Содержание
Введение
1.Теоретическая основа
1.1 Двигательнаяактивность, здоровье и развитие ребенка
1.2 Особенностиразвития движений детей 3-го года жизни
1.3 Формыорганизации по физическому воспитанию детей 3-го года жизни
2.Организация опытно-практической работы
2.1Роль воспитателя в организации подвижных игр, физкультурных занятий, утреннейгимнастики
Заключение
Списоклитературы
Приложение
движение физический воспитатель гимнастика
Введение
Основной цельювоспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности.Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведетсяактивная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активныйотдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место вукреплении здоровья.
Роль физическоговоспитания в развитии ребенка раннего возраста имеет огромное значение.Поднимаясь вначале главным образом через посредство двигательной деятельностипо ступеням самосознания, ребенок крепнет и развивается не как отдельное,изолированное существо, но как будущая социальная личность, так как именнопознание своих сил и степень веры в них, приобретаемые в процессе действования,в большой степени определяют социальные черты личности и положение ее вокружающей среде. При той роли, которую в жизни ребенка играет двигательнаядеятельность, культура правильных движений составляет одну из основных задачфизического воспитания. Твердая, правильная походка, стройное и устойчивоеположение тела, сильный и смелый прыжок, правильный размах руки, быстрый бег ит. п.- все это моменты, которые играют чрезвычайно важную роль в возникновениии укреплении того чувства здоровья, бодрости и веры в свои силы, которое,является чрезвычайно важным и ценным в формирующейся личности ребенка. Егодвигательная активность и двигательная одаренность, приобретенные имдвигательные умения и ловкость определяют не только его физическое развитие, нои социальное положение, т. е. то место, которое он способен занять во время игри занятий в зарождающемся детском коллективе (Е.А. Аркин, 1967).
Физическое воспитание для детей то же, что фундаментдля здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведенапостройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем большихуспехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и бытьполезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание несвязано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В периоддошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основыздоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничногофизического развития.
Физическое воспитаниедетей раннего возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья,совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическоеразвитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательныхнавыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты);развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательнойдеятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическимиупражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых чертличности.
Правильноорганизованное физическое воспитание детей раннего дошкольного возрастаспособствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний,улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Поэтомукрайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте,что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не толькополноценное физическое, но и умственное развитие. А такие важные данныечеловека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическаяактивность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок,а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда.
В физическом воспитаниидетей данного возраста должен соблюдаться строгий дифференцированный подход:при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр ифизических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья,физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенностиребенка.
С этой целью,предусмотренные в ДОУ занятия по физической культуре, следует строить всоответствии с психологическими особенностями данного возраста, доступности ицелесообразности упражнений.
Комплексы упражненийдолжны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически ипедагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребностьребенка в движении.
Положительные эмоции,эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучениидетей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Крометого, заинтересованность положительно действует на двигательную активностьдетей, особенно малоподвижных и инертных.
Следует также заметить, что к развитию ребенка нужноподходить планомерно, уделяя внимание всем видам упражнений: основные видыдвижений, общеразвивающие и игровые упражнения, подвижные игры, а также нельзязабывать об утренней гимнастике и занятиям с детьми на улице.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными —задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения. Поэтому великароль воспитателя в проведении работы по физическому воспитанию с детьми раннеговозраста, так как с ними дети проводят большую часть дня. Вот почему таксправедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я небоюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший трудвоспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственноеразвитие, прочность знаний, вера в своисилы».
Таким образом, физического воспитания детей раннеговозраста имеет огромное значение для будущего всего общества и цель физическоговоспитания в дошкольном учреждении это создание всех необходимых иблагоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкойличности. А цель воспитателя правильно организовать работу в этом направлении,т.е. планирование и проведение занятий по физической культуре с учетомвозрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка, созданиеусловий для нормального физического развития детей.
Все эти вышесказанные обстоятельства и послужиловыбором темы данного исследования. Они обращены к проблеме проведения работы пофизическому воспитанию возраста детей раннего возраста и роли в ней воспитателя.
В данной работе я такжерассмотрела особенности развития движений детей 3-го года жизни и формыорганизации по физическому воспитанию детей данного возраста.
1. Теоретическая основа
1.1 Двигательнаяактивность, здоровье и развитие ребенка
Ранний возрастнекоторые авторы называют преддошкольный. Ранний возраст – период наиболееинтенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразныхумений и поведения.
Умственное инравственное развитие ребенка в первые три года, больше, чем когда-либо вдальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпыфизического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всехорганов и систем еще не завершено, а потому и деятельность их несовершенна.
Двигательнаяактивность детей раннего возраста является фундаментом полноценногоформирования личности ребенка и сохранения его физического и психическогоздоровья.
К 3-му году жизниформируются основные переместительные движения, хотя их окончательноесозревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми темпами происходятрост скелета, увеличение мышечной массы, изменение пропорций тела,к 2—3 годам масса мозга утраивается (Б. Н. Клосовский).Осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности психики ребенка этоговозраста обусловливают целесообразность коротких по времени, но частоповторяющихся занятий разнообразного (преимущественно игрового) содержания.Недопустимы нагрузки организма ребенка упражнениями, связанными с большимсиловым напряжением и утомлением.
На третьем году жизни уребенка совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего онстановится физически более выносливым, у него повышается работоспособностьнервной системы. Однако дети этого возраста по-прежнему легко возбуждаются,утомляются от однообразной деятельности.
Организм ребенка 3-гогода жизни очень пластичен. Систематически проводимые оздоровительныемероприятия оказывают положительное влияние на его развитие.
В то же время самыеничтожные ошибки легко могут вызвать различные нарушения в здоровье ребенка и всостоянии его нервной системы. Поэтому правильная организация физическоговоспитания является одним из наиболее существенных разделов воспитания ребенкараннего возраста.
Изучение «состоянияздоровья» у детей раннего возраста предусматривает два направления:
1. Своевременнуюдиагностику донозологических отклонений здоровья с учетом показателейобуславливающих и характеризующих здоровье ребенка;
2. Обоснованностьназначений медико-педагогических корригирующих мероприятий для обеспечениягармоничного развития и оптимального здоровья.
Задача укрепленияздоровья детей раннего возраста является необходимым условием их всестороннего развитияи обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранитьи улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни,необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательномучреждении. Единое информационное пространство поможет родителям и педагогам врешении вопросов, связанных со здоровьем детей. Существует три линии «обороны»здоровья: режим; питание; физическое воспитание.
Грамотно организованнаядвигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья; являетсяодним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитиенервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органовдыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и вобеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулируетположительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу дляразнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.
Исследованияпоказывают, что уровень двигательной активности детей раннего возраста зависитот ряда факторов: времени года, суток, а также от пола ребенка и егоиндивидуальных особенностей. Летом потребность в движениях увеличивается, чтосвязано с изменениями в обмене веществ. Меняется потребность в движении и напротяжении суток: наиболее активны дети в первой половине дня с 9 до 12 часов,а во второй – с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем двигаются больше, чемдевочки. Одни дети отличаются повышенной двигательной активностью, у других онавыражена средне или слабо. Это может быть связано как с особенностямитемперамента ребенка, так и с условиями его жизни.
На третьем годудействия детей по самообслуживанию становятся более осознанными и ловкими.Малыши могут самостоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочьвзрослому расставить на столике посуду, вытереть салфеткой стол, застелитьпостель и пр. Бытовые действия способствуют не только социализации ребенка,усвоению им принятых в обществе норм и правил, но и развивают двигательныеспособности, такие, как координация движений рук и пальцев.
Развитиюдвижений служат занятия детей с различными предметами, которыми пользуютсявзрослые, а также с игрушками. Игры с дидактическими игрушками (пирамидками,кубиками, вкладышами), сюжетными игрушками, действия с использованиемпредметов-орудий (палка, сачок для вылавливания плавающих игрушек, совки илопатки для игры с песком и снегом), занятия рисованием, лепкой также включаютв себя самые разнообразные движения, которые способствуют развитию мелкоймоторики.
Физическоездоровье детей 3-го года жизни является одной из первооснов его полноценногоразвития. Нормально физически развивающийся ребенок, как правило, подвижен,жизнерадостен и любознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых.Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении должнобыть предметом особого внимания педагогов.
1.2 Особенностиразвития движений детей 3-го года жизни
На третьем годужизни у детей возрастает целенаправленность движений. В этом возрасте еще болеесовершенствуется ходьба. Дети передвигаются свободно, могут менять ритм инаправление движения; по сигналу останавливаются, возобновляют движение,ускоряют ходьбу и бегают. Увеличивается длина шага, но движения рук и ног невсегда согласованы.
По мере того,как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются условиядля более сложной деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и действий спредметами. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить вруках предметы, тащить их за тесемку, возить перед собой игрушку на палочке,игрушечную детскую коляску, играть с мячом (катать его, подбрасывать,перекатывать, догонять) и пр.; может встать на носочки, нагнуться и заглянутьпод что-то, чтобы достать игрушку рукой или с помощью палочки.
На третьем году ребенокв ряде случаев производит движения руками и ногами одновременно: можем кататьсяна трехколесном велосипеде, на ходу манипулируя предметами, во время пляскисогласовывает свои движения с движениями других детей (ходят парами, в общемкруге), топает ногами и одновременно хлопает в ладоши.
У детей третьегогода жизни бег еще не ритмичен и «тяжел» (бегут, опираясь на всюступню), но руки работают интенсивно и свободно.
Развиваетсяумение бросать: увеличивается сила броска, развиваются подготовительные движенияк овладению навыком замаха. К трем годам ребенок умеет отбрасывать мяч от грудидвумя руками вперед, забрасывать мяч в сетку, бросать и ловить большой мяч нарасстоянии 70—100 см.
Совершенствуетсяползание и лазанье. До 2,5 лет дети залезают на лестницу-стремянку высотой 1,5м, а старше — на вертикальную гимнастическую стенку той же высоты. К трем годамдети умеют уже подлезать под веревку, подпрыгивать на месте на двух ногах.Учитывая своеобразное строение стопы у детей этого возраста, их нельзя учитьспрыгивать с высоты. К трем годам ребенок умеет ходить вверх по наклонной доске(шириной 15 см и длиной 2 м), приподнятой одним концом на 30—35 см, и сходитьпо ней вниз до конца доски; подниматься на табурет (площадью 40х40 см) высотой25 см и сходить с него; перешагивать через палку или веревку, горизонтальноприподнятую над полом на высоте 30—35 см.
Совершенствуютсядвижения рук: ребенок почти самостоятельно может одеваться, раздеваться и умываться,начинает владеть карандашом, завязывать шнурки на узелок, застегивать пуговицы,пускать волчок и т. д.
Итак, к 3 годамдети могут:
• бегать, меняяскорость, в одном направлении или по кругу;
• кружиться наместе;
• ходить начетвереньках по дорожке;
• подниматься полестнице и спускаться по ней;
• влезать настул, скамейку, спускаться с них;
• бросать и ловитьброшенный с небольшого расстояния мяч;
• подпрыгиватьна двух ногах на месте и прыгать вперед,
• спрыгивать сневысоких предметов (10-15 см);
• перепрыгиватьчерез ручейки, канавки и др.
1.3 Формы организациипо физическому воспитанию детей 3-го года жизни.
Формы организациифизического воспитания — это воспитательно-образовательный комплексразнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательнаяактивность. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создаетоптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физическогоразвития и укрепления здоровья ребенка.
В физическом воспитаниидетей 3-го года жизни с целью развитие движений проводятся утренняягигиеническая гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия и др. Следует такжезаботиться о повышении двигательной активности ребенка на протяжении всего дняпутем создания соответствующей обстановки, подбора физкультурных пособий иигрушек и побуждения детей к ее использованию в самостоятельной деятельности.
Все эти формы, отвечаяобщим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка,находятся во взаимосвязи; а каждая из них имеет свои специальные задачи,определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.
Физическое воспитаниедетей данного возраста включает следующие задачи:
1) охрану и укреплениездоровья ребенка, нормальное функционирование всех органов и систем организма;
2) обеспечениесвоевременного и полноценного физического развития;
3) развитие движений;
4) обеспечение бодрогоуравновешенного состояния ребенка;
5) воспитаниекультурно-гигиенических навыков.
Основными средствамифизического воспитания являются:
а) правильное питание;
б) правильный режим;
в) правильноепроведение кормления, сна, туалета и ряда оздоровительно-закаливающих процедур;
г) созданиеблагоприятных условий для разнообразной деятельности и прежде всего длядвижений ребенка.
Физкультурные занятияявляются важной организованной формой воспитания и обучения детей движениям(двигательным навыкам и умениям), развития физических качеств.
По «Программевоспитания в детском саду» физкультурные занятия проводятся два раза внеделю. Занятия обязательны для всех здоровых детей. Они проводятся круглый годпо подгруппам 10—14 человек (с детьми третьего года жизни). Они могутсопровождаться музыкой. Необходимым условием для этого является тщательный иразнообразный подбор музыкальных произведений и их квалифицированное исполнение(Т. И. Осокина).
Значение занятийзаключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных,образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечиваетфизическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильныхдвигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения кфизкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.
Условнофизкультурное занятие можно разделить на три части (вводно-подготовительная,основная и заключительная), хотя оно представляет собой тесно связанное междусобой единое целое. Каждая часть физкультурного занятия имеет свои конкретныезадачи и определенное содержание.
Задачей вводной частиявляется подготовка организма ребенка к предстоящей повышенной нагрузке.
В основной частиосуществляется систематическое последовательное прохождение всего программногоматериала, нагрузка — максимальная.
Задача заключительнойчасти — привести основные показатели функции сердечно-сосудистой и дыхательнойсистем к исходным.
Содержанием вводной изаключительной частей занятий в большей части являются разные виды, ускореннойили спокойной ходьбы. В основной части проводят упражнения по развитию ходьбы,ползания и бросания, а также упражнения общеразвивающего характера. Во времявыполнения упражнений надо соблюдать необходимые для отдыха детей паузы.
Делениефизкультурного занятия на части соответствует закономерностям включенияорганизма в работу и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решениязадач физического воспитания детей. Количество частей в занятии, ихпоследовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, в то жевремя продолжительность каждой части, содержание ее изменяются в зависимости отвозраста, состояния здоровья, физического развития детей.
Утренняя гимнастика — обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Онаснимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всехмышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенкак последующим нагрузкам.
Продолжительностьутренней гимнастики колеблется от 5 до 10 мин.
При подборе упражненийдля комплекса утренней гимнастики необходимо учесть следующее: 1) они должнысоответствовать требованиям программы по гимнастике для детей данного возраста;2) должны быть простыми по форме и в основном знакомы детям. Поэтомурекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавновыполняли на физкультурных занятиях (но не обязательно те, которые были напоследнем занятии). Один комплекс проводится в течение недели, а затем меняется(выполнение комплекса в течение 2-х недель снижает интерес детей к ним).
Комплексы утреннейгимнастики составляются следующим образом. Вначале надо организовать группудетей, сосредоточить их внимание, поэтому утренняя гимнастика начинается спостроения, затем ходьбы в сочетании с легким непродолжительным бегом. Уместныздесь и специальные упражнения на внимание и быстроту реакции (например,изменение направления бега или резкая остановка по сигналу). Затем детиперестраиваются для выполнения ОРУ.
Упражнения подбираютсятаким образом, чтобы последовательно прорабатывались различные мышечные группы:плечевого пояса, ног, боковые мышцы туловища, мышцы спины, брюшного пресса,стопы. Затем обязательно включаются упражнения, способствующие усилению обменавеществ в организме. Это различного рода подскоки, которые могут чередоваться слегким бегом.
В конце утреннейгимнастики надо урегулировать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательнойсистем. Здесь даются упражнения в ходьбе желательно с музыкальнымсопровождением.
Подвижные игры являютсяважным средством физического воспитания. Подвижные игры включаются вфизкультурные занятия детей, утреннюю гимнастику, а также в часысамостоятельной деятельности детей.
При проведенииподвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремлениевыполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координациядвижений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Ценностьподвижных игр заключается в том, что, помимо развития движений, выполнениеразличных правил в игре требует от ребенка понимания ситуации, внимания,выдержки. У него воспитывается умение совместно играть, согласовывать своидвижения с движениями других. Подвижные игры при правильном проведении вызываютмного радости, смеха, положительно влияют на физическое развитие детей.
Особенно широкоиспользуются подвижные игры в теплое время года на прогулке, где детям должныбыть предоставлены большой простор и различные пособия. При проведенииподвижных игр необходимо следить, чтобы детям не приходилось делать одни и теже движения или длительно сохранять какую-то одну позу, так как все это быстроутомляет их. Необходимы разнообразные движения, вызывающие деятельностьразличных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.
Подвижные игрыспособствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровления организма,обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведения,ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
2. Организацияопытно-практической работы
2.1 Роль воспитателя ворганизации подвижных игр, физкультурных занятий, утренней гимнастики
Задача воспитателя припроведении работы по физическому воспитанию детей заключается в систематическомосуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательныхзадач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровьяребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитаниеэмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннееразвитие его личности.
Особенности физическогоразвития детей раннего возраста требуют от воспитателя строгой регламентациидвигательной деятельности детей в организации подвижных игр, физкультурныхзанятий, утренней гимнастики.
Распределениеобязанностей во время проведения занятий по развитию движенийВоспитатель Помощник воспитателя
Составляет картотеку по содержанию занятий, утренней гимнастики, подвижных игр.
Изготавливает пособия, атрибуты для занятий, игр.
Целенаправленно отбирает игровой материал.
Планирует последовательность применения игр и игровых упражнений.
Разрабатывает и проводит игры-занятия с детьми с высокой и низкой двигательной активностью.
Организует предварительную работу с помощником воспитателя.
Проводит занятия с детьми по подгруппам.
Ориентируется на допустимые нагрузки на сердечно-сосудистую систему ребенка для каждого вида движений.
Следит за самочувствием малышей.
Следит за тем, чтобы использовалось все пространство помещения.
Учит элементарной страховке и сам подстраховывает детей.
Показывает движения и все упражнения выполняет вместе с детьми, как бы становясь старшим ребенком.
Отвечает за темп и длительность занятия. Придает развивающий характер процессу обучения воспитанников.
Осуществляет взаимодействие с родителями по проблемам физического воспитания и развития детей. Занимается с детьми другой подгруппы (пальчиковый театр, настольные игры, чтение художественной литературы).
Подвижные игры какосновная двигательная деятельность детей раннего возраста планируетсявоспитателем в различное время дня в соответствие с режимом данной возрастнойгруппы. Он включает их в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, а также вчасы самостоятельной деятельности детей. При этом воспитатель должен следить,чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие хотя бы в одной игре.
Задача воспитателя приорганизации подвижных игр с детьми раннего возраста — научить выполнять рядправил: бежать в определенном направлении, останавливаться по сигналу. Припланировании учитывает разнообразие движений, вызывающих деятельность различныхмышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.
При проведенииподвижных игр педагог следит за тем, чтобы дети сразу включались в игровуюдеятельность, а не строились специально перед игрой; во время игры нетолпились, не мешались друг другу; чтобы детям не приходилось делать одни и теже движения или длительно сохранять какую-то одну позу, так как все это быстроутомляет их.
Воспитатель сампринимает участие в игре с детьми раннего возраста и берет на себя ведущуюроль, показывая, что и как надо делать. Его радостное активное состояниепередается детям. Путем показа, объяснения воспитатель обучает детей новымдвижениям. Регулируя число повторений, подбирая разные игры по трудностивыполнения того или иного движения, воспитатель обеспечивает определеннуюфизическую нагрузку.
Одним из необходимыхусловий успешного проведения физкультурных занятий является правильноепланирование и правильная организация. Дети должны по возможности заниматься вфизкультурном зале (если его нет, то в групповой комнате). Это необходимо дляразвития ориентировки детей в большом пространстве, дает возможность в большеймере проявить двигательную активность. С детьми 3-го года жизни воспитательорганизовывает занятие со всей подгруппой; при этом используются поточный ифронтальный методы.
Перед занятиемвоспитатель подготавливает необходимые пособия, хорошо проветривает помещение,проверяет одежду детей.
Для проведения занятийфизическими упражнениями воспитатель подготавливает простейшие пособия: палки,каталки, мостики, доски, скамейки (для развития ходьбы и равновесия), бревна,деревянные лесенки (для развития лазания), большие корзины, коробки, обручи,сетки (для упражнений в метании). Применяемые пособия по размерам, массе и удобствупользования ими должны соответствовать возрасту детей.
В ходе проведениифизкультурного занятия педагог следит за тем, чтобы ребенок не уставал, если ондлительно находится в одном и том же положении, если он повторяет движенияодного и того же характера, т.к. однообразная мышечная нагрузка вредна в этомвозрасте. Нужна частая смена одних движений другими, чередование движений сотдыхом. Чередование упражнений разного характера и для разных мышечных группобусловливает активный отдых; чередование физической нагрузки с рассказом ипоказом упражнений обеспечивает переключение видов деятельности и сохраняетхорошую работоспособность и активность детей.
Следует учитывать нетолько быструю утомляемость детей этого возраста, но и недостаточное умениеправильно выполнить те или иные движения, отсутствие выдержки, быструю сменунастроения и легкую возбудимость. Все это требует особого внимания при выборефизических упражнений, их дозировке и распределении.
Воспитатель методическиправильно должен составлять комплексы физических упражнений для занятий пофизической культуре и утренней гимнастики. Для данной возрастной группыпедагогу следует отдавать предпочтение движениям общего физиологическоговоздействия, активизирующим функцию сердечно-сосудистой, дыхательной и другихсистем. В комплексы необходимо включать упражнения общеразвивающего характера,для укрепления мышц туловища, плечевого пояса и ног. Также важны упражнения,содействующие формированию у детей правильной осанки, особенно упражнения,выполняемые из положения лежа в виде разных видов ползания (переползания,подползания и др.).
При составлениикомплексов физических упражнений, помимо возраста и уровня развития основныхдвижений, воспитатель должен учитывать физическое развитие и состояние здоровьядетей. Вялых и инертных детей, с замедленной реакцией педагог должен побуждатьк активности, робких и неуверенных детей чаще поощрять и в случае надобности оказыватьим помощь.
Воспитатель учитываеттрудность упражнений, включаемых в комплексы, которая должна постепеннонарастать. Он меняет содержание комплексов частично или полностью по мереусвоения детьми входящих в комплекс упражнений, в среднем через 2 — 4 недели.
Очень важно создатьположительное эмоциональное настроение у детей красивым, ярким показом движениясамим воспитателем. Потому что выполнение движений доставляет радость, когдаребенок способен не только воспроизвести его, но и преодолеть определеннуютрудность при его выполнении. При выполнении упражнений воспитатель долженпроверить исходное положение, помочь, если надо, выполнить движение правильно.
Двигательная активностьдетей на занятиях увеличивается по мере того, как они овладевают движениями.Использование воспитателем имитационных движений и игровой формы обеспечивает вконце 3-го года жизни увеличение двигательной активности детей на занятии до350 — 600 локомоций по данным шагометрии.
Наряду с физкультурнымизанятиями велика роль воспитателя и при организации занятий утреннейгимнастикой, которую проводит ежедневно и одновременно со всей группой (15 — 20детей) в течение 5 — 6 мин.
Перед занятием утреннейгигиенической гимнастикой педагог проверяет одежду детей, которая должна бытьсвободной и легкой.
Вначале гимнастикивоспитатель организовывает группу детей, сосредотачивает их внимание, поэтомуутренняя гимнастика начинается с построения, затем ходьбы в сочетании с легкимнепродолжительным бегом. Уместны здесь и специальные упражнения на внимание ибыстроту реакции (например, изменение направления бега или резкая остановка посигналу). Затем педагог перестраивает детей для выполнения ОРУ. В содержанииутренней гимнастики педагогу следует планировать не только ходьбу и бег, но ипростейшие движения рук и ног, повороты, наклоны туловища и др. Заканчиватькороткой пробежкой (вернее, ускоренной ходьбой) и заключительной ходьбой.
При проведениигимнастики воспитатель следит за качеством выполнения требуемых движений,исправляет ошибки и своевременно сигнализирует необходимость сменить, усложнитьтот или иной комплекс упражнений, как только дети овладели достаточно хорошопредыдущим комплексом.
Индивидуальная работа сдетьми по физическому воспитанию.
В каждой возрастнойгруппе находятся дети со слабым физическим развитием, с признаками каких-либоотклонений от норм, а так же дети чрезмерно возбудимые или, наоборот, спониженной реакцией на окружающее, застенчивые.
На основе учетатипологических особенностей и состояния здоровья каждого ребенка задачи воспитателяпри индивидуальной работе по физическому воспитанию заключаются в обучениидетей не усваивающих программный материал в общем со всеми темпе; в улучшениифизического развития ослабленных детей; в активизации малоподвижных,застенчивых детей и повышении их эмоционального тонуса.
Индивидуальную работу педагогпланируется в течение всего дня в часы игр и прогулок.
Если ребенок нерешается выполнить упражнение, робеет или стесняется, воспитатель долженнесколько раз позаниматься с ним индивидуально. Кроме того, в режиме дня в часыбодрствования педагогу следует проводить отдельные физические упражнения сотстающими детьми, а также с небольшой группой детей ежедневно в виде игры(например, бросание мелких мячей в обруч, бросание и ловля мячей и др.). Сдетьми, значительно отстающими в развитии двигательных умений, проводятсяспециальные занятия по индивидуальным комплексам.
При обучениидвигательным действиям воспитатель не только предлагает ребенку правильновыполнить упражнение, но и старается вызвать интерес к задаче. Он обращаетвнимание ребенка на основные, опорные элементы движения (упражнения), помогаетему понять, в чем заключается задача, и на основе этого предлагает решить еесамостоятельно.
Наряду сорганизованными формами двигательной деятельности большое значение имеет исамостоятельная двигательная деятельность детей в различные режимные моменты.
У ребенка раннеговозраста сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельнымии случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя.
На 3-м году жизни важнозакрепить правильный автоматизм ходьбы, чувство равновесия, воспитыватькоординацию движений, правильную осанку, способствовать формированиюнормального свода стопы.
С этой целью важносоздать условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательнойактивности детей. Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детейслужит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелкихи крупных физкультурных пособий. В групповой комнате должно быть просторно, чтодостигается правильной расстановкой мебели, подобранной в соответствии с ростомдетей.
В группе детей 3-гогода жизни целесообразны игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельныедействия, побуждающие детей к различным движения: различные каталки (кони,петушки и т.д.), коляски, автомобили, мячи и шары, а также специальноефизкультурное оборудование для развития движений: горка с лесенкой и скатом,ворота, бревно, лесенка-стремянка, гимнастическая стенка, большие ящики,корзины, на которых дети упражняются в лазании, подлезании, ползании,перешагивании и т.д. под руководством воспитателя. Время от времени следуетвносить в группу доски, гимнастические скамейки и др.
Участок и игровуюплощадку также оборудуют специальными пособиями (скамейка, лесенка, бревно идр.). Детей надо учить ходить не только по ровной, но и по неровнойповерхности, по траве, песку. Важно, чтобы воспитатель активно стимулировал удетей потребность в движении: привлекал их к подвижным играм, побуждал ксамостоятельным действиям, обучая при этом правильным движениям (как правильновлезать и спускаться с лесенки, бросать мяч и т. д.), развивал у детейдвижения, используя имитационные упражнения («прыгает, как зайчик», «летает,как птичка» и т. д.).
Все указанноеразнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматриваетсяв плане воспитателя.
Педагогу необходимостараться не ограничивать самостоятельную деятельность ребенка, не лишать егорадостей преодоления некоторых посильных для него трудностей. Если ребенок неслишком подвижен, используйте все формы по физическому воспитанию, как приятноевремя препровождения. Все это позволит развеселить ребенка и приведет кправильному его развитию.
Заключение
Наше государствоуделяет большое внимание физическому воспитанию детей всех возрастов. Впрограмме поставлена одна из важнейших задач — физическое воспитание крепкогомолодого поколения, начиная с самого раннего возраста. Поэтому следует уделятьразвитию детей с раннего возраста и начинать физическое воспитание с раннегодетства, вводя все это в норму.
Ранний возраст этопериод быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологическихпроцессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детейраннего возраста является важным условием их полноценного развития, а правильноорганизованное физическое воспитание способствует формированию хорошеготелосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутреннихорганов и систем детского организма.
В данной работе я рассмотрела формы организации пофизическому воспитанию с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста:физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, подвижные игры.
Учитывая, что необходимый эффект в правильномфизическом воспитании ребенка даёт непосредственное воздействий на неговзрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влияниеминформации, идущей из окружающей среды невозможно не сказать об огромной роли воспитателяв данном процессе т.к. дети большее время проводят в дошкольном учреждении.
Задача воспитателя припроведении работы по физическому воспитанию детей заключается в систематическомосуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательныхзадач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровьяребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитаниеэмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннееразвитие его личности.
Особенности физическогоразвития детей раннего возраста требуют от воспитателя глубоких знаний итворческого подхода, а также строгой регламентации двигательной деятельностидетей в организации подвижных игр, физкультурных занятий, утренней гимнастики.
Потому воспитателю во время планирования и проведенияработы по физической культуре, необходимо учитывать возрастныеанатомо-физиологические особенности развития ребенка и особенности развитиядвижений (чему посвящен раздел данной курсовой работы), создать все условия длянормального физического развития детей.
Таким образом, изучив особенности периода раннеговозраста, я могу сделать вывод о том, что физического воспитания детей данноговозраста имеет огромное значение для будущего всего общества и цель его — этосоздание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формированияздоровой и физически крепкой личности. Поэтому, если данный период будет упущенв плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы,устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Список литературы
1. АксаринаН.М. Воспитание детей раннего возраста. — М., 1977.
2. АбросимоваЛ. И., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей.- М, 1989г.
3. Воспитаниедетей раннего возраста / Э.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. -М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.
4. Воспитаниедетей раннего возраста: Методическое пособие к программе «Кроха» /под ред. Г.Г.Григорьевой. — Н.Новгород. 1997.
5. ГалановА. С. «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет»,Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей .- 3-еизд., испр. и доп. .- М.: АРКТИ, 2006.г
6. ГолубеваЛ.Г. Проблемы физического воспитания детей раннего возраста в дошкольныхобразовательных учреждениях на современном этапе. С. 18 — 30.
7. «Издетства — в отрочество»: Программа для родителей и воспитателей поформированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред.Т.Н.Дороновой.- М., 2005.
8. КенеманА.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольноговозраста М., Просвещение 1985. С.165-206.
9. КочетоваИ. П. «Физическое воспитание детей раннего возраста», Методическоепособие для воспитателей и родителей, Изд. 2-е, издательство: «Просвещение»,2008
10. ЛайзанеС. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.:Просвещение, 1987. — 160 с.: ил.
11. СтепаненковаЭ.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.:«Академия», 2001.
12. Теорияи методика физического воспитания/Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х. Грантынь идр.; Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1979. — С.172-180.
13. ХухлаеваГ. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 — 4 лет в малокомплектномдетском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992. — 192 с.:ил.
14. ШпакВ.Г. Физическое воспитание детей от рождения до школы. — Витебск: Изд-во ВГУ,1997.
Приложение
Работа с родителями по вопросамфизического воспитания детей раннего возраста.
Вопросы охраны иукрепления здоровья детей, физического развития и воспитания должны быть вцентре внимания воспитателя при организации педагогического просвещенияродителей. Примерные темы бесед по вопросам физического воспитания:
1. Задачи физическоговоспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития.
2. Режим дня и егозначение.
3. Развитиедвигательных навыков и двигательной активности.
4. Формированиегигиенических навыков и привычек.
5. Организация прогулокс детьми.
Вопросы физическоговоспитания могут найти отражение и в уголке для родителей. Здесь помещаютпоказатели физического развития (масса, рост детей, показатели развитиядвижений), режим дня с указанием, кто из детей живет по данному режиму,рекомендации по питанию детей дома, показатели овладения гигиеническиминавыками.
На групповых собраниях,в индивидуальных беседах следует ознакомить родителей с задачами, содержанием иметодами умственного воспитания. В начале года проводится беседа, в которойпедагог рассказывает, какие задачи умственного развития детей данного возрастастоят перед детским садом и семьей. Родителей знакомят с тем, как и чем следуетзаниматься с ребенком, чтобы способствовать развитию его двигательнойактивности, какие занятия проводятся в детском саду. Особенно следуетостановиться на правильном подборе пособий и игрушек для развития движений, таккак именно в этом вопросе родители допускают немало ошибок, покупая игрушкидорогие, но не соответствующие задачам физического развития ребенка данноговозраста.
Поскольку изгигиенических соображений воспитатель не может пригласить родителей в группудля наблюдений, он показывает им фотографии, отражающие все формы физическоговоспитания в режиме дня: физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, подвижныеигры, занятия и игры на прогулке. Приводимые воспитателем примеры помогутродителям конкретнее представить истоки физического воспитания и его значение.
Консультация дляродителей «Особенности физического развития детейтретьего года жизни»
Натретьем году жизни ребенок по-прежнему быстро растет: его вес увеличивается на1,5-2кг, рост – на 8-11см. Несовершенство нейрогуморальной регуляции,незрелость кровеносной, дыхательной, пищеварительной систем в сочетании сбыстрым ростом, интенсивным развитием, активной деятельностью делают детскийорганизм в этом возрасте очень уязвимым. К тому же на третьем году, какправило, расширяется круг общения малыша, он больше передвигается, болеесамостоятельно исследует окружающий мир, в связи с чем резко возрастаетвероятность инфицирования, травм, отравлений. Ребенок любознателен, активен,контактен – это прекрасно, это необходимо для его развития, но полагаться наего самостоятельность нельзя ни в коем случае.
Продолжаетактивно созревать нервная система ребенка. Она более вынослива, чем удвухлетнего малыша, но если созревание клеток коры головного мозга ужезаканчивается, то продолговатый мозг, отвечающий за регуляцию жизненно важныхфункций, еще далек от совершенства.
Повышеннаявозбудимость подкорковых отделов, несовершенство и слабость регулирующейфункции коры ведут к тому, что реакции ребенка сопровождаются сильнымиэмоциями. На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память,причем особенности ее таковы, что события раннего детства фиксируются в нейнаиболее прочно, сохраняясь во взрослом возрасте часто в подсознании, вновь «выплывая»и исчезая последними в старости. Активно идет развитие второй сигнальнойсистемы: у ребенка расширяется словарный запас, малыш лучше понимает речьвзрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма.Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитиемдвигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легчевключаются в игры, четко связывают слово с движением. Особенно важно на третьемгоду развитие мелких точных движений кистей и пальцев рук, которые оказываютнепосредственное стимулирующее действие на развитие речевого центра иартикуляционного аппарата. Правильно организованная внешняя среда имеет дляребенка в этом возрасте колоссальное значение, особенно неблагоприятнымифакторами являются отсутствие условий для активной деятельности и ограничениесенсорных впечатлений. Ограничение в движениях препятствует физическомуразвитию малыша, снижает познавательную активность, недостаток адекватнойинформации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка, и то идругое вместе – к отставанию в развитии.
Всвязи с интенсивной ходьбой, лазаньем, другими активными движениями развиваютсяскелет и мускулатура малыша. К трем годам появляется более или менеехарактерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничнойкривизны установится значительно позже.
Позвоночникотличается большой гибкостью, неблагоприятные воздействия легко способствуютформированию неправильной осанки. Развитие мышечной системы идет параллельно скостной. На третьем году объем мышц увеличивается, количество жировой ткани вних уменьшается, совершенствуется иннервация и кровоснабжение. Ощутимымистановятся половые различия в развитии мышечной системы – у мальчиков мышцысильнее, объем их больше. Развитие двигательной функции малыша зависит нетолько от естественного роста и развития мышц, созревания нервной системы, новсе большее значение имеет тренированность определенных функций. Это относитсяне только к развитию и совершенствованию движений, но и к деятельности всехжизнеобеспечивающих систем: дыхательной, кровеносной, пищеварительной.
Выступлениена родительском собрании
«Физическоевоспитание детей раннего возраста»
Физическое воспитаниенеотъемлемая часть жизни ребенка с рождения. Это связано со многими причинами:
— с тем, что ребенокединственное млекопитающее, которое не рождается с готовыми движениями. Речьидет о воспитании двигательной сферы ребенка с рождения;
— с гетерохронностъюсозревания всех структур двигательного анализатора (клеток двигательногоцентра, расположенного рядом с центром речи и письма, проводящих путей спинногомозга, созревающих в течение первого года жизни, периферических нервов,достигающих зрелости взрослого к 4 годам и костно-мышечной системы, созревающейдо 12-18 лет), т.е. физическое воспитание детей раннего возраста призванообеспечить качественное созревание нервно-мышечного аппарата;
— скелетные мышцыявляются периферическими помощниками сердца (всего их около 600), т.к.заложенные в скелетных мышцах микронасосные системы облегчают работу сердца. Норазвивать эти системы необходимо с раннего возраста, т.к. в противном случаемышцы становятся «иждевенцами» сердца, и оно быстро изнашивается.Следовательно, физическое воспитание детей раннего возраста это профилактикаранних смертей от сердечнососудистых заболеваний:
— физическое воспитаниераннего возраста способствует полноценному интеллектуальному развитию ребенка;
— и, наконец,физическое воспитание в раннем возрасте это обеспечение всех функцийпозвоночника (опорный, двигательный и амортизационный), следовательно,профилактики остеохондроза.
Чем лучше развитымышцы, тем легче позвоночник справляется с нагрузками, и наоборот, чем хужепервоначальное состояние мышц, тем скорее возникает их перенапряжение, котороеприведет к преждевременному старению.
Ребенокна третьем году жизни чрезвычайно активен, старается действовать самостоятельно,совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий: ходитпо шнуру, лазает и ползает под столом, стульями, прокатывает шарик, мяч,бросает мяч и бежит за ним.
Самостоятельнаядвигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов иигрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагаютопределённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.
Движенияребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, оничасто хаотичны и непреднамеренны. Дети, особенно те, которые не ходят в детскийсад, бывают лишены необходимой двигательной нагрузки, взрослые часто запрещаютим много бегать, прыгать, ходить босиком, чрезмерно укутывают и т. д.,
Особоевнимание должны обращать родители на детей, несколько отстающих в своемразвитии или поведении. Таким детям следует особенно тщательно подбирать игры,стремясь активизировать вялых, апатичных и, наоборот, успокаивать чрезмерноподвижных.
Комплексупражнения для физического воспитания в семье детей до 3-х лет
1.Ходьба по дорожке. На полу обозначается мелом дорожка шириной 30-40 см, длиной2-3 м и предлагается ребенку самостоятельно ходить в оба конца, соблюдаяравновесие. Повторить 3-4 раза.
2.Приседание, держась за руки взрослого. По команде взрослого «Сядем!»Оба приседают, не отпуская руки. Повторить 4-6 раз.
3.Подбрасывание мяча. Ребенок стоит и держит в руках большой мяч. Подбрасываетмяч вверх вперед и поднимает его с пола. Повторить 4-6 раз.
4.Проползание через обруч. Взрослый держит обруч, через который ребенку виднаяркая игрушка, привлекающая его внимание. Ребенок проползает через обруч ивыпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например на табурет, тогда ребенокбудет к ней старательно тянуться. Повторить 4-6 раз.
5.Катание мяча. Ребенок сидит на полушироко расставив ноги и старается прокатитьбольшой мяч вперед по начерченной мелом дорожке шириной 40-50 см. Повторить 6-8раз.
6.Перешагивание через палку. На пол кладут две палки на расстоянии 25-30 см однаот другой. Предлагают ребенку перешагивать через одну, затем через другуюпалку, сохраняя равновесие. Повторить 3-4 раза.
7.Сгибание и разгибание туловища. Ребенок сидит на коленях взрослого, которыйсвоими бедрами зажимает его голени. Ребенок наклоняет туловище вперед и назад.Повторить 3-4 раза.
8.Залезание на предмет. Вначале предлагают ребенку залезть на ящик высотой10-15см, затем на диван высотой 40см. Повторить 2-3раза.
9.Бросание мяча. Ребенок держит в каждой руке по малому мячу и поочередно бросаетих вперед. Повторить 4-6 раз.
10.Игра «Догоню догоню». Взрослый пытается «догнать»убегающего от него ребенка. Проводить в течение 30-40 секунд.
Продолжительностьвсего занятия — 12-15 минут
Родителямследует помнить, что дети до 3 лет обычно отличаются повышенной возбудимостью инеустойчивостью эмоциональных состояний: они очень подвижны, но быстро устаютот однообразных движений, не могут долго без перерыва ходить или бегать.Поэтому чрезмерно активных детей необходимо сдерживать, не разрешать им висетьна руках, прыгать с большой высоты, важно уметь переключать их на спокойныеигры.
Летомдетям нужны ведерки, лейки, совочки для занятий с водой и песком; зимой — санки, деревянные лопатки. Различные пособия и игрушки способствуют развитию удетей разнообразных движений, возникновению двигательных игр.
Незабывайте, что движение для ребенка это не только жизненная необходимость, этосама жизнь!
Рекомендациидля родителей
«Закаливаниеребенка раннего возраста»
Закаливать ребенкараннего возраста – это выработать у него способность противостоять охлаждению.К сожалению, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают,что маленьких детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшегоохлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровьемалыша, а, наоборот, ослабляют его.
Детей надо обязательнозакаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать этонадо не шаблонно, а с учетом возрастных особенностей и развития.Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннеговозраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением легких.
Эффект от закаливания удетей раннего возраста может быть достигнут только при строгом соблюденииследующих основных правил: индивидуальный подход к ребенку, постепенность исистематичность закаливания, а также положительное отношение малыша кзакаливающим процедурам.
Что же такоеиндивидуальный подход к ребенку? Это, прежде всего учет его возраста,характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.
Нельзя начинатьзакаливание во время болезни или сразу же после выздоровления, когда организмеще не может вырабатывать защитные реакции.
Детям ослабленным,отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.
Детей, которые всевремя росли в «тепличных» условиях, мало пользовались свежимвоздухом, ходили дома в теплой одежде и обуви, оберегались от малейшеговетерка, закаливайте постепенно.
Нельзя начинатьзакаливать ребенка, который только что стал посещать детское учреждение (а этоиногда делается по шаблону). В это время у малыша происходит резкая сменаобстановки, его организм становится более чувствительным и может датьнеправильную реакцию на любую закаливающую процедуру, если он ее не получалранее.
По-разному следуетподходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети ссильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошопереносят обливание ног или всего тела прохладной водой, охотно принимают душ,бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если вповедении ребенка преобладает возбуждение, то ему полезнее успокаивающиепроцедуры, а если торможение – то возбуждающие.
Закаливание должно бытьсистематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «прозапас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течениекруглого года вы достигнете успеха.
Необходимо, чтобызакаливание прочно вошло в режим дня ребенка. Для этого используют прогулки,игры. Нужно приучать малыша не бояться холодной воды, ходить босиком. Непугайтесь, если он голыми руками берет снег и лепет снежки. Закаливание можнопродолжать даже при легких заболеваниях. Только в этом случае нужнопосоветоваться с врачом.
Закаливающие процедурымогут быть разными в различные сезоны года. Летом – душ, общее обливание,воздушная ванна, зимой – обливание ног.
Успехов и здоровьяполные кармашки Вам и вашим детям!
«Закаливание детейв домашних условиях»
Закаливание — это целаясистема мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма квоздействию неблагоприятных метеорологических условий: холода, тепла,пониженного атмосферного давления.
Закаливание – этотренировка приспособительных возможностей организма с помощью естественныхприродных факторов: воды, воздуха, солнца. Закаливаться каким-либо однимфактором трудно. При закаливании на человека действуют различные факторы.Закаливаться можно не только солнцем, воздухом и водой, но и словом и дажепищей (закаливающие диеты, лекарственные травы и т. п.) Закаливание оказываетобщеукрепляющее действие, улучшает кровообращение, повышает тонус нервнойсистемы, нормализует обмен веществ. Организм ребенка получает возможность лучшеприспособиться к меняющимся условиям и безболезненно переносить чрезмерноеохлаждение, перегревание и другие неблагоприятные воздействия. При повторном исистематическом применении холодной воды происходит усиление образования тепла,повышается температура кожи, утолщается роговой слой, уменьшается интенсивностьраздражения находящихся в них рецепторов. Все это повышает адаптацию организмаребенка к низкой температуре. Начинать закаливание можно с любого возраста. Ночем раньше, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закаленные дети прекрасновыглядят, у них хороший аппетит, спокойный сон.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Закаливание следуетначинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка.
2. Постепеннонаращивать интенсивность закаливающих мероприятий.
3. Систематичность — закаливание проводится во все времена года.
4.Необходимо учитыватьиндивидуальные особенности организма ребенка, его возраст, физическое развитие,состояние здоровья, перенесенные заболевания, особенности нервной системы.
5. Начинать закаливаниеможно в любое время года, но более предпочтительным является теплое время.
6. Закаливание следуетпроводить только при положительных эмоциональных реакциях ребенка. Не надобояться, если при закаливании у ребенка возникнет парадоксальная реакция,вместо ожидаемого улучшения самочувствия отмечается его ухудшение. Это такпроявляется его индивидуальная реакция. В данном случае надо перейти к болеелегким нагрузкам или другому способу закаливания.
Закаливающиемероприятия подразделяются на общие и специальные.
Общие проводятся напротяжении всей жизни и предусматривают правильный режим дня, рациональноепитание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, рациональную одежду. Регулярноепроветривание в комнате, соответствующий возрасту температурный режим впомещении.
Специальные. Кспециальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействияультрафиолетовым облучением. Гимнастические упражнения, массаж, воздушные иводные процедуры, плавание, бассейн.
ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Существуют следующиевиды закаливания: воздухом. Водой. Солнцем. Для закаливания используютсяразличные виды гимнастики, массажа, рефлексотерапия, баня, сауна и др.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ
Это наиболее доступныйи действенный метод закаливания. Воздух — среда, постоянно окружающая человека.Закаливающее действие воздухом связано, прежде всего, с разницей температурымежду ним и поверхностью тела ребенка. Закаливание воздухом начинается с первыхдней жизни ребенка. Оно повышает потребление кислорода, способствует улучшениюфункционирования ЦНС, нормализации сна и аппетита. Закаливание воздухомвключает в себя оптимальный температурный режим помещения, использованиерациональной одежды, воздушные ванны, сон на свежем воздухе, повышениеустойчивости к сквознякам.
Воздушные ванны вхолодное время года проводятся в комнате (комнатные воздушные ванны), в теплоевремя года — на свежем воздухе. Продолжительность воздушной ванны увеличиваетсяс 3-4 минут до 1 часа. Воздушные ванны проводятся через 1-1,5 часа после еды вместах, недоступных прямым солнечным лучам. Воздушные ванны дети дошкольноговозраста проводят сначала в трусах и майках, носках и сандалиях. Через двенедели старшим детям можно закаливаться только в трусах и сандалиях илибосиком. После прогулки руки и ноги ребенка должны оставаться теплыми.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
Вода — общепризнанноесредство закаливания. Из всех закаливающих методов закаливание водой являетсясамым мощным и быстрым средством. Главная функция — укрепление тела-достигается холодными ваннами, купаниями. В последнее время все шире вводятсяконтрастные методы закаливания: контрастный душ, влажные обтирания. УМЫВАНИЕ.Новорожденных рекомендуют умывать настоями трав, обладающих антисептическим,противовоспалительным действием (ромашка, шалфей, календула, череда,мать-и-мачеха). Дети старше 3-х лет моются водопроводной водой, в которую травыдобавляются лишь по необходимости в период дефицита витаминов, после простудныхзаболеваний).
ОБТИРАНИЕ СУХИМПОЛОТЕНЦЕМ проводится перед началом влажных обтираний, как предварительнаяпроцедура. Обтирание ребенка сухой рукавицей внимает психологическоенапряжение, подготавливает ребенка к проведению влажных процедур, создаетположительный эмоциональный настрой. Порядок обтирания: сначала обтираютверхние конечности от пальцев к плечу, затем ноги: от стопы к бедру, затемгрудь, живот и спину. Длительность одной процедуры — 1-2 минуты.
ОБТИРАНИЕ ВЛАЖНЫМПОЛОТЕНЦЕМ — самое нежное из всех водных процедур. Общее влажное обтирание здоровымдетям можно проводить, начиная с 3-месячного возраста. Ослабленным детямполезно начинать с сухих обтираний куском фланели. Через1-2 недели можноперейти к влажным обтираниям варежкой из мягкой ткани, смоченной водой.Обтирание лучше делать утром после сна. Сначала обтирают руки, затем ноги,грудь, живот, спину. Обтирание лучше делать утром после сна. Продолжительностьпроцедуры 3-4 минуты. После обтирания мать растирает кожу ребенка сухимполотенцем до появления умеренного покраснения. Начальная температура воды дляобтирания детей 3-4 лет составляет +32°С, 5-6 лет до +30°С, 6-7 лет +28°С.Через каждые 2 недели ее снижают на 1°С и доводят до +22°С летом и +25°С зимойдля детей 3-4 лет, до +20°С и +24°С для детей 5-6 лет, до +18°С и +22°С длядетей 6-7 лет. После окончания процедуры ребенок должен быть тепло одет.
КОНТРАСТНОЕ ОБТИРАНИЕ.Далее приступают к контрастному обтиранию. Смочив в прохладной воде шерстянуюрукавицу, ее выжимают, чтобы не текла, и обтирают всю руку. Затем, смочивдругую рукавицу горячей водой, также делают обтирание. После этого сухимполотенцем энергично растирают кожу до появления розовой окраски и ощущениятепла. Затем последовательно растирают вторую руку, грудь, спину, ноги. Общаяпродолжительность процедуры около 5 минут. При хорошей переносимоститемпературный контраст через 2-3 дня увеличивается на 1°С. В конце концов,можно приступить к обтиранию ледяной водой (+4… +6°С) и очень горячей (+40… 41°С). Еще более резкая тонизирующая и закаливающая процедура — контрастныеобтирания с последующим обливанием холодной и горячей водой.
ОБЛИВАНИЕ — воднаяпроцедура, при котором подвергаются воздействию воды отдельные участки тела иливсе тело. Эффект его выше чем при обтирании. Выделяют местное обливание, общееобливание. Местные обливания и ванны. Ножные ванны и обливание ног можноначинать детям с 1-1,5 лет. Лучше проводить их после дневного или ночного сна.Обливают нижнюю 1/3 голени и стопы, продолжительность обливания 20-3- секунд,ножных ванн -1-2 минуты. Для детей раннего возраста -3-5 минут. Длядошкольников начальная температура для местных процедур -+ 28 градусов С. Черезодну неделю после начала закаливания температура воды снижается на 1-2 градусаС, каждые 1-2 дня, для ослабленных детей каждые 5-7 дней. Предельная температурадля детей 1-3 лет+18°С, для детей 4-7 лет — +16°С. После обливания ногирастирают до появления легкого покраснения. Общее обливание можно начинать с 9- 10 месячного возраста. Голову ребенку обливать не следует. Длительностьобливания — 20-30 секунд, длительность всей процедуры — 1-3 минуты. Приобливании ребенок может сидеть или стоять. Ручку душа следует держать нарасстоянии 20-30 см от тела ребенка. Струя воды должна быть сильной. Обливаютсначала плечи, руки, потом грудь, живот, спину (голову не обливают). Послеокончания процедуры кожу растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливаниеподнимает тонус мышечной системы, способствует подъему энергии.
КОНТРАСТНОЕ ОБЛИВАНИЕ.Методика: обливают стопы 2 \3 голеней попеременно водой контрастной температуры.Температура воды — +38°С, температура прохладной воды для здоровых детей — +18°С, для ослабленных — +28°С. Обливание всегда начинают с теплой воды.Количество повторений:3-5. Время воздействия теплой воды -6-8, прохладной — 3-4секунды. После окончания процедуры ноги растирают до легкого покраснения.Контрастное закаливание лучше проводить перед дневным сном, сочетаязакаливающие процедуры с гигиеническими. ДУШ оказывает наиболее эффективноевлияние на организм, это связано с тем, что кожные покровы подвергаются нетолько температурному, но и сильному механическому воздействию давлением струи.Эту процедуру можно проводить детям с 2-х лет. По температурному воздействиюдуши бывают: -горячие ( выше +37°С ); -теплые (+36-37°С); -прохладные (+20-33°С);-холодные (ниже +20°С). Для закаливания используют средней силы струю в видедождя. Начинать процедуру необходимо с температуры +33-35°С, каждые 7 днейтемпературу постепенно снижают на 1°С, доводя ее до +20-25°С. Продолжительностьпроцедуры от 30 секунд до 1 минуты, затем постепенно увеличивают до 2-3 минут.Когда температура воды снизится до прохладной, время душа не должно превышать 1минуты, при холодном душе 1 минуты. На голову надевают купальную шапочку. Вконце душа сразу вытирают сухим полотенцем. Если ежедневный душ переноситсяхорошо, можно продолжить закаливание контрастным душем.
КОНТРАСТНЫЙ ДУШ.Сначала подается теплый душ ( = 36 + 37 ) ЗОсекунд, затем прохладный 15-30секунд, смена температуры душа проводится 2-3 раза. Через две недели разницу втемпературе увеличивают на 2-3°С и так в течение 2-3 месяцев. Разницу втемпературах горячей (до +30 — 40С) и прохладной (до +20 -18°С) воды можнодовести до +20°С у старших детей и до +15°С у младших. После окончания кожунеобходимо насухо вытереть. ВАННЫ с целью закаливания детей используют с первыхдней жизни ребенка. С целью усиления ответной реакции кожи в воду можнодобавить поваренную соль (3 столовых ложки на 1 литр воды), хвойный экстракт.Закаливающий эффект ванны усилится, если в конце ванны с помощью шлангаделается «холодное пятно»- зона с более холодной водой, куда вводят ивыводят ребенка 1-2 раза, постепенно число заходов увеличивается.
СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫпринимают на открытой местности, при этом происходит одновременное воздействиепрямых и рассеянных солнечных лучей. Продолжительность солнечных ванн для детейраннего возраста увеличивается с 2 до 18, для детей дошкольного возраста — с 4до 33 минут. Не рекомендуется проводить солнечные ванны при температуре воздуха+12°С и выше +27°С. Наиболее целесообразно проводить солнечные ванны с 9 до 12часов, начиная их не менее чем через 1,5 часа после еды, и заканчивают непозднее чем через 0,5 часа до еды. Голову необходимо защищать от прямыхсолнечных лучей.
Порядок проведениясолнечных ванн:
1) подготовительнаясветовоздушная ванна в тени 10-20 минут;
2) солнечная ванна;
3) водная процедура /умывание, душ, купание/;
4) отдых в тени.
Постепенность усилениязакаливающего воздействия достигается и подбором одежды: сначала надеваютрубашку с коротким рукавом, через 2-3 дня — майку, через 2-3 дня оставляют водних трусах.
ПОМНИТЕ! Начинатьзакаливание можно в любом возрасте, однако, чем раньше вы это сделаете, темздоровее и устойчивее будет ребенок. Закалять ребенка надо систематически.Строго выполнять все основные правила проведения закаливания. Не отменяйтезакаливание при легком недомогании. Лучше замените сильную более слабойпроцедурой, например обливание обтиранием. Старайтесь проводить закаливаниетак, чтобы оно доставляло ребенку удовольствие. Приступая к закаливанию, каждыйраз обращайте внимание на состояние нервной системы ребенка. Если он слишкомлегко возбудим, быстро утомляется, ему показаны успокаивающие процедуры.
В родительский уголок
«С пеленок вгимнастику!»
Рождение ребенка — этовсегда праздничное событие в каждой семье. Но как продлить этот праздник ивырастить ребенка здоровой и полноценной личностью? Задача не из легких, неспорю, особенно в наше современное время телевидения, Интернета, наркотиков.Как отвлечь от всего плохого, что есть в мире, свое дитя и при этом создать длянего атмосферу интересного досуга? Запишите маленького непоседу в какой-нибудькружок, главное, чтобы ему понравилось. А лучше, если после детского садаребенок будет чаще проводить время в спортивном зале или бассейне, а не возлетелевизора или компьютера. Главная в этом деле ваша задача, как родителей,создать своему малышу альтернативу сидячему образу жизни — превратить досугребенка в интересный активный образ жизни. Но в спортивные кружки, скажите вы,берут только со школьного возраста, а детсадовским куда? Мой ответ прост: вгимнастику. Если совмещать занятия гимнастикой с обучением малыша плавать, товаш ребенок, можно поручиться, вырастит физически крепким мальчиком илидевочкой. Гимнастика для малышей — это не совсем та гимнастика, которую вы себепредставляете. Она без сложных трюков и пируэтов, ногу на ней никто не сломает,руку не поранит. Обычная тренировка по гимнастике для детей состоит из простых,но полезных упражнений: лазания, перелазания, подтягивания, прыжков, ползания,перекатов, кувырков, ходьбы, бега — все это закаляет, укрепляет и оздоравливаеторганизм ребенка. Двигательная активность малыша сопровождается, что вспортивной терминологии называется мышечной радостью: от движения у детейулучшается кровообращение, что способствует более быстрому развитию всех тканейи органов подрастающего организма, улучшается обмен веществ, сон, отразнообразия движений улучшается и становится богаче двигательная памятьребенка. Что интересно — занятия физическими упражнениями способствуют кромевсего прочего развитию мозга. Если умело и правильно совмещать занятия пофизическому развитию и для развития ума, то вырастит из ребенка — гармоничноразвитая личность. А не это ли вам надо? Но возникает вопрос, как совместить вграфике жизни ребенка занятия спортом и занятия умственной нагрузки и при этомне перегрузить своего малыша кружками. Очень просто. Хорошо, что на неделе семьдней и 24 часа в сутки. Будем планировать день ребенка из расчета занятий непрофессионального спорта, а любительского, где тренировки надо посещать некаждый день, а 2-3 раза в неделю. Лучше, если после детского сада занятия поспорту и, например, по танцам, будут чередоваться. Дети любят разнообразие исмену деятельности, поэтому день надо так построить, чтобы время хватило на всеи даже на отдых или просто прогулку по свежему воздуху. Какое-то время в деньпосле детского сада дети обязательно должны гулять или играть на улице. Акружки выбирайте уже по желанию ребенка. Удачи и успехов вам, дорогие родителии дети, во всех ваших начинаниях!