Реферат по предмету "Педагогика"


Учебно-тематическое планирование к курсу "Органическая химия в 10классе" по новому учебнику О.С. Габриеляна

Ульяновский институт повышенияквалификации и переподготовки работниковобразования
ВЫПУСКНАЯРАБОТА.
Учебно-тематическоепланирование
к курсу "Органическая химия в 10классе"
 по новомуучебнику О.С. Габриеляна.
Выполнила учитель химии
сош. № 69 (Заволжский р-н)
Крутова Елена Михайловна.
Руководитель зав. кафедрой
естествознания кандидат наук
Ахметов Марат Анварович.Ульяновск
2004 г.

Содержание:
1. Введение
2. Организация обучения химии поновым программам и учебникам
2.1. Анализ современныхучебно-методических комплексов по химии
2.2. Характеристика планов
2.3. Календарно-тематическоепланирование к курсу «Органическая химия» автор О.С. Габриелян и др.
2.4. Методические рекомендации кпроведению уроков по теме «Углеводороды»
Заключение
Литература

1.Введение
Для осуществления напрактике основных принципов общего среднего образования: развития, гуманизации,демократизации, дифференциации, регионализации — необходимо изменениесодержания и методов образования, замена или обновление действующих учебныхпрограмм и, учено- методических пособий.
Новое содержаниеобразования отличают вариативность, определяемая альтернативными учебнымипрограммами и учебниками, и наличие разных уровней образования, что позволяетразвивать индивидуальные способности школьника формировать творчески активнуюличность.
Переход школ РФ на новыепрограммы и учебники, введение ЕГЭ по химии повлёк за собой изменениеучебно-методического комплекта по химии. В связи с тем, что программ по химиинесколько, учителю нужно изучив и проанализировав все программы, выбратьнаиболее приемлемую для данной школы. И, уже исходя, из выбора программыпланировать учебный материал.
Поэтому очень важно иметьк программе и учебнику ещё и календарно-тематический материал, и разработкиуроков, т.е. весь научно-методический комплекс.
В настоящее время изданыи учебники, и учебно-методические комплекты. Методические пособия содержаттематическое планирование и методические рекомендации. Однако тематическоепланирование недостаточно полно разработано, даётся только распределение часовпо урокам и методические рекомендации к ним. Это касается и программы по химиидля 8-11 классов общеобразовательных школ автора О.С. Габриеляна и календарно-тематического планирования, которое не полное и в котором не включены задачи,основные понятия, планируемые результаты. Несмотря на имеющие разработки,ощущается недостаток в проработке курса «Органическая химия». Поэтомумы выбираем объектом исследования разработку календарно- тематическогопланирования и уроков по курсу «Органическая химия» 10 класс автораО.С. Габриеляна. Необходимо проанализировать и разработатькалендарно-тематическое планирование по курсу «Органическая химия» 10класс. Для поставленной задачи определяем следующие задачи: а) проанализироватьвопрос организации обучения химии по новым программам;
б) определить, что такоеучебный план, виды и формы планов;
в) разработатькалендарно- тематическое планирование к курсу «Органическая химия» 10класс автора О.С. Габриеляна;
г) разработатьметодические рекомендации к проведению уроков по теме: «Углеводороды»;
д) разработатьучебно-методический комплект уроков по теме: «Углеводороды» используясовременные педагогические технологии, компьютер и учитывая подготовку к ЕГЭ.
Решение поставленныхзадач будет решаться следующими методами: анализом, синтезом, обобщением исистематизацией.
Написанная работа можетбыть использована учителями химии, особенно поможет в работе начинающим молодымучителям.

2. Организацияобучения химии по новым программам и учебникам
 
2.1. Анализсовременных учебно-методических комплектов по химии.Переходшкол на обязательное девятилетнее образование повлёк
за собой изменениеучебно-методического комплекта по химии, теперь он формируется с учётомсистемности, преемственности и развивающего характера обучения.
Основные изменения вобласти химического образования следующие:
-          школьный курсхимии должен быть мировоззренческим, его цель- понимание химической стороныявлений окружающего мира. В школьном курсе следует отказаться от задачи «глубокоусвоить основы науки химии». Даже университетские курсы химии не могутвыполнить эту задачу;
-          преемственностьобучения на трёх этапах образования — начальном (1-4), основном (5-9), среднем(полном) (10-11);
-          изучениенеорганической и органической химии в основной (девятилетней) школе;
-          использованиеальтернативных учебных программ и пособий при сохранении общих требований куровню образования;
-          экологизациясодержания всех разделов химии;
-          дифференцированноеобучение в среднем звене и, особенно в старших классах на основе новыхучебно-методических пособий, разработанных для соответствующего профиля;
-          введение впрактическую деятельность школы образовательного минимума содержанияхимического образования,
В настоящее времядействуют несколько программ по химии для средних общеобразовательныхучреждений, которые можно использовать в учебной практике по выбору учителя,как в дневной, так и в вечерней (сменной) школе.
Программа курса химии для8-11 классов основной и средней (полной) общеобразовательной школы авторы:Иванова Р.Г. и Цветков Л.А. определяет базовый уровень содержания подготовки похимии учащихся основной и полной средней общеобразовательной школы. По своейструктуре она линейно- концентрическая, Курс химии учащиеся могут изучать послекурса «Естествознания», в котором они знакомятся с первоначальнымихимическими понятиями на эмпирическом и атомно- молекулярном уровне. Курсрассчитан на 272 часа, по 2 часа в неделю в каждом классе. Распределениевремени по темам ориентировочное. Учитель может обоснованно изменятьпоследовательность изучения вопросов и время на их изучение.
Программа двухуровневогокурса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений авторы: Гузей Л.С.,Суровцева Р.П. определяет содержание базового и более углубленного уровней дляучащихся 8-11 классов общеобразовательных школ в соответствии с федеральномстандартом школьного химического образования и концентрической концепции. Курсрассчитан на 2-3 часа в неделю. При этом курс химии, 8-9 классов, являетсязавершённым и самодостаточным. Он может быть единственным курсом химии дляучащихся, которые не будут продолжать обучение в старшей школе, но также можетслужить основой для дальнейшего химического образования.
Программа курса химии для8-11 классов общеобразовательных учреждений автора О.С. Габриеляна построена поконцентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранитьвысокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7класса, где изучается сведения о строении атома и биологией 9 класса, гдедаётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
В основе курса лежитконцентрический принцип построения обучения. Изучение химии 8-9 классахобеспечивает базовый уровень подготовки учащихся основной школы, а в 10-11классах может быть реализована естественнонаучная специализация.
Основная школа: неорганическая химия 68 часов (8класс), неорганическая и органическая химия (9 класс).
Средняя школа: органическая химии 68 часов (10класс); общая химия (11 класс)
На изучение химии в профильныхклассах (10-11 класс)- 4 часа в неделю всего 136 часов.
Учебник 8 классаоткрывает линию школьного химического образования, разработаннуюО.С.Габриеляном. В линию также входят:
-          настольная книгаучителя химии 8,9, 10,11класс;
-          рабочая тетрадьпо классам;
-          методическоепособие Химия 10 класс. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов;
-          органическаяхимия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов,Е.Е. Остроумова и другая методическая литература.
 
2.2 Характеристикапланов.
В педагогике различаютперспективный, календарно-тематический и поурочные планы.
Перспективный план.
Учителю необходимо,заранее и точно представить себе место урока в теме и каждой темы в течениегода, что требует планирование не только по содержанию тем программы, но и пометодам и формам преподавания. Учитель заранее определяет, какие практическиеработы, демонстрации опытов он будет проводить, какие реактивы надоподготовить, обновить растворы имеющихся веществ, чтобы своевременноиспользовать их на уроке и дать задание лаборанту, какие и когда провестивнеклассные мероприятия, какую и к каким темам рекомендовать литературу длявнеклассного чтения и тому подобное. Возникает необходимость составленияперспективного плана на год, чтобы планомерно осуществлять преподавание химииметодами и формами, соответствующими содержанию каждого курса и возрастаученика. Органы народного образования обычно не требуют такого плана, но оннужен самому учителю для высокого качества работы. Учителю необходимо всегдаиметь в виду ход процесса преподавания и вести его по плану. Такойперспективный план важен для учителя, в нем предусматривается вся системапреподавания, все его формы в динамике по срокам. В перспективном плане даетсяраспределение часов по темам и календарные сроки прохождения тем с учетомканикул и праздников. По усмотрению учителя количество часов по темам можетнесколько отличаться от указанного в программе, если это необходимо для лучшегоусвоения и закрепления знаний и при условии выполнения всей программы. Можноувеличить на 1-2 часа ту или иную тему и соответственно уменьшать другую. Перестановкатем программы, предусмотренных в ней логикой развития понятий, нецелесообразна. Перспективный план не является непреложной догмой для учителя:учет конкретной обстановки в учебном году заставляет вносить изменения. Вместес тем план обязывает к самоконтролю в сроках прохождения материала. В практикеучитель не редко задерживается на первых темах курса и спешит с последними. Считаемособенно важным обратить внимание молодого учителя на соразмерность сроковизучения тем, с этой целью полезно оставить хотя бы три урока запасными нанепредвиденные пропуски.
Перспективный план наследующий учебный год удобнее составлять в конце текущего с учетом егодостижений и недостатков.
В качестве примернойможет быть использована следующая схема составления перспективного плана.

Схема перспективногоплана.Тема Кол-во часов Сроки Повторные темы Внеклассные занятия Из предыдущего курса Данного курса /> /> /> /> /> />
Система уроков в теме.Каждый химический курс состоит из ряда тем программы последовательности, определяемойлогикой их содержания. Тема объединяет логически связанные вопросы, изучаемыена отдельных уроках. Таким образом, каждая тема программы представляет системылогически связанных уроков.
В начале года проводятотдельные вводные уроки ко всему курсу. На этих уроках дается представление осоответствующем разделе химической науки (предмете, задачах, значение), осодержании предстоящего изучения курса, методах, какими он будет преподаваться.
В больших по количествуотведенных часов темах различают уроки:
1)        вводные;
2)        раскрывающиесодержание темы;
3)        заключительные,или обобщающие.
По небольшим темамучитель делает введение в начале первого урока, а заключение в концепоследнего.
По самому существу урок иего проведение определяется учебным содержанием, которое зависит от составазнаний, указываемых темой программы, и количеством часов, отведенных на еёизучение.
В связи с введениемединого государственного экзамена по химии (ЕГЭ) в нашей области с 2003г.–2004г. учебного года следует вводить на уроках работу с различными видамитестов, разрабатывать методику подготовки школьников к ЕГЭ по химии.
Материал уроков в темераспределяется по основным понятиям. Курс органической химии старших классовпредусматривает систематическое изучение органических веществ на основепоследовательного и достаточно глубокого рассмотрения его ведущих идей.
В основе системы понятийо веществах лежит идея зависимости свойств органических соединений от ихсостава и строения, обусловленность применения веществ их свойствам (состав – строение– свойства — применение). Знания о многообразии органических веществ и их ролив природе носят ярко выраженный характер. На уроках учащиеся знакомятся снаиболее важными областями применения органических веществ, некоторымипроизводственными продуктами, у старшеклассников формируется экологическиезнания, убеждения в необходимости бережного отношения к окружающей среде.
Система понятий охимических реакциях получает свое развитие на основе идеи генетической связимежду классами органических соединений, развития природы от простого ксложному. Эти идеи наиболее полно раскрываются благодаря тому, что курс имеетединую теоретическую основу и отражает естественную систему органическихвеществ. Такой системой, как известно, является классификация, построенная попринципу усложнения строения и генетического развития веществ.
Исходя из перспективногоплана составляется план преподавания каждой очередной темы. Учитель, приступаетк составлению его заблаговременно, с учетом срока проведения лабораторных, практическихработ, демонстрации опытов. План темы помогает своевременно подготовитьнеобходимый раздаточный материал, опорные конспекты, таблицы, схемы, тесты итом подобное. План темы позволяет предусмотреть все необходимое для правильногохода процесса обучения.
При распределениисодержания темы поурочно учитель основательно продумывает названия уроков. Темаурока должна быть краткой, а не отражать содержание урока, например, «Алканы:строение, изомерия, номенклатура. Нетрудно видеть, что в приведённых примерахданы основные вопросы содержания уроков, а не их темы. Темы же уроков следуетсформулировать так: „Общая характеристика алканов“, „Химическиесвойства алканов“. Обобщённая, но в то же время краткая формулировка темыурока, вычленяющая в содержании его самое существенное, отчётливее запечатлеетсяв сознание учащихся, лучше удерживается в памяти. Она играет роль стержня,вокруг которого объединяются сопутствующие вопросы.
Подготовка учителя куроку.
Проведение каждого урокатребует от учителя тщательной подготовки. Она складывается из отбора учебногоматериала, выбора методов, определение структуры урока, подготовки таблиц,схем, опытов, дидактического материала и составление плана или конспекта. Самособой разумеется, что от учителя требуется расширенное знание научногосодержания урока, а также обстоятельное и критическое осмысливание школьныхучебников. Учитель прочитывает соответствующие главы в научных руководствах, иего первая задача состоит в строгом отборе нужного материала из обильнойнаучной информации; вторая, не менее важная, задача заключается в творческойпедагогической переработке прочитанной информации: выделение главного вопроса иему сопутствующих, продумывание логики изложения основных частей содержания.Учитель определяет, какие понятия какие должны быть образованы на данном уроке,какие знания, из ранее изучаемых, получают дальнейшее развитие, и отбираетфактический материал. При этом школьный учебник оказывает серьёзную помощьучителю, хотя и не может служить для него источником познания. Для учителяпросмотр учебника играет другую роль: важно знать заранее, какой материалученики могут прочитать дома после уроков и чего в учебнике нет, какие места внём трудны для усвоения. Всё это будет учтено при проведении урока.
В поисках занимательногоматериала следует остерегаться включения в содержание урока недостаточнопроверенных наукой фактов и сведений, мало связанных с темой урока.
Наиболее важным в работеявляется правильно разработанный календарно-тематический план. В связи спереходом на новые программы и учебники этот вопрос становится наиболее острым.Наша школа перешла на новое учебники О.С. Габриеляна и новую программу, как ибольшинство школ Заволжского района, поэтому мы представляемкалендарно-тематическое планирование к курсу „Органическая химия“ 10класс.
Тематическое планированиесоставлено согласно программе разработанной Департамента образовательныхпрограмм и стандартом общего образования и лабораторией химии ИОСО РАО.[1]
После того как учительвыбрал конкретную программу, обеспечил учащихся соответствующими учебниками идидактическими материалами, он должен разработать тематическое планирование,чтобы заранее предусмотреть число и типы уроков для каждой учебной темы,отметить необходимые средства обучения, выстроить систему, обеспечивающую вконечном итоге достижение требуемых результатов усвоения знаний исформированности умений. Поэтому наиболее важным в работе учителя являетсяправильно разработанный календарно- тематический план.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.