретические упражнения нацистов оборачивались гибелью миллионов людей.
Обсуждение повести продолжили ответы учащихся на вопросы:
Какова же философия фашизма и как достигается достоверность изображаемого в повести Адамовича?
Как действует механизм философии фашизма на примере штурмбатальона Дирлевангера?
В начале урока мы сказали, что устойчивым символом прозы Адамовича является черта. Как этот символ проявляется на страницах повести?
Десятиклассники делали выводы о том, что мысль писателя упорно проникает в недра социальной психологии фашизма, выявляя аномальную систему, которая формировала нелюдей.
Звучали отрывки из повести, в том числе и монолог Гитлера на фоне музыки Шестаковича, раскрывающие суть философии фашизма. Обращаясь к монологам новоиспечённых карателей, ребята проследили, как автор опровергает на страницах повести философию, устранявшую ответственность за совершённое ими. (Они сами выбрали этот путь. У каждого был выбор. Вина этих людей неискупима и не подвластна сроку давности.) На этом этапе урока звучали и слова Л. Толстого, взятые писателем в качестве второго эпиграфа.
“Каратели” — это произведение о прошлом. Почему надо возвращаться к прошлому? В своих письменных работах учащиеся указывали на то, что “это прошлое живёт в памяти”,
“человеконенавистнические идеи и поныне ещё воскресают…”, “надо помнить, чтобы не повторились ошибки прошлого”, “в жизни человека бывают белая и чёрная полосы, одна сменяет другую, и надо достойно пережить последнюю”, “в любой ситуации надо помнить, что ты Человек”.
“Будущее иногда бросает камни в прошлое. К этому следует быть готовыми. Готовыми к тому, что, собирая “камни” правды о себе и о своём времени, приготавливаешь их и для себя.
Но так уж устроен человек — боль правды, всей правды для него в конечном счёте важнее, дороже сомнительного “блаженства” неведения и лжи.” [22, с 38]
Всё, о чём говорилось на уроке, было, и живущие люди должны об этом знать.
Стоит уже более полувека деревня, где нет домов, а только одни колокола. Они звонят, напоминая нам о том, что история может повториться, взывая к разуму людей. Мы возвращаемся в прошлое, чтобы понять, как это было. [23, с 86]
Таким образом, урок способствовал обеспечению усвоения роли истории в жизни общества, современности творчества А. Адамовича; содействовал воспитанию у учащихся патриотических чувств, презрения к насилию, несправедливости; способствовал развитию умения выстраивать монологическое высказывание с опорой на текст. Была продолжена работа над целостным анализом текста, над умением строить рассуждение и делать выводы, видеть стилистические особенности текста.
Другими примерами внеклассной работы по темам ВОВ могут быть уроки-концерты. Эта форма особенно полезна при изучении лирики. «Подобного рода уроки могут проводиться как по общим темам («Песни и стихи военных лет»), так и конкретно по теме жизни и творчества одного автора (например, В. Высоцкого, у которого есть множество песен о войне)».[24, с. 48] Прослушивание или исполнение песен на таком уроке может чередоваться с краткими пояснениями учителя (рассказ о военной действительности, поясняющий темы песен, краткая справка из жизни поэта и т.д.)
Л.К. Черканова в своей статье приводит такой эпизод урока-концерта по военной тематике творчества Высоцкого в 9 классе.
Слово учителя: В начале войны, когда отдавались приказы «Ни шагу назад», когда шли ожесточеннейшие бои, существовала такая своеобразная традиция командования: очень быстро раздавались награды и звания. На протяжении одного боя тогда можно было стать из младшего лейтенанта капитаном и получить, например, звезду героя. Однако нужны ли были эти награды там, где в живых не оставалось иногда ни единого солдата? Об этом — песня В. Высоцкого «Звезды».
Звучит песня.
Мне этот бой не забыть нипочем –
Смертью пропитан воздух…
А с небосвода бесшумным дождем
Падали звезды…
и т.д. [25, с. 12]
Занятия по внеклассному чтению могут также быть представлены в виде урока-воспоминания. В таком случае они могут быть приурочены ко Дню Победы.
Во время приближения 9 мая внеклассная работа как правило активизируется. Ученики могут принимать участие в концертах, посвященных очередной годовщине Победы, выпускать стенгазеты, посвященные этой знаменательной дате, представлять собственное творчество…
Уроки по темам внеклассного чтения на этот период могут проводиться в разнообразных формах: например, урок-праздник «Ради жизни на земле», в котором последовательно вспоминаются основные вехи войны, описывается ее трагедия, звучат музыкальные произведения о войне (песни Высоцкого, Окуджавы и т.д) и военные стихотворения. Это позволяет в нестандартной форме познакомить учеников с лирикой о войне, не включенной в программу. Живость уроку придают рассказы ветеранов, чтение дневников К. Живульской, рассказа И. Каминского (см. приложение).
Плодотворна также такая форма работы на уроке внеклассного чтения как творческая мастерская. Ее можно проводить при изучении прозаических произведений. Особенно интересны занятия по группам (каждая группа получает свое задание: художники – нарисовать образ Родины в восприятии подростка довоенных лет, музыканты – передать в музыке атмосферу предвоенного времени и т.д.) Творческая мастерская позволит получить зримый образ того, как ребята понимают произведение, какие чувства они испытывают после его прочтения. (см. приложение).
Можно предложить ученикам и библиотечный урок, который удобнее всего посвятить отдельному эпизоду Великой Отечественной Войны, обороне одного города, рассмотрение одной битвы или операции (блокада Ленинграда, операция «Багратион», Курская Дуга, оборона Сталинграда). Такой урок дает большой образовательный эффект, т.к. ученики подробно узнают о военном событии, которое на уроках истории рассматривалось ими лишь мельком. Разумеется, в тесной связи с произведениями ранее неизвестных им писателей и поэтов (В. Некрасова, А. Дементьева, И. Слепнева и т.д. – см. приложение).
Хороший эффект при внеклассной работе дают также мероприятия внешне не связанные с литературой: поход в музей, встречи с ветеранами, просмотр военного кино. Основная задача этих мероприятий – пробуждение в учениках интереса к военным событиям, желания узнать побольше о них, т.е, того самого интереса, который после может быть удовлетворен литературными произведениями.
Экскурсии и организация музеев боевой славы, небольших «уголков военной памяти» в самой школе на самом деле дают хорошие результаты. Автору данной работы во время обучения в школе приходилось выступать в роли экскурсовода. Очень часто ученики 7-8 классов, впервые приходя в музей, высказывали подобные мысли: «Ну, и зачем было воевать? Вот если бы мы проиграли эту войну – были бы сейчас Европой…»Иными словами, проявляли обыкновенное невежество по отношению к военной тематике. После же нескольких экскурсий в музее мнение многих (и эрудиция) менялись. Хочется привести здесь несколько высказываний учеников школы №22 после посещения музея:
— Я не знал, что у немцев был такой план («Барбаросса», прим. авт.). Ну, мне говорили. Но так, чтобы, про лагеря и про все эти планы я не знал. (Антон Ю., 6 кл.);
— Меня поразило, что воевали иногда подростки, которые были не намного старше нас. Хочется узнать о наших сверстниках на войне побольше. (Валентина И., 7 кл.);
— Я представлял себе войну иначе. Я как будто впервые увидел ее по-настоящему. Это очень страшно. (Виталий К., 7 кл.);
— Когда смотришь документальные фильмы о войне, в них иногда не говорится того, что есть в этой экскурсии. Там просто цифры, а про жизнь отдельных людей не рассказывается. А самую правдивую картину о войне можно составить именно когда видишь судьбы, письма, лица…(Елена З., 8 кл.).
Видно, что посещение музея пробудило в учениках интерес к военным событиям, заронило желание узнать побольше о ВОВ, причем, именно о ее «настоящей стороне». Разумеется, это создаст благоприятную почву для восприятия в 8-9 классах военной литературы.
В заключение автор работы приводит высказывания учеников 8-9 классов школы №8. Им всем были заданы одни и те же вопросы: «Что нового вы узнали о войне из прочитанных произведений?» Ответы были такими:
— О том, какими должны быть настоящие защитники Отечества. (Ирина Г., 8 кл.);
— О том, как тяжело приходилось русским солдатам в начале войны.(Ольга С., 8 кл.);
— Я увидела войну как бы изнутри. Не так, как о ней рассказывают – нас сначала немного потеснили, а потом мы быстро победили. А то, какой ценой по-настоящему нам давались и победы и поражения (Елена Н., 9 кл.);
— Я осознал весь ужас военной реальности. Ведь если то, что происходило всего на одном маленьком кусочке фронта, умножить на несколько тысяч – получается картина, кошмар которой даже вообразить трудно! (Дмитрий Г., 9 кл.).
Напоследок еще одна фраза, сказанная учеником 9 класса сш. № 35 и точно отражающая не только основную идею всей литературы, вынесенной на изучение в 8-9 классах, но и то, что должны понять учащиеся после ее прочтения: «Война – это была не только победа…Так же как и День Победы – каждый день, а не только 9 мая. Тогда те люди, о которых писали Воробьев, Васильев и другие – сражались и погибали каждый день. И мы теперь каждый день должны жить как в праздник их Победы» (Юрий Ч.).
Заключение
В результате проведенной работы было осуществлено исследование и обобщение форм и приемов изучения литературы ВОВ в 8-9 классах, выяснение, целей, особенностей, проблем, основных путей этого изучения. На основе, этого, отвечая на поставленные в работе вопросы, мы можем сделать следующие выводы:
— Несмотря на свою относительную «молодость», курс литературы ВОВ занимает прочное место в ряду других произведений, предусмотренных программой. В свою очередь, та его часть, с которой ученикам предстоит встретиться в 8-9 классах, играет очень важную функцию: она знакомит учеников с авторами, писавшими на военную тематику, подготавливает к дальнейшему изучению военных произведений в старших классах, позволяет настроиться на правильное восприятие лирики и прозы о Великой Отечественной Войне.
— курс военной литературы в 8-9 классах тесно связан с такими предметами как всемирная история, история Беларуси, белорусская литература, что может быть использовано при проведении занятий.
— при изучении литературы ВОВ в 8-9 классах может использоваться все многообразие методических форм и приемов, что подтверждается разработками педагогов Беларуси и России (а также опытом педагогов г. Могилева).
— помимо общепринятых имеются некоторые специфические для данного курса находки (проведение урока-праздника с участием ветеранов, воссоздание панорамы боя и т.д.).
— большую роль при изучении военных тем играет дополнительное чтение, т. е, внеклассная работа, которая может реализовываться в различных формах (факультативные занятия, уроки-концерты, посещения музеев и т.д.).
— формы и приемы работы над произведениями военной тематики тесно связано с целями, которые призван реализовывать курс.
— в свете недавних событий и начавшейся в некоторых странах бывшего СССР, в свете вооруженных конфликтов в отдельных странах значимость курса литературы ВОВ резко возрастает. Как было уже сказано выше, иногда для учеников, подходящих к 8-9 классам характерна полная неосведомленность о военных событиях, ученики просто не ощущают войну как величайшую трагедию, не осознают ее масштабов. Или же место имеют так называемые ура-патриотические настроения, если ученики осознают Отечественную Войну как легкую и победоносную («потери были, но не у нас») Именно эти упущения должен исправить курс литературы, вводимый в 8-9 классах. Вместе с учителем с помощью художественных произведений ученики должны постичь неприкрашенную реальность войны, понять ее ужас, оценить всю ценность человеческой жизни – задача, как нельзя более актуальная на сегодняшний день. Особенность курса таким образом — прежде всего в его практической значимости.
Основные цели и задачи данной работы таким образом можно считать достигнутыми. Однако это – лишь малая толика в огромном количестве исследований, которые требуются по данной теме. Нерешенными остаются такие проблемы как соотнесение тем военной литературы в 8-9 и 11 классах, их преемственность и развитие в 11 классе основных мотивов, намеченных в 8-9; соотношение курса русской военной литературы с белорусской и изучение литературы ВОВ в школах с белорусским уклоном и т. д. Эти проблемы также представляются важными и актуальными на сегодняшний день.
Нам кажется, что Великая Отечественная Война осталась в далеком прошлом. Однако шестьдесят с небольшим лет для истории – ничтожный отрезок. И поколения, которые идут за нами, не должны забывать страшной были тех лет или оценивать ее неверно, или относиться к ней чересчур легко («подумаешь – была война, была победа!»). Как известно, забвение может вести к повторению. Об этом каждый учитель должен помнить прежде всего.
Приложение
Материалы по внеклассной работе
Урок 1. «Такими были наши дали...»
Тип урока: творческая мастерская.
Цели урока:
· Знать содержание повести Б.Васильева “Завтра была война”, проблемы, поставленные автором в произведении, знать историческую эпоху, изображенную на страницах повести.
· Уметь самостоятельно ставить цели, задачи на различных этапах работы, обобщать, анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, уметь раскрыть истоки их мужества, героизма.
· Развитие ассоциативного мышления, творческого воображения, чувства музыки, цветового восприятия. Приобщение к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной творческой деятельности.
· Воспитывать личность духовно-нравственную, социально-значимую.
Оформление: доска задрапирована в красный и темно-синий цвета, на доске белыми буквами написана тема, эпиграф, на столе карточки с заданиями для групп, тексты произведения, бумага, цветные карандаши.
Эпиграф:
Мне стал понятен смысл отцовских вех.
Отцы мои! Я следовал за вами,
С раскрытым сердцем, с лучшими словами….Николай Майоров
Ход урока
1. Индуктор. Начало, мотивирующее творческую деятельность.
Инсценировка песни Б.Окуджавы “До свидания, мальчики!”
Прощальные слова Его и Ее перед расставанием.
Он: Я ухожу, чтоб возвратиться…
Смотри, уже пылает небо.
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Над нашим счастьем поднят меч.
Она: Я верю, встреча повторится.
С тобою буду, где б ты не был…Я верю, встреча повторится,
Как тысячи счастливых встреч!
Учитель: Это будет завтра. А сегодня… (Звучат наизусть стихи Н.Отрады, отрывок из поэмы А.Твардовского “По праву памяти”).
***
А школьный мир! Когда и что могло бы
Соединить пространные пути,
Где даже мир – не мир, а просто глобус,
Его рукой нельзя не обхватить.
Он яблоком созревшим на оконце
Казался мне на выпуклых боках
– Где Родина – там красный цвет от солнца,
А остальное – зелено пока.
***
Ты помнишь, ночью предосенней,
– Тому уже десятки лет,
– Курили мы с тобой на сене,
Презрев опасливый запрет.
И глаз до света не сомкнули,
Хоть запах сена был не тот,
Что в ночи душные июля
Заснуть подолгу не дает…
То вслух читая чьи – то строки,
То вдруг теряя связь речей,
Мы собирались в путь далекий
Из первой юности своей.
Мы не испытывали грусти,
Друзья – мыслитель и поэт,
Кидая наше захолустье
В обмен на целый белый свет.
Мы жили замыслом заветным,
Дорваться вдруг до всех наук –
продолжение
--PAGE_BREAK--