Федеральное агентство по образованию
ГОУ Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова
Кафедра методики и преподавания физики
Реферат
Физика в школе сегодня и завтра
Выполнила: студентка 4 курса
дневного отделения физико-
математического факультета
Руководитель:
профессор
Ульяновск 2010 год
Содержание
Введение
Цели и задачи изучения физики
Преподавание физики в условиях модернизации образования
Школе нужна современная физика
Заключение
Литература
Введение
Цель: определить значениеи место физики в системе общего образования и в формировании общегомировоззрения учащихся.
Задачи:
проанализировать исистематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данномувопросу.
определить цели и задачи изученияфизики.
показать тенденции развитияшкольного курса физики.
Физика в школе — это больше, чемфизика. Урок, учебный предмет, учебная работа — все это составляющие жизнишкольника, в течение которых, как и на иных этапах, происходит изменениеребенка как личности.
Физика как наука о наиболееобщих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вноситсущественный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает рольнауки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированиюсовременного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основнаучного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательныхинтересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следуетуделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научногопознания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельнойдеятельности по их разрешению. Гуманитарное значение физики как составной частиобщего образования состоит в том, что она вооружает школьника научными методамипознания и является важнейшим фактором воспитания и развития полноценнойличности.
Место школьной физики в системеобщеобразовательных предметов определяется особенностями положения физики средидругих наук. Физика тесно связана со всеми науками о природе, с философией ислужит теоретическим фундаментом современной техники. Ее теории и методы широкоприменяются в химии, астрономии, биологии, геологии и во многих областяхтехники; это обязывает физику — учебный предмет — способствоватьполитехническому образованию школьников.
Глубокая по своему содержаниюсвязь физики с другими науками вызвала появление новых отраслей знания: астрофизикии биофизики, геофизики и космонавтики и др. Фундаментальные физические законы,такие как законы сохранения, имеют важный философский смысл. Гносеологическаяроль открытий и законов физики очень велика. Без знания физики невозможнопредставить современного полноценного среднего образования.
Цели и задачи изучения физики
Основными целями изучения физикиявляются:
1. освоение знаний омеханических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; законах, которымони подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этойоснове представлений о физической картине мира; знакомство с основамифундаментальных физических теорий: классической механики,молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики,специальной теории относительности, элементов квантовой теории; строения иэволюции Вселенной.
2. овладение умениями проводитьнаблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений,использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; планироватьи выполнять эксперименты, представлять результаты наблюдений или измерений спомощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применятьполученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов,принципов действия важнейших технических устройств, для решения физическихзадач; выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы ихприменимости.
3. применение знаний дляобъяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы техническихустройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценкидостоверности информации физического содержания, использования современныхинформационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной инаучно-популярной информации по физике.
4. развитие познавательныхинтересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решенияфизических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполненияэкспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и другихтворческих работ; самостоятельности в приобретении новых знаний сиспользованием информационных технологий.
5. воспитание убежденности ввозможности познания законов природы, в необходимости разумного использованиядостижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уваженияк творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческойкультуры; уверенности в необходимости обосновывать позицию, уважительноотноситься к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнениязадач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений.
6. использование приобретенныхзнаний и умений для решения практических, жизненных задач, рациональногоприродоиспользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасностижизнедеятельности человека и общества.
Основные задачи обучения физикеследующие:
1. дать учащимся систему знаний,включающую основы физики на современном уровне ее развития: описание физическихявлений; важнейшие законы, касающиеся различных форм движения материи; главныефизические теории; фундаментальные опыты и факты, подтверждающие их; сведенияиз истории физики о развитии основных представлений и главнейших открытиях; методыисследования физических явлений и, наконец, практические применениярассматриваемых закономерностей.
2. в процессе изучения этогоматериала не только обогатить память учащихся, но и развить их мышление итворческие способности.
3. формировать научноедиалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, которое включает: установлениематериальности физических явлений, раскрытие связей между явлениями иобъективного характера физических законов, возможности познания законов природыи использования их для ее преобразования; показ диалектического характерапроцесса познания окружающего мира; создание у учащихся представлений осовременной научной картине мира.
4. осуществлять политехническоеобразование учащихся, подготовку их к сознательному выбору профессии.
Ни одна из этих задач не можетбыть решена изолированно от других. Все они осуществляются в процессепреподавания в тесной взаимосвязи и единстве.
Преподавание физики в условиях модернизацииобразования
Модернизация образования — объективноетребование, вытекающее из главной задачи российской образовательной политики,заключающейся в обеспечении современного качества образования на основесохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективнымпотребностям личности, общества и государства.
Концепция модернизациироссийского образования разработана на период до 2010 года. В настоящее времяосуществляется первый этап модернизации российского образования. Завершаетсяразработка федерального компонента государственного образовательного стандартаобщего образования, ведется работа по созданию научно-методических условий длявведения профильного обучения на старшей ступени общего образования. Этиизменения — настоятельное требование времени, современности, вытекающее изобновления содержания образования, появления различных видовобщеобразовательных учреждений, мощных инновационных процессов в педагогике.
До утверждения и введения вдействие федерального компонента государственного образовательного стандартаучителям физики следует руководствоваться Базисным учебным планомобщеобразовательных учреждений Российской Федерации, обязательным минимумомсодержания основного общего образования по физике и обязательным минимумомсодержания среднего (полного) общего образования по физике. Эти документывзаимосвязаны и позволяют, с одной стороны, не допустить разрушения единствафедерального образовательного пространства и снижения качества физическогообразования, а с другой — сохранить и развить прогрессивные тенденции,наметившиеся в системе образования.
Место учебного предмета«Физика» в федеральном базисном учебном плане. Федеральный компонентбазисного учебного плана предусматривает изучение физики в 7-9 классах основнойшколы по 2 часа в неделю. На старшей ступени обучения вводится два уровняизучения физики: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение физикивыделяется 2 часа в неделю; на профильном уровне — 5 часов в неделю.
Изучение физики на профильномуровне предполагается осуществлять в классах физико-математического,физико-химического, индустриально-технологического профилей.
Изучение физики на базовомуровне предполагается в классах химико-биологического, биолого-географического,информационно-технологического, агро-технологического профилей, а также приобучении в непрофильных классах или в классах так называемого универсальногопрофиля.
В классахсоциально-экономического, социально-гуманитарного, филологического,художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей учебным планомпредусматривается изучение интегрированного курса «Естествознание», рассчитанногона 3 часа в неделю.
Новым элементом учебного планаявляются элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выборуобучающихся из компонента образовательного учреждения.
Структура федеральногокомпонента образовательного стандарта по физике. Федеральный компонентсодержит три стандарта по физике: для основной школы, для старшей школы набазовом уровне, для старшей школы на профильном уровне.
Каждый из стандартов включает: цели,обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования куровню подготовки выпускников.
Концептуальные основыобразовательных стандартов по физике. Принципиально новым в стандартах пофизике является личностно-ориентированный подход при определении целейобучения, постановка перед физическим образованием в первую очередь целейразвития учащихся, воспитания убежденности в познаваемости окружающего мира.
При разработке образовательныхстандартов по физике ставились задачи создания условий для ликвидацииперегрузки школьников и обеспечения условий для развития их познавательных итворческих способностей при сохранении фундаментальности физическогообразования и усилении его практической направленности. Возможности для решенияэтих задач создаются введением на старшей ступени школы профильного обучения.
Проведена существенная разгрузкасодержания курса физики, которая позволила без снижения уровня изучения физикисократить объем учебного материала, выносимого на итоговый контроль, и защититьучеников от чрезмерных требований к уровню их знаний и умений при итоговомконтроле.
Образовательный стандарт по физикенаправлен также на реализацию деятельностного и личностно ориентированногоподходов. Учитель должен контролировать не запоминание текстов учебника, аправильные и успешные познавательные действия ученика. Образовательный стандартпо физике включает систему знаний и умений, значимых для самого ученика,востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды исобственного здоровья.
Образовательный стандарт пофизике предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальныхспособов деятельности и ключевых компетенций. Он ставит приоритетами дляшкольного курса физики на этапе основного и полного общего образованияследующие виды деятельности: познавательная деятельность,информационно-коммуникативная деятельность и рефлексивная деятельность.
Школе нужна современная физика
Даже беглого взгляда на любую изутвержденных программ по физике для общеобразовательной школы достаточно длятого, чтобы убедиться в необходимости ее срочного расширения.
Содержание существующих программсоздает впечатление, будто бы все они были составлены в начале прошлого,двадцатого века. Действительно, максимальную долю в них составляют давноустоявшиеся разделы физики: классическая механика, термодинамика, электродинамика,геометрическая и волновая оптика, молекулярная физика.
При этом современные разделыфизики, такие как квантовая и ядерная физика, физика элементарных частиц иконденсированного вещества либо просто отсутствуют, либо имеют минимальныйразмер. Эти программы нашли отражение в многочисленных учебниках. Исключениесоставляют лишь насколько из них, где имеются разделы, посвященные некоторымвопросам современной физики.
Можно указать на три очевидныепричины, по которым вес перечисленных выше разделов современной физики долженбыть увеличен.
Первая причина — существеннаяроль в повседневной жизни людей двадцать первого века. Такие темы, как ядернаяэнергетика, ядерное оружие, радиоактивное загрязнение окружающей среды,полупроводниковая техника, исследование космического пространства, жизньВселенной — это все темы сегодняшнего дня, с которыми каждый из нас встречаетсяежедневно, хотя бы в СМИ.
Вторая причина — именно этиглавы современной физики лежат в основе тех отраслей науки, наукоемкихтехнологий, техники, которые определяют общий уровень современной жизни впередовых государствах.
Третья причина — качественноеотличие основных положений и законов квантовой физики и микрофизики отпривычных положений и законов физики макроскопического вещества. Квантоваяфизика-это не очередная глава классической физики, а «революция» вфизике.
Возможности использованияэлектронных образовательных изданий по физике. Современный этап обучения вшколе — это реализация в образовательной практике личностно-ориентированных педагогическихсистем, когда учитель становится не только источником знаний, но иорганизатором собственной познавательной деятельности учащихся, что требуетпоиска новых организационных форм, адекватных для формирования ключевыхкомпетенций.
Компетентностный подход вобразовании, и в частности в физическом образовании, предполагает признаниетого, что подлинное знание — это индивидуальное знание, создаваемое в опытесобственной деятельности и связанное с формированием конкретных навыковдеятельности в определенных ситуациях.
Так, реализуя данный подход,применение новых информационных технологий позволяет практически безграничноразнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся.Но, в свою очередь, компетентностный подход требует изменения привычногоучебного процесса, так как формирование компетенций требует созданиеопределенных ситуаций.
Поиск эффективных моделейпедагогической деятельности происходит непрерывно. Одним из первых к реализациипроектирования конкретных учебных ситуаций в обучении физике подошли авторы иорганизаторы работы с таким телекоммуникационным средством обучения, какмоделирующая среда. В ней учащиеся самостоятельно создают модели, возможнапроектная и даже исследовательская работа. Частично данная моделирующая средабыла включена и в электронное образовательное издание «Физика.7-11 класс».
Другим подходом к реализациипроектирования учебных ситуаций в обучении физике является работа учащихся смультимедийным курсом «Подготовка к ЕГЭ. Физика» (ФИЗИКОН).
Это электронное образовательноеиздание позволяет:
создать психологические условиявключения учащихся в тестирование.
решать задачи, при которыхстимулируется самостоятельная деятельность учащихся.
организовать решение задач«на время».
анализировать специфическиемоменты тестирования при решении задач ЕГЭ.
проводить поэтапное решениезадач.
Одновременно с этим системнаяработа с данным программным средством позволяет адекватно оцениватьприобретенные знания, стимулирует приобретение новых знаний и расширение информационногопространства.
Заключение
Как указывалось выше, развитиефизического образования в школе — объективный закономерный процесс. Онопределяется задачами, выдвигаемыми обществом перед школой на данномисторическом этапе, уровнем развития науки и техники и достижениями педагогики,разрабатывающей и совершенствующей содержание и методы обучения и воспитания.
Основная цель школьного курсафизики — формирование у школьников представлений о физике как науке, о природе,методах и методологии научного познания, роли, месте и взаимосвязи теории иэксперимента в процессе познания, о структуре Вселенной, месте человека вокружающем мире. Этот предмет, прежде всего, учит рационально мыслить. А такоемышление необходимо для того, чтобы понять главное — происхождение и эволюциюприродных явлений. Почему какие-либо процессы происходят именно так, а не иначе.И физика это позволяет сделать.
Литература
1. Алехина Т.Н., Силина Л.И. О практической направленности обученияфизике. // Физика в школе. — 2004,№3.
2. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теорет.основы: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по физ. — мат. спец. — М.: Просвещение,1981. — 288 с., ил.
3. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика не должна быть не любимой!// Физика в школе. — 2006,№5.
4. Гомулина Н.Н. Возможности использования электронных образовательныхизданий по физике. // Физика в школе. — 2006,№4.
5. Делоне Н.Б. Школе нужна современная физика. // Физика в школе. — 2006,№5.
6. Каменецкий С.Е. Теория и методика обучения физике в школе: Общиевопросы: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2000. — 368 с.
7. Костицын В.А. Физика в школе. // Физика в школе. — 2006,№3.