Реферат по предмету "Педагогика"


Учебные тренинговые игры на уроках истории России и исторического краеведения

Методическаяразработка
Учебныетренинговые игры на уроках истории России и исторического краеведения
учитель истории
муниципального образовательного
учреждения Болтинской средней
общеобразовательной школы
Харитонская Светлана Львовна
2010

ВВЕДЕНИЕ
«Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дайпопробовать и я усвою» (восточная мудрость).
Сегодня практически любой учитель истории применяет всвоей деятельности нетрадиционные формы построения уроков. Это связано состановлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося наэффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромногоколичества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковойдеятельности школьников.
Арсенал форм уроков современного учителя истории непросто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении,но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала.Использование игр на уроке создает в обучении неформальную обстановку,способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубокихзнаний, развивает интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. В ходе игрыучебная цель предстает перед ними в виде игровой задачи: ответить на вопросывикторины, разгадать кроссворд или чайнворд и т.д. В своей работе я расскажу отренинговых играх, отличительным признаком которых являются внешние (жесткие)правила. Это настольные игры (аквариум, поле чудес), игры на основе заданногоалгоритма ( кроссворд, головоломка, чайнворд и др.), викторина.
Для результативности игры очень важным является созданиеучителем своеобразной установки на игру, побуждающей принять в ней участие.Игровое состояние складывается из таких факторов, как увлекательность игры,интерес к ее содержанию, подчинение всех правилам, целенаправленностьсовершаемых игровых действий, подведение итогов, оценка результативности и т.д.
К сожалению, жизнь и деятельность святого праведноговоина, непобедимого адмирала ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА УШАКОВА в учебниках историипредставлена крайне недостаточно, поэтому учитель должен восполнить этотпробел, прославить моряка, удивительного военного флотоводца. Его ратный путь иморские победы, преданность службе, вере и Отечеству — пример служения длямногих поколений русских моряков. И неслучайно юноши Болтинской школы ежегодно поступаютв речное училище им. Калашникова г. Рыбинска, а также в Государственную МорскуюАкадемию им. Макарова и военно-морское училище г. Санкт-Петербурга.

ВИКТОРИНА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА»
Перед первой игрой определяются «знатоки», которыенабирают команды. Участники рассаживаются за столы по командам. Одна командаостается у доски, ей задают вопросы по всей изученной теме представителидругих команд. Обсуждение вопроса командой занимает 20-25 секунд, отвечает одинученик. Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступаетместо у доски другой команде. В первой игре много времени занимаеторганизационный момент, в последующих он сводится к минимуму. Приобретая вкус кигре, учащиеся рациональнее используют игровое время, стремятся задать какможно больше вопросов. Игра продолжается как правило,20-25 минут.Команда-победительница « 5».
Использование на уроке элементов этой игры повышаетпознавательный интерес, развивает самостоятельность и коллективизм учащихся,активизирует пассивных учеников. В этом случае достигается результативностьповторительно- обобщающих уроков.
ВОПРОСЫ
1. Где родился адмирал Ф. Ф. Ушаков? (сельцо БурнаковоРомановского уезда Ярославской губернии).
2. Где учился Федор Ушаков? (в Морском шляхетскомкадетском корпусе).
3. Назовите любимые предметы юноши(математика, навигация,история, география).
4. Какая самая заветная мечта была у кадетов? (надетьпарадную форму).
5. Какой чин получил Федор Ушаков после окончанияМорского корпуса? (мичмана).
6.Куда направили Федора после окончания Морскогокорпуса?(на флот Балтийского флота).
7. Почему Ф.Ф. Ушакова называют «морским Суворовым»?(онне проиграл ни одного морского сражения из сорока).
8. Укажите названия кораблей, которыми командовалФ.Ф.Ушаков(«Курьер»,«Морея», «Модон», Георгий Победоносец»,»Виктор», «СвятойПавел» и др.
9.За какие заслуги он был награжден орденом святогоВладимира 4-й степени в 1784 г.? (за успешную деятельность по борьбе с чумой вг. Херсоне?).
10.Когда был впервые использован боевой десант Ушаковым?(при взятии крепости Корфу в 1799 г.).
11. Зачем Ф.Ф.Ушаков был командирован Адмиралтейств-коллегиейв Рыбинск и Тверь в 1779 г.? (для доставки корабельного леса вСанкт-Петербург).
12.Какую тактику применил он в русско-турецкойвойне1787-1791гг., отказавшись от традиционной линейной?(тактику свободногоманеврирования).
13. Каким флотом командовал Ф.Ф.Ушаков в1790-1802гг.?(Черноморским).
14.Где Ф.Ф.Ушаков проявил свои блестящие дипломатическиекачества? (на освобожденных Ионических островах он организовал республику, вуправлении которой участвовали все слои населения).
15. В каком походе Ф.Ф.Ушаков принял участие вместе сА.В.Суворовым, обеспечив ему поддержку с моря?( в итальянском).
16.3а какие заслуги был награжден Ф.Ф. Ушаков орденомсвятого Александра Невского в 1791 г.?(за знаменитую победу над турецким флотому мыса Калиакрия).
17. Когда и почему Императрица Екатерина Вторая пожелалавидеть героя Ф.Ф.Ушакова?(в 1793 г. за заслуги перед Отечеством и престолом онаподнесла ему в дар золотой складень-крест с мощами святых угодников, Ушаковубыл пожалован чин вице-адмирала).
18. Что помогло устоять русским морякам против столькихиспытаний.?(православный дух, их верность царю и Отечеству, великий пример главнокомандующегои их всеобщая любовь к Ф.Ф.Ушакову).
19. Каких наград еще был удостоен святой флотоводецРоссии Ф.Ф.Ушаков и за что?
-1790 г. орден святого Владимира 2 степени за победуодержанную в Керченском проливе;
-1790 г.орден святого Георгия 2 степени за победу у о. Тендра;
-1798 г. бриллиантовый знак к ордену святого АлександраНевского за взятие о. Цериго;
-1798 г. орден святого Иоанна Иерусалимского за взятие о.Занте;
-1799 г. бриллиантовый челенг(перо) на шляпу и собольяшуба от турецкого султана;
-1800 г. орден святого Януария1 степени за освобождениеНеаполитанских областей Королевства обеих Сицилий от короля Фердинанда 4-го;
20.Какие награды были учреждены в честь адмиралаФ.Ф.Ушакова? (медаль Ушакова, орден Ушакова 1 степени, орден Ушакова 2степени);
21. Какой земляк флотоводца одним из первых сталкавалером ордена Ушакова 2 степени? (Колышкин Иван Александрович, командирКраснознаменной бригады подводных лодок Северного флота, уроженец деревниКрутец Рыбинского уезда Ярославской губернии).
22. Где жил Ф.Ф.Ушаков отойдя от служебных дел?(некоторое время в Санкт-Петербурге, а затем в деревне Алексеевке Темниковскогоуезда Тамбовской губернии).
23. Где похоронен адмирал Ф.Ф.Ушаков? (возле Санаксарскогомонастыря, Темниковский уезд Тамбовская губерния).
24. Почему 30 ноября 2000 г. стало поистине историческим для Военно-морского флота России?(решением Комиссии поканонизации Русской Православной Церкви выдающийся флотоводец Ф.Ф.Ушаковпричислен к ЛИКУ МЕСТНОЧТИМЫХ СВЯТЫХ Саранской епархии).
ЧАЙНВОРД
Вставить слова в клеточки по порядку, каждое словоначинается с цифры.1 2 7 10 13 11 3 6 8 12 9 5 4
1. Родина адмирала Ф.Ф.Ушакова (Бурнаково).
2. Фрегат, на котором Ф.Ф.Ушаков совершил переход изКронштадта в Средиземное море, «Святой ........" ( Орел).
3. 30 июля 1769 года он произведен в…(лейтенант).
4. Государство, против которого Ф.Ф.Ушаков применилтактику свободного маневрирования (Турция ).
5. Небольшое парусное судно ( яхта )
6. Наступление (атака)
7. 12 февраля 1763 года Ф.Ф.Ушаков произведен в… (гардемарин).
8. Название корабля (пинки ), на котором он совершилпереход из Кронштадта вокруг Скандинавии в Архангельск («Нарган » ).
9.Один из любимых предметов Федора в Морском кадетскомкорпусе (навигация).
10.Место сбора купцов для продажи товаров. (Ярмарка ).
11.В 1799 году за взятие крепости Корфу он произведен в…(адмирал).
12.Адмирал, дважды награжденный орденом Ушакова 1 степенив годы Великой Отечественной войны (Левченко).
13.Крепость, которую защищал молодой Черноморский флот воглаве с Ф.Ф.Ушаковым 1787 г. (Очаков).
ГОЛОВОЛОМКА 1
Вписать по горизонтали слова в клетки так, чтобы повертикали получилось слово " ОТЕЧЕСТВО ".
/>
1.Остров, в сражении возле которого Ф.Ф.Ушаков нанеспоражение турецкому флоту в 1788 году (Фидониси).
2.Победа (Виктория).
3.Корабль " Георгий… " (Победоносец).
4.Название сражения, в котором в 1790 году Ф.Ф.Ушаководержал победу над турецким флотом (Керченское).
5.Название флота противника (турецкий).
6.Ф.Ф.Ушаков был награжден орденом Александра… (Невский).
7.В 1769 году он произведен в…(лейтенант).
8.Название фрегата, на который был назначен Ф.Ф.Ушаковдля проведения испытаний в 1782 году («Проворный).
9.Название фрегата, который был послан для обследованияиз Керчи к Крымским берегам и Ахтиарскую бухту под командой капитан-лейтенантаБерсенева (»Осторожный").
ГОЛОВОЛОМКА 2
/>
1.Парусное судно с косыми парусами (шхуна).
2.Горизонтальное или наклонное «дерево», выдающееся сноса судна (бушприт).
3.Самый верхний помост в кормовой части, где находилисьвахтенные или караульные офицеры и устанавливались компасы (шканцы).
4.Оперативно-тактическое соединение военных кораблейразличного класса (эскадра).
5.Тактический прием времен гребного и парусного флота –свалка или сцепка судов для рукопашного боя (абордаж).
6.Выдающийся полководец 18 века (Суворов).
ГОЛОВОЛОМКА 3
Эта звезда непростая. Необходимо вставить в клетки еелучей слова так, чтобы они оканчивались на букву «а». Каждый луч имеет первуюбукву и порядковый номер.
/>
1.Судно, на котором Ф.Ф.Ушаков совершил переход вокругСкандинавии (пинка).
2.Парусное судно с косыми парусами (шхуна).
3.Небольшое парусное судно (яхта).
4.Трехмачтовое парусно-гребное судно с косыми парусами,имеющее на вооружении до 50 пушек малого калибра(шебека).
5.Гребное судно 50-180 весел(галера).
6.Относительно небольшой корабль для боевых действий вприбрежных районах, в основном для обстрела береговых целей (канонерка).
7.Речное судно, ладья, прозванная по названию города (Романовка).
8.Двухмачтовое парусное судно малого или среднего размера(бригантина ).
ЦЕПОЧКА ДАТ
Для лучшего усвоения учениками дат в качестве задания, яиспользую такую форму работы, как составление цепочки дат, в которой последняяцифра предыдущей даты должна быть первой цифрой последующей даты. Проверкацепочек проводится в классе: ученик выписывает даты на доску и дает ихрасшифровку или загадывает ученикам.
1761771781791801802000?
1761 г. – Зачисление Ф.Ф.Ушакова в Морской кадетский корпусв Петербурге.
1771 г. – Ф.Ф.Ушаков на фрегате «Первый» участвовал в егопроводке от Новохоперской
Крепости до Азовского моря.
1781 г. – Ф.Ф.Ушаков на корабле «Виктор», в составеэскадры контр-адмирала Сухотина, совершил переход в Средиземное море.
1791 г. – Блистательная победа адмирала в русско-турецкойвойне у мыса Калиакрия.
1801 г. – Перевод адмирала Ф.Ф.Ушакова в Петербург.
1802 г. -21 мая переведен на Балтийский флот сназначением главным командиром гребного флота.
2000 г. – Решением Комиссии по канонизации РусскойПравославной Церкви выдающийся флотоводец причислен к лику МЕСТНОЧТИМЫХ СВЯТЫХСаранской епархии.

ЧАЙНДАТ
/>
По горизонтали:
1.Завершение русско-турецкой войны блистательной победойу мыса Калиакрии (1791г.).
5.Ф.Ф.Ушаков переведен из Азовской флотилии вСанкт-Петербургскую корабельную команду, произведен в капитан-лейтенанты (1775).
6. Возвращение Ф.Ф.Ушакова в Севастополь (1800 г.).
8. Капитан 2 ранга Ф.Ф.Ушаков прибыл в Херсон, успешнаяборьба с эпидемией чумы(1783 г.)
10. Прошение адмирала Ф.Ф.Ушакова об отставке (1806 г.).
12. Взятие крепости Корфу., Ф.Ф.Ушаков произведен вадмиралы (1799 г.).
13. Первая победа русской эскадры под командованиемФ.Ф.Ушакова над превосходящими силами противника у о. Фидониси (1788г.).
По вертикали:
1. Дата рождения адмирала Ф.Ф.Ушакова (1745г.).
3.Начало Средиземноморской кампании, в ходе которой былиосвобождены Ионические острова (1798 г.).
4. Федор Ушаков произведен в гардемарины (1763г.).
7. Ф.Ф.Ушаков причислен к лику МЕСТНОЧТИМЫХ СВЯТЫХСаранской епархии (2000г.).
9. Блаженная кончина адмирала (1817г.).
11. Начало Отечественной войны. Устроение Ф.Ф.Ушаковымгоспиталя, пожертвование средств на содержание 1-го Тамбовского пехотного полка(1812г.).
ПОЛЕ ЧУДЕС
Задание для 1 тура:
Что было устроено на средства Ф.Ф.Ушакова в деревнеАлексеевка, где он провел последние годы жизни? (Госпиталь).
/>
Задание для 2 тура:
В 1798 году Россия и Турция заключили союз противФранции. Что поразило турок при встрече в русских кораблях? (Опрятность).
/>
Задание для 3 тура:
Слово «амир» с арабского, означает — повелитель,начальник. В Европе оно в употребление вошло с 12 века. Что оно означает вРоссии? (Адмирал).
/>
Задание на финал:
Кому, следуя поговорке, человек должен отдать жизнь, душуи честь (Родина, Бог, никому).
/>
КРОССВОРД «КОРАБЛИ ВРЕМЕН Ф.Ф.УШАКОВА»
По горизонтали:
1. Речное судно, ладья,прозванная по названию города. (Романовка)
5. Небольшое парусноесудно, этот тип судна имеет множество разновидностей. (Бот)
6. Судно, находящееся всоставе эскадры в 1783г., которая прибылав Ахтиарскую бухту. (Полак)
7. Судно с названием «Нарган». (Пинка)
8. 3-х мачтовый парусный корабльс полным парусным вооружением. (Фрегат)
9. Несамоходное судно типабаржи. (Баркас)
10. Парусное судно скосыми парусами. (Шхуна)
11. Гребное судно 50 – 180вёсел. (Галера)
По вертикали:
2. Бриг малого илисреднего размера с 2-я мачтами. (Бригантина)
3. Крупный 2-х и 3-хпалубный корабль, с пушками, расположенными в линию. (Линкор)
4. Относительно небольшойкорабль для боевых действий в прибрежных районах, в основном дляобстрела береговых целей. (Канонерка)
/>
КРОССВОРД «НАЗВАНИЯ КОРАБЛЕЙ, КОТОРЫМИ КОМАНДОВАЛФ.Ф.УШАКОВ»
По горизонтали:
2. Фрегат, который испытывал в 1782 г. Ф.Ф.Ушаков. («Проворный»)
5. Фрегат, в проводке которого от Новохоперской крепостидо Азовского моря участвовал Ф.Ф.Ушаков в 1771г… («Первый»)
6. Корабль с 16-ю пушками, которым командовал Ф.Ф.Ушаков,он находился в составе эскадры и крейсировал в Черном море в 1774г… («Модон»)
7. Корабль с 16-ю пушками, командиром которого был назначенФ.Ф.Ушаков в 1773г. («Морея»)
8. Палубный бот, которым командовал Ф.Ф.Ушаков в 1772г.,ходил от Таганрога до Кафы (Феодосии) и далее, до Балаклавской бухты.(«Курьер»)
По вертикали:
1. Корабль, которым, командовал Ф.Ф.Ушаков в 1779г,«Георгий …. («Победоносец»)
3. Корабль с 64-мя пушками, которым командовал Ф.Ф.Ушаковв 1781-1782гг. и совершил переход в Средиземное море. («Виктор»)
4. Пинка, на которой Ф.Ф.Ушаков совершил переход изКронштадта вокруг Скандинавии в Архангельск в 1766г. («Нарган»)
/>

ИСТОРИЧЕСКИЙ АКВАРИУМ
В специально подготовленную коробку помещаются карточки,на которых заданы: фамилии, даты, термины, названия событий и др.
На карточке – одно задание. Учащиеся вылавливают (неглядя в аквариум) карточки и отвечают на вопрос. Эта игра вызывает огромныйинтерес у детей, может служить разминкой.
ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ
ШХУНА, СУВОРОВ, КИЛЬВАТЕР, ШПРИНГ, БУРНАКОВО, ДРЕКА,АВИЗО, УШАКОВ, 2000г., БАРКАС, АБОРДАЖ, 1745г., ПАВЕЛ 1, КОРФУ, АЛЕКСЕЕВКА,НЕЛЬСОН, МИЛЯ, ТРАВЕРС, КАРТЕЧЬ, КАЛИАКРИЯ, ХЕРСОН, 1791г., и др.
ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
Необходимо соединить правильно цифры I и II столбцов.
/>
ОТВЕТЫ: 1 – 6; 2 – 4; 3 — 10; 4 — 7; 5 – 1; 6 – 2; 7 – 8;8 – 3; 9 – 9; 10 -5 ;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра на уроке истории – это активная форма учебногозанятия. Знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностнозначимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему, не только воссоздать исвязать в единое целое представление об изучаемой эпохе, но и лучше«почувствовать» изучаемую эпоху. Игра вдохновляет ученика, успех в ней приноситдетям чувство радости и удовлетворения, а урок, превращается из «серого» вяркий и незабываемый. Учащиеся также самостоятельно составляют игры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Святойфлотоводец России. Жизнь и деяния Святого праведного война Федора Ушакова,адмирала Непобедимого. Санкт-Петербург, 2007г.
2.АртемовВ.В. Русские первопроходцы. М, 2002г.
3.ОвчинниковВ.Д. В служении Отечеству. Ярославль, 1993г.
4.ТрухановскийВ.Г. Судьба адмирала: Триумф и трагедии. М, 1984г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.